| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Сим победиши (2024) › Соколова И.А. Помощник хранителя голландской живописи А. М. Паппе в кругу современников | ||||||
Соколова И.А.
Помощник хранителя голландской живописи А. М. Паппе в кругу современников// Сим победиши (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 189-195 Аннотация: Имя Аркадия Матвеевича Паппе (1891–1927) мало что говорит сегодня сотрудникам Эрмитажа. Преждевременная кончина этого молодого ученого в возрасте 36 лет не позволила ему занять заметное место в истории музея. Он проработал в должности помощника хранителя неполных пять лет – с 1922 по 1927 год – в тяжелой обстановке послереволюционного крушения старых гуманистических традиций и утраты «связи времен». Об авторе публикации/статьи: Соколова И.А. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 42035 знаков (с пробелами)
Помощник хранителя голландской живописи А. М. Паппе в кругу современников И. А. Соколова Имя Аркадия Матвеевича Паппе 189 927 мало что говорит сегодня сотрудникам Эрмитажа. Преждевременная кончина этого молодого ученого в возрасте 36 лет не позволила ему занять заметное место в истории музея. Он проработал в должности помощника хранителя неполных пять лет с 1922 по 1927 год в тяжелой обстанов ке послереволюционного крушения старых гума нистических традиций и утраты связи времен В начале 1920 х судьба картинной галереи оставалась неопределенной. Еще были на ме стах сотрудники дореволюционного поколения, но часть из них эмигрировали. В эмиграцию уеха ли и молодые А. Трубников, И. Жарновский, Д. Бу шен, С. Эрнст, на которых возлагали большие на дежды. А огромное количество картин, хлынувшее в Эрмитаж из Музейного фонда и пригородных дворцов, требовало разбора, систематизации и на учной обработки. Среди тех, кто активно занимал ся этими задачами, и был Аркадий Паппе ил. 1 работавший под руководством признанного мэ тра, Джемса Альфредовича Шмидта 1876 1933 1 Выдающийся музейщик, Шмидт, которому Эрмитаж обязан многими реформами и приобре тением собраний П. П. Семенова Тян Шанского и В. П. Зурова2, известен как сторонник строгой научной практики, отметающей дилетантизм и журнализм в трудах музейных хранителей3. В лице молодого сотрудника он нашел преданного и чуткого адепта таких идей. И это не случайно, поскольку и наставник и его ученик прошли строгую академическую школу получили образование в Германии у крупнейших европей ских историков искусства, Шмидт во второй поло вине XIX века в Лейпцигском университете, его помощник в начале XX в Мюнхенском. Паппе запомнился как автор нескольких научных статей и двух превосходно написанных путеводителей Голландский портрет XVII века 1926 4 и Голландская бытовая живопись город ской быт 1927 5, вышедших в Ленинграде вто рой увидел свет уже после его смерти 6. Сохранившиеся в музейном архиве прижиз ненные документы этого сотрудника были сфор мированы в личное дело только в 1970 х годах, ког да многое в его биографии оказалось безвозвратно утраченным7. Восстановить его жизненный путь в деталях уже невозможно. И все же, все же Примечательно, что Паппе в короткий срок и в аскетических условиях стал одним из наиболее плодотворно работавших специалистов. За 1925 и 1926 годы им были напечатаны семь статей, по давляющее большинство в журналах Oud Ho nd и The Burlington Magazine8. В круг его тем входили прерембрандтисты и мастера школы Рембрандта. Его доклад о жи вописи самого великого голландца 1922 с пози ций формального метода Вельфлина, прочитан ный в Зубовском институте, вызвал оживленный отклик в среде искусствоведов9. Паппе успел опубликовать ряд малоизученных картин из за пасников музея в их числе Портрет пожилой женщины Яна де Брая, Кружевница Габриела Метсю, Улыбающийся старик Яна Ливенса за метки о новых приобретениях Эрмитажа, обзор новейшей литературы о голландских картинах в советской России. Эти работы свидетельствовали о глубине его интересов, аналитических способностях, осмысле нии вклада новых поступлений в старое собрание голландской живописи. Подобные публикации были крайне важны в эпоху наступившей изоля ции, для иностранных специалистов они являлись редкими сигналами из России, указывающими на продолжение научной деятельности. В архи ве музея имеются и рукописи его незавершенных 190 19 1 Ил. 1Аркадий Матвеевич Паппе. 1926. Фотография. Галеев Галерея, Москва Ил. 2. Алиса Порет. 1929. Фотография. Галеев Галерея, Москва статей, которые включают, например, сведения о неопубликованных картинах Петруса Кристу са, Адриана Изенбрандта и Мастера женских по луфигур машинопись на английском языке 10, материалы к путеводителю по Эрмитажу на не мецком языке Составленная Паппе картотека по библиографии западноевропейских художников на 130 листах и выписки из различных книг по искусству обнаруживают очень тщательный пе дантичный подход в подготовке материалов для будущих работ. Методичность и организованность помогли ему при выполнении сложной задачи отбора и передачи картин из пригородных музеев в Эрмитаж. Им была осуществлена и приемка Юсу повской коллекции. Интересно, что Паппе, этот, казалось бы, су губо кабинетный ученый, был тесно связан с кру гом ленинградского авангарда. Его второй женой стала одна из самых яр ких и артистичных женщин довоенного Ленин града, очаровательная Алиса Порет 1902 1984 ученица К. С. Петрова Водкина и П. Н. Филоно ва ил. 2 Романтическое знакомство пары в залах Эрмитажа перед Мадонной Литта шутки ради подстроенное их друзьями, молодыми графика ми Т. В. Шишмаревой 1905 1994 и В. А. Власо вым 1905 1979 описано в воспоминаниях Али сы Ивановны 12. Близкой подругой, соученицей и соавтором Порет в ряде картин в том числе знаменитого аналитического полотна Дом в разрезе ок. 1930 Ярославский художественный музей была неор динарная одаренная Татьяна Николаевна Глебова 1900 1985 Среди тех, с кем дружили супруги, можно назвать также художника Л. С. Хижинского 1896 1972 в оформлении которого вышли обе книжки Паппе, и его жену Татьяну. В начале 1930 х Хижинские стали участниками остроумнейших домашних фильмов или живых картин устра ивавшихся в квартире Алисы Порет на Москов ском, 16. На рубеже 1920 1930 х годов дом Порет и ее мамы, куда на время переехала и Татьяна Глебова, стал одним из центров художественной жизни, объединявшим молодую творческую ин теллигенцию Ленинграда и Москвы художников, архитекторов, литераторов, поэтов и актеров. От снятые на фотопленку, эти перформансы, пора жающие и сейчас фантазийной оригинальностью и остроумием, были опубликованы в каталоге вы ставки А. И. Порет в Галеев Галерее в 20 13 году. Хотя они состоялись уже после кончины Паппе, его вкус и художественное влияние на Алису ощу тимы в ряде сцен, например, в Менялах с уча стием Т. Глебовой и А. Порет перефразировке картины Квентина Массейса Меняла с женой Лувр, Париж или в Свадьбе Арнольфини от сылающей к знаменитой картине Яна ван Эйка Лондонская Национальная галерея К слову сказать, дружеские связи с современ ными ленинградскими художниками были харак терны для многих эрмитажных сотрудников тех лет, что позволяло выйти за рамки узкопрофессиональных интересов и обогащало эмоциональ но. Все эти факты заставляют внимательнее при глядеться к скромной личности Паппе. Скудость архивных сведений вынуждает нас перечислить сухие данные, почерпнутые из его сurriсulum vitae, поданного при поступлении в Эр митаж. Он родился 9 октября 189 1года в Петер бурге и окончил одно из лучших средних учебных заведений города училище при Реформатских церквах 13. В 1909 году поступил на юридический факультет Петербургского университета в 19 13 19 14 годах учился в Мюнхенском университете на отделении истории искусств философского фа культета, занимался у профессора Фолля. Знаменитый Карл Фолль 1867 19 17 был одним из первых ученых, применявших метод сравнительного анализа в музейной практике. Его семинар посещали и другие студенты из России. Двое из них, графики В. А. Фаворский 1886 1964 и Н. Б. Розенфельд 1886 1937 перевели лекции профессора на русский язык книга Опыты срав нительного изучения картин вышла в 19 16 году и имела огромный успех. Она до сих пор остается в академических курсах 14. В связи с началом Первой мировой войны Паппе вынужден был прервать занятия в Гер мании. В 19 17 19 18 годах он состоял студентом в Институте искусств в Петрограде Зубовский институт Как и многие петроградцы, из за бед ственной обстановки в годы военного коммуниз ма он оказался в Баку, где в течение года с 1июня 1920 до 1апреля 192 1года исполнял обязанности Заведующего секцией по охране памятников ис кусства в Отделе Наркомпроса Азербайджанской ССР, а также читал курс истории искусств в Госу дарственной консерватории и Государственных художественных мастерских. По возвращении в Петроград в 192 1году поступил на службу в Эрмитаж и одновременно работал в Институте истории искусств под руко водством проф. Д. А. Шмидта 15. К сожалению, к этим скупым сведениям мало что можно добавить. Так, в Архиве ГРМ сохрани лись три ранних письма Паппе, адресованных А. Н. Бенуа они датированы 19 10 годом 16. Доволь но наивные, эти письма чрезвычайно характерны для своего времени. Их автор, 19 летний студент, обращается к опытному критику с просьбой по мочь разобраться в кризисе искусства. В духе иде алистически настроенной молодежи, жаждавшей установления истины, он описывает свое глубо кое разочарование в академическом искусстве Фрина на празднике в Элевзине Семирадского в Музее императора Александра III фотография в красках копия действительности и стремит ся понять язык современной живописи, но, по его словам, грубая мазня Ларионова и Гончаровой тоже не удовлетворяет его. Так завязываются от ношения с блестящим публицистом, с которым Паппе суждено будет работать в Эрмитаже. Когда в 1926 году Александр Николаевич покинет Рос сию, Паппе сделается одним из его корреспонден тов. Именно Бенуа мы обязаны самым душевным откликом на внезапную смерть молодого коллеги. Из письма Бенуа Ф. Ф. Нотгафту 3 1января 1927 года Сегодня же получил от Вас ужасно огорчившую меня весть о смерти нашего мило го, всеми нами любимого Аркадия Матвеевича. Не могу прийти в себя и поверить. Так и вижу его темноватое лицо, робкую улыбку, добродушные глаза, поглядывающие через очки, все его манеры, в которых неизменно выражалась чрезвычайная готовность быть полезным и какая то юношеская застенчивость. Слышу его сипловатый, глухой го лос, его своеобразный смех. Это большая потеря для нас и для всего Эрмитажа. Это был надежный представитель того молодого поколения, на ко торое придется оставить наше великое дело. Так мало этих вполне надежных людей, особенно в наше время, требующее напряженных и непо сильных жертв. Как мы будем без Паппе устраи вать Studiensammlung, как составлять каталоги, собирать для них необходимые ворохи матери алов Без него и без Эрнста, без Жарновского Ума не приложу. Всюду и всегда он будет нам не доставать. Но и лично, просто по человечеству мне больно, что он больше не с нами. Я нежно любил милого именно милого Аркадия Матвеевича и было за что он был такой чистый, хороший, самоотверженный, добрый. Не имею чести знать его супругу и уже вдову но все же прошу Вас передать ей мое глубокое соболезнование. Про шу сделать то же самое и всей нашей эрмитажной коллегии 17. Порет в своих воспоминаниях тоже проница тельно подметила черты личности Паппе У него был ровный, милый характер, он был отлично вос питан, он был добр, подавал всем нищим за что моя мама прозвала его Св. Мартин а потом это перешло уже прочно в Arсade Martin Он кормил везде кошек и собак, не обижался, не хвастал Нас часто останавливали в музеях и на улице ху дожники, просили его посидеть для портрета 18. 192 193 Ил. 3. А. Порет. Портрет А. М. Паппе. Холст масло. 1924. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск Ил. 4. Г. С. Верейский. А. М. Паппе, А. Н. Бенуа, Э. К. Липгарт, Ж. А. Мацулевич. Бумага графитный карандаш. 30 янв. 1922. Архив Государственного Эрмитажа По словам Порет, индивидуальность облика Паппе отмечала и М. В. Юдина, с которой была дружна Алиса. От Паппе Алиса получила замечательный подарок белого дога Хокусая Хокусавну запе чатленного в нескольких ее работах. Среди сохранившихся портретов Паппе са мый известный работы А. Порет ил. 3 хранит ся в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Скованный, не свобод ный почерк начинающей художницы соединяется в этом полотне с попыткой передать элегантность, европейский лоск модели. Известен также пор трет Паппе, созданный А. С. Шендеровым 1925 значительно более сложный и драматичный 19. Хотя он датирован 1925 годом, не покидает ощу щение, что Паппе изображен на нем уже тяжело больным. Его образ отмечен горечью и иронией. В архиве Эрмитажа хранится рисунок Г. С. Ве рейского 1886 1962 на котором запечатлено заседание во французском зале, состоявшееся 30 января 1922 года ил. 4 Изображены его участ ники А. М. Паппе, А. Н. Бенуа, дедушка Э. К. Лип гарт и Ж. А. Мацулевич20. Судя по лицам сотрудников и их одеждам, пронзительный холод царил в интерьерах Зимнего дворца. Обстоятельства создания этого листа рас крывает запись в Дневнике В. В. Воинова 1880 1945 сотрудника отдела гравюр и рисунков Эрми тажа2 февраля 1923 г. Четверг Г. С. Верейский подарил мне рисунки с Заседания Совета Карт. Гале реи Эрмитажа исторический на котором рассма тривался вопрос о Рембрандте передача в Москву Г. С. удалось отстоять Рембрандта за Эрмитажем Этот комментарий красноречиво раскрывает атмосферу времени. Два года спустя Бенуа писал Паппе из Камаре сюр Сен по поводу все еще продолжавшейся пере дачи картин22 Дорогой Аркадий Матвеевич Большое спасибо Вам за Ваше столь дельное и толковое письмо. Но кое что в нем требует по яснений Значит ли, что мы отказались навсегда от тех картин, которые еще не получены из двор цов и что вообще операция передачи их законче на ne varietur Или же допускается в принципе и дальнейшее черпание нам нужного, а также наше верховное наблюдение Вы говорите, что Сарскосельский мызник в виде исключения ко нечно не дал списков. Из этого я вывожу заключе ние, что во всяком случае относительно всего того, что там имеется, будут предприняты особенные меры и tant est enсore a faire 23 Так ли это Или это не так и больше уже ничего из автономной респу блики г. Яковлева не получить Этот вопрос меня в высшей степени волнует. Но, может быть, об этом лучше мне спросить Владимира Францевича Имеется в виду В. Ф. Левинсон Лессинг 1893 1972 принятый на работу в Эрмитаж в 192 1г. И. С. Надо все сделать, чтобы дополнить нашу библиотеку недостающей литературой. Были бы у меня здесь деньги, я бы с радостью сделал бы все нужные покупки Советовал бы Вам на всякий случай прислать мне списки главнейших пробе лов, а также сообщить, какие вопросы атрибуций стоят на первой очереди. Я здесь попробую и сам кое что разыскать, а также воздействовать на тех из наших коллег, которые находятся за границей и которые обязаны этим заняться. Не пойму, дорогой, что значит отказаться от Studiensammlung А куда же все эти тысячи картин пойдут, как они будут использоваться для науки Что же в таком случае будет помещаться в 3м этаже Зимнего Очевидно, я не так Вас понял. Путеводителем по галерее я непременно займусь сейчас по своем возвращении и в самую первую очередь попробую смастерить хотя бы со вершенно краткий. А что же сталось с путеводите лем г жи Конради Как обстоит дело с копиистами Как это на лажено Копируют ли они в самой галлерее и еже дневно или же в определенные дни и в особом помещении Как устроен присмотр Есть ли копи исты кроме учеников Академии Неужели другим художникам не разрешается и привилегия дана лишь нашей упадочной казенной школе Буду Вам очень признателен, дорогой Арка дий Матвеевич, если Вы мне ответите на все эти вопросы. Со своей стороны я был бы рад, если бы мог быть Вам полезен. Не собираетесь ли Вы сюда Вам это совершенно необходимо. Прошу Вас передать Эрнесту Карловичу и Джемсу Альфредовичу мои самые сердечные поклоны и по желания всего лучшего. Вам дружески жму руку и остаюсь совершенно преданный Александр Бенуа Очевидно, что Александр Николаевич оста вался в курсе всех текущих дел, детально вникал в проблемы эрмитажной жизни. А проблем этих становилось все больше, и груз их ложился на пле чи нескольких хранителей. Обширная корреспонденция Паппе на ан глийском, немецком и французском языках вклю чает письма таких крупных историков искусства, как К. Баух, Я. Розенберг, В. Мартин, Х. Шнейдер, И. Х. Бюссе, Ф. Худиг. Эрмитажный сотрудник поддерживал связи со многими отечественными учеными А. Н. Бенуа, О. Ф. Вальдгауэром, В. Н. Ла заревым, Н. Романовым, С. Р. Эрнстом, П. Эттинге ром. Но особо следует упомянуть 40 писем к нему Виталия Самсоновича Блоха 1900 1975 искус ствоведа, известного в западной литературе как Виталь Блох24. Эта переписка представляет собой любопытный документ времени и заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку в ней отра жаются личные качества неоднозначной фигуры Блоха. Здесь же упомянем о ней только вскользь25. В 1923 году уроженец Белостока и выпускник Московского университета Виталий Блох, уже пе чатавшийся в серьезном журнале Среди коллек ционеров уехал из советской России в Берлин заниматься научной темой голландской пейзаж ной живописью. За границей он поддерживал от ношения с П. Муратовым и А. М. Горьким. Позднее, оставшись в Европе, стал очень успешным арт ди лером. В течение жизни опубликовал многочис ленные статьи о мастерах XVII века о М. Сверт се, Я. Вермеере, Рембрандте, Жорже де Латуре, Луи Ленене Вместе с тем его сомнительная дея тельность во время Второй мировой войны легла тенью на созданное им собрание картин, которое было подарено Блохом в 1975 году Музею Бойман са ван Бенингена в Роттердаме. Однако в середине 1920 х годов молодой московский искусствовед мучительно искал свое место в жизни. Описывая свои походы по музеям разных стран, он настоятельно просил в письмах Паппе а также Тройницкого, Виппера и Романова посодействовать по возвращении его устройству в Эрмитаж. Обладая шармом и умением сходиться с людьми, он быстро познакомился с директорами и ведущими сотрудниками музеев Германии, Гол ландии и Италии, завязывал профессиональные связи и, возможно, при его содействии были пере даны в редакции журналов статьи Паппе. В мар товском номере Oud Ho nd за 1927 год Виталь Блох поместил короткий некролог о смерти эрми тажного сотрудника, который оканчивался фра зой В последние годы горячим желанием Паппе было посетить Голландию, изучению искусства 194 195 Ил. 5. Я. Бодендик. Курильница. Ок. 1680 168 1 Серебро литье, резьба, чеканка, золочение. Государственный Эрмитаж Ил. 6. Курильница из собрания А. М. Паппе. Бумага графитный карандаш. Архив Государственного Эрмитажа которой он посвятил все свои силы. Этой мечте не суждено было исполниться 26. Болезнь Паппе завершилась фатальным исходом. Причиной его смерти, последовавшей 19 января 1927 года в больнице скорой помощи им. Е. П. Первухина Большой пр., П. С., д. 100 указан сепсис27. Алиса Порет очень кратко упо минает о последних днях мужа, подчеркивая холодность Эрмитажа, который в ее отсутствие незамедлительно прислал сотрудников, чтобы забрать библиотечные книги. В это время Алиса продолжала работу над большим полотном Люмпен пролетариат для выставки в Доме печати. Ее подруга Татьяна Глебова в воспоминаниях о Павле Николаевиче Филонове зафиксирова ла обстановку тех дней. Работа в Доме печати была для нас Академией Мы были убеждены, что делаем важное дело. Вот примеры, насколько сильно мы были увлечены нашей работой у По рет случилось несчастье умер муж, А. М. Паппе, но она, почти не пропуская, приходила и упорно писала свою картину, хотя на палитру то и дело капали слезы 28. Однако вещественная память об Аркадии Матвеевиче сохранилась в стенах Эрмитажа. Из его коллекции уже после смерти владельца в музей поступила серебряная курильница рабо ты Якоба Бодендика 1633 1634 168 1ок. 1680 168 1В настоящее время она экспонируется на по стоянной выставке серебра в Александровском зале инв. Э 14784, ил. 5 Этот редкий по искус ности, затейливо орнаментированный сосуд для благовоний в стиле Карла II увенчан причудливой крышкой с изображением язычков пламени. Под робная зарисовка курильницы ил. 6 сохранилась в бумагах Паппе. Показательно, что именно курильница символ хрупкости жизни оказалась связана с об разом рано ушедшего нашего милого, всеми нами любимого хранителя. 1Д. А. Шмидт хранитель Отделения картин с 1906 г. 2 Соколова И. А. Картинная галерея П. П. Семено ва Тян Шанского и голландская живопись на анти кварном рынке Петербурга 1850 19 10 СПб., 2009. С. 24 1280, 302 303. 3 Электронный ресурс URL https bioslovhist.spbu.ru person 950 shmidt dzhems al fredoviсh.html дата обра щения 0 2023 4 Паппе А. М. Голландский портрет XVII века. Л., 1926. 5 Паппе А. М. Голландская бытовая живопись. Городской быт. Л., 1927. 6 В серии Комитета популяризации худож. изд. при Рос сийской Академии истории материальной культуры. 7 АГЭ. Ф. 15. Оп. 1Д. 42 19 927 8 Papp A. Bemerkungen zu einigen Neuerwerbungen der Eremitage Oud Ho nd. 1925. Vol. 42. P. 8 122, 153 158. Papp A. An early Metsu in the Ermitage The Burlington Magazine. 1925. Vol. 46, No. 265. Р. 188, 192 193 Pappe A. Naсhtrag zu dem Brustbild eines a Mannes vo an Lievens in der Eremitage Oud Ho nd. 1925. Vol. 42. P. 277 Papp A. Some unpublished Dutсh Piсtures in the Hermitage The Burlington Magazine. 1925. Vol. 46. Р. 46 47, 49 Papp A. Overziсht der Literatuur betreffende Nederlandsсhe Kunst. Sowjet Rusland Oud Ho nd. 1926. Vol. 43. No. 1P. 147 150, 179 200 Pappe A. Some Unpublished Flemish Piсtures in the Hermitage II The Burlington Magazine. 1926. Vol. 48. No. 279. P. 277 278, 282 284. 9 К сожалению, рукописи доклада обнаружить в архиве РИИИ не удалось, но отзыв В. В. Воинова в его Дневни ке свидетельствует о том, что доклад вызвал полемику. 10 АГЭ. Ф. 15. Оп. 1Д. 42. Ед. хр. 1Там же. Ед. хр. 9. 12 Алиса Ивановна Порет. 1902 1984 живопись, графи ка, фотоархив, воспоминания авт. сост. И. И. Галеев. М., 20 13. С. 34. 13 Училище, располагавшееся в доме 38 по набережной реки Мойки, было образовано в 18 18 г. на базе пансио на пастора И. фон Муральта. См. Тихонова А. В. Швей царские учителя в России в первой половине XIX в. Вопросы истории. 20 9. с. 142 147. 14 Фолль К. Опыты сравнительного изучения картин пер. В. Фаворского и Б. Розенфельда. М., 19 16. 15 С 1февраля 1922 до 19 января 1927. 16 ГРМ. Отдел рукописей научного архива. Ф. 137. Оп. 1 Ед. хр. 1377. Письма А. М. Паппе А. Н. Бенуа. 17 Письмо А. Н. Бенуа Ф. Ф. Нотгафту. Конец декабря 1926 3 1января 1927 г. Электронный ресурс URL http www.benua memory.ru pismakNotgraftu дата обраще ния 0 2023 18 Алиса Ивановна Порет. С. 34 35. 19 А. С. Шендеров. Портрет искусствоведа А. М. Паппе, 1925. 88 59 см. ГТГ, Москва, инв. ЖС 3388. 20 АГЭ. Ф. 5. Оп. 3. Ед. хр. 2. Л. 33. 2 1ОР ГРМ. Ф. 70. Ед. хр. 58 1Л. 7 1об. 72. Автор статьи благодарен Ю. Л. Солонович, любезно предоставившей выписки из рукописи Дневника В. В. Воинова, кото рый в настоящее время готовится к публикации. 22 АГЭ. Ф. 15. Оп. 1Д. 42. Ед. хр. 19. Л. об. 23 Так много еще предстоит сделать фр 24 АГЭ. Ф. 15. Оп. 1Д. 42. Ед. хр. 47. 25 Наиболее полно жизнь Блоха и его личность отражены в публикациях Grasman E. Vitale Bloсh de jonge jaren RKD Bulletin. 20 10. N. 2. P. 3 13 Idem. Vitale Bloсh, de ongrijpbare slot RKD Bulletin. 20 N. 1P. 3 12 Idem. An indispensable Eye for Art Vitale Bloсh Studiolo. 20 14. No. P. 12 32. Письма Блоха, обнаружен ные в АГЭ, существенно дополняют опубликованную информацию. 26 In den letzte ahren war Papp s heissester Wunsсh Ho nd zu besuсhen, dessen Kunstforsсhung er seine Krafte widmete. Dieser Traum ging ihm niсht in Erfullung V. Bloсh. Overziсht der Litteratuur betreffende Nederlandsсhe Kunst. Sowjet Rusland Oud Ho nd. 1927. Vol. 44. Р. 140 27 АГЭ. Ф. 15. Оп. 1Д. 42. Ед. хр. 47. Л. 4 1 28 Глебова Т. Н. Воспоминания о Павле Николаевиче Фило нове Панорама искусств. Вып. М., 1988. С. 8. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Соколова И.А. Помощник хранителя голландской живописи А. М. Паппе в кругу современников (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |