ФОРМА ОДЕЖДЫ ИНЖЕНЕРОВ И ТЕХНИКОВ МОРСКОЙ
СТРОИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ. 1892 19 14 гг.
корпусами Морского ведомства принято называть отдельные организации
специальных родов слу жбы, по тем или другим причинам
выделенные из общего сост ава строевых и береговых офицеров
флота 1Главным основанием для такого выделения являлась невозможность
согласовать требуемые для различных специа льностей
технические, научные или специальные познания и роды деятельности
с общим порядком прохождения службы по Морскому ведомству.
Таким корпусам присваивалась особая форма одежды и правила прохождения
слу жбы.
О Морской строительной части
Корпус морской строительной части, созданный для руководства строительством
арсеналов, адмиралтейства, доков и прочих береговых сооружений,
комплектовался офицерами Корпуса военных инженеров с высшим
инженерным образованием. Перемещение офицеров из Корпуса морской
строительной части в Корпус военных инженеров и обратно было явлением
постоянным и плохо влиявшим на дела службы. В связи с этим в 189 1
году Морская строительная часть была преобразована2 Генералы и офицеры
возвращались в Военное ведомство. Оставшиеся офицеры и чиновники
переводились в специальные звания, а при отказе, далее в чинах не повышались.
К зачислению в состав инженеров Корпуса отныне допускались исключительно
лица, окончившие по первому разряду курс наук в Николаевской
инженерной академии или Институте инженеров путей сообщения Императора
Александра 1Для получения звания техника требовалось окончить Институт
гражданских инженеров МВД или иметь аттестат на звание техника
МВД или МПС и выдержать теоретическое и практическое испытание по
особой программе. Взамен чинов инженерам были присвоены звания инспектор
морской строительной части, главный инженер строитель, старший
инженер строитель и младший инженер строитель техникам старший техник
и младший техник3
Следует особо отметить что перевод инженеров морской строительной
части в 1892 году в ранг, по сути аналогичный чиновникам и присвое
КЛАПАНЫ
РИСУНОКЪ
шитья на мундирахъ у Корпуса ИнженеръСтрои.
телей и. Техни.ковъ.
ж, воротникп
у Инспектара.
на воротникп
на оfiщлагп
у Стар иаго Техн lка.
на обш.па.г h.
на воротникахъ сюртука, укороченнаго пальто, плаща пальто шинели и полотнянника
у Корпуса Инженеръ Строителей и Техниковъ.
J истъ 6 1сТ,е, с7
Лuстъ II.
Главнаго Инспектора
и Инспектора.
Главнаго Строителя. Старшаго Строителя. Младшаго Строителя. Старшаго Техника. Младшаго Техника.
Арматура. 1Военная энциклоледия Под ред л олк. В.Ф Новицкого и др. СПб. Т во И. Сытина, 19 13. Т 13. С. 196 197.
2 Приказ по Морскому Ведомству 7 от 189 1года
3 Свод морских постановлений. КнSПрохождение службы по морскому ведомству. Изд. 19 10 г. СПб, 19 10. С. 25. 104 KOMek Oiep
Пуговицы.
УНИФОРМОЛОГИЯ
Листъ III.
РИСУНКИ
мундировъ и сюртуковъ Корпуса Инженеръ Строителей и Техниковъ
Главнаго Инспектора
и Инспектора.
Главнаго Строителя.
Старшаго Строителя. Младшаго Строителя. Околы,иъ, воротни,а, и обшлага л 1ундира и сюртука инженеровъ rtернаго бархапш.
ние им форменной одежды образца гражданских инженеров, не встретил
большого энтузиазма среди военных инженеров Для предотвращения оттока
специалистов из корпуса в 1898 году4 было установлено откомандирование
в Морскую строительную часть офицеров военных инженеров после
окончания им и Николаевской инженерной академии с сохранением за
ними всех прав и преимуществ службы офицерами военными инженерами
Таким образом, можно утверждать, что несмотря на задуманную демилитаризацию корпуса, военные инженеры всегда составляли около половины
его личного состава Основная же масса чинов корпуса в званиях
техников замещала должности низового звена смотрителей зданий Например,
в 19045, 19096, 19 127 и 19 14В годах в Корпусе Морской строительной
части числилось
Чин или звание l 1904 l 1909 l 19 12 l 19 14
Генепал лейтенант 12
Генеоал майоо 3 2 5 3
Полковник 13 7 6 8
Попполковник 2 4 8 10
Капитан 15 10 4 1
Шта бс капитан 2
Инспектоо мооской стооительной части
Главный инженер строитель 2 7 6 4
Стаоший инженео стооитель 12 4 1
Млаnш ий инженео стооител ь 3
Стаоший техник 9 13 13 15
Младший техник 14 13 13
4 Пр,е з Е. И. Вые. Генерал Аn.м,рзла N 102 от 1898 го,ца
5 Спи ок генералам, а и ооор офицерам корп сов кораоольных ИНJ Эне ров, инженер механиков и инженера в
морскоiстроительноi ча ти. СП6., 1004
6 Спи ок генералам, а и ооор офицерам корп сов кораоол ьных ИНJ Эне ров, инженер механиков и инженера в
морскоiстроительноi ча ти. СП6., 1009
7 Сп и ок л ичн ого ссстава судов флота. сrроевых иа,цмини трагивн ых учрэ t 1ениi Морского ве,цомсrва Мартовское 19 12. СП6 19 12, с.47 1492.
в Спи ок личноm ссстава судов фл ma, строевых и а,цминисrративных учрщен ий Морского ве,цом отва Ок тя6рsское 19 14 СП6., 19 14 с. 605 798.
УНИФОРМОЛОГИЯ
Форма одежды Корпуса морской строительной части
Пр и изменении форменной одежды в 1855 году, офицеры корпуса получили
полукафтан образца военных инженеров Военного министерства с серебряными
галунными петлицами на воротнике и обшлагах Воротник чёрного
бархата с красной выпушкой кругом всего воротника Обшлага с белой
выпушкой При введении серого плаща военно сухопутного образца погоны
положены красные суконные, воротник серого сукна с красной выпушкой
Подбой под серебряными эполетами из красного сукна Фуражка тёмно зелёная
с белой выпушкой, околыш чёрного бархата с двумя красными выпушками
Шаровары с красной выпушкой Офицерский шарф кушак Вооружение армейская полусабля Отложной воротник шинели с 1864 года серый
с красной выпушкой и чёрным бархатным клапаном с красною же выпушкою
В 1872 году мундиры офицеров стали однобортными на8 пуговиu9 Все изменения
офицерской формы одежды следовали далее за таковыми в Военно
инженерном ведомстве, с сохранением отличия в виде белых выпушек
на тулье и обшлагах мундира сюртук белых выпушек по обшлагам не имел
Гражданские чины корпуса получили в 1880 году мундиры гражданских
чинов военно инженерного ведомства, но с белой выпушкой по тулье и обшлагам
мундира 10 Цейхвахтеры и унтер uейхвахтеры ещё в 1859 году были
переименованы в содержатели по инженерной части а uейхдинер ы
в инженерные надзиратели
В 189 1году Морская строительная часть была преобразована в Корпус
инженеров и техников морской строительной части с введением специальных
званий 16 декабря того же года вышло Высочайшее повеление, а в январе
следующего 1892 года описание формы одежды и рисунки шитья на
мундирах и клапанах на воротниках для инженеров и техников Морской
строительной части и правила ношения ими формы одежды 12
9 Пр,е з по М ОР,КОМ I Ве,цом,тву N 4 от 1872 года 10 При Е. И. Вые. Генерал Аn.мирзла N 17 от 1880 года Пр, Уп ра вляюu го Морским Ммн и герсrвом N 57 от 1859 года 12 При по Мор,кому Ведомству N 13 от 1892 года
l oiiёp 105
Листъ JV.
РИСУНКИ мундировъ и сюртуковъ Корпуса Инженеръ Строителей и Техниковъ 11
Стар иаго Техника. Млад 1иаго Техника. сюр 11ъ ж е еровъ. сюр у 1ъ Тех 11овъ. к Лfi O, tюротникъ и с,бшлага мундира и сюртука техншшвь чернаго су на.
Согласно этому приказу, инженеры и техники Морской
строительной части получили мундиры военно
го покроя положенные инженерам статских ведомств.
Шитьё на воротнике, обшлагах и карманных клапанах инженеров
строителей повторяло инженерное шитьё гражданских
ведомств, но с прибавлением адмиралтейского
якоря с канатом.
Инженеры получили двубортный мундир чёрного сукна,
застёгивающийсн на 8 пуговиц, с прямыми обшлагами
и карманными клапанами. Скошенный воротник
и прямые обшлага из чёрного бархата, имели алую выпушку на воротнике и по нижнему краю Задние карманные
клапаны прямые, с алой выпушкой. Выпушка по
борту характерная для статского инженерного мундира
не указана. Знаки различия, в виде вышитых звёзд, на
мундире располагались на воротнике.
лись чёрные бархатные клапаны со знаками различия,
аналогичные клапанам на воротнике сюртука, но длиннее
и с пуговицей у верхнего кран Выпушки по краям бортов
и пр. для инспекторов имевших генеральский ранг не
полагалось. Пуговицы у инспекторов были с изображением
орла и топоров на якорях, у инженеров чекан на пуговицах
в виде якоря с двумя перекрещёнными топорами.
С 1904 года, как и всем чинам Морского ведомства, пуговицы
всех чинов корпуса получили изображение орла
Брюки инженерами всегда носились навыпуск с низкими
сапогами. На брюках к мундиру для инспекторов на
внешний шов нашивалсн серебряный галун с алым просветом.
Брюки к сюртуку а также брюки остальных чинов
корпуса при мундире и сюртуке ни галунов, ни выпушек
не имели
Кроме перечисленных предметов, инженерам и техникам
полагались укороченное пальто и белый полотнян
ник. С 1909 года, как и всем чинам Морского ведомства,
был введён и китель из ткани темно синего цвета. кроме
того полагалась и плащ накидка из обыкновенного
или непромокаемого сукна чёрного цвета с пристяжным
капюшоном 13 Пуговиц на плащ накидке не полагалось, с, а львы и цепочка застёжки изготавливались из воронёного
металла.
Сюртук полагался открытый гражданского покроя,
принятый в морском ведомстве. Воротник и обшлага это единственный случай, когда в Морском ведомстве
обшлага сюртука пошивались из бархата чёрного бархата
имели окантовку алой выпушкой. На сюртуке знаками
различия были чёрные бархатные клапаны с алой
выпушкой и серебряными просветами кроме инспекторов
с золотыми звёздами по званиям. На клапанах
воротника располагалась золочёная арматура ведомства,
аналогичная эмблеме корабельных инженеров
Технииъ КМСЧ. Ревель. 19 14 При работах разрешалось носить высокие сапоги.
Техники получили такой же мундир, но застёгивающийся
на 6 пуговиц. Воротник у их мундира был закруглённым. На воротнике
и обшлагах мундира вместо шитья особого рисунка вышивались
гладкие шитые петлицы в два ряда. Сюртук гражданского образца и паль
якорь с двумя перекрещёнными топорами. С мундиром носилась шляпа,
как и у прочих чинов Морского ведомства, а с сюртуком фуражка,
аналогичная фуражке корабельных инженеров с офицерской siс
кокардой на околыше. Пальто полагалось чёрного сукна покроя офицеров
флота. Воротник окантовывалсн алой выпушкой. На воротнике располага 106 к,мёk овёр 13 Правиm о фермах од жды для офщер ких и медициrf ких чинов Мсрскоrо ведшства и вое 1+ю морских чиt Ювников
СПб. 19 14 С 12
УНИФОРМОЛОГИЯ
Генераnы, офицеры и инспектор кмсч при строительстве Крепости Императора Петра Вепиного Ревепь, 19 14
то как у инженеров На обмундировании техников все бархатные детали воротники, обшлага и околыш заменялись на чёрные суконные. Кокарда
на фуражке техникам полагалась круглая гражданского образца и располагалась
на тулье. На околыше крепилась серебряная арматура ведомства якорь с двумя перекрещёнными топорами Пальто как у инженеров,
но клапаны галунные, как на сюртуке и с пуговицей. Пуговицы аналогичны
пуговицам инженеров Знаками различия на мундире служили золотые
вышитые звезды вдоль просвета между петлицами на воротнике, а на сюртуке серебряные галунные клапаны с чёрными просветами и золотыми
звёздами. На клапанах воротника сюртука и пальто располагалась золочёная
арматура ведомства.
Количество просветов на клапанах воротников сюртуков и пальто и звёзд
соответствовало званию инженера или техника
Звание Количество Количество
n осветов звёзд
Инспектоо мооской стооительной части о 2
Главный инженео стооитель 2 о
Старший инженер строитель 2 3
Млапший инженео стооитель 1о
Стаоший техник 13
Млапший техник 12
Оружием для инженеров строителей и техников во всех случаях служил
кортик на поясной муаровой портупее.
Так как инженеры и техники считались чинами нестроевыми, им полагались
только три основных вида форм одежды парадная, береговая походная
и обыкновенная виц мундир
Парадная Береrовав походнав о н в ав
Мундир
Ордена
Кортик
Шляпа
Мундир
Ордена
Кортик
Фуражка
Сюртук
Белый жилет
Галстук узкий с малым бантом
Ордена
Кортик
Фvоажка
Кроме того разрешалось при вседневном ношении вместо белого жилета
носить чёрный, а галстук узкий с малым бантом заменять на галстук с
широкими концами, опускаемый под жилет Дозволялось ношение укороченного
пальто и полотнянника.
При летних формах шляпа заменялась на фуражку с белым чехлом,
а мундир и сюртук могли при температуре выше + 15 R заменяться белым
кителем полотнянником
УНИФОРМОЛОГИЯ
Шаверновсиий
Владимир Петрович.
Ревепь. 19 14
Вплоть до начала великой войны форма инженеров и техников не претерпела
изменений.
Офицерские чины корпуса, которые должны были быть ликвидированы
в 189 1году, но с 1898 года считались откомандированными от инженерного
департамента Военного ведомства, носили форму офицеров военных инженеров, но с отличиями положенными для Морской строительной части 14 белая выпушка по обшлагам мундира и по тулье фуражки Однако, какихлибо
бывших у них ранее отличий на фотографиях офицеров и генералов
корпуса нами не найдено.
Андрей Малов Гра г. Москва историк, консультант кино и ТВ 14 ПравvtЛа о формах одежды для офицерских и медицинских чинов Морского ведомства и военно морских чиновников.
СП6, 19 14. С. 1
кouёkjoiep 107