| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Сим победиши (2024) › Бахарева Н.Ю. Атрибуция нескольких портретов членов «Брауншвейгского семейства» из собрания Государственного Эрмитажа | ||||||
Бахарева Н.Ю.
Атрибуция нескольких портретов членов «Брауншвейгского семейства» из собрания Государственного Эрмитажа// Сим победиши (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 57-71 Аннотация: Появление членов «Брауншвейгского семейства» на страницах русской истории может показаться эпизодом почти случайным, и для многих они являются малоизвестными, «проходными» персонажами между царствованиями Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. А между тем на заключение этого брачного союза и появление у молодой четы наследников в конце 1730-х – начале 1740-х годов возлагались большие надежды, связанные с продолжением и укреплением монаршей династии. Об авторе публикации/статьи: Бахарева Н.Ю. Просмотр публикации в формате PDF: › Бахарева Н.Ю. Атрибуция нескольких портретов членов «Брауншвейгского семейства» из собрания Государственного Эрмитажа (2024)
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 75980 знаков (с пробелами)
Атрибуция нескольких портретов членов Брауншвейгского семейства из собрания Государственного Эрмитажа Н. Ю. Бахарева Появление членов Брауншвейгского семей ства на страницах русской истории может пока заться эпизодом почти случайным, и для многих они являются малоизвестными, проходными персонажами между царствованиями Анны Иоан новны и Елизаветы Петровны. А между тем на за ключение этого брачного союза и появление у мо лодой четы наследников в конце 1730 х начале 1740 х годов возлагались большие надежды, свя занные с продолжением и укреплением монаршей династии. Взойдя в 1730 году на российский престол, императрица Анна Иоанновна, желая укоренить у власти ветвь своего отца царя Иоанна Алексе евича, задумалась о выборе будущего преемни ка на троне. Особая роль в этом династическом проекте отводилась принцессе Елизавете Екате рине Христине дочери старшей сестры импе ратрицы, герцогини Мекленбург Шверинской Екатерины Иоанновны. Анна Иоанновна решила выдать свою племянницу замуж, и один из детей, рожденных в этом браке, должен был стать на следником российского престола. 12 мая 1733 года принцесса приняла православие и получила имя Анна Леопольдовна. Тогда же императрица по жаловала ей орден Св. Екатерины. В качестве же ниха для великой княжны избрали юного принца Брауншвейг Люнебург Вольфенбюттельского 1 Антона Ульриха. Он являлся племянником правя щего герцога Брауншвейг Вольфенбюттельского Людвига Рудольфа, а главное племянником ав стрийской императрицы2. Этот брак не только был важен для продолжения династии Иоанновичей на русском престоле, но и способствовал укрепле нию связей с венским двором. В 1733 году принц прибыл в Санкт Петер бург, формально для поступления на российскую службу. Он был назначен шефом сформирован ного в июне 1733 года на базе Ярославского дра гунского полка Бевернского Кирасирского полка3, переименованного Высочайшим указом 15 апреля 1738 года в Брауншвейгский4. Анне Леопольдовне было всего 14 лет, поэтому вопрос о заключении брачного союза был на время отложен. Антон Ульрих жил при дворе, его обучали государствен ным, военным и гражданским наукам, русскому языку5. В 1737 году брауншвейгский герцог полу чил боевое крещение на полях Русско турецкой войны. Он направился волонтером в армию фельдмаршала Миниха и летом 1737 года участвовал во взятии крепости Очаков. В одном из своих до несений английский посланник К. Рондо писал Принц при осаде Очакова держался храбро, до стойно своему высокому происхождению один из пажей его убит, другой ранен рядом с ним подполковник Генбург также ранен в голову и за тылок возле него одежда самого принца была прострелена, и конь под ним ранен. Возвратясь в Петербург по окончании кампании, фельдмар шал Миних превозносил его храбрость, почему его высочество произведен был в генерал майоры и майоры лейб гвардии Преображенского полка 6. А участник штурма Христофор Герман Манштейн писал Под фельдмаршалом одна лошадь была убита, другая ранена. У принца Антона Ульриха, не отстававшего от фельдмаршала ни на шаг, тоже лошадь была убита. Сопровождавший принца под полковник Геймбург был ранен возле него один из пажей убит, другой ранен 7. В 1738 году герцог вновь участвовал в военных действиях. В том же 58 59 году он был пожалован орденом Св. Александра Невского и орденом Св. Андрея Первозванного. 3 июля 1739 года состоялось венчание Анны Леопольдовны и Антона Ульриха, а 12 августа 1740 года родился их сын Иоанн Антонович, провозглашенный наследником престола. В ок тябре того же года императрица Анна Иоаннов на скончалась. На престол вступил двухмесяч ный Иоанн III8, а регентом при нем стал герцог Э. Бирон. Но бывший всесильный фаворит недолго удержался у власти. В ноябре он был низложен Анной Леопольдовной, объявившей себя прави тельницей при малолетнем императоре. Совер шив очередную дворцовую революцию она воз ложила на себя ордена Св. Андрея Первозванного и Св. Александра Невского. Супруг правительницы Антон Ульрих получил чин генералиссимуса. Будущее малолетнего монарха казалось дол гим и славным. Роскошь и великолепие окружали колыбель Иоанна Антоновича. Двухмесячный мла денец, после смерти Анны Иоанновны, был про возглашен императором. На подушке покрытой порфирой, малютку выносили на торжественных выходах двора вельможи и все государственные чины лобызали его ножку императора показыва ли в окно народу и войску и громкое ура привет ствовало царственного малютку. Дни его тезоиме нитства и рождения, равно как подобные же дни его родителей, ознаменовывались торжественны ми праздниками, обедами, придворными балами, фейерверками, иллюминациями и поздравитель ными одами Преосвященный Амвросий, профес сор Штелин, надворный советник Юнкер, студент Михайло Ломоносов, в стихах и прозе льстили правительнице и ее сыну, в выспренних фразах пророчили императору жизнь долгую, царствова ние славное великими деяниями, бессмертие в по томстве и пр. По случаю его вступления на престол чеканена медаль, на которой видно изображение Иоанна подымающаяся к небесам императрица Анна Иоанновна ему подает корону 9. Но действи тельность оказалась суровой и беспощадной к ни в чем не повинному младенцу. Правление Анны Леопольдовны и младен ца императора продолжалось недолго. В ночь с 24 на 25 ноября 5 6 декабря 174 1года в Санкт Петербурге произошел новый переворот. Дочь Петра Великого Елизавета взошла на российский престол, свергнув Иоанна III, который вместе со своими родителями был заключен под стражу. Сначала монархиня решила отправить опальную чету в Германию, и они были доставлены в Ригу. Но в 1742 году последовало распоряжение о пе реводе их в крепость Дюнамюнде. В 1744 году пленников перевезли в крепость Раненбург, а от туда в далекие Холмогоры, где несчастное Бра уншвейгское семейство провело несколько де сятков лет в полной изоляции от внешнего мира. Важно было стереть их имена из российской исто рии, предать их полному забвению, об их суще ствовании все должны были забыть. Они как будто внезапно исчезли, канули в Лету. На протяжении многих лет их мир был ограничен глухим высоким забором архиерейского дома, в котором они содер жались. Их окружение составляли лишь солдаты и офицеры охраны, а также немногочисленная прислуга. В Холмогорах некогда находившиеся на вершине власти принц и принцесса оставались до конца своих дней. Анна Леопольдовна сконча лась в 1746 году, принц Антон Ульрих в 1776 м. Помимо Иоанна Антоновича в семье родилось еще четверо детей. Они с первых минут жизни были обречены на пребывание в заточении. Ведь лю бой из них, согласно династическому проекту покойной Анны Иоанновны, мог претендовать на престол, и имели они для этого больше прав, чем захватившая власть Елизавета Петровна 10. Лишь в 1780 году четверо детей брауншвейгской четы покинули Холмогоры и получили возмож ность уехать в Данию, к королеве Юлии Маргари те, приходившейся им тетей по отцовской линии. Что же касается Иоанна Антоновича, то он с 1744 года находился в одиночном заключении сначала в Холмогорах, а с 1756 года в Шлиссель бургской крепости. Таинственный узник вошел в историю как русская Железная маска Его жиз ненный путь прервался уже в царствование Екате рины II. В 1764 году, следуя секретному указанию монархини, охранники убили бывшего российско го императора при попытке его освобождения. Так печально закончилась история несчастного семейства, ставшего жертвой ожесточенной борь бы за российский престол, продолжавшейся на протяжении всего XVIII столетия. Учитывая столь необычную биографию Брауншвейгского семейства не следует удив ляться, что портретов этих исторических персо нажей сохранилось чрезвычайно мало. С одной стороны, это можно объяснить краткостью перио да нахождения их у власти. Нет сомнений, что при более долгом правлении парадные изображения царствующего отрока и его родителей были бы заказаны придворным живописцам и украсили бы многие государственные учреждения и частные портретные галереи. С другой стороны, ключевым фактором стало стремление Елизаветы и ее преем ников на троне вычеркнуть из официальной рос сийской истории любое напоминание о событиях 1740 174 1годов. Указом 3 1декабря 174 1года под данные обязывались сдать все монеты с выбитым именем и профильным изображением Иоанна III. Эти молчаливые свидетели краткого его правле ния были переплавлены, и до сегодняшнего дня дошло не столь уж большое количество подобных нумизматических памятников. Подлежали унич тожению листы с присягой юному государю, лю бые документы с упоминанием его имени и титула и даже напечатанные в его честь оды. Хранить по добные бумаги или монеты было крайне опасно, за это следовало суровое наказание. Весьма вырази тельные примеры дознаний в Тайной канцелярии несчастных, у которых находили запретные вещи, оказавшиеся у них пусть даже случайно, приводит в своем исследовании Е. В. Анисимов Малочисленность сохранившихся изобра жений Брауншвейгского семейства непопу лярность этих персонажей в российской истории приводили к ошибкам в атрибуции их портретов. Сегодня каждое сохранившееся или вновь вы явленное их изображение представляет особый интерес. В атрибуции подобных произведений большую роль играет не только сравнение их с из вестной иконографией, но и сопоставление дета лей на картинах и миниатюрах с историческими документами, сведениями о пожаловании орде нов, фактами биографии. В результате проведенной исследователь ской работы нам удалось уточнить атрибуцию нескольких таких художественных памятников из собрания Государственного Эрмитажа, выявить новые изображения Антона Ульриха и Анны Леопольдовны, а также вывести из списка их портретов ранее ошибочно атрибутированные произ ведения. Портреты Иоанна III Антоновича постигла та же печальная участь, что и монеты, и бумаги, относящиеся к его царствованию. Сегодня при жизненных изображений августейшего ребенка в живописи и графике существует крайне мало. Атрибуция их не всегда убедительна и часто вы зывает сомнения. Например, в Государственной Третьяковской галерее хранится картина неиз вестного художника, считающаяся изображением фрейлины Юлианы фон Менгден с Иоанном Анто новичем на руках 12. В собрании Государственного Русского музея находится полотно, представляю щее маленького императора в доспехах и мантии, с мечом в руке 13. В российских музейных собра ниях, в том числе и в Государственном Эрмитаже, имеются экземпляры исполненной в Аугсбурге в 1740 году И. К. Леопольдом гравюры 14, на кото рой лежащего в колыбели императора окружают аллегорические фигуры. Последние два портре та, по видимому, следует отнести к разряду сим волических, вряд ли имеющих близкое сходство с реальным историческим персонажем. Задачей художников было не запечатлеть черты лица со всем еще юного монарха, а создать обобщенный образ, хотя, возможно, и приближенный к реаль ному облику. Со временем отношение к истории не счастного императора менялось. В Европе во второй половине XVIII века, а в России в XIX начале ХХ века, когда упоминание имени младен ца императора уже не представляло опасности для правящей династии, появились публикации о нем 15. Интерес к судьбе российской Железной маски нашел отражение и в искусстве. Создава лись гравированные изображения царственного ребенка, облик которого, несомненно, является плодом фантазии художников 16. С конца XVIII века обращаются и к образу уже повзрослевшего таин ственного узника, представляя его юношей с длин ными волосами и бородой. Самое раннее подобное изображение было исполнено А. Тардье в качестве иллюстрации к изданной в 1797 году на француз ском и английском языках книге Ж. А. Кастеры Жизнь императрицы Екатерины II 17. В коллекции Государственного Эрмитажа есть небольшая миниатюра, заключенная в сере бряный позолоченный медальон, на задней сторо не которого имеется надпись Иоанн Антонович Ульрик 18 ил. 1Это профильный портрет мужчи ны с длинными вьющимися волосами и бородой. Произведение поступило в Эрмитаж в 19 10 году. Оно происходит из коллекции великого князя Сергея Александровича и в инвентаре датируется XVIII веком. Но время его создания следует отне сти к XIX столетию. Изображение явно придума но автором. Оно не могло быть создано с натуры. Во первых, Иоанна Антоновича содержали в стро жайшей изоляции, и имя его тщательно скрыва лось. Вряд ли художники современники знали о тайном узнике и могли его видеть. Во вторых, создание такого портрета в годы правления Ели заветы Петровны, Петра III или Екатерины II явля лось бы государственным преступлением. Очевид но, что оно исполнено позже, под впечатлением 60 6 1 из Вольфенбюттеля, была пара серег с большими бриллиантами, с тремя дорогими грушевидными жемчужинами в каждой 23. Следовательно, портреты, на которых изображены эти серьги, могут быть датированы периодом с июля 1739 по ноябрь 174 1года. Данные ювелирные украшения, по всей видимости, нравились правительнице и имели для нее особое значение, поэтому при передел ке ранних ее парадных изображений дописывали и этот драгоценный аксессуар. Примером может служить картина из фондов Государственного Рус ского музея24, на которой после ноября 1740 года поверх красной орденской ленты написали голу бую, а также добавили перо в прическу и состоя щие из трех жемчужин серьги25. Сейчас картина датируется периодом около 1740 года, но исходя из этой небольшой детали можно заключить, что она была создана до 1739 года и частично перепи сана в 1740 174 1годах. Важно отметить, что облик Анны Леополь довны на ее портретах весьма отличается, хотя некоторые данные о ее внешности можно извлечь из описаний и портретов. Она была темноволо са, с карими глазами, довольно крупным носом. По отзыву графа Миниха младшего, принцес са имела лиценачертание хотя и не регулярно пригожее, однако приятное и благородное 26. Все портреты ее можно условно разделить на две большие группы с темными гладкими волосами и с пудреными, уложенными волнами возможно, пудреный парик Изображения Анны Леополь довны столь различны, что иногда только тексты на эстампах позволяют соотнести портрет с исто рическим персонажем. Поэтому при идентифи кации эталоном оказываются гравюры, имеющие надписи, а также живописные полотна с бесспор ной атрибуцией. Иконография принца Антона Ульриха ме нее богата и разнообразна и ограничивается в ос новном гравюрами27. Объяснение этому, на наш взгляд, следует искать в том незначительном положении, которое он занимал при российском императорском дворе. С 1733 по 1738 год он оста вался полковником русской службы, до помолв ки с великой княжной его особо не выделяли ни в придворной иерархии, ни в официальных церемониях. После свадьбы он по прежнему оставался в тени. Даже после возвышения Анны Леопольдовны ее муж, став генералиссимусом, не пользовался каким либо авторитетом и влияни ем. Поэтому и в его портретах не было особой по требности, за исключением периода заключения Ил. 1Неизвестный художник. Портрет Иоанна Антоновича. Миниатюра. Западная Европа. XIX в. Кость гуашь. 6,0 4,8 см 5,5 4,4 см в свету Инв. ОРм 10 18. Государственный Эрмитаж от историй о загадочном пленнике, в том числе и сочинения Кастеры. Портреты Анны Леопольдовны не подлежали уничтожению, в отличие от изображений ее ав густейшего сына. В 1730 е начале 1740 х годов художники неоднократно запечатлевали люби мую племянницу Анны Иоанновны, такие полотна включались в портретные галереи членов Дома Романовых. Помимо картин в российских и евро пейских музеях, портреты Анны Леопольдовны имеются в частных собраниях 19. Существенным дополнением к живописной иконографии прин цессы являются гравюры20. В датировке портретов Анны Леопольдовны решающим аргументом являются изображения орденских знаков. На произведениях, созданных до 10 ноября 1740 года, она предстает с красной лентой ордена Св. Екатерины2 1а после с голубой лентой ордена Св. Андрея Первозванного22. Край ней датой написания прижизненных портретов следует считать декабрь 174 1года, когда Елизавета Петровна свергла Брауншвейгское семейство Есть и еще одна деталь, позволяющая уточ нять время создания изображений. Среди свадеб ных подарков, присланных принцессе в 1739 году брака. После переворота 174 1года имя его было забыто в России на многие годы. Иначе дело обстояло в его родном Браун швейг Вольфенбюттельском герцогстве, для ко торого принц являлся связующим звеном с рос сийским императорским домом. Не удивительно, что живописные парадные изображения Антона Ульриха сохранились именно там. Погрудные его портреты имеются в Библиотеке герцога Августа в Вольфенбюттеле28 и в Краеведческом музее Бра уншвейга29. Оба они созданы в период нахождения принца при русском дворе, о чем свидетельству ет изображение на них знаков ордена Св. Андрея Первозванного, пожалованного в 1738 году. В Брауншвейгском краеведческом музее есть и портрет Анны Леопольдовны, на котором она представлена с красной орденской лентой30, то есть до провозглашения ее правительницей. Судя по отсутствию серег с тремя грушевидными жемчужинами, полотно писалось до свадебных торжеств. Вероятнее всего, оно является парным к изображению герцога. Наиболее эффектными в иконографическом ряду портретов Антона Ульриха и Анны Леополь довны являются их парадные парные изображе ния из частного собрания, которые ранее находи лись в замке Мариенбург Ганновер в коллекции Эрнста Августа, принца Ганноверского3 1Браун швейгский герцог изображен в латах и подбитой горностаем мантии, с лентой ордена Св. Андрея Первозванного. Принцесса запечатлена в бархат ном расшитом золотом платье, со звездой и лентой ордена Св. Екатерины и с упоминавшимися ранее жемчужными серьгами. В настоящее время портрет Антона Ульриха датируется периодом около 1740 года, а портрет его супруги второй поло виной 1730 х годов32. Скорее всего, оба произве дения были созданы одновременно, и датировать их следует серединой 1739 свадьба ноябрем 1740 года провозглашение Анны Леопольдов ны правительницей и возложение на нее ордена Св. Андрея Первозванного Можно предполо жить, что ганноверские картины были написа ны в России вскоре после свадьбы и отправлены в немецкие земли. Уточнение датировки данных парадных полотен важно для атрибуции парных портре тов Антона Ульриха33 ил. 2 и Анны Леопольдов ны34 ил. 3 из коллекции Эрмитажа. Живопис ные полотна поступили в музей в 194 1году из Ил. 2. Неизвестный художник. Портрет герцога Брауншвейг Беверн Люнебургского Антона Ульриха. Россия. 1739 1740. Холст масло. 35 29 см. Инв. ЭРЖ 557. Государственный Эрмитаж Фрагмент на с. 62 Ил. 3. Неизвестный художник. Портрет правительницы Анны Леопольдовны. Россия. 1739 1740 лента переписана в 1740 174 1Холст масло. 35 29 см. Инв. ЭРЖ 556. Государственный Эрмитаж Фрагмент на с. 63 62 63 64 65 Ил. 4. И. Г. Шмидт. Аллегория на царствующий Брауншвейгский дом. Германия. 1755. Офорт. 8 9 см. Инв. ОГ 274894. Государственный Эрмитаж Государственного музея этнографии в составе коллекции Историко бытового отдела Государ ственного Русского музея, куда, в свою очередь, были переданы в 192 1году из Бюро отдела по ох ране, учету и регистрации памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР Петроград Более раннее их бытование не выявлено, что не позволя ет установить предполагаемого заказчика. В тече ние многих лет они оставались неизвестными ис следователям и впервые были введены в научный оборот лишь в 20 18 году35. Антон Ульрих представлен в латах и горно стаевой мантии, со звездой и лентой ордена Св. Ан дрея Первозванного. Справа на табурете рыцар ский шлем. Слева на красной подушке герцогская корона. Аналогичную корону можно увидеть на гравюре И. Г. Шмидта Аллегория на царствующий Брауншвейгский дом 36 ГЭ инв. ОГ 274894 ил. 4 Анна Леопольдовна запечатлена в сере бристом платье и горностаевой мантии, с лентой ордена Св. Андрея Первозванного и звездой орде на Св. Екатерины. На картине также изображены серьги, подаренные принцессе на свадьбу. Ком позиционно парные портреты близки ганновер ским но не являются их точным повторением, а представляют самостоятельные произведения, ориентированные на известные художнику ана логи. Наиболее вероятно, что они были исполне ны западноевропейским, возможно немецким, непрофессиональным живописцем. При более тщательном изучении изображения голубой ленты на портрете Анны Леопольдовны обнару Ил. 5. Неизвестный художник. Портрет принцессы Анны Леопольдовны. Россия. 1733 1740. Холст масло. 4 15 30,5 см. Инв. ГЭ 2279. Государственный Эрмитаж Фрагмент на с. 66 живаются нижележащие слои красной краски. Наряду с представленной на картине звездой ор дена Св. Екатерины это свидетельствует о том, что портреты так же, как и ганноверские написаны между июлем 1739 и ноябрем 1740 года, а лента переписана в период с ноября 1740 по декабрь 174 1года. Можно высказать осторожное предпо ложение, что данные портреты созданы по случаю свадьбы и невеста предстает в своем подвенеч ном серебряном платье, расшитом бриллианта ми, о котором писала жена английского резидента леди Рондо37. А на портрете герцога в связи с этим художник поместил брауншвейгскую герцогскую корону, подчеркивая связь двух правящих домов. Вполне вероятно, что малоформатные компози ции служили эскизами для больших парадных полотен. Несмотря на примитивный характер живо писи, эрмитажные картины являются уникальны ми историческими памятниками. Портрет Антона Ульриха это единственное известное на сегод няшний день его живописное изображение в рос сийских музейных собраниях. Портрет же Анны Леопольдовны относится к редчайшим изображе ниям периода ее регентства. По всей видимости, подобные картины, ставшие наглядными свиде тельствами правления Брауншвейгского семей ства подлежали уничтожению, как и портреты Иоанна Антоновича. Сохранность эрмитажных полотен может в какой то степени объясняться их небольшим форматом. Нельзя также исклю чать версию, что они были приобретены в Европе и привезены в Россию в XIX или начале ХХ века. Еще одно полотно38 ил. 5 в коллекции Го сударственного Эрмитажа предположительно считается изображением Анны Леопольдовны и приписывается кисти Ф. Фонтебассо. Авторство картины в настоящее время подвергается исследо вателями сомнению, имеются различные мнения и по поводу идентификации модели. Определе ние художника не является предметом данного исследования, поэтому остановимся лишь на вы яснении имени изображенной. Эта картина явно была исполнена в качестве эскиза для большого парадного портрета. Полотно поступило в Импе раторский Эрмитаж в 1860 году в дар от известно го дипломата, коллекционера и генеалога князя А. Б. Лобанова Ростовского, активно собиравшего материалы по русской истории XVIII столетия. Первоначально оно считалось портретом неиз вестной дамы работы неизвестного художника. А. Н. Бенуа определил его как эскиз Фонтебассо к портрету Анны Леопольдовны39. Вряд ли карти на могла быть написана в 1760 е годы, когда ве нецианский мастер работал в России. На картине принцесса представлена с пудреными волосами, уложенными по моде 1730 1740 х годов, в парад ном расшитом золотом платье, с лентой и звез дой ордена Св. Екатерины40. По нашему мнению, здесь изображена именно Анна Леопольдовна, что подтверждается сопоставлением с ее гравирован ными портретами с аналогичной прической. Еще одним доказательством является то, что у изобра женной карие глаза, чем она отличается от голу боглазых принцесс Елизаветы Петровны и Екате рины Алексеевны, которые также могли бы стать моделью для парадного полотна в этот период. По орденской ленте портрет можно датировать между 1733 и 1740 годами. Изучение хранящихся в фондах Государ ственного Эрмитажа миниатюр позволило выявить среди них несколько портретов членов Брауншвейгского семейства 4 1 Наше внимание привлекли небольшие пар ные погрудные изображения. На одном из них 66 67 запечатлена молодая темноволосая женщина в декольтированном платье, с лентой и звездой ордена Св. Екатерины ил. 6 42. Низкая прическа с длинными локонами украшена бриллиантовым эгретом, в ушах крупные серьги из трех груше видных жемчужин. На обороте позолоченного футляра имеется чернильная надпись Duсhesst de Braunsсhweig и номер 527 соответствующий Описи галереи драгоценностей Императорского Эрмитажа XIX века43. В этой Описи и в современ ном инвентаре произведение числится изображе нием Кристины Луизы Брауншвейгской44. Вторая миниатюра представляет мужчину в пудреном па рике с буклями и черным бантом, одетого в кирасу и кафтан, с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного ил. 7 45. В современном музейном инвентаре персонаж указан как Ангальт Бернбург, принц Виктор Фридрих II46. Но на тыльной сто роне футляра имеется номер 526 и под ним в Описи галереи драгоценностей занесен портрет герцога Людвига Рудольфа Брауншвейг Вольфен бюттельского47. Сравнение миниатюр с другими изображениями этих исторических личностей показывает их полное несоответствие. Отметим также, что князь Виктор II Фридрих не мог быть запечатлен со знаками ордена Св. Андрея Пер возванного. Людвиг Рудольф являлся кавалером Андреевского ордена, но ни внешность, ни форма парика на миниатюре не соответствуют другим изображениям герцога. Зато облик представлен ных на эрмитажных медальонах персонажей бли зок гравированным и живописным портретам Анны Леопольдовны и Антона Ульриха. Помимо физиономического сходства, в пользу данной идентификации говорит изображение орденских знаков, а также весьма характерные свадебные серьги принцессы. По этим деталям датировать произведения можно 1739 1740 годами. Нема ловажным аргументом в ходе атрибуции было и то, что в собрании Эрмитажа находятся еще две миниатюры, близкие по формату и стилю двум рассмотренным выше и явно исполненные одним и тем же мастером как единая серия. На них пред ставлены царевич Алексей Петрович48 и его жена, Ил. 6. Неизвестный художник. Портрет принцессы Анны Леопольдовны. Миниатюра. Россия 1739 1740. Кость акварель, гуашь. 4,2 3,5 см. Инв. ОРм 295. Государственный Эрмитаж Ил. 7. Неизвестный художник. Портрет герцога Антона Ульриха. Миниатюра. Россия 1739 1740. Кость акварель, гуашь. 4,2 3,8 см. Инв. ОРм 282. Государственный Эрмитаж 68 69 принцесса Брауншвейг Вольфенбюттельская Шар лотта Кристина София49. Таким образом, четыре медальона подчеркивают брачные связи двух пра вящих домов. Возможно, данную сюиту миниатюр заказали для представителей немецкой династии после свадьбы 1739 года, и поэтому на небольшом изображении принцессы мастер сделал акцент на жемчужном украшении, привезенном из Вольфен бюттеля. Исходя из вышеизложенного, портреты Алексея Петровича и Шарлотты Кристины Софии также можно датировать 1739 1740 годами. С именем принца Антона Ульриха можно связать еще один миниатюрный портрет ил. 8 Он представляет юного кавалера с пудреной при ческой с буклями и черным бантом, одетого в до спех, с горностаевой мантией и голубой орден ской лентой. Произведение поступило в Эрмитаж в 1826 году среди миниатюр из антресолей импе ратрицы Екатерины II в Зимнем дворце и в ин вентарь Императорского Эрмитажа 1826 1838 го дов его внесли как Мужской портрет в голубой ленте 50. В современном инвентаре он указан как Портрет неизвестного Петр III Первая чет верть XVIII в Эта предположительная атрибу ция5 1на наш взгляд, неверна. Во первых, изобра женный на миниатюре юноша весьма отдаленно напоминает великого князя Петра Федоровича. В отличие от карих глаз Петра III, у запечатлен ного на медальоне персонажа глаза серо голу бые, что соответствует портретам принца Антона Ульриха. Сравнение миниатюры с живописными изображениями Брауншвейгского герцога по казывает их общность в чертах лица большие светлые глаза, выступающая челюсть, тяжелый подбородок, достаточно крупный нос. Портрет может быть датирован периодом между ноябрем 1738 пожалование Андреевского ордена и ноябрем 174 1года дворцовый переворот и арест В ходе исследования нами были поставлены под сомнение некоторые произведения, считаю щиеся изображениями Антона Ульриха. Одним из них является миниатюра с портретом юноши в пудреном парике, с черным бантом, с красной орденской лентой ил. 9 52. Облик его имеет мало общего с известными изображениями герцога. Бо лее изысканные тонкие черты лица, карие глаза не соответствуют иконографии Антона Ульриха, а перекинутая через правое плечо лента не име ет отношения к имевшимся у него наградам. Это указывает на ошибочность существующей атри буции53. Следующим произведением, которое, со гласно записи в инвентаре54, изображает Антона Ульриха, является миниатюрный портрет мужчи Ил. 8. Неизвестный художник. Портрет герцога Антона Ульриха. Миниатюра. Россия Конец 1738 174 1Кость акварель, гуашь. 2,5 2,2 см. Инв. ОРм 506. Государственный Эрмитаж Ил. 9. Неизвестный художник. Портрет неизвестного. Миниатюра. Германия Первая половина XVIII в. Металл, бронза эмаль. 2,0 17 см. Инв. ОРм 548. Государственный Эрмитаж ны в парике с бантом, одетого в голубой мундир, серебристую кирасу с красной опушкой и подби тую горностаем мантию, с орденскими знаками голубой лентой через правое плечо и серебряной звездой с красным центральным полем ил. 10 На паспарту, закрывающем тыльную сторону миниатюры, имеется надпись чернилами Fait par Teurig. 1740 Написано Тойригом в 1740 Широкое лицо, форма губ и носа никак не вписы ваются в иконографический ряд портретов бра уншвейгского принца. Мундир не соответствует форме возглавляемого им Кирасирского полка55. Ил. 10. Тойриг. Портрет неизвестного офицера. Миниатюра. Россия 1740. Бумага акварель. 12,5 9,5 см в свету Инв. ЭРР 403 1Государственный Эрмитаж Все это заставляет усомниться в правильности идентификации представленного персонажа. Несмотря на то, что XVIII столетие оказалось безжалостным к членам Брауншвейгского семей ства память о них сохранилась в документах и немногочисленных художественных произведе ниях. И каждое новое выявленное свидетельство их жизни сегодня представляет чрезвычайный интерес, приоткрывая завесу тайны, на протяже нии нескольких столетий окутывающую судьбу несчастных принца и принцессы и их августей шего сына. 70 7 До 1735 г. он носил титул Брауншвейг Люнебургско го герцога, с 1735 Брауншвейг Люнебург Вольфен бюттельского см. Левин Л. И. Генералиссимус зарыт в Холмогорах. История Брауншвейгского семейства в России. Архангельск, 20 19. С. 10 В российских источ никах его называли Брауншвейг Вольфенбюттельским Санктпетербургские ведомости. 1738. 87. С. 695 Брауншвейг Люнебургским Санктпетербургские ведо мости. 1739. 55. С. 43 1437 2 Мать Антона Ульриха, герцогиня Антуанетта Амалия, была сестрой австрийской императрицы Елизаветы Христины матери будущей могущественной импера трицы Марии Терезии 3 ПСЗРИ. Т. 9. 1733 1736. СПб., 1830. С. 173. 6446. 4 ПСЗРИ. Т. 10. 1737 1739. СПб., 1830. С. 458. 7559. 5 Левин Л. И. Генералиссимус зарыт С. 49 5 1 6 Донесения и другие бумаги английских послов, по сланников и резидентов при русском дворе с 1737 года по 1739 год Сборник Императорского Русского исто рического общества. Т. 80. СПб., 1892. С. 470, 47 1 7 Манштейн Х. Г. Записки о России Перевороты и вой ны Христофор Манштейн. Бурхард Миних. Эрнст Ми них. Неизвестный автор. М., 1997. С. 102. 8 В XVIII в. в документах он именовался Иоанном III отсчет велся от Ивана Грозного позже в историогра фии его стали называть Иоанном VI считая от Ивана Калиты 9 Брикнер А. Г. Император Иоанн Антонович и его род ственники 174 807 М., 1874. С. 60. 10 Анисимов Е. В. Иван VI Антонович. М., 20 17. С. 184. Там же. С. 5, 6. 12 Неизвестный художник. Портрет Иоанна Антоновича ребенком с фрейлиной Юлианой фон Менгден. Вторая четверть XVIII в. Холст масло. 49,3 36,0 см. Государ ственная Третьяковская галерея. Инв. 9354. 13 Неизвестный художник. Портрет Иоанна Антоновича. 1742. Холст масло. 74 64 см. Государственный Русский музей. Инв. Ж 4703. 14 См., например И. К. Леопольд. Иоанн Антонович в колыбели. Аугсбург. 1740. Резец, офорт, пунктир. 29,7 18,6 см. Эрмитаж. Инв. ЭРГ 13863. 15 См., например Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 20, 2 126. СПб., 185 879 Семевский М. И. Иоанн VI Антонович, 1740 1764 Отечественные записки. 1866. Т. 165. 4 Брикнер А. Г. Указ. соч. Император Иоанн Антонович. 1740 1764 Русская старина. 1879. Т. 24. С. 497 876 1879. Т. 25. С. 29 1332 Корф М. А. Брауншвейгское семейство Старина и новизна. Кн. 22. Пг., 19 17. С. 148 203. 16 Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравиро ванных портретов. Т. 2. СПб., 1887. Стб. 1042 1043. Примером могут служить гравюры К. Нике Старший по ориг. Ж. Шевалье. Портрет Иоанна VI Антонови ча. Франция. 1783 1784. Резец, офорт. 26,0 19, 1см. Государственный Эрмитаж. Инв. ЭРГ 13864 Не известный гравер. Портрет Иоанна VI. Россия. Око ло 1805. Резец, офорт. 20,2 14,8 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ЭРГ 13874 Н. И. Уткин. Императоры и императрицы Российской империи. Россия. 180 1 Резец. 59,5 39,0 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ЭРГ 222 17 Д. Бергер по ориг. Л. Вольфа. Родос ловное древо российских императоров. Россия. Начало XIX в. Акватинта. 57,6 40,8 см. Государственный Эрми таж. Инв. ЭРГ 12233. 17 Ровинский Д. А. Указ. соч. Стб. 1044. 18 Неизвестный художник. Портрет Иоанна Антонови ча. Миниатюра. Кость гуашь. 6,0 4,8 см 5,5 4,4 см в свету Государственный Эрмитаж. Инв. ОРм 10 18. 19 Портреты династии Романовых, 16 13 1855. Из русских и зарубежных музейных и частных собраний сост. Ю. Вейцман. Мюнхен, 20 12. С. 94 99. 20 Х. А. Вортман по ориг. Л. Каравака. Портрет Анны Леопольдовны. Россия. 1739. Резец, офорт, пунктир. 54,2 35,8 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ЭРГ 12337 И. К. Зизанг. Портрет Анны Леополь довны. Лейпциг. 1740 е. Резец, пунктир. 15,5 9,5 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ЭРГ 12377 И. М. Бер нигерот. Портрет Анны Леопольдовны. Лейпциг. 1740 е. Резец, пунктир. 15, 19,3 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ЭРГ 12378 медальон на гравюре М. Зойтер. Кар та Российской империи. Россия. 1730 е. 62 54 см. Госу дарственный Эрмитаж. Инв. ЭРГ 100 17. 2 1Л. Каравак. Принцесса Анна Леопольдовна. Россия. Около 1735. Холст масло. 86 70 см. Частное собра ние воспр. в Портреты династии Романовых С. 95 Л. Каравак. Портрет Анны Леопольдовны. Россия. 1730 е. Дерево масло. 30 26 см. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Инв. Ж 243 Неизвестный художник. Портрет Анны Леопольдов ны. Россия. 1730 е. Холст масло. 78,5 6 15 см. Музей В. А. Тропинина и московских художников его време ни. Инв. Ж 3 15 И. Ведекинд. Портрет Анны Лео польдовны. Россия. 1732. Холст масло. 82,5 64,0 см. Государственный исторический музей. Инв. И I 5 183 несмотря на имеющуюся на картине дату, можно предположить, что портрет был закончен в 1733 г., ког да великая княжна получила орденскую ленту, изображенную на этом портрете И. Ведекинд. Портрет Анны Леопольдовны. Россия. 1733 1736. Холст масло. 83 66 см. ГМЗ Петергоф Инв. ПДМП 1437 ж Не известный художник. Портрет Анны Леопольдовны. Россия. XVIII в. Холст масло. 106 79 см. Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева. Инв. Ж 676 Неизвестный художник. Портрет Анны Леопольдовны. Миниатюра. Россия. Вторая половина 1730 х. Кость гуашь. Государственный исторический музей. Инв. И V 382. 22 Л. Каравак Портрет Анны Леопольдовны. Россия. Около 1740. Холст масло. 120 100 см. Государственный Русский музей. Инв. Ж 470 1 23 Левин Л. И. Российский генералиссимус герцог Антон Ульрих История Брауншвейгского семейства в Рос сии СПб., 2000. С. 64 Плате А. Это все одна большая игра второе пребывание брауншвейгского дипло мата А. А. фон Крамма при санкт петербургском дворе май август 1739 г СПб., 2022. С. 194. 24 Л. Каравак Портрет Анны Леопольдовны. Россия. Около 1740. Холст масло. 120 100 см. Государственный Русский музей. Инв. Ж 470 1 25 Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. СПб., 1998. С. 95, 96. 26 Цит. по Письма леди Рондо, жены английского рези дента при русском дворе в царствование императрицы Анны Ивановны пер. с англ. Е. П. Карновича ред. примеч. С. Н. Шубинского предисл., примеч. А. В. Саза нова. СПб., 20 16. С. 198. 27 Я. В. Гекенауэр J. W. Heсhenauer Портрет принца Ан тона Ульриха. Германия. Около 1733. Резец. Воспр. в Левин Л. И. Российский генералиссимус С. 42 похожий на предыдущий Неизвестный гравер. Портрет принца Антона Ульриха. Германия Первая половина XVIII в. Резец, пунктир. 15,5 9,3 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ЭРГ 12422 М. Бернигерот. Портрет принца Анто на Ульриха. Лейпциг. 1730 е. Резец. 33,5 22,6 см. Госу дарственный Эрмитаж. Инв. ОГ 399 105 Я. В. Гекнау эр. Портрет принца Антона Ульриха. Германия. 1730 е. Резец. Воспр. в Левин Л. И. Генералиссимус зарыт С. 60 медальон на гравюре М. Зойтер. Карта Россий ской империи. Россия. 1730 е. 62 54 см. Государствен ный Эрмитаж. Инв. ЭРГ 100 17. 28 Неизвестный художник. Портрет герцога Антона Ульри ха. Холст масло. 78 64 см. Библиотека герцога Августа. Вольфенбюттель, Германия Инв. В6. Опубликован Левин Л. И. Генералиссимус зарыт С. 66. Сведения о портрете и его изображение были любезно предостав лены для данного исследования Л. И. Левиным. 29 Неизвестный художник. Портрет герцога Антона Ульри ха. Холст масло. Краеведческий музей Ландсмузеум Брауншвейг, Германия Упоминается в Левин Л. И. Ге нералиссимус зарыт С. Сведения о портрете и его изображение были любезно предоставлены для данного исследования Л. И. Левиным. 30 Опубликован в Левин Л. И. Генералиссимус зарыт С. 35. 3 1Неизвестный художник. Портрет Антона Ульриха. Холст масло. 142 107 см Неизвестный художник. Портрет Анны Леопольдовны. Холст масло. 150,5 123,0 см. Впервые данные портреты были опубликованы Л. И. Левиным Levin L. Herzog Anton Ulriсh der J ngere ib Ru land bis zu seiner Verbannung 1733 174 1 Braunsсhweigisсhes Jahrbuсh f r Landesgesсhiсhte. 1996. Bd. 77 22 1268 Левин Л. И. Российский генералисси мус Ил. между с. 288, 289. 32 Портреты династии Романовых, 16 13 1855. С. 98, 99. 33 Неизвестный художник. Портрет герцога Браун швейг Беверн Люнебургского Антона Ульриха. Россия. 1739 1740. Холст масло. 35 29 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ЭРЖ 557. 34 Неизвестный художник. Портрет правительницы Анны Леопольдовны. Россия. 1739 1740. Холст масло. 35 29 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ЭРЖ 556. 35 Портретная живопись в России XVIII начала ХХ века каталог выставки Выставочный центр Эрмитаж Вы борг СПб., 20 18. С. 24, 25. 2 3. 36 И. Г. Шмидт. Аллегория на царствующий Брауншвейг ский дом. 1755. Офорт. 8 9 см. Государственный Эрми таж. Инв. ОГ 274894. 37 Письма леди Рондо С. 172. 38 Неизвестный художник. Портрет принцессы Анны Леопольдовны Холст масло. 4 15 30,5 см. Государ ственный Эрмитаж. Инв. ГЭ 2279. 39 Фомичева Т. Д. Венецианская живопись. XIV XVIII века каталог Государственный Эрмитаж. СПб., 1992. С. 16 1 40 В каталоге лента ошибочно названа орденом Св. Андрея Первозванного Там же 4 1Выражаем искреннюю благодарность хранителю фонда миниатюр Отдела западноевропейского изобразитель ного искусства Елизавете Евгеньевне Абрамовой за пре доставленную возможность работы в фонде и помощь в проведении исследования. 42 Неизвестный художник. Портрет принцессы Анны Леопольдовны. Миниатюра. Россия 1739 1740. Кость акварель, гуашь. 4,2 3,5 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ОРм 295. 43 сatalogue de la galerie des objeсts preсieux de l Ermitage Imperial. 1854. Vol. 1N 526, 527. 44 Принцесса Кристина Луиза Этингенская в замужестве герцогиня Брауншвейг Вольфенбюттельская 167 747 была бабушкой принца Антона Ульриха. 45 Неизвестный художник. Портрет герцога Антона Ульриха. Россия 1739 1740. Кость акварель, гуашь. 4,2 3,8 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ОРм 282. 46 Князь Виктор II Фридрих Ангальт Бернбургский 1700 1765 47 Герцог Людвиг Рудольф Брауншвейг Вольфенбюттель ский 167 735 супруг принцессы Кристины Луизы Этингенской, дедушка принца Антона Ульриха. 48 Неизвестный художник. Портрет царевича Алексея Петровича. Миниатюра. Бумага гуашь. 3,9 3,2 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ОРм 2 1Царевич Алексей Петрович 1690 17 18 сын Петра I. 49 Неизвестный художник. Портрет принцессы Браун швейг Вольфенбюттельской Шарлотты Кристины Софии. Бумага гуашь. 3,9 3,2 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ОРм 22. Принцесса Брауншвейг Вольфенбюттельская Шарлотта Кристина София 1694 17 15 приходилась сестрой матери герцога Антона Ульриха. 50 Каталог миниатюрам, финифтям и проч 1826 1838. 266а. Сведения были любезно предоставлены Елиза ветой Евгеньевной Абрамовой. 5 1Неизвестный художник. Портрет неизвестного Петр III Первая четверть XVIII в. Кость акварель, гуашь. 2,5 2,2 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ОРм 506. 52 Неизвестный художник. Портрет герцога Антона Ульриха. Германия. Первая половина XVIII в. Металл, бронза эмаль. 2,0 17 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ОРм 548. 53 Мнение об ошибочности существующей атрибуции портрета было высказано также хранителем фонда ми ниатюр Е. Е. Абрамовой. 54 Тойриг. Портрет герцога Антона Ульриха. Россия. 1740. Бумага акварель. 12,5 9,5 см в свету Государствен ный Эрмитаж. Инв. ЭРР 403 1 55 Автор благодарит Станислава Юрьевича Люлина за кон сультации по вопросу мундира, изображенного на ми ниатюре. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Бахарева Н.Ю. Атрибуция нескольких портретов членов «Брауншвейгского семейства» из собрания Государственного Эрмитажа (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |