| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXX. (2024) › Кузнецова С.И. Знамена ремесленных цехов центральных губерний России. По материалам музеев Смоленска, Калуги, Ростова Великого, Рыбинска, Углича и Костромы | ||||||
Кузнецова С.И.
Знамена ремесленных цехов центральных губерний России. По материалам музеев Смоленска, Калуги, Ростова Великого, Рыбинска, Углича и Костромы// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXX. (2024)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Труды Государственного Эрмитажа. Т. CХХ. Геральдика: исследования и практика. Материалы научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Петра Ивановича Белавенца. 20 – 22 февраля 2023 года. СПб., 2024. С. 97-115 Аннотация: В центральных регионах России сосредоточен целый ряд старых русских городов с давно сложившимися и устоявшимися традициями – историческими, культурными и, конечно, ремесленными. В музейных собраниях сохранились небольшие знаменные комплексы, на примере которых можно составить общее представление о характере цеховой геральдики той или иной губернии. В 1785–1787 годах здесь были созданы ремесленные управы или цехи, и всем им полагалось иметь ремесленный «значик», или значок. Интересно, что в словаре В. И. Даля дано следующее толкование слова «значок»: «…род малого знамени, которому не придается значенья и важности его». Может быть, это и послужило причиной отсутствия единого регламента для создания цеховых знамен, ставших творением самих ремесленников на местах Об авторе публикации/статьи: Кузнецова Светлана Ивановна (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи Кузнецовой С.И.
в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 65593 знаков (с пробелами)
97 С. И. Кузнецова Санкт Петербург ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ По материалам музеев Смоленска, Калуги, Ростова Великого, Рыбинска, Углича и Костромы В центральных регионах России сосредоточен целый ряд старых русских городов с давно сложившимися и устоявшимися традициями историческими, культурными и, конечно, ремесленными. В музейных собраниях сохранились небольшие знаменные комплексы, на примере которых можно составить общее представление о характере цеховой геральдики той или иной губернии. В 1785 1787 годах здесь были созданы ремесленные управы или цехи, и всем им полагалось иметь ремесленный значик или значок 1Интересно, что в словаре В. И. Даля дано следующее толкование слова зна чок род малого знамени, которому не придается значенья и важности его 2. Может быть, это и послужило причиной отсутствия единого регламента для создания цеховых знамен, ставших творением самих ремесленников на местах. В коллекции Смоленского музея заповедника находятся восемь знамен портного, резного и столярного, сапожного, живописного, печного, кузнечного, серебряного це хов и знамя с надписью З. знак. С. К. Объщiй всехъ цеховъ 1839 го видимо, знамя ремесленной управы, на котором указана дата создания 1839 год. Впервые тема цеховых знамен прозвучала именно в связи с данной коллекцией. В 1996 году была опубликована статья Л. С. Журавлевой Цеховые знамена смоленских ремесленников 3. Сразу отметим, что основное внимание автор уделил художественной стороне и искус ствоведческому анализу, рассматривая знамена как редкие памятники декоративно при кладного искусства, как образец работы смоленских серебряников. О самих предметах как таковых, их назначении и применении речи не было. Возможно, отсюда некоторые неточности в описании и трактовке надписей4. Все знамена выполнены по одному принципу они прямоугольной формы, одного размера примерно 78 56 см двусторонние. Каждое из них состоит из трех частей центральной деревянной доски с живописью с одной стороны сохранились фраг менты и двух металлических пластин лицевой оклад иконы и оборотной. Сбо ку два широких металлических кольца для древка. На лицевой стороне, в овальном медальоне, обрамленном рельефным чеканным венком, изображены святые покрови тели соответствующих ремесел или библейские сцены, связанные с представленным ремеслом. На обороте, на гладком фоне овального медальона, помещены рельефные надписи с наименованием цеха. На знамени серебряного цеха изображен святитель Ни колай, на обороте надпись З. знак. С. К. Серебренаго ц ха ил. 1На знамени 98 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 1Знамя серебряного цеха Смоленска. Лицевая и оборотная стороны. 1839. Металл, дерево штамповка, гравировка, серебрение, роспись. 77 56. Смоленский государственный музей заповедник. Инв. СОМ 694 7 кузнечного цеха Косма и Дамиан, которых кузнецы считали своими покровителями. На знамени живописного цеха святые евангелисты Иоанн и, конечно, Лука, покрови тель художников и иконописцев. Но представление цехов посредством изображения святых покровителей ремесел или городов традиция западноевропейской цеховой геральдики, причем раннего пе риода. В качестве аналогов можно привести знамена гильдий Фрайзинга. В музее этого небольшого города в Баварии сохранилась коллекция из двенадцати знамен и двух зна менных вставок, созданных в первой половине середине ХIХ века. Они значительно отличаются от известных нам цеховых знамен Российской империи. Все они созданы по одному или, по крайней мере, схожему принципу полотнище из дамасского шелка и вставка картина холст с масляной живописью с двух сторон. Основная часть почти квадратной формы, вольная часть завершается длинным треугольным концом косицей с богато оформленной кистью. Знамя крепилось на боковом и горизонтальном древ ках. Этот традиционный метод крепления, идущий из Средневековья, вызван, видимо, большими размерами знамен до 160 390 см полотнище, до 105 90 см вставка. Нас интересуют вставки, на которых изображены покровители гильдий и библейские сцены. На одной стороне знамени цеха каменщиков и плотников Фрайзинга ил. 2 пред ставлен св. Иосиф с Младенцем Христом. В верхних углах помещены эмблемы скре щенные топоры, рубанок, циркуль, угольник и др. На другой стороне библейский сю жет Бегство в Египет сцена отдыха Богоматери с Младенцем Христом и св. Иосифом под пальмой ил. 3 Хотя надпись на знамени сообщает о двух ремеслах, тем не менее как эмблемы, так и изображение цехового покровителя, св. Иосифа, преимущественно покровителя ремесел, связанных с обработкой дерева, плотников и столяров, явно направлены исключительно на ремесло плотника. 99 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ обтравка общего вида Ил. 2. Петер Эллмер Младший. Знамя каменщиков и плотников Фрайзинга, Бавария. Лицевая сторона. 1850. Шелк, холст роспись. 140 380 в развернутом виде вставка 95 80. Музей Исторического общества Фрайзинга, ФРГ. Инв. 0634 Ил. 3. Петер Эллмер Младший. Знамя каменщиков и плотников Фрайзинга, Бавария. Оборотная сторона. 1850. Шелк, холст роспись. 140 380 в развернутом виде вставка 95 80. Музей Исторического общества Фрайзинга, ФРГ. Инв. 0634 Ил. 4. Знамя резного и столярного цеха Смоленска. Лицевая и оборотная стороны. 1839. Металл, дерево штамповка, гравировка, серебрение, роспись. 77,5 52,0. Смоленский государственный музей заповедник. Инв. СОМ 694 3 100 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 5. Знамя сапожников Фрайзинга, Бавария. Вставка. Лицевая сторона. 1820. Холст роспись. 100 7 1 Музей Исторического общества Фрайзинга, ФРГ. Инв. 3254 Ил. 6. Знамя сапожного цеха Смоленска. Лицевая и оборотная стороны. 1839. Металл, дерево штамповка, гравировка, серебрение, роспись. 78,5 5 10. Смоленский государственный музей заповедник. Инв. СОМ 694 4 На знамени резного и столярного цеха Смоленска помещена композиция на анало гичный сюжет Бегство в Египет изображение Богоматери с Младенцем Христом на руках и св. Иосифа. Действующие лица представлены путниками. На оборотной стороне надпись З. знак. С. К. резнаго и сталарнаго ц ха ил. 4 На знамени сапожного цеха Фрайзинга 1820 года изображены типичные покровите ли мастеров данного ремесла святые Криспин и Криспиниан5 ил. 5 которые пред ставляли сапожное мастерство и в других землях, в частности в Таллине6. Здесь они 10 1 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Ил. 7. Теодор Эллмер. Знамя шорников, дубильщиков, кожевников и канатчиков Фрайзинга, Бавария. Лицевая сторона. 1842. Шелк, холст роспись. 149 330 в развернутом виде вставка 105 95. Музей Исторического общества Фрайзинга, ФРГ. Инв. 0632 Ил. 8. Теодор Эллмер. Знамя шорников, дубильщиков, кожевников и канатчиков Фрайзинга, Бавария. Оборотная сторона. Вставка. 1842. Шелк, холст роспись. 149 330 в развернутом виде вставка 105 95. Музей Исторического общества Фрайзинга, ФРГ. Инв. 0632 обтравка общего вида и показаны сапожниками. Над ними изображение восседающей на облаках Богомате ри с Младенцем7. На знамени сапожного цеха Смоленска схожая композиция местночтимые святые Авраамий и Меркурий Смоленские, над ними Богоматерь Смоленская. На обороте надпись З. знак. С. К. Сапожнаго ц ха ил. 6 8. Знамена Смоленска и Фрайзинга, несмотря на все различия, близки по времени со здания и, главное, по выбору покровителей, религиозных сюжетов. Во Фрайзинге це ховые знамена были уже в ХVI веке9. К тому времени уже сформировались эмблемы ремесленных гильдий. Известно о западноевропейском влиянии на формирование це ховых знамен Санкт Петербурга. Подтверждение тому знамя мастеров по коже и ка натчиков Фрайзинга ил. 7 Под изображением св. Сигизмунда, одного из покровите лей города, на нижнем поле размещены шесть щитов фигурной формы. Те же щиты находятся и на оборотной стороне, где представлена библейская сцена Вознесение Христа ил. 8 На первом щите государственный герб Баварии, на втором изобра жение седла, эмблема шорного цеха такую же эмблему имел немецкий шорно седель ный цех Санкт Петербурга, о чем свидетельствуют рисунок несохранившегося знаме ни этого цеха ил. 9 и оттиск цеховой печати ил. 10 Далее эмблема дубильщиков в виде скрещенных мездрильных ножей и пресса то же самое мы видим на знамени кожевенного цеха Санкт Петербурга ил. На последнем щите помещена эмблема кожевников, создававших предметы костюма, перчаточников и штанников которые шили изображенные над белой перчаткой черные ледерхозе кожаные штаны, часть 102 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 9. Ремесленники немецкого шорно седельного цеха Санкт Петербурга со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХХ из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Российская национальная библиотека. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Ил. 10. Оттиск печати немецкого шорного цеха Санкт Петербурга. Конец ХVIII начало ХIХ века. Бумага, сургуч, рукопись. Диаметр 3,7. Государственный музей истории Санкт Петербурга. Инв. III А 858 д. Ил. Знамя кожевенного цеха Санкт Петербурга. Лицевая и оборотная стороны. 18 15. Шелк бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 7 175 59,0 68,5 без бахромы Государственный музей истории Санкт Петербурга. Инв. V А 19 з См. Геральдику 2022 103 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ баварского народного костюма ил. 7, 8 сначала они считались одеждой простонародья, но с ХIХ века их стали носить при баварском дворе. Похожая перчатка изобра жена на знамени перчаточного цеха Санкт Петербурга ил. 12 В отличие от Смоленска, Петербург перенял уже сложившиеся в западной гераль дике эмблемы, которые после реформации 10 заменили изображения покровителей на знаменах. Смоленск же был ориентирован на более ранний период возможно, потому что с устройством и атрибутами цехов был знаком значительно раньше. Почти пол века город входил в Речь Посполитую, а до этого в Великое княжество Литовское. За долгое время западная культура, в том числе и цеховая, оказала влияние на различные стороны жизни города и горожан. Более того, в 16 году Смоленск получил Магде бургское право, согласно которому имел разрешение на создание ремесленных цехов. Видимо, следствием этого стало появление в 1839 году знаменного комплекса с несом ненными чертами предыдущего опыта. Знамена составили уникальную коллекцию ничего подобного среди российских ремесленных знаков не было и нет. Знамена соседней со Смоленском Калуги построены по схеме, созданной на северо западе России, главным образом в Санкт Петербурге. На одной стороне знамени изображен герб города, на другой эмблема цеха, представляющая ремесло либо образцами продукции, либо инструментами мастера. В собрании Калужского музея заповедника девять знамен иконописного, кожевенного, сапожного, портного, шапочного, свечно го, кафельного, серебряного и тележного цехов. Все они по форме, размеру, материалу и технике представляют собой знамена одного типа. Это лист жести прямоугольной формы, примерно 32 32 см, с масляной живописью с двух сторон, заключенный в деревянную профилированную раму с шелковым клином, обшитым бахромой, что, видимо, должно было создавать впечатление знамени, трепещущего на ветру. На од ной стороне изображен герб Калуги, высочайше утвержденный 10 2 1марта 1777 года Ил. 12. Знамя перчаточного цеха Санкт Петербурга. Лицевая и оборотная стороны. 1884. Шелк бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 9 196 78,5 90,0 без бахромы Государственный музей истории Санкт Петербурга. Инв. V А 45 з 104 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 13. Знамя портного цеха, Калужская губерния. Оборотная сторона. ХIХ век. Жесть, дерево, шелк, бахрома роспись. 3 18 32,0. Калужский объединенный музей заповедник. Инв. М 1852 императрицей Екатериной II ил. 13 Герб имел следующее описание На голубом поле горизонтально извитый серебряный переклад, означающий реку Оку, протекаю щую возле сего города, и в верхней части щита Императорская золотая корона в знак знаменитости, которую он через нынешнее учреждение в нем губернии от Монаршей милости получил На другой стороне изображена эмблема цеха, размещенная чаще всего в нижней части поля на общем для всех знамен сером фоне вверху надпись с наименованием цеха. Надо отметить, что эмблемы строятся одинаково, с минимумом предметов. Портное мастерство представлено инструментами раскрытыми портнов скими ножницами и портновским же утюгом ил. 14 Все предельно просто и лаконич но. Женская туфля и мужской сапог изображены на знамени сапожного цеха ил. 15 два головных убора митра и конфедератка на знамени шапочного цеха ил. 16 О датировке знамен следует судить по изображенным на них образцам продукции. Ведь главный принцип ремесленного производства ориентироваться на вкусы потре бителя, своего современника. Наиболее показательными являются знамена сапожного и шапочного цехов. Но на знамени сапожного цеха женская туфля с пряжкой по моде ХVIII века, а представленная на знамени шапочного цеха конфедератка была распростра нена в конце ХVIII начале ХIХ века. Конечно, это может быть и поздняя стилизация нижняя граница датировки первые годы ХХ века 12. В 1902 1903 годах по всей России прокатилась волна закрытия ремесленных управ. Из 136 осталось только 28, причем это коснулось и рассматриваемых нами городов Смоленска, Калуги, Рыбинска, Костромы и др. По крайней мере, это объясняет, почему в отдельных городах цеховые знамена в конце ХIХ начале ХХ века оказались в музеях, Архивных комиссиях и т. п. 13. Цеховые знамена Ростова Великого, уездного центра Ярославской губернии, выпол нены по тому же принципу, что и знамена Калуги они одного размера 25,5 30,7 см металлические, с живописью с двух сторон. На лицевой стороне эмблема, на обо ротной герб города. И так же, как в Калуге, к вольной кромке прикреплен фрагмент ткани, только уже с двумя косицами. Подобное явление стремление как то оживить 105 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Ил. 14. Знамя портного цеха, Калужская губерния. Лицевая и оборотная стороны. ХIХ век. Жесть, дерево, шелк, бахрома роспись. 3 18 32,0. Калужский объединенный музей заповедник. Инв. М 1852 Ил. 15. Знамя сапожного цеха, Калужская губерния. Лицевая сторона. ХIХ век. Жесть, дерево, шелк, бахрома роспись. 32,9 32,4. Калужский объединенный музей заповедник. Инв. М 1848 Ил. 16. Знамя шапочного цеха, Калужская губерния. Лицевая сторона. ХIХ век. Жесть, дерево, шелк, бахрома роспись. 32,0 3 18. Калужский объединенный музей заповедник. Инв. М 1846 знамена встречается в знаменах Пскова и Вологды, у которых основное полотно име ло жесткую основу. В собрании Ростовского музея заповедника имеется пять знамен пекарного, портного, сапожного, серебряного и финифтяного цехов 14. Герб Ростова Великого был утвержден 20 июля 3 1июля 1778 года. Его описание гла сило В червленом поле олень серебряный, рога, грива и копыта золотыя 15. В эмблемах такой же минимализм, как в Калуге, только слегка расширенный вместо двух предметов представлены три, а надпись с наименованием цеха расположена внизу. На знаменах 106 С. И. КУЗНЕЦОВА пекарного, сапожного, серебряного и фи нифтяного ил. 17 цехов изображены образцы продукции ремесленников. И, на конец, как и в Калуге, портное мастерство показывают только инструменты тради ционные портновские ножницы но в руке мастера и портновский утюг чугунный, цельнолитой, с плоской подошвой, литой ручкой и заостренным носиком ил. 18 Впервые в композицию включен аршин металлическая линейка длиной 7 см с делениями на четверти и вершки. Следует отметить, что изображения на всех знаменах, за исключением знамен портного и финифтяного цехов, весьма условны, выполнены в наивной манере. И тем не менее это подлинная энцикло педия русского быта и костюма. В них со держится информация о забытых и под час неизвестных предметах. Например, на знамени сапожного цеха изображены три предмета обуви ил. 19 Мужской са пог передан условно. Что касается розо вой туфли, то женские туфли с завязками Ил. 19. Знамя сапожного цеха, Ростов Великий. Лицевая и оборотная стороны. ХIХ век. Медь, железо, ткань роспись. 30,5 25,4. Государственный музей заповедник Ростовский кремль Инв. М 3 125 Ил. 17. Знамя финифтяного цеха, Ростов Великий. Лицевая и оборотная стороны. ХIХ век. Медь, железо, ткань роспись. 30,7 25,2. Государственный музей заповедник Ростовский кремль Инв. М 3 126 Ил. 18. Знамя портного цеха, Ростов Великий. Лицевая и оборотная стороны. ХIХ век. Медь, железо, ткань роспись. 30,8 25,3. Государственный музей заповедник Ростовский кремль Инв. М 3 128 107 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ вокруг лодыжки неоднократно входили и выходили из моды на протяжении всего ХIХ века и были популярны в 1800 18 10 е годы но тогда не было каблука, а здесь он есть. Последний всплеск моды на такой фасон произошел в 19 13 19 14 годах, однако вряд ли цеховые знамена создавались после 1902 1903 годов, когда ремесленные упра вы были упразднены. Третий же предмет скорее всего, не мужская туфля, как кажется на первый взгляд, а кожаная калоша, какие до конца ХIХ века бытовали наряду с ре зиновыми. Один из героев А. П. Чехова, Беликов, катился вниз по лестнице, гремя своими калошами 16. Это были именно кожаные калоши, поскольку резиновые не гре мят. Итак, наиболее вероятная датировка знамени на основе стилистического анализа изображенных предметов 1870 1880 е годы 17. В Рыбинске, что в ста верстах от Ростова Великого, мы снова имеем единый комплекс знамен с жестяным полотнищем и масляной живописью, изображающей ремеслен ные эмблемы и герб города. Герб Рыбинска, как и гербы других городов Ярославского наместничества, был утвержден 20 3 1июля 1778 года с описанием Щит в червленом поле главная часть наместнического герба, выходящий из за реки медведь, держащий в левой лапе секиру, при оной реке пристань две же стерляди доказывают изобилие той рыбы 18. Он представлен в навершии поясное изображение медведя с секирой, лестницы спуски к пристани и под ними две рыбы. Поскольку герб ушел наверх, обе стороны были отданы ремесленным эмблемам. Знамена Рыбинска более декоративны и имеют сложную форму. На каждой стороне жестяной пластины размером 45 34 см, с фигурным краем, в верхней части поме щена надпись с датой основания Рыбинской ремесленной управы в центре полотни ща шестиконечная звезда с наименованием цеха вокруг четыре восьмигранника, то есть в восьми клеймах представлены восемь эмблем, что делает знамя чрезвычайно информативным. Дело в том, что ремесленный цех включал мастеров разных чаще близких специальностей как правило, для единой эмблемы выбиралось наиболее значимое, главное ремесло и изображались его изделия или инструменты. В Рыбинске поступили более демократично, решив представить на знамени каждое из ремесел цеха. В собрании Рыбинского музея находятся пять знамен кузнечного, сапожного, ча сового, пекарного и малярного цехов. На лицевой стороне знамени кузнечного цеха ил. 20 в четырех клеймах изображены интерьеры мастерских. Специальность вла дельцев указана на рамках клейм. В клейме с надписью Кузнецъ изображена кузница с пылающим горном, наковальней и инструментами, в мастерской каретника карета и верстак, колесника колеса и полозья саней, столяра стол, стул, шкафы. Причем это не просто картины, а утвержденные Ремесленной управой и городским правлени ем эмблемы ремесел. Подтверждение тому трость старшины цеха ил. 2 1На гранях набалдашника изображены эмблемы входящих в цех ремесел, а именно фрагменты зна менных композиций кузнечное ремесло символизируют те же горн и наковальня на фоне кирпичной стены с подковой, столярное тот же стол и тот же шкаф. В клеймах оборотной стороны также представлены интерьеры четырех мастерских, хозяева кото рых не слишком связаны с кузнечным делом Печникъ Стекольщикъ Р щикъ рез чик. С. К. и Корзинщикъ Обычно цех объединял мастеров по сходству ремесла Но случалось, что некоторые мастерства просто некуда было приписать. Так, например, в Санкт Петербурге в 1849 году к иконописному цеху причислили табачный цех, чем 108 С. И. КУЗНЕЦОВА вызвали бурное недовольство иконных дел мастеров, посчитавших это неприлич ным и неприемлемым 19. Значительно более органичен по со ставу сапожный цех ил. 22 В него вхо дили мастера кожевники и обувщики разных специальностей, восемь из них представлены на знамени цеха Сапож никъ Башмачникъ Перчаточникъ и Шорникъ на лицевой стороне Сакво яжникъ Валенщикъ Посадщикъ де лал колодки для разных видов обуви, как кожаной, так и валяной и Рукавичникъ на обороте. По такой же схеме выполнено знамя часового цеха ил. 23 На лицевой стороне изображены интерьеры мастер ских, в которых работали Часовщикъ Зол. Сереб. Д. М. золотых и серебряных дел мастер. С. К. Чеканщикъ Р зчик печатей на обороте М дьникъ Сл сарь Ж стяникъ Кровельщи къ Мы получаем возможность увидеть просторные мастерские, их обстановку, Ил. 2 1Набалдашник трости старшины кузнечного цеха, Рыбинск. ХIХ век. Дерево, сплав медный, чеканка столярная работа, лакирование. Общая высота трости 136 набалдашник высота 7, диаметр 6. Рыбинский государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. М 2553 Ил. 20. Знамя кузнечного цеха, Рыбинск. Лицевая и оборотная стороны. ХIХ век. Жесть, дерево роспись. 45 34 высота древка 144. Рыбинский государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. М 2557 109 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Ил. 22. Знамя сапожного цеха, Рыбинск. Лицевая и оборотная стороны. ХIХ век. Жесть, дерево столярная работа, роспись. 45 34 высота древка 144. Рыбинский государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. М 2560 Ил. 23. Знамя часового цеха, Рыбинск. Лицевая и оборотная стороны. ХIХ век. Жесть, дерево роспись. 45 34 высота древка 144. Рыбинский государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. М 2559 0 С. И. КУЗНЕЦОВА оборудование, образцы изделий, даже производственный процесс. Перед нами интерьерная живопись подробное, со держательное, неспешное повествование не только о ремеслах, но и о жизни рос сийской глубинки в сорока картинах эм блемах. И своеобразный вид ремесленной геральдики интерьерная20. В музейном собрании Углича до него от Рыбинска всего семьдесят верст пред ставлены сразу две группы ремесленных знаков2 1В первую входят деревянные с масляной живописью значки размером всего 12 17 см. На каждом из них жан ровая композиция. Например, на знаке сапожного цеха изображена мастерская, в ней сапожник за столом с молотком в руке, у стола большой мужской сапог, вверху надпись Значик углецкаго са пож наго мастерства управы. ил. 24 Возможно, это было самое первое, вполне оправданное, простое и понятное пред ставление о заданном значике Ведь в Ремесленном положении ничего не ска зано о том, каким ему быть, зато предпи сано, где его хранить В Управной горни це иметь шкап и стол с ящиком, за замком с тремя ключами, в которых хранить ре месленное Положение, ремесленный зна чек, Управную печать 22. Вероятно, это и определило малый размер живописно го значка, который вполне подходил для хранения в шкафу или ящике стола, а так же мог висеть на стене. Но по Уставу цехов Павла I 1799 года, все знаки цехов, употребляемых в церемониях 23, должны были находиться в общей Управе доме цехов Кроме того, выяс нилось, что деревянные значки не подходят для церемоний подразумевались уличные шествия по поводу важных государственных или городских событий По видимому, это стало причиной появления знаков второй группы изготовленных из желтого металла с прочеканенными изображениями, одинаковыми с обеих сторон, примерно такого же размера, как предыдущие, 12 17 см и 13,2 14,8 см, но на длинном деревянном древке ил. 25 И если на живописном знаке был представлен сюжет на тему сапож ного ремесла, то здесь уже сложилась четкая и узнаваемая эмблема. Так как цеховой знак уже существовал, был утвержден и находился в Управе, на вновь созданном знаке Ил. 25. Знак мастера сапожного цеха, Углич. Начало ХIХ века Металл, дерево чеканка. 13,2 14,8. Угличский государственный историко архитектурный и художественный музей. Инв. УГ КП 1409 Ил. 24. Неизвестный художник. Знак угличского сапожного цеха. Конец ХVIII века Дерево масло. 12 17. Угличский государственный историко архитектурный и художественный музей. Инв. УГ КП 2576 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ появилась надпись с указанием должност ной принадлежности Мастеръ сапожнаго цеха С портным ремеслом то же самое изображенного на значке цеха портного, скучающего за пустым раскройным сто лом ил. 26 сменила на знаке Мастеръ портнаго цеха эмблема, составленная из традиционных инструментов ножниц и утюга ил. 27 Надо сказать, что вклю чение утюга в эмблему портного цеха это русская придумка, ставшая традицией. В церемониальном шествии маленький флажок Углича обозначал место членов цеха, указывал на их принадлежность дан ному ремеслу, а главное, представлял не только мастеров, но и само ремесло уже сформировавшейся эмблемой, как бы дублируя цеховой знак24. Вообще, в ряде губерний значик по няли буквально как знак. Во Владимир ском музее заповеднике хранятся трости цеховых старшин, которые в учетной до кументации значатся как знаки жезлы25. В верхней части каждого из них закрепле на плоская, фигурной формы пластина размером 10,2 7,5 см при общей высоте трости 125,6 см что немногим меньше угличских знаков. На одной стороне аббревиатура В У. Владимирская ре месленная управа на другой, согласно правилам должностных знаков, по обводу идет разъяснительная надпись с указанием должности. На знаке главы булочников надпись Старшина булошни наго цеха а в поле пластины эмблема цеха с изображением самого узнаваемого сим вола ремесла калача и других образцов продукции ил. 28 На знаке жезле главы са пожников на одной стороне такая же аббревиатура, на другой надпись Старшина сапожнiк наго цеха и изображение различных предметов обуви ил. 29 До сих пор не обнаружено никаких свидетельств о существовании во Владимирской ремесленной управе цеховых знамен. Есть основания полагать, что их заменили должностные знаки трости старшин, превращенные в знаки жезлы26. Старшины цехов Костромы имели знаки, подобные тем, что официально были вве дены в России во второй половине ХIХ века, в виде цепи с подвеской, носившейся на шее во время исправления должности 27. И, хотя ремесленникам должностные знаки Ил. 26. Неизвестный художник. Знак угличского портного цеха. Конец ХVIII века Дерево масло. 12 17. Угличский государственный историко архитектурный и художественный музей. Инв. УГ КП 2577 Ил. 27. Знак мастера портного цеха, Углич. Начало ХIХ века Металл, дерево чеканка. 13,2 14,8. Угличский государственный историко архитектурный и художественный музей. Инв. УГ КП 1406 2 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 29. Знак жезл старшины сапожного цеха Владимирской ремесленной управы. 1847 1900. Дерево, металл, краска столярная работа, штамповка, золочение. 126,0 7,6. Государственный Владимиро Суздальский историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. Н 67 14 Ил. 28. Знак жезл старшины булочного цеха Владимирской ремесленной управы. 1847 1900. Дерево, металл, краска столярная работа, штамповка, золочение. 125,0 7,5. Государственный Владимиро Суздальский историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. Н 67 15 Ил. 30. Знак старшины серебряного цеха Костромской ремесленной управы. ХIХ век. Металл белый чеканка, пайка, гибка. 6,9 6,0 длина цепи 46. Костромской государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. КМЗ КОК 7602 2 3 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Ил. 3 1Знак старшины сапожного цеха Костромской ремесленной управы. ХIХ век. Металл белый чеканка, пайка, гибка. 7 6 длина цепи 43. Костромской государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. КМЗ КОК 7602 1 Ил. 32. Знак старшины калачного цеха Костромской ремесленной управы. ХIХ век. Металл белый чеканка, пайка, гибка. 7,0 6,2 длина цепи 37,5. Костромской государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. КМЗ КОК 7602 5 Ил. 33. Знак старшины столярного цеха Костромской ремесленной управы. ХIХ век. Металл белый чеканка, пайка, гибка. 7,3 6,2 длина цепи 43,5. Костромской государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник. Инв. КМЗ КОК 7602 4 4 С. И. КУЗНЕЦОВА не были присвоены, они создали свой вариант овальный медальон с фигурным волнообразным краем, на массивной цепи с плоскими звеньями. На обороте указана должность С Р старшина Костромской ремесленной управы. На лицевой стороне эмбле ма. Складывается впечатление, что ремесленники стремились показать буквально все виды выпускаемых изделий либо инструментов. На знаке старшины серебряного цеха Костромской ремесленной управы изображены разнообразные предметы церковной утвари ил. 30 сапожного почти весь ассортимент продукции ил. 3 1калачного рос сыпь хлебной снеди ил. 32 столярного полный набор инструментов мастера ил. 33 В Костроме, как и во Владимире, нет сведений о местных цеховых знаменах, и вполне ве роятно, что должностные знаки цеховых старшин были одновременно и знаками цехов28. Итак, ремесленные знамена и знаки цехов центральных губерний Российской импе рии условно разделены на три группы. Первая знамена Смоленска, испытавшие влияние западноевропейской цеховой геральдики раннего времени. Их аналоги находятся в коллекциях знамен ремесленных гильдий Фрайзинга и Вюрцбурга Бавария Вторая группа знамена Калуги, Ростова Великого и Рыбинска продолжение сложившейся в Санкт Петербурге и городах Северо Запада знаменной системы. Конечно, говорить о высоком художественном достоинстве цеховых знамен Калуги, Ростова Великого и Рыбинска не приходится, так как это достаточно наивная и, можно сказать, нарочито упрощенная живопись. Ведь не надо забывать о том, на кого были рассчитаны изобра жения. Среди ремесленников, да и просто горожан, было чрезвычайно мало грамотных людей. Простой и ясный язык цеховых знамен должен был быть понятным и доступ ным для всех. И наконец третья группа знаки Углича, Владимира и Костромы долж ностные знаки, наделенные функциями цеховых знаков знамен. Три варианта, три подхода к формированию цехового знака знамени различаются не по размеру, форме и материалу. Речь идет о понимании сути знака, его смысла, содержа ния, выразительности, информативности. Главное состоит в представлении о том, каким он должен быть. Пример тому Ярославская губерния, где три города, расположенные на небольшом отдалении друг от друга, имеют три совершенно различных комплекса цеховых знамен. А сходство эмблем одного ремесла в разных городах отчасти объясня ется так должно быть изображено то, что, не вызывая никаких сомнений, определяется всеми легко и сразу. Сапожное ремесло ассоциируется с сапогом известно только одно знамя, из Архангельска, в котором сапожный цех представлен инструментами молотком, шилом и колодкой. И вообще, у мастеров одного ремесла, будь то Санкт Петербург, Новгород, Псков, Смоленск, Калуга или Кострома, один и тот же набор инструментов. Да и ассортимент изделий у них весьма схож. Различно лишь воплощение. 1ПСЗРИ. Собр. 1е. Т. 22. СПб., 1830. С. 366. 16 188. 2 Даль В. И. Толковый словарь живого велико русского языка в 4 т. Т. 1М., 1979. С. 689. 3 Журавлева Л. С. Цеховые знамена смоленских ремесленников Памятники культуры Новые открытия. 1994. М., 1996. С. 495 50 1 4 Из описания оборотной стороны следу ет, что она содержала надпись названия цеха, цифру 3 и орнаментальный декор За цифру здесь была принята литера З сокращение слова знак см. Там же. С. 496 5 Католические святые, братья, занимались башмачным ремеслом считались патрона ми сапожников. 6 Kaplinski K. Tallinn meistrite linn. Tallinn, 1995 62. 7 Автор искренне благодарит доктора Ульри ку Гётц, сотрудника Музея Исторического ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ общества Фрайзинга, ФРГ, за предоставлен ную информацию. 8 За предоставленную информацию автор выражает благодарность Д. П. Алексееву, главному хранителю Смоленского государ ственного музея заповедника. 9 G tz U. Ein Ersamb Lobliсh Handwerсh Die Zunftaltert mer im Museum des Historisсhen Vereins Freising Freising als B rgerstadt. Regensburg, 1996 172. 10 Движение за перестройку христианской церкви в Европе в конце ХV начале ХVI века. Высочайше утвержденный доклад Сената с приложением гербов городам Калужско го наместничества герб Калуги 10 марта 1777 года ПСЗРИ. Собр. 1е. Т. 20. СПб., 1830. С. 5 10. 14596. 12 Дело в том, что начиная со второй полови ны ХIХ века прогрессивные деятели в пра вительственных кругах пытались уравнять в правах вечноцеховых и временноцеховых ремесленников. Последние не имели пра ва участвовать в выборах. Поэтому, когда в Калуге до участия в выборах не допу стили временноцеховых мастеров и под мастерьев, последовало разбирательство, в результате которого правительство, не захотевшее решать эту проблему, распо рядилось просто устранить ремесленное самоуправление. 13 Автор выражает глубокую признательность А. Ю. Сидоровой, хранителю фонда метал ла Калужского объединенного музея запо ведника, за предоставленную информацию. 14 Автор выражает искреннюю благодарность С. А. Храбровой, главному хранителю Го сударственного музея заповедника Ростов ский кремль за предоставленную инфор мацию. 15 Высочайше утвержденный доклад Сената О гербах городов Ярославского наместничества 20 июля 1778 года ПСЗРИ. Собр. 1е. Т. 20. СПб., 1830. С. 723, 724. 14765. 16 Чехов А. П. Человек в футляре Избран ные сочинения. М., 1988. С. 335. 17 За консультацию по обуви автор выражает благодарность М. В. Тереховой, научному сотруднику Государственного музея исто рии Санкт Петербурга. 18 Высочайше утвержденный доклад Сената О гербах городов Ярославского намест ничества 20 июля 1778 года ПСЗРИ. Собр. 1е. Т. 20. СПб., 1830. С. 724. 14765. 19 ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 658. Л. 6. 20 За предоставленную информацию автор выражает благодарность Н. В. Костериной, научному сотруднику Рыбинского государ ственного историко архитектурного и худо жественного музея заповедника. 2 1Подробно о коллекции см. Переходенко К. В., Полякова О. Б. Цеховые значки Угличской ремесленной управы К вопросу о ремесленной символике Российской империи IN HOс SIGNO VINсES Материалы международного знаменоведческого симпо зиума. СПб., 202 1С. 42 5 1 22 ПСЗРИ. Собр. 1е. Т. 22. СПб., 1830. С. 37 6 188. 23 Там же. Т. 25. 19 187. С. 867. 24 Сведения о музейных предметах любезно предоставлены О. Б. Поляковой, ученым секретарем Угличского государственного историко архитектурного и художественно го музея. 25 Лукьянова М. В. Должностные знаки второй половины ХIХ века до 19 17 года из собра ния Государственного Владимиро Суздаль ского музея заповедника каталог. Влади мир, 20 18. С. 44 52. 26 Автор благодарит Т. В. Меньшикову, ученого секретаря Государственного Владимиро Суздальского историко архитектур ного и художественного музея заповедника, за предоставленную информацию. 27 Мельник Г. Н., Можейко И. В. Должностные знаки Российской империи. М., 1993. С. 13. 28 Автор выражает глубокую признательность С. В. Рябинцеву, главному хранителю Ко стромского государственного историко архитектурного и художественного музея запо ведника, за предоставленную информацию. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Кузнецова С.И. Знамена ремесленных цехов центральных губерний России. По материалам музеев Смоленска, Калуги, Ростова Великого, Рыбинска, Углича и Костромы (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |