| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Сим победиши (2024) › Андросов С.О. Иоганн Ксавери – возможный автор портрета И. И. Михельсона | ||||||
Андросов С.О.
Иоганн Ксавери – возможный автор портрета И. И. Михельсона// Сим победиши (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Сим победиши : сборник статей / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. С. 13-19 Аннотация: Атрибуция любого произведения искусства включает в себя не только определение его автора, но и целый комплекс связанных с ним вопросов, например: предыдущую его историю, сюжет, датировку. В идеале все эти моменты должны совпадать, для того чтобы создать исчерпывающую каталожную карточку на изучаемое произведение. В свое время М. Я. Либман на убедительных примерах обосновал важность использования вспомогательных исторических дисциплин для атрибуции памятника искусства. Действительно, нередко сюжет картины помогает в поисках художника или позволяет уточнить ее датировку. Об авторе публикации/статьи: Андросов С.О. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 39030 знаков (с пробелами)
Иоганн Ксавери возможный автор портрета И. И. Михельсона С. О. Андросов Атрибуция любого произведения искусства включает в себя не только определение его авто ра, но и целый комплекс связанных с ним вопро сов, например предыдущую его историю, сюжет, датировку. В идеале все эти моменты должны со впадать, для того чтобы создать исчерпывающую каталожную карточку на изучаемое произведе ние. В свое время М. Я. Либман на убедительных примерах обосновал важность использования вспомогательных исторических дисциплин для атрибуции памятника искусства 1Действитель но, нередко сюжет картины помогает в поисках художника или позволяет уточнить ее датиров ку. То же самое относится и к портрету, где опре деление имени изображенного дает некоторую подсказку и в поисках автора. Бывает и наоборот когда имя художника и время создания портрета позволяют понять, кто именно изображен. Ины ми словами, в портретном жанре автор и модель связаны особенно тесно, и атрибуция должна эту связь учитывать. В то же время нельзя забывать, что определение автора и сюжета также являет ся лишь вспомогательным моментом для более общей работы, например написания монографии о художнике, в которую изученное произведение должно органично войти. Современная история искусства, таким об разом, стремится стать наукой точной и основан ной на фактах. Это обстоятельство предъявляет к публикационным статьям более строгие крите рии и требует убедительных доказательств, что в принципе ведет к кризису того, что определяет ся термином знаточество Наверное, сейчас уже невозможно, как Бернард Бернсон в 1930 е годы, составлять и публиковать списки известных нам картин с кратчайшими комментариями по пово ду их авторства. Почти единственным убежищем для этого жанра остаются аукционные каталоги, составителям которых волей неволей приходится предлагать атрибуции и датировки для произведе ний, впервые появляющихся в поле зрения специ алистов. И напротив, авторы каталогов музейных коллекций обычно находятся в более выгодном положении, потому что опираются на сведения, собранные их предшественниками. Нам представляется, что историк искусства должен иметь право на гипотезу, которая может существовать, пока ее не удастся доказать или опровергнуть найденными позднее фактами. Ведь иногда сам ход исследования, которое кажется спорным или даже ведет к ошибочным выводам, позволяет сделать интересные наблюдения, рас ширяющие и уточняющие имеющуюся инфор мацию об объекте изучения, что, в свою очередь, приближает исследователя к истине. Эти предварительные рассуждения могут от носиться и к мраморному бюсту мужчины средних лет в военном мундире ил. 1который в 2023 году был приобретен Эрмитажем у антикварного сало на Ренессанс Портрет неизвестного офицера давно привлекал внимание не только высоким качеством исполнения, но и редким изображени ем большой звезды ордена Св. Георгия на груди. Возникали разные гипотезы о личности изобра женного и об авторе бюста. Такую ситуацию мож но считать вполне естественной, тем более что речь идет о портрете жанре, вообще говоря, са мом трудном для атрибуции, как в живописи, так и в скульптуре. Статья профессора К. Б. Назаренко, опубли кованная в 2020 году в альманахе Звезда Ренес санса и открывшая рубрику Ученые спорят как 14 15 Ил. 1Неизвестный скульптор приписывается И. Х. Ксавери Портрет И. И. Михельсона. Около 1775 1776. Мрамор. Государственный Эрмитаж кажется, убедительно ответила на вопрос о том, кто изображен на портретном бюсте известный военный деятель конца ХVIII века Иван Иванович Михельсон 1740 1807 Аргументацию, основан ную на изучении военной формы изображенного, вполне подтверждает его очевидное физиогноми ческое сходство с портретами Михельсона, хотя и относящимися к более позднему времени гравю ра Г. И. Скородумова ил. 2 живописный портрет работы неизвестного художника Доказательства К. Б. Назаренко в отношении мундира Михельсона, с точки зрения дилетанта, выглядят очень убеди тельными, и с ними хочется согласиться2. Знакомство с биографией Михельсона позво ляет считать его ярким представителем русской военной элиты второй половины ХVIII века. Начав службу в армии совсем юным, он успел принять участие в Семилетней войне, во время которой был дважды ранен. В чине секунд майора он сра жался с турками при Ларге и при Кабуле, участво вал в польской кампании. Став подполковником в 1772 году, в декабре 1773 года он был назначен в помощь А. И. Бибикову, направленному против войск Е. И. Пугачева. После неожиданной смерти Бибикова Михельсон разбил Пугачева в несколь ких сражениях и способствовал полному разгрому восставших. Заслуги его были высоко оценены, он был награжден орденом Св. Георгия, произведен в полковники и назначен командиром Орденского кирасирского полка. В 1780 году Михельсон стал генерал майором, а в 1786 м генерал поручи ком. Во время войны со Швецией в 1788 1790 го дах он командовал корпусом, а затем оборонял южные границы страны. В начале ХIХ века он во евал с Турцией и успешно командовал Днестров ской армией, заняв Хотин, Измаил и Бухарест. Ил. 2. Г. И. Скородумов. Портрет И. И. Михельсона. Конец 1780 х. Гравюра резцом, пунктир. Инв. ЭРГ 14606. Государственный Эрмитаж 16 17 Здесь Михельсон и скончался в начале августа 1807 года3. Изучив форму изображенного, К. Б. Назарен ко пришел к выводу, что она относится именно к Орденскому кирасирскому полку, а из офицеров полка, награжденных орденом Св. Георгия, наи более яркой фигурой являлся именно Михельсон. Командиром полка он пробыл совсем недолго, с февраля 1775 по июль 1776 года, что устанавли вает возможную датировку портретного бюста4. Однако теперь возникает вопрос об авторе скульптурного произведения, который и является предметом дальнейшего обсуждения. Опираясь на предложенную датировку бюста, его создателя следует искать среди скульпторов, работавших в России в 1775 1776 годах. Можно по пальцам одной руки перечислить тех ваятелей, которые могли бы тогда исполнить портретный бюст. Представляется маловероятным, что автор кто то из молодых русских скульпторов. Правда, к этому времени Ф. И. Шубин уже вернулся из пенсионерской поездки во Францию и Италию, однако рассматриваемый бюст не имеет ничего общего с его первыми опытами в портретном жан ре. Другой крупный мастер, Ф. Ф. Щедрин, еще находился в эти годы в Париже. Среди скульпторов, работавших в России в 1775 1776 годах, преобладали мастера, приехав шие из Франции. В Академии художеств препода вал Никола Жилле, над конным монументом Пе тру Великому продолжал трудиться Этьен Морис Фальконе, с которым сотрудничала его ученица Мари Анн Колло. Ее узкой специальностью была как раз портретная пластика, однако, располагая целым рядом бюстов, исполненных в Петербурге Коллотшей можно смело утверждать, что рас сматриваемый бюст далек от ее произведений. По нашему мнению, автора портрета Михельсона следует искать среди скульпторов из стран Северной Европы. Оказывается, что таких было крайне мало. Наиболее вероятным кандидатом на авторство бюста может считаться Иоганн Хуго Ксавери Johan Hugo Xavery о кото ром сохранилось крайне мало информации. Его имя до недавнего времени не встречалось даже в словарях художников, издававшихся в Герма нии и Франции. Первым историком искусства, обратившим внимание на скульптора Ксавери, стал Б. А. Шел ковников, занимавшийся историей фарфорового завода в Петербурге. В 196 1году он опубликовал фарфоровую статуэтку лежащего мальчика, под писанную Ксавери и датированную 1769 годом Государственный Эрмитаж 5. Это произведение он связал с двумя похожими фигурами большего размера в мраморе, также подписанными Ксаве ри и датированными 1765 и 1766 годами, причем на второй статуэтке обозначено место ее созда ния Санкт Петербург обе хранятся в Отделе за падноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа ил. 3, 4 Исследова тель указал еще на три произведения из фарфора, подписанных Ксавери группу, изображающую двух мальчиков, держащих гирлянду Государ ственный Эрмитаж небольшой портретный бюст неизвестного ГМЗ Царское Село и барельеф, датированный 1777 годом, с профильным портре том шведского короля Густава III местонахож дение неизвестно, ранее собрание Остермана в Санкт Петербурге Как показал Б. А. Шелков ников, мастер работал также в слоновой кости, о чем свидетельствует подписанный им и датиро ванный 1775 годом кубок с изображением фигур мальчиков, украшенный вензелем Екатерины II Государственный Эрмитаж Не найдя данных о мастере в словарях ху дожников, Б. А. Шелковников указал на возмож ное родство петербургского Ксавери с семьей скульпторов, работавших во Фландрии в ХVII ХVIII веках, одним из представителей которой был Ян Иоганн Батист Ксавери 1697 1742 автор групп, изображающих детей, и портретов неболь шого размера. Хотя неизвестна дата рождения мa стера, работавшего в Петербурге, он вполне мог родиться около 1725 1730 годов и быть сыном Яна Батиста или его брата Якоба. На основании всего изложенного Б. А. Шел ковников высказал убедительное предположе ние, что Ксавери работал в Петербурге с 1765 или 1766 года по 1777 год, в том числе исполнял моде ли для Императорского фарфорового завода по крайней мере с 1769 по 1777 год6. Позднее Б. А. Шелковников посвятил Ксаве ри еще одну статью, в которой окончательно под твердил факт работы скульптора на Император ском фарфоровом заводе. Список произведений Ксавери ему удалось дополнить еще одним экзем пляром барельефного портрета короля Густава III замок Грипсхольм в Швеции Этот портрет под писан и датирован 1777 годом, более того, указано место его создания Санкт Петербург. По видимо му, оба медальона были выполнены в связи с ви зитом шведского короля в столицу России в этом году7. Выводы Б. А. Шелковникова убедительно подтверждаются заметками Якоба Штелина, впер вые опубликованными в 1979 году. Немецкий эру дит упоминает о французе или брабандце мсье Ксавье как авторе нескольких бюстов небольшо го размера, принятом на службу в канцелярию дворцового строительства вместе с не назван ным по имени голландцем, очевидно, в 1766 году. Далее он добавляет Ксавье был принят на им ператорскую фарфоровую фабрику скульптором и модельером на довольно хороший оклад. Там он вылепил много прекрасных работ, которые из готовлялись в фарфоре По сведениям Штелина, скульптор умер в Петербурге в 1777 году8. Нет со мнений, что здесь имелся в виду именно Ксавери, а информация Штелина, являвшегося современ ником мастера, вполне заслуживает доверия. Мы располагаем также рядом документов, относящихся к деятельности Ксавери по заказам Императорского двора и Канцелярии от строе ний, которые подтверждают его разнообразные дарования. Согласно документу из Кабинета Ека терины II, 2 1апреля 1766 года скульптору было Ил. 3. И. Х. Ксавери. Лежащий мальчик. 1765. Мрамор. Инв. Н. ск. 887. Государственный Эрмитаж Ил. 4. И. Х. Ксавери. Лежащий мальчик. 1766. Мрамор. Инв. Н. ск. 886. Государственный Эрмитаж выплачено 500 рублей за неназванную статую9. По нашему мнению, судя по стоимости, эта опла та скорее могла относиться к одной из двух мра морных фигур мальчиков, приобретенных для императорской коллекции и ныне хранящихся в Эрмитаже. В 177 1году они находились в Висячем саду Малого Эрмитажа, но И. Георги в 179 1году отметил, что спящий Купидон и спящее дитя Кса веровой лепной работы находились в одном из залов парадной анфилады Старого Эрмитажа 10. В 1836 году им изготавливали новые постаменты из тивдийского мрамора, а в 1859 году они пребы вали в садике Таврического дворца, откуда затем и поступили в Эрмитаж Изображения спящих мальчиков отражают традицию фламандской статуарной пластики, идущую от Франсуа Дюкенуа 1597 1643 кото рая продолжалась вплоть до ХVIII века. Оба про изведения из Эрмитажа вполне укладываются в русло этой традиции. Позы мальчиков кажутся удачными, исполнение их вполне профессио нальным, в то же время фигуры не производят впечатление шедевров, может быть, потому что 18 19 1Либман М. Я. Подсобные гуманитарные науки и их значение для атрибуционной работы Сообщения Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. 1980. Т. 6. С. 63 72. 2 Назаренко К. Б. Бюст Ивана Ивановича Михельсона работы неизвестного скульптора Звезда Ренессанса. 2020. 30 3 1С. 2 15 22 1 3 Корнилович О. Михельсон Иван Иванович Русский биографический словарь. Т. 12 Маак Мятлева. М., 1999. С. 2 10, 2 4 Назаренко К. Б. Указ. соч. 5 Шелковников Б. А. Скульптор Ксавери на Петербургском фарфоровом заводе Сообщения Государственного Рус ского музея. 196 1Вып. 7. С. 48 5 1 6 Там же. 7 Шелковников Б. Скульптор Ксавери предшественник Рашетта на Петербургском фарфоровом заводе СГЭ. 1967. Вып. 28. С. 33 35. 8 Малиновский К. В. Записки Якоба Штелина о скульптуре в России в ХVIII в. Русское искусство второй половины ХVIII первой половины ХIХ в. Материалы и исследо вания. М., 1979. С. 7, 8. См. также Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России в 2 т. Т. 1М., 1990. С. 179, 18 1 9 Мозговая Е. Ксавери Xavery Иоганн Хуго 1778 Голландцы и бельгийцы в России, ХVIII ХХ вв. СПб., 200 1С. 286 289. Собрав ряд документов о жизни и творчестве Ксавери, исследовательница, несомненно ошибочно, пытается приписать ему некоторые произ ведения, автором которых старые инвентари называют фламандца Этот фламандец перевод на русский язык итальянского прозвища скульптора Франсуа Дюке нуа 1597 1643 именовавшегося в Италии Иль Фьям минго. 10 Георги И. Г. Описание российско императорского сто личного города Санкт Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного, с планом. СПб., 1996. С. 342. Андросов С. О. Екатерина II, Эрмитаж и собрание скульптуры История Эрмитажа и его коллекций. Л., 1989. С. 34. 12 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 2 б. Л. 343 344. Ср. Андро сов С. О. Екатерина II С. 34. 13 Мозговая Е. Указ. соч. С. 286. 14 Там же. 15 Там же. С. 287. 16 Андросов С. О. Указы Екатерины II как источник для истории изобразительного искусства и коллекциони рования в России 1762 1783 Первый каталог кар тинной галереи Эрмитажа. СПб., 20 17. С. 54. 17 Там же. С. 56. 18 Малиновский К. В. Указ. соч. С. 7 Записки Якоба Ште лина об изящных искусствах в России Т. 1С. 18 9 Малиновский К. В. Указ. соч. С. 7, 8. они немало лет простояли под открытым небом. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что обе скульптуры подписаны и датированы соот ветственно 1765 и 1766 годами, причем во втором случае указано место создания Санкт Петербург. Это обстоятельство свидетельствует о появлении Ксавери в Петербурге уже в 1766 году. Остается неясным, была ли создана статуэтка, датирован ная 1766 годом, действительно в Петербурге, или мастер привез оба произведения в Россию, чтобы доказать свое мастерство. Можно предположить, что хороший прием и оплата фигуры или двух стимулировала жела ние Ксавери быть принятым на русскую службу. Его прошение о приеме на работу в Канцелярию от строений было подано, очевидно, осенью того же 1766 года и рассмотрено 17 24 октября. Кса вери брал на себя обязательства исправлять по ведомству канцелярии строения резную рабо ту в мраморе камне слоновой кости делать статуи арнамент и архитектурные украшении в полатах Договор предполагалось заключить на четыре года с жалованьем 700 рублей в год. Скульптору также предлагалось за дополнитель ную плату обучать четырех учеников. Канцелярия от строений в лице Игнатия и Ивана Росси, однако, указала, что уже имеет трех рещиков и потому в таковых мастерах как проситель Ксавери на добности не имеет Скульптора рекомендовалось потому использовать на строительстве Зимняго дома По видимому, здесь не профессиональные качества Ксавери играли роль, а вопрос о распре делении ставок внутри организации. Уже 24 ок тября 1766 года вопрос был решен положительно, вероятно, при участии И. И. Бецкого, и Ксавери зачислили на государственную службу 12. Он был определен к строению Нового Зимнего каменно го дома и ему придали учеников 13. В декабре 1767 года Ксавери вылепил из глины статую Венеры, а затем вырубил ее в мра море 14. Однако его деятельность для Канцелярии от строений оказалась непродолжительной. Уже в феврале 1768 года он подал доношение в ко тором просил об отставке за приключившейся ему глазной болезни от службы Эта болезнь при вела мастера к тому, что он резных в мраморе, камне и слоновой кости работ и делания статуй, арнаментов и архитектурных работ, а особливо мелочных работ исправлять не может 15. По ви димому, настоящей причиной этого увольнения явился переход Ксавери на Императорский фар форовый завод. И действительно, самая ранняя работа Ксавери в фарфоре Лежащий мальчик из Эрмитажа датирована 1769 годом. По сути дела, она является повторением более ранней мраморной статуэтки. В 1770 е годы Ксавери, очевидно, продолжал работать также по заданиям Кабинета Екатери ны II. Так, 22 декабря 1774 года ему было выпла чено 500 рублей за какой то барельеф 16. Гораздо больший интерес вызывает запись от 30 апреля 1778 года о том, что здешней фарфоровой фабри ки модельному мастеру Ксаверию, за четыре мра морныя и костяные штуки заплатили крупную сумму в 2300 рублей 17. Из этого можно сделать вы вод, что и в 1770 е годы Ксавери по прежнему ра ботал в мраморе и слоновой кости. К сожалению, о других его работах в мраморе сведений у нас нет. Одной из костяных штук может считаться кубок с вензелем Екатерины II, подписанный Ксавери и датированный 1775 годом, о котором упоминал Б. А. Шелковников. Этот документ приобретает особую важность, потому что пока является самым поздним свидетельством деятельности Ксавери. Из него следует, что весной 1778 года скульптор был жив и получал деньги за выполненные им работы. Поэтому его смерть следует отнести не к 1777 му, как указывал Штелин, а к следующему году. Таким образом, в лице Иоганна Хуго Ксавери мы имеем умелого и плодовитого скульптора, про работавшего в России около 12 лет 1766 1778 Он трудился в Канцелярии от строений и на фар форовом заводе, в то же время получая заказы от Кабинета Екатерины II. Кроме работ в мраморе и кости он создавал модели для скульптурных групп, фигурок и портретов, исполнявшихся в фарфоре и бисквите. Следует отметить также, что по контракту Ксавери занимался обучением русских учеников скульптуры. Среди разнообразных произведений, под писанных Ксавери, на сегодня известен лишь один портретный бюст, изображающий пожило го мужчину в парике. Он установлен на высоком подиуме. Можно предполагать, что небольшие бюсты обычно выполнялись в бисквите или фар форе в единственном экземпляре на Петербург ском фарфоровом заводе по моделям Ксавери. Та ких произведений могло быть создано не так уж и мало. Тот же Якоб Штелин подчеркивал Он ле пил с натуры также небольшого размера 18. Судя по тому, что эрудит определял высоту таких произ ведений в 4 5 дюймов 10 15 см можно думать, что он имел в виду именно фарфоровые бюсты, подобные тому, что хранится в ГМЗ Царское Село Штелин упоминал портреты Екатерины II, великого князя Павла Петровича, вице канцлера князя А. М. Голицына, графини Д. П. Чернышевой, каждый раз подчеркивая их небольшие размеры 19. Особенностью портрета И. И. Михельсона также является его небольшая высота 47 см Он несколько меньше натуры, что выделяет его из числа большинства скульптурных портретов того времени. Возможно, скульптор при работе был ограничен формой и размерами мраморного бло ка, однако, как кажется, следует скорее предполо жить, что автор был более привычен к скульптуре малого размера. Сравнивать мраморный бюст молодого человека с изображением пожилого, исполнен ным в другом материале, представляется делом вполне неблагодарным. И все таки нам кажется возможным найти нечто общее у двух произведе ний. И в одном, и в другом случае автор стремится к скрупулезной точности в передаче портретного сходства. Может быть, это приводит его к некото рой сухости, даже к натурализму. Он тщательно прослеживает также прическу обоих персона жей, их парики. Столь же подробно и аккуратно трактован костюм изображенных, будь то мундир с повязанным шейным платком неизвестного или военная форма Михельсона, в которой специалист увидел черты Орденского кирасирского полка. Может быть, обоим бюстам не хватает оду хотворенности, присущей лучшим произведениям Ф. И. Шубина, однако их следует считать работами умелого и профессионального скульптора. Обращает на себя внимание то обстоятель ство, что портрет Михельсона лишен подписи и тем отличается от остальных известных на сегод няшний день произведений Ксавери. По нашему мнению, одно из возможных объяснений состоит в том, что мраморный бюст мог быть не закончен. Не исключено, что по каким то причинам работа над портретом в свое время была прервана, а за вершению бюста могли помешать отъезд портре тируемого, а потом и смерть скульптора. Автор выражает благодарность И. Р. Багда саровой за консультации, касающиеся истории фарфоровой пластики в Петербурге. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Андросов С.О. Иоганн Ксавери – возможный автор портрета И. И. Михельсона (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |