| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Сим победиши (2024) › Багдасарова И.Р. Фарфор с геральдическими символами Российской империи. Новые поступления в собрание Государственного Эрмитажа | ||||||
Багдасарова И.Р.
Фарфор с геральдическими символами Российской империи. Новые поступления в собрание Государственного Эрмитажа// Сим победиши (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 21-43 Аннотация: В собирательской деятельности Государственного Эрмитажа особым направлением является коллекционирование и систематизация произведений фарфора с изображениями символов государственной, родовой, военной геральдики Российской империи. Материалы данной статьи рассматриваются как продолжение накопления научных знаний по этой теме, значительным этапом исследования которой стало проведение эрмитажной выставки «Геральдика на русском фарфоре» (2008–2009). Об авторе публикации/статьи: Багдасарова И.Р. Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 104327 знаков (с пробелами)
Фарфор с геральдическими символами Российской империи. Новые поступления в собрание Государственного Эрмитажа И. Р. Багдасарова дельные приобретения, так и многопредметные комплексы, основными источниками которых стали художественный фарфор из коллекции галереи Попов и К в Париже, приобретенный в 20 10 году Сервиз Томаса Димсдейла, купленный в 20 13 году дары потомственного коллекционера Михаила Юрьевича Карисалова, поэтапно пере данные меценатом в Эрмитаж в 2022 2024 годах. Отдельные приобретения. Важным попол нением собрания Государственного Эрмитажа стали парные вазы кратеры с изображениями штандартных рядов Лейб Гвардии Конного полка 183 1инв. ЭРФ 9536 и чинов Лейб Гвардии Гусарского полка 1830 инв. ЭРФ 9537 3 ил. 3 Эти произведения, созданные на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге4 в начале прав ления Николая I, снабжены написанными от руки надглазурными синими с черной прорисовкой марками Н I под императорской короной5. Уникальную пару ваз музей получил в 2007 году по посмертному завещанию потомка знатного русского рода князя Николая Владимировича Ор лова. Такие парадные вазы предназначались для украшения дворцовых интерьеров и дипломати ческих даров, способствуя прославлению Дома Романовых. Первоисточниками полихромных росписей на лицевой стороне ваз послужили рисунки ба тального живописца А. И. Зауервейда, с которых делались литографии, в том числе для использо вания другими художниками. В Эрмитаже хра нится альбом изображений мундиров русской армии СПб., 1832 предназначавшийся для Им ператорской библиотеки в его подшивке имеются 22 23 литографии Л. А. Белоусова, выполненные по ри сункам А. И. Зауервейда инв. ОГ 2 14020, ОГ 2 14037 с этими литографиями и сопоставля ются росписи на указанных фарфоровых вазах6. Также в Каталоге книг библиотеки самого Импе раторского фарфорового завода СПб., 1890 под 48 числится Изданiе съ изображенiемъ формъ русскихъ войскъ временъ Императоровъ Алек сандра I и Николая I, рисованы на камн инже неръ кондукторами Александровымъ и Б лоусо вымъ, 38 рисунковъ, раскрашенныхъ литографiй и три черной краской 7. Золоченые вазы продуманно украшает ге ральдическая символика, способствуя раскрытию идейного содержания основных росписей баталь ными фигурами. В пластическом декоре выделя ются скульптурные львиные маскароны, парами акцентирующие корни ручек ил. 4 Лев осмыс ливается преимущественно как военный атрибут. В череде своих значений царь зверей выступает персонифицированной Храбростью одной из четырех главных добродетелей, включающих Ил. 1Торжественное открытие выставки Геральдика на русском фарфоре из цикла Поднесение к рождеству Г. В. Вилинбахов и М. Б. Пиотровский. 23 декабря 2008 г. Государственный Эрмитаж Ил. 3. Парные вазы кратеры с изображениями штандартных рядов Лейб Гвардии Конного полка и чинов Лейб Гвардии Гусарского полка. Россия, Санкт Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1830. Фарфор роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка оправа бронза, золочение. Государственный Эрмитаж Ил. 2. Витрины на выставке Геральдика на русском фарфоре из цикла Поднесение к рождеству в Арапском зале Зимнего дворца. 23 декабря 2008 г. Государственный Эрмитаж Ил. 4. Ваза кратер с изображением штандартных рядов Лейб Гвардии Конного полка. Инв. ЭРФ 9536. Скульптурные ручки с львиными маскаронами. Государственный Эрмитаж 24 25 стойкость, физическую и духовную силу. Парад ные изделия роднят также изображения двугла вых орлов и военных арматур, исполненные в тех нике цировки по золоченому фону, свойственному стилистике николаевского ампира. Гербы Российской империи, расположенные на оборотной стороне цилиндрических вазовых тулов, заключены в круг лавровыми венками с пе ревитыми лентами ил. 5 Силуэты государствен ных символов тяготеют к рисунку второго типа двуглавого орла первой половины XIX века8 с под нятыми крыльями, под тремя коронами двумя на головах и одной венчающей с изображением св. Георгия Победоносца на груди в щитке в об рамлении цепи ордена Св. Андрея Первозванного. Однако титульные гербы, имеющие место на кры льях официального орла, на фарфоре отсутству ют. Такое художественное упрощение, очевидно, диктовалось особенностями кропотливой циров фарфора в России. Изделие датируется 1850 ми годами, что подтверждает тип марки, оттиснутой на дне в массе рядом с надписью ГАРДНЕРЪ раз мещено изображение св. Георгия Победоносца со щитка московского герба. Территориальный герб города Москвы был введен в маркировку гардне ровского фарфора в 1785 году, когда московский губернатор присвоил предприятию в знак при знания его Двором право на изображение свя того такая марка оставалась актуальной вплоть до 1870 х годов Изготовление фарфорового блюда было приурочено к торжествам по случаю коронации императора Александра II 26 августа 1856 года в Москве. Достаточно крупные поднос ные блюда, диаметром до полуметра, предназна чались для традиционных в России подношений ки, поскольку при небольших размерах самого изображения было бы трудно сохранить много численные прописные детали внутри титуляр ных гербов зато тщательно прорисованы перья на крыльях. Отметим также, что вытянутый вверх щиток на груди золоченого орла скорее соотносит ся с рисунком первого типа государственного орла первой половины XIX века, хотя и завершается на месте расхождения птичьих голов. Из за слож ной конфигурации щитка цепь ордена Св. Андрея Первозванного надета на шеи орлу, а не пущена в обрамление и завершение щитка, что было бы вернее. Подчеркивая замкнутость орденской цепи сзади в рисунок цировки добавлены виднею щиеся по сторонам из за спины орла фрагменты трофея как одного из составляющих элементов Андреевской цепи. По сторонам от российских гербов располо жены меньшие медальоны с военными арматура ми и ветвями лавра, символизирующими славу. На одной вазе со штандартными рядами Лейб Гвар дии Конного полка изображены скрещенные ка валерийская георгиевская труба с георгиевской лентой с кистями и кирасирский палаш, в центре которых размещена кирасирская каска Лейб Гвар дии Конного полка образца 1827 года на другой с чинами Лейб Гвардии Гусарского полка скре щенные кавалерийская труба с кистями и шнуром и сабля легкой кавалерии, их перекрестие отмеча ет кивер Лейб Гвардии Гусарского полка образца 1828 года. Снаряжение и вооружение также вы полнены цировкой по позолоте. Военные вазы9 были впервые представ лены широкой публике 3 1декабря 2007 года на традиционной ежегодной презентации выдаю щихся поступлений в собрание Государственно го Эрмитажа. Торжественный показ состоялся в Гербовом зале Зимнего дворца. Событие стало началом музейной жизни этих материальных па мятников отечественного прикладного искусства. В настоящее время парные вазы демонстрируются на постоянной эрмитажной экспозиции Художе ственное убранство русского интерьера XIХ на чала ХХ века в Зимнем дворце 10. Пополнением коллекции геральдического фарфора стало подносное блюдо с изображением российского государственного герба инв. ЭРФ 9764 поступившее в Государственный Эрмитаж в 20 12 году как покупка у частного лица. Оно от носится к продукции завода обрусевшего англий ского купца Ф. Я. Гарднера в Московской губернии село Вербилки первого частного производства хлеба с солью и назывались хлебосольными. Изо браженный на зеркале блюда двуглавый орел со скипетром и державой под тремя императорски ми коронами представляет собой упрощенный рисунок второго типа государственного герба, утвержденного императором Николаем I. Золо ченый символ России расположен на белом фоне фарфора в обрамлении золоченого же венка из дубовых и лавровых листьев борт украшает золо ченый венок из растительных рокайлей и цветов на бордовом фоне. В качестве аналогии можно привести пример из эрмитажного собрания это подносное блюдо со сдвоенной монограммой им ператора Александра II и императрицы Марии Александровны инв. ЭРФ 85 сходное по указанной выше марке, размерам диаметр около Ил. 5. Ваза кратер с изображением чинов Лейб Гвардии Гусарского полка. Инв. ЭРФ 9537. Оборотная сторона. Государственный Эрмитаж Фрагмент на с. 25 26 27 53 см форме на дне три кольцевых ножки и ха рактеру росписи стиль второе рококо 12. Завод Ф. Я. Гарднера являлся Поставщиком Двора Его Императорского Величества. На про изводстве еще в XVIII веке, в период правления императрицы Екатерины II, были созданы так называемые Орденские сервизы 13, предназначен ные для ежегодных приемов в Зимнем дворце. Эти парадные сервизы, изготовленные в 1777 1785 го дах, пополнялись на протяжении XIX начала XX века и хранились в Сервизных кладовых офи циальной императорской резиденции в Зимнем дворце после революционных событий 19 17 года участь их была различна 14. В настоящее время Государственный Эрмитаж стремится заполнить образовавшиеся лакуны. Так, в 20 13 году музей ный комплекс увеличился на приобретенную тарелку из Сервиза ордена Св. апостола Андрея Первозванного Андреевского сервиза, 1778 1780 инв. ЭРФ 9768 На дне фарфорового изделия имеется ранняя гарднеровская марка, исполненная синим под глазурным кобальтом, это начальная буква фа милии основателя частного завода G Gardiner На зеркале купленной Эрмитажем тарелки из Андреевского сервиза изображена восьмиконеч ная орденская звезда в центре звезды круглый медальон с андреевским крестом, увенчанный императорской короной, которую поддерживают два летящих ангела по кругу помещена надпись девиз ордена ЗАВ РУ IВ РНОSТЬ. Борт украшен орденской цепью со знаком ордена фигурой рас пятого св. Андрея Первозванного на фоне государ ственного герба по волнистому краю тарелки золоченая отводка. Несмотря на приобретение только одной единицы хранения, сам факт пополнения знаме нателен, поскольку из всех Орденских сервизов именно Андреевский является наиболее камер ным он был рассчитан на 50 приборов, а значит, в основном екатерининском составе было всего 50 тарелок 15. Действительно, в День Андреевско го ордена число приглашенных в Зимний дворец русских кавалеров из лиц высокого ранга было ограниченным. Праздники ордена Св. Андрея Первозванного 16 проводились в дни почитания святого 30 ноября или в даты принятия статута устава российского ордена. Приглашенные ко двору кавалеры ордена являлись в соответству ющих орденских облачениях. Церемониальный обед проходил после торжественной литургии в Большой церкви Зимнего дворца. В то время как Орденскими сервизами укра шались парадные столы, для ежедневных трапез употреблялись менее помпезные по художествен ному оформлению посудные наборы. С середины XVIII века постепенно собирался и использовался комплекс предметов Вседневного сервиза с ро занами то есть с росписью букетиками цветов по мейсенским образцам. Однако при императоре Николае I вместо него по очереди ввели в употре бление более строгие по декору сервизы с рос сийским гербом, созданные на Императорском фарфоровом заводе. Сначала появился Сервиз с российским гербом старого образца 1838 который получил такое свое название впослед ствии, в противовес однотипному по оформле нию, но введенному позже Сервизу с российским гербом нового образца Коронационному сер визу Александра III 1883 с расширенным к ко ронации Николая II составом 1896 Изделия бо лее позднего сервиза украшены пореформенным гербом Российской империи. Отметим, что с по следней четверти XIX века предметы из Сервиза с российским гербом старого образца бытова ли в дворцовом обиходе наравне с изделиями из Сервиза с российским гербом нового образца в связи с чем весь комплекс с черным гербом получил еще и объединяющее название Зимнедворский сервиз В конце XIX начале XX века доделки к Зим недворскому сервизу исполнялись как на самом Императорском фарфоровом заводе, так и на частных производствах Гарднера, братьев Корни ловых, Кузнецовых. Имеющиеся в Эрмитаже об разцы рассматриваемого комплекса пополнились 15 предметами, купленными музеем у частного лица в 2022 году. Это глубокие и мелкие тарелки, салатник, соусник, которые, судя по маркам, были созданы на Императорском фарфоровом заводе в 1895 и 19 12 годах, а также на подмосковном заво де частного объединения Товарищество М. С. Куз нецова в 1890 е 19 17 году инв. ЭРФ 9839 ЭРФ 9853 ил. 6, 7 Кузнецовское предприятие имело звание Поставщика Императорского двора, что позволяло Товариществу ставить на постав ляемых ко двору изделиях собственные марки с изображением российского государственного герба. На рижской фабрике Товарищества М. С. Кузнецова был создан стакан в честь 100 лет него юбилея Пажеского Его Императорского Ве личества корпуса, приобретенный в 2007 году от частного лица и ранее принадлежавший офицеру Ил. 6. Предметы из объединенного Коронационного Зимнедворского сервиза а тарелка глубокая инв. ЭРФ 9847 б тарелка мелкая инв. ЭРФ 9839 в салатник инв. ЭРФ 9845 г соусник инв. ЭРФ 9846 д фрагмент тарелки мелкой инв. ЭРФ 9839 с гербом. Фарфор печать, роспись надглазурная полихромная, позолота. Государственный Эрмитаж а б в г д 28 29 императорской армии князю Ивану Дмитриеви чу Ратиеву 1902 инв. ЭРФ 9535 Указанный фарфоровый предмет пополнил особый раздел эрмитажной коллекции русских сувенирных стоп стаканов с геральдическими изображениями. Расширяющийся кверху конической формы ста кан с одной стороны украшен белым мальтийским крестом в малиновом восьмиугольнике с другой изображением герба России двуглавым орлом со скипетром и державой под императорской коро ной и лентой с надписью Пажескiй. Его. И. В. Кор пусъ. Пажеский Его Императорского Величества корпус привилегированное военное учебное заведение, куда принимали сыновей высших офицеров, готовило кадры для русской гвардии. Учащиеся старшего класса назначались пажами к членам императорской фамилии для службы во время придворных церемоний. Павел I передал руководство Пажеским корпусом рыцарям Маль тийского ордена, для которого в здании бывшего Воронцовского дворца была построена Мальтий ская католическая капелла. В декабре 1902 года для Пажеского Его Императорского Величества корпуса был устроен юбилейный обед. В честь 100 летия специально составили текстовое меню и программу музыки, а также выпустили сувенир ные стопы 17. Популярные на рубеже XIX XX веков суве нирные фарфоровые или фаянсовые стопы явля лись памятным подарком и раздавались участ никам во время празднования знаменательных дат, а впоследствии служили напоминанием о событии и могли использоваться на рабочем столе в качестве стакана для карандашей. Такие незатейливые по художественному оформлению предметы изготавливали и на фарфоровом заво де братьев Корниловых в Петербурге, где также производили заказную посуду с эмблемами, в том числе тарелки с изображением по борту парадной шапки Лейб Гвардии Павловского гренадерского полка с изображением двуглавого орла, две из ко торых были приобретены Эрмитажем в 2006 году инв. ЭРФ 953 1ЭРФ 9532 В марке фарфора корниловского производства как Поставщика Двора также использовано изображение госу дарственного герба, наложенного на бирюзовый щиток с надписью на лентах вокруг Въ С. ПЕТЕР БУРГЪ БРАТЬЕВЪ КОРНИЛОВЫХЪ 18. Галерея Попов и К в Париже. В свое вре мя на качественную коллекцию французской гале реи обратил внимание директор и хранитель Эр митажа Сергей Николаевич Тройницкий. Ученый неоднократно посещал галерею Попов и Ко в Па риже во время рабочих командировок в 1923 1925 и 1928 годах. Пройдет время, и в 20 10 году редкие образцы художественного фарфора и акварелей будут отобраны специалистами Государственно го Эрмитажа и привезены в музей Петербурга. Новые поступления впервые были представлены в 20 10 году на выставке Акварельные портреты и художественный фарфор в Аванзале Зимнего дворца 19 ил. 8, 9 В число приобретенных предметов из га лереи Попов и К вошли произведения петер бургского Императорского фарфорового завода, подмосковного завода Ф. Я. Гарднера, Мейсенской Ил. 7. Марки на доделках к Коронационному Зимнедворскому сервизу а Императорского фарфорового завода б Товарищества М. С. Кузнецова Государственный Эрмитаж Ил. 8. Г. В. Вилинбахов, заместитель директора Государственного Эрмитажа, на открытии выставки Акварельные портреты и художественный фарфор. Новые поступления 2 1апреля 20 10 г. Государственный Эрмитаж фарфоровой мануфактуры Саксония Королев ской фарфоровой мануфактуры в Берлине Прус сия 20. Большинство изделий украшено россий скими двуглавыми орлами, военными сценами, родовыми гербами, монограммами среди прочих имеются также барельефные и живописные пор треты членов императорской семьи. К русскому фарфору второй половины XVIII века, составляющему значительную часть приобретений, относятся две ценные пакето вые пакетошные табакерки в виде почтовых конвертов с адресами владельцев. На крышках предметов зафиксированы факсимиле заказчи ков, а на обратной стороне находятся имитации терракотовой печати под сургуч расположен ной в центре сложенных уголков конверта. Одна из пакетовых табакерок с родовым гербом печа тью с изображением на щите трех охотничьих труб адресована на имя Александры Алексеевны Вол ковой2 1инв. ЭРФ 9627 Другой фарфоровый пакет имеет адрес на имя Саввы Ивановича Креницына22, также отмечен родовой сургуч ной печатью инв. ЭРФ 9628 Обе табакерки являются ранними произведениями елизаветин ского, или виноградовского, периода, названного так в честь императрицы Елизаветы Петровны, основательницы фарфорового завода в Петербур ге, и изобретателя чистого порцелина бергмей стера Дмитрия Ивановича Виноградова. В этот период на русском фарфоре использовалась марка в виде российского двуглавого орла, чаще всего исполненная оттиском в массе, как на указанных табакерках, или черной надглазурной краской23. Виноградовская марка в виде золотого двуглавого орла в обрамлении лаврового венка встречается редко, подтверждая исключительную ценность изделий. Именно так промаркирована чашка с крышкой и блюдцем, украшенная вензе лем РР инв. ЭРФ 9676 а в ил. 10 Она пред назначалась для великого князя Павла Петровича и была изготовлена в связи с крестинами великого князя 25 сентября 1754 года в придворной церкви Летнего дворца. Подарочные чашки под царским вензелем было принято подносить на праздники членам Дома Романовых, а также в знак особой признательности приближенным и иностран ным гостям. Так, еще на одной чашке, поступив шей в музей из парижской коллекции, имеется двойной, зеркально расположенный вензель императрицы Екатерины II инв. ЭРФ 9677 Кстати, в екатерининское правление русский им ператорский фарфор было принято маркировать Ил. 9. Открытие выставки Акварельные портреты и художественный фарфор. Новые поступления Слева направо Г. В. Вилинбахов, И. Р. Багдасарова, Г. В. Принцева, А. В. Соловьев, В. М. Файбисович. 2 1апреля 20 10 г. Государственный Эрмитаж а б 30 3 1инв. ЭРФ 9657 также поступившее в коллек цию Эрмитажа из парижской коллекции ил. Аналогично другим предметам этого комплекса, оно украшено в центре зеркала двуглавым орлом, держащим в лапах лавровый венок и флаг с двумя перекрещенными якорями символами могуще ства и процветания русского флота. Изготовление Яхтинского сервиза, по легенде, было приурочено к путешествию императрицы Екатерины II в Крым весной 1787 года. Этот первый русский яхтинский сервиз положил начало будущим проектам, соз данным на Императорском фарфоровом заводе для столового убранства императорских яхт XIX начала XX века. Помимо государственных и родовых гербов, императорских и дворянских вензелей с начала деятельности петербургского производства фар фора изделия украшались военными сценами. В елизаветинский период такая роспись чаще всего носила условный характер, что можно уви деть на рюмочной передаче инв. ЭРФ 9639 или чашке с блюдцем с кавалерийской схваткой инв. ЭРФ 9672 а, б ил. 12 На дне блюдца ука занной чайной пары имеется крайне редкая марка русского императорского фарфора перекрещен ные якоря, исполненные синим подглазурным ко бальтом26. В екатерининское правление военные сце ны становятся более конкретизированными. Например, на блюдце, также происходящем из парижской галереи, представлен ключевой мо мент штурма крепости Очаков 6 17 декабря 1788 года одной из важнейших побед русской армии в ходе Русско турецкой войны 1787 179 1го дов27. В основе изображения гравюра А. Бартша 1792 года инв. ЭРГ 16754 с картины Ф. Каза новы. Роспись на фарфоре не повторяет компози цию буквально. Стены, башни, рельеф местности и некоторые фигуры штурмующих скопированы точно, однако количество персонажей уменьше но из за необходимости компоновки сюжета на небольшом круглом зеркале блюдца. При этом если на первом плане гравюры показаны ране ные и убитые турки, то на фарфоре в этой части композиции изображены сражающиеся русские солдаты, отчего сцена обрела более патриотичный характер. На фарфоровых производствах всегда ответственно подходили к изготовлению пор третов императорской семьи. Среди пластики подмосковного завода Ф. Я. Гарднера заметно выделяется миниатюрный бюст императрицы Екатерины II, созданный по модели Ж. Ф. К. Гат тенбергера с оригинала Л. С. Буазо 1779 года инв. ЭРФ 9708 ил. 13 Императрица изобра жена с диадемой на голове, в горностаевой мантии с орденской лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного. Вариант росписи И. Кестнера на коническом постаменте известен в единствен Ил. 10. Чашка с крышкой и блюдцем с вензелем великого князя Павла Петровича. Россия, Санкт Петербург. Невская порцелиновая мануфактура. 1754. Фарфор роспись надглазурная полихромная, позолота. Государственный Эрмитаж. Общий вид и фрагмент с маркой Невской порцелиновой мануфактуры кобальтовой подглазурной маркой Е II 24. Такой синей маркой отмечен и цилиндрический квас ник, предназначенный как для кваса, так и для простой или ягодной воды инв. ЭРФ 9644аб При этом имеющаяся на тулове этого сосуда зо лоченая монограмма LV под короной пока остается неразгаданной25. Практику украшения императорского фарфора российским государственным гербом демонстрирует блюдо из Яхтинского сервиза Ил. Блюдо из Яхтинского сервиза. Россия, Санкт Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1785 1787. Фарфор роспись надглазурная полихромная, позолота. Государственный Эрмитаж 32 33 ном варианте в центре медальон с золоченым вензелем Е II на розовом фоне, подвешенный на гирляндах из роз с развевающимися голубыми лентами. Этот редкий экземпляр встает в один ряд с аналогичным бюстом Екатерины II из собрания Эрмитажа инв. ЭРФ 7 179 на постаменте ко торого медальон с вензелем Е II держит в лапах двуглавый орел с распростертыми крыльями под двумя коронами и терновым венцом в клювах28. В екатерининское время одним из основных направлений в деятельности Императорского фар форового завода было изготовление декоративной пластики, развитию которой во многом способ ствовала работа французского мастера Ж. Д. Ра шетта, возглавлявшего скульптурное отделение производства с 1779 по 1804 год. Виртуозную тех нику Рашетта портретиста демонстрируют при обретенные в галерее Попов и К бисквитные медальоны, среди которых выделяется портрет Ил. 12. Чашка с блюдцем с с кавалерийской схваткой. Россия, Санкт Петербург. Невская порцелиновая мануфактура. Конец 1750 х начало 1760 х. Фарфор роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Государственный Эрмитаж. Общий вид и фрагмент с маркой Невской порцелиновой мануфактуры Павла I инв. ЭРФ 9704 29 ил. 14 Император изображен в мундире Лейб Гвардии Преображен ского полка со знаком ордена Св. Анны III степени в бриллиантах на шейной ленте, лентой и звез дой ордена Св. Андрея Первозванного и звездой ордена Св. Александра Невского, на шейной лен те Мальтийский крест и нашивная звезда орде на на груди. Павел I поддерживал фарфоровую мануфактуру личными заказами, число которых увеличилось в связи с введением нового обычая, когда петербургский завод стал выпускать про дукцию специально для представлений в Зимнем дворце на праздники Нового года, Святой Пасхи, Рождества Христова. Торжественные презентации устраивались также в дни тезоименитств, рожде ний, свадеб членов императорской фамилии и во время других событий дворцовой жизни. Мемориальный фарфор с портретами чле нов императорской семьи изготавливали на петербургском производстве и в последующие времена, отдавая дань художественным тради циям старинного фарфора XVIII века. В неоклас сических декорациях созданы две чайные пары с профилем императора Николая II инв. ЭРФ 9683 а, б и вензелем его супруги императрицы Александры Федоровны инв. ЭРФ 9684 а в Первое изделие приурочено к 16 мая 1908 года, Ил. 13. Бюст Екатерины II с вензелем императрицы на постаменте. Россия, Московская губерния, Дмитровский уезд, село Вербилки. Фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера. 1780 1790 е. Фарфор роспись надглазурная полихромная, позолота. Государственный Эрмитаж Ил. 14. Медальон с портретом императора Павла I. Россия, Санкт Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1798 180 1 Бисквит рама бронза, чеканка, золочение покрытие стекло. Государственный Эрмитаж 34 35 когда отмечался 40 летний юбилей императора второе исполнялось ко дню рождения импера трицы 25 мая 1908 года. Повышенное внимание к созданию этих предметов и особую значимость произведений подчеркивают золоченые марки в виде вензеля императора Николая II Н II под короной с датами 1907 и 1908 заключенные в лавровые венки. Фарфоровые произведения XVIII века, при обретенные в Париже, передают неразрывную связь русской и европейской культуры. В частно сти, из галереи Попов и К в Эрмитаж поступи ло 28 предметов из так называемого Берлинского сервиза инв. ЭРФ 9709 а, б ЭРФ 9736 а, б ил. 15 Этот ансамбль в 1778 году прусский король Фридрих II преподнес в дар великому князю Павлу Петровичу. Предметы украшены черными двугла выми орлами под короной с гербом герцогства Голштейн Готторп наследного владения Павла по отцовской линии. Изделия немецкого произ водства террины с крышками, блюда овальные, квадратные тарелки глубокие, мелкие, десерт ные блюдце, сухарница, вазочка отмечены синей подглазурной маркой в виде скипетра. На следник российского престола высоко ценил свой знаковый Берлинский сервиз как факт династиче ской истории. Будучи императором, он заказывал на петербургском предприятии дополнительные предметы, которые отмечались маркой в виде зо лоченого вензеля Павла I П под императорской короной. Практику последующих доделок иллю стрирует чашка из этого же комплекса, созданная на Императорском фарфоровом заводе в период правления Александра II, с зеленой маркой А II под императорской короной инв. ЭРФ 97 10 а Среди немецкого фарфора, влившегося в эр митажное собрание из парижской галереи По пов и К выделяются три чашки Мейсенской фарфоровой мануфактуры последней четверти XVIII века. Это чашка с портретом графа А. Г. Орло ва, исполненным по гравюре Д. Бергера к медали И. Б. Гасса инв. ЭРФ 974 1чашка с крышкой с портретом императрицы Екатерины II с роспи сью по гравюре 1777 года с оригинала Ф. С. Рокото ва инв. ЭРФ 9743 а, б чашка с изображением герба Российской империи, который копирует изображение из немецкого гербовника И. В. Трие ра E eiturng zu der Wappen Kunst Знакомство с гербовым искусством Лейпциг, 1729 30 инв. ЭРФ 9742 ил. 16 Данные произведения, как и упомянутый выше Берлинский сервиз, пополни ли коллекцию памятников россики в фарфоре Ил. 15. Предметы из Берлинского сервиза великого князя Павла Петровича. Германия Пруссия Берлин. Королевская фарфоровая мануфактура. 1778. Фарфор роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Государственный Эрмитаж Ил. 16. Чашка с изображением герба Российской империи. Германия Саксония Мейсенская фарфоровая мануфактура. Конец 1780 х 1790 е. Фарфор крытье подглазурное кобальтом, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Государственный Эрмитаж в собрании Отдела истории русской культуры Го сударственного Эрмитажа. Сервиз Томаса Димсдейла. Накануне 250 летия Государственного Эрмитажа, широко отмечавшегося в 20 14 году, музей сам сделал себе подарок в виде покупки чайно кофейного сервиза с аллегорическими изображениями и монограм мой TD Thomas Dimsdale на владельческих предметах, сохранившегося в оригинальном коф ре инв. ЭРФ 9769 ЭРФ 98 10 ил. 17, 18 Сер виз атрибутируется как произведение, созданное на Императорском фарфоровом заводе в Петер бурге около 1768 года. Новое приобретение было торжественно представлено на выставке 3 1дека бря 20 13 года в Георгиевском зале Зимнего двор ца, а в 20 14 году сервиз стал одним из главных экспонатов выставки Новые поступления. 1997 20 14 в Реставрационно хранительском центре Старая Деревня 3 1 Этот памятник русской культуры изве стен в единственном экземпляре как личное подношение императрицы Екатерины II знаме нитому английскому врачу Томасу Димсдейлу Димсдель, Димсдаль, Димздейль 17 12 1800 Ил. 17. Сервиз Томаса Димсдейла. Россия, Санкт Петербург. Императорский фарфоровый завод. Около 1768. Фарфор роспись надглазурная монохромная гризайль и полихромная, позолота, цировка. Государственный Эрмитаж 36 37 в знак высочайшей благодарности за оказание услуг по проведению в России успешных прививок от натуральной оспы32. Искусный английский врач собственноручно сделал прививки или, как в то время называли, операции от оспы императрице Екатерине II и 14 летнему наследнику трона вели кому князю Павлу Петровичу, а также кругу лиц, близких к престолу. Благодаря этой мере импера торская семья избежала заражения смертельной в то время болезнью, навсегда освободившись от всякой боязни этого страшного недуга 33. Екатерина II щедро вознаградила Т. Димсдей ла34. В 1769 году врачу были пожалованы титул барона и герб ил. 19 описание которого в Об щем гербовнике дворянских родов Всероссий ской империи имеет следующий комментарий Доктор Медицины, Английский дворянин Томас Димсталь, во внимание к важным заслугам его по распространению в России способа прививания оспы, грамотою от 13 Февраля 1769 года, Всеми лостивейшее пожалован в Лейб Медики, с чином Действительного Статского Советника, пожизнен ною пенсиею по 500 фунтов стерлингов и вместе с сыном Нафанаилом и потомками его, старшими в роде, в Баронское Российской Империи досто инство 35. В это время в Гербовнике появляется еще одна страница. После благополучного исхода Екатерина II пожаловала мальчику простолюдину Александру Маркову, у которого был взят мате риал для ее оспопрививания, вторую фамилию Оспенный, а также дворянство и дворянский герб с изображением в золотом поле обнаженной руки, на которой выше локтя обозначена зрелая оспина Особое место в фарфоровом комплексе36 занимают владельческие предметы с монограм мой Томаса Димсдейла. Благодаря их наличию ансамбль приобрел статус личного, именного сервиза. Обращает внимание, что в написании монограммы TD на владельческом приборе отсутствует баронская корона достоинства Значит, фарфор был расписан ранее факта пожа лования Т. Димсдейлу титула барона в 1769 году. В связи с этим сервиз датируется 1760 ми годами, с уточнением не позднее 1768 года. Указанная датировка сервиза Т. Димсдейла подтверждает ся и наличием на фарфоре принятых в то время производственных марок. Это изображение герба России двуглавого орла под венчающей короной, со скипетром и державой в лапах, в силуэтном на писании, характерном для середины XVIII века. В настоящее время высказано и опубликова но предположение, что Государственный Эрмитаж, Ил. 19. Герб рода баронов Димсдейл. Общiй Гербовникъ дворянскихъ родовъ Всероссiйскiя Имперiи, начатый въ 1797 году. СПб., 1799. Ч. 863. 23. Государственный Эрмитаж купив данный фарфоровый комплекс, хранивший ся в семье потомков Томаса Димсдейла, приобрел сервиз, который ранее принадлежал самой Ека терине Великой. Императрица, избавленная от смертельной угрозы, дарила Т. Димсдейлу самые ценные вещи, к которым в середине XVIII века относился фарфор как белое золото царей Не исключено, что волей Екатерины из готового уже фарфорового набора был извлечен чайный прибор с монограммой государыни, ныне храня щийся в частной коллекции37, и в срочном порядке создан новый с монограммой врача спасителя. В противном случае изготовить в столь сжатые сроки целый фарфоровый комплекс в количестве 89 предметов с изысканными формами, роспися ми и позолотой представляется весьма затрудни тельным. Таким образом оправдывается и адресо ванность сервиза на 19 персон обычно число было четным Сервиз был рассчитан на 18 персон плюс один личный прибор Екатерины Великой. Ил. 18. Сервиз Томаса Димсдейла в оригинальном кофре. Государственный Эрмитаж 38 39 Ил. 20. Выставка презентация Предметы сервизов Российских императоров XVIII начала XX века. Дар Михаила Юрьевича Карисалова 14 января 2023 г. Государственный Эрмитаж Ил. 2 1Тарелка из Андреевского сервиза. Германия Саксония Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1744 1745 основной елизаветинский состав. Фарфор роспись надглазурная полихромная, позолота. Государственный Эрмитаж Ил. 22. Тарелка с монограммой ВККН из Сервиза великого князя Константина Николаевича Константиновского сервиза Россия, Санкт Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1848. Фарфор роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Государственный Эрмитаж Приобретение данного произведения под няло музейную коллекцию русского импера торского фарфора второй половины XVIII века на качественно иной художественный уровень, значительно обогатив собрание Государствен ного Эрмитажа. Мемориальное значение уни кального комплекса подчеркивается не только высоким именем официального заказчика этого репрезентативного ансамбля, в качестве которо го выступала сама императрица Екатерина II, но и именем владельца комплекса, которым являлся знаменитый в XVIII столетии английский врач То мас Димсдейл. Дар мецената М. Ю. Карисалова. Уникаль ные произведения прикладного искусства пре поднес в дар Государственному Эрмитажу Миха ил Юрьевич Карисалов в 2022 2024 годах это предметы из сервизов российских императоров последней четверти XVIII начала XX века, соз данные на Императорском фарфоровом заводе в Санкт Петербурге, Мейсенской и Берлинской фарфоровых мануфактурах в периоды правлений от Елизаветы Петровны до Николая II. Посудные формы русского и европейского фарфора ранее украшали высочайшие столы, хранились в Сер визной кладовой Зимнего дворца и других импе раторских и великокняжеских резиденциях, в том числе во дворцах Петергофа, Царского Села, Гат чины. Многопредметный дар М. Ю. Карисалова содержит определенное количество фарфоровых изделий с орденскими наградами, редкие образ цы из сервизов для императорских яхт, а также примеры парадных сервизов с монограммами великих князей и изображениями российского двуглавого орла38. Часть из них входила в состав эрмитажной выставки в числе первого дара меце ната, полученного музеем в конце 2022 года вы ставка презентация была открыта в Гербовом зале Зимнего дворца 14 января 2023 года39 ил. 20 Наиболее ранний экспонат тарелка из мей сенского Андреевского сервиза ил. 2 1поднесен ного Елизавете Петровне в 1745 году саксонским курфюрстом Фридрихом Августом II он же король Польский Август III по случаю бракосочетания Карла Петера Ульриха Гольштейн Готторпского будущего российского императора Петра III и немецкой принцессы Софии Августы Фреде рики Ангальт Цербстской будущей российской императрицы Екатерины II Ансамбль получил название в связи с тем, что предметы из его обе денной части украшены изображениями креста ордена Св. Андрея Первозванного. С этой тарелкой из основного состава, созданного на Мейсенской 40 4 1 фарфоровой мануфактуре в 1744 1745 годах, ме ценатом было подарено еще 10 тарелок, которые являются дополнениями к указанному европей скому Андреевскому сервизу, это изделия Бер линской фарфоровой мануфактуры середины XIX века и петербургского Императорского фар форового завода 1855 188 1годов. К дополнениям двух гарднеровских Орден ских сервизов периода правления императрицы Екатерины II относятся пять тарелок, создан ных на Императорском фарфорововом заводе в Петербурге уже в XIX веке. Две из них време ни императора Александра II входили в состав Александровского сервиза или Сервиза ордена Св. Благоверного князя Александра Невского три тарелки периода императора Николая II до полняли Георгиевский сервиз или Сервиз ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия Фар форовые доделки к русским Орденским сервизам свидетельствуют о постоянной востребованности посудных комплектов при российском дворе. В дар М. Ю. Карисалова вошли также предме ты из яхтинских сервизов петербургского произ водства фарфора. К XVIII веку относится тарелка из екатерининского Яхтинского сервиза 1785 1787 годов. Следующее, XIX столетие представ ляют две тарелки, чашка с блюдцем и раковина из парадного сервиза императорской яхты Дер жава Построенная на Новом Адмиралтействе в Санкт Петербурге, она была спущена на воду в 1874 году и предназначалась для использования в Балтийском море. Интерьеры яхты для импера тора Александра II и императрицы Марии Алек сандровны разработал придворный архитектор, профессор Императорской академии художеств И. А. Монигетти. Также по его проекту в 187 878 годах был создан парадный яхтенный сервиз в русском стиле, рассчитанный на 30 персон. Ор наментальный декор включает государственную и морскую символику вензель императора Алек сандра II, императорскую державу, изображение российского двуглавого орла, морские канаты, цепи и якоря. В русском или русско византийском стиле создан также Константиновский сервиз ил. 22 Изготовление этого комплекса по проекту худож ника и археолога Ф. Г. Солнцева на Император ском фарфоровом заводе относится к 1848 году. Ансамбль был разработан к бракосочетанию ве ликого князя Константина Николаевича с прин цессой Александрой Саксен Альтенбургской, в православии Александрой Иосифовной. В ос нову художественного оформления предметов легли солнцевские рисунки старинных памятни ков древнерусского искусства из собрания национальной сокровищницы Оружейной палаты Московского Кремля и других хранилищ. Сервиз предназначался для приемов в Мраморном двор це резиденции великого князя в Санкт Петер бурге. Благодаря дарам М. Ю. Карисалова эрмитаж ная коллекция предметов с великокняжескими, а затем с императорскими вензелями пополнилась еще тремя знаковыми сервизами, созданными на Императорском фарфоровом заводе в XIX веке. Так, Банкетный голубой с золочеными рокайля ми сервиз великого князя Александра Николае вича 184 1года был приурочен к бракосочетанию будущего императора Александра II и принцессы Максимилианы Августы Софии, в православии Ма рии Александровны. Основной состав Банкетного сервиза великого князя Александра Александро вича был изготовлен в 1866 году для Аничкова дворца к свадьбе наследника и датской принцессы Дагмары будущей императрицы Марии Федоров ны 40. В этой линейке отметим также сервиз из Фермерского дворца в парке Александрия в Пе тергофе с предметами, дополняющими основной состав 1840 184 1годов. Кстати, с конкретным владением в петергофском парке Александрия связана своего рода гласная эмблема герб, со чиненный поэтом В. А. Жуковским, нанесенный на предметы Собственного сервиза дворца Кот тедж Рисунок герба представляет собой изобра жение золотого меча, пропущенного через венок белых роз на синем рыцарском щитке с девизом За Веру, Царя и Отечество Значительное количество экспонатов из дара М. Ю. Карисалова пополнило музейные комплексы с изображениями российских двуглавых орлов. На 2 1предмет стало больше Ординарного сервиза с гербом и золотым рантом Сервиз с большими орлами Гатчинского дворца. Еще более 25 из делий присоединились к Сервизу с гербом, голубой полосой и золотым узким рантом Цар скосельского дворца. Особняком стоят тарелки с черным двуглавым орлом с распростертыми крыльями и зелено бирюзовым кантом с марка ми периода правления Александра II зелеными вензелями А II под императорской короной. К пополнениям Зимнедворского сервиза от носится блюдо из Сервиза с российским гербом старого образца 1838 года, а также 50 изделий из Сервиза с российским гербом нового образца Коронационного сервиза Александра III 1883 года и его расширенного к коронации Николая II соста ва 1896 года Последний приумножился такими разнообразными формами, как молочники, чашки с блюдцами, подставки под яйцо, соусник, доска, тарелки, исполненными на Императорском фар форовом заводе и на производстве Товарищества М. С. Кузнецова Фарфоровый дар М. Ю. Карисалова расши рил основные знания о составах сервизов, в боль шинстве с геральдическими изображениями, и дополнениях к ним позволил уточнить практи ку маркировок исторического фарфора импера торскими вензелями и гербами, выявить нюансы художественного декора разных эпох и предна значения посудных форм для парадных и повседневных трапез в Зимнем дворце и пригородных резиденциях. Итак, в данной статье представлены и опу бликованы предметы с геральдическими симво лами Российской империи, поступившие в фонд ОИРК благодаря музейным закупкам и дарам меценатов в первые два десятилетия XXI века. Материалы актуальны для текущего обобщения и дальнейшего исследования традиций и эволю ции усвоения российской геральдики на фарфоре от государственного герба до индивидуальной эмблемы и вензеля в XVIII начале XX века. Со бранные воедино экспонаты позволяют также продемонстрировать плодотворную деятельность Государственного Эрмитажа в пополнении кол лекций прикладного искусства фарфором с ге ральдическими художествами 1Геральдика на русском фарфоре кат. выст. из цикла Поднесение к Рождеству СПб., 2008. 2 Вилинбахов Г. В. Фарфор Геральдика С. Н. Тройниц кий Геральдика на русском фарфоре С. 9. 3 Впервые опубл. Геральдика на русском фарфоре С. 92 95, кат. 20, 2 1 4 Императорский фарфоровый завод был основан в Санкт Петербурге в 1744 г. при императрице Ели завете Петровне до 1765 г. производство называлось Невской порцелиновой мануфактурой. 5 Подробнее об атрибуции парных ваз кратеров с изобра жениями штандартных рядов Лейб Гвардии Конного полка инв. ЭРФ 9536 и чинов Лейб Гвардии Гусар ского полка инв. ЭРФ 9537 см. Багдасарова И. Р. Вазы с росписью батальными фигурами Наше на следие Иллюстрированный историко культурный жур нал. 20 10. 95. С. 12 15. 6 Популярные изображения могли повторяться на других изделиях Императорского фарфорового завода, в част ности роспись с чинами Лейб Гвардии Гусарского полка имеется на бокале с блюдцем из собрания Государствен ного Эрмитажа 1830 е инв. ЭРФ 8844 а, б опубл. Kudrjawzewa T. Das weisse Gold der Zaren. Porze n der Kaiserliсhen Porze nmanufaktur Sankt Petersburg aus den Best ndender Staa сhen Ermitage, Sankt Petersburg. Darmstadt, 2000. P. 134, N 70. 7 Здесь же в графе Число книгъ указано количество этих литографических изданий 4 1что лишний раз под тверждает особое внимание производства к постоянно му пополнению и корректуре важных для Российского государства материалов. 8 Император Николай I официально свел все имеющие ся варианты двуглавых орлов к двум основным типам рисунков государственного герба, известного в первой половине XIX в. Вилинбахов Г. В. История Российского герба и флага. СПб., 2004. С. 47 49 Рисунок первого типа российского государственного герба представ лял двуглавого орла с расправленными по сторонам крыльями под одной короной с образом св. Георгия Победоносца в щитке на груди без ордена Св. Андрея Первозванного со скипетром и державой в лапах. Ри сунок второго типа российского государственного герба представлял двуглавого орла с поднятыми вверх кры льями под тремя коронами, с изображением св. Георгия на груди в щитке в обрамлении цепи ордена Св. Андрея Первозванного на крыльях титульные гербы по три на каждом на правом Казанский, Астраханский и Си бирский, на левом Польский, Таврический и Финлянд ский 9 Вазы названы военными по аналогии с принятым наименованием военных тарелок, которые произво дились не только на Императорском фарфоровом заво де в Петербурге, но и на ведущих частных российских предприятиях в XIX начале XX в. Так, две военных тарелки 1820 х гг., приобретенные Государственным Эрмитажем в 200 1г., приписываются фарфоровому заведению князя Н. Б. Юсупова в Архангельском одна тарелка с изображением русских гвардейских казаков у костра инв. ЭРФ 9468 другая с изображением чинов союзных армий у костра инв. ЭРФ 9469 опубл. Юсуповский фарфор. Изделия фарфорового заве дения князя Н. Б. Юсупова в Архангельском. К 190 летию предприятия кат. выст. М., 2009. С. 304, кат. 868, 869. 10 Парные вазы кратеры с изображениями штандартных рядов Лейб Гвардии Конного полка инв. ЭРФ 9536 и чинов Лейб Гвардии Гусарского полка инв. ЭРФ 9537 для перемещений на тематические временные выставки разбираются реставраторами на составные части, а после музейных гастролей вновь собираются 42 43 и устанавливаются на свои места. Так, ваза инв. ЭРФ 9536 показывалась на выставках Под фамильным гербом и императорским орлом в Юсуповском двор це Под фамильным гербом и императорским орлом кат. выст. из цикла Мир русского дворянства СПб., 20 13. С. 80, кат. 100 и Шедевры из Эрмитажа в Вы ставочном центре Эрмитаж Амстердам Treasury Masterpieсes from the Hermitage exh. сat. Amsterdam, 20 19. P. 103, 147, сat. 24 В 1870 1890 е гг. в маркировке изделий фарфорового завода Ф. Я. Гарднера использовался герб Российской империи в виде двуглавого орла. Гарднеровский пе риод работы подмосковного предприятия ограничи вается 189 1г., когда производство было перекуплено и преобразовано в Товарищество М. С. Кузнецова 12 Опубл. Геральдика на русском фарфоре С. 200, 20 1 кат. 94. 13 Русские Орденские сервизы с орденской эмблемати кой в виде изображений муаровых лент, звезд и знаков стали программными произведениями в последней четверти XVIII в. это Георгиевский 1777 1778 Ан дреевский 1778 1780 Александровский 1778 1780 и Владимирский 1783 1785 сервизы. Они были исполнены на фарфоровом заводе Ф. Я. Гарднера по проекту Г. И. Козлова подробнее см. Багдасарова И. Р. Орденские сервизы завода Гарднера Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII начала XX века кат. выст. из цикла Поднесение к Рождеству СПб., 20 16. С. 103 14 После революционных событий 19 17 г. часть предме тов из Сервизных кладовых Зимнего дворца осталась в образованных музейных фондах Государственного Эрмитажа часть была утрачена в связи с распродажами 1920 1930 х гг. через специальное агентство Анти квариат вместе с другими произведениями искусства, входившими в коллекции дворцов высшей аристокра тии императорской России также в советское время определенное количество эрмитажных экспонатов при официальных перераспределениях было передано в другие музеи СССР, что зафиксировано в соответству ющих инвентарных книгах. 15 В настоящее время с новым приобретением в собрании ОИРК Государственного Эрмитажа хранится четыре та релки из Андреевского сервиза производства фарфоро вого завода Ф. Я. Гарднера инв. ЭРФ 289 ЭРФ 29 1 ЭРФ 9768 одна из которых демонстрируется на посто янной музейной экспозиции Русская культура и искус ство второй половины ХVIII века в Зимнем дворце. 16 Первый и высший русский орден Св. Андрея Первозван ного был учрежден Петром I дата его учреждения коле блется между 1696 и 1699 гг. Орден не подразделялся на степени и был единственным в России имевшим орденскую цепь, которая надевалась по торжествен ным дням. Косой крест синей эмали с изображением распятого апостола Андрея, наложенный на двуглавого орла, являлся знаком ордена. Его носили на голубой ленте, надеваемой через правое плечо к левому бедру. Восьмилучевая звезда с девизом За веру и верность крепилась на груди с левой стороны. В качестве особого пожалования по статуту 1797 г. знаки дозволялось укра шать бриллиантами. 17 Фарфоровые стаканы с эмблемами Пажеского корпуса выпускались не только Товариществом М. С. Кузнецо ва но и другими частными фарфоровыми фабриками например, петербургским заводом братьев Корнило вых о чем свидетельствуют подобные сохранившиеся в музейных собраниях предметы Бубчикова М. Суве ниры полковых обедов. Из собрания Государственного Исторического музея Пинакотека. 1998. 5. С. 26 26 Аналогичной маркой отмечены чашка с блюдцем с цве точным вензелем VR созданные на Императорском фарфоровом заводе в конце 1750 х начале 1760 х гг. инв. ЭРФ 967 1а, б также поступившие в Государ ственный Эрмитаж из галереи Попов и К в Париже. 27 Блюдце с сюжетом росписи, атрибутированным как изо бражение штурма крепости Очаков в 1788 г., впервые опубл. Это сам Потемкин К 280 летию Светлейшего князя Г. А. Потемкина Таврического кат. выст. в 2 т. Т. 1СПб., 2020. С. 183, кат. 182. Ранее, до приобретения данного блюдца в собрание Государственного Эрмита жа, публиковалось как блюдце с изображением штурма крепости Измаил в 1790 г. 28 Опубл. Геральдика на русском фарфоре С. 64, 65, кат. 5. 29 Помимо бисквитного портрета императора Павла I из галереи Попов и К в Париже приобретены также ба рельефы с портретами видного государственного дея теля и дипломата графа И. Г. Чернышева конец 1780 х инв. ЭРФ 9706 действительных тайных советни ков С. И. Плещеева конец 1780 х инв. ЭРФ 9705 и А. В. Олсуфьева 1790 инв. ЭРФ 9707 Наличие на последнем названном бисквите авторского факси миле Raсhette f 1790 относит это произведение к малочисленным подписным работам Ж. Д. Рашетта. 30 Яровая Е. А. К вопросу о существовании орденского сер виза Святого Андрея Первозванного, принадлежавшего цесаревичу Павлу Петровичу. СПб., 20 15. С. 7. 3 1Новые поступления, 1997 20 14 кат. выст. 20 18. СПб., 20 14. С. 78 8 1 32 Подробнее см. Багдасарова И. Р. Новые поступления Эрмитажа фарфоровый сервиз Томаса Димсдейла. История и атрибуция памятника ТГЭ. 20 18. Т. 93 Материалы конференций Императорский фарфоровый завод. История. Имена. Коллекции Санкт Петербург, 20 ноября 20 14 г. и 20 ноября 20 15 г. С. 5 16. 33 В честь знаменательного события была выбита памят ная медаль с изображением императрицы Екатерины II и надписью СОБОЮ ПОДАЛА ПРИМЕРЪ. ОКТЯБРЯ 12 ДНЯ 1768 ГОДА. 34 Кроме даров императрицы Т. Димсдейл вывез из России превосходное собрание русских медалей, которое срав нительно недавно вернулось на родину Щукина Е. С. Коллекция русских медалей Томаса Димсдейла. Возвра щение в Россию. М., 20 10 Во время первого визита Т. Димсдейлу были дарованы монаршей милостью так же миниатюрные портреты императрицы и цесаревича Павла Петровича, с тем чтобы сохранять их в семействе врача в память об услугах, оказанных им Российской им перии. Сыну Димсдейла, Нафанаилу, помогавшему при оспопрививании, императрица пожаловала золотую табакерку с бриллиантами. В число роскошных памят ных подарков вошел и фарфоровый сервиз, созданный на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Русская реликвия хранилась в Лондоне, в фамильном собрании потомков Т. Димсдейла до их решения выста вить сервиз на продажу. 35 Гербъ рода бароновъ Димсталь Общiй Гербовникъ дворянскихъ родовъ Всероссiйскiя Имперiи, начатый въ 1797 году. СПб., 1799. Ч. 863. 23. 36 В основной состав фарфорового сервиза Томаса Димсдейла входят кофейник, чайник, молочник, чай ница, сахарница с крышками и полоскательная чаша. Сервиз был рассчитан на 19 персон, в соответствии с ко личеством гнезд для чашек в ложементе кофра. Каждый индивидуальный прибор включает чашку с крышкой, блюдце и ложечку одна чашка и три ложечки утраче ны 37 Багдасарова И. Р. Русский фарфор XVIII XIX веков из со брания Владимира Царенкова. М., 2020. С. 38 4 1кат. 5. 38 В настоящее время предметы фарфора из даров М. Ю. Карисалова находятся в процессе музейной ин вентаризации и присвоения экспонатам инвентарных номеров по шифру ЭРФ основного собрания Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. 39 Фарфоровый дар Государственному Эрмитажу от потом ственного коллекционера и мецената М. Ю. Карисалова на сегодня составляет 556 предметов экспонаты посту пали в музей в 2022 2024 гг. в три этапа первый дар 2022 136 предметов второй дар 2023 344 предме тов третий дар 2023 2024 76 предметов подробнее см. Багдасарова И. Р. Предметы сервизов российских императоров XVIII начала XX века. Дар Государствен ному Эрмитажу от Михаила Юрьевича Карисалова Сб. ст. в честь 80 летия М. Б. Пиотровского в печати 40 В 2000 г. Государственный Эрмитаж самостоятельно приобрел пять предметов из Банкетного сервиза вели кого князя Александра Александровича инв. ЭРФ 9553 ЭРФ 9457 а, б тарелку 1892 г. и четыре чашки с блюдцами 1889 1892 гг. с зелеными подглазурными марками периода правления императора Александра III А III дополнения к основному составу, исполненному на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 1866 г. 18 Подробнее об истории, ассортименте, художественных особенностях и маркировке корниловских изделий см. Багдасарова И. Р. Завод братьев Корниловых во второй трети XIX начале XX в. и его вклад в развитие петер бургской школы фарфора ТГЭ. 2008. Т. Культура и искусство России. С. 355 383. 19 Багдасарова И. Р., Соловьев А. В. Акварельные портреты и художественный фарфор. СПб., 20 10. 20 В связи с приобретениями Государственного Эрмитажа из галереи Попов и К в Париже собрание ОИРК по полнилось более чем 140 предметами фарфора обзор новых поступлений см. Багдасарова И. Русский фар фор гордость парижской галереи Наше наследие Иллюстрированный культурно исторический журнал. 20 98. С. 127 135. 2 1Петербургская ветвь рода Волковых проживала в пре стижной Адмиралтейской части столицы. Во время изготовления этой табакерки супруг А. А. Волковой Дмитрий Васильевич Волков работал в Московской коллегии иностранных дел с 1755 по 176 1г. он исполнял обязанности на посту секретаря министерской конфе ренции. 22 Савва Иванович Креницын 1742 18 16 представитель старинной дворянской фамилии Креницыных, коллеж ский асессор. 23 Подробнее о ранней маркировке русского император ского фарфора см. Багдасарова И. Р. Виноградовский фарфор в собрании Государственного Эрмитажа. Обзор коллекции и особенности производства ТГЭ. 20 16. Т. 82 Из истории русской культуры XII XX веков К 75 летию Отдела истории русской культуры 194 1 20 16 С. 16 42. 24 Маркировка русского императорского фарфора в виде российского двуглавого орла изменилась на вензель правящего монарха во второй половине 1760 х гг. и оставалась актуальной вплоть до революционных со бытий 19 17 г. в зависимости от того или иного периода императорские вензеля могли быть синие или зеленые, в особых случаях золотые. 25 Также среди произведений, поступивших в Государ ственный Эрмитаж из галереи Попов и К в Париже, еще предстоит расшифровать вензеля на изделиях Императорского фарфорового завода в Петербурге АВV на молочнике с крышкой из сервиза дежёне со штофным декором конец 1750 х начало 1760 х инв. ЭРФ 9636 а, б PN на кобальтовой чашке с крышкой с гирляндами из розовых роз конец 1790 х инв. ЭРФ 9638 а, б МD под короной на белом ко фейнике с цветочными гирляндами и лентами 1780 1790 е инв. ЭРФ 9643 AHL на чашке с крышкой и блюдцем 1780 е инв. ЭРФ 9670 а в на дне чашки и блюдца имеются редко встречающиеся марки Е II с растительным завитком в нижнем элементе бук вы, нанесенные золотом VR на чайной паре начало 1760 х инв. ЭРФ 967 1а, б на дне блюдца имеет ся редко встречающаяся марка синие подглазурные скрещенные мечи MN на чашке с крышкой конец 1750 х начало 1760 х инв. ЭРФ 9674 а, б MV на чашке с крышкой и блюдцем около 1790 инв. ЭРФ 9678 а в Dс на чашке с крышкой и блюдцем око ло 1790 инв. ЭРФ 9679 а в MсT на чашке с блюдцем 1796 180 1инв. ЭРФ 968 1а, б Кроме того, не расшифрованы пока вензеля на предметах про изводства фарфорового завода Ф. Я. Гарднера KID под княжеской короной на чашке с крышкой и блюдцем 1780 1790 е инв. ЭРФ 9680 а, б ЕМ на чашке с крышкой конец 1770 х инв. ЭРФ 9692 а, б LP под дворянской короной на двух бутылочных передачах середина 1780 х инв. ЭРФ 9695, ЭРФ 9696 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Багдасарова И.Р. Фарфор с геральдическими символами Российской империи. Новые поступления в собрание Государственного Эрмитажа (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |