| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Сим победиши (2024) › Гурулева В.В. Язык власти на монетах Трапезундской империи | ||||||
Гурулева В.В.
Язык власти на монетах Трапезундской империи// Сим победиши (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 251-264 Аннотация: Монеты являются общепризнанными памятниками истории и культуры, в том числе носителями личных эмблем их эмитентов и знаков государственной власти, позволяющими проследить зарождение и развитие геральдической символики. В этой связи достаточно хорошо изучено влияние византийского придворного церемониала и императорских инсигний (отраженных, помимо прочего, и в монетных образах) на обрядность и символы власти других средневековых стран, в том числе Древней Руси и Московского государства, правители которых стремились таким образом продемонстрировать свой суверенитет. Об авторе публикации/статьи: Гурулева В.В. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 62202 знаков (с пробелами)
Язык власти на монетах Трапезундской империи В. В. Гурулева Монеты являются общепризнанными па мятниками истории и культуры, в том числе но сителями личных эмблем их эмитентов и знаков государственной власти, позволяющими просле дить зарождение и развитие геральдической сим волики. В этой связи достаточно хорошо изучено влияние византийского придворного церемониа ла и императорских инсигний отраженных, по мимо прочего, и в монетных образах на обряд ность и символы власти других средневековых стран, в том числе Древней Руси и Московского государства, правители которых стремились та ким образом продемонстрировать свой суверени тет 1Реже внимание исследователей привлекают в этом качестве монеты Трапезундской империи2. Развиваясь в целом в русле иконографических традиций византийской чеканки, трапезундские монеты имели свои отличительные особенности, выраженные в присущих только им вариантах декорирования императорских регалий, в более разнообразных видах личных знаков монетари ев, а также в изображениях орлов, которые рас ценивают как герб или протогерб Трапезунда. Целью заявленной статьи является попытка про следить, как отражалось в монетной чеканке ста новление и развитие государственной идеологии Трапезундской империи, а также привлечь внима ние исследователей к монетам этой империи как к источникам для изучения символов и образов, предшествовавших геральдическим эмблемам. Завоевание территории южного берега Чер ного моря в апреле 1204 года, предпринятое при помощи Грузии братьями Алексеем и Давидом Ве ликими Комнинами внуками византийского им ператора Андроника I 83 85 имело далеко идущие цели продвижения к столице и восстанов ления на византийском престоле популярной в на роде династии Комнинов. Однако, совпав по вре мени с захватом Константинополя крестоносцами, образованное братьями новое государство Тра пезундская империя 1204 146 1первым васи левсом которого стал Алексей I 1204 1222 оказалось в создавшихся условиях лишь одним из осколков Византии, появившихся на разных территориях бывшей великой империи и боров шихся за византийское наследство3. После победы в этой борьбе правителя Никейской империи Ми хаила VIII Палеолога 1258 1282 и восстановле ния Византии в 126 1году Трапезундская империя продолжала свое существование как независимое государство, отказавшись от прежних амбициоз ных планов4. Правители Трапезундской империи визуали зировали свой суверенитет с помощью стандарт ного набора византийских придворных ритуалов и императорских регалий. В число важнейших прерогатив независимого государства входит мо нетная чеканка, однако при первом императоре Трапезунд не выпускал собственных монет. Это об стоятельство вызывало недоумение у нумизматов, и до сих пор не существует единого объяснения это го факта5. Не исключено, что возможной причиной отсутствия монетной чеканки при Алексее I могло послужить первоначальное намерение братьев не ограничиваться территорией Южного Понта, а продвигаться к Константинополю. К 20 14 году на ступление трапезундских войск было остановлено с потерями многих завоеванных прежде земель совместными усилиями никейского императора Феодора I Ласкариса 1208 1222 и его союзников сельджуков. Алексей I вынужден был расстаться с надеждами на византийский трон, но окончатель но смириться с этим положением пришлось только его внукам6. 252 253 Собственная чеканка началась в Трапезунд ской империи с выпусков выпукло вогнутых мо нет медных трахей Андроника I Гида 1222 1235 и Иоанна I Аксуха 1235 1238 а также серебряных трахей Мануила I Комнина 1238 1263 Эти моне ты чеканились по византийским технологическим, метрологическим и иконографическим стандар там, характерным для выпусков всех государств, возникших на бывшей территории Византии и на Балканах в первой половине XIII века. Дошедшие до наших дней единицы медных и три четыре де сятка серебряных трахей свидетельствуют о том, что потребности денежного обращения в Тра пезундской империи были поначалу невелики. Си туация изменилась со второй половины XIII века. Образование монгольской империи Ильханов в 1258 году послужило стимулом для развития су хопутной торговли. С 1204 года Черное море, пре жде закрытое для западноевропейских морепла вателей, стало доступно для венецианских купцов, а после восстановления Византии в 126 1году к ним присоединились их генуэзские конкуренты. Тра пезунд, расположенный на перекрестье морских и сухопутных путей, превратился в важнейший центр международной торговли. В последние годы правления Мануила I началась массовая чеканка количество дошедших до наших дней экземпля ров исчисляется уже сотнями новой серебряной монеты плоской формы, которая в источниках фи гурирует как аспр. По своей метрологии этот номи нал тяготел к весовым нормам восточных соседей, но при этом в ходе развития монетного обращения приспосабливался также к колебаниям веса и про бы монет палеологовской Византии и Венеции7. При отличиях в технике чеканки и весовых стандартов трапезундских аспров от первых мо нетных выпусков империи неизменным оставался тот идеологический посыл, который отражался в их иконографии и опирался на выработанные в Визан тии традиции изображения императора с присущи ми его власти одеяниями, инсигниями и надписями с его именем. Трапезундские аспры имели на лице вой стороне изображение стоящего анфас святого Евгения, а на оборотной стороне императора, так же представленного в полный рост анфас и корону емого Десницей Божией. Надписи располагались в столбцы по обе стороны от фигур, буквы зачастую сливались в лигатуры из двух и более литер, в соот ветствии с обычаем, появившимся во время прав ления византийских Комнинов. В конце XIII века фигуры в рост сменились изображениями святого Евгения и императора верхом на конях, и этот тип ратии, Великий Комнин появившийся в 1282 году. Но родовое имя Комнин неизменно присутствова ло в монетных легендах рядом с личными именами императоров, подчеркивая их принадлежность к ви зантийской императорской династии. Важной составляющей государственного ри туала христианской державы было наличие соб ственного небесного покровителя. Процесс поиска такого патрона отражен уже на ранних монетах, где изображались Христос8, Богоматерь9, св. Георгий 10, культы которых были широко распространены в Византии. Их образы на трапезундских монетах связаны с политическими устремлениями первых Великих Комнинов к Константинополю В редких случаях на медных монетах можно видеть святых, соименных с императорами св. Андроника на тра хее Андроника I 12, св. Георгия на монетах импе ратора Георгия 1266 1280 13, Иоанна Продрома Предтечи на выпусках Иоанна II 1280 1297 14. Достаточно рано на монетах стал появляться об раз св. Евгения, принявшего мученическую смерть в этом городе во время правления римского импе ратора Диоклетиана 284 305 Именно этот святой был избран в итоге покровителем и защитником Трапезундской империи, и его фигура постоянно присутствует на лицевых сторонах серебряных ас пров. На ранних выпусках св. Евгений всегда изо бражен в тунике и плаще, с крестом на длинном древке в правой руке ил. 1на аспрах с всадника ми только в тунике, часто орнаментированной по лосами или ромбами крест имеет короткое древко ил. 2 На ряде медных монет вместо образа свято го Евгения указано только его имя, буквы которого расположены в углах креста ил. 3 Императоры изображались на монетах в тра диционных византийских коронах с подвесками препендулиями и в церемониальных одеждах дивитисии в Западной Европе он назывался дал матиком, поэтому в ряде изданий так именуется и одеяние трапезундских василевсов 15 и лоре длинной полосе ткани, которую оборачивали во круг корпуса изначально лор атрибут консуль ского костюма Инсигнии императорское знамя лабарум скипетр, держава, акакия или анекси какия мешочек с прахом, символизирующий бренность земной жизни, также были идентич ными византийским регалиям. На аспрах XIII века императоры держат в правой руке либо лабарум ил. 4 либо крест на длинном древке. Любопытна форма этого кре ста он имеет две перекладины что характерно для патриаршего креста но при этом нижняя оставался неизменным до конца существования империи. Изображения на трапезундских монетах отражали весь спектр образов и символов, призван ных продемонстрировать суверенитет и правосла вие империи, а также преемственность власти ее императоров от представителей одной из самых прославленных династий Византии. Следует отметить, однако, что титул тра пезундских императоров во Христе Боге верный царь и автократор ромеев воспринятый ими пона чалу и отражавший их претензии на византийский престол, никогда не воспроизводился в надписях на монетах, равно как и новый во Христе Боге вер ный царь и автократор всей Анатолии, Иверии и Пе Ил. 1Аспр. Мануил I 1238 1263 Трапезунд. Серебро. Диаметр 2 1мм. Л. с. Инв. ОН А В 6367. Государственный Эрмитаж Ил. 2. Аспр. Алексей II 1297 1330 Трапезунд. Серебро. Диаметр 22 мм. Л. с. Инв. ОН А В 6752. Государственный Эрмитаж Ил. 3. Медный номинал. Алексей III 1349 1390 Трапезунд. Медь. Диаметр 17 мм. Л. с. Инв. ОН А В 7075. Государственный Эрмитаж Ил. 4. Аспр. Мануил I 1238 1263 Трапезунд. Серебро. Диаметр 22 мм. О. с. Инв. ОН А В 6376. Государственный Эрмитаж 254 255 картах трапезундские знамена имеют изображе ния либо одноглавого, либо двуглавого орла 17. В XIV веке лабарумы исчезают с монетных изображений, заменяясь скипетрами на более коротких древках, навершия которых приобре тают разнообразный вид. Появляются редкие или несвойственные для византийских инсигний ва рианты. Так, скипетры, украшенные драгоценны ми камнями ил. 7 а также с навершиями в виде трезубца или трилистника ил. 8 на византийских монетах крайне редки. Широко распространен ный в Трапезунде скипетр с трезубцем в Визан тии известен только на пробной монете 104 1года императрицы Зои ил. 9 18. Обе отмеченные раз новидности скипетров изображены также на тра пезундских печатях XIII века на печати Давида Великого Комнина представлен библейский царь Давид, который держит скипетр, увенчанный трезубцем, а на печати Алексея I скипетр импе ратора украшен драгоценными камнями 19. Если обратиться к памятникам изобразительного ис кусства, к сожалению крайне редким, то на иконе из монастыря Дионисиат на Афоне и на хрисо вуле Алексея III 1349 1390 дарованном этому из них отходит от древка двумя лучами вверх под острыми углами ил. 5 Лабарум на ряде выпусков Иоанна II является навершием скипетра на более коротком древке ил. 6 Полотнища лабарума на трапезундских аспрах совершенно гладкие, без намёков на изо бражения, как это было характерно для византий ских монет, где можно рассмотреть хризмы или кресты, последние часто с точками в углах. Это позволяет исследователям соотнести лабарумы на византийских монетах со знаменами, изобра женными на западноевропейских мореходных картах, где Константинополь обозначен флагом с крестом, в углах которого расположены буквы В 16. К сожалению, мы лишены такой возможности в случае с трапезундскими монетами, хотя из дан ных письменных источников и мореходных карт известно, что Великие Комнины имели свое знамя, но информация о том, что на нем изображалось, довольно противоречива. Так, в трапезундской ру кописи Романа об Александре имеется изобра жение флага над городскими воротами, который представляет собой красное полотнище с золоты ми горизонтальными полосами, а на мореходных Ил. 5. Аспр. Иоанн II 1280 1297 Трапезунд. Серебро. Диаметр 23 мм. О. с. общий вид и деталь. Инв. ОН А В 63 15. Государственный Эрмитаж Ил. 6. Аспр. Иоанн II 1280 1297 Трапезунд. Серебро. Диаметр 25 мм. О. с. общий вид и деталь. Инв. ОН А В 6565. Государственный Эрмитаж Ил. 7. Аспр. Алексей II 1297 1330 Трапезунд. Серебро. Диаметр 22,5 мм. О. с. общий вид и деталь. Инв. ОН А В 6732. Государственный Эрмитаж Ил. 8. Аспр. Алексей II 1297 1330 Трапезунд. Серебро. Диаметр 2 1мм. О. с. общий вид и деталь. Инв. ОН А В 6753. Государственный Эрмитаж 256 257 же монастырю в 1374 году, указанный император изображен со скипетром, увенчанным простым крестом20. На монетах же этого правителя можно видеть несколько вариантов скипетров однако регалии с простым крестом среди них нет укра шенный драгоценными камнями, с навершиями в виде трезубца, а также креста с тремя попереч ными перекладинами одинаковой длины ил. 10 Такая разновидность креста не имеет ана логов в византийской нумизматике. В геральдике похожий крест называют папским, но у него длина каждой из перекладин постепенно уменьшается по направлению снизу вверх. Автор каталога тра пезундских монет Британского музея В. Рос, пола гавший, что такой вид скипетра впервые появился на монетах Мануила III 1390 14 17 связывал это с пожертвованием императором в 1390 году мона стырю Сумела частицы древа голгофского креста, приводя в доказательство стихотворную надпись, прославлявшую дар Мануила, начертанную на се ребряной раке, в которой хранилась реликвия2 1 Однако в собрании Эрмитажа и в других музеях хранятся монеты более раннего времени, а имен но Алексея III, где император держит скипетр с таким навершием22, поэтому от объяснения В. Роса приходится отказаться. Впрочем, и сам акт жертвования не объясняет причину появления на скипетре императора креста именно такого вида. Позже эта инсигния встречается на ряде ас пров Алексея IV 14 17 1446 Однотипность трапезундских аспров стала причиной появления на монетах специальных знаков дифферентов, которые маркировали каж дые новые выпуски монет. Поскольку употребле ние дифферентов на монетах было свойственно не только выпускам Трапезундской империи, их сравнительный анализ с монетами других госу дарств отчасти помогает разобраться в вопросе об их назначении. В сохранившихся финансовых документах Венеции имеется прямое объяснение смысла подобных символов на серебряных грос со они являлись личными знаками или началь ными буквами родовых имен монетариев. Исхо дя из этого, Ф. Грирсон, изучавший дифференты на монетах Палеологов, сделал вывод, что их тоже можно рассматривать как инициалы или родовые знаки константинопольских монетариев23. Тра пезундские монеты не входили в сферу научных интересов исследователя, поэтому он обошел вни манием дифференты на аспрах, но, на мой взгляд, аналогия с венецианскими знаками применима и к этим монетам24. По сравнению с византийскими монетами, знаки монетариев на трапезундских аспрах от личаются более широким репертуаром символов ил. таблица Это было особенно характерно для выпусков XIV века, где можно видеть, поми мо букв, несколько вариантов растительных ор наментов и цветов, в том числе лилий, которые по своему виду напоминают геральдические цве ты на более поздних гербах ил. 12 Распростране ны изображения солярных знаков, звезд, головы орла подробнее о последнем символе будет сказа но ниже Не исключено, что буквенные символы Ил. 9. Пробная монета. Зоя 10 13 декабря 104 1Византия. Медь. Диаметр 26 мм. О. с. общий вид и деталь. Инв. ОН А В 923 1Государственный Эрмитаж Ил. 10. Аспр. Мануил III 1390 14 17 Трапезунд. Серебро. Диаметр 16 мм. О. с. общий вид и деталь. Инв. ОН А В 68 17. Государственный Эрмитаж Ил. Разновидности знаков монетариев на аспрах. Автор прорисовок Н. Ю. Ткачук, лаборант Отдела нумизматики ГЭ Ил. 12. Аспр. Алексей II 1297 1330 Трапезунд. Серебро. Диаметр 23 мм. О. с. общий вид и деталь. Инв. ОН А В 6729. Государственный Эрмитаж 258 259 на аспрах представляют собой инициалы родовых имен монетариев. Повторяемость же литер, осо бенно часто В и К на монетах разных правите лей, возможно, объясняется передачей должности монетариев по наследству представителям одной и той же фамилии. Судя по византийским печатям монетариев, эту должность занимали люди, титулы которых свидетельствовали об их принадлежности к санов никам самого высокого ранга25. До наших дней не сохранилось трапезундских печатей монета риев, и мы можем только предполагать, что и в этой империи, во многом следовавшей традициям Ви зантии, должности монетариев занимали высоко поставленные чиновники. Поскольку в дошедших до нас письменных источниках не сохранилось имен трапезундских монетариев, пока мы не имеем дан ных для точной идентификации этих символических знаков, но можем высказать ряд предположений о принадлежности монетариев к представителям знатных трапезундских фамилий. В этой связи заслуживает внимания пред ложенное К. В. Голенко 1929 1975 толкование изображения шестиконечной звезды печати Соломона на аспрах Иоанна II ил. 13 Исследова тель обратил внимание, что на серебряных монетах 1247 года ил. 14 грузинского и имеретинского царя Давида VI Нарина 1245 1293 можно видеть анало гичную звезду, которую расценивают как эмблему, а позже и герб Багратидов. Появление подобной звез ды на трапезундских монетах К. В. Голенко связывал с усилением влияния грузинской партии при дворе Иоанна II26. Однако этот император сделал ставку на сближение с Византией, пойдя при этом на зна чительные уступки и вызвав недовольство местной знати. Во время своего визита в Константинополь он в 1282 году сочетался браком с дочерью Миха ила VIII Евдокией и вынужден был окончательно отказаться от претензий на византийский трон и от титула василевс Ромеев Византийский император возвел своего зятя в ранг деспота, подчеркивающий его подчиненное положение. Во время пребывания в Константинополе Иоанн II узнал об осаде Тра пезунда войсками Давида VI в апреле 1282 года. Полагают, что этот поход был вызван борьбой раз личных партий в империи, но поскольку имере тинский царь был зятем Михаила VIII Палеолога, не совсем ясны его цели был ли этот демарш пред принят в поддержку Иоанна II или, напротив, для устрашения трапезундского императора27. По види мому, не следует связывать появление звезды Дави да на аспрах Иоанна II с этим событием, поскольку такой символ широко использовался также его на следником, Алексеем II 1297 1330 ил. 15 Этот император, в отличие от отца, стремился уже дис танцироваться от влияния Византии, о чем свиде тельствуют такие факты Алексей II женился на гру зинской принцессе, хотя Иоанн II на смертном одре поручил юного царевича заботам его византийского дяди императора Андроника II 1282 1328 а тот настойчиво сватал ему невесту из Византии. Мать же нового трапезундского императора, Евдокия Палео логиня, после смерти мужа предпочла уехать в Кон стантинополь вместе с младшим сыном28. Следует отметить также, что такой символ встречается и на западногрузинских подражаниях конца XIII века, кирманеули, копировавших трапезундские аспры Мануила I и Иоанна II, в частности на кирманеули по типу монет Иоанна II. Если признать, что диф ференты на аспрах являлись родовыми символами монетариев, то можно предположить, что среди этих чиновников были и представители грузинских фа милий, имевших право использовать звезду Давида как родовой знак. Представители знатных грузин ских родов с самого начала существования империи занимали высокие посты при дворе. Ил. 15. Аспр. Алексей II 1297 1330 Трапезунд. Серебро. Диаметр 2 1мм. Л. с. общий вид и деталь. Инв. ОН А В 6704. Государственный Эрмитаж Ил. 13. Аспр. Иоанн II 1280 1297 Трапезунд. Серебро. Диаметр 24 мм. О. с. общий вид и деталь. Инв. ОН А В 6620. Государственный Эрмитаж Ил. 14. Драма. Давид VI Нарин. 1245 1259 Грузия. 1247. Серебро. Диаметр 24 мм. Л. с. общий вид и деталь. Инв. ОН В Азмуз 9463. Государственный Эрмитаж 260 26 1 Среди дифферентов на аспрах Иоанна II обращает на себя внимание знак в виде головы орла ил. 16 иногда увенчанной короной ил. 17 По описанию О. Ф. Ретовского, голова помещена на геральдическую лилию29, однако это скорее декоративное оформление шеи и перьев птицы. Точный аналог головы орла, изображенного на ас прах Иоанна II, но уже как самостоятельный тип, можно видеть на медных монетах императора Ва силия 1332 1340 Низ шеи орла заканчивается тремя фигурными треугольными выступами, де корированными точками, которые уже трудно при нять за геральдическую лилию ил. 18 Как знак монетария голова орла, но несколько иного вида, вновь появляется на рубеже XIV XV веков на ас прах императора Мануила III ил. 19 Голова птицы здесь имеет более короткую шею, но тоже увенчана короной, переданной тремя вертикальными лини ями с точками на концах. Возможно, этот символ служил знаком монетариев, связанных родствен ными отношениями с Комнинами, родовой эмбле мой которых был образ одноглавого орла. Изображения орлов как самостоятельный тип нередки на монетах трапезундских императоров, они имеют более разнообразные иконографические варианты по сравнению с византийскими нумиз матическими памятниками. В отличие от других символов на трапезундских монетах, образ орла привлекает внимание исследователей, занятых изучением гербов и предшествующих им знаков средневековых государств30. Но при этом в первую очередь интерес гербо ведов связан с вопросом о том, был ли двуглавый орел гербом Византии или родовой эмблемой импе раторов из династии Палеологов. В настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что в Византии не было государственного герба, но с конца XIV века складывались предпосылки для его появления. В качестве геральдических знаков, которые могли бы стать государственными символа ми, рассматриваются изображения двуглавого орла, а также креста с четырьмя буквами В в углах3 1 Следует отметить, что в монетной чеканке Пале ологов известно лишь два случая использования изображения двуглавого орла, представленного с раскрытыми и опущенными вниз крыльями. Эти монеты не были известны А. В. Соловье ву 1890 197 1не фигурируют они и в работах Ил. 16. Аспр. Иоанн II 1280 1297 Трапезунд. Серебро. Диаметр 24 мм. О. с. общий вид и деталь. Инв. ОН А В 65 17. Государственный Эрмитаж Ил. 17. Аспр. Иоанн II 1280 1297 Трапезунд. Серебро. Диаметр 22,5 мм. О. с. общий вид и деталь. Инв. ОН А В 6520. Государственный Эрмитаж Ил. 18. Медный номинал. Василий 1332 1340 Трапезунд. Медь. Диаметр 20 мм. Л. с. общий вид и деталь. Инв. ОН А В 7052. Государственный Эрмитаж Ил. 19. Аспр. Мануил III 1390 14 17 Трапезунд. Серебро. Диаметр 17 мм. О. с. общий вид и деталь. Инв. ОН А В 68 18. Государственный Эрмитаж 262 263 российских историков. Один из выпусков ил. 20 медную монету с изображением на оборотной сто роне императора и святого Димитрия относят ко времени правления либо Андроника II 1282 1328 что представляется более предпочтительной атри буцией, либо Иоанна V 134 39 1Другой выпуск биллоновую монету с надписью ПОLITIKОN и изо бражением креста на лицевой стороне ко времени правления Иоанна V32. По наблюдениям А. В. Соловьева, которые и ныне не утратили актуальности, с XIV века появ ляется тенденция, позволяющая связывать двугла вого орла с эмблемой, а к началу XV века и с гербом, но не самих византийских императоров, а деспотов. Причем эта тенденция распространяется и на свя занных с Палеологами династическими браками правителей других государств, которые по отноше нию к византийскому императору, как и деспоты, занимали подчиненное положение33. Трапезундская империя, проиграв борьбу за византийское наследство, признала свое пораже ние, как уже упоминалось выше, в 1282 году, после заключения брака Иоанна II Великого Комнина с до черью Михаила VIII Палеолога. Видимо, не случайно после установления родственных связей с Палеоло гами Иоанн чеканит медные монеты, где впервые появляется изображение орла с раскрытыми кры льями, но, в отличие от византийских образцов, одноглавого34. Именно такой орел считался родо вым символом византийских Комнинов, поскольку в XVII веке европейские путешественники еще могли видеть изображения одноглавых орлов на исчезнув ших ныне могильных плитах императора Алексея I Комнина 108 18 и одного из представителей этого знатного рода Алексея Комнина Филантро пина35. Одноглавый орел с раскрытыми крыльями до сих пор украшает фриз храма Св. Софии в Тра пезунде, построенного по инициативе Мануила I. Любопытно, что в описании портретов Ио анна II и его жены Евдокии из несохранившейся до наших дней церкви Св. Григория Нисского в Тра пезунде на одеждах императора вытканы одно главые орлы, а на платье его жены двуглавые36. Британский историк У. Миллер, объясняя различия в изображении орлов, счел, что двуглавые орлы на одежде императрицы являлись показателем ее более высокого происхождения37. Однако во время правления императоров из династии Комнинов в Византии Палеологи были лишь одними из их сподвижников, поэтому, на мой взгляд, возможно, что противопоставление этих двух типов орлов было вызвано стремлением трапезундского императора подчеркнуть более высокое происхождение родовой эмблемы Великих Комнинов по сравнению с Пале ологами. В сложившихся условиях, когда Иоанн II вынужден был отказаться от претензий на византий ский престол, единственным предметом его закон ной гордости оставалась принадлежность к одной из самых прославленных династий, что всячески подчеркивалось во все времена. Однако уже у Алексея II, старшего сына Иоан на II и Евдокии, на медной монете, известной только в одном экземпляре хранится в музее Ашмолеан в Оксфорде, не издана появляется изображение двуглавого орла38. При этом, как отмечалось выше, в своей политической ориентации этот император дистанцировался от Византии. Позднее в трапезунд ской чеканке известны случаи использования об разов двуглавых орлов с раскрытыми крыльями на медных монетах Алексея III ил. 2 1и Мануила III ил. 22 что также связывают с брачными союзами между Великими Комнинами и Палеологами39. Од нако с монетного поля не исчезают и одноглавые орлы они представлены на двух медных анонимных выпусках XIV XV веков одна из них на ил. 23 Не имеет аналогов в византийской нумизма тике упомянутое выше изображение головы орла, представленное на медных монетах Василия. Об ращает на себя внимание, но пока не находит убе дительных объяснений то обстоятельство, что эти монеты особенно многочисленны среди находок в Крыму, часть территории которого входила в со став или в сферу влияния Трапезунда. Как прави ло, голова птицы обращена вправо, но есть редкие, найденные в Восточном Крыму экземпляры из част ных коллекций где она повернута влево40. Следует особо отметить, что в Трапезундской империи, как и в Византии, изображения орлов по мещали только на медные монеты описанные выше знаки монетариев в виде головы орла на серебряных аспрах не относятся к императорской символике Но и в общей массе этих номиналов, где преобладали иные образы св. Евгения или крестов с его иници алами на лицевых сторонах и императора на обо ротных, орлы занимали весьма скромное место. В отличие от аспров, ориентированных на между народную торговлю и крупные платежи, медные монеты служили средством для мелких расчетов на местных рынках империи, в том числе и в замор ских владениях, судя по многочисленности находок медных трапезундских монет в Крыму4 1 О ценах на продукты и товары, а также о день гах, которыми расплачивались на рынках Тра пезунда, известно преимущественно из дошедших до наших дней платежных документов западноевро пейских купцов и дипломатов, останавливавшихся в городе. В них основными средствами платежей являлись серебряные аспры42, что неудивительно для этой категории путешественников, к тому же за купавших товары и продукты на несколько человек. На медные же монеты можно было купить только самые простые и дешевые продукты, служившие ос новным рационом беднейшим слоям населения Тра пезунда. Не отрицая символического значения орла как родового знака Великих Комнинов и Палеологов, можно усомниться в значении медных монет, ори ентированных на местное население, как памятни Ил. 2 1Медный номинал. Алексей III 1349 1390 Трапезунд. Медь. Диаметр 17 мм. Л. с. Инв. ОН А В 708 1Государственный Эрмитаж Ил. 22. Медный номинал. Мануил III 1390 14 17 Трапезунд. Медь. Диаметр 17 мм. Л. с. Инв. ОН А В 7082. Государственный Эрмитаж Ил. 23. Медный номинал. Анонимный выпуск. Конец XIV XV в. Трапезунд. Медь. Диаметр 16 мм. Л. с. Инв. ОН А В 7094. Государственный Эрмитаж Ил. 20. Трахея. Андроник II 1282 1328 Византия. Фессалоника. Медь. Диаметр 20,5 мм. Л. с. Инв. 6 10 1Государственный Эрмитаж ков, доказывающих геральдический характер этих изображений. Подводя итог, следует подчеркнуть, что тра пезундские монеты являются важными источни ками для изучения зарождающегося языка знаков, символов и инсигний, который позволял элите средневекового общества визуализировать свои привилегии. Этот своеобразный язык власти послу жил предтечей формирования геральдики в странах Западной Европы, которая окончательно сложи лась уже после исчезновения с географических карт Средневековья великих греческих импе рий Византийской в 1453 году и Трапезундской в 146 1году. 1Solovjev A. Les emblems h raldiques de byzanсe et les slaves Сборник статей по археологии и византинове дению, издаваемый институтом имени Н. П. Кондакова. Прага, 1935. Вып. 7. С. 9 164 Соловьев А. В. Геральди ческие эмблемы Византии и славяне комм. и подго товка к публикации А. П. Черных Signum. М., 2009. Вып. 4. С. 109 2 He ann M. Mosсaw und Byzanz Jahrb сher f r Gesсhiсhte Osteuropas. N. F. Wiesbaden, 1969. Bd. 17. Hf. 3 32 1344 Соболева Н. А. Герб Рос сийского государства Вопросы истории. М., 1992. 10. С. 19 96 Лавренов В. И. Российский государ ственный орел. История эмблемы и символа Гербовед. М., 1992. С. 9 2 1Вилинбахов Г. В. Государственный герб России. 500 лет. СПб., 1997. С. 17 27 Климанов Л. Г. Об ретение Венецией моря право, политика, символы Причерноморье в средние века под ред. С. П. Карпова. Вып. 3. М. СПб., 1998. С. 145 163 Grierson Ph. сatalogue of the Byzantine сoins in the Dumbarton Oaks сolleсtion and in the Whittemore сolleсtion. Washington D. с., 1999. Vol. 5. Part 1P. 87 89 Гурулева В. В. К вопросу о сим волах Византийской империи изображение креста с четырьмя буквами В на монетах Хранитель Эр митажа сб. воспоминаний и науч. статей к 100 летию со дня рождения И. Г. Спасского. СПб., 2004. С. 256 26 1 Ousterhout R. Byzantium between East and West and the Origins of Heraldry Byzantine Art Reсent Studies, edited by сolum Hourihane. Tempe AсMRS, 2009. P. 153 170. 2 Карпов С. П. История Трапезундской империи. СПб., 2007. С. 158 159. 3 Подробнее об этом см. Шукуров Р. М. Великие Комнины и Восток 1204 126 1СПб., 200 1С. 79 5. 4 Карпов С. П. Указ. соч. С. 193 195. 5 Голенко К. В. Клад монет из села Тобаниери Визан тийский временник. М. Л., 1959. Т. 16. С. 128. При меч. 4 Пономарев А. Л. Эволюция денежных систем Причерноморья и Балкан в XIII XV вв. М., 20 С. 395 Bendall S. An Introduсtion to the сoinage of the Empire of Trebizond. London, 20 15. P. 10. 6 Шукуров Р. М. Указ. соч. С. 5. 7 Пономарев А. Л. Указ. соч. С. 404 427. 8 Bendall S. Op. сit. P. 37. N 17. 9 Ibid. P. 38. N 19. 10 Ibid. P. 37. N 18. Карпов С. П. Указ. соч. С. 0. 12 Bendall S. Op. сit. P. 26. N 3 Ibid. P. 42, N 28, 29. 14 Ibid. P. 46, N 36. 15 См., например Retowski O. Die M nzen der Komnenen von Trapezunt. M., 19 10. Отд. оттиск из Нумизматический сборник. Т. 1М., 19 С. 23 Голенко К. В. Указ. соч. С. 128. 16 Гурулева В. В. К вопросу о символах Византийской импе рии С. 256 26 7 Карпов С. П. Указ. соч. С. 158 с. 33 цветная вклейка Флаги Причерноморских городов по средневековым морским картам И. К. Фоменко 18 Grierson Ph. сatalogue of the Byzantine сoins in the Dumbarton Oaks сolleсtion and in the Whittemore сolleсtion. Vol. 3. Part 1Washington D. с. 1973. P. 14 9 Карпов С. П. Указ. соч. Табл. 3. 20 Treasures of Mount Athos. Thessaloniki, 1997. P. 96 97, 504. 2 1Wroth W. сatalogue of the сoins of the Vandals, Ostrogoths and Lombards and of the Empires of Thessaloniсa, Niсaea and Trebizond in the British Museum P. 88 89. Note 5. 22 Retowski O. Op. сit 167 169. 26 28, 30, 3 134, 36, 38 Коваленко С. А. Византийские монеты в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина каталог коллекции. М., 20 15. С. 4 10. 1668 nal с., Guruleva V. сoins of the Trebizond Empire P. 54 55, N 35 38. 23 Grierson Ph. Byzantine сoins. London, 1982. P. 243 Grierson Ph. сatalogue of the Byzantine сoins Vol. 5. Part 1 P. 55 56. 24 Гурулева В. В. Знаки монетариев на аспрах Трапезунд ской империи Сборник материалов Шестой Между народной научной конференции Деньги в Российской истории. Вопросы производства, обращения, бытова ния Спб., 2023. С. 7 25 Степанова Е. В. Печати монетариев Сицилии IX в. Ан тичная древность и средние века. Екатеринбург, 2003. Вып. 34. С. 209 2 10. 26 Голенко К. В. Указ. соч. С. 129. 27 Карпов С. П. Указ. соч. С. 17 1 28 Успенский Ф. И. Очерки истории Трапезундской импе рии. СПб., 2003. С. 147, 144. 29 Retowski O. Op. сit 77. 30 Соловьев А. В. Указ. соч. С. 136 138 Androidis P. Pr senсe de l aigle biс phale en Tr bizonde et dans la prinсipaut greсque de Th odoro en сrim e XIVe XVe si сles 20 18. Vol. 34. P. 179 2 18. В статье греческо го исследователя приведена обширная библиография по этой теме. 3 1Соловьев А. В. Указ. соч. С. 127 136, 167 174 Вилинбахов Г. В. Указ. соч. С. 19 2 1Гурулева В. В. К вопросу о сим волах Византийской империи С. 256 26 1 32 Гурулева В. В. Монеты Палеологов с изображением дву главого орла в собрании Государственного Эрмитажа Восьмая всероссийская нумизматическая конференция. Москва 17 2 1апреля 2000 г. тезисы докладов и сообще ний. М., 2000. С. 40 43. 33 Соловьев А. В. Указ. соч. С. 18 82. 34 Bendall S. Op. сit. P. 47, N 40. 35 Соловьев А. В. Указ. соч. С. 126 127. 36 Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontes Dumbarton Oaks Studies, XX. Washington D. с., 1985. T. 1P. 227 со ссылкой на описание священника Д. Финлея, опубликовавшего фреску в 1850 г. и предположившего, что на ней изобра жен Иоанн II с Евдокией. 37 Miller W. Trebizond the Last Greek Empire. London, 1926. P. 3 132. 38 Электронный ресурс URL https hсr.ashmus.ox.aс.uk сoin hсr20906 дата обращения 30.08.2023 39 сhotzakoglou сh. Die Palaiologen und das fr heste Auftreten des byzantinisсhen Doppeladlers Byzantinoslaviсa. Prague, 1996. T. 57. N 165 Androidis P. Pr senсe de l aigle biс phale en Tr bizonde P. 179 193. 40 Guruleva V. Trebizond сoins in сrimea M langes с сile Morrisson. Travaux et M moires. Vol. 16. Paris, 20 10. S. 409, 4 10. Fig. 10. 4 1Guruleva V. Trebizond сoins in сrimea S. 40 14 12 Гу рулева В. В. Основные проблемы нумизматики Крыма византийской эпохи ТГЭ. 20 18 Т. 94 Материалы и исследования Отдела нумизматики. По материалам конференции Сфрагистика, нумизматика, геральдика средневекового Крыма С. 67, 70, 72 73. 42 Карпов С. П. Указ. соч. С. 142 143. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Гурулева В.В. Язык власти на монетах Трапезундской империи (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |