Пчелов Е.В.
Эмблематика и геральдика Петербургской Академии наук в начальный период её истории
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Материалы II Международной конференции Российского национального комитета по истории и философии науки и техники РАН, посвящённой 300-летию Российской академии наук. М.: ИИЕТ РАН, 2024. С. 18–21
Аннотация: После образования Императорской Петербургской Академии наук уже в первые годы её существования начала формироваться символика этого учреждения. В первую очередь она воплощалась в эмблематических виньетках и гравюрах печатных изданий Академии, а впоследствии и на академической печати, изображение на которой было официально утверждено императрицей Анной Иоанновной в феврале 1735 г. За первые десять лет своей истории Академия использовала несколько эмблематических и геральдических композиций.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 152 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 15731 знаков (с пробелами)
18
Эмблематика и геральдика Петербургской Академии наук
в начальный период её истории
Е Пчелов
Институт истории естествознания и техники им. С Вавилова РАН, г. Москва,
evg pсhelov yandex.ru
После образования Императорской Петербургской Академии наук уже в первые
годы её существования начала формироваться символика этого учреждения. В
первую очередь она воплощалась в эмблематических виньетках и гравюрах печатных
изданий Академии, а впоследствии и на академической печати, изображение на
которой было официально утверждено императрицей Анной Иоанновной в феврале 1735 г. За первые десять лет своей истории Академия использовала несколько
эмблематических и геральдических композиций.
Наиболее ранней среди них была виньетка, предварявшая самое первое издание
Академии публикацию речей, произнесённых на её первом публичном заседании
27 декабря 1725 г. само издание на латинском языке увидело свет в 1726 г В своей Истории Императорской Академии наук в Санкт Петербурге профессор Академии,
выдающийся историк Г Миллер так описал её Круглый щит размером почти
с имперского орла, так что его орла туловище почти не видно из за этого щита.
Из за щита проглядывают только головы орла увенчанные тремя коронами, а
также крылья и ноги, держащие в когтях скипетр и державу. На щите можно видеть изображение трёх мужчин в повседневной одежде. Один рассматривает зёрна,
другой их сеет, третий сыплет зерно в мельницу. Над этими фигурами слова 1с.
546 и здесь Миллер не вполне точно передаёт латинский девиз, который в русском 19
переводе Ю Копелевич звучит как Отделяет ложное, выращивает истинное и
прилагает к практике 2, с. 123 Каждая из частей девиза соответствует одной из
трёх фигур в круглом картуше один крестьянин просеивает зерно через сито, т отделяет ложное другой сеет зерно в поле, т выращивает истинное а третий
несёт зерно на мельницу, т прилагает истинное к практике извлекает из него
пользу. Таким же образом и знания, добываемые Академией, отделяют истинное от
ложного, умножают истинное и извлекают из него практическую пользу.
По сторонам двуглавого орла с сеятелями на груди были помещены фигуры
двух античных богинь справа от орла Цереры с факелом и колесницей, в
которую запряжены драконы, а слева Минервы в доспехах, с копьём и щитом,
рядом с которой сидит сова. Церера означала плодородие, т плодоносность тех
посевов истинного знания которое возделывала Академия. Минерва же
символизировала само это знание, мудрость, на которую указывала сова один из
главных атрибутов Минервы, как богини мудрости. Таким образом на этой виньетке
впервые в контексте академической эмблематики появилось изображение Минервы.
Однако эта композиция не понравилась академикам. Тогда же появились
насмешки над этой эмблемой, и потому она оказалась использованной только в этот
единственный раз писал Миллер 1с. 546
Вторая академическая эмблема появилась на титульном листе Комментариев
Академии, первый том которых увидел свет в 1728 г. Их изданием первоначально
занимался конференц секретарь Академии профессор права и видный математик
Х. фон Гольдбах. Эта виньетка повторялась во всех последующих томах Комментариев вплоть до последнего, 14 го, опубликованного в 175 1г. Центр этой
композиции занимает картуш с изображением дерева, у которого отчётливо видны
листья и корни. Над деревом латинский девиз Pau tim т постепенно мало помалу Под картушем изображены раковина с морской звездой, слева
и справа фигуры сфинксов, как и положено, в женском обличье, над ними два
путти с атрибутами разных наук приборами и инструментами, скелетом человека,
листьями растений и т Сфинксы символизировали мудрость, те загадки природы,
которые должна своими трудами разрешить Академия, цветущие растения и морские
существа саму эту природу, причём от наиболее простых форм иглокожих,
моллюсков а различные предметы математические и технические науки и
естествознание.
Как показали исследования, композиционным прототипом этой виньетки была
виньетка на титульных листах различных изданий Французской академии того же
времени 3 На французской виньетке в её центре помещалась личная эмблема импреза Людовика XIV сияющее солнце в окружении трёх королевских
геральдических лилий. Над нею латинский девиз на ленте Invenitetperfiсit изобретает придумывает и завершает А вокруг различные атрибуты наук и
три путти. Совпадение многих деталей ясно показывает, что создатель эмблемы
для петербургских Комментариев ориентировался на эмблему французских
академических изданий, что и не удивительно, ибо, как отмечал Г. Бюльфингер в
речи, произнесённой на первом собрании Академии, наша Академия ближе всего
подходит к парижскому образцу 4, с. 94
20
Изображение в картуше с плодоносящим деревом и девизом Pau tim
Ю Копелевич интерпретировала так изображение фруктового дерева, символа
науки, которую надо выращивать терпеливо и долго, не ожидая быстрых плодов 4, с. 162 Можно понять и несколько по иному это постепенное приращение
научного знания трудами именно Петербургской академии. Примечательно, что
девиз pau tim известен в европейской эмблематике рубежа XVII XVIII вв. и
сопровождает разные эмблемы, в том числе и цветущее растение.
Ещё одна эмблематическая композиция встречается в тех же академических Комментариях и её авторство принадлежит Х. фон Гольдбаху 5, с. 74 Это виньетка
перед предисловием к Комментариям которая, по словам А Юшкевича и
Ю Копелевич, изображает труды учёных по съёмке Балтийского и Каспийского
морей На ней, действительно, с двух сторон от двуглавого орла помещены
геодезические карты Балтийского справа от орла и Каспийского слева от орла
морей. При этом на побережье Балтийского моря отмечены Петербург, Ревель
и Рига, а на побережье Каспийского Дербент. Под орлом в картуше помещена
некая символическая композиция с горящим жертвенником посередине и фигурами
по сторонам его причём одна из фигур с поднятыми руками Латинский девиз Respiсitoссasumviсtrixet speсtat enortum означает Оглядывается на запад
победоносная т Россия и смотрит на восток Имеются в виду новые территории
на западе и востоке, которые присоединила Россия в первой четверти XVIII века.
Композиция государственного орла с картами морей напоминает царский
императорский морской штандарт в том виде, в котором утвердил его Пётр I. На нём
двуглавый орёл держит в клювах и лапах карты четырёх морей в клювах карты Белого
и Каспийского, а в лапах Азовского и части Балтийского моря. Идея выхода к морям
и их изучения от запада до востока стала, как видим, актуальной и в академическом
контексте. Вслед за территориальными приобретениями, открывающими путь на
запад и на восток, Академия проводит их научное изучение во славу России таково
содержание этой заставки.
Начальный инициал самого текста помещён в прямоугольную рамку на фоне панорамы
Невы с Петропавловской крепостью и зданием Академии наук, к которому обращены
взоры стоящей на набережной публики. Смысл этого рисунка вполне очевиден.
Наконец, 4 февраля 1735 года императрица Анна Иоанновна высочайше
одобрила доклад Академии наук о форме академической печати, на которой на
груди двуглавого орла изображена Палляда, на камне сидящая, в правой руке копие
держит, а левою опирается на щит с следующею надписью HIсTUTAPERENNAT,
то есть Здесь безопасно пребывает, показывая чрез то, что Академия или науки под
Всемилостивейшим защищением Вашего Императорского Величества безпрестанно
продолжатися и процветати будут 6, с.478, 6684 Происхождение и эволюция
этой эмблемы уже становилась предметом специального рассмотрения 7 На
этом формирование академической эмблематики в начальный период её истории
завершилось.
Источники и литература 1Миллер Г Избранные труды Сост., статья, прим. С Илизарова. М., 2006.
8 15 с.
2 1
2. Копелевич Ю В дни основания. Академия наук и художеств Вестник АН
СССР. 10. 1973. С. 12 3 1
3. Пчелов Е Pau tim эмблема и девиз изданий Петербургской Академии наук
XVIII века История науки и техники источники, памятники, наследие Четвёртые
чтения по историографии и источниковедению истории науки и техники к 300 летию
Российской академии наук Материалы Международной научной конференции.
Иваново, 2023. С. 53 56.
4. Копелевич Ю Основание Петербургской Академии наук. Л., 1977. 2 с.
5. Юшкевич А Копелевич Ю Христиан Гольдбах. 1690 1764. М., 1983. 223 с.
6. Полное собрание законов Российской империи первое Т. IX. СПб., 1830. 1022 с.
7. Пчелов Е Минерва как покровительница наук в русской культуре XVIII века к истории символики печати Академии наук Архив истории науки и техники. VII XVI Отв. ред., сост. С Илизаров. М., 2023. С. 98 6.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Эмблематика и геральдика Петербургской Академии наук в начальный период её истории (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|