| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXIX. (2024) › Кузнецова С.И. Знамена ремесленных цехов северо-западных губерний Российской империи. По материалам музеев Архангельска, Вологды, Великого Новгорода и Пскова | ||||||
Кузнецова С.И.
Знамена ремесленных цехов северо-западных губерний Российской империи. По материалам музеев Архангельска, Вологды, Великого Новгорода и Пскова// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXIX. (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Труды Государственного Эрмитажа. Т. CХIХ. Геральдика: исследования и практика. Материалы научной конференции 18 – 19 февраля 2022 года. СПб., 2024. С. 115-135 Об авторе публикации/статьи: Кузнецова Светлана Ивановна (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF: › Кузнецова С.И. Знамена ремесленных цехов северо-западных губерний Российской империи. По материалам музеев Архангельска, Вологды, Великого Новгорода и Пскова (2024)
› См. также другие статьи Кузнецовой С.И.
в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 72380 знаков (с пробелами)
5 С. И. Кузнецова Санкт Петербург ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ СЕВЕРО ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ПО МАТЕРИАЛАМ МУЗЕЕВ АРХАНГЕЛЬСКА, ВОЛОГДЫ, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ПСКОВА Очередным этапом в исследовании ремесленной геральдики Российской империи стало изучение цеховых знамен старых русских городов на северо западе страны. Здесь издавна существовали ремесленные мастерские, в которых работало множество искус ных мастеров. В Новгороде Великом, к примеру, ремесленники даже селились по ма стерству. Гончарский, Плотницкий, Кожевники так назывались в старину отдельные концы районы города. В Новгородском государственном музее заповеднике хранятся два цеховых знаме ни сапожного и печного цехов. Оба знамени прямоугольной формы и почти одного размера знамя печного цеха 73,5 64,0 см, сапожного цеха 7 10 65,2 см двойные то есть из двух полотнищ двусторонние на лицевой и оборотной сторонах масляная живопись выполнены из светло серого с зеленоватым оттенком шелка гроденапля 1 Свободное от живописи поле заполнено золотым стилизованным растительным орна ментом, нанесенным с помощью специального трафарета, с последующими разделками теней. С трех сторон бахрома из хлопчатобумажной и металлической нитей. На знамени печного цеха в картуше, что под императорской короной и в обрамле нии зеленых ветвей лавра и дуба, в красном поле изображена изразцовая двухъярусная печь, увенчанная вазоном и украшенная скульптурой ил. 12. В нише второго яруса представлена мужская фигура в полный рост. Даже при беглом знакомстве со знамена ми печных цехов Новгорода, Риги и Санкт Петербурга сходство между их эмблемами очевидно. На знамени подмастерьев печного цеха Малой гильдии Риги3 1856 года также в картуше под короной изображена белая кафельная печь со скульптурой в нише, орнамен тальным фризом и вазоном вверху. На знамени петербургского печного цеха 1839 года ил. 2 представлена белая изразцовая печь со скульптурой Аполлона в нише и ор наментальным фризом в верхней части. Сходство знамен Риги и Санкт Петербурга обусловлено тем, что в самом начале становления цехов и формирования ремесленной геральдики, значительное влияние на нее оказывали многочисленные мастера, прибыв шие из Остзейских провинций. В материалах Центрального государственного исто рического архива Санкт Петербурга и Российского государственного исторического архива постоянно встречаются сведения о ремесленниках из Ревеля, Пернау, Дерпта, Нарвы, Митавы и Риги. Что же касается Великого Новгорода, то территориальная бли зость к Петербургу всего 180 верст давала возможность ознакомиться со столичными 6 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 2. Знамя печного цеха Санкт Петербурга. 1839. Санкт Петербург. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 77 80 см 66 75 см без бахромы Государственный музей истории Санкт Петербурга. Инв. V A 32 з. Лицевая сторона Ил. 1Знамя печного цеха Великого Новгорода. Вторая половина ХIХ века. Великий Новгород. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 84 70 см 73,5 64,0 см без бахромы Новгородский государственный объединенный историко архитектурный и художественный музей заповедник. КП 7990. Лицевая сторона 7 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ СЕВЕРО ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Ил. 3. Печи гостиницы А. А. Соловьева в Великом Новгороде. Воспроизводится из Красовский М. Печи гостиницы А. А. Соловьева в Новгороде Великом Зодчий. Журнал архитектурный и художественно технический. Орган Императорского С. Петербургского общества архитекторов. 19 40. Табл. 47 знаменами, но не слепо копировать их, а создать свой символ печного ремесла. Кроме того, новгородским мастерам было чем гордиться. В 19 году в журнале Зодчий была опубликована статья М. Красовского об изразцовых печах гостиницы А. А. Соловьева4 в Великом Новгороде, сооруженных еще в николаевское время в первой половине ХIХ века. Автор отметил высокое качество крупных, прямо таки колоссальных из разцов, благородство пропорций и великолепие декоративного оформления печей. По мнению М. Красовского, этим печам более к лицу украшать собою один из двор цов Петербурга или его окрестностей, но, по видимому, судьбе угодно, чтобы они стоя ли в захолустной гостинице 5. На знамени цеха печь изображена довольно схематично. Но нельзя не заметить действительное сходство, и композиционное, и декоративное с печами гостиницы А. А. Соловьева, представленными на фото в журнале ил. 3 В печной цех входило и трубочистное ремесло. Трубочисты Петербурга имели свое знамя ил. 4 в эмблему которого были включены традиционные инструменты данного ремесла метла, опускная щетка с гирей на конце, скребки и ложка. На новгородском знамени кроме инструментов печника кадки для воды или раствора, молотка кироч ки и уровня отвеса, который мог выполнять и функции шаблона изображены такие 8 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 4. Знамя трубочистного цеха Санкт Петербурга. 1856. Художник К. М. Мекет. Санкт Петербург. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 88 9 1см 75 84 см без бахромы Государственный музей истории Санкт Петербурга. Инв. V A 13 з. Лицевая сторона же, как в Петербурге, инструменты трубочиста. Под картушем надпись, вернее то, что от нее осталось ЗНАК П ЕЧНАГО. ЦЕХА Подобным образом строится композиция лицевой стороны знамени сапожного цеха Новгорода ил. 5 В картуше фигурной формы, увенчанном императорской короной, в красном поле помещена эмблема ремесленников цеха композиция из трех предметов высокого мужского сапога со шпорой в центре, кожаного кроя и жен ского ботинка с ушками. Эта эмблема чрезвычайно схожа с эмблемой сапожно баш мачного цеха Санкт Петербурга 1885 года ил. 6 где изображен высокий мужской сапог с пряжкой и шпорой, дамская туфелька из коричневой кожи с двумя атлас ными бантами и французским каблуком, а также желтый кожаный крой. Следует от метить, что изображения предметов очень реалистичны. Так, например, точно такие же туфли хранятся в собрании Государственного музея истории Санкт Петербурга6. И, если бы на знамени не было даты возобновления, время его создания можно было бы определить по этой обуви, распространенной в 1880 е годы. Стоит подчеркнуть, что, когда в эмблеме цеха помещали образцы продукции, они обязательно должны были соответствовать требованиям и вкусам своего времени, становясь тем самым элементом атрибуции предмета. Это мы и видим на новгородском знамени. Прав да, мужской сапог здесь своего рода собирательный образ, в котором угадываются элементы старого русского сафьянового сапога высокий каблук, загнутый кверху но сок, усиленная гармошка голенища. Зато женский ботинок с ушками и с треугольной каучуковой вставкой, заменившей боковую шнуровку, это характерная модель жен ской обуви 1880 1890 х годов7. В учетной документации новгородского музея знамя датировано XVIII веком. Однако о более позднем времени создания свидетельствует 9 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ СЕВЕРО ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Ил. 6. Знамя сапожного цеха Санкт Петербурга. 1885. Санкт Петербург. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 90 95 см 75 84 см без бахромы Государственный музей истории Санкт Петербурга. Инв. V A 39 з. Лицевая и оборотная стороны Ил. 5. Знамя сапожного цеха Великого Новгорода. Вторая половина ХIХ века. Великий Новгород. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 83 7 1см 7 10 65,2 см без бахромы Новгородский государственный объединенный историко архитектурный и художественный музей заповедник. КП 799 1Лицевая и оборотная стороны 120 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 7. Знамя хлебопекарного цеха Архангельска. Вторая половина ХIХ века. Архангельск. Шелк масло. 54, 2 15 см. Архангельский краеведческий музей. КП 34 13. Лицевая и оборотная стороны и изображенный на оборотной стороне знамени государственный орел, тип которого относится ко второй половине ХIХ века форма крыльев, оперение, восемь титуль ных гербов Двуглавый орел представлен с поднятыми вверх распущенными крылья ми, увенчанным двумя малыми и одной большой коронами, соединенными георгиев ской лентой, в лапах скипетр и держава. На груди орла малый щиток, окруженный цепью ордена Святого апостола Андрея Первозванного, со знаком ордена под щит ком на крыльях восемь титульных гербов. Все как на петербургских знаменах, где в поле щитка представлен герб Санкт Петербурга, только здесь в малом щитке поме щен герб Новгорода старый герб, который был изображен еще в Царском титуляр нике и в Знаменном гербовнике Этот герб был высочайше утвержден 16 августа 178 1года Новгород имеет старый герб. В серебряном поле златыя кресла с лежащею красною подушкою, на коей представлены крестообразно с правой стороны скипетр, а с левой крест, наверху кресел подсвечник с тремя горящими свечами, а по сторонам 12 1 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ СЕВЕРО ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ стоящие два медведя 8. Стоит отметить полное совпадение с петербургским знаменем в оформлении оборотной стороны двуглавый орел с гербом города в малом щитке на груди обрамлен венком и увенчан короной9. Сопоставление новгородских знамен со знаменами Санкт Петербурга не вызывает никаких сомнений в том, что первые со зданы по образцу последних. Форма, материал, техника, общее решение композиции лицевой и оборотной сторон все это свидетельствует о сходстве. Цеховые знамена Санкт Петербурга и, как мы убедились, следовавшего за ним Нов города сложились под влиянием западноевропейских традиций материал, техника, символика Однако стоит заметить, что композиционно они сформировались под воз действием российских военных знамен вшивные медальоны, государственные орлы, обрамление в виде венков под императорской короной на одной стороне изображение государственного или городского герба, на другой эмблемы Для сравнения на цехо вых знаменах германских княжеств не было городских гербов. В собрании Архангельского краеведческого музея хранятся семь ремесленных зна мен медно кузнечного, портного, сапожного, серебряного, столярно малярного, хле бопекарного и трубочистно печного цехов. В учетной документации музея значится достаточно широкая датировка 1855 1880 годы 10. Все знамена выполнены из шелка белого цвета, с масляной живописью, с ручной печатью золотом с помощью одного и того же трафарета, за исключением одного знамени сапожного цеха. Имеют один размер примерно 54 122 см прямоугольную форму и раздвоенные концы косицы с округлым краем в вольной части полотнища. Любопытно, что все знамена одно слойные, но двусторонние как в Остзейских губерниях поэтому живопись и надписи Ил. 8. Депутаты иностранных ремесленников со знаменами в похоронной процессии 27 февраля 1855 года. Воспроизводится из Описание погребения блаженной памяти императора Николая I го с присовокуплением историческаго очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Рис. ХХ. Российская национальная библиотека. Фрагмент 122 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 9. Знамя медно кузнечного цеха Архангельска. Вторая половина ХIХ века. Архангельск. Шелк масло. 54, 20,5 см. Архангельский краеведческий музей. КП 34 12. Лицевая и оборотная стороны проступают на другой стороне. На лицевой стороне надпись в две строки с наименованием цеха ХЛ БОПЕКАРНЫЙ ЦЕХЪ ил. 7 М ДНО КУЗНЕЧНЫЙ ЦЕХЪ и т. д. На концах легкий незатейливый орнамент. Все изображение заключено в золотистую рамку. На оборотной стороне помещен герб Архангельска. Архангел Михаил на коне, поражающий мечом черного дьявола, впервые был изобра жен на знамени Архангелогородского полка в 17 12 году. В Знаменном гербовнике 1729 1730 годов архангел Михаил был представлен уже без коня герб Архангелого родской против того, что учинил Санти, а именно летящий архангел в синем одея нии и крыльями со огненным мечем поражающий чернаго диавола, в левой руке щит красной, поле жолтое То есть говорится, что герб сочинил граф Санти, товарищ герольдмейстера Герольдмейстерской конторы, назначенный на должность состави теля гербов по личному указу Петра I 12. Именно этот вариант герба был утвержден 2 октября 178 1года Город Архангельск имеет старый герб в золотом поле щита виден летящий Архангел, который вооружен пламенным мечом и щитом, и поражает поверженнаго диавола 13. 123 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ СЕВЕРО ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Ил. 10. Знамя сапожного цеха Архангельска. Вторая половина ХIХ века. Архангельск. Шелк масло. 54, 20,5 см. Архангельский краеведческий музей. КП 34 17. Лицевая и оборотная стороны Цеховые знамена с надписями, без изображения ремесленных эмблем, были известны в Западной Европе. В качестве примера можно привести знамена Вюрцбурга из собра ния Музея Франконии в Германии. На лицевой стороне нескольких знамен, а именно трех, представлены только надписи 14. Такие знамена имели место и в Санкт Петербурге. На рисунке в альбоме Описание погребения блаженной памяти императора Николая I. С присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всерос сийских и некоторых других европейских государей мы видим знамя цеха Иностранной ремесленной управы Санкт Петербурга с трехстрочной надписью ил. 8 15. Шесть знамен коллекции абсолютно идентичны на лицевой стороне двустрочная надпись наименование цеха с дугообразной верхней строкой, на обороте щит с гер бом Архангельска, обрамленный дубовой и лавровой ветвями с Андреевской лентой, увенчанный императорской короной на обеих сторонах стилизованный растительно геометрический орнамент с завитками ил. 9 А вот седьмое, знамя сапожного цеха ил. 10 отличается от других. Его орнаментальная рамка, сугубо геометрического ха рактера, более архаичная. Равно, как и четырехстрочная надпись, в которой не просто 124 С. И. КУЗНЕЦОВА наименование цеха, но и обозначение самого предмета, а также ремесла, которое он представляет ЗНАЧИКЪ УПРАВЫ САПОЖНАГО РЕМЕСЛА Вообще то термин значик в связи с предметом ремесленной геральдики был впервые употреблен в пятом пункте Ремесленного положения 1785 года Управе дать ремесленное Положение, ре месленный значик и Управную печать 16. Но далее, в пункте 23, говорится В Управной горнице иметь шкап и стол с ящиком, за замком с тремя ключами, в которых хранить ремесленное Положение, ремесленный значек, Управную печать 17. Речь, несомнен но, идет об одном и том же предмете, только в двух вариантах написания значик и значек Когда же в 1799 году вышел Указ цехов Павла I, где сказано Управа имеет все знаки цехов ремесленных, употребляемых в церемониях 18, именно это определе ние знак надолго закрепилось за данными предметами. Интересно, что в словаре В. И. Даля дано следующее толкование слова значок род малого знамени, кото рому не придается значенья и важности его 19. Может быть, это и стало причиной отсутствия единого регламента для создания цеховых знамен. На оборотной стороне знамени представлен более ранний вариант герба города без императорской короны и обрамления ветвями, перевитыми лентой. Но, самое главное, только на этом знамени и на лицевой стороне, и на обороте изображены символы са пожного ремесла ил. размещенные в двух концах косицах Сапожная колодка для мужской обуви и молоток в одном, щипцы и шило видны ручки двух инструментов в другом. Несомненно, что в отличие от остальных знамен, созданных в одно время по од ним шаблонам и трафаретам, знамя сапожного цеха относится к более раннему пе риоду. При изучении коллекции цеховых знамен Государственного музея истории Санкт Петербурга было установлено, что ремесленники создавали и возобновляли свои знамена к важнейшим событиям в истории Российской империи. Петербург был ре месленной столицей и законодателем в области зарождавшейся цеховой геральдики. На него равнялись, ему подражали. Вряд ли Архангельск был исключением. Необхо димо к тому же отметить, что сохранившиеся древки архангельских цеховых знамен Ил. Знамя сапожного цеха Архангельска. Вторая половина ХIХ века. Архангельск. Шелк масло. Архангельский краеведческий музей. КП 34 17. Оборотная сторона. Фрагменты 125 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ СЕВЕРО ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ имеют навершие в виде двуглавого орла под тремя коронами, на груди которого щиток с вензелем Александра II. Древки изготавливали к знаменам. Самое важное событие того времени, к которому было приурочено создание и возобновление ремесленных знамен во всех городах России, коронация императора Александра II, состоявшаяся 26 авгу ста 1856 года. Именно с этой датой, как нам кажется, следует связывать создание знаме ни архангельского сапожного цеха. Что касается других знамен коллекции, они дейст вительно созданы в одно время, по одному поводу. Вполне возможно предположить, что этим важным и наиболее вероятным поводом был 100 летний юбилей учреждения ремесленного управления и сословия в России, широко отмечавшийся в 1885 году. Но вернемся к знамени сапожного цеха. Не случайно символы ремесла заметим, не образцы продукции, а инструменты, продукция меняется, а инструменты остают ся такими же, какими были представлены в концах таким образом, что они хорошо читаются, когда знамя висит шпалерою на горизонтально расположенном древке. При этом создается полное впечатление, что это хоругвь с двумя длинными концами, и в основной части вместо герба и надписи должно быть изображение Богоматери, Спасителя или какого либо святого. Судя по всему, архангельские мастера при создании своих знаков ориентировались на церковные знамена хоругви20. Именно хоругвь име ет форму прямоугольного полотнища, нижняя часть которого разделена на два или три длинных узких клина с закругленными или острыми концами. Цеховые знамена Вологды совершенно особое явление. И дело не в том, что они выполнены не из ткани, а из металла. Мы знаем металлические знамена ремесленников Углича, Вятки, Рыбинска, Ростова Великого, Калуги. Необычна форма знамен, напоми нающая форму выносных запрестольных икон, которые наряду с хоругвями несут перед шествием во время крестного хода. Именно эти иконы, предположительно, послужили ремесленникам Вологды образцом при создании собственных цеховых знаков. В Воло годском государственном музее заповеднике хранятся восемь цеховых знамен столяр ного, портного, калачного, живописного малярного, кузнечного, сапожного, печного и серебряного цехов. В учетной документации указано, что эти знамена, поступившие в музей в 1924 году, датируются ХVIII ХIХ веками. Все они одного типа. Металличе ский лист фигурной формы, размером 48,5 37,0 см, закреплен по центру на древке высотой до 180 см. На лицевой и оборотной сторонах масляная живопись с изображе нием двухъярусной композиции вверху щит с гербом Вологды, увенчанный импера торской короной, под ним эмблема цеха. Ниже надпись с наименованием цеха2 1 В гербе недостает одного атрибута державы. Герб Вологды, как и герб Архангель ска, был утвержден 2 октября 178 1года. Его описание Город Вологда имеет старый герб. В красном поле щита видна выходящая из облака рука, держащая золотую державу с серебряным мечем 22. Здесь в руке только меч. В ремесленной геральдике встречаются отклонения от правил. Стоит вспомнить знамя петербургского кожевенного цеха из со брания Государственного музея истории Санкт Петербурга23, на оборотной стороне которого изображен герб Санкт Петербурга с двумя морскими якорями лопастями вниз вместо опрокинутых якорей, морского и речного. Следует отметить отличительную особенность вологодских знамен ремесленная эмблема размещена на обеих сторонах. Она начинается на лицевой стороне и про должается на обороте. Вынесение герба города в верхнюю часть знамени позволило увеличить поле для размещения цеховых символов, которые, как правило, представляли 126 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 12. Знамя кузнечного цеха Вологды. Вторая половина ХIХ века. Вологда. Жесть, дерево масло. 226 37 см. Вологодский государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. М 3497. Лицевая и оборотная стороны каждое конкретное ремесло изображением либо характерных инструментов, либо типичных и пользующихся наибольшим спросом образцов продукции цеха, чтобы данное ремесло легко определялось. Набор таких узнаваемых предметов, составляющих эмбле му цеха, достаточно ограничен. Так, например, в комплект инструментов кузнечного цеха входили наковальня, молот, молоток, кузнечные клещи, напильник. Именно кле щи и напильник изображены на лицевой стороне знамени кузнечного цеха Вологды, а наковальня и молоток на обороте ил. 12 Общепринятым символом ремесла портных являются портновские ножницы. Но на лицевой стороне знамени портного цеха представлен утюг, а изображение ножниц по мещено на обороте ил. 13 Кстати, изображение утюга входит в эмблему этого ремесла в Ростове Великом и Калуге. На знамени калашного цеха представлены образцы продукции на лицевой стороне калач, на обороте батон ил. 14 Знамя печного цеха, по сравнению с немного словными эмблемами предыдущих знамен Вологды, а также знамен Санкт Петербурга и Новгорода, обладает весьма любопытной композицией, переполненной изображе ниями различных творений вологодских печников ил. 15 Видимо, мастера печного ремесла заказчики знамени цеха пожелали, чтобы живописец показал как можно больше образцов их изделий различных печей, как отопительных, так и для приго товления пищи. На лицевой стороне справа по правилам геральдики слева от зрите ля изображена высокая круглая печь в виде колонны, так называемая печь Утермарка24. 127 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ СЕВЕРО ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Ил. 13. Знамя портного цеха Вологды. Вторая половина ХIХ века. Вологда. Жесть, дерево масло. 226 37 см. Вологодский государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. М 3494. Лицевая и оборотная стороны Во второй половине ХIХ века металлический футляр этих печей красили в черный цвет считалось, что печь тогда грела лучше. Слева белая изразцовая калориферная колонка и за ней что то вроде лежанки с подтопком. На оборотной стороне представ лены трехконфорочная кухонная плита с отопительным щитком и русская печь, в кото рой варили, парили, жарили, пекли, грели и томили25. Такой вот диапазон ассортимента изделий, производимых мастерами цеха, от простой русской печи до изразцовой ка лориферной. На любой вкус и для всех слоев населения, от крестьянских изб до домов состоятельных горожан и дворцов знати. Это, несомненно, свидетельствует о высокой степени развития печного ремесла в Вологде в ХIХ веке. Отметим интересную особенность по боковому краю каждого знамени идет ряд от верстий проколов. Возникает вопрос для чего Можно предположить, что это место соединения с какой то деталью и, скорее всего, это был тканевый конец, чтобы непод вижный знак более походил на знамя, трепещущее на ветру. Подтверждение тому мы находим в Ростове Великом, цеховые знамена которого размером всего 25,5 30,5 см выполнены, также как в Вологде, из металла, с масляной живописью, но к внешнему бо ковому краю приделаны шелковые концы26. По такому же принципу оформлены знаме на ремесленников Калуги. В собрании Калужского музея заповедника хранятся девять цеховых знамен иконописного, кожевенного, сапожного, портного, шапочного, свеч ного, серебряного и тележного27. Все они примерно одного размера 32 32 см вы полнены из жести, с масляной живописью с двух сторон, заключены в деревянные рамы 128 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 15. Знамя печного цеха Вологды. Вторая половина ХIХ века. Вологда. Жесть, дерево масло. 226 37 см. Вологодский государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. М 3499. Лицевая и оборотная стороны Ил. 14. Знамя калачного цеха Вологды. Вторая половина ХIХ века. Вологда. Жесть, дерево масло. 226 37 см. Вологодский государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. М 3495. Лицевая сторона и закреплены на длинных 230 см древках. На раме почти каждого знамени видны фрагменты фиолетового шелка с бахро мой. Оказывается, это то, что осталось от так называемых вымпелов треугольной формы клиньев, которые были обшиты бахромой и крепились с внешней стороны знамени. Назначение их, вероятнее всего, было чисто декоративным реять по ве тру во время торжественных шествий. 129 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ СЕВЕРО ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Ил. 16. Знак кузнечного цеха Пскова. Псков. 188 894. Холст, металл масло. 35,2 35,5 см. Псковский государственный объединенный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. ЖР 350. Лицевая сторона Ил. 17. Знак портного цеха Пскова. 188 894. Псков. Холст, металл масло. 33,5 34,7 см. Псковский государственный объединенный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. ЖР 353. Лицевая сторона В собрании Псковского государственного объединенного историко архитектурно го и художественного музея заповедника находится очень интересная коллекция це ховых знамен, которая состоит из двух групп музейных предметов. В первую группу входят семь знаков почти квадратной формы, одного размера 35 35 см выполнен ных из холста, натянутого на металлический каркас, который крепился к древку двумя металлическими кольцами так же, как в Калуге 28. Живопись масляная двусторонняя. На одной стороне изображен герб Пскова, утвержденный 28 мая 178 1года. В его опи сании говорится Псков Имеет старый герб. В голубом поле барс, и под ним из облак выходящая рука 29. Герб заключен в круг, по обводу которого надпись ГЕРБЪ ГОРО ДА ПСКОВА 1826 ГОДА КУЗНЕЧНАГО ЦЕХА ил. 16 Аналогичное изображение на остальных шести знаках серебряного, медного, пекарного, столярного, портного и синильного цехов. Только в надписи меняется наименование цеха. На лицевой сто роне каждого знака помещена эмблема соответствующего ремесла, включающая либо инструменты мастера, как на знаках цехов столярного угольник, рубанок и циркуль кузнечного клещи и молот портного портновские ножницы ил. 17 либо образцы продукции. На знаке медного цеха самовар и чайник пекарного хлеб, калач, батон. В описании двух ремесленных знаков, столярного и серебряного цехов, размещен ных в Госкаталоге музеев России, говорится о том, что с внешней боковой стороны они имели три конусной формы конца из белой, розовой и голубой шелковых тканей, обшитых бахромой30. Это подтверждает стремление придать знаку вид развевающегося на ветру знамени. Но шелковые концы со временем обветшали и находятся в руиниро ванном состоянии. 130 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 18. Знамя кузнечного цеха Пскова. 188 894. Псков. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 5 23 см. Псковский государственный объединенный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. Т 72. Лицевая и оборотная стороны На знаках Пскова эмблемы размещены под расположенным в верхней части поля изображением двуглавого орла, на груди которого щиток с вензелем Александра III. Это позволяет достаточно точно датировать знаки периодом правления Александ ра III с 188 1по 1894 год. Что же касается даты, указанной на обороте, 1826 год, это, вероятнее всего, дата утверждения цехового знака эмблемы цеха. Самое же интерес ное заключается в том, что в псковском музее есть еще одна группа цеховых знаков. Это восемь шелковых знамен, все одного типа, одной формы. Выполнены из белого шелка с масляной живописью с двух сторон. Живописные композиции размещены 13 1 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ СЕВЕРО ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ в основной части прямоугольнике, почти квадрате, обшитом бахромой с двух сторон лицевой и оборотной Боковая вольная сторона завершается двумя длинными конца ми косицами, также обшитыми бахромой. Основная часть знамени двойная двуслой ная концы вшиты в нее внахлест однослойные, но с тяжелой бахромой. Видимо, это стало одной из причин плохой их сохранности. Размер знамен примерно 5 148 см в основной части, вместе с концами примерно 5 23 см. На оборотных сторонах знамен изображена та же композиция, что и на знаках предыдущей группы, написан ных на холсте герб Пскова и надпись, в которой меняется только наименование цеха. Ил. 19. Знамя портного цеха Пскова. Псков. 188 894. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 5 23 см. Псковский государственный объединенный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. Т 79. Лицевая и оборотная стороны 132 С. И. КУЗНЕЦОВА На знамени кузнечного цеха ГЕРБЪ ГОРОДА ПСКОВА 1826 ГОДА КУЗНЕЧНА ГО ЦЕХА И на лицевой стороне композиция строится таким же образом, как у зна ков на холсте вверху двуглавый орел, на груди которого щиток с вензелем императора Александра III, внизу эмблема цеха перекрещенные клещи и молот ил. 18 абсолют но такая же, как на знаке первой группы. Аналогичная картина наблюдается у знамен портного и пекарного цехов такие же предметы и в том же порядке. На первом рас крытые портновские ножницы ил. 19 на втором в центре хлеб и калач, по сторонам батон и пирог, изменена только форма пирога скорее всего, это штрудель По такому же принципу построены знамена и остальных цехов серебряного, гон чарного, шапочного, сапожного, живописно малярного, столярного. Знамя шапочного цеха с изображением цилиндра, живописно малярного палитры с кистями, на фоне двух крупных перекрещенных малярных кистей на заднем плане флейцевой и махо вой представляющих оба мастерства цеха. На всех знаменах этой группы, так же как и на предыдущих знаках, есть главный да тирующий элемент изображение государственного орла второй половины ХIХ века, а вензель А III император Александр III в щитке на груди орла, позволяет, как отмечалось выше, сузить временные рамки их создания от 188 1до 1894 года. Ранее уже говорилось, что большое значение в атрибуции имеют предметы, изображенные на знамени. К примеру, на знамени сапожного цеха кроме мужского сапога мы видим изображение женской обуви ил. 20 Ботинок женский комбинированный из двух ви дов кожи контрастной расцветки, черной и белой, с декоративной планкой с шестью пуговицами и фестончатым краем, с эластичной вставкой из каучука, на французском каблуке. Это фасон балморал модный в 1880 1890 е годы3 1 Учитывая сказанное выше, можно с достаточной долей уверенности предположить, что эта группа псковских знамен была создана в одно время с первой группой и дати руется 188 894 годами. Возникает вопрос почему они как бы дублируют друг друга Вполне возможно, что они предназначались для разных церемоний. Одни церемонии с участием ремесленных знамен проходили в интерьере, к примеру, Псковской реме сленной управы. Другие на открытом воздухе в любую погоду это уличные шествия по поводу тех или иных памятных событий. При изучении знамен ремесленников Пе тербурга из коллекции Государственного музея истории Санкт Петербурга, а она круп нейшая в Российской Федерации 47 единиц, выяснилось, что почти все они были созданы или возобновлены к важнейшим событиям в истории Российской империи. Таких событий в течение ХIХ века было не так уж и много коронации императоров, их погребения, бракосочетания членов императорской фамилии, наиболее значимые юбилеи. На всех пятнадцати знаменах ремесленников Пскова стоит одна дата 1826 год. Ранее уже было высказано предположение о том, что это дата утверждения цехового знака эмблемы цеха. Причем сразу у всех известных нам цехов. Мы вряд ли ошибемся, связав столь массовое создание и цеховых эмблем с самым памятным событием этого года в истории Российского государства коронацией Николая I, которая состоялась 22 августа 1826 года. Коронации, как правило, проходили в Москве. Но во всех горо дах империи в этот день совершались молебны в церквях и соборах, по празднично украшенным улицам проходили в торжественном шествии представители всех сосло вий населения. В их числе были и ремесленники, которые шли под своими знаменами. 133 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ СЕВЕРО ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Ил. 20. Знамя сапожного цеха Пскова. 188 894. Псков. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 5 23 см. Псковский государственный объединенный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. Т 75. Лицевая и оборотная стороны К этим шествиям как раз и готовили цеховые знамена чинили или возобновляли старые, создавали новые с только что утвержденными эмблемами. Но надпись на знаменах чрезвычайно любопытна не только этой датой. Например, ГЕРБЪ ГОРОДА ПСКОВА 1826 ГОДА КУЗНЕЧНАГО ЦЕХА В современном про чтении это звучит как Герб псковского 1826 года кузнечного цеха И относится эта надпись к эмблеме цеха, изображенной на другой стороне знамени. В отличие от дру гих городов империи, где были значки, значики, знаки, прапорцы, псковские ремеслен ники свои цеховые эмблемы гордо именовали гербами и воспринимали их именно как 134 С. И. КУЗНЕЦОВА гербы. Пока непонятна причина создания ремесленных знаков в двух вариантах офор мления. Вероятно, Псковская ремесленная управа имела на этот счет свои соображения. Дальнейшее изучение коллекции, а также архива Псковской ремесленной управы, воз можно, позволит разрешить эту загадку. Цель данной работы ввести в научный оборот неизвестные прежде и малоизу ченные музейные предметы, которые до недавнего времени не привлекали внимания исследователей. Результат выявление в одном северо западном регионе Российской империи интересных и в то же время очень разных памятников ремесленной геральди ки. Одни были ориентированы на западноевропейские традиции, другие на традиции предметов религиозного культа. Всему виной отсутствие единого регламента, который не появился из за малого значенья и важности цеховых знаков. Но у ремесленников Санкт Петербурга на этот счет было свое особое мнение. Именно в Петербурге сфор мировалось и укрепилось представление о цеховом знамени как о символе цеха. С ним были связаны определенные ритуалы присяга старшин, клятвенное обещание приня тых в цех мастеров, торжественные шествия по улицам города под развернутыми зна менами. Но регламент так и не был создан возможно, и к лучшему. Иначе не было бы такого многообразия чрезвычайно интересных и самобытных ремесленных знамен, каждое из которых настоящая энциклопедия не только ремесленного производства, но и городского быта своего времени. 1Гроденапль плотная гладкокрашеная шел ковая ткань полотняного переплетения, на званная по первоначальному месту произ водства Неаполь, Италия 2 Госкаталог РФ. 4 19 22. 3 Музей истории города Риги и мореходства. Инв. VRVM 5 1997. Знамя достаточно большого размера 128 108 см и, как все знамена Малой гильдии Риги, однослойное. 4 Здание первой половины ХIХ века, принад лежало купцам Шебякиным. Арендовавший его Эрнст Шмидт устроил в нем первую го стиницу, перешедшую в 1857 году купцам Соловьевым. 5 Красовский М. Печи гостиницы А. А. Со ловьева в Новгороде Великом Зодчий. Журнал архитектурный и художественно технический. Орган Императорского С. Петербургского общества архитекторов. 19 40. С. 4 14. 6 ГМИ СПб. Инв. V А 297 298 к. 7 Изобретателем удобных ботинок, не тре бовавших тратить время на шнуровку и, благодаря двум ушкам спереди и сзади, легко снимавшимся с ноги, стал английский обувщик Джозеф Спаркс Холл. Первая версия модели была разработана им еще в 1837 году, по заверениям самого Спаркс Холла, специально для молодой королевы Виктории. Ее Величество, любительница верховой езды и длительных пеших про гулок, действительно ценила практичную модель и с удовольствием ее носила, о чем предприимчивый обувщик всякий раз упо минал в рекламных материалах, а также рассказывал в своей книге The Book of the Feet A History of Boots and Shoes Книга ног история ботинок и туфель изданной в 1846 году. В этом же полуисторическом полурекламном сочинении Спаркс Холл писал, что окончательной версии с рези новыми вставками по бокам предшест вовала череда неудачных экспериментов с металлической сеткой. В окончательно усовершенствованном виде ботинки с эла стичными вставками по бокам были с успе хом представлены на знаменитой Всемир ной выставке в Лондоне 185 1Вскоре подобную обувь стали делать и в других странах, в том числе в России Женская об увь ХIХ ХХ веков в собрании ГМИ СПб каталог коллекции авт. сост. М. В. Терехо ва. СПб., 2022. С. 16, 17. 8 ПСЗРИ. Собрание 1Т. 2 5209. С. 222. ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ СЕВЕРО ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 9 За предоставленную информацию автор выражает благодарность Е. В. Василевской, хранителю фонда текстиля и кожи Новго родского государственного объединенного историко архитектурного и художественно го музея заповедника. 10 Автор искренне благодарит Р. А. Дунаеву, главного хранителя Архангельского крае ведческого музея, за предоставленную ин формацию. РГИА. Ф. 14 Оп. 1Д. 1Л. 2 об. 12 Соболева Н. А. Российская городская и об ластная геральдика ХVIII ХIХ вв. М., 198 1 С. 39. 13 ПСЗРИ. Собрание 1Т. 2 5069. С. 99 4 Muth H. Zunftfahnen und Zunftnruhen im Mainfr nkisсhen Museum Mainfr nkisсhes Jahrruсh fur Gesсhiсhte und Kunst Arсhiv des historisсhen Vereins fur Unterfranken und Asсhaffenburg. Bd. 82. 1959 279. 15 Описание погребения блаженной памяти императора Николая I. С присовокуплени ем исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Рис. ХХ. 16 ПСЗРИ. Собрание 1Т. 22. 16 188. С. 366. 17 Там же. С. 37 8 Там же. Т. 25. 19 187. С. 866. 19 Даль В. И. Толковый словарь живого вели корусского языка. Т. 1М., 1979. С. 689. 20 Принадлежность церковного украшения укрепленное на длинном древке большое полотнище с изображением святых Оже гов С. И. Словарь русского языка. М., 2003. С. 849 2 1Автор выражает глубокую признательность А. В. Спириной, главному хранителю Воло годского государственного историко архи тектурного и художественного музея запо ведника, за предоставленную информацию. 22 ПСЗРИ. Собрание 1Т. 2 5069. С. 990. 23 ГМИ СПб. Инв. V А 19 з. 24 Иоанн Генрих Утермарк чиновник, печ ной мастер, иностранец, московский архи тектор. Изобрел в 1820 году печи, которые к 1846 году распространились всюду. Печь представляла собой обыкновенную гол ландку, сложенную в круглом футляре из кровельного железа. См. Миркис С. М. Ука затель проектов печей и каминов, опубли кованных в России за 200 лет. СПб., 2022. С. 2653, 2230. 25 За предоставленную информацию о печном ремесле автор выражает благодарность чле нам Гильдии печников Санкт Петербурга. 26 Хранятся в Государственном Ростово Яро славском архитектурно художественном музее заповеднике. Представлены в Госкаталоге РФ под номерами знамя портного цеха 24652950, пекарного 24652980, серебряного 24652987, сапожного 24653027, финифтяного 24653038. 27 Хранятся в собрании Калужского объеди ненного музея заповедника. Восемь знамен представлены в Госкаталоге РФ под номера ми знамя иконописного цеха 8799870, кожевенного 8799858, сапожного 8799864, портного 8799877, шапоч ного 8799865, свечного 8799874, серебряного 8799884, тележного 8799869. 28 Автор выражает искреннюю благодар ность О. А. Васильевой, хранителю фонда живописи Псковского государственного объединенного историко архитектурного и художественного музея заповедника, за предоставленную информацию. 29 ПСЗРИ. Собрание 1Т. 2 5 162. С. 126. 30 Госкаталог РФ. 29458466, 29458500. 3 1За предоставленную информацию автор выражает благодарность М. В. Тереховой, научному сотруднику Государственного му зея истории Санкт Петербурга. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Кузнецова С.И. Знамена ремесленных цехов северо-западных губерний Российской империи. По материалам музеев Архангельска, Вологды, Великого Новгорода и Пскова (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |