| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Сим победиши (2024) › Тарасова Э.А. Барельефы Ф. П. Толстого на темы Отечественной войны 1812 года в архитектурном декоре | ||||||
Тарасова Э.А.
Барельефы Ф. П. Толстого на темы Отечественной войны 1812 года в архитектурном декоре// Сим победиши (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 197-220 Аннотация: Не будет преувеличением сказать, что ни одно из произведений изобразительного искусства, посвященных Отечественной войне 1812 года, не имело такого широкого общественного звучания, как медальоны Ф. П. Толстого на темы войны и заграничных походов русской армии 1813–1814 годов. Исполненные автором в воске 20 медальонов постоянно тиражировались в гипсе, бронзе, чугуне, гальванопластике, других материалах. Об авторе публикации/статьи: Тарасова Э.А. Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 95066 знаков (с пробелами)
Барельефы Ф. П. Толстого на темы Отечественной войны 18 12 года в архитектурном декоре Э. А. Тарасова Не будет преувеличением сказать, что ни одно из произведений изобразительного ис кусства, посвященных Отечественной войне 18 12 года, не имело такого широкого обществен ного звучания, как медальоны Ф. П. Толстого на темы войны и заграничных походов русской армии 18 13 18 14 годов. Исполненные автором в воске 20 медальонов постоянно тиражирова лись в гипсе, бронзе, чугуне, гальванопластике, других материалах. Изображения медальонов встречаются на многочисленных предметах декоративно прикладного искусства из стек ла и фарфора. Они многократно опубликованы в научных исследованиях и каталогах временных выставок различных музеев. Изучение истории создания и бытования барельефов подытожила персональная выставка, посвященная Ф. П. Тол стому, организованная Государственным Русским музеем в 2008 году к 225 летию со дня рождения художника 1 Наименее изученным остается вопрос об ис пользовании медальонов в архитектурном деко ре. О том, что барельефы Толстого обладают силой и пластической выразительностью монументаль ного искусства, свидетельствуют факты обраще ния к ним ведущих архитекторов в оформлении архитектурных форм. Это прежде всего касается таких величественных памятников, посвященных Отечественной войне 18 12 года, как Александров ская колонна на Дворцовой площади и Алексан дровский зал Зимнего дворца. Исследователи неоднократно отмечали, что художественный замысел и Александровской колонны, и Александровского зала принадлежал державному заказчику императору Николаю I. Все этапы проектирования, строительства и укра шения этих колоссальных мемориальных памят ников находились не только под неусыпным лич ным контролем императора, но и создавались при его непосредственном творческом участии. Отмечалась идея своеобразного соперничества с прославленной колонной древности колонной императора Траяна 3 г. н. э., архитектор Апол лодор Дамасский и самой знаковой колонной начала XIX века Вандомской колонной импера тора Наполеона, названной им Колонной Вели кой армии 1805 18 10, архитекторы Ж. Гондуэн и Ж. Б. Лепер, скульпторы В. Денон и А. Д. Шодэ Александровская колонна превзошла их во всех отношениях. Имея высоту 47,5 м, она выше колон ны Траяна на 7,5 м и Вандомской колонны на 4,5 м. Но главное, что колонна монолит, в том время как ее предшественники сложены из блоков камня2. В контексте нашей статьи безусловный ин терес представляет начальный период истории ее создания. Александровская колонна является самым выдающимся памятником, исполненным О. Мон ферраном, проектирование и сооружение кото рого продолжалось в течение пяти лет, с 1829 по 1834 год. Получив заказ на создание памятни ка императору Александру I на Дворцовой пло щади перед Зимним дворцом и учитывая суще ствующий ансамбль площади, архитектор понял, что невозможно установить на ней скульптурный памятник, так как он потерялся бы в огромном от веденном для него пространстве, и потому решил, что тот должен быть в виде обелиска. Монферран обратился к истокам зарождения архитектуры Египту и задумал этот памятник в виде четы рехгранного обелиска из цельного куска гранита, по своим пропорциям приближающегося к еги петским обелискам времени Среднего царства обелиск Сенусерта, перв. треть II тыс. до н. э. 3. 198 199 Ил. 1О. Монферран. Проект памятника императору Александру I в виде обелиска. 1829. Бумага акварель, кисть, тушь, перо. Фрагмент. Научно техническая библиотека Санкт Петербургского университета путей сообщения Императора Александра I Грани обелиска зодчий предполагал украсить ампирными аллегорическими барельефами, отображающими события Отечественной войны 18 12 года и заграничных походов русской армии 18 13 18 14 годов работы скульптора Ф. П. Толсто го. Монферран, сочетая египетские формы архи тектуры и классические барельефы, продолжил традиции овеянного романтикой египетского ампира, пришедшего в Россию из Франции. Идея памятника обелиска с тематическими рельефами привлекала внимание Монферрана и раньше. Ярким примером служит его проект памятника павшим в Лейпцигском сражении 18 13 года, созданный им в 18 14 году для Пари жа, который архитектор включил в свой альбом Различные архитектурные проекты, поднесен ные и посвященные Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I подаренный им государю лично в 18 14 году в Париже4. Об этапах проектирования Александров ской колонны Монферран подробно рассказал в предисловии к своему увражу Plans et details du monument сonsaсre a la memoire de l empereur Alexandre Он писал Стройная форма обелиска именно та, которая лучше всего увяжется с ан самблем Дворцовой площади и высказывал мнение, что на такой большой площади всякий скульптурный памятник недостаточен и пока жется мал, если он не колоссален. Триумфальная колонна или обелиск будут всегда лучшим укра шением, чем какие либо другие памятники 5. Высота обелиска должна была составить 33,78 м. Архитектор проектировал обелиск из одного ку ска гранита высотою 84 фута 25,56 м и общей высотой с пьедесталом футов6. Нельзя не со гласиться с утверждением, что кроме сообра жений чисто художественных, Монферран имел в виду и соображения практического осущест вления своего проекта, а именно возможность получить соответствующей величины кусок гра нита из скалы Пютерлакса и удобство выломки и доставки монолита из того же Пютерлакского карьера, откуда были получены 48 колонн Исаа киевского собора 7. Украшающие обелиск рельефы ил. 1уве личенные повторения знаменитых медальонов Ф. П. Толстого приобрели прямоугольную фор му и, будучи трактованы как подлинно египет ские эти барельефы не должны были выходить из плоскости обелиска Их предполагалось вы полнять в плоскостной манере с углубленным контуром так называемый рельеф en сreux 8. Что касается смыслового содержания релье фов и логики их размещения на гранях обелиска, то Монферран не только с удивительным тщани ем и виртуозным исполнением скопировал ал легорические изображения, но и обратился к их толкованию, данному самим автором. В своих Записках Ф. П. Толстой вспоми нал Когда пришло к нам известие о совершен ном разбитии всей собранной Наполеоном ар мии под городом Лейпцигом и бегстве его с этого крепкого для него пункта, я убедился, что пришел уже конец величию и владычеству Наполеона над Европою, и тотчас начал лепить портрет нашего императора в военном древнем славянском ко стюме, в шлеме, с копьем в правой руке и круглым Ил. 2. Ф. П. Толстой. Родомысл. 1820 е. Гипс, бронза. Инв. ЭРСк 150. Государственный Эрмитаж щитом в левой, по борту которого в барельефе вылепил я пешее и конное сражение, а в середи не российский герб, изображая его в виде сла вянского божества Родомысла, имеющего каче ства Минервы и Марса После многих блестящих побед над Наполеоном, наконец в 18 14 году при шла реляция, возвещавшая о вступлении наших войск в Париж и пленении императора Наполео на. Тогда я немедленно принялся сочинять и ри совать в величину и по такой форме, как был сде лан мною портрет Александра Павловича, и все сражения по собранным мною реляциям, которые по моему соображению наиболее способствовали нашим войскам к вступлению в Париж и оконча нию войны 9 ил. 2 200 20 1 Возможно, Ф. П. Толстой решил последовать примеру А. Н. Оленина, который в 18 13 18 14 годах исполнил проекты медалей, посвященных событи ям Отечественной войны 18 12 года, а в 18 17 году выпустил в свет Опыт о правилах медальерного искусства с 15 гравированными изображениями. Исследователи отмечали, что Ф. П. Толстой в сво их барельефах использовал некоторые детали во инского снаряжения из рисунков А. Н. Оленина, известного своей любовью к археологической точ ности в мелочах 10. С беззаветной любовью к Отечеству создавал Ф. П. Толстой свою серию в течение 20 лет. В ли тературе неоднократно цитировалось знамени тое письмо скульптора императору Александру I, наиболее емко отразившее патриотический пафос его замысла Государь, любя славу твою и славу народа русского в те времена, когда твердость тво его духа и любовь к отечеству россиян удивили современников, оставили будущим векам и на родам память о подвигах, коим легче удивляться, нежели подражать, я не мог оставаться равно душным я Русский, и горжусь сим именем. Же лая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее в восторге души, Государь, я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величай шего художника я дерзнул представить в медалях знаменитейшие события 18 12, 18 13, 18 14 годов и передать потомкам не дела, удивившие вселен ную, нет они упредят все повествования, все на поминания о них, я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня переполнявших, поже лал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя Русского По возвращении Александра I из Парижа скульптор представил ему через обер гофмаршала Двора графа Н. А. Толстого восковой барельеф Ро домысл получив от императора за него брилли антовый перстень, а в 18 16 году преподнес альбом красной кожи с золотым тиснением с графически ми рисунками медальонов и сопроводительными текстами к ним, хранящийся ныне в Государствен ном Русском музее 12. Подносил альбом императо ру президент Российской Академии, литератор и один из основателей Беседы любителей русско го слова А. С. Шишков, который предложил воз главить выпуск в свет этого альбома. В результате император выделил 20 тысяч рублей на лепку медальонов, вырезание штампов, а также изда ние, содержащее описания и гравированные изо бражения медальонов 13. В 18 18 году этот альбом с гравюрами Н. М. Уткина и описаниями к ним, сделанными А. С. Шишковым, был опубликован. То, что А. С. Шишков написал новые тексты к ме дальонам Ф. П. Толстого, нисколько не наруши ло авторской программы и смысла изображений и было вполне оправданно, ведь он в то время был государственным секретарем и в компании 18 12 18 14 гг. почти неотлучно состоял при Е. И. В., был автором важнейших приказов, рескриптов, обращений к населению и несмотря на книж ные, несколько напыщенные выражения, русское чувство, которым они были проникнуты, сильно отзывалось в сердце русских людей А. Т. Акса ков 14. Но не будет лишним еще раз подчеркнуть, что авторство программ, как и их исполнение, принадлежало исключительно Толстому 15. На рисунке О. Монферрана, датированном 1829 годом, на стороне обелиска, обращенной к Зимнему дворцу, мы видим скопированные им девять барельефов Ф. П. Толстого, которые он рас положил ярусами один над другим. Пьедестал обелиска состоял из двухступенчатого подножия и двух рельефных композиций. В нижней части был помещен рельеф Первый шаг Александра за пределы России, 18 13 ил. 3 Рисунок Мон феррана в точности копирует сам медальон и пол ностью соответствует данному Толстым коммен тарию в альбоме 18 16 года Уже нет ни единаго воина неприятельскаго на земле Русской Они легли костьми на ней. АЛЕКСАНДР готов поло жить оружие, но Европа молит его о защите. Стоны чуждых народов вызывают спасителя из пределов роднаго Царства. На борзом коне попирающем шипящих змей Зависти и злости с оком прови дения на щите, облеченный силою и доблестию, с мечем в деснице, сопровождаемый мудростию и правдою, он летит за черту древняго рубежа и слава в след непоспевает 16. Во время заграничных походов 18 13 18 14 го дов Александр I сыграл выдающуюся роль, став во главе новой наполеоновской коалиции, со вместные действия которой завершились взятием Парижа. Декабрист И. Д. Якушкин вспоминал В 13 году император Александр перестал быть царем русским и обратился в императора Европы. Подвигаясь вперед с оружием в руках и призы вая каждого к свободе, он был прекрасен в Гер мании но был еще прекраснее, когда мы пришли в 14 м году в Париж 17. 19 марта 18 14 года союзные войска во главе с императором Александром I три умфально вошли в столицу Франции. В 10 ча сов утра под негостеприимным небом Александр I въехал в Париж через заставу Пантен во главе Ил. 3. Ф. П. Толстой. Первый шаг Александра за пределы России, 18 13 год. 1820. Воск. Инв. Ск 694. Государственный Русский музей Ил. 4. Ф. П. Толстой. Народное ополчение, 18 12 год. 18 16. Воск. Инв. Ск 523. Государственный Русский музей союзной армии. Он скакал на своем сером коне по кличке Эклипс, которого Наполеон подарил российскому императору в Эрфурте 18. Время незабвенное Время славы и восторга Как сильно билось русское сердце при слове Отечества Как сладки были слезы свидания С каким единоду шием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю А для него, какая была ми нута писал А. С. Пушкин в повести Метель 19. 24 апреля 18 14 года Государственный Совет, Свя тейший Синод и Кабинет Министров пожаловали Александру титул Благословенный Поэтому неслучайно верхняя часть пьедестала, которая фактически является подножием обелиска, состо ит из гирлянд лавра, между которыми помещена доска с надписью Александру Благословенному благодарная Россия По углам изображены орлы, а вокруг гирлянд воинские трофеи. Первый ярус самого обелиска отведен ба рельефу Народное ополчение 18 12 года ил. 4 Вот его описание, данное в альбоме, поднесенном Александру I Необычайная война угрожала Рос сии в 18 12 году. Наполеон Бонапарте возведенный счастием на высшую ступень могущества управ лял судьбами народов и волею Государей запада. Он воздвиг небывалое доселе в Европе ополчение из полумиллиона состоявшее, войска 20 ти наро дов следовали под знаменами его, война как гроз ная туча востекая от запада несла громы и мол нии свои в священные пределы Царства Русского, все народы Европы предрекали погибель России. Но при возставшей бури военной, когда берега Не мана уже пылали, среди пожаров и опустошения областей, раздался голос, знакомый русским серд цам Народ Русской Храброе потомство Славян Ты неоднократно сокрушал зубы львов и тигров Соединитесь все с крестом в сердце и оружием в руках, Никакие силы человеческие вас не одо леют От Немана до Волги, от моря до моря и по всем краям, повторяется глас сей, глас Александра перваго. Миллионы возстают и ополчаются. Остав ляют Града села и имущества прося оружия и боя. Все души сливаются в одну весь народ становится огромною ратию. Россия в лице монарха своего не успевает раздавать мечей и копий. Дворянин купец и поселянин друг перед другом теснясь к ол тарю Отечества и с жадностию простирая руки просят и требуют мечей. Сие изображает карти на Жены старцы и отроки повергают у подножия олтаря злато и сокровища. Изображение баре льефа Мужи русские по славному примеру пред ков, готовы заложить жен и детей, чтобы искупить свободу Отечества 20. При работе над барелье фом Ф. П. Толстой заменил фигуру Александра I, 202 203 вручающего оружие, на женскую фигуру, символи зирующую Россию. Именно эта композиция, поме щенная в гравированном альбоме, использована О. Монферраном в его проекте. Гроза двенадцатого года сплотила в па триотическом порыве всю Россию. Все сословия объединились на борьбу с врагом вокруг символа и главы государства российского императора. Александр I лично прибыл в Москву и 12 июля присутствовал на утренней службе в Успенском соборе Кремля. В это время крестьяне безропот но вступали в ряды ополчения, дворяне давали каждого десятого из своих крепостных и сами брались за оружие купцы жертвовали каждую десятую часть своих доходов2 1Александр I по клялся Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в Царстве Моем 22. После сдачи и пожара Москвы он на писал в одном из писем Для меня теперь нет ран, а будут только царапины С тех пор деви зом русского царя стали слова Наполеон мой единственный враг 23. Совершенно органично размещение над этим сюжетом на втором ярусе обелиска рельеф ной композиции Освобождение Москвы ил. 5 первоначальный вариант которой в виде жен Ил. 5. Ф. П. Толстой. Освобождение Москвы, 18 12 год. 18 19. Воск. Инв. Ск 525. Государственный Русский музей ской фигуры в рост, освобождаемой от оков, по мещенный в альбоме 18 16 года, был заменен ав тором на символический образ Москвы сидящая на руинах строений женщина, воздевшая к небу благодарный взор за возможность отомстить врагу. О. Монферран скрупулезно воспроизво дит в рисунке 2 й вариант, выполненный в воске и отраженный в гравюре. Вот описание, данное А. С. Шишковым для гравированного издания 18 18 года Неприятель Сентября 2 го числа вошел в Москву, но не с таким веселием и торжеством, с каким войти надеялся. Она была унылая, пустая, обнаженная от всех сокровищ и жителей. Вме сто ожидаемых Наполеоном народных покорств и восклицаний, казалась, мрачная пустота улиц и домов пространнаго града сего твердила ему ты погиб Суровая душа его впервые содрогнулась от страха он смутился и почувствовал великость духа Россиян, и не с гордым челом, но с потуплен ными взорами ехал в Кремль. Буйное войско его кинулось грабить Москва воспылала огонь, убий ство, святотатство, поругание храмов, оскорбле ние костей в гробах, словом все ужасы, все пре ступления, все мерзости и неистовства, какими со времен революции оскверняла себя Франция, свирепствовали в сем пышном граде Пламень сей древней столицы воспламенил мщением серд ца Россиян АЛЕКСАНДР возгласил войскам сво им и народу потушите пожар Москвы кровию вра гов. Москва, в виде измученной и утомленной страданиями жены, сидит сложа крестообразно руки, на развалинах еще дымящихся зданий. Рус ский воин, вооруженный щитом веры, поражает мучителя ея, держащего в руках орудия злодей ства кинжал и пламенник. Лютый враг полуна гой, изъявляющий то жалкое состояние, в каком при изгнании из Москвы находились Французы, падает к стопам ее. При сем виде освобожденная Москва возводит к небесам окропленные слезами благодарные взоры, лицо ее сквозь печаль проси евает радостью видеть себя, что она страданиями своими спасает Россию и Европу 24. Победа над Наполеоном стоила русским великих жертв. Почти 300 тысяч человек было убито, сгорела Москва, огромные территории являли собой голую пустыню. Ужасы войны за печатлели многие очевидцы событий, среди них генерал адъютант А. Х. Бенкендорф 10 октября 18 12 года 22 октября по новому стилю мы вступи ли в древнюю столицу, которая еще вся дымилась. Едва могли мы проложить себе дорогу через трупы людей и животных. Одни только разграбленные и совершенно почерневшие от дыму церкви слу жили печальными путеводными точками среди этого необъятного опустошения Моей первой за ботой было поспешить в Кремль, в эту метрополию империи. Я вступил один с офицером в собор, который видел только во время коронации импе ратора блистающим богатством и наполненном первыми сановниками империи. Я был охвачен ужасом и убедился, что состояние, в котором он находился, необходимо было скрыть от взоров народа Мощи святых были изуродованы, их гроб ницы наполнены нечистотами украшения с гроб ниц сорваны. Образа, украшавшие церковь, были перепачканы и расколоты алтарь был опроки нут бочки вина были вылиты на церковный пол, а людские и конские трупы наполняли зловонием своды, которые были назначены принимать ла дан Весь остальной Кремль сделался добычей пламени или был потрясен взрывом мин. Арсенал, церковь Ивана Великого, башни и стены образова ли груды камней 25. Но и противник заплатил дорогую цену. Из 600 тысяч солдат Великой Армии более полу миллиона нашли свою гибель или попали в плен в России. В Рождество 25 декабря 18 12 года им ператор Александр I получил от фельдмаршала М. И. Кутузова депешу Неприятель с бедными остатками бежал за границу нашу 26. Маршал Бертье, начальник штаба Великой Армии, доложил Наполеону в начале 18 13 года о результатах рус ской кампании Армии более не существует 27. Далее рельефы следуют один за другим в таком порядке на 3 м ярусе обелиска Бой при Малом Ярославце, 18 12 год на 4 м яру се Трехдневный бой при Красном, 18 12 год на 5 м ярусе Тройственный союз, 18 13 год на 6 м ярусе Сражение на высотах Кацбахских, 18 13 год на 7 м ярусе Освобождение Амстер дама, 18 13 год Последний, 8 й ярус самого обелиска пред ставляет собой изображение барельефа Битва при Лейпциге, 18 13 год ил. 6 грандиозного, получившего в истории название Битва народов события, которое логически и композиционно явилось завершением всех предшествующих ему эпизодов Отечественной войны. Обратимся к ком ментарию Ф. П. Толстого После многих частных боев Союзные Монархи готовились к общей вели кой битве. Вожди и войска разных народов сближа лись к одной цели. 4 го 5 го и 6 го бились народы за свободу Германии на Лейпцигских полях. Более 400.000 войск решали битву сию. Наконец правда Ил. 6. Ф. П. Толстой. Битва при Лейпциге, 18 13 год. 1823. Воск. Инв. Ск 697. Государственный Русский музей восторжествовала. Наполеон бежит Лейпциг взят победа совершенна. Смертная мгла подернула лица устлавших собою поле. Сокрушенное оружие, растерзанные члены, отторгнутые руки с мечами и главы со шлемами разсеяны повсюду. Все пало пред мужеством Росса. Один он осанист величав и тверд, как кедр среди павших под бурею лесов стоит неколебим, призывая народы под сень своего щита. Двуглавый орел, паривший в под звездных странах, слетает на щит победителя. Меч опущен, громы потухли и мир ожидает свободы и тишины 28. Отметим, что в рисунке Монферра на, как и в рисунке Толстого из альбома 18 16 года, отсутствует изображение ликторского жезла, что делает композицию, размещенную на самом вер ху, легко читаемой снизу. Совершенно неслучайно, что над этим лаконичным и обладающим огром ной эмоциональной выразительностью изображе нием оказывается пирамида символ вечности естественное навершие обелиска. Таким образом, мы видим, что на стороне обелиска, обращенной к Зимнему дворцу, архитектор разместил самые важные для русского человека события из истории Отечественной войны 18 12 года и заграничных походов 18 13 18 14 годов. Этот вариант монумента, предложенный в 1829 году, не был принят. Монферран пытался 204 205 отстоять идею памятника в виде обелиска, но уже гладкоствольного, предложив еще три варианта обелисков с различно трактованными пьедеста лами, тоже не получившие Высочайшего одобре ния. Был отвергнут и рисунок гладкоствольной ко лонны с навершием в виде креста мы видим его на эскизах 1го и 2 го вариантов закладной меда ли. Но император Николай I в том же году сначала одобрил проект Монферрана, в котором памятник решался в виде дорической колонны с гладким стволом, увенчанным двумя фигурами ангелов с крестом, и, наконец, 24 сентября 1829 года утвер дил окончательный вариант монумента, состояще го из трех частей колонны, навершия с фигурой Ангела и постамента29 ил. 7 Но, конечно, самое яркое художественное во площение в монументально декоративной скуль птуре барельефы Ф. П. Толстого на темы Отече ственной войны 18 12 года и заграничных походов русской армии 18 13 18 14 годов получили в скуль птурном убранстве Александровского зала Зимне го дворца после пожара 1837 года, в 1839 184 1го дах. Следует подчеркнуть, что Александровский зал стал заключительным аккордом декоратив ного оформления парадных интерьеров Большой дворовой анфилады Зимнего дворца, посвящен ного славе русского оружия, по пути следования от Фельдмаршальского зала через Гербовый зал со статуями древнерусских ратников и Пикетный зал с воинскими арматурами. Особенная связь Ил. 7. И. Леппе, Н. Устинов, П. Свинцов по проекту О. Монферрана. Барельеф на постаменте Александровской колонны вид со стороны Зимнего дворца. 1830 1834. Общий вид колонны на с. 205 206 207 прослеживается с декором мемориальной Воен ной галереи 18 12 года30. Уже в 1834 году А. П. Брюллов был привлечен к сооружению в Зимнем дворце так называемой Александровской галереи, для которой отводилось место между Георгиевским залом и внутренним двориком в юго восточной части Зимнего двор ца. Один из проектов предусматривал освещение верхним светом, и тогда возникла идея разместить увеличенные медальоны Ф. П. Толстого числом 36 подразумевалось, с повторами в виде верх него фриза. Этот предполагаемый скульптурный фриз получил бы эффектное верхнее освещение, позволившее бы посетителям хорошо прочиты вать детали изображений. Однако из за дороговиз Ил. 8. Александровский зал Зимнего дворца. Современный вид ны от этого плана отказались. Как видно из сохра нившихся проектов, многие из элементов декора Брюллов использовал в оформлении двусветного Александровского зала3 1 Александровский зал мемориальный ил. 8, 9 Он, как и Александровская колонна, посвящен незабвенной памяти императора Алек сандра I и вечной славе русского оружия в Отече ственной войне 18 12 года. Архитектурный образ Александровского зала восходит к формам ан глийской готики. Веерные своды, симметричное расположение в простенках круглых лепных ме дальонов, наподобие орнаментальных украшений готических витражей, переброшенные через зал легкие дуги арок, решенных по типу готических Ил. 9. Александровский зал. Скульптурный декор торцовой стены. В. И. Демут Малиновский с помощниками. Родомысл. 1839 184 1 208 209 Ил. 10. А. А. Клепиков, А. П. Лялин по модели Ф. П. Толстого. Медаль в память восстановления мира в Европе, 18 15 год. Из серии медалей на достопамятные события Отечественной войны 18 12 года. Санкт Петербургский монетный двор, 1837. Медь. Инв. РМ 9546. Государственный Эрмитаж гуртов, все это вместе со светло голубой гаммой оформления зала представлено А. П. Брюлловым так, чтобы подчеркнуть героико романтизирован ный характер интерьера. Вместе с тем архитектор пытается соединить формы готической архитек туры с мотивами монументально декоративной пластики классицизма, введя кессоны на сводах, классические элементы лепного декора львиные маски, грифонов, фасции, плотно сплетенные гирлянды и венки, карнизные тяги, украшенные рядами стилизованных листьев аканта, чередую щихся с изображениями двуглавых орлов, а глав ное классические лепные барельефы32. Недаром устроители масштабной выставки в Эрмитаже Цари и рыцари. Роман со Средневековьем под черкнули значение Александровского зала в кон тексте выставки, отметив, что в его убранстве удивительно тактично соединены изысканная декоративность и дух готики с принципами архи тектуры XIX века. И это не подражание, не псевдо стиль, а истинный оммаж Средневековью, прине сенный мастером классической эпохи 33. В своих Записках Ф. П. Толстой подчерки вает, что он очень вдумчиво отбирал сюжеты для своих аллегорических изображений, изучая реля ции которые наиболее способствовали нашим войскам к вступлению в Париж и окончанию войны 34. Он пишет Для изображения Отечествен ной войны в медальонах я избрал нижеследующие сражения а во главе всей коллекции медальонов должен быть портрет государя в виде Родомысла с надписью кругом Родомысл девятого на десять века I й медалион будет изображать народное ополчение, II й Битва Бородинская III й Освобождение Москвы IV й Бой при Малом Ярославце V й Трехдневный бой при Красном VI й Сражение при Березине VII й Бегство Наполеона за Неман VIII й Первый шаг Алек сандра за пределы России IX й Освобождение Берлина X й Тройственный союз XI й Сра жение на высотах Кацбаха XII й Битва при Кульме XIII й Битва при Лейпциге XIV й Освобождение Амстердама XV й Переход за Рейн XVI й Сражение при Бриене XVII й Бой при Арсис сюр Об XVIII й Сражение при Фершампенуазе XIX й Покорение Парижа 35. Все эти сюжеты были представлены в альбоме Ф. П. Толстого 18 16 года и воплощались в воске долгие 20 лет. Последний из них, Покорение Парижа был выполнен автором в 1833 году. В 1836 году Толстой дополнил серию композицией из воска Мир Европе В Обзоре художественной деятельности составленном Ф. П. Толстым не задолго до смерти и опубликованном в журнале Русская старина в 1873 году, скульптор конста тирует В 1836 году, по повелению императора Николая I с этих медальонов, под моим надзо ром, приготовлены учениками моими, Лялиным и Клепиковым, и окончательно мною довершены штемпеля для выбивания медалей обыкновен ной величины. В этой коллекции медалей, с од ной стороны, изображены поименованные выше сражения великой борьбы 18 12, 18 13 и 18 14 годов, а с другой портрет императора Александра I в виде Родомысла Взамен Родомысла, который стал аверсом всех медалей, скульптор сочинил вновь медаль, изображающую мир, исполненную так же, как и вся коллекция т. е. реверс обо ротную сторону медали на восстановление евро пейского мира 36 ил. 10 Все эти сюжеты нашли воплощение в Александровском зале. Главным смысловым и композиционным акцентом убранства зала является скульптур ный декор торцовой стены, где в центральном тимпане помещены громадный барельеф Родо мысл ил. в раме из туго сплетенных колосьев, увеличенный почти в 14 раз вариант медальона Ф. П. Толстого Родомысл девятого на десять века в три аршина диаметром по сторонам крылатые Славы, венчающие его лавровыми венками с пальмовыми ветвями в опущенных ру ках, слева двуглавый орел с надетым на крылья шлемом и доспехами, справа баран с навьючен ными на него знаменами и щитами ниже два меча с расходящимися клинками. Под барельефом был установлен живописный портрет императора Александра I в богатом табернакле и пышных дра пировках. Архивные документы свидетельствуют о личном участии императора Николая I в разра ботке декора торцовой стены Александровского зала. По его распоряжению в композицию были включены фрагменты с рисунков Древностей го сударства Российского Ф. Г. Солнцева. В то время около 3000 рисунков Солнцева, большей частью акварелей, хранилось в эрмитажной библиоте ке, затем они были переданы в московскую Ору жейную палату. Так, мы видим здесь знаменитый шишак великого князя Ярослава Всеволодовича, латы или зерцалы царя Алексея Михайловича, шлем царя Михаила Федоровича, первого из дина стии Романовых, в то время приписываемый Алек сандру Невскому, и так называемый шлем Ермака. Вдоль продольных стен зала слева и спра ва между пучками колонн на уровне капителей, в рисунок которых вплетен российский государ ственный герб, помещен фриз из 24 барельефов по 12 на каждой стороне сгруппированных по три, повторяющих в увеличенном виде зна менитые медальоны Толстого на темы Отече ственной войны 18 12 года и заграничных походов 18 13 18 14 годов, и фигур крылатых Слав, распро стерших над медальонами руки. Нельзя не отме тить тот факт, что Ф. П. Толстой, дающий точные и выразительные описания каждого из своих ме дальонов, самостоятельно и с большим знанием дела корректировал их композиционные решения при переводе их в больший размер это касалось, прежде всего, не отказа от деталей, а повышения их рельефа с тем, чтобы детали четче читались. Примечательно, что для скульптурного оформле ния Александровского зала, посвященного славе русского оружия и решенного в готических фор мах, Толстой решил дополнить серию сюжетами из заграничного похода русской армии 18 13 года, где смог представить русского воина не в качестве защитника Отечества, а как победителя. В Обзоре художественной деятельности Ф. П. Толстой фиксирует В новой Александров ской зале Зимнего дворца, во фризе, по повеле нию его величества, помещены в большом виде Ил. В. И. Демут Малиновский. Родомысл. Фрагмент скульптурного декора торцовой стены Александровского зала. 1839 184 1 2 10 2 Ил. 12. Ф. П. Толстой. При Гассе Александр I вырывает победу из рук Наполеона 18 13 и Взятие Касселя в тылу французской армии Наброски новых сюжетов для Александровского зала. 1839. Калька карандаш, тушь, перо. ОПИ ГИМ. Ф. 344. Д. 2. Л. копии с моих медальонов отечественной войны но как по величине залы, недоставало четырех, то я сочинил и вылепил модели, изображающие еще четыре сражения той же войны, а именно 1Занятие Варшавы 2 Взятие Бремена 3 Взятие Касселя и 4 Сражение при Госсе, где Александр I вырвал победу из рук Наполеона 37. Медальоны Ф. П. Толстого принято называть романтической стилизацией суть которой состоит в том, что каждый сюжет решен художником, эмоциональ но сопереживающим событию, о котором он чи тал, слышал, размышлял 38. Ил. 13. Ф. П. Толстой. Взятие Касселя. 1839. Рисунок медальона для Александровского зала. Бумага карандаш, тушь, перо. ОПИ ГИМ. Ф. 344. Д. 2. Л. 12 В собрании Отдела письменных источников Государственного исторического музея имеются три рисунка, датируемые 1839 годом, к медальо нам Взятие Касселя Взятие Бремена и Сра жение при Гассе, где Александр I вырывает победу из рук Наполеона ил. 12 14 На листе Взятие Касселя рукой Ф. П. Толстого написано высочай ше утверждено для Александровской залы 25 окт. 1839 На одном из листов изображены сразу два карандашных наброска При Гассе Александр I вы рывает победу из рук Наполеона, 18 13 и Взятие Касселя в тылу французской армии вокруг них 2 12 2 13 Ил. 14. Ф. П. Толстой. Взятие Бремена. 1839. Рисунок медальона для Александровского зала. Бумага карандаш, тушь, перо. Неосуществленный вариант. ОПИ ГИМ. Ф. 344. Д. 2. Л. 10 имеются мелкие зарисовки деталей воинского до спеха наплечий, налокотников, наколенников. На листе Взятие Бремена ил. 14 справа каран дашом написано вариант а под медальоном авторская надпись тушью высочайше повелено вместо Бремена сделать занятие Варшавы в 18 13 г. 25 окт. 1839. Граф Феодор Толстой Дополняющие серию рисунки барельефов к Александровскому залу полны исторических ре алий в изображении воинского снаряжения и раз личных видов оружия. Так, на русских воинах на деты бахтерец или юшман кольчужные рубахи, усиленные металлическими пластинами, голов ной убор ерихонка западные рыцари облачены в полудоспехи, восходящие к максимилиановско му доспеху на них защитные шлемы с забралом и без, на французском рыцаре шлем увенчан напо леоновским орлом коленопреклоненный знатный рыцарь, вручающий ключи от города Касселя, одет в так называемый доспех с пуфами. Эти рисунки сами по себе представляют драгоценную самодостаточность 39. Тонкость проработки деталей, выписанность каждой коль чужной петли, мельчайших узоров на деталях до спехов поражает воображение. Подтверждение тому, что Ф. П. Толстой вы полнил четыре эскиза для Александровского зала, мы находим в документах Академии художеств. Так, в отчете за 1838 1839 годы В. И. Демут Мали новский писал Скопировал для Александровской залы с известного медальона графа Ф. П. Толстого Родомысл девятого на десять века, в три аршина диаметром а также оканчивал для Александров ский же залы Зимнего дворца вновь сочиненные графом Толстым четырех медалей 40. Созданием этих эскизов Толстой как бы продолжил серию из 20 медальонов, т. е. подчинил их уже сложив шимся четким композиционным принципам решения. В соответствии с готическим архитек турным оформлением зала, в новых компози циях Толстой дал более подробную характери стику древнерусского воина и средневекового рыцаря, сочетая лапидарность стиля с археоло гической точностью в выписанности отдельных деталей одежд и предметов. После жестоких Ил. 15. Александровский зал. В. И. Демут Малиновский с помощниками Занятие Варшавы. По рисунку Ф. П. Толстого для Александровского зала. 1839 184 1Гипс. Государственный Эрмитаж сражений были освобождены города Гасс и Бре мен на Венском конгрессе Бремен был признан вольным городом. Кассель был взят внезапной атакой партизанского отряда Чернышева почти без боя на медальоне мы видим, как коленопре клоненный рыцарь подносит ключи от города русскому воину. О том, насколько увеличенные изображения соответствуют замыслу скульптора, отраженному в подготовительных рисунках, мы можем судить только в отношении двух из них. В окончательном оформлении Александровского зала присутствует вновь сочиненная композиция Занятие Варшавы ил. 15 местонахождение подготовительного рисунка к ней неизвестно, и нет барельефа Взятие Бремена к которому 2 14 2 15 Ил. 16. Александровский зал. В. И. Демут Малиновский с помощниками. Фриз с медальонами Ф. П. Толстого. Левая сторона. 1839 184 1Гипс. Государственный Эрмитаж Ил. 17. Александровский зал. В. И. Демут Малиновский с помощниками Фриз с медальонами Ф. П. Толстого. Правая сторона. 1839 184 1Гипс. Государственный Эрмитаж 2 16 2 17 имеется подробно разработанный проектный эскиз. Осмелимся предположить, что именно из лишняя детализация, перегруженность различ ными формами и видами вооружения и защиты, динамичность поз сражающихся и сложность позы убитого воина помешали воплощению этого замечательного проекта в увеличенном изобра жении, хотя судя по отчету Ф. П. Толстого такие попытки предпринимались. В результате вместо Взятия Бремена была помещена Бородинская битва единственная повторенная композиция в барельефном фризе. Медальоны располагаются слева направо по часовой стрелке в следующем порядке. На ле вой стене ил. 16 Народное ополчение Боро динская битва при Гассе Александр I вырывает победу из рук Наполеона Бой при малом Ярослав це Трехдневный бой при Красном Сражение при Березине Бегство Наполеона за Неман За нятие Варшавы Взятие Касселя Тройственный союз Мир Европе ил. 18 Бой при Кульме. На правой стене ил. 17 Освобождение Берли на Освобождение Москвы Бородинская битва Сражение на высотах Кацбахских Первый шаг Александра I за пределы России Покорение Па рижа ил. 19 Сражение при Фер Шампенуазе Бой при Арсиз сюр Об Сражение при Бриенне Переход за Рейн Освобождение Амстердама Битва при Лейпциге. В основу компоновки положен декоратив ный принцип. Увеличенные почти в десять раз по сравнению с оригиналами их диаметр около Ил. 18. Александровский зал. В. И. Демут Малиновский с помощниками. Мир Европе. 1839 184 1Гипс. Государственный Эрмитаж 15 1см медальоны в какой то степени утратили легкость и изящество рисунка, но развернутые фризообразно, объединенные композиционно и ритмически, приобрели экспрессию и убеди тельную силу рассказа. Они читаются как мемо риал подвигам русского народа в Отечественной войне 18 12 года. Работа над скульптурным убранством Александровского зала велась под руководством В. И. Демут Малиновского скульпторами Н. А. То каревым, А. И. Ивановым, А. И. Теребеневым и П. В. Свинцовым, что устанавливается на осно вании сведений, содержащихся в Отчете Импе раторской Академии художеств за 1838 1839 гг. и личных отчетов скульпторов, представленных Ил. 19. Александровский зал. В. И. Демут Малиновский с помощниками. Покорение Парижа. По модели Ф. П. Толстого 1833 г. 1839 184 1Гипс. Государственный Эрмитаж в Совет Академии в 1839 1840 годах. Н. А. Тока рев, к примеру, писал В течение нынешнего года сделаны мною для дворца Его Императорского Величества по моделям Вице Президента Графа Ф. П. Толстого в половину натуры два барельева Освобождение Берлина и Поражение француз ских войск при Березине 4 1Лишь после того, как исполненные скульпторами модели в на туральной величины получали одобрение Сове та Академии художеств, они могли приступать к изготовлению, отливке и установке медальонов на места. С 1838 года Совет Императорской Акаде мии художеств возглавлял Ф. П. Толстой42. В Жур налах Строительной комиссии по возобновлению Зимнего дворца исполнителем всех медальонов 2 18 2 19 Ил. 20. Александровский зал. И. Герман по моделям Б. Торвальдсена 18 8 12 гг. Въезд Александра Великого в Вавилон. 1839 184 1Гипс. Государственный Эрмитаж. Фрагмент на с. 2 19 называется В. И. Демут Малиновский. В практи ке строительных и отделочных работ такое поло жение дел часто имело место, как в этом случае, когда В. И. Демут Малиновский выступал в роли подрядчика. В финансовом отчете Строительной комиссии от 3 мая 1840 года сказано Ректору Скульптору Демуту Малиновскому за сделание в Александровскую залу 32 х фигур, изображаю щих Гениев, 19 барельефов, представляющих войны 18 12, 18 13 и 18 14 годов, и фигуру Родомысла 19 века с повторенными 5 ю таковыми же баре льефами 27.000 р. 43. В данном случае не имеет значения, кто конкретно исполнил тот или иной медальон, это был коллективный труд мастеров, за работу которых нес ответственность В. И. Де мут Малиновский. Со скульптурным декором Александровского зала связан рельефный фриз Триумф Александра Македонского или Въезд Александра Великого в Вавилон расположенный в проходной галерее, над окнами, выходящими на площадь ил. 20 Он является сокращенным вариантом знамени того 35 метрового Александрийского фриза на тему Въезд Александра Великого в Вавилон работы скульптора Бертольда Торвальдсена, соз данного им в 18 8 12 годах для Квиринальско го дворца в Риме и задуманного как своего рода аллегория торжественного прибытия Наполеона в Рим. Из письма одного из учеников Торвальд сена, скульптора Иосифа Германа, в Совет Импе раторской Академии художеств мы узнаем, что он приобрел слепки квиринальского фриза в рим ской мастерской учителя и привез их в Россию. Он не только купил у известного покойного Торвальдсена слепок барельефа Поход Александра Великого из 35 штук но снял с него форму, по зволявшую его тиражировать. Так, для парадных интерьеров Мариинского дворца Герман испол нил две уменьшенные копии фриза. Нельзя не от метить, что Александрийский фриз получил ши рокую известность и применялся в архитектурном декоре многих европейских дворцов в XIX веке44. Однако в Александровском зале первона чально предполагалось использовать компози цию, сочиненную Ф. П. Толстым и воплощенную им в воске Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон 1808, ГЭ которую он считал своей творческой удачей и описывал в Обзоре следующим образом Триумфаль ный въезд Александра Македонского в Вавилон, на богатой колеснице, влекомой двумя слонами, на спинах которых, стоя, сидя и лежа, играют му зыканты впереди идут скованные, побежденные владыки и вожди по сторонам несут на носилках, покрытых коврами, большия, богато украшенные скульптурою вазы, жертвенники, треножники, канделябры и другие богатства, добытые войною. За колесницею идут конные и пешие войска, неся на копьях доспехи ими побежденных. Это шествие вступает в Вавилон чрез триумфальные ворота, украшенные четырьмя колоннами дорического ордена, между которыми стоят жертвенники с пы лающим огнем, статуями и барельефами. На анта блементе, в фризе которого барельеф изображает конные и пешие сражения, стоят четыре тренож ные курильницы. На последнем плане, в дали, вид ны некоторые здания, наполненные народом. Фигур в нем, с лошадьми и слонами около ста 45. Этот восковой барельеф был поднесен Ф. П. Тол стым императору Александру I в 18 14 году по слу чаю вступления русских войск в Париж. Тогда же художник получил за него от венценосной четы бриллиантовый перстень. Остается только сожа леть, что это изумительное по пластической вы разительности произведение не предстало перед потомками в монументальном исполнении. Веро ятно, этому помешали жесточайший график работ и их дороговизна. В результате скульптор И. Герман приспосо бил фрагмент Александрийского фриза Б. Торвальдсена, удачно организовав предоставленное ему пространство. Центральная группа Алек сандр Македонский с копьем в руке и Слава в ко леснице дана в высоком рельефе, почти вырыва ющемся из плоскости стены. Сцена фланкирована с торцовых сторон аллегорическими изображени ями России владычицы морей и земных недр ко ронованные женские фигуры с атрибутами власти даны на фоне корабельных снастей, орудий труда и военных доспехов. Со временем предполагалось заменить гип совые барельефы мраморными. После того, как скульптурные работы в зале были завершены, 2 1июня 184 1года к министру Императорского Двора князю П. М. Волконскому обратился скуль птор Дмитрий Савельев с рапортом, в котором пи сал Вследствие словесного приказания Вашей светлости согласен сделать для Зимнего дворца в С. Петербурге из своего мрамора с постанов кою на место 24 мраморных барельефа с при надлежащими к ним 32 х фигур ценою за каж дый барельеф величиной в 2 аршина 2 вершка по 57 1р. 42 6 7 коп. серебром, а за каждую фигуру по 5 14 28 4 7 коп. сер., и готов даже исправить видевши в модели недостатки, не требуя особой за то платы 46. Однако ответ Строительной комис сии за подписью графа П. А. Клейнмихеля на чье имя П. М. Волконский переадресовал этот рапорт гласил, что лепные барельефы и фигуры в озна ченной зале не предположено заменять мрамор ными и что денег на это не имеется 47. Нетрудно заметить, что многие элементы декоративного убранства Александровского зала перекликаются с мотивами на барельефах под ножия Александровской колонны. Это летящие фигуры Слав, воинские доспехи, древнерусское и римское оружие, по словам Монферрана, в са мых точных снимках с тех образцов, которые хра нятся в Оружейной палате броня царя Алексея Михайловича шлем Ермака 48 и др. В их тол ковании некоторые исследователи видели и до сих пор видят тайные знаки и смыслы, связанные с жизнью венценосной четы императора Алек сандра I и императрицы Елизаветы Алексеевны49. Из окон Александровского зала по центру открывается великолепный панорамный вид на Дворцовую площадь и Александровскую ко лонну самый грандиозный монумент победам русского оружия в Отечественной войне 18 12 года, увенчанный сакральной фигурой Ангела с ликом Александра Благословенного, победителя Напо леона50. Оба эти памятника являют собой своеобразный архитектурный реквием вечной памя ти двенадцатого года бессмертную аллегорию реальных событий, все дальше и дальше уходящих от современников в прошлое. 1Федор Толстой. 1783 1873. К 225 летию со дня рожде ния. Каталог выставки. Государственный Русский му зей сост. Е. В. Карпова и др. СПб., 2008. 2 Рязанцев И. В. Александровская колонна в Петербурге. Некоторые обстоятельства создания и символика Рус ское искусство Нового времени. Исследования и матери алы. Вып. 9 Из истории Императорской Академии худо жеств ред. сост. И. В. Рязанцев. М., 2005. С. 262 263. 3 Чеканова О. А., Ротач А. Л. Огюст Монферран. Л., 1990. С. 5. 4 Этот изысканно оформленный альбом красной кожи с золотым тиснением хранится в Государственном Эр митаже. См. Любин Д. В. Александровская колонна. СПб., 20 13. С. 8, 9, 17. 5 Цит. по Никитин Н. П. Огюст Монферран. Проектирова ние и строительство Исаакиевского собора и Алексан дровской колонны. С. 239, 242. 6 Там же. С. 239. 7 Там же. 8 Рязанцев И. В. Указ. соч. С. 263. 9 Толстой Ф. П. Записки графа Федора Петровича Толсто го. М., 200 1С. 162. 10 Речь прежде всего идет о так называемой ерихонке остроконечном шлеме шишаке с металлическими наушами по бокам, с подвижной стрелкой, с козырьками спереди и сзади. См. Файбисович В. М. Алексей Нико лаевич Оленин. Опыт научной биографии. СПб., 2006. С. 342 344. Именно в годы президентства А. Н. Олени на 18 17 1843 Академия художеств начинает быстро пополняться всевозможными специальными коллек циями оружия, современной и исторической одежды, этнографических зарисовок и альбомов, древностей из археологических раскопок Оленин, со своей сторо ны, приносит в дар для художнических пособий разные военные вещи, как то латы, кольчуги, шишаки, кинжа лы, мечи и разные древние и новые оружия Моле ва Н. М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М., 1963. С. 40, 4 1примеч. на с. 348 РГИА. Ф. 789. Оп. 20 18 18 г Д. 42. Л. об. Цит. по Карпова Е. В. Федор Петрович Толстой. Вехи жизни, грани творчества Федор Толстой. 1783 1873. К 225 летию С. 12. 12 Альбом рисунков для медальонов, посвященных собы тиям Отечественной войны 18 12 года и Заграничных по ходов 18 13 8 14 годов. 18 16 Федор Толстой. 1783 1873. К 225 летию Ил. 36 53. Кат. 126 143. Инв. Р 7982 Р 7998. 13 Соломатина Н. К истории создания медальонов, посвя щенных событиям Отечественной войны 18 12 года и За граничных походов 18 13 18 14 годов Федор Толстой. 1783 1873. К 225 летию С. 42. 14 Там же. С. 45. 15 Там же. 16 Альбом рисунков для медальонов Ил. 4 1Кат. 132. Инв. Р 7988. 17 Записки И. Д. Якушкина. Изд. 2 е. М., 1905. С. 2. 18 Рэй М. П. Александр I. М., 20 13. С. 296. 19 Пушкин А. С. Метель Полное собрание художественных произведений А. С. Пушкин. СПб., 1999. С. 395 396. 20 Альбом рисунков для медальонов Ил. 36. Кат. 125. Инв. 798 1 2 1Герцен А. И. Былое и думы. М., 200 1С. 427. 22 Цит. по ПСЗРИ. 18 12. 25. 14 1С. 354. Манифест импе ратора Александра I от 12 июня. 23 См. Рэй М. П. Александр I. С. 295. 24 Цит. по Соломатина Н. Указ. соч. С. 44 45. 25 Цит. по Рэй М. П. Страшная трагедия. Новый взгляд на 18 12 год. М., 20 15. С. 178. 26 Цит. по Отечественная война 18 12 года. Энциклопедия. М., 2004. С. 10. 27 Там же. 28 Альбом рисунков для медальонов Ил. 46. Кат. 137. Инв. Р 7993. 29 См. Любин Д. В. Указ. соч. С. 30, 3 164 68. 30 Подробнее см. Глинка В. М., Помарнацкий А. В. Военная галерея Зимнего дворца. Л., 1979 Вилинбахов Г. В. Воен ная галерея Зимнего дворца. Л., 198 1Ренне Е. П. Воен ная галерея Зимнего дворца. СПб., 20 12. 3 1Кузнецова Э. В. Федор Петрович Толстой. М., 1977 Эр митаж. История и архитектура зданий. Изд. 2 е, испр. и доп. Л., 1989 Пашкова Т. Л. Интерьеры А. П. Брюлло ва во втором этаже северо западного ризалита Зимнего дворца Культура и искусство России XIX века новые материалы и исследования сб. статей Государственный Эрмитаж науч. ред. Г. А. Принцева. Л., 1985. С. 80 9 1 32 См. Тарасова Л. А. Скульптурное убранство парадных интерьеров Зимнего дворца после пожара 1837 года Культура и искусство России XIX века С. 65 79. 33 Некрасова Щедринская Е. Н. Роман со Средневековьем. СПб., 2023. С. 106. 34 Толстой Ф. П. Записки С. 162. 35 Там же. С. 162 163. 36 Кузнецова Э. В. Указ. соч. С. 58, 22 1 37 Толстой Ф. П. Граф Федор Петрович Толстой. Обзор художественной деятельности Русская старина. Т. 7. 4. С. 5 17 532. 38 Петрова Е. Личность Федора Толстого, отраженная в его графике Федор Толстой. 1783 1873. К 225 летию С. 33. 39 Там же. С. 37. 40 Цит. по Тарасова Л. А. Скульптурное убранство С. 67. 4 1Цит. по Тарасова Л. А. К истории скульптурного де кора С. 104. Остальные скульпторы отчитывались только о количестве медальонов, не конкретизируя изображений. 42 В 1838 г. Археологической комиссией было выпущено в свет гравированное издание проектных рисунков медальонов Ф. П. Толстого с лаконичными текстами к ним, отредактированными автором. См. Медалионы в память военных событий 18 12, 18 13, 18 14 и 18 15 го дов, изобретенные графом Ф. Толстым, и выграви рованные на стали, по способу Бета, Н. Менцовым. СПб., 1838. 43 Цит. по Тарасова Л. А. Скульптурное убранство С. 77. 44 Сычева Г. В., Колотов М. Г. Гипсовая Илиада в Мариин ском дворце Загадки петербургских дворцов сб. ста тей общ. ред. М. Г. Колотова. СПб., 1996. С. 124 173. 45 Толстой Ф. П. Обзор С. 525. 46 Цит. по Тарасова Л. А. Скульптурное убранство С. 79. 47 Там же. 48 Цит. по Никитин Н. П. Указ. соч. С. 254. 49 См. Стернин Г. Ю. Александровская колонна О. Монфер рана реальность и миф России 1830 годов Искус ствознание. 200 12. С. 380 394 Хрипанков А. Ф. Тай на Александрийского столпа Ангел Царя Александра сб. статей сост. и ред. Э. С. Лебедева. 2 е изд. СПб., 2008. С. 25 50 Александр I считал победу над Наполеоном божьим про мыслом. Совсем неслучайно над барельефами, обра щенными к Зимнему дворцу и зданию Главного штаба, в венке из дубовых листьев помещен увеличенный аверс медали В память Отечественной войны 18 12 года всевидящее око с надписью под ним 18 12 годъ Ре верс этой медали состоит из слов НЕ НАМЪ, НЕ НАМЪ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Тарасова Э.А. Барельефы Ф. П. Толстого на темы Отечественной войны 1812 года в архитектурном декоре (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |