Гурулева М.В.
Живописные гербы из собрания Эрмитажа. Опыт реставрации
// Сим победиши (2024)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 265-269
Аннотация: В собрании Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа хранятся восемь живописных гербов петровского времени, написанных маслом на картоне. Это гербы Кондийский, Удорский, Белозерский, Ростовский, Болгарский, Пермский, Псковский и Астраханский. Данная группа гербов происходит из бывшего Гербового музея Центрархива, в который после Октябрьской революции вошло собрание Гербового отделения Сената. После многочисленных преобразований и переименований фонды музея были распределены по разным коллекциям, а восемь живописных гербов, в числе других геральдических материалов, были переданы в 1938 году из Государственного музейного фонда в Государственный Эрмитаж.
Об авторе публикации/статьи:
Гурулева М.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 24552 знаков (с пробелами)
Живописные гербы из собрания
Эрмитажа. Опыт реставрации
М. В. Гурулева
В собрании Отдела нумизматики Государ
ственного Эрмитажа хранятся восемь живо
писных гербов петровского времени, написан
ных маслом на картоне. Это гербы Кондийский,
Удорский, Белозерский, Ростовский, Болгарский,
Пермский, Псковский и Астраханский ил. 1
Данная группа гербов происходит из бывшего
Гербового музея Центрархива, в который после
Октябрьской революции вошло собрание Гербо
вого отделения Сената. После многочисленных
преобразований и переименований фонды музея
были распределены по разным коллекциям, а во
семь живописных гербов, в числе других гераль
дических материалов, были переданы в 1938 году
из Государственного музейного фонда в Государ
ственный Эрмитаж.
В 1997 и 20 13 годах эти гербы прошли ре
ставрацию в Лаборатории научной реставрации
станковой живописи.
В практике лаборатории работа с произве
дениями, связанными с геральдикой, проводится
довольно редко и выделяется своей спецификой.
Гербы в музее в первую очередь встречаются
на предметах, относящихся к нумизматике, сфра
гистике, археологии, оружию и прикладному ис
кусству. Но и в нашу лабораторию иногда посту
пают на реставрацию картины, на которых гербы
присутствуют в тех или иных качествах. Это могут
быть как примеры того, что эмблемы и гербы сами
являются произведениями искусства, что относит
ся к рассматриваемым в этой статье предметам,
так и различные варианты использования гераль
дических изображений в живописи.
Говоря о последних, следует в первую оче
редь отметить портреты, на которых часто помимо
собственно изображенных лиц введены их гербы
чаще всего на фоне, иногда как элемент
оформле
ния интерьера или как часть пейзажа на заднем
плане. Среди подобных, так называемых гербо
вых, портретов можно назвать, например, кар
тину Лукаса Кранаха Старшего Портрет карди
нала Альбрехта Бранденбургского прошедшую
реставрацию в лаборатории еще в 1980 е годы.
Герб кардинала помещен в левом верхнем углу
на фоне зеленоватого цвета, оттеняющем яркие
краски и портрета, и герба. Такие гербы, как из
вестно, часто служат инструментом атрибуции
произведения, конкретизации изображенного
на них лица, принадлежности его к определенной
профессиональной группе.
Частями композиций реставрированных
полотен бывали гербы заказчиков на групповых
портретах, донаторских картинах или иконах.
Так, на боковых створках триптиха Лукаса ван
Лейдена Исцеление иерихонского слепца
отреставрированного в 20 18 году, изображены
герольды, держащие в руках гербы заказчиков
картины.
Отдельно стоит отметить полотна с аллего
рическими сюжетами, в которых зачастую изо
бражались не гербы конкретных земель или ро
дов, а фантазийные геральдические композиции,
в которых герб сам становился предметом творче
ства художника, обыгрывавшего его художествен
ные формы щиты и щитодержатели, девизные
ленты. Портрет Шарля де Лонгваля Питера
Пауля Рубенса,
находившийся на реставрации
сравнительно недавно, в 20 году, заключен
в обрамление аллегорического характера, и среди
различных символических изображений венчает
овал с портретом эмблема Габсбургов импер
ский орел, а замыкает снизу щиток для герба.
266 267
В 1960 е годы в лаборатории прошла ре
ставрацию картина Адольфа Ладюрнера Часть
Белого Гербового зала в Зимнем дворце на ко
торой изображена одна из скульптурных групп
древнерусских воинов в период, когда на древках
их знамен были закреплены щитки с гербами рос
сийских губерний.
Группа живописных гербов петровского
времени интересна и своей историей, и тем, что
это редкий пример реставрации в нашей лабора
тории целого комплекса геральдических произ
ведений ил. 2 К тому же, в силу особенностей
техники исполнения, данная работа выделялась
методиками ее проведения.
В период правления Петра I территориаль
ная эмблематика в России активно развивается 2 января 1722 года при Сенате была учреждена
должность Герольдмейстера, на которого были
возложены обязанности по составлению гербов.
Для отправления геральдического художества
в помощь Герольдмейстеру был сначала в том
же году назначен граф Франциск Санти, соста
вивший новые гербы для многих русских городов,
в том числе и Санкт Петербурга. Кроме того, Санти
придал геральдические атрибуты многим старым
гербам, в том числе тем, о которых речь в дан
ной статье, например Пермскому, Белозерскому,
Ростовскому.
Им было начато составление рисун
ков городских гербов на знамена полков, однако
последняя работа не была закончена.
Материалы и рисунки гербов, собранные
Санти, были переданы графу фон Миниху, и под
его руководством художник Андрей Баранов со
здал рисунки для знамен полков, которым были
возвращены в 1727 году территориальные назва
ния. Знаменный гербовник был Высочайше утвер
жден в 1730 году. Рисунки полковых гербов были
помещены на овальные щиты в золотых картушах.
Материалы, переданные графу Миниху, ста
ли основой гербовника с рисунками для знамен
полков, носивших названия города, где они квар
тировали. Эти сведения приводятся во всех рабо
тах, посвященных истории русской геральдики.
Однако, как отмечала М. А. Добровольская, в этих
работах почему то обходится молчанием факт
употребления гербов в погребальных церемониях,
начало которому было положено Петром I.
Петр I, изменив старый русский погре
бальный обряд, составил и ввел новые церемо
ниалы на основе европейских ритуалов. Такой
Ил. 2. Титульный герб для похоронной процессии
Петра I. Герб Белозерский. Россия. 1725.
Картон масло. 5 12 44,8 см. Инв. Р 1632.
Государственный Эрмитаж
Ил. 1Титульный герб для похоронной процессии
Петра I. Герб Пермский. Россия. 1725. Картон масло.
5 13 45,0 см. Инв. Р 163 1
Государственный Эрмитаж
же был принят и при погребении самого Петра.
В оформлении печальной залы где стоял гроб,
большая роль отводилась символическим скуль
птурам, а также гербам. Примечательно,
что в по
гребальной процессии участвовали 32 лошади
с нашитыми
на их попонах по бокам и на лбу изо
бражениями гербов. Лошади эти следовали за зна
менами с такими же изображениями, кроме того,
отдельно были представлены военные гербовые
щиты императора писанные красками и укра
шенные по принадлежности семь основных тер
риториальных гербов и государственный большой
герб под короной, окруженный 32 гербами тер
риторий. Под руководством Луи Каравакка над
гербами работали среди других художники Иван
Чернавский и Петр Гусятников, мастер и подма
стерье, состоявшие в геральдической конторе
еще при Ф. Санти и выполнявшие художественные
работы по изготовлению дипломов и рисованию
городских гербов.
Восемь гербов в эрмитажном собрании были
определены М. А. Добровольской как происходя
щие из числа упомянутых гербов, прикреплен
ных к попонам лошадей2. В пользу этого говорит
идентичность их оформления гербам печальной
залы и в то же время отличие их от рисунков, по
мещенных в Титулярнике 1672 года и в гербовни
ке Миниха 1729 года, включавшем в себя, кстати,
только городские гербы.
Данные гербы привлекли к себе внимание
реставраторов в 1996 году во время планово
го осмотра фондов Отдела нумизматики. Ввиду
неудовлетворительного состояния сохранности
эти своеобразные живописно геральдические по
лотна были отобраны для плановой реставрации,
которую провел художник реставратор Александр
Николаевич Смирнов.
Гербы выполнены маслом на картоне, вы
резанном по форме позолоченного обрамления.
Рамки имеют одинаковую форму и отличаются
типом геральдических корон, корона на Астра
ханском гербе утрачена ил. 3 Обрамления,
имитирующие рельефную позолоченную резьбу,
удачно оттеняют густые, но не очень яркие фоны,
на которых четко выделяются изображения. Раз
мер гербов сравнительно невелик высота от 42
до 5 1см, ширина от 42 до 45 см.
Неправильная форма и прикладной харак
тер использования данных предметов обусловил
характерные для всех восьми гербов поврежде
ния основы картон был сильно деформирован,
покороблен, по краям имелись многочисленные
проколы от гвоздей, диаметром до 0,5 см. Картон
вдоль всех краев обветшал, имелись многочислен
ные участки расслоения картона и отдельные его
утраты. Все это также подтверждает факт назна
чения гербов не в качестве изобразительного ма
териала. Сохранность памятников была примерно
одинаковой, все они были загрязнены, с отдельны
ми пятнами с оборотной стороны. Имелись много
численные участки кракелюра с приподнятыми
краями и угрозой осыпания, повсеместные отста
вания грунта и красочного слоя от основы в виде
полых вздутий пузыри многочисленные участки
сседаний красочного слоя и поздние мастиковки.
Красочный слой и грунт имели утраты в местах
проколов, также красочный слой был утрачен ча
стично как на золоченом обрамлении, так и в раз
ноцветной живописи на самих щитах. На многих
гербах наблюдались значительные заломы красоч
ного слоя например, на Псковском и Удорском они
достигали длины 38 см, а на Болгарском гербе диа
гональный излом слева направо пересекал всю по
верхность. На многих гербах имелись следы старых
реставрационных записей и тонировок прошлые
реставрационные вмешательства проводились
до поступления гербов в Эрмитаж в 1938 году
Ил. 3. Титульный герб для похоронной процессии
Петра I. Герб Астраханский. Россия. 1725.
Картон масло. 42,5 44,8 см. Инв. Р 1636.
Государственный Эрмитаж
268 269
Задачей реставрации было проведение
комплекса мер по укреплению как основы, так
и красочного слоя. Работа с основой, многослой
ным картоном, являлась не очень характерной
для реставрации классических произведений
живописи и включала ряд приемов и процессов,
а также использование материалов, применяемых
в реставрации графики.
Во время реставрации было прежде всего
проведено общее укрепление красочного слоя
и грунта по всей поверхности гербов. После это
го в местах вздутий красочного слоя был местно
подведен раствор осетрово медового клея, и эти
участки локально были дополнительно укреплены
и выровнены. В процессе укрепления красочного
слоя и грунта картон сильно реагировал на влагу,
содержащуюся в клее, и тепло от утюга, в результа
те чего деформации и заломы устранялись не пол
ностью. Было проведено повторное местное укре
пление, на укрепленные участки ставился пресс.
В результате длительной и кропотливой работы
деформации были максимально устранены, кра
сочный слой и грунт укреплены, кракелюр уложен
и стабилизирован.
Как отмечалось выше, в процессе работы
использовались методы реставрации как живописи,
так и графики. Механическая очистка ос
новы проводилась каучуковым ластиком, который
не оставляет частицы в составе бумаги и картона.
Жесткие загрязнения и имевшиеся на некоторых
гербах пятна затеков с оборотной стороны были
расточены скальпелем. Для подклейки расслаи
вающегося картона и восполнения утрат основы
использовался традиционный для реставрации
живописи осетрово медовый клей. Он легко об
ратим, клеевой шов при высыхании имеет мато
вую поверхность. Утраты основы восполнялись
бескислотным картоном, подобранным по цвету
и толщине максимально близко к оригиналу. Сло
мы и разрывы подклеивались с дополнительным
укреплением реставрационной японской бумагой
разной толщины и расправлялись шпателем.
В местах утрат красочного слоя наносился
грунт, затем рисунок был тонирован темперны
ми красками. Укрепленная и восполненная лице
вая поверхность красочного слоя была промыта
от стойких поверхностных загрязнений. Далее ве
лась работа по удалению многочисленных слоев
Ил. 4. Титульный герб для похоронной процессии
Петра I. Герб Болгарский. Россия. 1725.
Картон масло. 5 18 44,8 см. Инв. Р 1634.
Государственный Эрмитаж
Ил. 5. Титульный герб для похоронной процессии
Петра I. Герб Удорский. Россия. 1725.
Картон масло. 50,0 44,6 см. Инв. Р 1637.
Государственный Эрмитаж
старых, разновременных реставрационных пе
регрунтовок, располагавшихся слоями друг над
другом. После удаления старых реставрацион
ных мастиковок, сделанных над уровнем автор
ской живописи и повсеместно заходящих на нее,
был подведен новый реставрационный грунт.
После выравнивания мастиковок были сделаны
тонировки
утрат красочного слоя. На заверша
ющем этапе, после просушки, картина покрыта
двумя слоями мастичного лака ил. 4, 5
В 20 13 году в рамках подготовки к выставке Петр Великий. Вдохновленный царь в центре Эрмитаж Амстердам восемь живописных гер
бов на картоне вновь поступили в Лабораторию
научной реставрации станковой живописи. Про
деланная в 1997 реставрация стабилизировала
состояние сохранности гербов, и в 20 13 году ре
ставраторам оставалось только удалить поверх
ностные загрязнения, обеспылить произведения
и составить описания сохранности. Гербы были
представлены на выставке, став важной частью
ее концепции. 1Историческая справка приведена на основе изд.
Добровольская
М. А. Геральдическая живопись
Петровского
времени в Эрмитаже Эрмитажные чте
ния памяти Б. Б. Пиотровского 14.02. 1908 15. 10. 1990
тезисы докладов Государственный Эрмитаж науч. ред.
Г. В. Вилинбахов. СПб., 1994. С. 22 24.
2 Там же. С. 23.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Гурулева М.В. Живописные гербы из собрания Эрмитажа. Опыт реставрации (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|