Слыхали львы.
История у камина
Ю. В. Ерешко, Д. А. Куликова
Однажды к нам в руки попала стереофотография Эрмитаж внутри Камин, запечатленный
фотографом, не сохранился, но его история и судьба после демонтажа вызвали наш интерес ил. 1
Камин находился в Отделении Средних веков
и эпохи Возрождения, образованном при императоре Александре III и размещенном в залах первого этажа Большого Эрмитажа ил. 2
Собрание Базилевского было приобретено в 1884 году и доставлено в Эрмитаж в начале 1885 года. В число купленных произведений искусства вошел камин, состоящий из нескольких
предметов коллекции.
23 января 1885 года Министерство Императорского двора сообщало директору Эрмитажа, что император, после доклада специальной
комиссии об изменениях, которые потребуются
при передаче в Эрмитаж Царскосельского Арсенала и коллекции Базилевского для размещения
в залах Большого Эрмитажа, после освобождения
их Государственным Советом и Комитетом министров и проведения ремонтных работ в указанных помещениях, повелел 1Коллекцию монет
и медалей разместить в теперешнем помещении Государственного Совета и Комитета министров, отведя помещения, далее антресоли под
кабинеты консерваторов этого отделения, шкафы
и книги и т. п. 2. В теперешнем помещении медальной коллекции разместить коллекцию г. Базилевского, ограничиваясь двухсветным колонным залом. 3. В Помпеянской, смежных с ней двух залах,
и, в случае необходимости, на верхней галерее колонного зала, поместить предметы, имеющие быть
переведенными из Царскосельского Арсенала 1
Одновременно с обустройством комнат первого этажа в Большом Эрмитаже, заказом новых
и ремонтом старых витрин и шкафов началась
работа по приведению в порядок купленного камина.
Согласно плану первого этажа Императорского Эрмитажа с указанием комнат Государственного Совета архитектора А. И. Штакеншнейдера от 1853 года, в Комнате для завтрака 2 обозначен
камин, сам проект камина осуществлен не был.
В мае 1856 года А. И. Штакеншнейдер сообщал председателю Строительной комиссии
Императорского Эрмитажа Л. А. Перовскому,
что для отделки помещений Государственного
Совета и Комитета министров император выделил 120 тыс. руб., из них на мраморные работы 1606 руб., на лепные 13 369 руб. 3. 10 июня 1856 года в зале Государственного Совета было
решено установить мраморный камин стоимостью в 7000 руб. серебром 4. Монументальный
камин предполагалось украсить мраморной фигурой Минервы5. Проект камина утвердили 13 июня 1856 года, внеся в него существенное изменение
статую заменили на зеркало.
Торги на мраморные работы в Эрмитаже прошли 18, 2 1июня и повторились вновь
3 и 7 июля. Торги выиграл купец 3 й гильдии,
моденский подданный Август Трескорни, который должен был своим инструментом, силой собственных мастеров и рабочих людей в срочном
порядке начать мраморные работы на нижнем
этаже и антресолях Большого Эрмитажа. Работы
оценили в 590 руб.6 Контракт заключили 7 августа 1856 года мраморную разделку поручили
подрядчику Дершау7. Работы были закончены
в феврале 1858 года. Все было выполнено без замечаний, чисто и прочно 8, за работу выдали
455 руб. 55 коп. серебром, однако среди произведенных мраморных работ камин не значится. Дело о приемке вновь отделанных помещений
82 83
для Государственного Совета и Комитета министров 9 утрачено.
К 1888 году в уже переименованном зале зал Итальянского Возрождения VI на том же
месте, что и на плане 1853 года, на котором указан неосуществленный камин, установили камин
Базилевского, занявший место посредине стены,
напротив окон, выходящих на Дворцовую набережную.
В 1874 году русский дипломат и коллекционер Александр Петрович Базилевский вместе
с другом, консультантом и помощником в формировании собрания, атташе Дирекции Императорских музеев и инспектором Комиссии исторических памятников Франции 10 Альфредом
Дарселем составил каталог своей коллекции.
23 февраля 1885 года директор Императорского Эрмитажа получил разрешение у Министерства Императорского двора приобрести
у художника Вебера за 100 руб. каталог коллекции Базилевского, купленной в Париже 6 марта была подтверждена выдача талона на 100 руб.
для осуществления покупки. 14 марта в расписке
Вебера значится, что проданный Императорскому Эрмитажу каталог поручено получить Михаилу
Соо 12.
Ил. 1Стереофотография с надписью 156 16 С.ПБ. Эрмитажъ внутри.
St. Petersburg. Im Innern d. Ermitage Между 1890 и 1904. Коллекция Ю. В. Ерешко
Ил. 2. Зал Итальянского Возрождения. Отделение
Средних веков и эпохи Возрождения. Воспроизводится по Фотография Императорских театров.
Альбом Императорский Эрмитаж 1890 е Л. 6.
Государственный Эрмитаж
Благодаря каталогу можно точно определить
части камина Базилевского, сверяя их с номерами,
указанными в 189 1году хранителем Отделения
Средних веков и эпохи Возрождения Никодимом
Павловичем Кондаковым в его путеводителе
по указанному отделу 1две стенки от брачных сундуков 275 высота 0.350, длина 130. Италия 16 век 276 высота 0.590, длина 1940. Италия 16 век 13.
У Кондакова 379 и 380 14
2 барельеф Луки делла Робиа 278 высота 1280, длина 0.950. Италия 16 век 15. Кондаков 382 16
3 пара ангелов 282 высота 0.520. Италия 16 век 17. Кондаков 386 18
4 пара бронзовых львов 137 высота
0.400, длина 0.600. Германия 15 век 19. Кондаков 18520.
22 февраля 1885 года директор Эрмитажа
Александр Алексеевич Васильчиков просит оплатить счет академику скульптуры Чижову на сумму 66 руб. за проведенную работу по реставрации
керамического образа из коллекции Базилевского,
работы Луки делла Робиа 2 1ил. 3
Чижов Матвей Афанасьевич 1838 19 16
русский скульптор, академик, состоявший
в Совете Академии художеств и Комитете Общества поощрения художников. 3 1октября 1879 года
был определен художником скульптором в Императорский Эрмитаж, в 1886 году по новому штату
назначен скульптором, в 1902 году реставратором музея 22. января 1885 года директор Эрмитажа
просит разрешения у министра Императорского
двора изготовить рамку и заднюю стенку к ней
для барельефа Луки делла Робиа 23. 25 января 1885 уплачено 12 руб. за алебастр Т. М. Трофимову, употребленный для реставрации керамического образа из коллекции Базилевского,
за 15 пудов по 80 коп. 28 января заплатили Лебедеву и Арсеньеву, помогавшим при реставрации
9 дней, с 17 по 25 января, с 8 часов утра до 8 вечера, с платой по 3 руб. в день каждому 24.
23 февраля в Министерство Императорского
двора передаются для оплаты три счета на сумму 63 руб. 1коп. за расходы по устройству выставки коллекции Базилевского счет скульптурного
мастера Симонова на 239 руб. 7 1коп., скульптурного мастера Шишкина на 334 руб. 45 коп., младшего помощника хранителя картин А. Сидорова
на 588 руб. 85 коп. 25.
Симонов Андрей Симонович 1829 1906
отставной рядовой, служил в Орловском
и Санкт Петербургском гарнизонных батальонах,
с 1849 по 1856 причислен к служительской команде
Николаевского дворца, в 1862 переведен в служительскую команду при Зимнем дворце, с 1864 в долгосрочном отпуске, с 1868 в отставке. Пенсии
или постоянного пособия не получал. С 1870 служил в Императорском Эрмитаже подмастерьем
по скульптурной части. С 190 1удостоен звания потомственного почетного гражданина за неслужебные отличия. Всей службы при дворцах 8 лет
и при Эрмитаже составилось 44 года 26.
Сидоров Александр Сидорович 1835 1906 один из четырех братьев, служивших
реставраторами в Эрмитаже. В 1855 году принят
в Эрмитаж по вольному найму столяром. Помимо реставрации, в его обязанности входило размещение картин во всех дворцах в столичных
и загородных. В 1873 году определен на вакантную должность реставратора по механической
части. В 1878 назначен младшим помощником
хранителя картин за успешные реставрационные
работы, в 1888 исполняющий должность хранителя. Отслужил в Эрмитаже более полувека,
пользовался известностью одного из лучших реставраторов даже среди заграничных мастеров 27.
Ил. 3. Мадонна с Младенцем. Мастерская Андреа
делла Роббиа. Италия. Начало XVI в. Майолика.
Инв. Н. ск. 336. Государственный Эрмитаж
84 85
Счет Сидорова включал крепеж, кашемир,
шелковый шнур, гвозди, шпильки. Работы шли 18 дней и велись двумя рабочими, с оплатой каждому по 2 рубля. 12 февраля в перечисленных
работах по перемещению витрин, ящиков, картин, гравюр, рисунков, бронзовых статуй и т. д.
значится 28 января за перемещение терракотового барельефа делла Робиа из столярной мастерской Петра Шишкина заплатили 30 рабочим по 70 коп. 28, куплено разного материала
для укрепления на щите барельефа делла Робиа
2 фунта масла по 25 коп., 2 фунта свай по 28 коп.,
шпильки, известки, винтовины, 7 щитов, 2 деревянных ковша, губки, 2 бутылки спирта 29. Мастерская Шишкина ремонтировала и укрепляла
деревянные шкафы, витрины, а также камин, для
которого 30 января на 3 рубля были куплены проволока, шпильки, крючки 30.
В собрании А. П. Базилевского рельеф считался произведением Луки делла Робиа. В Эрмитаже Ж. А. Мацулевич устно приписала его Андреа
делла Робиа, и с этой атрибуцией он воспроизведен в альбоме 1960 3 1Сегодня с данной атрибуцией согласны и специалисты, предположительно
датируя скульптуру началом 1500 х годов. 16 октября 1885 года Главное дворцовое
управление Министерства Императорского двора
уведомило директора Эрмитажа, что ремонт и отделка надворных комнат в бывших помещениях
Государственного Совета и антресольных этажах
окончены и безотлагательно можно приступить
к размещению предметов. 30 ноября директор Эрмитажа отчитывается о проекте размещения экспонатов с определением их комнат и площадей32.
9 декабря Министерство Императорского двора
извещает директора об окончательном решении
разместить коллекции на первом этаже Большого
Эрмитажа33.
К. Гринберг, мебельный фабрикант, поставщик Императорского двора и Двора Великого
князя Владимира Александровича, изготавливал
шкафы, витрины и рамы для картин в Отделение Средних веков Императорского Эрмитажа, общая стоимость заказа составила 1054 руб. 34. 17 декабря 1885 года директор Эрмитажа обращается в Контору Министерства Императорского
двора с просьбой оплатить счет на сумму 109 руб.
фабриканта Гринберга35. В список работ вошли большой филенчатый щит для установки керамического образа делла Робиа из коллекции Базилевского 45 руб. Железная рама во весь щит с задней
стороны для укрепления его, а также железные
уголки и закрепы с приделкою щита на место
58 руб. За сборку старинной каминной обшивки
на место 6 руб. Итого 109 руб. 36. Деньги на оплату счета были выделены 23 декабря 1885 года37.
В 1887 году работы по обустройству камина
возобновились. 2 мая 1887 года статс секретарь
Ил. 4. План Отделения Средних веков и эпохи Возрождения в Императорском
Эрмитаже. 189 1Воспроизводится по Кондаков Н. Императорский Эрмитаж.
Указатель отделения Средних веков и эпохи Возрождения. СПб., 189 1Шмуцтитул.
Личная библиотека Ю. В. Ерешко
Петров сообщал В оплате счета скульптурному
подмастерью Симонову 125 руб. за приведение
в порядок камина, купленного в числе вещей
коллекции Базилевского, из соответственного
кредита по смете Эрмитажа, препятствий не вижу 38. 6 мая 1887 года были выделены деньги для
оплаты39.
Для публики залы Отделения Средних веков и эпохи Возрождения открылись в феврале 1888 года. В углу Керченской залы стеклянная дверь
в будни обыкновенно бывает закрыта, но не заперта, и тогда доступ в это отделение совершенно
свободен. По воскресеньям, в виду тесноты помещения доступ публики ограничивается осмотр
производится под руководством проводника из
Эрмитажной прислуги 40. Через этот зал и Вестибюль гости попадали в Отделение Средних веков ил. 4
В центре зала Итальянского Возрождения
под VI, находящегося между залом Октагон V доспехи начала XV середины XVII века
и Испанским залом VII испанские клинки,
трофеи и кирасы в окружении кресел XVI XIX веков стоял конный рыцарь в доспехах, приписываемых рыцарю Вольфгангу фон Нейбургу, работы
немецких оружейников XVI века, с полным конским вооружением ил. 5
Расположенные в зале два курульных кресла
с подушками происходят из собрания Базилевского и упомянуты в каталоге коллекции 1874 года
под 2744 1где они были датированы XVI веком ил. 6 Особую ценность им придает сочетание
оригинальной итальянской вышивки XVI века
и нарядного декора в технике чертозианской
мозаики. Очевидно, что в XIX веке оба предмета
прошли через масштабную реставрацию, когда
старая вышивка была перенесена на новую основу,
а деревянная мозаичная часть была также поновлена во многих местах. Возможно, одно из именно
этих кресел, что ныне хранится в фонде без подушки, упомянуто в журнале заседаний Совета
Эрмитажа от 14 марта 19 19 года, когда С. Н. Тройницкий сообщил, что в Отделении Средних веков
обнаружена пропажа подушки с одного из кресел
собрания Базилевского найден войлок от подушки, бархатная же вышитая обивка исчезла 42. Примечательно, что, несмотря на это происшествие,
в фондах до сих пор сохранились фрагменты ограничительных веревок и кистей, которые можно
рассмотреть на упомянутой выше фотографии см.
ил. 2 Однако эти подлинные части староэрмитажного музейного инвентаря оказались на двух
других креслах ил. 7 без подушек, которые также
были расположены в зале VI. Они были упомянуты
в описи коллекции Базилевского как два кресла
marqueterie складные pliants 43 и, возможно,
были приобретены уже после 1880 года. Неудивительно, что этой паре кресел уделено гораздо
меньше внимания, так как сравнение с подлинными предметами в технике чертозианской мозаики
говорит о том, что они были изготовлены в XIX столетии по образцу XVI века. Спинка и сиденье кресел украшены великолепной итальянской тканью
XIX века с бархатным узором пурпурно вишневого цвета по желтому атласному фону44. Очевидно,
именно с целью демонстрации красоты ткани ее
разместили на спинках кресел с двух сторон, что
абсолютно лишено практического смысла и служит
очередным доказательством принадлежности этих
предметов уже XIX столетию.
За группой возвышался монументальный камин, отделанный белым и цветным фаянсом, окруженный оборонительным и холодным оружием.
Ил. 5. Доспехи конного рыцаря. Германия.
Середина XVI в. Инв. З 6022.
Государственный Эрмитаж
86 87
Камин охраняли два бронзовых льва со щитами
в передних лапах ил. 8
В инвентарной книге музея львы обозначены
как таганы для камина. У одного льва щит с гербом
разделен широкой полосой на два поля, в каждом
из которых изображение льва. У другого щит также разделен на две части, в одной орлиное крыло, в другой две горизонтальные полосы. Согласно описанию в инвентаре музея, к задней части львов. Ю. Е. приступают выступы со срезанной
верхушкой, на которую накладывается железная
палка, шедшая от камина
Многие годы считалось, что пара бронзовых
львов входила в состав собрания музея барона
Штиглица, и в 1947 году их передали в Эрмитаж,
где они были занесены в инвентарную книгу как
французская школа XII века 45. В связи с этим
утверждением была предпринята попытка найти
точную дату передачи львов в музей Штиглица.
Факт экспонирования бронзовых львов
в первой половине 1920 х годов в залах Эрмитажа подтвердился случайной находкой. 9 августа
2023 года при фотографировании львов для данной статьи старшим научным сотрудником ОЗЕИИ
А. В. Виленской и Ю. В. Ерешко внутри львов были
найдены большой кусок ваты, три спички, две папиросы 1й Государственной табачной фабрики
им. Урицкого и записка Многоуважаемая Анастасия Васильевна, искал, искал в своих же exerpta
материалах по Э. Э. Ленцу и в результате нашел
только черновик своего некролога, но без списка
ученых трудов. Препровождаю из сего вышезначенного очерк на случай, если Вам пригодится,
прошу вернуть по миновании надобности. Ваш
ААвтономов 46.
Александр Александрович Автономов окончил факультет восточных языков Петроградского
университета по китайско монголо маньчжурскому разряду в 1908 году и был определен на службу в 1й Департамент Министерства иностранных
дел. В августе 19 18 года зачислен научным сотрудником в справочно статистический отдел Главного управления архивным делом. Вопросами,
связанными с западноевропейским оружейным
искусством, занимался с 1905 года 47. С сентября 19 18 го безвозмездно работал в Отделении Средних веков под руководством Э. Э. Ленца. В июле 19 19 года был избран научным сотрудником Эрмитажа, познания коего необходимы для научных
трудов Эрмитажа 48. В июне 1933 года Автономов
был арестован по политическому делу и 29 ноября осужден на 10 лет лагерей, отправлен в БА Лаг
Ил. 6. Кресла курульные с чертозианской мозаикой
а Италия. XVI в., доделки XIX в. Инв. Эпр 6845
б Италия. XVI в., доделки XIX в. Инв. Эпр 6846.
Государственный Эрмитаж
а б г. Свободный, ныне Амурской области там
3 1марта 1938 повторно судим и приговорен к высшей мере наказания 49.
До момента находки авторство некролога
Э. Ленца установлено не было. Сегодня записка
передана в Архив Эрмитажа ил. 9
Изучая Журналы заседаний Совета Эрмитажа, мы выяснили, что Преображенская Анастасия
Васильевна историк, окончила историческое
отделение высших женских Бестужевских курсов, научный сотрудник Академии истории материальной культуры с 1920 г. и высших женских
курсов 50. 12 июля 1920 года она получила разрешение о допуске к занятиям в библиотеке 5 1
о ее работе ходатайствовал Отдел древностей
Эрмитажа 52. Так стало возможным датировать
найденную записку.
Согласно инвентарной книге Эрмитажа,
львы были переданы в 1947 году в Отделение новой скульптуры из Сектора художественной промышленности и техники СХПТ
Музей Центрального училища технического
рисования барона А. Л. Штиглица в 1923 году был
передан Эрмитажу и стал первым его филиалом.
Здесь стали организовывать экскурсии и открывать новые выставки.
В Инвентарной книге Музея Центрального училища технического рисования барона
А. Л. Штиглица, хранящейся в Государственном
Эрмитаже, составленной в 1924 году, бронзовые
львы не значатся. Нет львов и в списке предметов,
переданных из бывшего Музея Штиглица в Отделение Средних веков и эпохи Возрождения Государственного Эрмитажа в 1924 1928 годах53.
В архиве бывшего музея Штиглица 1го Филиала Государственного Эрмитажа Архив Государственного Эрмитажа. Ф. 1Оп. 9 среди документов СХПТ актов приема передачи, актов
временных выдач54, переписки и договоров с различными организациями55, списков предметов,
подлежащих реставрации56, актов экспертиз поступивших предметов57 и актов внутренних передач58, а также других актов первого филиала
до 1933 года, бронзовые львы не обнаружены.
В январе 1933 года Сектор западноевропейского искусства Эрмитажа начал работу по устройству экспозиции Искусство Германии эпохи
разложения феодализма XVI XVII веков разрабатывалась проблематика выставки, шла предварительная проработка материала, составлялся
этикетаж, решался вопрос размещения экспонатов и оформления выставки. Работа шла в течение
Ил. 7. Кресла курульные с чертозианской мозаикой
а Западная Европа. Копия XIX в. с образца XVI в. Инв. Эпр 6799. Публикуется впервые
б Западная Европа. Копия XIX в. с образца XVI в. Инв. Эпр 6800.
Государственный Эрмитаж
а б
88 89
I II квартала 1933 г.59 17 января 1933 года из Отделения феодализма бронзовые львы были переданы Альфредом Густавом Николаевичем фон Кубе
на выставку Искусство Германии эпохи разложения феодализма XVI XVII веков 60. Львов, согласно акту, приняла Елена Александровна Тартаковская.
До 194 1года бронзовые львы больше не фигурируют ни во внутренних актах музея, ни в актах
на выдачу на выставки или в другие учреждения.
30 июня 194 1года для эвакуации бронзовые львы были упакованы в ящик 03 ФД 1
Металлические изделия и эмаль 6 1что зафиксировано в описи ящика, подписанной А. Н. Кубе
и Э. Богнарем. В ящике разместили еще 25 вещей.
При упаковке в эвакуацию заворачивали в папиросную бумагу вещь за вещью, обкладывали каждую вещь ватой и подушечками из стружки, укладывали вещи в коробочки и коробки, складывали
их в набитые стружкой сундуки 62. Это объясняет
находку внутри львов большого плотного куска
ваты, предположительно попавшего в открытую
пасть льва при упаковке или при транспортировке
ящика и впоследствии провалившегося внутрь.
9 марта 1947 года, согласно акту 274, научный сотрудник ОИЗЕИ Александра Сергеевна
Верховская сдала и заведующая Отделением новой скульптуры Жанетта Андреевна Мацулевич
по распоряжению заместителя директора Владимира Францевича Левинсона Лессинга приняла в Отделение новой скульптуры 25 предметов
скульптуры, числящихся по инвентарям СХПТ63.
Ил. 8. Львы со щитами. Германия. XVI в. Бронза.
Инв. Н.ск. 2 195, Н.ск. 2 196. Государственный Эрмитаж
Среди перечисляемой скульптуры по Инвентарю
металла значатся бронзовые львы со щитом. Романск. искусство 2 1предмет имеет инвентарные
номера СХПТ, три предмета, два из них бронзовые львы, обозначены как без инвентарного
номера Таким образом, благодаря акту 1947 года
бронзовые львы были безосновательно причислены к предметам, поступившим из музея Штиглица.
Сложности в учете возникали и до, и во время
Великой Отечественной войны, а также по ее окончании. Михаил Федорович Косинский, хранитель
оружия в Арсенале Эрмитажа, вспоминал Пришлось требовать назначения комиссии для формальной приемки экспонатов. Такая комиссия была назначена в 1936 году. А потом, при
последующих назначениях хранителей, вопреки
музейным правилам, комиссия не назначалась,
и эти люди тот же М. А. Гуковский сами не знали,
что они хранят и за что несут ответственность 64.
В 1945 году началась работа по вскрытию ящиков
с оружием. При распаковке их выяснилось, что их
содержание не соответствует поящичным описям.
Объяснялось это спешкой при укладке. Описи составляли не параллельно с укладкой, а заранее.
При укладке многие экспонаты не умещались, и их
клали в другие ящики. Кроме того, отсутствие хранителя, который бы хорошо знал собрание оружия, вносило дополнительную путаницу 65.
Трудности передачи предметов из филиала в Эрмитаж в годы Великой Отечественной
войны были связаны с трагическими событиями
в истории музея Штиглица. В здание музея попала фугасная бомба, пробившая стеклянный купол
центрального зала, взрывной волной сильно повредившая и здание, и экспозицию. Люди невредимы, часть вещей погибла осколки стекла
под ногами, щепы красного дерева, битый фарфор
среди обломков музейной витрины 66. В Соляном
переулке уцелевшие музейные вещи пока только
отдельные вещи стали покрываться плесенью,
подвергаться коррозии, начали заболевать раньше, чем их удавалось вывезти из полуразрушенного здания. Грузовика не было, в машине отказали
даже Орбели, и все пришлось перевозить самим
на тележках, на тачках. Наступила зима, колеса
тележек не могли одолеть снежных заносов на улицах, но все в Эрмитаже, кто еще способен был
Ил. 9. Записка А. А. Автономова, папиросы и спички. 1920 е.
Архив Государственного Эрмитажа
90 9 1
проделать путь в два некоротких конца до Соляного и обратно продолжали перетаскивать коллекции из Музея Штиглица. Вещи потяжелее они
перетаскивали на саночках и волокушках, впрягшись в веревочные лямки, вещи полегче переносили в заплечных мешках или просто так на руках.
Запорошенные снегом рюкзаки и свертки лежали
сегодня в вестибюле служебного подъезда 67.
Как предметы из музея Штиглица и бронзовые львы оказались в едином акте, можно только
предполагать, однако сегодня мы можем утверждать, что два бронзовых льва, согласно сохранившимся документам, никогда не были в музее
Штиглица и всегда хранились на Дворцовой набережной.
При поступлении в Эрмитаж в составе коллекции Базилевского львы описаны как немецкие, XV век В 1947 году они были записаны как
работа французского скульптора XII века, так же
как и в наборе открыток Французская скульптура XII XVII веков 68, выпущенном в 1975 году.
В 2007 году львы были атрибутированы как Венеция, 1400 г. 69. 23 августа 20 13 года на имя
директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского пришло письмо
от Вольфганга Бауха, который, согласно имеющимся в его распоряжении документам, доказывал, что гербы в лапах львов соответствуют
гербам Вольфганга Погвиша и его жены, похороненных в церкви монастыря в Бордехольме в земле Шлезвиг Гольштейн, северная Германия. Четыре бронзовых льва были проданы в 1864 году
в Гамбурге 70. Львы окончательно были приписаны немецкой школе XVI века.
Фигуры львов, при всей их кажущейся монументальности, отличаются изящностью и тщательностью исполнения. Гербы же выставлены в лапы
львов несколько грубо. Это вызвало у специалистов подозрение, что они были сделаны в другой
мастерской и к фигурам львов добавлены позднее.
Экспертиза, выполненная заместителем заведующего Отдела научно технологической экспертизы Государственного Эрмитажа С. В. Хавриным,
показала, что фигуры бронзовых львов можно
датировать XV XVI веками, но точно не позднее
XVIII века, состав сплава фигуры льва и щита
многокомпонентная латунь сплав меди с цинком
и примесью свинца и олова. Небольшое различие
в процентном содержании компонентов не позволяет предполагать различное происхождение
деталей скульптуры, тем более что схож набор рудных примесей сплава никель, мышьяк, сурьма,
серебро и железо. Благодаря проведенному исследованию можно утверждать, что и львы, и щиты
выполнены в одной и той же мастерской.
Однако вопрос, были ли гербы изначально
запланированы как часть скульптуры или были
добавлены мастером, возможно по просьбе заказчика, остается на данный момент открытым для
исследования.
Другим неразрешенным вопросом остается
и наличие в фигурах львов нескольких отверстий,
сделанных, предположительно, в разное время,
при использовании львов для разных целей их
функционирования, которые также еще предстоит
определить в будущем.
Вольфганг Вульф Погвиш ок. 1485 1554 7 1
был советником короля Фридриха I, герцога
Шлезвиг Гольштейнского, короля Дании и Норвегии Фредерика I и его сына короля Кристиана III, членом датского Рейхсрата, управляющим
г. Фленсбург и г. Зегеберг и вошел в историю как
жестокая и властная личность, неистово верующий католик, резкий противник Реформации, автор нескольких политических трактатов.
Женившись на Кристине Кирстен Могенсдаттер Мунк, дочери советника императора
Дании, племяннице епископа Ивера Мунка, Погвиш получил богатые земли вотчины Трёйборг.
В браке родились пять сыновей и десять дочерей.
Свое состояние он составил на экспорте крупного
рогатого скота и выгодных выдачах в долг денежных ссуд. С 1525 года Погвиш занял должность
судебного пристава, что позволило ему в последствии приобрести имение Букхаген около г. Каппельн. Там он в 1554 году умер и был похоронен
в церкви монастыря августинских каноников
в Бордехольме, покровителем которой семья Погвиш была долгое время.
В Государственном музее Амстердама хранятся два бронзовых льва, приобретенных музеем
в 1952 году, идентичных львам из собрания Эрмитажа. Отличаются они только гербами на щитах на одном прыгающий волк, на другом три
розы. Сотрудники музея в Амстердаме провели
исследование истории бронзовых львов, опубликованное в 20 15 году72, общие выводы его будут
приведены ниже.
Амстердамские львы впервые были выставлены в 1934 году художественным дилером Gebroders Hamburger на выставке итальянского искусства в музее Стеделейк в Амстердаме
как основание для надгробного памятника работы венецианского мастера 1400 года. Во время
нацистской оккупации львов изъяли у владельца, в 1944 году продали на аукционе в Вене как
предметы из гробницы начала XVI века династии
Хольцхаузен в Нюрнберге, работы литейного
цеха семьи Вишер. Львы были приобретены голландским музеем. После войны Герман Гамбургер заявил, что северогерманские львы 1520 года часть фонтана были вывезены во время оккупации без какой либо ему за то платы. Голландский комитет по реституции вернул львов владельцу в 1948 году, и в марте 1952 года они были
вновь куплены на аукционе Государственным
музеем как венецианская скульптура 1400 года.
В 2006 году Манфред Лейт Джаспер предположил,
что львы происходят из района Киль Любек на севере Германии, где с XIV по XVI век было отлито
много литургических предметов. Дальнейшее исследование показало, что заказчиком львов был
Вольфганг Погвиш. В описи церкви в Бордехольме 186 1года, где в центральном проходе новой западной части нефа был похоронен Погвиш, указаны
четыре воинственных льва со щитами. На известняковой надгробной плите по углам те же гербы,
что и на щитах у львов. Исследователи решили, что
львы не были частью гробницы, хотя и служили
временными опорами для плиты, а предназначались для монументального предмета, такого как
канделябр, туберкул или купель для крещения.
Благодаря созданной в середине XVII века
рукописи Мартина Крона, выпускника латинской школы, расположившейся к этому времени
в монастыре, стало известно, что после роспуска
монастыря наиболее ценные экспонаты были
вывезены и впоследствии переплавлены, однако
среди вывезенных предметов купель не упоминалась. Скорее всего, львы уцелели благодаря гербам, их пощадили из уважения к семье Погвиш,
которая играла важную роль в жизни и развитии
монастыря. В 1774 1783 годах львы стали опорой
для надгробной плиты. Во время капитального
ремонта церкви 1859 186 1надгробие перенесли
к северной стене, львов из под надгробия извлекли. В 1864 году львы были проданы двум купцам,
Натау и Стерну из Альтона район Гамбурга как
предметы, согласно стоимости, не представляющие особой исторической или художественной
ценности, и, вероятно, именно тогда львов разделили. Два из них были куплены Базилевским
и вошли в состав монументального камина.
Средний и верхний ярус камина был украшен стенками свадебных сундуков. Эти две вещи
удостоились в каталоге коллекции Базилевского 1874 года отдельного раздела и пометки о том, что
они были украшением камина еще на улице Бланш
в Париже73.
Доска, украшавшая нижний ярус камина,
получила соответствующее описание Передняя
стенка брачного сундука представляющая барельеф, в котором изображен или праздник, или
басня о блудном сыне, посреди 2 пилястра, украшенные гротесками по низу идут крылатые химеры с вазами по верхнему фризу пять экю, в руках
десять гениев. В сюжете слева виден дом, возле
арки паж держит лошадь, женщина принимает
всадника. Дом с 1этажа полон народу. На эстраде
музыканты, далее танцуют 6 пар, двое ведут нагруженных ящиками мулов, две группы играющих
детей, обезьяна. Одежды конца XV века. Фигуры
расписаны и позолочены. Кайма mordore 74.
Традиционно эту доску датируют второй половиной XV века75, однако изображенная сцена
до сих пор вызывает разночтения. Действительно, разнообразие сюжетов, которые становились
основой для рельефов и росписей на стенках свадебных сундуков, поражает воображение от античных повествований и библейских историй до
вдохновленных реальными событиями сценок.
Несомненно, что основа композиции эрмитажной доски это сцена свадебной церемонии, которая насыщена очень конкретными и милыми
деталями. Например, справа мы видим ослика,
нагруженного двумя золочеными свадебными
сундуками, и обезьянку, которая, очевидно, могла
в то время считаться экзотическим и дорогостоящим подарком. Не менее эффектно изображены танцующие пары и музыканты. Своеобразной
отсылкой к античной традиции украшения саркофагов служат играющие с собачкой в нижней
части композиции дети. Все это заставляет задуматься о том, что, возможно, перед нами изображена вполне конкретная свадебная церемония
с процессией гостей и родственников. Пожалуй,
самый известный пример такой расписной доски хранится во Флоренции, в галерее Академии.
На этом знаменитом памятнике, получившем название сassone Adimari изображена реальная
свадьба, которая состоялась в 1420 году. Интересно также, что, возможно, парная к эрмитажной
доска со сценой свадебного шествия с теми же
персонажами упомянута как хранящаяся в частной коллекции во Франкфурте на Майне76. Подкрепить эту теорию могли бы расшифровки
гербов, изображенных на фризе в верхней части
доски. Однако, к сожалению, на данный момент
92 93
Ил. 10. Неизвестный флорентийский скульптор.
Стенка свадебного сундука кассоне. XV в.
Инв. Н.ск 2282. Государственный Эрмитаж
Общий вид и фрагменты
определить принадлежность гербов к какой либо
итальянской фамилии не удалось ил. 10
Второй барельеф, украшавший верхнюю
часть камина, получил следующее описание Полунагая женщина льет из сосуда на алтарь,
за которыми две женские фигуры. Пьедестал
со статуей бога. Группа 4 воинов, три всадника.
Сюжет античный. Карнация розовая, драпировки
желтые и лиловые вооружение пепельно голубое
с золотыми оживками. Фон голубоватый 77 ил.
Сюжет, изображенный на этой флорентийской доске второй половины XV века, явно восходит к античному наследию. Возможно, за основу был взят
рассказ о противостоянии, последующем примирении и совместном триумфе Ромула и Тита
Тация. Известно также, что в честь этих событий
был введен специальный праздник Матурналий,
так как женщины сыграли в примирении двух
противоборствующих армий главную роль. Таким образом можно объяснить и изображенную
на доске слева сцену с обрядом, в котором задействованы женщины, и расположенную справа у триумфальной арки группу воинов, двое из
которых как будто бы о чем то договариваются.
Интересно также отметить, что доска с похожим
сюжетом триумф Ромула и Тита Тация хранится в Национальном музее Ренессаса в замке
Экуан во Франции78.
Ил. Неизвестный флорентийский скульптор.
Стенка свадебного сундука кассоне.
Сцена из римской истории. XV в. Инв. Н.ск. 2283.
Государственный Эрмитаж. Публикуется впервые
Общий вид и фрагмент
94 95
Согласно инвентарным книгам, обе доски
были переданы в отдел мебели 26 марта 194 1года
уже как самостоятельные произведения. Одна
из досок со сценой свадебной церемонии долгое время экспонировалась в залах Итальянского
Возрождения на втором этаже Большого Эрмитажа зал 209
Свадебные расписные сундуки сassone
представляют собой большую музейную редкость.
Известно, что в Италии в XV веке работали специальные цеховые мастера живописи, позолотчики и лакировщики, занимавшиеся изготовлением этих произведений. Являясь необходимым
и в то время естественным предметом мебели, они
имели большое значение в быту эпохи Итальянского Возрождения 79. Расписанные и позолоченные сундуки обычно были парными и готовились
специально для приданого. Даже самые известные
мастера эпохи Возрождения принимали участие
в их украшении. Так, известный живописец Делло середины XV века приобрел большое состояние этими работами, а Донателло ему помогал,
отливая в гипс фигуры и орнаменты, которыми
украшались сундуки 80. Неудивительно, что
столь ценные предметы заняли почетное место
в коллекции А. П. Базилевского, став украшением
камина. Примеры подобного включения важных
экспонатов в интерьер можно найти, например,
в здании Нового Эрмитажа, в залах первого этажа,
где прямо на стенах были представлены античные
рельефы.
На каминной полке с двух сторон стояли
парные ангелы, держащие подсвечники, работы
итальянского мастера ил. 12 Старший научный
сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Е. Н. Иванова после детального изучения экспонатов атрибутировала ангелов как
итальянскую скульптуру мастерской делла Робиа
второй половины XV века.
Перед камином экран в виде отрезка
шелковой материи в форме полукруга, висящего
на бронзовой рукояти, шелк краснокирпичного
фона, с цветами 8 1ил. 13
Благодаря исследованиям старшего научного сотрудника Отдела западноевропейского
прикладного искусства Т. Н. Лехович, ткань перед
камином была атрибутирована как задняя часть
плувиале облачения католического священника. Ткань была отнесена к XVI веку, кружево
к XVII веку.
Экспозиция зала Итальянского Возрождения ил. 14 претерпевала изменения. К 1904 году конную группу заменили на другого конного рыцаря,
перед ним разместили сундук кассоне римской
работы второй половины XVI века из собрания
Базилевского82 со сценами из истории Юлия Цезаря ил. 15 установленный на пьедестале, покрытом ламбрекеном из красного бархата, атрибутированным Т. Н. Лехович как завеса передней
стенки алтаря антепендиум Италия, XVI век ил. 16 При этом вид камина остался неизменным.
Ил. 12. Два ангела, поддерживающие подсвечники.
Вторая половина XV в. Мастерская делла Робиа.
Терракота глазурь. Инв. Ф 249.
Государственный Эрмитаж. Публикуются впервые
Ил. 13. Задняя часть плувиале облачения
католического священника. Ткань XVI в.
Кружево XVII в. Шелк, нить золоченая ткачество,
кружево. Инв. Т 15546. Государственный Эрмитаж.
Публикуется впервые
Ил. 14. Зал Итальянского Возрождения Отделения Средних веков
и эпохи Возрождения. Фотография. После 1906. Архив Государственного Эритажа.
Фонд 8 1
Ил. 15. Сундук кассоне со сценами из истории Юлия Цезаря. Италия. XVI в.
Инв. Эпр 6790. Государственный Эрмитаж
96 97
Ил. 16. Завеса передней стенки алтаря антепендиум Италия. XVI в.
Шелк, лен, бахрома шелковая бархат разрезной, ткачество ручное. Инв. Т 15299.
Государственный Эрмитаж. Публикуется впервые
Ил. 17. Пушка. Мастер Франческо Мадзаролли. Италия. Конец XVII в.
Бронза, дерево, железо литье, ковка, резьба, пайка. Инв. З 65 13.
Государственный Эрмитаж
В 1904 году вместо конной группы в центре
зала была размещена парадная пушка XVII века
и бронзовая мортира ил. 17, 18 с рельефным
изображением сцен из Энеиды к которым
приставили бронзовых львов. Стулья, ранее стоявшие у доспеха, были расставлены вдоль стены,
напротив входа.
Перед камином в особой витрине был
выставлен щит с изображением герба Генуи
св. Георгий, поражающий дракона. По легенде
щит был снят с генуэзской адмиральской галеры, взятой при морском сражении при Киоджии
в 1380 году и поднесен Советом Венецианской Республики дожу Андреа Контарини, одержавшему
эту блистательную победу. Во второй половине
XVIII века этот щит был в руках венецианского
Патриция Фомы Контарини, проживавшего в приходе S ta Maria Zobenigo, где он был зарисован художником Гравемброхом, альбом рисунков котоИл. 18. Мортира. Италия. Конец XVII в. Бронза, железо, дерево литье, резьба,
позолота, роспись. Инв. З 65 14. Государственный Эрмитаж
рого хранится в венецианском музее сorrer 83.
По свидетельству Э. Ленца, в 1840 х годах щит
был предложен упомянутому музею для приобретения и отвергнут, после чего попал в собрание
Базилевского, а затем в Эрмитаж 84 ил. 19
По двум сторонам от витрины два бронзовых бюста супружеской пары работы итальянского
скульптора эпохи Возрождения ил. 20, 2 1Рядом
со щитом в витрине расположили средневековые
колчаны и стрелы ил. 22
К 19 16 году камин был разобран. У стены
поставили вышеупомянутый итальянский сундук
для приданого и бюсты супружеской пары. Над
сундуком несколько щитов, доски от сундуков,
выше куски венецианского бархата XV XVI веков
и шелковой орнаментированной ткани 85. Посередине комнаты бронзовая пушка и мортира.
Отделение Средних веков занимало первый
этаж Большого Эрмитажа до осени 19 17 года, когда
98 99
почти все предметы Отделения были эвакуированы в Москву. В отделении хранилось оружие
Царскосельского Арсенала, раннехристианские
и византийские древности, восточные древности
и предметы прикладного искусства Средних веков
и эпохи Возрождения. В 19 18 году по постановлению Совета Эрмитажа было решено образовать из
четырех собраний четыре самостоятельных отделения. Основой Отделения Средних веков и эпохи
Возрождения по прежнему являлось собрание
Базилевского. 18 ноября 1920 года вещи вернулись обратно
в Петербург, для них отвели помещения седьмой
запасной половины. В зале итальянской майолики над шкафом IV разместили одну из досок брачного сундука, между большими шкафами, против
окна, два черных бронзовых бюста мужчины
и женщины 86.
С 1924 года в Георгиевском зале Зимнего
дворца экспонировалось европейское оборонительное и холодное оружие XVI XVIII веков работы знаменитых оружейников Милана, Аугсбурга
Ил. 19. Щит тарч. Италия. Конец XV начало XVI в. Дерево, горный хрусталь
резьба, цветное окрашивание. Инв. З 3068. Государственный Эрмитаж
Ил. 20. Венецианский скульптор. Портрет Аньезины
Бадоер Джустиниан. Италия. Середина XVI в. Бронза.
Инв. Н. ск. 342. Государственный Эрмитаж
Ил. 2 1Венецианский скульптор. Портрет Джироламо
Джустиниана. Италия. Середина XVI в. Бронза.
Инв. Н. ск. 34 1Государственный Эрмитаж
Ил. 22. Ф. Н. Щербачев. Стереопара позитива на стекле с надписью Петербург. Эрмитаж. Собрание А. П. Базилевского. Камин букового дерева. 4 1
I.VI. 1906 1906. Инв. ФЖ 48 13. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Фрагмент 100 10 1
и Нюрнберга. В стороне от центральной группы
конных рыцарей в шкафу 3 экспонировался
щит с изображением св. Георгия 87. 19 июня 1923 года Совет Государственного Эрмитажа принял решение приобрести для
Эрмитажа акварель Собрание Базилевского
за 10 рублей золотом 88, работы Андрея Карловича Лавеццари Галерея древностей А. П. Базилевского на улице Бланш в Париже. 1870 В левой
части акварели прекрасно виден камин Базилевского ил. 23
В 1930 е годы архитектор А. В. Сивков перестроил залы первого этажа Большого Эрмитажа,
и с 1935 года их стала занимать Дирекция музея.
Сегодня в зале с камином располагается
Аппарат дирекции камина здесь нет, и ничто не
напоминает о его былом существовании его составные части экспонируются в залах Эрмитажа
и находятся в хранилищах музея.
Бронзовые львы берегут еще много секретов и ждут дальнейшего исследования, но они
уже помогли передать исторический документ
в Архив музея и поставили точку в деле о написании некролога хранителя Отделения Средних веков и эпохи Возрождения, выдающегося историка
и оружиеведа Э. Э. Ленца.
Ил. 23. А. К. Лавеццари. Галерея древностей А. П. Базилевского на улице Бланш
в Париже. 1870. Бумага акварель. Инв. ОР 14230. Государственный Эрмитаж 1АГЭ. Ф. 1Оп. 5. Д. 33. Т. 1Л. 15. 2 Архив КГИОП. 177 Г 43 СФ. Инв. 300. 3 РГИА. Ф. 480. Оп. 1Д. 224. Л. 5. 4 Там же. Л. 15 НИМ РАХ. Инв. А 2674. 6 РГИА. Ф. 480. Оп. 1Д. 224. Л. 34. 7 Там же. Л. 49. 8 Там же. Л. 50. 9 РГИА. Ф. 469. Оп. 12. Ч. 857. 10 Пятницкий Ю. А. Император Александр III. А. А. Половцев и приобретение коллекции 250 историй про Эрмитаж. Собранье пестрых глав Кн. 2. СПб., 20 14. С. 4 АГЭ. Ф. 1Оп. 5. Д. 33. Т. 1Л. 32. 12 Там же. Л. 33. 13 Darсel A., Basilewsky A. сolleсtion Basilewsky. Paris, 1874.
Р. 14 Кондаков Н. Императорский Эрмитаж. Указатель отделения средних веков эпохи возрождения. СПб., 189 1
с. 0, 15 Darсel A., Basilewsky A. Op. сit. Р. 2. 16 См. Кондаков Н. Указ. соч. с. 0. 17 Darсel A., Basilewsky A. Op. сit. Р. 3, 4. 18 Кондаков Н. Указ. соч. с. 0. 19 Darсel A., Basilewsky A. Op. сit. Р. 50. 20 Кондаков Н. Указ. соч. с. 0. 2 1АГЭ. Ф. 1Оп. 5. Д. 33. Т. 1Л. 24. 22 Качалина Г. И., Маришкина В. Ф., Яковлева Е. М. Сотрудники Императорского Эрмитажа 1852 19 17 биобиблиогр.
справочник. СПб., 2002. С. 16 123 АГЭ. Ф. 1Оп. 5. Д. 33. Т. 1Л. 13. 24 Там же. Л. 25. 25 Там же. Л. 26. 26 Качалина Г. И., Маришкина В. Ф., Яковлева Е. М. Указ. соч.
С. 130, 13 127 Там же. С. 127. 28 АГЭ. Ф. 1Оп. 5. Д. 33. Т. 1Л. 28. 29 Там же. Л. 29. 30 Там же. Л. 28. 3 1Андросов С. О. Итальянская скульптура XIX XVI вв. в собрании Государственного Эрмитажа каталог коллекции. СПб., 2007. С. 49. 32 АГЭ. Ф. 1Оп. 5. Д. 33. Т. 1Л. 43. 33 Там же. Л. 44. 34 За кулисами парадной жизни. Поставщики Императорского двора каталог выставки ГМЗ Царское Село
СПб., 20 13. С. 44. 35 Фабрика располагалась на Васильевском острове, 17 я линия, д. 42 1
36 АГЭ. Ф. 1Оп. 5. Д. 33. Т. 1Л. 45. 37 Там же. Л. 47.
38 Там же. Л. 84. 39 Там же. Л. 9 140 Иванов Д. Д. Объяснительный путеводитель по художественным собраниям Петербурга. СПб., 1904. С. 36. 4 1Darсel A., Basilewsky A. Op. сit. Р. 0. 42 Журналы заседаний совета Эрмитажа. Ч. 9 17 19 19 годы. СПб., 200 1С. 330. 43 АГЭ. Ф. 1Оп. 5. Д. 33. 1884. Т. 2. Л. 78. 44 Замки. Соборы. Дворцы. Убранство европейских интерьеров XV XIX веков. СПб., 202 1С. 82. 45 Mark B. van der. Four north German bronze lions from
Bodersholm The Burlington Magazine. November 20 15.
Vol. 157. N 1352. Sсulpture. P. 757.
46 АГЭ. Ф. 1Оп. 12. Д. 67. Л. 52 60. 47 Там же. Оп. 18. Д. 3. Л. 3.
48 Там же. Оп. 13. Д. 3. Л. 9. 49 Ашнин Ф., Алпатов В. Дело славистов М., 1994. С. 202. 50 Журналы заседаний совета Эрмитажа. Ч. 2 1920 1926 годы сост. Е. Ю. Соломаха. СПб., 2009. с. 855.
5 1Там же. с. 169. 52 АГЭ. Ф. 1Оп. 5. Д. 169. 53 Там же. Оп. 12. Д. 67. 54 Там же. Оп. 9. Д. 55 Там же. Д. 2.
56 Там же. Д. 3. 57 Там же. Д. 4.
58 Там же. Д. 5. 59 Там же. Оп. 5. Д. 1497 105. Л. 2. 60 Там же. Д. 1528. 6 1Там же. Д. 27 15. Л. 162 Варшавский С. П., Рест Ю. И. Подвиг Эрмитажа. Л., 1965.
С. 30.
63 Акт хранится в Отделе научной документации Государственного Эрмитажа.
64 Косинский М. Ф. Первая половина века воспоминания.
Paris, 1995. С. 37 1
65 Там же. С. 334. 66 Варшавский С. П., Рест Ю. И. Указ. соч. С. 105.
67 Там же. С. 108. 68 Frenсh sсulpture 12th 17th сenturies. From the art
сolleсtions of the Soviet Museum. Leningrad, 1975. P. 1
69 Андросов С. О. Указ. соч. С. 60. 70 Androsov S. Le sсulpture de сollezione Basilewsky
Palazzo Madama. Studi e notizie. Rivista annuale del Museo
сiviсj d Arte Antiсa di Torino. Anno IV. N 3. 20 14 20 15.
P. 7 1Venge M. Biographisсhes Lexikon f r Sсhleswig Holstein
und L beсk. Bd. 7. Neum nster, 1985 168. 72 Mark B. van der. Op. сit. P. 749 757. 73 Darсel A., Basilewsky A. Op. сit. P. 74 Ibid. P. 0, 75 Faenson L. Italian сassoni from the art сolleсtion of Soviets
museums. Leningrad, 1983. P. 28 32.
76 Sсhubring P. сassoni, Truhen und Truhenbilder der
italienisсhen Fruhrenaissanсe. Leipzig, 1923. Bd. 1420. 77 Ibid
78 Les сassoni peints du mus e national de la Renaissanсe.
Eсouen, 20 10. P. 46. 79 Faenson L. Op. сit. P. 2. 80 Императорский Эрмитаж в Санкт Петербурге. Исторический очерк Керра А. К. Серия Вся Россия Энциклопедическая библиотека под общ. ред. В. И. Марова.
Харьков, 1899. С. 46. 8 1Кондаков Н. Указ. соч. с. 0. 82 Darсel A., Basilewsky A. Op. сit. Р. 107.
83 Указатель Средних веков и Эпохи Возрождения. Ч. 1
сост. Э. Ленц. СПб., 1908. С. 182.
84 Там же. С. 183.
85 Макаренко Н. Е. Художественные сокровища
Императорского Эрмитажа краткий путеводитель
изд е Общины св. Евгении. Петроград, 19 16. С. 203. 86 Там же. с. 6.
87 Автономова А. А. Зал доспехов. Л., 1924. С. 4 188 Журналы заседаний совета Эрмитажа. Ч. 2 1920 1926 годы. СПб., 2009. С. 570.