| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Сим победиши (2024) › Баранова О.Б. Сервиз с изображением необычного «герба Наследника Цесаревича». К истории создания и бытования | ||||||
Баранова О.Б.
Сервиз с изображением необычного «герба Наследника Цесаревича». К истории создания и бытования// Сим победиши (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 45-55 Аннотация: В коллекции Государственного Эрмитажа хранится несколько предметов чайно-кофейного сервиза, отличающихся строгой простой формой, декорированных изображением необычного по рисунку и композиции герба в резервах на темном кобальтовом фоне, исполненных в начале 1880-х годов. Об авторе публикации/статьи: Баранова О.Б. Просмотр публикации в формате PDF: › Баранова О.Б. Сервиз с изображением необычного «герба Наследника Цесаревича». К истории создания и бытования (2024)
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 31158 знаков (с пробелами)
Сервиз с изображением необычного герба Наследника Цесаревича К истории создания и бытования О. Б. Баранова художеств ему было присвоено звание неклассно го свободного художника и, вероятно, тогда же началось его сотрудничество с бароном Б. В. Кёне, помощником начальника 2 го отделения Импера торского Эрмитажа, с 1857 года управляющим Гербовым отделением Департамента Герольдии3. Б. В. Кёне так отзывался о работе Фадеева труд но найти в Европе другого художника, знающего и имеющего такой хороший геральдический вкус и исполняющего так художественно заказанные ему рисунки гербов 4. А. А. Фадееву принадлежат утвержденные рисунки многих территориальных и дворянских гербов. Художник принимал актив ное участие в создании новых иконографических вариантов государственного герба и гербов чле нов императорского дома, получивших одобрение императора Николая I, а также в оформлении ко ронационных торжеств, готовившихся для импе раторов Александра II и Александра III5. Поскольку в коллекции рисунков музея Им ператорского фарфорового завода не сохранилось приобретенных проектов Фадеева, можно пред положить, что в качестве основы акварельного рисунка Герба Государя Наследника Цесаревича художник использовал центральный элемент Малого герба Его Императорского Высочества Великого князя Наследника Цесаревича, утверж денного в 1857 году ил. 2 Изображение орла, окруженного цепью ордена Андрея Первозван ного, помещено в резерв медальон фигурной формы, увенчанный короной и лентами, в нижней части с двух сторон его фланкируют цветочные гирлянды мотив, характерный для украшения фарфорового предмета ил. 3 Можно отметить и некоторое упрощение рисунка крыльев орла. Итоговая композиция отличается уникальным 46 47 сочетанием разных геральдических и декоратив ных элементов, придающих этому сервизному комплексу особенный, неповторимый колорит. Еще одна акварель Фадеева с изображе нием Малого государственного герба Российской империи вероятно, была использована для де корирования трубки курительной, находившейся когда то, судя по сохранившейся этикетке, в Анич ковом дворце ил. 4 В случае этого предмета, ис полненного в начале 1880 х годов, можно отме тить близкое сходство, хотя и не без вольностей, с утвержденным в 1856 году рисунком этого герба ил. 5 Неизвестно, планировалось ли включить в декоративное оформление фарфоровых пред метов сервиза изображения всех имевшихся в ар сенале живописной мастерской гербов личных и государственных. Наиболее вероятной пред ставляется идея создания сервизного комплекса с гербом Наследника, предназначенного для под несения именно ему. В Каталог книгам, изданиям и рисункам Музея Императорского фарфорового завода, изданный в 1890 году, под 555 внесена Папка акварельных гербов Августейшей семьи 6. Возможно, речь шла об акварелях А. А. Фадеева. На рубеже 1870 1880 х годов на Император ском фарфоровом заводе актуализировалась тема, связанная с историей царствующего дома Романо вых и преемственностью правления, и живописца ми была исполнена серия чашек с портретами глав династии, получившая в архивных документах на звание Чашки с портретами царствовавших лиц дома Романовых 7 ил. 6 В качестве живописных Ил. 1Предметы сервиза с изображением герба под короной. 188 882. Императорский фарфоровый завод. Инв. Мз И 994 1000. Государственный Эрмитаж Фрагмент на с. 49 Ил. 2. Рисунок Малого герба Его Императорского Высочества Великого князя Наследника Цесаревича. Вторая половина XIX в. Инв. ЭРР 2952. Государственный Эрмитаж Фрагмент на с. 48 Ил. 3. Сливочник из сервиза с изображением герба под короной. 1882. Инв. Мз И 995. Государственный Эрмитаж источников были использованы те же изображе ния представителей рода Романовых от Федора Никитича Романова Юрьина Захарьина в мона шестве Филарета отца царя основателя династии Михаила Федоровича, до Петра Великого, украсив шие в 186 1году предметы Романовского сервиза8. На чашках изобразительный ряд был расширен живописными портретными миниатюрами сле дующих за Петром I царственных особ, вплоть до императора Александра II. Чашки с блюдцами ис полнены на той же форме, что и предметы сервиза с гербом, но в другом цвете и стиле декорирова ния, а оценены были в ту же сумму по 50 рублей за каждую пару. Работа над предметами сервиза с гербом На следника началась в конце 1880 года, но заняла достаточно продолжительное время в силу тру доемкости живописного декора первые чашки с блюдцами кобальтовые, писаны Гербы, укра шение золотом упоминаются в расценочных ведомостях живописной мастерской Император ского завода за сентябрь 188 1года9. Цилиндриче ская форма чашки, с разными вариантами ручек, в паре с достаточно глубоким блюдцем, широко использовалась на Императорском фарфоровом заводе с последней трети XVIII века. В 1870 х годах к чашкам стаканчиком или кружечкой как иногда пояснялась эта форма чашки в архивных документах прибавился комплект предметов, которые благодаря общему формообразующему принципу цилиндрическое тулово, геометри зованные ручки и навершия крышек составили единый сервизный комплекс 10. Составы сервизов могли отличаться. Название формы было зафик сировано уже в советское время как китайская К декабрю 1882 года были изготовлены сахарни цы, сливочники, чайники большие и малые и по лоскательные чаши, вошедшие в состав сервиза с изображением герба. В расценочных ведомостях живописной ма стерской Императорского фарфорового завода отдельно оценивалась техническая работа по так 48 49 50 5 1 называемой выскобке Гербов т. е. расчистке резервов на покрытом кобальтом предмете под живопись. Исходя из трудоемкости исполнения, каждый предмет был оценен в немалую сумму большие и малые чайники стоили 100 и 90 ру блей соответственно, сахарницы 90 рублей, сливочники и полоскательные чаши 75 рублей. В конце года были исполнены десертные тарел ки прорезные кобальтовые с гербами, украше ние золотом, стоимостью 100 рублей каждая которые дополнили сервизный комплекс В декабре 1882 года кобальтовый сервиз с изображением герба был поднесен императору Александру III к празднику Рождества Христова. Это подтверждается письмом заведующего Им ператорским Гатчинским дворцом к директору Императорского фарфорового завода представ ленные Заводом Государю Императору разные фарфоровые вещи, показанные на обороте сего в ведомости, мною приняты и сданы в Сервизную часть 12. В прилагаемой ведомости указаны два фарфоровых кобальтовых сервиза один без ука зания какого либо декора, второй с Гербом 8 января 1883 года сервиз был внесен в Опись фарфоровой посуды по сервизной части Гатчинского дворца Этот документ позволяет также узнать точный состав и количество пред метов чашек кружечками 38 блюдцев 38 чай ников больших 4 чайников малых 4 сахарниц 4 молочников 13 4 чашек полоскательных 4 тарелок десертных с решетчатым бортом 4 14. В январе 1888 года одна из чашек с Государ ственным гербом, цветами и украшением была определена в Музей Императорского фарфоро вого завода в качестве образца 15. Ее изображение можно увидеть на одной из фотографий музейных предметов 1892 года 16 ил. 7 Таковой образец мог понадобиться живописцам при изготовлении до делок взамен разбитых предметов или же в каче стве дополнения к сервизу. Неизвестно, возникала ли такая необходимость в случае сервиза с гербом, т. к. чашек с марками более позднего времени, чем 188 882 годы, выявить по открытым и опубли кованным источникам не удалось. Образцовая чашка сохранилась в коллекции музея. Сервиз, в котором гармонично сочетались простая форма, глубокий кобальтовый цвет, зо лотой орнамент и тонкая живопись гербов, корон и цветочных гирлянд, был по достоинству оценен императором и никогда не покидал стен люби мого им Гатчинского дворца. Более того, часть предметов хранилась в его личных покоях. После Ил. 4. Трубка курительная с изображением Малого государственного герба Российской империи. Начало 1880 х. Императорский фарфоровый завод. Инв. Мз И 1509. Государственный Эрмитаж Ил. 5. Рисунок Малого государственного герба Российской империи. Вторая половина XIX в. Инв. ЭРР 3037. Государственный Эрмитаж Фрагмент на с. 5 1 52 53 смерти государя были составлены описи пред метов, находившихся в комнатах Александра III в бельэтаже Арсенального каре Гатчинского двор ца. На половине Александра III хранилось большое количество произведений Императорских фар форового и стеклянного заводов, поднесенных в разные годы к праздникам Рождества и Пасхи, в том числе некоторые сервизы. Записи датирова ны 19 декабря 1894 года. В первой же комнате на подоконнике можно было обнаружить знакомые нам предметы 27 1Чашек кофейных фарфо ровых кобальтового цвета с живописным Импера торским гербом под короною, с золоченою ручкой и блюдцем каждая двенадцать. В футляре, окле енном снаружи коленкором под шагрень синего цвета, а внутри белою бумагой 17. Сервизные кладовые императорских двор цов периодически проверялись, и описные книги содержат соответствующие пометки, в том числе если какой то предмет отсутствовал или был по врежден. Так, 13 ноября 19 13 года в гатчинской описи появилась запись разбито двадцать три предмета 18. Вплоть до 1920 х годов сервиз с Император ским гербом под короною оставался в стенах Гат чинского дворца. Но процессы национализации и перераспределения коллекций затронули и его сервизную кладовую, и в Гатчинском дворце не осталось ни одного предмета интересующего нас сервиза. Известно о нескольких музеях, в коллек циях которых оказались отдельные части этого сервизного комплекса. В 1926 году в музей Государственного фар форового завода из числа предметов, отобранных в Гатчинском дворце, через Ленинградское отде ление музейного фонда поступило шесть пред метов под следующей формулировкой Сервиз эпохи А III, синий кобальтовый с изображением царских регалий золотой бордюр 19 чайник, сахарница с крышкой, сливочник с крышкой, по лоскательница и две чашки с блюдцами. Крышка чайника отличается от других предметов своим навершием в виде венка, переплетенного с лента ми. Она была подобрана взамен утраченной в пе риод бытования сервиза в Гатчинском дворце или в ходе послереволюционных перемещений. Ин тересно отметить, что крышка была позаимство вана от предмета другого кобальтового сервиза, который был исполнен одновременно с сервизом с гербом, поднесен в том же 1882 году и хранился в Гатчинской сервизной кладовой20. В собрании фарфора Государственного исто рического музея хранятся шесть предметов, тот же состав, что был передан в музей фарфорового завода, только у чайника сохранилась родная крышка2 1Предметы поступили в 1939 году из Го Ил. 6. Предметы из серии Чашки с портретами царствовавших лиц дома Романовых Конец 1870 х начало 1880 х. Императорский фарфоровоый завод а чашка с портретом императора Петра I, инв. Мз И 10 б чашка с портретом императрицы Екатерины I, инв. Мз И 10 12 в чашка с портретом императора Павла I, инв. Мз И 10 17. Государственный Эрмитаж а б в сударственной Третьяковской галереи22, в кото рую, вероятно, они попали через Музейный фонд. Три предмета, находящиеся в собрании фарфора Отдела истории русской культуры Госу дарственного Эрмитажа, поступили в коллекцию в 1950 году из Музея этнографии народов СССР23. В ГМЗ Павловск находится самое большое количество предметов, включая чайники двух размеров большой и малый, сливочник и шесть чашек с блюдцами. Они поступили в павловское собрание в 1956 году из Центрального хранилища музейных фондов24. Ресурсы Госкаталога позволили найти еще одну чашку с изображением герба, с блюдцем, хранящуюся в собрании Самарского областного художественного музея25. К сожалению, не удалось найти ни одной из четырех имевшихся десертных тарелок с прорез ным бортом. Возможно, по своей форме и деко ративному принципу они повторяли десертные тарелки к еще одному сервизу на китайской форме, исполненному на рубеже 1870 1880 х го дов, с гротескным орнаментом по мотивам ро списи лоджий Рафаэля. Большая часть предметов находится в коллекции ГМЗ Гатчина 26, в собра нии отдела Музей Императорского фарфорово го завода Государственного Эрмитажа хранятся четыре десертные тарелки и две чашки кружеч ками 27 ил. 8 В качестве версии можно предпо ложить, что сервиз китайский с точки зрения декоративной формы к этому времени сложился, и тогда утраченные тарелки могли иметь такой же широкий прорезной борт, а изображение герба могло быть помещенным на зеркало. Идея создания кобальтового сервиза с изображением герба Наследника Цесаревича возник ла еще во время правления императора Алек сандра II. Работы по его изготовлению, начатые Ил. 7. Предметы из коллекции музея Императорского фарфорового завода. Фотография 1892 г. Инв. Мз Фт 325. Государственный Эрмитаж 54 55 на рубеже 1880 188 1годов, были завершены уже при императоре Александре III, которому готовый сервиз был поднесен к Рождеству 1882 года. Сервиз с изображением герба стал в ка ком то смысле знаковым для фарфорового за вода с точки зрения формы в советский период и в наши годы. Как уже упоминалось, название формы сервиза китайская появилось в совет ское время, в частности в так называемой Книге форм над составлением которой работали со трудники музея Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова. Форма претерпела некоторые изменения в конце 1920 х годов в раз мерах предметов, общих линиях силуэта, ручек и наверший крышек. В 1920 1930 е годы на пере работанной советской китайской форме были изготовлены такие сервизы, как Зимние развле чения А. В. Воробьевского 1933 Старый парк М. Н. Моха 1933 Бабы Н. М. Суетина 1930 После Великой Отечественной войны форма была выведена из производства и восстановлена в 1993 году28. Восстановленная форма получила название Гербовая по императорскому сервизу с изображением герба и до сих пор востребована художниками АО ИФЗ Ил. 8. Предметы из сервиза с гротескным орнаментом. 1870 1880 е. Императорский фарфоровый завод. Инв. МЗ И 1096 а, б МЗ И 1092. Государственный Эрмитаж 1Кудрявцева Т. В. Русский императорский фарфор. СПб., 2003. С. 188. 2 РГИА. Ф. 503. Оп. 1внутр. оп. 476 20 12 Д. 54. Л. 64, 74. 3 Голованова М. П. Рисовал Александр Фадеев Страни цы биографии художника гербового отделения депар тамента герольдии Музеи Московского Кремля ма териалы и исследования. Вып. 26 Московский Кремль в государственной жизни России четыре столетия исто рии. М., 20 16. С. 254. 4 РГИА. Ф. 1343. Оп. 54. Д. 938. Л. 22. 5 Работы по организации коронации императора Алек сандра III не были доведены художником до конца, в апреле 1882 г. он был уволен от возложенных на него обязанностей Голованова М. П. Рисовал Александр Фа деев С. 265 6 Каталог книгам, изданиям и рисункам. СПб., 1890. С. 90. Тема геральдики оставалась востребованной и в после дующие годы, и уже после восшествия на престол им ператора Александра III заводское собрание рисунков пополнили акварели А. Трамбицкого Государствен ные орлы 1799, 1800, 180 802, 1828, 1836, 1856, 1882 акварели РГИА. Ф. 503. Оп. 5. Д. 10. Л. 177 К сожа лению, рисунки Фадеева и Трамбицкого в коллекции музея не сохранились. 7 РГИА. Ф. 468. Оп. Д. 594. Л. 73. 8 Инв. Мз И 904 909. Государственный Эрмитаж. 9 Там же. Ф. 503. Оп. 1внутр. оп. 476 20 12 Д. 9 1 Л. 16 1об. 10 Вероятно, одним из первых сервизов на подобной фор ме стал сервиз для завтрака на две персоны с изображе ниями амуров, 1870 х гг., находящийся в коллекции ГМЗ Гатчина инв. ГДМ 1050 1056 РГИА. Ф. 503. Оп. 1внутр. оп. 476 20 12 Д. 100. Л. 120 об. 12 Там же. Оп. 1внутр. оп. 472 1988 Д. 279. Л. об. 13 В документах этот предмет сервиза мог называться и молочником, и сливочником. В расценочных ведомо стях живописной мастерской Императорского фарфо рового завода, в которых по месяцам можно проследить ход работ по изготовлению отдельных сервизных ча стей, в отношении сервиза с гербом упоминался именно сливочник. 14 РГИА. Ф. 49 1Оп. 3. Д. 136 1Л. 366 об. 367. 15 Там же. Ф. 503. Оп. 2. Д. 567. Л. 34 об. 35. 16 Инв. Мз Фт 325. 17 РГИА. Ф. 49 1Оп. 3. Д. 15 12. Л. 2 1об. 18 Там же. Д. 1366. Л. 35 9 ЦГА СПб. Ф. 8 1Оп. 10. Д. 18. Л. 1 20 В коллекции отдела Музей Императорского фарфоро вого завода сохранился один кобальтовый чайник без декора из этого сервиза, крышка которого украшена венком с лентами инв. Мз И 1478 2 1Инв. 847 1фф 8476фф. 22 Выражаю благодарность хранителю коллекции русского фарфора ГИМ М. А. Бубчиковой за предоставленные сведения. 23 Инв. ЭРФ 238 12383. 24 Инв. ЦХ 5637 5645. Опубликованы ГМЗ Павловск Полный каталог коллекций. Т. 7. Фарфор. СПб., 2009. С. 152. 25 Инв. К 35 12. 26 Опубликованы Самсонова Р. И. Русский фарфор в собра нии Гатчинского дворца. СПб., 2000. С. 27. 27 Инв. Мз И 109 096. 28 Цвет небесный, синий цвет Кобальт на фарфоре Им ператорского Ломоносовского фарфорового завода XVIII XXI веков каталог выставки. СПб., 2007. С. 248. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Баранова О.Б. Сервиз с изображением необычного «герба Наследника Цесаревича». К истории создания и бытования (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |