| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Сим победиши (2024) › Хмельницкая Е.С. Особенности развития жанра анималистической скульптуры на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX – начале ХХ века | ||||||
Хмельницкая Е.С.
Особенности развития жанра анималистической скульптуры на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX – начале ХХ века// Сим победиши (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 221-239 Аннотация: В середине XIX века в русском декоративно-прикладном искусстве развивается интерес к жанру анималистической пластики. При царском дворе издавна создавались портреты четвероногих любимцев, «высокородных» животных увековечивали в фарфоре. В России в XVIII веке существовала квалификация – «звериного художества мастер». Натурное рисование, стремление к достоверности отображения зверей и птиц подготовили расцвет анималистки в фарфоровой пластике на Императорском фарфоровом заводе в эпоху историзма. Об авторе публикации/статьи: Хмельницкая Е.С. Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 84777 знаков (с пробелами)
Особенности развития жанра анималистической скульптуры на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX начале ХХ века Е. С. Хмельницкая В середине XIX века в русском декоратив но прикладном искусстве развивается интерес к жанру анималистической пластики. При царском дворе издавна создавались портреты четвероногих любимцев, высокородных животных увековечи вали в фарфоре. В России в XVIII веке существовала квалификация звериного художества мастер Натурное рисование, стремление к достоверности отображения зверей и птиц подготовили расцвет анималистки в фарфоровой пластике на Император ском фарфоровом заводе в эпоху историзма. Стоит отметить, что первоначально в этом жанре не было равных мастерам немецких заво дов Майсена, а затем и Берлинской королевской мануфактуры. В журнале Die Kunst особенно от мечались порцелиновые фигуры животных, кото рые поражают особой жизненностью, правдиво стью и изображены в естественной среде обитания, без намека на стилизацию или абстракцию, ведь са мое ценное видеть животных в раскованном дви жении и полете 1Все началось в 1730 году, когда Август II Сильный направил в Африку научно иссле довательскую экспедицию, одной из задач которой стала доставка в Дрезден натуральных животных и птиц доселе невиданных 2. По заказу саксонского курфюста эта живая звериная коллекция послу жила источником вдохновения для создания в фар форовой пластике неповторимых анималистиче ских образов 3. В общей сложности для Японского дворца курфюста было исполнено более 100 май сенских фарфоровых фигур различных животных и более 100 птиц4. Главным скульптором проекта стал придворный модельмейстер И. И. Кендлер. Анималистическая скульптура Кендлера первая попытка точной передачи анатомических особенно стей и повадок зверей, ряд исполненных им фигур выделяется и научной достоверностью. Свои ком позиции он проектировал, не заглядывая в атласы и печатные труды, а сидя около вольеров, часами наблюдая за удивительным миром животных. Ему принадлежит первенство в создании подобной пла стики в европейском фарфоре. В этот период во многих европейских городах стали устраиваться увеселительные сады и зоопар ки, куда привозили экзотических зверей и птиц тигров, слонов, жирафов, розовых фламинго и пр. А знаменитый Берлинский зоопарк стал одним из настоящих мест паломничества. Постепенно возрастал и интерес к анималистической пластике в фарфоре. К началу XIX века в Германии не оста валось фарфоровой мануфактуры, в ассортименте которой не было бы представлено миниатюрных анималистических фигурок, которые можно было собирать тематически или составлять из них забав ные сценки. Целые армии собачек и кошечек, лягу шек и пернатых друзей были неизменной составля ющей всех продаж. К ним прибавлялись фигурки на злобу дня которые появлялись с неприличнои для высокого искусства скоростью. Привезли в зоо парк жирафу на следующии день перед вольером сидели художники, а вскоре фарфоровая статуэтка появлялась в продаже и проч. На волне подобного интереса Август Кар лович Шпис, глава скульптурного отделения Им ператорского фарфорового завода, стал первым мастером, обратившимся к этой популярной теме на петербургской мануфактуре. Он был тес но связан с художественной жизнью Германии 222 223 и, в особенности, прусской столицы, куда регуляр но выезжал из Санкт Петербурга. И если новости о создании разнообразных увеселительных мест с демонстрацией животных и их моментальное ху дожественное тиражирование в различных ма териалах доходили до российской столицы все же с небольшим опозданием, то Август Шпис не просто получал все известия едва ли не первым, но и мгно венно реагировал на новые модные веяния и тен денции, смело внедряя их в свою творческую прак тику. Так было и со всеми другими тематическими сериями его скульптур, включая наиболее извест ные фигурки F tes Galantes Анималистическая пластика не стала исключением. До недавнего времени считалось, что автор ство многих анималистических фигур царствования Александра II принадлежит неизвестным художни кам, а часть моделей попросту воссоздана по евро пейским образцам. Однако хранящиеся в собрании Государственного Эрмитажа фотографии с произ ведениями русской фарфоровой пластики Импера торского фарфорового завода позволили нам атри бутировать эти работы. Сопоставив их с отчетными документами завода 1860 1870 х годов, мы можем сделать вывод, что они исполнены главным скуль птором А. К. Шписом. К примеру, только в 187 1году модельмейстер предоставил на завод модели кро шечных фигурок лебедя, пять разных вариантов голубей, группу голубей в гнезде, попугая, какаду, пуделя и три различные модели обезьянок и полу чил от заводской администрации 0 руб. в следу ющем году Шпис предложил фигур зверей разных на сумму 35 руб. 5. Фигура Голубь указанная в от четном документе, хранится в частном собрании фарфора В. С. Голубева ил. 1 Значительной частью пластического наследия Шписа стала белая глазурованная скульптура и бис квитные фигуры животных и птиц. Хорошо известны ставшие уже почти хрестоматийными миниатюрные серии животных, созданные в полихромной росписи в царствование Николая I и хранящиеся в собрании Государственного Эрмитажа, в отделе Музей Им ператорского фарфорового завода Шпис, посту пивший на заводскую службу уже после заверше ния работы над этим проектом, мог анализировать созданную серию и, согласно своему творческому методу, разрабатывать более оригинальные модели, как с точки зрения сюжета и композиционного по строения, так и пластической проработки. Первые опыты Шписа в этом жанре не отличались большой самостоятельностью, мастер работал с оглядкой на знакомый и привычный ему немецкий фарфор. Частично обращался к саксонским и прусским мо делям. Ярким примером служит фигура Петух исполненная в Майсене, которая стала моделью для создания одноименной фигуры Шписа ил. 2, 3 Сак сонская фигура птицы хранится в Государственном Эрмитаже, в отделе Музей Императорского фарфо рового завода в собрании бывшего музея завода. Представленные там фигуры, как известно, служили источниками для работы скульпторов и художни ков Императорского фарфорового завода, и данный пример красноречиво свидетельствует о том, как и откуда они заимствовали, в том числе Шпис, ев ропейские модели для создания своих композиций. В дальнейшем Шпис и самостоятельно приобретал за границей необожженные модели. Именно они по зволяли ему создавать изделия, которые по своим линейным размерам были один в один с оригиналь ными европейскими фигурами, без потери объемов из за усадки фарфора во время обжига. В анималистическом жанре Шпис предпочи тал реалистическую трактовку в авторских скуль птурных композициях. К их числу относятся фигу ры, сгруппированные на снимках конца XIX века из фотоархива Императорского фарфорового завода следующим образом девять бисквитных скульптур Зебу Би зон Буйвол Лев Носорог Верблюд Ло шадь казацкая Иноходец курляндский Бык ан глийский ил. 4 Ил. 1Фигура Голубь Санкт Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1870 е. Автор модели А. Шпис. Фарфор. Частное собрание В. С. Голубева Ил. 2. Фигура Петух Дрезден, Майсенская фарфоровая мануфактура. Сер. XIX в. Фарфор роспись надглазурная полихромная. 17,4 14,7 7,9 см. Инв. Мз З 283. Государственный Эрмитаж Ил. 3. Фигура Петух Санкт Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1904. Модель нач. 1860 х. Автор модели А. Шпис. Бисквит. 12,8 9,5 5,7 см. Инв. МЗИ 124 1 Государственный Эрмитаж Ил. 4. Бисквитные скульптуры Зебу Бизон Буйвол Лев Носорог Верблюд Лошадь казацкая Иноходец курляндский Бык английский Фотография 1903 г. Инв. Мз Фт 2060. Государственный Эрмитаж 224 225 Ил. 5. Бисквитные скульптуры Пинчер Слон Лама Медведь стоящий Мопс Бегемот Кошка Зебу Кабан Лягушка Медведь Медведь Фотография 1903 г. Инв. Мз Фт 206 1Государственный Эрмитаж Ил. 6. Бисквитные скульптуры Медведь с медвежатами формовщик К. Суслов Верблюд формовщик Г. Андреев Болонка формовщик И. Зотов Фотография 1903 г. Инв. Мз Фт 2065. Государственный Эрмитаж 12 бисквитных скульптур Пинчер Слон Лама Медведь стоящий Мопс Бегемот Кошка Зебу Кабан Лягушка Медведь Медведь ил. 5 три бисквитных скульптуры Медведь с медвежатами формовал К. Суслов Верблюд формовал Г. Андреев Болонка формовал И. Зотов ил. 6 семь бисквитных скульптур Барс Тигр Ягуар Легавая Волкодав Бульдо ги Бульдог и еще восемь скульптур животных ил. 7 шесть бисквитных скульптур Сеттер Жираф Бульдог Левретка Тигр модель П. Ж. Мене Медвежонок ил. 8 Ил. 7. Бисквитные скульптуры Барс Тигр Ягуар Легавая Волкодав Бульдоги Бульдог и еще восемь скульптур животных. Фотография 1903 г. Инв. Мз Фт 2066. Государственный Эрмитаж Ил. 8. Бисквитные скульптуры Сеттер Жираф Бульдог Левретка Тигр Медвежонок Инв. Мз Фт 2067. Фотография 1903 г. Государственный Эрмитаж 226 227 две бисквитные скульптуры Сеттер мо дель П. Ж. Мене формовал К. Захаров Овца с яг нятами формовал Г. Андреев ил. 9 две бисквитные скульптуры Кошки формовал Г. Андреев Волкодав формовал И. Зотов ил. 10 Практически на всех фотоснимках указано, что фигуры исполнены в период царствования императора Александра II. В некоторых случаях указаны имена скульпторов формовщиков, кото рые работали с А. Шписом. Часть фигур исполне на уже в начале ХХ века, в том числе по ранним моделям Шписа. Подобные фигуры, датируемые 190 908 годами с марками Н II представ лены и в собрании Государственного Эрмитажа. ил. 4 На описанной выше группе фотоснимков указание авторства А. Шписа отсутствует. Од нако и на превалирующем большинстве других фотографий бесспорных произведений Шписа из этого же источника его имя не указывается. Внимательно сопоставляя архивные документы производства с данными из фототеки Импера торского фарфорового завода, мы видим, что речь идет об одних и тех же фигурах анималистиче ской пластики. На протяжении 1860 1870 х годов в списках Высочайших Поднесений император ской семье к праздникам Рождества и Пасхи ре гулярно упоминаются фигуры А. Шписа Тигр Барс Бульдог Кошка с котятами Собака Мишки играющие и многие другие6. Нет сомне ний, что речь идет об одних и тех же скульптурах. Подобные вещи предназначались прежде всего для членов семьи Александра II, в изобилии укра шали детские комнаты. По аналогии с другими проектами скульптур ного отделения, на Императорском фарфоровом заводе исполнялись модели анималистического направления сторонних художников, в том числе именитых европейских анималистов. К их числу принадлежит Пьер Жюль Мэн Мене Мэн рабо тал в основном с домашними животными. Его ра боты Собака, нападающая на лису Лошадь с нападающим волком признаны эталоном в анималистике. Как и многие другие известные скульпторы, Мэн начинал свою карьеру с создания Ил. 9. Скульптуры Сеттер формовщик К. Захаров Овца с ягнятами формовщик Г. Андреев Инв. Мз Фт 2068. Фотография 1903 г. Государственный Эрмитаж Ил. 10. Скульптуры Кошки формовщик Г. Андреев Волкодав формовщик И. Зотов Фотография 1903 г. Инв. Мз Фт 2069. Государственный Эрмитаж Ил. Фигура Аист с ребенком Санкт Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1902. Модель 1860 х. Автор модели А. Шпис. Бисквит. 26,8 17,4 14,2 см. Инв. МЗИ 1232. Государственный Эрмитаж Ил. 12. Скульптурная группа Кот и кошечка Санкт Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1903. Модель 1860 х. Автор модели А. Шпис. Бисквит. 15,3 19,0 12,4 см. Инв. МЗИ 1245. Государственный Эрмитаж Ил. 13. Скульптурная группа Кошка с четырьмя котятами на подушке Санкт Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1903. Модель 1860 х. Автор модели А. Шпис, формовщик И. Зотов. Бисквит. 10,8 17,8 14,0 см 16,5 12,6 см размеры подножия Инв. МЗИ 1246. Государственный Эрмитаж Ил. 14. Скульптурная группа Две лежащие болонки Санкт Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1903. Модель 1860 х. Автор модели А. Шпис, формовщик И. Зотов. Бисквит. 10,2 19,5 14,7 см 16,2 12,7 см размеры подножия Инв. МЗИ 1247. Государственный Эрмитаж 228 229 Ил. 15. Фигура Сеттер Санкт Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1903. Модель 1860 х. Автор модели П. Ж. Мэн. Фарфор. 12,4 28,0 12,0 см 25,5 10,8 см размеры основания Инв. МЗИ 1270. Государственный Эрмитаж декоративных моделей для изготовителей фарфора и свое пристрастие к этому материа лу сохранил на всю жизнь. Постоянный участ ник Всемирных выставок и Парижских салонов, он был удостоен ордена Почетного легиона. Шпи су крайне импонировали работы французского мастера, и ряд его авторских моделей был вос произведен в фарфоре и бисквите в тот период, когда превалирующее большинство пластики ис полнялось по проектам Августа Шписа. К их чис лу принадлежат фигуры Сеттер ил. 15 Ягу ар иногда фигурирует как Тигр и ряд других. На перечисленных выше фотоснимках работы Шписа соседствуют со скульптурами Мэна. Оче видно, бронзы и другие работы французского ма стера оказали заметное влияние на становление Шписа как скульптора анималиста. За исключением Мэна указания на производ ство анималистических скульптур другими масте рами завода обнаружить в отчетной документации завода на удалось. Подобные сведения отсутствуют и в монографическом труде по истории завода, опу бликованном в 1904 году под редакцией директора завода барона Н. Вольфа. Это является еще одним подтверждением того, что автором большинства анималистических фигур, созданных на Импера торском фарфоровом заводе в период правления Александра II, является А. Шпис. Неоспоримым аргументом, подтверждающим авторство Шписа, является и факсимиле скульптора на ряде сохранив шихся фигур на основании Шпис умел так мастерски отшлифовать свои композиции на завершающей стадии рабо ты, что зрителю ничего не стоит, глядя на белоснежный фарфор, визуализировать при желании цвет. Для амбициозного скульптора главным было показать, какого уровня мастерства он смог достичь в истинно ювелирной проработке всех мельчайших деталей. И, конечно же, понятна его заинтересованность, чтобы фигуры были испол нены в бисквите. Особенно в жанре анималисти ки, где так наглядно можно показать все нюансы экстерьера зверей. Порой скульптор прибегал и к шлифовке бисквита, чтобы нивелировать сахар ность бисквитовой поверхности для достижения наилучшего результата. Шпис особенно любил работать с бисквитом относительно мягким ма териалом, хорошо поддающимся пластическим преобразованиям. И если в конце XVIII века би сквит отличался рыхловатой гипсовой поверх ностью и нежно палевым оттенком массы, то уже в XIX столетии этот цветовой нюанс постепенно сходит на нет с совершенствованием рецептуры и технологии обработки составляющих материа лов7. В середине XIX века высококачественные из делия из бисквита, созданные на казенном пред приятии, по своим характеристикам уже ничем не уступают прославленным работам европейских фарфористов. В редких случаях подобные фигуры Шписа исполнялись в фарфоре глазурованными, но как бы тонко глазуровщик ни наносил вещество, тонкость обработки поверхности мгновенно скры вала глазурь. Поэтому в дальнейшем он придумал лишь фрагментарно, для придания небольшого блеска и свечения проходить по фигуре кисточ кой с глазурью, заранее внимательно обговорив с глазуровщиком, к каким частям фигуры кате горически не стоит прикасаться, чтобы не испор тить впечатление о тонкости обработки фарфора. Позднее этот художественный прием широко ис пользовался в скульптурной пластике завода эпо хи модерна. Но его инвентором был Шпис. Тут же необходимо подчеркнуть, что среди фотографий Императорского фарфорового завода, куда отби рались несомненно лучшие образцы для создания фотоальбомов, анималистика Шписа представлена исключительно в бисквите и не расписная. Распис ные фигуры животных Шписа если и существуют, то в единичных экземплярах. Прямых указаний скульптора относительно его пожеланий оста вить фигуры без росписи в архивных материалах обнаружить не удалось, поэтому остается только предполагать, почему же столь внимательно сле дил главный модельмейстер завода за тем, чтобы армии его зверей были белее снега Превалирующее число исполненных в ани малистическом жанре работ Шписа демонстри руют реалистический подход в трактовке живот ных. Вместе с тем ряд фигур Обезьяна с мячом Обезьяна акробат 1904 Лохматый пес 1903 и др. могут быть причислены к жанру комической анималистики, который в фарфоре спустя несколько лет столь мастерски представил А. Тимус см. ниже Безусловно, многие пласти ческие разработки Шписа далеко не самостоя тельны и обнаруживают сильное влияние других скульпторов, однако и в этом художественном на правлении Шпису не было равных на фарфоровом предприятии в царствование Александра II. Не менее декоративны и многочисленные фарфоровые сосуды, кашпо, спичечницы и пе пельницы с фигурками животных, также создан ными по моделям Шписа. К примеру, подставка декоративная с изображением кошки, охотящейся на мышей. Фарфоровая композиция и подписной эскиз хранятся в собрании Государственного Эр митажа ил. 16, 17 В проектировании этого ряда изделий Шпис придерживается того же творческо го метода, который так успешно был им внедрен в производство ваз с лепным декором8. Формы предметов, их скульптурное сопровождение, а так же орнаментальные мотивы переходят от одной работы к другой, словно пазл складываются в раз нообразных шписовских декоративных вариа циях. К примеру, изображения петуха, кошки и со баки на вышеуказанном листе с эскизами сосудов Ил. 16. А. Шпис. Эскизы кашпо. Санкт Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1869. Бумага карандаш. 40,3 67,2 см. Инв. МЗГ 2286. Государственный Эрмитаж 230 23 1 Шписа практически идентичны скульптурам этих животных в самостоятельных интерпретациях мастера. В этой связи хочется отметить любопыт ную особенность анималистической пластики Шписа превалирующее большинство известных нам моделей скульптора исполнены или в бис квите, или оставлены без росписи, в то время как вазы, сосуды, кашпо и другие формы в характер ной подглазурной росписи. В конце XIX века стилистика в передаче фи гур животных на Императорском фарфоровом за воде меняется, однако интерес к этой теме не уга сает. Вслед за Королевским фарфоровым заводом в Копенгагене наш завод одним из первых отреа гировал на появление нового типа скульптуры9. На примере трех наиболее ярко проявивших себя скульпторов А. Тимуса, А. Обера и К. Рауша фон Траубенберга рассмотрим развитие анималисти ческой пластики эпохи модерна. Необходимо отме тить, что эти мастера не просто следовали общей стилистической эволюции, а разработали совер шенно новые подходы к изображению животных. Прежде всего это относится к жанру комической анималистики А. Тимуса и исторической анима листики К. Рауша фон Траубенберга. Август Тимус стал единственным скульпто ром на заводе в начале XX века, обратившимся к жанру комической анималистки. Как отмечал обозреватель журнала Охота В. Каверзнев, Ти мус придавал своим зверям специфический ко мический уклон в модернизированных формах, поэтому он как анималист стоит обособленно 10. Его серия миниатюрных зверьков не имеет прямых аналогов в анималистической скульптуре евро пейских мануфактур Среди работ, исполненных для Императорского фарфорового завода, она по праву может считаться наиболее интересной и самобытной. Он старался придать своим анима листическим фигуркам совершенно уникальную индивидуальность Шаржированные, очелове ченные персонажи серии Лев Поросенок Носорог Медведь и Баран ил. 18 подобны героям басен Эзопа, Ж. Лафонтена и И. А. Крылова. Случаи обращения художников Императорского фарфорового завода к образам такого рода были крайне редким явлением. Один из немногих при меров чайная пара с росписью по мотивам басни Крылова Слон и моська из собрания музея Хиллвуд. Идея создания анималистической компании могла появиться у Тимуса и после ознакомления с басенными рисунками В. А. Серова или иллю страциями В. Каульбаха к гётевскому Лису Па трикеичу Еще один предполагаемый источник карикатура, в тот момент переживавшая период расцвета. По свидетельству обозревателя журнала Столица и усадьба русская карикатура, внача ле сплошь заимствованная и лишь подделавшая ся к родным обычаям например, Шемякин суд Мыши кота погребают и др. сделалась самосто ятельной только в первой четверти XIX века благо даря А. Венецианову и И. Теребеневу, зарисовав шим комические сцены походной жизни в России Наполеона I 12. Возможно, Тимус вдохновлялся ра ботами П. Робера, Л. Вакселя, которые изображали известных общественно политических деятелей, утрируя изъяны их внешности, подчеркивая не достатки и порой уподобляя животным или пти цам 13. Скульптор не мог позволить себе столь же откровенно запечатлеть в фарфоре комические образы непопулярных чиновников, а потому вы сказался в завуалированной форме. В его остро умной интерпретации эти персонажи получили ультрасовременное звучание. Когда вы на них смотрите, писал художественный критик журна ла Мир искусства вы забываете, что изображе ны животные. Так как это не животные, а кипучая жизнь общества людей со всеми их недостатками, Ил. 17. Кашпо со скульптурной композицией Кошка, ловящая мышей Санкт Петербург, Императорский фарфоровый завод. Около 1869. Автор модели А. Шпис, формовщик Ф. Даладугин. Фарфор роспись надглазурная полихромная. 6,5 9,0 9,0 см. Инв. ЭРФ 3346. Государственный Эрмитаж осмеянными сперва народами, потом гениальным поэтом и художником, и сохранившимися до на ших дней 14. В поисках новых композиционных и стиле вых решений Тимус трудился на протяжении не скольких лет. Стараясь освободить их от излишней литературности мастер добивался простоты, пластической цельности фигур. Статуэтки выпол нены в фарфоре с подглазурной и надглазурной росписью, а также из цветной бисквитной массы и стекла. Создание первых моделей относится к 190 1году. В список новых моделей скульптур ной мастерской 190 905 годов включены уже 19 фигур с указанием автора. Повторения этих статуэток выпускались вплоть до 19 17 года. В отчете Императорского фарфорового завода за 1905 1906 годы сохранились рисунок и запись Тимуса Карикатурные звери, исполненные из фарфора Козел, Баран, Осел и др. 15. Фигура Поросенок присутствует в списке новых работ скульптурной мастерской завода за 190 1год с за рисовкой и кратким описанием модели 16. Слон Кабан и Бегемот исполненные П. Шмаковым в глазурованном фарфоре, оценены в перечне произведений завода за этот же год в 60 руб. за экземпляр эти же фигурки цветной глазури, никелевой в 30 руб. в подглазурной росписи 105 руб. 17 Фигуры Лев и Носорог упоминают ся в списке новых работ скульптурной мастерской завода за 1902 год также с зарисовками и крат ким описанием 18. Статуэтка Медведь создана в 1904 году, а Баран в 1905 году 19. В 1905 1906 годах группу миниатюрных вазочек в виде зверей по моделям Тимуса исполнил из стекла мастер А. Зотов. В отчетном документе завода за 1905 год есть упоминание о том, что модели трех зверей, исполненных из разноцветного стек ла, исполнены по мысли Герцога Гессенского 20. Можно предположить, что идея композиционного построения заимствована Тимусом у майсенских зверей И. Кирхнера, в особенности Дракона Фигуры скульптора повторяют силуэт вазы в виде фантастического животного с запрокинутой го ловой и широко открытой пастью, созданного в 1730 х годах для Японского дворца Августа Сильного. В документах за 1905 год значится, что на Императорском стеклянном заводе в един ственном экземпляре были изготовлены фигурки Заяц Кролик Бегемот Летучая мышь Они оценивались в сумму от 25 до 100 руб.2 1 В 1906 году Зотов исполнил фигурки Свинья и Лягушка Каждая была оценена в 150 руб.22 Вероятно, первоначально они находились в Алек сандровском дворце в Царском Селе, а в 1956 году, после возвращения из эвакуации, поступили в со брание ГМЗ Павловск 23. Ил. 18. Фигуры Поросенок Лев Баран Медведь Носорог Санкт Петербург, Императорский фарфоровый завод. 190 9 Автор модели А. Тимус. Фарфор роспись подглазурная полихромная. Инв. ЭРФ 3349, 3347, 335 13350, 3348. Государственный Эрмитаж 232 233 Ил. 19. Скульптура Бульдог Автор модели А. К. Тимус, формовщик И. Зотов. Фотография 1903 г. Инв. Мз Фт 2064. Государственный Эрмитаж Эта серия животных далеко не единствен ный опыт обращения Тимуса к жанру анималисти ческой пластики, другие фигуры обнаруживают явное влияние скульптуры баварской, берлин ской и датской королевских мануфактур. Лучшие образцы этого жанра, исполненные на ведущих европейских фабриках, находились и на Импе раторском фарфоровом заводе для работы оте чественных мастеров. Эти показательные произ ведения хранятся в собрании Государственного Эрмитажа. В качестве примера приведем следую щие фигуры В. Нойхаузера Ворон инв. Мз З 425 Т. Кернера Птица инв. Мз З 426 Ще нок инв. Мз З 427 В. Хаушильда Морской лев инв. Мз З 4 14 М. Нимейера Глухарь инв. Мз З 43 1К. Томсена Коза инв. Мз З 978 Белки инв. Мз З 979 О. Матисена Совы инв. Мз З 984 и др. В начале ХХ века они находились в заводском музее и именно на них ориентировался Тимус при разработке своих ком позиций. К их числу принадлежат несколько ва риантов скульптуры Белый медведь самая из вестная в собрании Государственного Эрмитажа инв. Мз И 1725 и даже столь нетипичная для творческой манеры скульптора фигура Бульдог ил. 19 В 1903 году по модели Тимуса были ис полнены в фарфоре 4 скульптуры Кошки выс. 5 вершка 26 см из них одна из бисквита и три покрытые цветной глазурью две коричневой и одна серой 24. Любопытно отметить, что сам скульптор в заводских документах этого же года называет это произведение котом, делая уточне ние к своему рисунку Кот моей лепки, вышли бисквит и окрашенные цветной глазурью 25. В до кументе О вещах поднесения и доставке яиц сказано, что на Рождество 1903 года Александра Федоровна получила фигурку серого цвета. С тех пор выпуск этой скульптуры не возобновлялся26. В настоящее время серая кошечка императрицы хранится в собрании ГМЗ Царское Село Работа с натурой всегда оставалась для Ти муса необходимым и важным этапом создания Ил. 20. Кашпо со скульптурными изображениями белых медведей. Автор модели А. Л. Обер. Фотография. Инв. Мз Фт 1522. Государственный Эрмитаж художественного произведения. Скульптуры Львица и Белые медведи выполнены в тради циях реализма. Пытаясь достичь максимальной выразительности минимальными средствами, мастер отказывается от изображения некоторых деталей, упрощает фигуры. Лаконичным, сглажен ным силуэтом отличается композиция Белые мед веди модель которой была исполнена скульпто ром в начале 19 10 х годов. Обе фигуры являются воплощением популярных образов редких живот ных в анималистической пластике начала XX века. Подчеркнутый лаконизм форм и цветовой гаммы помог Тимусу преодолеть определенную вторичность этих работ, которая обнаруживается в цитировании отдельных образов, пластических мотивов и колористических решений, разработан ных до него на фарфоровых заводах Европы. В своем новаторстве Тимус не ограничи вался исключительно фарфоровой пластикой. Ему принадлежит новый способ использования разнообразного цветного стекла, применявшегося в конце XIX начале ХХ века для многослойных ваз с резным и протравленным узором по образцу про славленных изделий Э. Галле, братьев Дом и Л. Тиф фани. К первым опытам этого рода относится группа миниатюрных вазочек в виде животных, созданная по моделям Тимуса в 1905 1906 годах. Стоит отметить, что во многом именно благодаря его работам анималистическая скульптура получи ла новый импульс к развитию и дополнила темати ческий диапазон произведений модерна. Скульптор А. Л. Обер также исполнил не сколько показательных для эволюции фарфоро вой пластики моделей по заказу скульптурного отделения Императорского фарфорового завода. К их числу, в частности, относятся скульптурная группа Белые медведи инв. Мз Фт 152 1 и многофигурное кашпо с изображением белых медведей ил. 20 Артемий Обер с самого на чала своей творческой деятельности сумел заявить о себе как о самобытном мастере, который привнес в русскую анималистическую пластику 234 235 новые сюжеты и образы. Большинство скульпто ров, за исключением Лансере, создавали своего рода портреты позирующих животных. Обер, напротив, стремился к передаче животных в жиз ненных ситуациях в погоне, схватке, в упоении своей добычей. Его скульптуры полны динамики, настроения, и одновременно с этим они не произ водят отталкивающего впечатления из за предель ного натурализма. Именно этот подход к передаче животных импонировал императрице Александре Федоровне, которая желала иметь в своих инте рьерах динамичные, но не устрашающие компози ции животных в реальном мире 27. А. Л. Обер посвятил всю свою жизнь внима тельному изучению и созданию фигур животных, объединяя в своем творчестве кропотливый труд и редкий талант. Несколько лет он учился в Импе раторской академии художеств, а затем переехал в Париж. Выбор Обера не был случаен. В это время парижский зоологический сад был известен во всем мире. При зоопарке находилась рисовальная шко ла, руководителем которой был скульптор А. Бари, родоначальник анималистического жанра в скуль птуре. Бари оказал колоссальное влияние на станов ление творческой манеры начинающего скульптора А. Л. Обера. Встреча с этим мастером стала решаю щей в жизни молодого человека28. Благодаря еже дневному кропотливому труду Обер составил уни кальную коллекцию рисунков, этюдов, зарисовок животных, которыми он руководствовался и в даль нейшем. До Обера в русской анималистике не было скульптора с таким выбором тем, образов экзоти ческие хищники, домашние животные, обитатели лесов и морей, все было подвластно его дарованию. Ил. 2 1Ваза Лебеди Санкт Петербург, Императорский фарфоровый завод. Автор модели А. Л. Обер. Фарфор. Частное собрание В. С. Голубева В совокупности все эти стороны художественного дарования Обера были отмечены не только художе ственной общественностью, но и членами импера торской семьи. Обнаруженный архивный документ подтверждает, что императрица желала видеть в ас сортименте фарфоровых изделий завода не только фигуры и статуэтки животных, но и большие инте рьерные вазы, украшенные скульптурными фигура ми животных29. Согласно ее мнению, лучше других анималистов с этой задачей должен был справиться Обер. Это объясняет решение администрации Импе раторского фарфорового завода обратиться к творче ству этого мастера, который создал ряд характерных скульптурных композиций в фарфоровой пластике. Первое знакомство Обера с этим матери алом произошло в Париже, где Обер брал уро ки гончарного ремесла в мастерской А. Биго. В начале 1900 х годов он создал декоративное блюдо Медуза горгона и ряд других произве дений Белый медведь Борьба крыс на сыре Каракатица осьминог с рыбой Жаба в удоволь ствии Головы льва часть которых хранится в со брании Государственного Русского музея. Огромное значение уделял скульптор первоначальному этапу работы, созданию подготовительных эскизов и ри сунков. В своих воспоминаниях А. Л. Обер рассужда ет о методе работы скульптора, о значении эскиза В воплощении эскиза, наброска художник вопло щает свою духовную мысль, затем дорабатывает до формы более совершеннои до окончательного исполнения. Эскиз сам по себе необычно драгоце нен. И он вполне определяет мысль художника 30. Вся зоология в живых зверях прослеживает ся в произведениях мастера. Художник скрупулезен в трактовке натуры внешности и поведении живот ных. Однако точнои натурнои штудии в его работах нет Я никогда во всю свою деятельность не лепил в особенности звереи сидя перед ними, достаточ но мне было наблюдать, а главное впечатлиться характерными движениями, чтобы оно запечатле лось в моеи памяти навсегда, я лишь зарисовывал в альбом штрихами детали и уже сформировал его в своеи мастерскои Понятно, что то, что только сразу запечатлелось в моем уме, недостаточно было пере нести в работу с одного только первого раза, мыслен но обрисовался только каркас и движение, а детали требовали постоянного изучения 3 1 На Императорском фарфоровом заводе Обер с большим успехом представил модели вазы Куницы цветник Лебеди фигуру Волк вазу по конкурсному рисунку Ваза из трех гусей лебедей ил. 2 1и др. Эскиз к вазе Куницы был создан скуль птором в конце 1902 начале 1903 года, что под тверждается сохранившимся рисунком в заводском отчете32. Проект поступил на конкурс, после чего 24 января 1903 г. был представлен на благовоззре ние императрицы Александры Федоровны 33. Обер сообщал Н. Б. Вольфу о своей работе Только вчера получил от мастера гипсовую вазу овальной фор мы, работа над которой потребовала много хлопот и переделок. Завтра поеду в Царское Село специ ально для осмотра кедра и зарисовки его веток для вазы Куница 34. Вероятно, Обер был хорошо знаком с рисунком куниц на другой вазе, выпол ненной на Императорском фарфоровом заводе еще в 1898 году и расписанной в технике подглазурной живописи35. Она хранится в собрании ГМЗ Петер гоф Эту работу, как и целый ряд других декора тивных ваз, вошедших в список лучших произведе ний 1903 года, выбрала для декорировки парадных интерьеров своего дворца великая княгиня Мария Павловна во время посещения ежегодной выставки вещей Императорского фарфорового завода со сво ей дочерью принцессой Еленой Греческой36. Особого внимания заслуживает Ваза с ящерицами созданная Обером по рисунку Е. Е. Лансере. В отчете Императорского фарфоро вого завода за 1902 год имеется рисунок А. Тимуса и подпись Ваза с ящерицами по рисунку Лансере лепил Обер. Вышли несколько экземпляров белых, которые пойдут под красную глазурь большого огня 37. В настоящее время известен только один экземпляр данной вазы, который находится в со брании Театрального музея в Санкт Петербурге. Барон К. К. Рауш фон Траубенберг также является искусным скульптором анималистом и проницательным исследователем поведения жи вотных, который впервые использовал историче ский подход в трактовке фарфоровых скульптур. Вместо того чтобы ограничиться традиционны ми пластическими формулами, он с неизменным усердием искал новые методы художественной выразительности в жанре анималистики. Админи страции завода Рауш фон Траубенберг предоста вил фотографии своих последних произведений, исполненных для европейских выставок. В от четных документах фарфорового предприятия указывалось Ввиду того что по этим фотографи ям возможно было убедиться в том, что их автор в состоянии исполнять особенно фигуры зверей, барону Раушу летом было предложено изготовить модель для исполнения из фарфора преимуще ственно из мира животных 38. 236 237 Ил. 22. Фигура Императрица Анна Иоанновна на охоте Санкт Петербург, Императорский фарфоровый завод. 19 12. Модель 1909. Автор модели К. Рауш фон Траубенберг, формовщик П. В. Шмаков. Фарфор. 50,0 66,0 46,0 см. Инв. ЭРФ 8663. Государственный Эрмитаж В 19 10 е годы он разработал для Импера торского фарфорового завода монументальную композицию, посвященную теме Царская охота ил. 22 В начале XX века сюжет исторической охоты присутствовал в творчестве многих масте ров, в том числе и в произведениях художников круга Мира искусства Обращение мирискус ников к исторической тематике способствовало появлению нового типа произведений, где исто рическая сюжетика служит почвой для игры со стилями разных эпох и культур 39. Вероятно, идея изображения царской охоты разных времен вос ходит к четырехтомному изданию Н. П. Кутепова Великокняжеская, царская и императорская охо та на Руси Среди других художников иллюстра ции к нему выполнил и В. А. Серов Петр на псо вой охоте Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из села Измайлово на псовую охоту и другие работы вос создают в романтической ретроспекции сцены царской охоты, в какой то степени предвосхища ют идею создания серии Царская охота в фар форовой пластике. В 19 12 году скульптор предста вил фарфоровому заводу настольное украшение сюрту де табль Императрица Анна Иоаннов на на охоте состоящее из пяти отдельных групп. В собрании Государственного Эрмитажа хранится центральная часть этого настольного украшения. Скульптурная композиция вторит излюбленному мирискусниками сюжету из придворного быта XVIII века. Рауш фон Траубенберг воскреша ет царскую охоту того времени, но его восприятие прошлого опосредованно эстетической ностальгией, он выступает и как поэт, и как историк. Тем не менее историчность события соблюдена скульптором во всех деталях. Рауш создал сцену безружейной, пар форсной охоты, которая была не просто чрезвычайно популярной в России, а стала национальной формой охоты40. Парфорсная охота получила развитие и ста ла культивироваться в России именно во времена Анны Иоанновны. В своей исторической характерности осо бенно удалась Раушу фигура самой императрицы. Охота Анны Иоанновны обставлялась пышно, со множеством гостей, среди них были иностран ные министры и знатные российские особы обоего пола 4 1Заботясь о блеске своего двора, царица внимательно следила за устройством служб при дворной охоты. Помимо ружейной охоты, импе ратрица часто развлекалась зрелищем травли зверей ни до нее, ни после всевозможная травля зверей не практиковалась в таких широких мас штабах. Именно этот момент выбрал Рауш фон Траубенберг для своей фарфоровой композиции. Работая над скульптурным изображением Анны Иоанновны, мастер должен был опираться на живописные, гравированные или медальерные портреты. Доподлинно неизвестно, какой имен но источник использовал скульптор, но он достиг явного портретного сходства, о чем свидетель ствуют комментарии его современников. Даже неподвижное спокойствие позы и лица, казалось бы, неподходящее к кульминационному моменту травли зверя, очень характерно для образа, столь удивительно увековеченного Растрелли отцом и некоторыми другими ее портретами 42. Любопытно отметить, что фигура андалуз ского коня аналогична лошади в скульптурной композиции Обер офицер Лейб гвардии Кон ного полка времен императрицы Елизаветы Пе тровны Рауш прекрасно передал монолитность всадницы и коня, исполняющего положение ле вады. Левада фигура старинной высшей шко лы верховой езды, при которой лошадь отрыва ет от земли переднюю часть и несколько секунд стоит на сильно согнутых задних конечностях, причем ее корпус образует с поверхностью зем ли угол около 30 43. Анна Иоанновна не была на столько хорошей наездницей, чтобы выполнить на лошади положение левады. Однако на многих конных памятниках лошади изображены именно так, и Рауш фон Траубенберг использовал эту рас пространенную и легко узнаваемую позу, которая и с технологической точки зрения была удобной для исполнения в фарфоре44. Удачны и другие фигуры всей группы, пишет о композиции Анна Иоанновна на охоте А. Ростиславов, где так изучены все тонкости костюма. Очень хороши фигуры волка и собак, в которых передана страстная возбужденность момента 45. Скульптор воспроизвел кульминаци онный в охоте момент, когда борзые собаки с двух сторон окружают волка и берут его по месту т. е. за самые болезненные места уши, тем самым парализуя хищника. В 19 15 году этот же фрагмент композиции отметил и корреспондент газеты Го лос Руси который среди удачных произведений анималистической пластики барона Рауша обо значил фигуры собак разных пород и волка, ис полненных очень живо и отчетливо 46. В это время для охоты помимо борзых широко использовались курляндские охотничьи собаки брудастые бор зые и гончие и их помеси с русской псовой борзой, из которых вывели породу курляндской псовой 238 239 борзой. Вероятно, Рауш мог использовать и изо бражения этой породы собак в своей фарфоровой композиции. Рауш фон Траубенберг является искусным скульптором анималистом и проница тельным исследователем поведения животных. Вместо того чтобы ограничиться традиционны ми пластическими формулами, он с неизмен ным усердием искал что то совершенно новое и современное, намереваясь не только с редкой убедительностью воспроизвести выразительную подвижность каждого зверя, но и передать иллю зию их движения. Этот творческий метод он вос принял от импрессиониста от скульптуры Паоло Трубецкого последнего отличала необычная тех ника, которая на первый взгляд кажется странной, но через несколько минут созерцания его фигуры, будь это люди или животные, начинают казать ся почти живыми 47. Эту оценку можно в полной мере отнести и к анималистической пластике Ра уша фон Траубенберга. Впервые историческая анималистика в фарфоре представила совершенно осязаемые и одновременно специфически переживаемые сюжеты во многом благодаря работам К. Рауша фон Траубенберга. Повторяя слова искусствове да Б. Р. Виппера, можно сказать, что у произве дения скульптуры прямая, осязательная сила убеждения 48, которую можно отнести и к лучшим примерам анималистики в фарфоре. Совершенно очевидно, что Рауш одним из первых смог не толь ко прочувствовать, но и передать в фарфоровой скульптуре в жанре исторической анималисти ки самую суть в развитии этого жанра на Импера торском фарфоровом заводе. Благодаря творчеству А. Шписа, А. Тимуса, А. Обера, К. Рауша фон Траубенберга и других мастеров анималистический жанр в скульптуре приобрел особое звучание в русской фарфоровой пластике. Первоначально ориентируясь на твор чество европейских фарфористов, отечественные мастера добились больших успехов. Их произведе ния стали настоящими сhef d oeuvre анималисти ки и заметно расширили тематический диапазон фарфоровой скульптуры рассматриваемого пе риода. Эти работы поражают разнообразием поз, движений и даже душевных состояний, что по зволило выделить их в ряду других произведений мануфактуры и на их примере еще раз показать, что фарфоровая скульптура и в этом жанре стала занимать особое место уже в восприятии совре менников, перестав ассоциироваться исключи тельно с незатейливыми статуэтками животных. Необходимо отметить, что мастера разработали совершенно новые подходы к изображению жи вотных, не имеющие аналогов в европейской художественной практике жанры комической и исторической анималистики, идеи и мето ды воплощения которых блестяще претворены в жизнь на Императорском фарфоровом заводе в Санкт Петербурге. 26 Там же. Л. 99. 27 Там же. Оп. 1внутр. оп. 478 20 14 Д. 122б. Л. 25. 28 Обер А. Л. Воспоминания май 19 17 г РГАЛИ. Ф. 1956. Ед. хр. 13. Л. 37. 29 РГИА. Ф. 503. Оп. 1внутр. оп. 478 20 14 Д. 122 б. Л. 26. 30 Обер А. Л. Воспоминания маи 19 17 г Л. 14 43. 3 1Там же. Л. 19. 32 РГИА. Ф. 503. Оп. 1внутр. оп. 497 2 185 Д. 53. Л. 67. 33 Там же. Л. 68. 34 Там же. Оп. 1внутр. оп. 49 12 128 Д. 85. Л. 6 162. 35 Хмельницкая Е. С. Фарфор в собрании дворца великого князя Владимира Александровича. СПб., 2006. С. 43. 36 РГИА. Ф. 503. Оп. 1внутр. оп. 472 1988 Д. 150. Л. 4. 37 Там же. Оп. 1внутр. оп. 49 12 128 Д. 144. Л. 6. 38 Там же. Оп. 2. Д. 147. Л. 15. 39 Даниэль С. Русская живопись между Востоком и Запа дом. СПб., 1999. С. 35. 40 Королькова Е. Ф. Скачущие сквозь века. Полцарства за коня Лошадь в мировой культуре произведения из собрания Государственного Эрмитажа кат. выст. СПб., 2006. С. 48. 4 1Цит. по Собачьи службы. Охотники Голь Н., Мамоно ва И., Халтунен М. Боги, люди, собаки. СПб., 20 10. С. 133. 42 Ростиславов А. Фарфоровый завод и скульптуры бар. Рауша фон Траубенберга Аполлон. 19 13. 1С. 10. 43 Гуревич Д. Я., Рогалев Г. Т. Словарь справочник по коне водству и конному спорту. М., 199 1С. 105. 44 Хмельницкая Е. С. Скульптор барон Рауш фон Траубен берг. СПб., 20 14. С. 42. 45 Ростиславов А. Фарфоровый завод и скульптуры бар. Ра уша фон Траубенберга. С. 10. 46 Голос Руси. 19 15. 27 июня. 526. С. 5. 47 Piсa V. L arte mondiale a Venezia. Napoli, 1897. Р. 259 26 1 48 Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искус ства. М., 1985. С. 77. 1Horn E. Theodor Sсhmuz Baudi 1859 1942 vom Maler in M nсhen zum k nstlerisсhen Direktor der K n сhen Porze nmanufaktur Berlin Kunsthistorisсhes Institut der Universit t Stuttgart. Stuttgart, 2009 237. 2 R сkert R. Meissner Porze n 17 10 18 10. M nсhen, 1966. S. 16. 3 Seeman E. A. Das Tier in der Kunst. Leipzig, 1976. Abb. 29. 4 Карякина Т. Д. Европейский фарфор эпохи просвеще ния Вестник Московского государственного универ ситета культуры и искусства. Серия 8. История. 2008. 3. С. 74. 5 РГИА. Ф. 503. Оп. 2. Д. 15. Л. 99, 13 1 6 Там же. Л. 4 Там же. Ф. 468. Оп. 10. Д. 1442. Л. 170 175 Там же. Д. 74. Л. 2 9. 7 Багдасарова И. Р. Медальон с портретом великого князя Павла Петровича Под царским вензелем произве дения Императорского фарфорового завода из собра ния Государственного Эрмитажа. СПб., 2007. С. 105. 8 См. подробнее Хмельницкая Е. С. Вазы Императорско го фарфорового завода. Собрание В. С. Голубева. в 2 т. М., 202 1 9 Jarсhow M. Berliner Porze n im 20. Jahrhundert. Berlin, 1988 54. 10 Каверзнев В. Охота в русском искусстве Охотник. 1927. 8. С. 3 Хмельницкая Е. С. Мастер государственного заказа. Скульптор Императорского фарфорового завода Август Тимус. М., 20 13. С. 68. 12 Уманов Каплуновский В. Карикатуры Льва Вакселя Столица и усадьба. 19 16. Сентябрь. 64 65. С. 8. 13 Швыров А. В., Трубачев С. С. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. СПб., 1903. С. 370. 14 Лис Патрикеич пер. В. С. Лихачева Мир искусства. 1900. 2. С. 4. 15 РГИА. Ф. 503. Оп. 1внутр. оп. 525 2278 Д. 43. Л. 25 об. 16 Там же. Оп. 1внутр. оп. 49 12 128 Д. 88. Л. 75 об. 17 Там же. Л. 2 2 об. 18 Там же. Д. 144. Л. 4 9 Там же. Оп. 1внутр. оп. 507 2224 Д. 24. Л. 40 об. Оп. 1внутр. оп. 525 2278 Д. 43. Л. 22. 20 Там же. Оп. 1внутр. оп. 525 2278 Д. 43. Л. 56 об. 2 1Там же. Л. 64. 22 Там же. Оп. 1внутр. оп. 545 2332 Д. 96. Л. 23 Малинина Т. А. Императорский стеклянный завод. XVIII начало XX века. СПб., 20 10. С. 35 1 24 РГИА. Ф. 503. Оп. 1внутр. оп. 497 2 185 Д. 53. Л. 43. 25 Там же. Л. 13. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Хмельницкая Е.С. Особенности развития жанра анималистической скульптуры на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX – начале ХХ века (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |