| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › IN HOC SIGNO VINCES (2021) › Кузнецова С.И. «Знаки цехов ремесленных, употребляемых в церемониях» (по материалам собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга) | ||||||
Кузнецова С.И.
«Знаки цехов ремесленных, употребляемых в церемониях» (по материалам собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга)// IN HOC SIGNO VINCES (2021)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: IN HOC SIGNO VINCES. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021. С. 52-71 Аннотация: Цеховые знамена, или знаки, как их называли, были учреждены в России в 1785 году. В Ремесленном положении, вошедшем в «Жалованную грамоту на права и выгоды городам Российской империи» сказано: «…Управе дать <…> ремесленный значик…» Но никаких предписаний о правилах изготовления и оформления знаков не последовало. В разных регионах России сложилось свое представление о цеховых знаках. Об авторе публикации/статьи: Кузнецова Светлана Ивановна (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF: › Кузнецова С.И. «Знаки цехов ремесленных, употребляемых в церемониях» (по материалам собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга) (2021)
› См. также другие статьи Кузнецовой С.И.
в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 48046 знаков (с пробелами)
52 С. И. Кузнецова Санкт Петербург ЗНАКИ ЦЕХОВ РЕМЕСЛЕННЫХ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ЦЕРЕМОНИЯХ ПО МАТЕРИАЛАМ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ САНКТ ПЕТЕРБУРГА Цеховые знамена, или знаки, как их называли, были учреждены в России в 1785 году. В Ремесленном положении, вошедшем в Жалованную грамоту на права и выгоды го родам Российской империи сказано Управе дать ремесленный значик 1 Но никаких предписаний о правилах изготовления и оформления знаков не последовало. В разных регионах России сложилось свое представление о цеховых знаках. В Санкт Петербурге с основания города работали иностранные ремесленники. Создавали цехи, строили цеховые знамена, подобные тем, что были на их родине. Поэтому петербургским мастерам при формировании цеховых знаков образцами слу жили уже знакомые им знамена немецких цехов. Материал, техника, цеховая гераль дика все было взято на вооружение. Первые знамена российских цехов, шелковые с масляной живописью, мало чем отличались от немецких. На лицевой стороне изо бражение эмблемы цеха, на оборотной двуглавого орла, на груди которого щиток с гербом Санкт Петербурга. На каждом знамени есть дата его утверждения Ремесленной управой. По Уставу цехов, изданному Павлом I в 1799 году, все знаки цехов ремесленных, употребляемых в церемониях хранились в доме Ремесленной управы, причем по всем правилам в зачехленном виде и расчехлялись для участия в церемониях цеховых присяга, к которой при вступлении в должность Ремесленная управа приводила стар шин цехов и старшинских товарищей Поступать справедливо и безпристрастно как во всех делах, так и в тщательном старании о благоуспешном состоянии ремесла, о при ращении искусства в ремесле, о добром порядке и о согласии ремесленных, ответствуя за всякие упущения, злоупотребления или неисполнения ремесленнаго Положения 2 и государственных коронации, погребения, бракосочетания членов императорской фамилии, празднование юбилеев и т. п В 1844 году газета Северная пчела описывала встречу в Висбадене молодой гер цогини Елизаветы дочери великого князя Михаила Павловича, младшего брата импе ратора Николая I после ее бракосочетания с герцогом Адольфом Нассауским Когда августейшие особы показались на балконе, начался церемониальный марш по пло щади в определенном порядке прошли стрелковый взвод городской гвардии, члены магистрата, граждане с цеховыми значками 3 Когда в 1860 году цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, прибыл в Либаву, на пристани был выстроен почетный караул. Вокруг толпились горожане в праздничных нарядах и ремесленные цехи с распущенными знаменами 4. 53 ЗНАКИ ЦЕХОВ РЕМЕСЛЕННЫХ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ЦЕРЕМОНИЯХ Санкт Петербургская ремесленная управа возобновляла цеховые знаки к важней шим церемониям, главными из которых были коронации и погребения российских императоров. Пожалуй, первой церемонией с участием ремесленников стала цере мония погребения императрицы Екатерины II в декабре 1796 года. В Российском государственном историческом архиве далее РГИА хранится дело под названием Церемониал о погребении Императора Петра III и Императрицы Екатерины II 5. В этом церемониале, составленном обер церемониймейстером Императорского дво ра Валуевым, дано подробное описание печальной процессии, которая была при пе ренесении тела императора Петра III из Александро Невского монастыря в Зимний дворец и потом при перенесении тел императора Петра III и императрицы Екатери ны II из Зимнего дворца в Петропавловский собор. Ремесленники были определены в VI разделение отделение шествия. В него входили церемониймейстер, маршал со штабом, назначенные в церемонию гражданские и военные лица, которые несли десять гербов девять титульных Шлезвиг Голштинский, Таврический, Сибирский, Астраханский, Казанский, Новгородский, Владимирский, Киевский, Московский и Государственный большой герб В последнем пункте разделения значились Маршал от Магистрата Градской Глава от купечества Надворный Советник Николай Резвой с штабом, за ним Магистратские Члены и Секретари по три в ряд, все в черных епанчах6, шляпы распущенные с длинным флером7, всех числом 2 1человек. За ними от каждаго цеха по значку, тоже все в епанчах, шляпы распущенные с длинным флером по три в ряд, всех числом 66 человек 8. Однако в Реестре снаряженных в следствие повеления печальной комиссии быть для печальной церемонии как из Присудствую щих членов так и из Граждан приведено другое число ремесленников 7 1человек. От российских цехов был заявлен Ремесленной Глава Степан Попов с тридцатью ремесленниками по одному от каждого цеха и от немецких цехов Ремесленной Глава Гунтер со старшинами живописного и кондитерского цехов и 37 ремесленни ками также по одному от каждого цеха 9. В этой церемонии принимали участие три знамени из собрания Государственного музея истории Санкт Петербурга ГМИ СПб И в Реестре есть имена тех, кто нес их в траурном шествии знамя кузнечного цеха ил. 1мастер Гаст, оловяннишнаго ил. 2 мастер Албрехт, шляпного ил. 3 мастер Даль 10. По церемониалу положено было идти по три в ряд значит, в каждом ряду было по три цеховых знака. В таком же порядке петербургские ремесленники шли в похоронной процессии при погребении императора Александра I Но сначала печальный кортеж скончавшегося в Таганроге императора встретила в Царском Селе 28 февраля и проводила 6 марта про цессия, в составе которой были и цеховые с своими значками по 2 в ряд 12 ремеслен ники Царского Села и Павловска. В Санкт Петербурге процессия сопровождала кортеж от заставы до Казанского собора. Погребение императора Александра I было назначено на 13 марта 1826 года. По высочайшему повелению шествие процессии быть имеет от Казанскаго Собора, чрез площадь противу онаго, по Невскому проспекту до Императорской библиотеки, поворота на лево, по малой Садовой улице, мимо Ин женернаго замка к Марсову полю, на Суворовскую площадь и на вновь устроенный чрез Неву мост, до соборной Петропавловской церкви а церемониалу сему быть тому же самому, которым тело в Бозе почивающаго Государя Императора перевезено в Казанский собор 13. То есть 6 и 13 марта 1826 года, согласно церемониалу, в шествии 54 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 1Знамя немецкого кузнечного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1785. Шелк, масло, галун, бахрома нить х б и металлическая нить. 74 94 64 88 без бахромы Инв. V A 27 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга Цвет 55 ЗНАКИ ЦЕХОВ РЕМЕСЛЕННЫХ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ЦЕРЕМОНИЯХ участвовали каждаго цеха мастеровые с их значками. Все по три в ряд, в епанчах, шля пы распущенныя с длинным флером 14. Как выглядела печальная процессия, можно увидеть на рисунках в книге Описание погребения блаженной памяти императора Николая I 15 Похоронное шествие и по гребение были назначены на 27 февраля 1855 года. Все участники процессии должны были собраться в 7 30 утра в приготовленные для каждаго отделения церемониала дома. мастеровые близ здания Городской Думы 16. По первому сигналу из трех пушечных выстрелов в Петропавловской крепости ремесленники должны были идти на Адмиралтейскую площадь к зданию Присутственных мест. По второму такому же сигналу занять назначенные для них места и построиться в тот порядок, в кото ром будет следовать самое шествие. По третьему и последнему такому же сигналу все отделения начинают церемониальное шествие 17. Оно направлялось чрез Николаев ский мост по первой и кадетской линиям Васильевскаго острова, чрез Тучков мост по Большому проспекту Петербургской стороны, до Ивановских ворот Петропавловской крепости 18. В составе VII отделения шли Депутаты иностранных ремесленников пе ред каждым цехом старшина с значком своего ремесла, при двух ассистентах. Ремесел этих было 36 19 ил. 4 За ними следовали Депутаты русских ремесленников, точно также со старшиной и двумя ассистентами для каждаго ремесла. На верху значков Им ператорский орел из вызолоченной бронзы 20 ил. 5 По сравнению с предыдущи ми процессиями число представителей от каждого цеха увеличилось до трех человек, это были старшина староста цеха, сборщик податей и десятский. В архивном деле О финансовой отчетности Управы за 1855 год есть список служивших в этом году цеховых старост, сборщиков податей и десятских2 1Данное обстоятельство позволяет утверждать, что, скорее всего, именно эти лица участвовали в процессии со знаменами своих цехов. К этой церемонии были возобновлены три знамени из собрания ГМИ СПб медно бронзового, часового и кузнечного цехов. На всех стоит одна дата возобновления 18 февраля 1855 года день кончины императора Николая I. Спустя девять дней они участвовали в траурном шествии, сопровождавшем погребение Николая I, и изображе ны на рисунках. На лицевой стороне знамени медно бронзового цеха ил. 6 в овальном медальоне в качестве эмблемы изображена бронзовая люстра. На обороте изображен герб Санкт Петербурга. В шеренге шествия с этим знаменем шли староста цеха Фрид рих Фаберберг, сборщик податей Карл Бершерт и десятский Фридрих Пульс22. Знамя часового цеха ил. 7 с изображением бога времени Хроноса и солнечных часов в виде башни с прямоугольным циферблатом было у старосты цеха Карла Сираха, которого сопровождали сборщик податей Август Голланд и десятский Иван Лашин23. Ряд со зна менем кузнечного цеха ил. 8 составили староста цеха Василий Тарасов, сборщик податей Александр Букин и десятский Сидор Спиридонов24. За церемонией погребения и периодом траура последовала подготовка к корона ции императора Александра II. На девяти знаменах собрания пяти российских и че тырех немецких стоит дата 26 августа 1856 года день коронации. В Центральном государственном историческом архиве Санкт Петербурга ЦГИА СПб есть документ подписка обязательство о возобновлении знамен из которого стало известно имя художника, автора нескольких знамен нашего собрания25. Это Карл Мекет, мастер Санкт Петербургского живописного цеха. По счетам, поданным в управу и старостам цехов, 56 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 2. Знамя немецкого оловянного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1785. Шелк, масло, галун, бахрома нить х б и металлическая нить. 76 100 64,5 94,5 без бахромы Инв. V A 28 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 57 ЗНАКИ ЦЕХОВ РЕМЕСЛЕННЫХ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ЦЕРЕМОНИЯХ Цвет 58 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 3. Знамя немецкого шляпного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1787. Шелк, масло, галун, бахрома нить х б и металлическая нить. 79 97 67 9 1без бахромы Инв. V A 18 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 59 ЗНАКИ ЦЕХОВ РЕМЕСЛЕННЫХ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ЦЕРЕМОНИЯХ а также переписке маклеров о возобновлении знамен, было установлено, что он выпол нил девять знамен, из которых пять находятся в нашем собрании знамена переплетного, ситцепечатного, обойного ил. 9 трубочистного и каретного ил. 10 цехов26. Именно Мекету принадлежит создание основной схемы построения цехового знака. Эмблема размещена во вшитом круглом медальоне контрастного по отношению к по лотнищу цвета. Медальон обрамлен золотым лавровым венком и увенчан император ской короной. Вокруг надпись с наименованием цеха, внизу дата утверждения знака. В дальнейшем почти все цеховые знамена Санкт Петербурга будут созданы по этой схеме. Ил. 4. Депутаты иностранных ремесленников со знаменами в похоронной процессии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХIХ из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифр 18.4 14 2 Российская национальная библиотека Ил. 5. Депутаты российских ремесленников со знаменами в похоронной процессии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХХI из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифр 18.4 14 2 Российская национальная библиотека Знамя медно бронзового цеха первое слева знамя часового цеха третье справа 60 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 6. Знамя медно бронзового цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1855. Шелк, масло, бахрома нить х б и металлическая нить. 82 76 70 69 без бахромы Инв. V A 8 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 6 1ЗНАКИ ЦЕХОВ РЕМЕСЛЕННЫХ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ЦЕРЕМОНИЯХ Ил. 7. Знамя часового цеха. М. Лисицын Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1855. Шелк, масло, бахрома нить х б и металлическая нить. 86 79 73 72 без бахромы Инв. V A 35 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 62 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 8. Знамя кузнечного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1855. Шелк, масло, бахрома нить х б и металлическая нить. 83 69 70,5 63 без бахромы Инв. V A 36 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 63 ЗНАКИ ЦЕХОВ РЕМЕСЛЕННЫХ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ЦЕРЕМОНИЯХ Ил. 9. Знамя обойного цеха. К. М. Мекет. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1856. Шелк, масло, бахрома нить х б и металлическая нить. 90 84 78,5 78 без бахромы Инв. V A 43 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 64 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 10. Знамя каретного цеха. К. М. Мекет. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1856. Шелк, масло, бахрома нить х б и металлическая нить. 90 94 78 86,5 без бахромы Инв. V A 2 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 65 ЗНАКИ ЦЕХОВ РЕМЕСЛЕННЫХ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ЦЕРЕМОНИЯХ Цвет Коронации российских императоров проходили в Москве. В августе 1856 года, по свидетельству современников, город опустел, так как весь официальный и блестя щий Петербург теперь в Москве 27. В Северной столице торжества проходили в день коронации, 26 августа, и в день торжественного въезда императора в Санкт Петербург 2 октября. Согласно церемониалу торжественных мероприятий в Санкт Петербурге 2 По получении Военным Генерал Губернатором из Москвы 26 го августа, по теле графу, известия о начатии Высочайшаго шествия в Успенский собор, объявлено будет о том жителям столицы тремя пушечными выстрелами с Петропавловской крепости, и на всех каланчах подняты будут, на 10 минут белые флаги. 3 На имеющую быть 26 го августа в Казанском соборе священную литургию собраться остающемуся в Санкт Петербурге генералитету, дворянству, должностным лицам и купечеству. Городским цехам собраться в залах Распорядительной Думы, а оттуда шествовать в Ка занский собор, в процессии, с значками. 4 По окончании литургии ожидать в Казанском соборе извещения, по телеграфу же, о благополучном совершении в Москве священ наго коронования. О получении сего уведомления возвещено будет тремя пушечными выстрелами, после которых на каланчах подняты будут красные флаги. За сим последу ет в Казанском соборе благодарственное молебствие, при окончании коего, по возгла шении многолетия, произведен будет в Санктпетербургской крепости 10 1пушечный выстрел. После того цехи возвратятся, в процессии в Думу 28. Спустя месяц, 2 октября 1856 года, в день торжественного въезда императора Алек сандра II в Санкт Петербург, ремесленники со знаменами шествовали от Казанско го собора, по Невскому, от Малой Миллионной и Адмиралтейской площадям до Зимняго дворца 29. Вечером весь город сиял разноцветными огнями. Среди иллю минаций современники выделяли одну из самых замечательных На площади Влади мирской церкви с большим вкусом был освещен разноцветными стеклянными шарами небольшой дом Ремесленной Управы 30. Создателем этой иллюминации был уже упо минавшийся Карл Мекет3 1 Возобновление знамен тележного, пряничного и конфетного цехов было приуроче но к бракосочетанию великого князя Михаила Николаевича и Цецилии Августы Баден ской, которое состоялось 16 августа 1857 года. С празднованием в 1872 году 200 летнего юбилея Петра I связано возобновление знамени парикмахерского цеха Иностранной ремесленной управы Санкт Петербур га. На знамени немецкого портного цеха ил. стоит дата 1марта 188 1года день гибели императора Александра II, то есть оно было возобновлено к церемонии погребения. Эту церемонию спустя много лет вспоминал Александр Бенуа, который видел ее из окна Академии художеств. Ведь печальное шествие следовало от Зимнего дворца в Петропавловский собор по Адмиралтейской и Английской набережным, через Николаевский мост. И среди эшелонов погребальной процессии ему особо за помнилась группа цеховых корпораций со своими знаменами, носившими каждое какое либо изображение сапог для сапожников, ножницы для портных и т. п. 32. Это, согласно установленному порядку, шли каждаго цеха мастеровые с их значками, по три в ряд 33. В течение 1882 года шла подготовка к коронации императора Александра III. Из отчета Санкт Петербургской ремесленной управы за 1882 год Израсходовано 165 руб. Расход произведен на возобновление значков цеховых и приобретение одного 66 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. Знамя немецкого портного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 188 1Шелк, масло, галун, бахрома нить х б и металлическая нить. 87,5 95 76 90 без бахромы Инв. V A 30 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга Цвет 67 ЗНАКИ ЦЕХОВ РЕМЕСЛЕННЫХ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ЦЕРЕМОНИЯХ новаго 34. В собрании ГМИ СПб только одно знамя, возобновленное в 1882 году, знамя живописного цеха. Но, пожалуй, самая главная для ремесленников Санкт Петербурга церемония со стоялась в 1885 году в празднование 100 летия учреждения ремесленного сословия и Ремесленного управления в России. Российская ремесленная управа решила органи зовать в Санкт Петербурге в честь юбилея ремесленную выставку35, и в начале 1884 года постановила Просить цехи возобновить на собранныя, по подписке, средства цеховые значки и просить гг. Цеховых Старост о том, чтобы они с своей стороны приглашали мастеров к принятию участия в выставке 36 1октября 1884 года были возобновлены знамена булочного, русско булочного мелочных лавочников, квасного и кондитерского цехов. Они очень схожи по размеру, около 77 79 см, ткани шелковый атлас светлого серо голубого тона и оформлению. На цельном полотнище лицевой стороны изображена эмблема цеха. На знамени кон дитерского цеха это шоколадный торт с разноцветной глазурью и разнообразные сла сти, высыпающиеся из рогов изобилия ил. 12 На обороте изображение двуглавого орла. Через месяц, 1ноября 1884 года, были выполнены знамена еще четырех цехов малярного, портного, шляпно шапочного и перчаточного ил. 13 На семи цеховых знаменах стоит дата 30 января 1885 года. Среди них знамена жестяного и фонарно го, слесарно кузнечного и столярного цехов. За неделю до открытия выставки были выполнены знамена бриллиантовых и золотых дел цеха, клавикордно музыкального и сапожно башмачного цехов. Полотнища этой группы знамен сшиты из традицион ного материала гроденапля37, который так ценил Карл Мекет, по размеру его же, Меке та, знамен около 78 89 см Их оформление также повторяет схему Мекета. Эмблемы на лицевой стороне вновь выполнены во вшивных медальонах. Такой же прием при менен теперь и на обороте. Эмблемы и гербовые орлы написаны масляными красками орнамент, надпись и лавровый венок с короной печать золотом с деревянной доски. 2 1апреля 1885 года в часов из Ремесленной Управы тронулась процессия цехов, со своими значками, сопровождаемая толпой народа. Значек каждого цеха нес старшина цеха с двумя ассистентами. Всех значков 28 38. Путь лежал по Владимирской улице, Ли тейному проспекту, Пантелеймоновской улице в бывший Соляной городок, в помеще ние ремесленной выставки. Здесь знамена были размещены в зале, который назначен был для водосвятия и затем торжественного молебствия после чего состоялось откры тие выставки. На молебствии и открытии выставки присутствовали Их Императорские Высочества Великие Князья Николай Николаевич Старший и Петр Николаевич 39. Иностранные мастера не были участниками выставки, поэтому утром они со своими цеховыми знаменами отправились в лютеранскую церковь Св. Петра и Павла, потом на праздничный обед в немецкое ремесленное общество Пальма 40. Благодаря выставке впервые были опубликованы цеховые знамена нашей коллек ции в альбоме, на обложке которого надпись Альбом Внутр. виды Ремесленной выставки. Его Императорскому Высочеству Великому Князю Владимиру Александ ровичу4 1Виды сняты фотографом С. Рубиновичем. 1885 года 42. На альбоме не ука зано место проведения выставки. В 1885 году в России состоялись две ремесленные выставки в Санкт Петербурге и Москве. Изучение материалов о Ремесленных вы ставках 1885 года сопоставление видов и планов двух выставочных зданий, списков 68 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 12. Знамя кондитерского цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1884. Шелк, масло, бахрома х б нить и металлическая нить. 89 86 77 79,5 без бахромы Инв. V A 12 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 69 ЗНАКИ ЦЕХОВ РЕМЕСЛЕННЫХ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ЦЕРЕМОНИЯХ Цвет Ил. 13. Знамя перчаточного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1884. Шелк, масло, бахрома х б нить и металлическая нить. 9 196 78,5 90 без бахромы Инв. V A 45 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 70 С. И. КУЗНЕЦОВА экспонентов, публикаций, в которых есть описание экспонатов и т. д. полностью под тверждает принадлежность данного фотоальбома Санкт Петербургу. Тем более что на трех снимках альбома хорошо видны знамена из нашего собрания, возобновлен ные к этой выставке в металлическом отделе знамя жестяного и фонарного цеха, в кожевенном знамя перчаточного цеха, а в кондитерско кухмистерском знамя кондитерского цеха. После закрытия выставки знамена вернулись в здание Ремесленной управы на Вла димирской площади, где находились вплоть до закрытия управы в 19 18 году. В начале 1923 года они поступили в отдел Музей Старого Петербурга Музея города из Петроградского Губархива. Сегодня эта коллекция хранится в ГМИ СПб, включает 47 знамен иностранных и российских цехов Санкт Петербургской ремесленной управы. На ее примере можно увидеть, что в Санкт Петербурге, в отличие от других регионов Рос сийской империи, ремесленный знак стал настоящим цеховым знаменем, выполненным с соблюдением традиционных геральдических норм и правил. 1Полное собрание законов Российской им перии. СПб., 1830. Т. 22 1784 1788. 16 188. 120. С. 366. Здесь и далее текст документов приводится с сохранением особенностей орфографии и пунктуации. 2 Там же. С. 370. 3 Wersсhewskaja M. Gr ber erz len Gesсhiсhte. Die russisсh orthodoxe Kirсhe der Hl. Elisabeth und uhr Friedhof in Wiesbaden. Wiesbaden, 2007 27. 4 Татищев С. С. Детство и юность великого князя Александра Александровича сб. Документов Великий князь Александр Александрович. М., 2002. С. 229. 5 РГИА. Ф. 473. Оп. 1Д. 202 а. Д. 202 б. 6 Епанча широкий, безрукавный круглый плащ. См. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1 С. 520. 7 Флер прозрачная, преимущественно шел ковая ткань. См. Даль В. И. Толковый сло варь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4. С. 536. 8 РГИА. Ф. 473. Оп. 1Д. 202 а. Д. 202 б. Л. 58 об., 59, 59 об. 9 Там же. Л. 237 24 0 Там же. Л. 240, 240 об. Разработанный обер церемониймейстером Валуевым церемониал стал основой для со здания церемониалов погребения россий ских императоров, определил и закрепил место цеховых ремесленников в шествии за гербовой группой. 12 Описание погребения блаженной памяти императора Николая I с присовокуплени ем историческаго очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. С. 68. 13 Церемониал погребения тела в Бозе почи вающего Благочестиваго Государя Импера тора Александра I. СПб., 1826. 14 Печальная процессия, имеющая быть при сопровождении тела в Бозе почивающего Государя Императора Александра I Сто лицею, от заставы до Соборной Казанския Божией Матери церкви. СПб., 1826. С. 2. 15 Описание погребения блаженной памяти императора Николая I. 16 РГИА. Ф. 469. Оп. 2. Д. 996. Л. 84. 17 Высочайше утвержденный церемониал по гребения тела в Бозе почивающего Импе ратора Николая I. СПб., 1855. С. 32, 32 об. 18 Описание погребения блаженной памяти императора Николая I. С. 19 Там же. С. 98. 20 Там же. 2 1ЦГИА сПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 2070. Л. 23 1 232 об. 22 Там же. Л. 232. 23 Там же. 24 Там же. Л. 23 1 25 ЦГИА сПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 2 194. Л. 9. 26 Кузнецова С. И. Цеховые знамена 1856 года в собрании Государственного музея исто рии Санкт Петербурга Труды Государст ЗНАКИ ЦЕХОВ РЕМЕСЛЕННЫХ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ЦЕРЕМОНИЯХ венного музея истории Санкт Петербурга. СПб., 20 16. Вып. 26. С. 72. 27 Современник. 1856. 9. С. 10 1 28 Коронование Императора Александра II 26 августа 1856 года. Подробное описание церемониала и некоторые сведения о по слах и посланниках иностранных держав, их свитах и о торжествах и увеселениях как в Москве так и в Санктпетербурге. СПб., 1856. С. 6, 7. 29 Воспоминания о коронации Императора Александра II камер пажа двора Его Вели чества из дневника графа Милорадовича Киев, 1856. С. 33, 34. 30 Отечественные записки. 1856. С. 7. 3 1ЦГИА сПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 2 194. Л. 2. 32 Бенуа А. Н. Мои воспоминания в 5 кн. М., 1980. Книги первая, вторая и третья. С. 385. 33 РГИА. Ф. 469. Оп. 2. Д. 996. Л. 9. 34 Отчет С. Петербургской Ремесленной Управы за 1882 год. СПб., 1883. С. 32. 35 ЦГИА СПб. Ф 223. Оп. 1Д. 5042. Л. 34. 36 Там же. Л. 45. 37 Гроденапль плотная гладкокрашеная шел ковая ткань, названная по первоначальному месту производства г. Неаполю в Италии. См. Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок Костюм вещь и образ в русской литературе ХIХ века. М., 1989. С. 72. 38 Газета Новое время 1885. 3285 от 22 апреля. С. 3. 39 ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 5042. Л. 38. 40 Клуб для ремесленных подмастерьев Паль ма был открыт 24 марта 1863 года с целью распространить образование в ремеслен ном немецком сословии См. Русский ре месленник. 1865. 4. С. 109. 4 1Великий князь Владимир Александро вич Романов, коллекционер, покровитель искусств, президент Академии художеств, посетил Ремесленную выставку 26 апреля 1885 года. 42 До революции 19 17 года альбом находил ся во дворце великого князя на Дворцовой наб., 26, в начале 1930 х годов был продан за границу. В собрании Нью Йоркской пу бличной библиотеки доступен для просмо тра по ссылке https digitalсolleсtions. nypl. org сolleсtions albom vnut vidy remeslennoivystavki ego imperatorskomu vysoсhestvuvelikomu tab about Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Кузнецова С.И. «Знаки цехов ремесленных, употребляемых в церемониях» (по материалам собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга) (2021)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |