| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Сим победиши (2024) › Миролюбова Г.А. Петр Андреевич Кикин (1775-1834) Герой своего времени | ||||||
Миролюбова Г.А.
Петр Андреевич Кикин (1775-1834) Герой своего времени// Сим победиши (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 141-152 Аннотация: Имя Петра Андреевича Кикина, чей портрет украшает Военную галерею Зимнего дворца, хорошо известно в отечественной историографии. Однако, освещая выдающиеся заслуги героя Отечественной войны 1812–1814 годов, исследователи лишь фрагментарно касаются других сторон его деятельности, относящейся к эпохе после наполеоновских войн. Более пристальное внимание к всегда активным и разнообразным его стремлениям «на благо отечества» дает нам повод еще раз вспомнить человека, без сомнения являющего собой яркий пример выдающегося представителя русской художественной культуры XIX столетия. Об авторе публикации/статьи: Миролюбова Г.А. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 77248 знаков (с пробелами)
Петр Андреевич Кикин 1775 1834 Герой своего времени Г. А. Миролюбова Имя Петра Андреевича Кикина, чей портрет украшает Военную галерею Зимнего дворца ил. 1хорошо известно в отечественной историографии. Однако, освещая выдающиеся заслуги героя Отечественной войны 18 12 18 14 годов, ис следователи лишь фрагментарно касаются дру гих сторон его деятельности, относящейся к эпохе после наполеоновских войн. Более пристальное внимание к всегда активным и разнообразным его стремлениям на благо отечества дает нам повод еще раз вспомнить человека, без сомнения являющего собой яркий пример выдающегося представителя русской художественной культу ры XIX столетия. От рождения Петр Андреевич был причислен к русской воинской элите. Фамилия его семьи от носится к старому дворянскому роду, известному своими заслугами в отечественной истории. Род ной его прадед был братом А. В. Кикина, который, начав свою службу царским денщиком Петра I, вскоре вошел в число его приближенных. Обучен ный в Голландии корабельному делу, он возгла вил в Петербурге работу Адмиралтейств колле гии, однако карьера неожиданно оборвалась из за причастности его к следственному делу царевича Алексея. В доме казненного, стоявшем напротив Адмиралтейства, была открыта Морская акаде мия, а при Елизавете Петровне кикинский дом вошел в перестраиваемый В. В. Растрелли Зимний дворец. Прадед Петра Андреевича, И. В. Кикин, также близкий к Петру I, в 17 18 году вынужден был покинуть Петербург и отбыть подальше от столицы. Дед был воеводою в Астрахани, а отец в чине секунд майора служил в городе Алатырь Симбирской губернии. Здесь 27 декабря 1775 года и появился на свет будущий герой Отечественной войны 18 12 года. Семья в связи с рождением ре бенка переехала в Москву и расположилась в соб ственном доме на Арбате. При крещении мальчик получил имя Варфоломея и в двухлетнем возрас те, по дворянскому обычаю XVIII столетия, при поддержке графа И. Г. Орлова, друга родителя, был записан с измененным именем Петр в лейб гвар дии Семеновский полк. С годами, параллельно с заочным прохождением службы и получением полагающихся чинов, Петр Андреевич обучался в Благородном пансионе при Московском универ ситете, а затем окончил полный университетский курс 1 Люди, знавшие П. А. Кикина в молодые годы, единодушно отмечали отличающую его образо ванность, широту знаний и интересов, хотя сам он признавал свое обучение бессистемным и, стре мясь исправить этот недостаток, всю жизнь был за нят углублением и расширением познаний в раз ных областях науки. Посещал курсы лекций по физике, химии, ботанике и сельскому хозяйству. Особая любовь с молодых лет у него проявилась к литературе. Постоянное чтение произведений преимущественно отечественных писателей при вело его в известный в Петербурге с 1780 х годов литературный салон Г. Р. Державина, объединяв ший представителей классического направления русской литературы. Среди них были и друзья Ки кина И. И. Дмитриев, В. А. Озеров, с. Н. Мордви нов, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин, А. Н. Оленин. Участники собраний наряду с чтением своих произведений много внимания уделяли спорам о путях развития русского языка. Это была одна из самых острых полемических проблем в обще ственном движении России начала XIX столетия, когда конституционные стремления первых лет правления Александра I вызвали бурное разви тие передовой общественно политической мысли. 142 143 Энергией гражданского служения были воодушев лены лучшие представители русской интелли генции. В заседаниях литературных кружков, на встречах в книжных лавках и в частных салонах обсуждались также проблемы назначения всей ху дожественной культуры. В возникшем в 180 1году Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств наряду с писателями состояли ху дожники А. Иванов, А. Зауервейд, скульпторы И. Мартос, И. Теребенев, С. Гальберг. Развитие активной общественной деятельности породило увлечение просвещением и благотворительно стью2. Родственник П. А. Кикина Д. Н. Свербеев, вспоминая о его частых посещениях литератур ных салонов, писал, что в молодости он считался остряком и язык его называли бритвой. Кикин сам не был литератором, но превосходно знал русскую и французскую литературу и нередко удивлял сво их друзей глубокими и верными замечаниями по поводу поэтических и прозаических произведе ний. Однако литература не стала основным за нятием Петра Андреевича, он был предназначен к военной службе, где ему суждено было просла виться боевыми и организаторскими заслугами. По окончании университета в 1796 году Кикин вступил в действительную службу с чином пра порщика Лейб Гвардии Семеновского полка. Уже тогда полковое начальство отмечало усердное отношение к службе и точное выполнение обя занностей молодого офицера. В 1802 году именно за эти качества он был пожалован во флигель Ил. 1Дж. Доу. Портрет П. А. Кикина. 1822 1823. Холст масло. Инв. ГЭ 7996. Государственный Эрмитаж адъютанты императора Александра I и с тех пор удостаивался важными поручениями по обучению войск новым эволюциям и привлекался к работе по формированию армейских частей. За участие в сражениях русско турецкой войны 1806 18 12 го дов получил орден Св. Анны 2 й степени и золо тую шпагу с надписью за храбрость В 18 году Александр I откомандировал Кикина в Вильно для введения в расквартированных там войсках ново го порядка. С марта 18 12 года в чине полковника исполнял должность дежурного генерала Главного штаба ил. 2 затем указом М. И. Кутузова нахо дился на той же должности при соединении 1й и 2 й армий, названных Западной3. Назначение это он получил по инициативе своего родственни ка и близкого друга А. П. Ермолова, ценившего его как человека полезных способностей, деятельно сти неутомимой, строгих правил чести 4. Во время службы на Кавказе с 18 17 года Алек сей Петрович вел постоянную переписку с Кики ным, неизменно обращаясь к нему Любезнейший брат и благороднейшее существо и искренне признаваясь Кикина я любил как брата, которого почитал за честность правил и прекрасные свой ства души Особенная сродная ему наклонность к порядку, необыкновенная деятельность, знание нового порядка дел, при введении коего в армии он находился заставляли меня искать сближения с ним 5. В августе 18 12 года в бою под Смоленском при Валутиной горе у деревни Лубино препят ствуя попыткам французской армии прорваться на Московскую дрогу, Кикин был ранен в глаз. Во время Бородинского боя, отбивая на штыках главную батарею Н. Н. Раевского, получил ранение в ногу. В феврале 18 13 года в воздаяние отлично го мужества и храбрости, оказанных в сражениях против французских войск в течение нынешней кампании Петр Андреевич был произведен в ге нерал майоры, награжден орденом Св. Георгия 3 й степени и двумя серебряными шпагами. Уже в период отступления французской армии под Красным был пожалован орденом Св. Анны 1й степени и за отличие при Люцене прусским орде ном Красного Орла 2 й степени6. Во время кампа нии 18 13 18 14 годов его причислили к ведомству развозных гошпиталей обязанностью которых был сбор раненых на полях сражений и, после оказания первоначальной помощи, эвакуация их в тыл на лечение. Летом 18 13 года, пробыв не которое время в Праге, он организовал лазарет, в котором собрал около 30 000 нуждающихся в помощи раненых, за что был награжден орденом Св. Владимира 2 й степени. Будучи участником проходивших здесь кровопролитных боев, Кикин стал автором идеи сооружения памятника не ма лого числа погибших Российских офицеров и сол дат, из которых многие при одной, а иные и при двух ранах не хотели оставить поля сражения На собранные деньги памятник был сооружен на военном кладбище на пражской окраине. За участие затем во взятии Парижа и командование пехотной бригадой он получил алмазные знаки ордена Св. Анны 1й степени и орден Св. Владими ра 2 й степени7. По заключении мира с Францией Петр Ан дреевич взял отпуск и прибыл в 18 14 году в Пе тербург. На исполненном вскоре после возвраще ния портрете работы В. Л. Боровиковского ил. 3 боевой генерал запечатлен в репрезентативном виде. Поясное изображение с легким поворотом фигуры вправо представляет недавнего героя со всеми знаками отличия в общегенеральском мундире образца 1808 года с золотым шитьем по вороту, с золотыми аксельбантами. На правой сто роне груди орден Св. Анны 1й степени, на левом Ил. 2. В. И. Погонкин с рисунка Ф. Лютендорфа. Портрет П. А. Кикина. Ок. 18 12. Литография. Инв. ЭРГ 18336. Государственный Эрмитаж 144 145 плече анненская лента и под ней звезда ордена Св. Владимира 2 й степени, на шейной ленте орден Св. Георгия 3 й степени, рядом серебряная медаль за Отечественную войну 18 12 года на ан дреевской ленте и бронзовая дворянская медаль за взятие Парижа. Ниже крест Красного Орла. В лице с четко прописанными чертами и с выра жением сдержанного достоинства подчеркнут характерный для представителей высшего света начала XIX столетия изысканный аристократизм еще молодого человека. Близкий Кикину этих лет М. Д. Бутурлин отзывался о нем Петр Андреевич был человек под грубыми и непривлекательными формами весьма добрый, во всем готов был быть полезным, ни в чем не честолюбивый, он сам всег да чем либо увлекавшийся 8. В 18 15 году, выйдя в отставку в чине гене рал майора с правом ношения мундира, Кикин женился на Марии Ардалионовне Торсуковой, вну чатой племяннице камер юнгферы Екатерины II М. С. Перекусихиной. Мария Ардалионовна дет ство провела в стенах Зимнего дворца и получила блестящее воспитание и образование. По воспо минаниям современников она была очень умна, мила, образована, чрезвычайно оригинальна, ничем не походила на всех московских и даже пе тербургских барынь 9. Отмечали также независи мый образ мыслей, который сказывался не только в ее умных, образованных, без тени жеманства речах, но и в туалете, который отличался каким то изящным удобством и практичностью Такой предстает супруга Кикина на литографии В. И. По гонкина с акварели П. Ф. Соколова 18 17 года ил. 4 Это один из самых обаятельных интимных женских образов в русском изобразительном ис кусстве. Однако Петру Андреевичу недолго при велось быть занятым частной жизнью. В 18 16 году Александр I выразил желание пригласить его, как человека деятельного, высокой честности и пря моты характера, на пост статс секретаря Комис сии для приема и рассмотрения прошений, на Высочайшее имя приносимых. Комиссия была уч реждена в 18 10 году в соответствии с составлен ным М. М. Сперанским Планом Государственного образования и вошла в состав Государственного Совета. В обязанности статс секретаря входило распределение прошений между членами Комис сии, составление заключений о назначении от Монарших щедрот денежной помощи, пожалова ние наград и рассмотрение других дел, требующих правительственной поддержки 10. Кикин не сразу согласился на этот почетный и ответственный пост. Личное участие в решении вопроса принял сам А. А. Аракчеев, взяв на себя роль посредника. Вероятно, он имел в виду не только приблизить к себе человека, становившегося близким к пер соне императора, но и питал надежду влияния на него. Расчеты эти, однако, оказались напрасными. Кикин принял приглашение и получил право сам раз в неделю входить к императору с докладом о делах особой важности в пакетах с надписью в собственные Его Императорского Величества руки Комиссия стала принимать ходатайства о пенсиях, просьбы о пожаловании титулов, рас сматривала жалобы на Общее собрание Сената и даже на Государственный Совет. Статс секретарь часто брал на себя роль просителя, позволяя себе обращаться со вторичным докладом, когда первое решение ему казалось неправильным. А. П. Ермо лов по поводу назначения родственника и боевого друга, с которым рядом сражался на Бородинском поле, на высокий государственный пост писал ему Не твоего характера люди могут страшить ся сильных. Положи честь твою и правила твердые в покровительстве угнетаемого оплотом Ты не оставишь без внимания просящего, истина дает силу словам В. И. Григорович, давно зная Петра Ил. 4. В. И. Погонкин. Портрет М. А. Кикиной. 1820 е. Литография с оригинала П. Ф. Соколова. Инв. ЭРГ 18335. Государственный Эрмитаж Андреевича по участию в литературных салонах, отзывался о нем Надобно было видеть сияние радости на лице этого редкого человека, когда он возвращался с подписанными указами милостей Царских 12. За деятельность в Комиссии по приня тию прошений он был награжден чином тайного советника в 182 1году, а в 1824 стал сенатором. Свойственное Кикину чувство справедли вости проявлялось во всей его деятельности на посту статс секретаря. Современники отмечали его особое внимание к делам, касающимся оте чественного искусства и его представителей во всех областях. Так, в 18 17 году по его докладу была выдана денежная помощь первому русско му актеру И. А. Дмитревскому 6000 рублей. После смерти пейзажиста Я. Ф. Алексеева он выхлопотал постоянный пенсион жене художни ка, оказавшейся в бедственном и отягощенном положении В 1822 году на суммы, испрошенные у императора, отправились в заграничное пен сионерство выпускники Императорской Акаде мии художеств братья Брюлловы. В том же году Ф. П. Толстой получил пенсион в 3000 ассигнаций и с благодарностью впоследствии вспоминал Ки кина как чрезвычайно доброго, прекрасного че ловека и большого любителя искусств 13. С его по мощью А. Г. Венецианов добивался приобретения Императорским Эрмитажем картин своих и уче ников созданной им школы. Во второй половине 1820 х годов Кикин помог Ф. А. Бруни и А. А. Ива нову получать ежегодный пенсион по 5000 рублей на все время пребывания их в Италии 14. По протек ции статс секретаря был отправлен во Францию и Италию на обучение также архитектор Алек сандр Тон. Его брат Константин был обязан Кики ну основным делом своей жизни, прославившим его как выдающегося архитектора. Еще в декабре 18 12 года вскоре после изгнания французов из России П. А. Кикин в одном из писем А. С. Шишко ву изложил свою мысль соорудить в Москве Храм в честь спасения Отечества. В частном письме, написанном 17 декабря 18 12 года, участник не давней победы при Бородине делился своими мыслями с другом Кто из нас не воссылает те плых молитв ко Всевышнему Чье сердце не пре исполнено благодарностию к Богу, единственному Спасителю нашему Кто не чувствует сердечно необходимостей ознаменовать признательность свою к милосердию его, явно покровительству ющего нам Все конечно кричат должно соорудить Монумент Но вот беда, чтоб согласиться какой Иной говорит Обелиск, Пирамиду другой, а Колонну третий Сердце мое и ум согласно тре буют воздвигнуть Храм Спасителя в Москве под именем Спасского собора, который один может удовлетворить во всем отношении ожиданию каждого. В Москве, в сердце России, воздав Богу Божие, на фронтоне поместить Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему Предлагал также Петр Андреевич соорудить ограду из трофейных пушек, а на четырех сторонах Храма поставить обелиски один императору, другой главнокомандующе му, третий войску, а четвертый народу 15. Мысль эту он настойчиво проводил в действие во время своего статс секретарства. К строительству храма приступили только в 1839 году, однако поручено это было К. А. Тону, которого изначально рекомен довал Кикин. Он же был самым непосредственным образом причастен к делу английского художника Дж. Доу, приглашенному Александром I в 18 19 году в Петер бург для исполнения портретов Военной галереи. На заседании Комитета Общества поощрения ху дожников 3 февраля 1828 года обсуждались пре досудительные поступки Дж. Доу, присваивавше го себе работы помощников, свидетельствующих, Ил. 3. В. Л. Боровиковский. Портрет П. А. Кикина. 18 14 18 15. Холст масло. Инв. ОФ 2532. Новочеркасский музей истории донского казачества 146 147 штаба размещения портретов два нижних ряда га лереи заняты изображениями генерал лейтенан тов, над ними в три ряда представлены портреты генерал майоров. Все одного размера, в среднем 70 на 60 см, поясные в рамках из золоченой брон зы с обозначением имени и чина. Портреты вы полнялись с весны 18 19 года приглашенным са мим Александром I для этой работы английским художником Дж. Доу, с помощью двух помощни ков. Портреты делались с натуры в живописной мастерской Доу, расположенной поблизости от галереи, либо с портретов, имеющихся в семьях портретируемых. Из числа представленных к первому открытию галереи 74 портрета имеют подпись знаменитого европейского художника, относительно остальных нет точного определения их авторства. Исследователи, как правило, отме чают неравнозначность художественных досто инств ценных иконографических памятников. Уже современники обратили внимание на нетвердую композиционную прописанность многих изобра жений, эскизную торопливость и несложную деко рационную красочную проработку, оставляющие впечатление незаконченности произведений, а главное, на нераскрытую в них выразительность изображенных лиц20. Портрет П. А. Кикина, внесенный Главным штабом в список генералов, заслуживающих быть написанными в галерею исполнялся одно временно с другими в период с февраля 1822 по июль 1823 года и помещен в третьем ряду справа от парадного во весь рост портрета М. Б. Барклая де Толли. В портрете, исполненном по общей га лерейной схеме представляются обращающие на себя внимание замечательные личные качества изображенного спокойный поворот корпуса и го ловы, сдержанная энергия и благородный харак тер, за внешними чертами которого представляет ся незаурядная личность, единственное желание которого было, по признанию современников, приносить себя, свои знания, свой опыт, свое поло жение тем и тому, кто нуждались в поддержке 2 1 Накинутая на плечи генеральская шинель с при поднятым воротником, приглушенный красный тон виц мундира, статусный набор боевых наград на фоне слегка романтизированно окрашенного встревоженными облаками неба представляют образ участника недавнего героического прошло го. Обращающие на себя внимание живописные достоинства портрета Кикина, а главное, присут ствующая на обороте холста, как считают исследо ватели творчества Дж. Доу, его собственноручная что он лишь в незначительной степени завер шал их своей кистью. Именно к Петру Андреевичу с жалобой на притеснения и безудержную страсть к наживе обратился крепостной А. В. Поляков. Жа лоба была доведена до вступившего на русский престол Николая I, в результате чего Доу был осво божден от работ в России, а Общество поощрения, предоставив свое покровительство Полякову, до билось для него звания свободного художника 16. П. А. Кикин действительно горячо отстаи вал все, что он считал полезным. Однако не все могли ценить это по достоинству. Положение статс секретаря и самой Комиссии по принятию прошений изменились. Влиятельная партия, в которую входили А. А. Аракчеев, И. И. Дибич, К. В. Нессельроде, А. Ф. Бенкендорф, постаралась отделаться от независимого и авторитетного сена тора, воспользовавшись мелким поводом слабым надзором над поведением подчиненных. Чувствуя направление против себя придворной интриги, Кикин вскоре после коронации Николая I решился уйти в отставку. П. Г. Дивов, автор обстоятельных мемуаров, освящающих многие события первой трети XIX века, сообщал, что в день тезоименит ства императора 6 декабря 1826 года многие ожидали разных милостей, но случилось то, чего никто не ожидал. Только статс секретарь Кикин, уволенный 26 ноября в отставку, получил Алек сандра Невского. Так как его ненавидит вся пар тия, власть имеющая, то все были удивлены этой награде 17. Расставаясь с человеком, который поседел в трудах и правилах чести 18, государь издал в канун Нового года Высочайший рескрипт с объявлением этой награды Петр Андреевич Кикин Удовлетворяя желанию вашему в 26 день минувшего ноября месяца, уволил Я вас от служ бы по уважению расстроенного вашего здоровья. Ныне во внимание к отличному служению вашему, долговременными и полезными трудами сопрово ждавшемуся, в знак особенного Моего к вам благо словения Жалую Я вас Кавалером Ордена святого Великого Князя Александра Невского, знаки кое го при сем препровождая, пребываю к вам благо склонным Николай 19. 26 декабря 1826 года Петр Андреевич при сутствовал на парадном освящении в Зимнем дворце Военной галереи, устроенной по проекту К. И. Росси в центре парадных зал между Белым Гербовым и Большим Тронным Георгиевским Стены Галереи были украшены 237 портретами бо евых генералов, участвовавших в сражениях 18 12 18 14 годов. В соответствии с планом Генерального подпись Kikin Geo Dawe RA pinx, свидетельствуют об авторстве этого художника22. Портретную точ ность работы Доу подтвердил в январском письме 1825 года А. П. Ермолов, получивший гравюру Т. Райта с живописного оригинала и отозвавшийся своему другу Искусный художник, набросив на тебя лет 10 молодости, умел скрыть морщины, ко торые, конечно, не умножают твоих прелестей, но в то же время дал совершенное лицу выражение, и я, если не пленяюсь красотою, люблю видеть спо койствие души, прекраснейшей. Тебе льстить не стану, существо чудесное 23. Уйдя в отставку, Петр Андреевич Кикин пол ностью переключился на дело, которому служил уже давно и благодаря которому имя его прочно вошло в историю русского искусства. Он с молодых лет принадлежал к той части русского общества, которая была воодушевлена стремлением граж данского служения Отечеству. Искреннее жела ние содействовать общественному и культурно му прогрессу России инициировало деятельность представителей различных социальных слоев и их особый интерес к искусству. Подыскание занятий людям, имеющим дарование предусматривалось уставом преддекабристского Союза Благоден ствия 24. Возникновение первых провинциальных художественных школ, открытых А. В. Ступиным и А. Г. Венециановым, было продиктовано теми же причинами. Особую форму деятельности представило Общество поощрения художников, 30 ноября 1820 года принявшее в лице первых его энтузи астов, П. А. Кикина, князя А. И. Гагарина и пол ковника в отставке А. И. Дмитриева Мамонова, решение путем частного меценатства и благо творительности содействовать многостороннему развитию художественных возможностей России. Этого желали и присоединявшиеся постепенно к ним важные и знаменитые особы Ф. Ф. Шу берт, Ф. И. Лабенский, графиня С. В. Строганова, К. А. Нарышкин, В. П. Кочубей и многие другие серьезные знатоки и любители искусства, стре мившиеся употребить собственные способы свои для улучшения наших художников доставлением им приличных трудов Сформулированные ими Основные правила для руководства деятельно сти Общества поощрения художников провозгла шали Всеми возможными средствами помогать художникам и способствовать к распространению изящных художеств Понимая, что Император ская Академия художеств, как высшее художе ственное заведение, не может заботиться о судьбе своих воспитанников после их выпуска, Общество поощрения старалось доставлять молодым ху дожникам занятия по их способностям, чтобы они становились для них самих средством к оказанию дальнейших успехов и вместе с тем были бы для публики приятны и полезны 25. Руководствуясь этим положением, Общество приняло на себя заботу по обеспечению художников заказами, выплатой неимущим денежных пособий, привле кало известных мастеров к обучению молодых людей, оказывающих дарования оплачивало их занятия в классах Академии художеств, выда чей раз в три года золотых медалей добивалось наиболее талантливым пенсионерских поездок за границу. Возникшее по частной инициативе, оно сразу же стало не просто благотворительным, но и образовательным центром, способствовавшим делу художественного развития страны. Этими принципами Общество поощрения руководство валось в течение всей своей деятельности. С само го начала его практическая целенаправленность оказалась весьма значительной. Задачи широкой пропаганды отечественного искусства решались устройством Галереи русской школы, регуляр ных Публичных выставок русских художествен ных произведений и их лотерей. Для упрочения деятельности Общества поощрения и привлече ния к нему как можно более широкого внимания в 1823 1825 годах в издаваемом одним из самых активных его членов, В. И. Григоровичем, Жур нале изящных искусств помещались отчеты о де ятельности Общества, сообщались теоретические и практические сведения по части изящных ху дожеств, публиковались биографии знаменитых соотечественников. Кикин пытался также реали зовать намерение 18 17 года П. П. Свиньина учре дить в Петербурге национальный музей, в кото ром представлялись бы доступному обозрению произведения русских художников. Проведя через решение Комитета мысль о его создании, он подал в 1824 году Александру I проект его организации Слава России требует учреждения Русского музея или галереи русской школы художеств. Для состав ления музея надо собрать все русские картины и статуи в Эрмитаже, во дворцах, купить у частных лиц, делать заказы художникам от Общества по ощрения если бы собранные произведения и не были бы превосходны, то они должны не менее того поступать в галерею, как драгоценные вещи для истории искусств в России Кончался проект комплиментарным заключением Русский музей был бы достойным памятником Александрова 148 149 века, усилил бы в публике любовь к искусствам и возродил бы в ней уважение к талантам отече ственным 26. Однако проект не был поддержан, и к его осуществлению вернулись только в 1880 х го дах. В 1825 году Обществу поощрения удалось ис править неудачу с организацией музея открыти ем постоянно действующей выставки продажи, которая доставляла возможность художникам знакомить публику со своими произведениями а публике удобства видеть и приобретать худо жественные произведения На выставку прини мались только произведения русских мастеров, строгий отбор их осуществлял сам П. А. Кикин. Устраивая беспроигрошные лотереи, он также заботился о возможностях сбыта, стремясь раз ными полезными изданиями способствовать рас пространению всех изящных искусств, доступных всем состояниям 27. В осуществлении столь многогранной про граммы П. А. Кикин принимал самое непосред ственное участие. Все это время он входил в со став Комитета, попеременно исполняя должность его председателя или члена казначея. Используя свой опыт статс секретарства и пользуясь особой монаршей доверенностью, он умело обращал вни мание на деятельность руководимого им Общества и добивался ему материальной поддержки. Так, в одном из правительственных указов от 9 апре ля 1822 года сообщалось Рассмотрев представ ленные мне произведения Общества поощрения художников и находя цель оного похвальною и об щеполезною, повелеваю отпускать в пользу сего Общества по 5000 рублей ассигнациями в год. Александр 3 1января 1826 года появился указ от имени нового императора В ознаменование Всемилостивейшего внимания Моего к полезной цели Общества поощрения художников в России повелеваю сверх пяти тысяч рублей, которое по указу 9 апреля 1822 года Обществом получаются, отпускать в распоряжение оного еще по пяти ты сяч рублей. Николай 28. П. А. Кикин внимательно следил за всеми делами Общества поощрения, был инициатором многих его начинаний. Так, именно благодаря ему преимущественное развитие получила недавно появившаяся в России художественная лито графия. Сравнительная несложность ее техники обеспечивала работой нуждающихся художни ков. Понимая достоинства нового вида графики, Кикин одним из первых сумел оценить ее прак тические возможности. В литографии, искусстве многотиражном и потому доступном широкому покупателю, Общество поощрения увидело воз можность быстрой оборачиваемости капитала. Для него, существующего на частные взносы, сво дившиеся либо к ежегодной членской сумме в 200, либо к единовременному взносу в 2000 рублей, оборачиваемость финансовых средств была важ ным условием реализации программы. С помощью литографии предполагалось репродуцирование известных живописных произведений, в 1822 году приступили к изданию серии с изображениями знаменитых россиян в которую вошли портре ты Г. Р. Державина, П. И. Меллер Закомельского, И. И. Дмитриева, А. П. Ермолова, В. Г. Мадатова, А. С. Шишкова. К этой работе были привлечены молодые художники А. Васильевский, А. Рыбин, В. Погонкин и К. Брюллов. Намеревалось Обще ство наладить и выпуск весьма важного по пред мету своему издания знаменитых происшествий и деяний из Отечественной истории, коего цель есть желание представить соотечественникам ряд картин, изображающих события, упрочившие гражданскую и военную славу России На подго товку этого издания Кикин пригласил Н. А. Бесту жева и возложил на него заведывание той частью работы, которая состоять должна из морских сра жений Однако выполнить художник ничего не успел, так как поручено ему было задание 25 но ября 1825 года, а 14 декабря он был на Сенатской площади и в числе многих восставших попал под правительственное следствие и на каторгу в Си бирь29. Кикин умело использовал свои влиятель ные связи на пользу Общества поощрения. Так, через своего родственника, министра народного просвещения А. Н. Голицына он добился разреше ния распространять по столичным и губернским народным училищам выходившие гравирован ные и литографированные издания. Это начина ние сразу же вызвало интерес, а его инициатор заслужил благодарное признание, выраженное в письме одного из его корреспондентов Ва шему превосходительству много обязаны будут любители отечественных художеств за положе ние первой ступени к возвышению и одобрению талантов и к открытиям русским, что во многом не они, а иностранцы должны нам завидовать 30. Многогранность тематики, рассчитанной на массового зрителя, обеспечивала работой нужда ющихся художников, расширяла возможности их творчества. В числе его воспитанников и тех, кто пользовался его покровительством, оказался ши рокий круг русских художников первой половины XIX столетия. Внимательно следя за питомцами Общества поощрения, Петр Андреевич заботился об их занятиях и умел радоваться достигаемым успехам. Своего давнишнего друга и посланника в Италии Г. И. Гагарина он не раз просил о под держке стажировавшихся там пенсионеров Обще ства. Особую заботу он проявлял о братьях Брюл ловых, на содержание которых в Риме ежегодно вносил сверх обязательной членской платы еще 300 рублей. В 1822 году при отправке за границу Комитет Общества поощрения снабдил первых своих пенсионеров рекомендациями осмотра европейских городских и музейных наиболее выдающихся памятников, которые им должны были служить образцами в занятиях. Во все вре мя пенсионерства братья присылали письма Пе тру Андреевичу, сообщая о своих успехах. В семье наследников П. А. Кикина долгое время храни лась его переписка с этими художниками, особо считавшимися с мнением председателя Общества Ил. 5. Г. Г. Чернецов. Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 го октября 183 1года на Царицыном лугу в Петербурге. 183 837. Холст масло. Инв. Ж 6350. Фрагмент. Государственный Русский музей Ил. 6. Г. Г. Чернецов. Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском Фрагмент П. А. Кикин с дамой в группе писателей. Государственный Русский музей 150 15 1 поощрения и благодарными за внимание к их ра ботам. В ответе на первое отчетное письмо путе шественников, содержащее критический взгляд на увиденное по пути в Рим, Кикин с упреком за мечал им Надеянность на себя во всякие лета, не токмо в ваши, всегда гибельна для людей всякого состояния, художникам же беспрестанно служила препоною к достижению цели их. Вы готовитесь еще начинать учение, а на научение, известно, что целой жизни нашей недостаточно, то не следует ли не опровергаемая аксиома, что недоверчивость себе есть первое основание человека, желающе го идти с пользою В 1824 году, когда Александр Брюллов, как сообщал он сам в письмах из Италии, увлекся карандашными и акварельными портре тами, Кикин, восхищаясь ими, все же признавался Боюсь, крайне боюсь, чтоб Александр не сделал ся рисовальщиком, а не архитектором И немно го позднее советовал ему же Пройди нужные курсы зодчества в обширном смысле его. Не до вольствуйся соблазном одного рисунка, научись математическому исполнению положительных законов пространства 3 1 В 1826 году присланную Карлом Брюлловым в Петербург в качестве отчета о своих занятиях картину Итальянское утро он посоветовал Ни колаю I приобрести в Императорский Эрмитаж и заказать к ней парную Полдень 32. Когда в 1833 году до Петербурга дошли вос торженные отзывы о картине того же художни ка Последний день Помпеи Кикин обратился к итальянскому историку искусства Висконти с просьбой собрать все, что появляется о ней в итальянской печати, и переслать в Общество по ощрения художников. Переведенные на русский язык В. П. Лангером отзывы были изданы в первом номере журнала А. Ф. Смирдина Библиотека для чтения 33. Хорошо разбиравшийся в вопросах изо бразительного искусства, Петр Андреевич, как человек влиятельный в правительственных кру гах, оставался центральной фигурой в Обществе поощрения художников, деятельность которо го всегда протекала под его непосредственным влиянием и руководством. Все отчеты Комитета составлялись им и подносились императору. Об ращая внимание на успехи Общества и его пи томцев, постоянно занятый делами Общества по ощрения, Кикин всегда пользовался уважением и признательностью в художественных кругах. И не случайно на монументальном полотне Гри гория Чернецова Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 го октя бря 183 1года на Царицыном лугу в Петербурге 1832 1837 он оказался изображенным на пер вом плане картины ил. 5, 6 вблизи А. С. Пушкина В. А. Жуковского, И. А. Крылова и Д. В. Давыдова. Умер Петр Андреевич Кикин неожиданно, в мае 1834 года, по прежнему находясь на посту председателя Общества поощрения художни ков, успев добиться официального утверждения новой редакции его Устава. Утрата пламенного ценителя искусства и авторитетного обществен ного и государственного деятеля была невоспол нимой34. Санкт Петербургские ведомости, пер выми откликаясь на кончину статс секретаря Его Императорского Величества, тайного советника и кавалера высших российских орденов, писали Пламенная любовь ко всему полезному, ознаме нованная 30 летнею верною службою его Престо лу и Отечеству, и постоянное его участие во всем до блага общественного касающемся соделывают память о нем незабвенною для всех, кому только памятны высокие порывы его благородной ду ши 35. В знак признательности исключительных заслуг Кикина Общество поощрения дало зада ние художнику А. А. Васильевскому налитогра фировать его портрет ил. 7 с одного из самых Ил. 7. Портрет П. А. Кикина. Литограф А. А. Васильевский. С оригинала К. П. Брюллова 1820 х гг. 1834. Китайская бумага литография. Инв. ЭРГ 18329. Государственный Эрмитаж ранних живописных оригиналов К. Брюллова, исполненного им в 182 822 годах незадолго до отправки в Европу. Неслучайно для посмертного издания изображения Петра Андреевича Обще ство избрало полотно живописца, являвшего со бою яркий пример того живого участия, которое постоянно проявлял к судьбе русских талантов этот удивительно деятельный человек, воспитан ный культурно просветительской средой первой трети XIX столетия. Одновременно заказан был скульптору С. Гальбергу бронзовый бюст36 ил. 8 Исполненное в 1835 году по типу классической гермы строго фронтальное изображение, срезан ное по плечам, с тщательной моделировкой голо вы и лица, постоянно украшало залы собраний членов Общества поощрения до момента его ро спуска в 19 17 году. Неосуществленным осталось намерение издать также подробную биографию П. А. Кикина. Частично она была опубликована В. И. Григоровичем в 1847 году37. Приветствуя ее появление, издатель редактор еженедельника Иллюстрация Н. В. Кукольник с особым энту зиазмом подчеркнул Память людей, подобных Ил. 8. С. И. Гальберг. Портрет П. А. Кикина. 1835. Бронза. Инв. 20898. Государственная Третьяковская галерея 1Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. IX Т. 17 18 М., 1963. С. 13 7 74 и др. Изор кин А. В. Истинный сын России биографические очер ки. Чебоксары, 1994. Вып. 2. С. 6 10. 2 Аронсон М., Рейснер Р. Литературные кружки и салоны. Л., 1929 Базанов В. Вольное общество любителей рос сийской словесности. Петрозаводск, 1949. 3 Военная галерея 18 12 года под ред. Великого князя Николая Михайловича. СПб., 19 12 Глинка В. М., Помар нацкий А. В. Военная галерея Зимнего дворца. 3 е изд. Л., 1988. С. 7 120 Словарь русских генералов боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 18 12 18 15 гг. Российский архив. История Отечества в сви детельствах и документах XVIII XX вв. Сборник. Т. 7. М., 1996. С. 42 1422 Отечественная война 18 12 года. Энциклопедия. М., 2004. С. 340. 4 Записки А. П. Ермолова. 1798 1826. М., 199 1С. 16 1 5 Там же. Петру Андреевичу Кикину, не должна забываться благодарным потомством. Величество истории заключается в божественном праве судить и каз нить деяния, человечество унижающие, но еще более в обязанности воздавать добродетели и за слуге достойную похвалу 38. Этому наставлению следовали сменявшиеся на посту председателя Общества поощрения художников Ф. И. Лабен ский, В. И. Григорович, В. В. Мусин Пушкин Брюс, П. И. Кутайсов. В 1843 году во главе Общества по ощрения встал герцог Евгений Максимилианович Лейхтенбергский, а в 1852 году эта должность пе решла к его супруге великой княгине Марии Ни колаевне. Приобретя с руководством августейших особ вполне официальный характер, Общество постепенно стало менять и направление своей первоначальной деятельности. В связи с развива ющейся капитализацией страны на первый план вышла промышленность и возникла объективная потребность в художественном оформлении мно гих видов производств. Все чаще художники ста ли привлекаться к новым задачам прикладного искусства. В 188 1году Общество поощрения было взято под покровительство Александром III и им ператрицей Марией Федоровной и изменило свое название на Императорское Общество поощрения художеств. Его заседания регулярно проходили в доме 38 на Большой Морской улице в парадном зале, неизменно украшенном бюстом основателя Общества поощрения художников Петра Андрее вича Кикина39. 6 Словарь русских генералов С. 42 1422. 7 Записки, мнения и переписка адмирала А. С. Шишкова. Т. 1Берлин, 1870. С. 222 239. Автор приносит глубо кую благодарность В. М. Файбисовичу за определение и уточнение орденских наград на портрете П. А. Кикина работы В. Л. Боровиковского. 8 Записки графа М. Д. Бутурлина. Т. 2. М., 2006. С. 53. 9 Свербеев Д. Н. Мои записки 1799 1826 Т. 1М., 1899. С. 19 92. 10 Писарев С. Н. Учреждение по принятию и направле нию прошений и жалоб, приносимых на высочайшее имя. 18 10 19 10 гг. Исторический очерк. СПб., 1909. Статс секретарь высокая государственная должность, приравниваемая к министерскому рангу, имевшая не посредственное подчинение императору Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. Л., 199 1С. 79, 80 Ермолов А. П. Кавказские письма. 18 16 1860. СПб., 20 14. С. 286. 12 Григорович В. И. Петр Андреевич Кикин Иллюстрация. Еженедельное издание всего полезного и изящного. Т. 4. С. 163. 13 Записки графа Федора Петровича Толстого. М., 200 1 С. 146 147. 14 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1Д. 44 Савинов А. Н. Алексей Гав рилович Венецианов. Жизнь и творчество. 1780 1847. М., 1955. 15 ОР РНБ. Ф. 862. Оп. 1Д. 14. 16 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1Д. 7 1Л. 14. 17 Петербург в 1825 1826 годах Из дневника П. Г. Диво ва. СПб., 1897. С. 493. 18 Писарев С. Н. Указ. соч. С. 62. 19 Санкт Петербургские ведомости. 1826. 105, 3 1дека бря. 20 Макаров В. К. Дж. Доу в России Государственный Эр митаж. Труды Отдела западноевропейского искусства. Т. 1Л., 1940. С. 175 185. 2 1ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1Д. 18. Л. 9. 22 Ренне Е. П. Военная галерея Зимнего дворца. СПб., 20 12. С. 160 Подмазо А. А. Образы героев Отечественной вой ны 18 12 года. Военная галерея Зимнего дворца. М., 20 13. С. 324 325. 23 Ермолов А. П. Кавказские письма. С. 352. С целью рекла мы своих работ Дж. Доу организовал их тиражирован ное издание в гравюрах, исполнявшихся его родствен никами Т. Райтом и Г. Доу и др. художниками. Гравюры пускались в продажу альбомами и отдельными листами. 24 Базанов В. Вольное общество любителей российской словесности. Петрозаводск, 1949. С. 6 162. 25 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1Д. 1а. Л. 14. 26 Там же. Д. 33. Л. 2 Петрова Е. Н. Павел Свиньин и его Русский музеум Страницы истории Отечественного искусства. XVIII первая половина XIX века. Вып. 4. СПб. С. 183 199. 27 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1Д. Л. 3 Журнал изящных ис кусств. Ч. 2. СПб., 1825. С. 32. 28 ЦГИА СПБ. Ф. 448. Оп. 1Д. 9. Л. 14. 29 Там же. Д. 39. Л. 9 Зильберштейн И. С. Художник дека брист Николай Бестужев. М., 1977. С. 60 62 Миролюбо ва Г. А. Русская литография. 18 10 1890 е гг. М., 2006. С. 178 197. 30 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1Д. 1а. Л. 18. 3 1Архив Брюлловых, принадлежащий В. А. Брюллову редакция и прим. И. А. Кубасова. СПб., 1900. С. 13, 90, 106. 32 Ацаркина Э. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творче ство. М., 1963. С. 47. 33 Библиотека для чтения. СПб., 1834. Т. 1 34 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1Д. 18. Л. 19. 35 Санкт Петербургские ведомости. 1834. 7, 23 мая. 36 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1Д. 7 1Л. 12. 37 Григорович В. И. Указ. соч. С. 16 65. 38 Там же. С. 16 1И. В. Кикин и его правнук П. А. Кикин Выдающиеся люди Чувашии. Чебоксары, 2002. С. 23. 39 Краткий исторический очерк Императорского Общества поощрения художеств. 1820 1890 сост. Н. П. Собко. СПб., 1890. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Миролюбова Г.А. Петр Андреевич Кикин (1775-1834) Герой своего времени (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |