| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Прочие темы по геральдике › : Платонов Д.Д. Швейцарский фамильный геральдический витраж семьи фон Дисбах XVI – первая треть XVIII вв.: художественные и технико-технологические особенности / 2024 | ||
Платонов Д.Д.
Швейцарский фамильный геральдический витраж семьи фон Дисбах XVI – первая треть XVIII вв.: художественные и технико-технологические особенностиБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Специальность: 5.10.3 Виды искусства (изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура). М., РГХПУ им. С.Г. Строганова. 29 с. Аннотация: Изучены технология создания витражей в Европе, возможности их реставрации и атрибуции, места в храмах и часовнях, частных долена периодизация стилевых изменений, технологии и художественные приемы, обозначены стратегии реставрации витражей. Об авторе публикации/статьи: Платонов Д.Д. Просмотр публикации в формате PDF: › Платонов Д.Д. Швейцарский фамильный геральдический витраж семьи фон Дисбах XVI – первая треть XVIII вв.: художественные и технико-технологические особенности
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 131198 знаков (с пробелами)
На правах рукописи Платонов Дмитрий Дмитриевич ШВЕЙЦАРСКИ Й ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ ВИТРАЖ СЕМЬИ ФОН ДИСБАХ XVI ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XVIII ВВ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИКО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Специальность 5. 10.3 Виды искусства изобразительное и декоративно прикладное искусство и архитектура АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Москва 2024 2 Диссертация выполнена на кафедре История искусства и гуманитарные науки ФГБОУ ВО Российский государственный художественно промышленный университет им. С Строганова Научный руководитель Докучаева Елена Евгеньевна кандидат искусствоведения, профессор кафедры История искусства и гуманитарные науки Российского государственного художественно промышленного университета им. С Строганова Официальные оппоненты Баранова Светлана Измайловна Доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, доцент Главный научный сотрудник факультета истории искусств, кафедры кино и современного искусства Российского государственного гуманитарного университета Ларионов Алексей Олегович Кандидат искусствоведения Ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Ведущая организация ГБУК г. Москвы Государственный дворцово парковый музей заповедник Останкино и Кусково Защита состоится 2024 года в 12.00 час. на заседании Диссертационного совета 24.2 440.0 1на базе Российского государственного художественно промышленного университета им. С Строганова по адресу 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, 9. С диссертацией можно ознакомиться на официальном сайте https академиястроганова.рф и в библиотеке РГХПУ им. С Строганова. Просим принять участие в защите диссертации и направить отзыв в двух экземплярах по указанному адресу. Автореферат разослан 2024 г. Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат философских наук Н Ганцева 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования В современном отечественном искусствознании наблюдается интерес к тем странам и видам искусства, которым ранее не уделялось должного внимания. К подобным темам относится витражное искусство Швейцарии и, в частности геральдические витражи, которые в Швейцарской Конфедерации занимали одно из главных мест. Таким образом, анализ дошедших до нас геральдических витражных композиций Швейцарии XVI первой трети XVIII вв. позволит составить целостную картину формирования и многовековой истории развития уникальной школы витражной живописи, восполняя существующую лакуну в истории искусства Западной Европы. На сегодняшний день в коллекциях российских музеев насчитывается около двухсот швейцарских витражных композиций. К сожалению, больше половины из них не имеют научной атрибуции и научного описания с информацией о месте, времени и технологии изготовления. Большая часть витражей еще никогда не экспонировалась. Это связано с тем, что витражи находятся в плачевном состоянии и нуждаются в комплексных научно реставрационных работах. Данный факт не позволяет ввести эти витражи в сферу научного исследования и экспонировать на выставках. Указанная проблема препятствует более глубокому изучению витражного искусства и популяризации швейцарского наследия в России. В данном контексте особенно актуальным является исследование геральдических витражей Швейцарской Конфедерации XVI первой трети XVIII вв., когда искусство витража переживает свой расцвет и постепенное угасание. В связи с идейными установками Реформации в XVI веке возведение крупных соборов едва ли не прекратилось вовсе, вследствие чего снизился спрос и на монументальные витражные композиции, ранее украшавшие церкви. Однако искусство витража не исчезло, а продолжило свое развитие в виде камерных витражей, создававшихся по заказу частных лиц. Витражи стали тем видом искусства, где человек мог продемонстрировать свой общественный статус, показать историю своей семьи и её заслуги перед обществом. Особое место в таких композициях отводилось геральдике, символика которой отражала исторический путь семейных кланов. Обладая неким правовым значением, герб свидетельствовал о важных правах и особом статусе своего владельца, выделяя его среди других членов общества. Особый интерес к геральдическому витражу в Швейцарской Конфедерации обусловлен выходом на политическую арену представителей нового сословия бюргерства. Именно представители нового сословия заказывают витражные композиции с геральдической символикой 4 своей семьи одним из таких кланов была семья фон Дисбах. Таким образом, герб, помещенный в витражную композицию, воспринимался и как важный исторический источник в историко культурном контексте развития Швейцарской Конфедерации, и как неотъемлемая часть художественного образа. Таким образом, формирование художественной образности швейцарского витража происходило на стыке различных видов искусства и социально политических особенностей формирования швейцарского общества, что придает их исследованию междисциплинарный характер. Кроме того, изучение геральдических витражей требует выхода на новый уровень, особенно это касается анализа структурно композиционного построения и технико технологических особенностей изготовления витражных композиций. Исследование в этой области поможет раскрыть новые художественные особенности витража и те средства художественной выразительности, которые использовали мастера витражисты для создания значимых и выразительных произведений. Целью исследования является представление целостной картины развития фамильного геральдического витража Швейцарской Конфедерации XVI первой трети XVIII вв. на фоне историко культурных и социально политических процессов с выявлением взаимосвязей между художественно образной системой стилевого развития витражей и их технико технологическими особенностями, которые наиболее ярко и последовательно проявились в фамильных геральдических витражах семьи фон Дисбах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования Выявить истоки формирования витражного искусства на территории Швейцарского государства. Определить, какие социально политические и историко культурные события повлияли на формирование витражных композиций с геральдикой. Проанализировать основные приемы изготовления витражей и технику витражной росписи, определить основные этапы в технико технологической эволюции витражных композиций на территории Швейцарского государства. Выделить и исследовать особенности изображения гербов в официальных документах, миниатюрах и рукописях Швейцарского государства. Проанализировать трансформацию геральдических элементов, которые использовались мастерами для создания фамильных геральдических витражных композиций. 5 Провести художественно стилевой анализ фамильных геральдических витражей семьи фон Дисбах, создаваемых на протяжении XVI первой трети XVIII вв. с выявлением характерных принципов композиционного построения, колористических предпочтений в стилевом развитии от поздней готики до барокко. Объектом исследования являются фамильные геральдические витражи Швейцарского союза XVI первой трети XVIII вв., созданные по заказу семейства фон Дисбах, когда искусство витража переходит в камерный формат и в композицию, практически всегда включается геральдическая символика. Предмет исследования эволюция фамильного геральдического витража Швейцарии XVI первой трети XVIII вв., рассмотренная на примере витражей семьи фон Дисбах, в процессе формирования художественно стилевых особенностей с анализом влияния на художественный образ витражей технико технологических приемов, доступных мастерам в каждый исторический период с учетом ведущих стилевых тенденций своего времени. Степень научной разработанности проблемы историография Полномасштабное исследование Швейцарских витражей начинается с середины XIX века и связано с именем Иоганна Рудольфа швейцарского историка искусства, основоположника исследований в области истории искусств и сохранения памятников в Швейцарии. Вместе с Генрихом Ангстом, первым директором национального музея в Цюрихе и его другом Генрихом Целлером Вердмюллером, он собирает коллекции швейцарских витражей, в том числе из за границы. В своих основополагающих трудах О статистике швейцарских памятников искусства. IV. Кантон Берн 1882 и Историей изящных искусств в Швейцарии с древнейших времен до конца средневековья 1876 он закладывает основы изучение швейцарских витражей, задавая направление для целого ряда исследований XIX века. Фундаментальный вклад в исследование швейцарской живописи на стекле внесли Герман Мейер, Герман Кассер, Франц Торманн и Генрих Ойдтманн. Особое внимание заслуживает работа 1884 Германа Мейера, которая основана исключительно на архивных материалах и памятниках витражного искусства, доступных в то время. Автору на основе исследования архивных материалов удалось проследить начало развития так называемых кабинетных витражей нем. яз. Kabinet Glasmalerei Далее исследование продолжил Ганс Леманн, швейцарский искусствовед и директор Швейцарского национального музея в Цюрихе. С 1904 по 1936 год, он издает целую серию научных работ 1903 19 12 дополняя труд Германа Мейера. Ганс Леманн один из первых исследователей, кто провел параллель между социальными особенностями общественного развития и возможностью 6 получения фамильного герба лицам не дворянского происхождения. Среди исследований Леманна можно отметить работу Витражи в Берне в конце XV начале XVI века 19 12 где на примере геральдических витражей алтарных окон Бернского собора он анализирует фамильные витражи семьи фон Дисбах. Интересным является анализ возможных логистических путей транспортировки материалов для варки стекла, а также использование заграничного стекла для производства витражей, однако вопросы технико технологического характера носят описательный характер. Важно отметить, что такой научный подход, заложенный Г. Леманном, был характерен и для других исследовательских работах ученых первой половины XX века. Среди них можно назвать Пауля Боше, Висса Франца 1946 и Альфреда Шайдеггера 1949 Одним из главным результатов научной деятельности Пауля Боше является разработка классификации сюжетов швейцарских витражей. При этом Боше в своих трудах 1939, 1944 уделяет особое внимание витражным композициям швейцарских мастеров, которые, по тем или иным причинам, оказались за пределами страны. Особая значимость научных работ этого периода заключается в том, что большинство витражей, которые были исследованы учеными еще не подвергались комплексной реставрации и находились на своих исторических местах. Новый этап исследования швейцарских витражей относится уже ко второй половине XX началу XXI века. В этот период швейцарские ученые развивают достижения предшествующих лет, но вносят и новые аспекты в исследование. Особое внимание следует уделить научной работе Ганса Дрюста Старые витражи в Швейцарии 197 1где автор представляет ретроспективу развития витражного искусства Швейцарского государства, обращаясь к самым ранним памятникам. Необходимо отметить неоценимый вклад в работу по изучению, популяризации и сохранению геральдических витражей Швейцарии, историка искусства Ганса Р. Ханлозера 1950 Он был одним из первых, кто обратил внимание на аварийное состояние витражей после военных конфликтов на территории Европы. По его инициативе была создана международная организация Международный корпус витражей сorpus Vitrearum International занимающаяся научной и практической деятельностью с последующей целью проведения реставрационно консервативных работ. Дальнейшему исследованию способствует образование в 1987 году Центра изучения швейцарского витражного искусства Vitroсentre Romont сentre Suisse de Reсherсhe sur le vitrail et les arts du verre в городе Ромон в кантоне Фрейбург. В рамках данного проекта выходит ряд ключевых научных работ под 7 авторством Рольфа Хаслера 20 10 и Уты Бергманн 2004, 20 14 находящихся как на территории Швейцарии, так и за ее пределами. В отечественном научном сообществе исследование швейцарских витражей, в том числе геральдических, начинается с изучения собрания Государственного Эрмитажа. Одним из первых историков искусства, кто начал работу с этим материалом был Н Кондаков. В своем научном труде 189 1автор описывает совместную работу со Я Смирновым над экспозицией выставки, в которую вошли швейцарские расписные стекла. Продолжает работу В Белинский, который в 19 13 году публикует статью о истории гербов, изображенных на витражных композициях из коллекции Императорского Эрмитажа. При этом, в публикации от 19 14 года автор рассматривает 53 витража швейцарских мастеров, где подробно описывает их геральдические особенности. Следующим важным исследованием швейцарских витражей эрмитажной коллекции являются научные труды Пауля Боше. В 1939 году и 1944 году швейцарский ученый публикует статьи Швейцарские картины из стекла за границей. Бывшая коллекция в Эрмитаже в Санкт Петербурге Дальнейшее научное исследование швейцарских витражей коллекции Государственного Эрмитажа продолжает после командировки и стажировки в Швейцарии в витражном центре в городе Ромон в 90 е годы XX века, хранитель коллекции западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Елена Андреевна Шликевич, секретарь Российского отделения международной организации сorpus Vitrearum International Результатом командировки стали научные труды 1996, 2002 Одним из аспектов научной работы является проведение атрибуции и художественного описания каждого витража. В рамках подготовки выставки и составления каталога 20 10 Е. А. Шликевич, публикует историографию исследования коллекции швейцарских витражей Государственного Эрмитажа, вводит в научный оборот классификацию общепринятых сюжетов витражных композиций, разработанных еще Паулем Боше, показывает разнообразие сюжетов витражных композиций на примере витражей из коллекции музея. В рамках этого научного труда автор проводит атрибуцию фамильного геральдического витража семьи фон Дисбах. Однако концепция научной работы не подразумевала глубокого анализа витражей и заключалась только в научном описании и сравнительной характеристике сюжетов витражей. Следует подчеркнуть, что это единственный отечественный научный труд, в котором затрагивается исследование витражей семьи фон Дисбах. Определённый вклад в изучение швейцарских витражей, в том числе тех, которые находятся на территории Российской Федерации, внес научный 8 сотрудник отдела искусств старых мастеров ГМИИ им. А Пушкина Оксана Васильевна Лопатина. В своих работах 20 17, 20 18 она изучает витражи из коллекции музея, основываясь на базовых исследованиях швейцарской научной школы. Ее научный подход заключался в изучении витражных композиций с точки зрения анализа сюжета, работы с шрифтовыми композициями и переводом надписей, поиском источников, на основе которых мог быть выполнен сюжет и сведений о мастерах витражистах. О Лопатина является автором многих циклов лекций и научных докладов о витражном искусстве Швейцарии, а также является одним из кураторов реставрационно исследовательского проекта ГМИИ им. А Пушкина. Также в рамках проекта разработан глоссарий, в котором уточняется термин кабинетные витражи и впервые вводится понятие малоформатный витраж Важным культурным явлением, оказавшим существенное влияние на развитие исследования швейцарских витражей в России, стала выставка Свет веков. Частная коллекция западноевропейских витражей XIII XIX веков в рамках XXV Российского антикварного салона, который проходил с 18 по 26 октября 2008 года в Центральном доме художников в Москве. К выставке выпущен каталог 2008 Свет веков. Частная коллекция западноевропейских витражей XIII XIX веков Вступительную статью к каталогу написала Елена Елисеева. В каталоге приведен список профессиональных терминов, что является важным для дальнейших научных исследований. В рамках диссертационного исследования и подготовки выставки Собрание А Морозова фарфор, керамика, стекло 20 18 Виолетта Валериевна Микитина, заведующая отделом Музей керамики в ГМЗ Останкино и Кусково исследовала 4 швейцарских витража из коллекции музея. В научных трудах В Микитина писала о поступлении витражей в коллекцию и рассматривала их сюжеты. Важной стороной исследования является работа с шрифтовыми надписями, которые раскрывают информацию о заказчике витража и поясняют центральный сюжет композиции. С учетом современных технологий, электронной систематизации всех памятников и единого ресурса информации за последнее время удалось вывести научные исследования на новый уровень. Отечественные исследователи в большей степени ориентируется на зарубежный опыт и рассматривают его как фундаментальную научно историческую базу, которую дополняют теми витражными памятниками, которые находятся на территории Российской Федерации. Однако необходимо отметить практически полное отсутствие комплексных научных исследований швейцарских геральдических витражей, а в имеющихся работах наблюдается некоторая неравномерность в проблематике 9 исследований витражей. Так, практически не была затронута важная проблема влияния технико технологических приемов, которые во многом определяли стилевые особенности витража и художественно образные решения, которые использовали мастера в каждую историческую эпоху. Хронологические рамки исследования определяются поставленными задачами и охватывают период с начала XVI века, включая первую треть XVIII века. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что именно в XVI веке происходят ключевые события в общественно политической жизни Швейцарской Конфедерации, которые влияют на формирование витражного искусства и способствуют развитию камерного фамильного геральдического витража. В это время мастера осваивают всевозможные техники и технологические приемы росписи на стекле, складывается сюжетно изобразительная основа, композиционные принципы, колористические особенности. Однако диссертационное исследование включает и первые опыты витражного искусства на территории Швейцарии, начиная с V века до начала XVI века, что дает возможность проследить истоки зарождения и становления искусства витража в данном регионе. Граница исследования, обозначенная первой третью XVIII века обусловлена тем, что к этому времени витражное искусство на территории Швейцарской Конфедерации угасает, роспись на стекле все больше подражает масляной живописи. Временные границы исследования дают возможность наиболее полно проследить эволюцию витражного искусства в целом, что позволяет создать наиболее цельную картину развития швейцарского витража. Географические рамки исследования охватывают территории кантонов и городов Швейцарской Конфедерации, где работали мастера, которые выполняли витражные композиции с геральдической символикой по заказу семьи фон Дисбах. Для сравнения в исследовании анализируются витражные композиции, в том числе, с геральдической символикой, которые были выполнены мастерами на сопредельных территориях с Швейцарским союзом. Источники исследования делятся на три группы Первая группа источников это сами геральдические витражи, где в композицию включена геральдическая символика семьи фон Дисбах. Ядро данной группы составляют швейцарские витражи электронной базы исследовательского проекта Vitrosearсh запущенного в 20 13 году коллективом современных исследователей, историков и искусствоведов, занимающихся исследованиями витражей. В этой базе находятся геральдические витражи семьи фон Дисбах из исторического музея Берна, кантон Берн реформаторской церкви, бывшей святого Маврикия, Ворб, кантон Берн 10 реформаторской церкви, бывшей Св. Мартина, Утценсторф, кантон Берн реформатской церкви, бывшей Св. Кросс, Лигерц, кантон Берн дома Рединга, Швиц, кантон Швиц исторического музея замка Арбон, Арбон, кантон Тургау реформатской церкви Обердиссбах, кантон Берн реформатской церкви Кульм в Унтеркульме, кантон Аргау замка Холлиген, Берн, кантон Берн реформатской церкви, Вихтрах замка графов Грюйер, Грюйер музея искусства и истории Фрейбурга, кантон Фрейбург частной коллекции. Геральдический витраж семьи фон Дисбах из Государственного Эрмитажа, Санкт Петербург, Россия. Всего в диссертации исследовано 89 витражей семьи фон Дисбах. Кроме того, были изучены произведения витражного искусства из ведущих мировых музеев музея Гетти Лос Анджелес, США музей стекла Корнинг, США музей Виктории и Альберта Лондон, Великобритания музея Метрополитен Нью Йорк, США Музей истории искусств в Вене, Австрия а также соборов Нотр Дам в Лозанне, кантон Во, Швейцария собор Нотр Дам в Париже, Франция. Особый вклад в научную работу был привнесен после посещения постоянной экспозиции и фонда коллекции западноевропейских витражей XVI XVIII вв. в Государственном Эрмитаже и Реставрационно хранительском центре Старая деревня в Санкт Петербурге, а также Всероссийского художественного научно реставрационного центра имени академика И Грабаря в Москве. Важными для исследования явились экспозиции выставок Западноевропейские витражи XIII XIX веков Свет веков в галерее JART, Москва, 20 13 год выставки в Музее Усадьбе Кусково Собрание А Морозова фарфор, керамика, стекло Москва, 20 19 год выставка в Государственном Музее Изобразительных Искусств им. А Пушкина Щукин. Биография коллекции Москва, 20 19 год, где экспонировались витражи Швейцарского союза. Вторая группа источников это архивные материалы из Национального музея Швейцарии, библиотеки аббатства Санкт Галлен биография Людвига II фон Дисбах гербовник блазон из Цюриха, выполненный на пергаменте в 1340 году 1рукопись Школьные правила и устав недавно созданной и реформированной школы во Фрейбурге им Юхтланде Sсhulordnung und Satzungen der neuaufgeriсhteten und reformierten Sсhule zu Freiburg im сhtland написанная в 1577 году, где на 17 странице сохранилась миниатюра с геральдической композицией, в которую включен геральдический щит семьи фон Дисбах2 гербовник Гларнера Эгидиа Чуди, который он создал в период 1Z riсh, Sсhweizerisсhes Nationalmuseum, AG 2760 Z riсh Armorial Электронный ресурс URL https www.e сodiсes.unifr.сh en list one snm AG002760 дата обращения 20.0 12022 Режим доступа свободный. 2 Tremp K Sсhulordnung und Satzungen der neuaufgeriсhteten und reformierten Sсhule zu Freiburg im сhtland Электронный ресурс URL https www.e сodiсes.unifr.сh fr desсription aef Stadtsaсhen A 0596 дата обращения 20.0 12022 Режим доступа свободный. между 1530 и 1572 гг., где на 25 странице в левом нижнем углу помещен герб семьи фон Дисбах 3. Третья группа источников это древние трактаты и сочинения, где авторы описывают секреты варки стекла, производства листового стекла и эмалевой краски, процесс росписи стекла и особенности ее обжига трактат О различных ремеслах написанный Рогером из Хельмарсхаузена, под именем Теофил в XII веке4 Сборник секретов в 17 книгах Иоганна Веккера, изданный в 1582 году на латинском языке, где на 22 1странице автор описывает метод получения эмалевого порошка зеленого цвета5. Методология исследования Изучение темы базировалось на комплексном подходе, сочетающем различные методы, включающие как общенаучные, так и специализированные искусствоведческие методы научного исследования. Культурно исторический метод был необходим для описания и анализа историко культурного контекста, в котором создавались геральдические витражи Швейцарской Конфедерации XVI первой трети XVIII вв. Для определения общей композиционной структуры витража с геральдическими символами был использован иконографический метод, который помог проанализировать темы, образы, сюжеты, мотивы, и в рамках типологии выявить их особенности. Формально стилевой метод художественного анализа витражей стал основой для изучения их композиционно пространственных построений, колорита, образной характеристики. Метод иконографического и иконологического исследования помог установить взаимосвязь иконографических программ с их художественными особенностями, понять, как они повлияли на общие композиционные решения, пространственные построения и выбор колорита. Технико технологические исследования позволили связать технологические новации с художественными приемами, уточнить атрибуцию витражей, выявить более поздние вставки стекла. Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к изучению камерных фамильных геральдических витражей Швейцарской Конфедерации XVI первой трети XVIII вв., включающим истоки зарождения, историю развития этого вида искусства, особенности структурно композиционных построений и колористических решений в связи с общим 3 St. Gallen, Stiftsb othek, сod. Sang. 1085 Book of heraldry by the universal sсholar Aegidius Tsсhudi Электронный ресурс URL http www.e сodiсes.unifr.сh en list one сsg 1085 дата обращения 10.04.202 1Режим доступа свободный. 4 Щапова Ю. Л. Трактат Теофила и производство стекла в средневековой Европе. Новое в ареологии. Сборник статей, посвященный 70 летию А. В. Арциховского. М., 1972. С. 19 97. 5 Weсker J. Eighteen Books of the Seсrets of Art Nature. London, 166 1Р. 22 2 стилевым развитием и технико технологическими возможностями витража в отдельные исторические периоды. Впервые геральдический витраж рассматривается на фоне политических и социальных условий Швейцарской Конфедерации, а также в историко культурном контексте развития швейцарского общества, что стало важным для понимания того, какое важное место геральдика занимает в витражных композициях, в отличие от других стран Западной Европы. Проведен подробный анализ геральдики семьи фон Дисбах в миниатюрах гербовников и графических изображениях с выявлением особенностей в трансформации символов, композиции и колорите, в гербовых и альянсных свадебных, дружественных витражах данного семейства с учетом выразительных возможностей техники витража. В научный оборот отечественного искусствознания вводятся новые документы об истории семьи фон Дисбах и создании витражных донаторских циклов, что представляет геральдический фамильный витраж в качестве важного исторического источника. В исследовании уточняется классификация геральдических швейцарских витражей, которая основывается на взаимодействии витража с архитектурным пространством. Для швейцарских витражей предлагается деление на монументальный, малоформатный и камерный. Впервые отдельно выделяется малоформатный витраж как переходный от монументального к камерному, что было связано с утверждением в Швейцарской Конфедерации протестантской религии и снижением запроса на монументальные виды искусства. Ранее использовавшийся термин кабинетный витраж заменен на камерный что более точно отражает его связь с архитектурной типологией. Впервые в изучении витражей Швейцарской Конфедерации создана периодизация технико технологического процесса в изготовлении витражей, которая соотнесена с этапами развития художественных стилей от поздней готики до барокко. Таким образом, вопросы технологии вводятся в художественно стилевой анализ, что позволило более ясно представить особенности формообразования витражных композиций в контексте общего стилевого развития. Подробный анализ технико технологических особенностей швейцарских витражей на примере витражных композиций семьи фон Дисбах, позволил уточнить атрибуцию некоторых витражей, а также определить более поздние реставрационные включения или копии, в изготовлении которых была использована уже другая технология. На защиту выносятся следующие положения 13 Выделение геральдического фамильного камерного витража в качестве самостоятельного объекта исследования является отражением особенностей социально политического, экономического и религиозного развития Швейцарского государства, когда под влиянием протестантизма монументальный витраж переходит в камерный формат и его заказчиком становится новый социальный класс бюргерство, желавший в геральдических витражах продемонстрировать свой высокий общественный статус и заслуги перед обществом. Наиболее ярким и значимым явлением в области фамильного геральдического витража являются витражи семьи фон Дисбах, которые представляют полное и поступательное развитие этого вида искусства, начиная с XVI века и включая первую треть XVIII вв. На примере фамильных геральдических витражей семьи фон Дисбах показан процесс сложения и развития художественной образности геральдического витража, эволюционировавшего от плоскостных декоративных решений, характерных для позднеготического стиля, переходящего в камерную композицию с включением сюжетных композиций, напоминающих ренессансные живописные миниатюры с использованием элементов линейной перспективы в архитектурных фонах, а затем с включением в устоявшиеся геральдические композиции мотивов барокко. Искусство витража в композиционно структурной и колористической основе наиболее тесно связано с технико технологическими возможностями, которые напрямую влияли на художественное формообразование изменение и упорядочивание количества свинцовой протяжки в виде Н образного профиля, увеличение плоскости стекла и живописной работы, использование серебряной протравы, двухслойного стекла, эмалевой краски и двухсторонней росписи, что непосредственно отражало стадиальную эволюцию художественных стилей в витражном искусстве Швейцарского союза. Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов, полученных в ходе изучения геральдических витражей Швейцарской Конфедерации в дальнейших искусствоведческих и исторических исследованиях, посвященных витражному искусству Западной Европы. Выявление технико технологических особенностей изготовления витража в отдельные исторические периоды может быть полезно для уточнения атрибуции швейцарских витражей, их реставрации с последующей каталогизацией научными сотрудниками музеев. Метод 14 исследования может распространяться не только на геральдический витраж Швейцарской Конфедерации, но и камерные витражи других стран. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по истории искусства Западной Европы в учебных программах высших учебных заведений как исторической, так и художественной направленности. Диссертационное исследование может быть интересно художникам витражистам и художникам реставраторам в их практической деятельности. Апробация результатов исследования Основные положения диссертации были представлены на научных конференциях в докладах пяти международных и одной региональной конференции. По итогам конференций опубликованы статьи, а также пять статей в научных журналах и сборниках, рекомендованных ВАК. Отдельные этапы исследовательской работы были представлены на конкурсе Премия Посла Швейцарии где получили высокую оценку международного жюри. Материалы диссертационного исследования используются автором в учебном процессе в составлении учебных программ и проведения лекционных занятий со студентами кафедры Художественное стекло направления подготовки магистратуры Реставрация художественного стекла РГХПУ им. С Строганова. Результаты диссертационной работы были апробированы в рамках научно исследовательской деятельности и консервативно реставрационных работах при курировании дипломных проектов Исследование и реставрация швейцарского кабинетного витража 1572 года с изображением ландскнехта и герба семьи Tammann из коллекции ГМИИ им. А Пушкина 2022 Исследование и реставрация швейцарского кабинетного витража 1609 года Богоматерь с младенцем и святыми из коллекции ГМИИ им. А Пушкина 2022 и Исследование и реставрация витража Богоматерь 1673 года коллекции ГМИИ им. А Пушкина 2023 направления подготовки магистратуры Реставрация художественного стекла Структура и объем исследования Диссертация состоит из двух томов. В первом томе представлен основной текст диссертации, состоящий из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы. Второй том иллюстративное приложение к тексту. Во введении обоснованы актуальность и степень разработанности темы научного исследования, сформированы цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, научная новизна, обоснованы хронологические и географические рамки исследования, источники, а также методологическая 15 основа исследования, отражена научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту. Глава 1Швейцария в XIII начале XVIII вв. Историко культурная ситуация и ее влияние на жанровую структуру геральдических витражей. В разделе Швейцарский союз в историко культурном и социально политическом развитии XIII начале XVII вв. представлен обзор историко культурных процессов формирования Швейцарского государства. В рамках научной работы исследованы I и II периоды истории развития государства I период Швейцария до объединения кантонов в 129 1году и II период Швейцарский союз 129 798 гг В первом историческом периоде рассматривается процесс формирования первых городов, влияние Римской империи и принятие в конце IV века н христианства. Отмечается роль церкви в общественной и культурной жизни города и особенности развития монументального витража в Швейцарии, в частности рассматривается роль донатора и его влияние на сюжетно иконографическую основу росписи монументального витража на примере витража 1256 года из северного крыла Аббатства Марис Стелла около Веттинген в швейцарском кантоне Аргау и витражного окна розы середины XII века из Лозаннского собора. Данные витражные композиции являлись своеобразной демонстрацией разных ремесленных профессий. Таким образом донаторы увековечивали свой труд и показывали свой статус в обществе. Во втором историческом периоде более подробно рассматриваются обстоятельства, связанные с формированием союзного государства в 129 1году, которые в Швейцарии связаны с легендами о Вильгельме Телле. В этой связи рассматривается иконография витражной живописи отдельных сюжетных композиций, помещённых в витражи разного времени. Этот период связан с историей Швейцарской Конфедерации, отмечаются важные исторические события, связанные с созданием и формированием геральдических витражей. Показаны изменения в социальной структуре швейцарского общества и формирование нового сословия, которое становится основным заказчиком геральдических витражей после Реформации в XVI веке. Особенности социально политического, экономического и религиозного развития Швейцарской Конфедерации позволили понять, почему именно геральдический витраж занял важное место в искусстве. В разделе 1Формирование жанровой структуры и геральдические мотивы в витражных композициях рассматривается в контексте социально политических особенностей формирования государства. Проанализирована общепринятая классификация сюжетов витражных композиций на основе исследования сложившейся жанровой структуры витражей, которые создавались 16 мастерами на протяжении нескольких столетий в периоды формирования и расцвета камерного витража и развития витражной росписи. На основании исследования сохранившихся памятников П. Бош и другие исследователи выделяют девять основных типов сюжетов витражных композиций Иллюстративный витраж Bildsсheibe Гербовый витраж Wappensсheibe Фигуративный витраж Figurensсheibe Приветственный витраж Willkommsсheibe Свадебный витраж Allianzwappensсheibe Витраж со знаменосцем Bannertragersсheibe Витраж по вступлению в должность Stiftersсheibe Крестьянский витраж Bauemsсheibe Магистратский витраж Amtersсheibe. Витражи классифицировались исходя из центрального сюжета или сюжетной композиции, которая находилась в верхней или нижней части. В большинстве случаев, независимо от названия и типа витражной композиции, в каждом витраже размещался герб. Его место и размер, а также наполнение геральдическими элементами зависело от заказчика, функции и места назначения витража. Далее рассматривается трансформация геральдических мотивов в витражных композициях, которые отступают от общих правил геральдики и изменяются в зависимости от желания заказчика. Сравнительный анализ сохранившихся до наших дней источников гербовника блазон из Цюриха, выполненного на пергаменте в 1345 году рукописи Школьные правила и устав недавно созданной и реформированной школы во Фрейбурге им Юхтланде написанной в 1577 году, гербовника Гларнера Эгидиа Чуди, который он создал в период между 1530 и 1572 гг, где на 25 странице в левом нижнем углу помещен герб семьи фон Дисбах, позволил сделать вывод, что именно в витраже заказчик мог демонстрировать все знаки отличия в своем фамильном гербе в тот момент, когда в официальных документах они опускались и упразднялись. Следующий раздел 1Этапы в технологии изготовления швейцарских витражей посвящён этапам технико технологического развития витражного искусства на территории Швейцарского союза. На основании исследования сохранившихся памятников и литературных источников вводится уточнение в общепринятую технико технологическую периодизацию. В ходе работы было выделено три периода. Первый период охватывает время с IX до конца XIII вв., в нем на основе трактата О различных ремеслах написанным Рогером из Хельмарсхаузена, под псевдонимом Теофил, показаны особенности производства листового стекла для витражей, специфика росписи специальными красками шварцлот с последующим обжигом и сборкой. В этом контексте рассматриваются самые первые памятники швейцарского витражного искусства с элементами росписи из южного трансепта кафедрального собора Лозанны, отмечается своеобразие Н образного профиля и его технологическая и 17 художественная роль. Следующий период с начала XIV до конца XV вв. характеризуется введением новых технологий серебряной протравы. С начала XVI вводится роспись эмалевыми красками, которая широко применяется в XVII и начале XVIII вв. В ходе исследования было выявлено, что технико технологические этапы развития витражного искусства Швейцарии соотносятся с этапами стилевого развития. В связи со стилевыми тенденциями мастерам приходилось искать новые технологические приемы, которые позволяли вводить и новые средства художественной выразительности. Глава 2. Монументальный геральдический витраж Швейцарии этапы и стилевые особенности. Витражное искусство Швейцарского союза развивается одновременно со всей Западной Европой. Однако из за нюансов формирования самого союза, как единого государства, а также из за общественно политических и социально экономических особенностей некие различия в пути развития этого вида искусства. Отличительной чертой является важная роль фамильных геральдических витражей. Их расцвет был связан с развитием монументального витража и появлением традиции дарить витражи с геральдическими элементами для сакральных интерьеров отдельными богатыми аристократическими семьями, где геральдика становится важным информативным и композиционным элементом изображения. В Швейцарском союзе, начиная с середины XVI века, витраж становится важной частью не только церковного, но и светского жилого и общественного интерьера. В диссертации выделяется два типа геральдического витража монументальный и камерный. При этом в ходе исследования был определен переходный период с 80 х годов XV столетия до середины XVI века, когда происходит трансформация монументальной витражной композиции в малоформатный витраж, украшавший фамильные церкви и усыпальницы. Данная классификация основана на связи витражей с архитектурным пространством, а также со смысловой нагрузкой, которую они несли. Такое деление позволило наиболее точно проанализировать развитие и трансформацию витражной композиции, в частности, геральдического фамильного витража на территории Швейцарского союза с учетом всех его особенностей. В разделе 2. 1Истоки и формирование монументального витража в Швейцарии XIII XIV вв. представлена история развития монументального витража на примере самых ранних памятников, сохранившихся до наших дней. Это витраж Мадонна с младенцем из Флумса из восточного окна алтаря часовни Святого Якоба во Флумсе, кантона Санкт Галлен около 1200 г. витражи 1256 года из северного крыла церкви аббатства Марис Стелла около Веттинген в швейцарском кантоне Аргау. Такое разнообразие витражных композиций, сохранившихся на территории 18 Швейцарского государства в XIII веке, свидетельствует о том, что данный вид монументальной живописи был достаточно развит и витражи украшали не только большие соборы, но и небольшие церкви монастырей отдаленных районов с умеренным достатком. В следующем разделе 2 Монументальный геральдический витраж Швейцарского союза XIV конец XV вв. анализируются монументальные витражи, где в композицию включены геральдические элементы витраж алтаря в стиле высокой готики в церкви Св. Петра и Св. Павла в городе Кёниц, кантона Берн 13 10 годов, витражи из алтаря реформаторской церкви Св. Николая в городе Блюменштайн начала XIV века, три фрагмента монументальной витражной композиции с изображением геральдических щитов из Францисканского монастыря в Кёнигсфельдене, в городе Виндиш в кантоне Ааргау. В этот период витражная композиция усложняется центром становится фигура святых, представленная в полный рост на орнаментальном фоне. Отметим, что композиции этого периода модульные и в большинстве случаев не разбивались на несколько оконных проемов. При этом во всех трех рассмотренных витражах геральдический щит помещен в орнаментальный фриз. В некоторых случаях герб располагается поверх растительного орнамента, размещённого в крестоцвете или включен в орнаментальное заполнение фриза из виноградной лозы. Такое расположение геральдических элементов свидетельствует о том, что для них еще нет строго определенного места. Трансформации подвергается и архитектурный декор. Ему отводится новая роль в качестве обрамления композиционного центра витража как в витражах церквей города Блюменштайн и Кёниц. При этом в архитектурном убранстве намечается некая плановость в пространственном построении. Важным памятником этого периода являются монументальные витражи из Габсбургского собора святого Стефана в Вене, датируемые 1380 годом, их высота достигает 5 метров. На сегодняшний день они находятся в Историческом музее Вены. Важно подчеркнуть, что в этот период Австрия и Швейцарский союз входили в состав Священной Римской Империи под покровительством династии Габсбургов. Данные витражи являются первым примером, где геральдические щиты является центральной частью композиции, несут важный смысл и символическое значение. Витражи из собора святого Стефана в Вене и монастыря в Кёнигсфельдене времени правления Габсбургов и демонстрируют высшую степень мастерства монументального витражного искусства позднего Средневековья. На витражах из Габсбургского собора святого Стефана можно рассмотреть дальнейшую трансформацию витражной композиции, где архитектурное убранство четко следует морфологии готического стиля. Главным отличием монументальных витражей готического 19 периода является их размер, а также композиционные особенности. Готические витражи произведения монументального искусства, непосредственно связанные с архитектурой собора. Согласно иконографии, местоположение витража в интерьере определялось сюжетом, когда композиция занимала всю площадь окна, а иногда разбивалась сразу на несколько оконных проемов, образуя при этом единую систему повествования. Архитектурный декор стал занимать важную структурную, композиционную и объединяющую роль во всем витраже, который в соборе св. Стефана разделяется на шесть оконных проемов. При этом геральдическая символика становиться неотъемлемой частью композиции. В разделе 2 Малоформатные витражи Швейцарского союза 80 х годов XV первой половины XVI вв. рассматривается переход от монументального витража к малоформатному, что было связано, в первую очередь с изменением масштаба самой архитектуры, поскольку малоформатные витражи находились в небольших фамильных церквях. В таких интерьерах форма, рисунок и размер витражных композиций напрямую не подчинялись архитектуре и формату самого окна. Размеры малоформатных витражей не превышали 80 сантиметров в высоту и 60 сантиметров в ширину, кроме того, они занимали не всю видимую и смысловую площадь стекла, а сверху и снизу обрамлялись простым геометрическим рисунком, который выполнял функцию каркаса и одновременно имел декоративное значение. Именно в таких витражных композициях все большее место отводилось геральдическим мотивам. Священные образы обычно располагались рядом с геральдическими щитами и служили доказательством семейного благочестия. Такие витражи утверждали значение и социальный статус семьи в сакральных фамильных интерьерах. В Швейцарском союзе свой личный герб мог иметь дворянин или бюргер, который состоял на государственной службе, а также богатый ремесленник это отличало социальное устройство Швейцарского государства от соседних стран, где, как правило, герб имела только императорская семья или высшая аристократия. Таким образом, швейцарские витражи стали тем видом искусства, которое наиболее полно отвечало задачам общественной жизни, что, в свою очередь, явилось толчком к развитию своеобразных сюжетов и особого отношения к геральдической символике. Именно со второй половины XV века швейцарцы все чаще жертвуют деньги на витражное остекление, в следствие чего в композициях появляются фамильные гербы. Обычай дарить витражи становится проявлением благочестия, а также возможностью увековечить личные заслуги и утвердить значимость и родовитость семейного клана. Согласно источникам, традиция заказывать витражи в качестве дара для 20 украшения церквей прослеживается с последней трети XV века, что подтверждается архивными документами города Фрейбург. К одной из влиятельных семей этого периода относился фамильный клан фон Дисбах. Все этапы истории этой семьи нашли отражение в фамильных витражах. В рамках действующего исследования на основе общепринятой классификации и типологии сюжетов витражей Швейцарского союза, а также на основе исследования фамильных витражей, выполненных по заказу семьи фон Дисбах, предлагается разделить фамильные геральдические витражи Швейцарского союза на две группы гербовые и альянсные. К гербовым витражам относятся композиции, центром которых является фамильный герб семьи фон Дисбах. Одной из главных задач такого витража была демонстрация личного статуса владельца герба. К альянсным витражам относятся витражи, символизирующие образование нового союза. Большинство фамильных витражей семьи фон Дисбах созданы по случаю образования брачных союзов между двумя семействами это альянсные свадебные витражи Следует отметить, что геральдическая символика в них полностью соответствует правилам геральдики брачных гербов. Герб мужа располагался слева, а герб жены всегда справа. Как правило в композицию витража включается надпись, где указывается происхождение мужа, его положение в обществе и звание, а также сообщается девичья фамилия жены и дата создания витража. Однако до наших дней дошло не так много витражей, которые были созданы в тот же период, когда был заключен брачный союз. Согласно исследованию документов и архивных данных, в большинстве случаев витражи создавались после заключения союза, что подтверждает дата, указанная на витражных стеклах. В этом случае такие витражи уже не были документальным подтверждением образования свадебного союза, а носили мемориальный характер и заказывались после смерти одного из супругов, а иногда и детьми или правнуками, в знак уважения и памяти о родственниках. Такие витражи можно отнести к альянсным мемориальным свадебным нем. Gedenksсheibe При этом, композиционно они ничем не отличаются от свадебных витражей К альянсным витражам также относятся витражные композиции, созданные по случаю образования дружественного союза нем. Freundssсheibe между двумя компаньонами, где в надписи указывались имена представителей дружественного альянса. До наших дней также сохранились геральдические витражи по случаю вступления в должность нем. Stiftersсheibe в такую композицию всегда включался родовой герб. Данный тип витражной композиции тоже относится к альянсным, однако его нельзя отнести к фамильным витражам, в связи с тем, что они могли 2 1 быть заказаны не только членами одной семьи, а коллективом или представителями власти. Глава 3. Художественная эволюция малоформатного и камерного геральдического витража на примере фамильных витражей семьи фон Дисбах. Параграф 3. 1История семьи фон Дисбах и циклы донаторских малоформатных витражей 80 х годов XV первой половины XVI вв. начинается с изложения биографии семьи фон Дисбах, без которой нельзя понять особенности тематики, геральдической символики и средств художественной выразительности витражей этого времени. История семьи фон Дисбах, тесно связанная с общим историко культурным развитием Швейцарского союза, нашла отражение в фамильных витражах, которые заказывали представители этого семейства на протяжение более чем трехсотлетнего периода, наглядно демонстрируя эволюцию витражного искусства от монументальных, малоформатных до камерных витражей. Исследование малоформатных фамильных геральдических витражей семьи фон Дисбах, начинается с 80 х годов XV первой половины XVI вв. В результате исследования витражей культовых и светских интерьеров, было установлено, что для малоформатных витражей этого времени характерно ослабление связи с самим архитектурным пространством, но включение архитектурных элементов в обрамление главного композиционного центра геральдического щита с образами святых и фигурами донаторов. Фон прозрачного стекла и геометрической рамы, отделяющие центральную полихромную часть геральдической композиции концентрировали на ней внимание и выделяли значимые символические элементы цветом, соответствующим правилам геральдики с учетом позднеготической стилистики и классической техники сборки витража при помощи свинцового профиля и росписью стекольными красками и серебряной протравой по витражному цветному, бесцветному и двухслойному стеклу. В разделе 3 Формирование камерного фамильного геральдического витража с середины XVI до начала XVII вв. рассматривается начальный период формирования и развития камерного фамильного геральдического витража, связанного с утверждением в обществе под влиянием движения Реформации идей протестантизма, новых эстетических и этических норм. Такие витражи украшали городские ратуши, дворцы правосудия, госпитали, гостиницы, ремесленные мастерские, дома богатых горожан и фамильные капеллы. Их размеры составляют примерно до 40 см в высоту и 30 см в ширину, что влечет за собой интерес к детальной проработке всех элементов композиции и созданию живописного пространства для геральдики с элементами прямой линейной перспективы. Малые размеры витража стимулируют и поиски более 22 сложных колористических решений. Мастера начинают внедрять роспись эмалевыми красками в сочетании с серебряной протравой, двухслойным стеклом и росписью обычными стекольными монохромными красками. В разделе 3 Расцвет витражной живописи в камерных фамильных геральдических витражах начала XVII 80 х годов XVII вв. исследованы витражные комплексы, в которых все художественные и технико технологические особенности камерного витража проявились наиболее ярко. Следует отметить общее развитие витражной композиции в сторону станковой картины. При сохранении главного геральдического мотива и иконографически сложившихся элементов, в витражи включают целые сюжетные миниатюрные композиции, аллегорические фигуры, которые усложняют рассказ внося дополнительные художественно образные ассоциации в восприятие главного персонажа, если это гербовый витраж или образов и событий, если это витраж альянсный. Например, Свадебный витраж Каспера Аппентела 1606 предосудительности платных услуг 1606 года неизвестного мастера из Музея искусства и истории Фрейбурга. В центральном сюжете витражной композиции изображается аллегория предосудительности платных услуг. По левую сторону изображен король Испании, сидящий на троне перед зеленым занавесом в серебряно голубых доспехах с символами власти короной и скипетром. Перед ним лежит золото, и он раздает деньги и цепи ордена. В зеркальном отражении на троне сидит его противник, король Франции, которого можно узнать по золотым лилиям на синем занавесе. Он так же вручает дружелюбным швейцарцам сумки с золотом. На заднем плане с обеих сторон собираются швейцарцы, чтобы получить вознаграждение за свои услуги. Однако, на переднем плане изображен св. Брат Клаус, которого можно узнать по его одежде и четкам на поясе. Он один восстает против платной службы, которую его соотечественники поощряют. Выше этой композиции располагается надпись комментирующее происходящее событие, а под ней находится знак единства в виде рукопожатия. По бокам от центрального сюжета на фоне архитектурных пилястр расположены мужские фигуры, олицетворяющие народ швейцарского союза. Мужчина слева тщетно пытается сломать целый пучок прутьев об колено, а мужчина справа, разделив пучок, ломает прутья по одному. Над этими аллегорическими изображениями расположены латинские надписи, в которых говорится, что человек сам по себе слаб, а сплочённый человек непобедим. Сцена из легенды Вильгельма Телля в верхней части витража также указывает на единство Конфедератов. Исследуя биографию заказчика данного витража, мы можем понять, что выбранный сюжет для витражной композиции не случаен. Витраж иллюстрирует отношение Каспера Аппентела заказчика витража к 23 платной службе в то время, когда он входил с состав Большого совета таким образом, демонстрируя свою гражданскую позицию. В результате повышения нарративной функции витражной композиции возрастает потребность в усилении живописного начала, что приводит к широкому использованию эмалевой росписи стекольными красками. В параграфе 3 Камерный фамильный геральдический витраж 80 х годов XVII первой трети XVIII вв. на примере витражных композиций с геральдической символикой семьи фон Дисбах проанализировано дальнейшее развитие витражного искусства Швейцарского союза, когда наблюдается угасание классической техники витража и замена ее живописью на стекле. Этот закономерный процесс был характерен для общей эволюции витража в Западной Европе, но в Швейцарском союзе он был связан с камерным витражом, формат и особенности восприятия которого в большей степени способствовали этой тенденции. Прямоугольный вертикальный формат трансформируется в квадратный или горизонтальный прямоугольный. Геральдика по прежнему оставалась главным элементом композиции, но геральдическая композиция усложняется деталями, появляется дробность, отодвигая образно ассоциативное восприятие на второй план. Из композиции исчезают отдельные сюжеты, которые дополняли и характеризовали образ заказчика Архитектурные обрамления теперь скорее разделяют и дробят композицию, а не объединяют ее. Что видно на примере Свадебного витража Ганса Якоба Йозефа Альта и Марии Элизабет фон Дисбах датируемый 1697 годом. В связи с изменением формата на горизонтальный, для архитектуры выделяется больше места и пространство кажется более свободным. архитектура показана иначе это не просто колонный портик, а колоннада со сводами, эффект глубины усиливает шахматная раскладка плитки на полу. В ходе анализа верхней половины витража, стоит отметить, что композиционно он разделен на три фрагмента. Архитектурное убранство отделено от центрального геральдического мотива. Визуально композиция витража не распадается на три части за счет нижнего фрагмента стекла с надписью, которая изображена между двумя архитектурными тумбами. В отличии от витража из этой серии, датируемый 1705 годом. При анализе было выявлено, что мастер создал более сложную архитектурную композицию, состоящую из двух регистров. При этом архитектурное убранство не выполняет структурную функцию и не собирает всю композицию в единое целое. Витраж можно разделить на три самостоятельных сегмента. 3 Художественно стилевые и технико технологические особенности малоформатных и камерных фамильных геральдических витражей В данном разделе все факторы, определившие своеобразие 24 швейцарского витражного искусства, рассматриваются в стилевой эволюции с анализом технико технологических новаций и их влиянием на художественную форму в процессе развития геральдического витража от монументального в позднеготическую эпоху, к малоформатным в переходный период от позднеготических и ранних ренессансных к поздним ренессансным и барочным художественным принципам. Следует отметить, что четких границ в стилевых этапах развития швейцарских витражей не было, особенно это касается поздних ренессансных и барочных тенденций в построении композиций. Освоив правила линейной перспективы, мастера дополняют ее эффектами самого материала прозрачности стекла и его свето цветового наполнения, создавая новые условия восприятия геральдики, которая во все времена оставалась главным смысловым символическим и композиционным элементом швейцарских витражей. Колористические поиски были во многом определены технико технологическими возможностями, но стимулировали их развитие в зависимости от целей и задач художественного стиля своего времени. С введением эмалевой росписи колорит усложняется, добавляются сложные тональные переходы, роспись в оборотной стороны нюансирует и детализирует светотеневую моделировку. Заключение На основании проведенного комплексного исследования фамильных геральдических витражей Швейцарской Конфедерации созданных в XVI первой трети XVIII века, можно сделать следующие выводы Швейцарский витраж, с одной стороны эволюционирует в общем стилевом русле и процессе технико технологического развития западноевропейского витражного искусства, с другой стороны, представляет самобытное и оригинальное художественное явление, отражая особые социально политические, религиозные и историко культурные условия развития Швейцарской Конфедерации. Одно их главных мест в витражной живописи Швейцарии занимали фамильные геральдические витражи, которые являлись полноценными историческими документами и ценными источниками информации о частной и общественной жизни богатых и знатных семейств того времени, представленной на фоне важных исторических событий. В ходе исследования было выявлено, что в официальных документах, рукописях и книжных миниатюрах существовали строгие правила и иерархия в изображении фамильных и личных гербов. В связи с этим, фамильные геральдические витражи в Швейцарском союзе стали тем видом искусства, где через изображения личного или фамильного герба можно было продемонстрировать свой общественный статус, показать историю своей 25 семьи и её заслуги перед обществом. Данные выводы были получены после исследования и анализа сохранившихся до наших дней источников гербовника блазон из Цюриха, выполненного на пергаменте в 1345 году рукописи Школьные правила и устав недавно созданной и реформированной школы во Фрейбурге им Юхтланде написанной в 1577 году, гербовник Гларнера Эгидия Чуди, который он создал в период между 1530 и 1572 гг., где на 25 странице в левом нижнем углу помещен герб семьи фон Дисбах. Проведенный анализ исторических источников и витражей XIII XV веков позволил сделать вывод, что в Швейцарском союзе с самого раннего периода геральдические мотивы в композиции монументальных витражей занимали гораздо большее место, чем в других странах Западной Европы. Однако религиозные события первой трети XVI столетия, оформившиеся в движение Реформации, кардинально повлияли на развитие геральдического витража, определив его главное место в жанровой структуре швейцарского витражного искусства. Наиболее последовательную в стадиальном и стилевом развитии картину эволюции геральдических фамильных витражей Швейцарской Конфедерации дал художественно образный и технико технологический анализ витражей семьи фон Дисбах, прослеженных от самых ранних памятников 80 х годов XV века до первой трети XVIII в. времени упадка витражного искусства. Это помогло выделить этапы в эволюции витражного искусства Швейцарского союза от монументального готического витража XIII XV вв., через переходный период, в котором с 80 х годов XV и в первую половину XVI вв. создавались малоформатные витражи небольших фамильных церквей и усыпальниц. При этом, в стилевом развитии переход от готики к эпохе Возрождения выражался в смещении акцентов со структурной архитектурной композиции к пространственному решению, когда архитектурное обрамление не являлось жестким каркасом, а уже создавало некую пространственную среду и обозначало картинную плоскость, формируя пространство для геральдических элементов, определив их место в общей витражной композиции. Во второй половине XVI века происходит окончательный переход от малоформатного витража к камерному. Трансформация геральдического витража от монументального к камерному через переходную форму в виде малоформатных витражей, способствовала обособлению витража от архитектуры, в которой находился витраж. Эту роль берет на себя изображенное архитектурное обрамление внутри самой витражной композиции. Изменение размеров камерного витража повлияло на особенности его восприятия, рассчитанного на близкий контакт со зрителем, 26 что, в свою очередь, стимулировало детальную проработку фрагментов, включение отдельных миниатюрных многофигурных сюжетов, тематически связанных с геральдикой, в общую композиционную структуру. К 80 ым годам XVII века происходит унификация и выработка определённых шаблонов витражных композиций, которые пользовались популярностью среди заказчиков у богатых семейных кланов. Характерный для барокко овальный формат витража и традиционный прямоугольный вертикальный, к концу XVII века трансформируется в квадратный или горизонтальный прямоугольный. При этом из композиции исчезают отдельные сюжеты, которые дополняли и характеризовали образ заказчика или сам художественный замысел. Композиция витража упрощается, перестает быть единым целым и разделяется на разные фрагменты, сюжетно и пластически не связанные между собой и соединённые только свинцовым Н образным профилем. Архитектурное обрамление усложняется, насыщается дробными элементами, но не объединяет все элементы композиции. К середине XVIII века витражное искусство Швейцарской Конфедерации переживает упадок. Многовековая эволюция классической техники витража останавливается, роспись наносится на целый фрагмент стекла, где обычно представлен только один сюжет, в геральдических витражах это сам геральдический мотив. Композиционная и колористическая структура витражей напрямую зависели от технико технологических возможностей этого вида искусства в разные периоды времени, поэтому в диссертации были выделены этапы технико технологического развития витражей Швейцарии, которые совпали со стадиальными этапами стилевого развития, когда, с появлением новых задач в искусстве, в ответ на изменения в композиционном построении, колорите и рисунке, мастерам приходилось искать новые технологические приемы в витраже. I период, ранний IX конец XIII линейная роспись шварцлотом по бесцветному и цветному стеклу II период, средний начало XIV конец XV серебряная протрава, двухслойное стекло III период, поздний начало XVI начало XVIII эмалевые краски, двухсторонняя роспись. Первым значимым технико технологическим открытием в начале XIV века стало использование серебряной протравы, что позволило мастеру на бесцветной основе без использования вставок из желтого стекла создавать золотые детали в композиции, что было важно в жесткой системе символики цвета в геральдике. За счет использования двухслойного стекла удается добиться резкого перехода от одного цвета к прозрачной основе, которую, в свою очередь, можно было также декорировать серебряной протравой. Первоначально такой технический прием использовали только в 27 геральдических элементах, однако позже мастера стали применять его в изображении сложных многофигурных композиций. Визуально новые технико технологические открытия позволили облегчить витражную композицию за счёт того, что при ее создании требовалось меньшее количество фрагментов разного цветного стекла, скрепленного между собой Н свинцовым профилем. Это привело к уменьшению доли свинцовых протяжек и увеличению площади стекла для живописных приемов. Однако именно появление во второй половине XVI века эмалевых красок в арсенале витражистов стало толчком для рассвета витражной живописи в XVII веке. За счет использования эмалевой росписи усложняется детализация изображений и колористических решений. В технике росписи на одном фрагменте стекла уже можно было изображать геральдические мотивы, фрагменты архитектурного декора, надписи и отдельные сюжетны. Осваиваются приемы двухсторонней росписи, где с лицевой стороны прорабатывается линейный рисунок, важные детали и светотеневая моделировка, а с обратной стороны наносятся корпусные тени, которые позволяют добиться еще большего объема изображения и глубины пространства. К 80 ым годам XVII века витражи создавались из небольшого количества фрагментов бесцветного стекла, декорированного стекольными красками, в том числе эмалевыми и серебряной протравой. При этом стоит отметить, что принцип построения композиции в целом не отличался витражей начала XVI века. И в том, и в другом случае композиция строится по правилам золотого сечения. В первой половине XVI века линейный рисунок свинцового профиля повторял абрис всех деталей композиции и был одним из главных элементов рисунка витража. В ходе развития витражной живописи и по мере уменьшения количества стекол, увеличения площади фрагментов стекла и площади живописи, меняется линейная графика, создаваемая свинцовым профилем. Он перестает быть активным элементом композиции и уходит на второй план. В конце XVII начале XVIII вв. технико технологическое развитие витражной живописи приводит к унификации приемов и выработке определённых шаблонов, которые пользовались спросом у заказчиков, что, в свою очередь, привело к упрощению и, как следствие, упадку витражного искусства, когда роспись стали наносить на целый фрагмент, стекла и специфика техники витражной сборки упрощается. Процесс отделения витража от архитектурного пространства, малый формат, рассчитанный на близкое восприятие, превращают витраж, фактически, в произведение станковой живописи. Постепенно классическая техника витража превращается в технику живописи эмалями на стекле, а затем и просто к росписи масляными красками по единой 28 стеклянной поверхности, что свидетельствует об угасании витражного искусства и утрате его особенностей в последующие годы XVIII века. Швейцарский геральдический витраж XVI первой трети XVIII века представляет собой самобытное историко художественное явление, дополняя наше представление о витражном искусстве и демонстрируя национальные особенности в развитии этого вида монументально декоративной живописи Западной Европы. По теме диссертации опубликованы следующие работы Рецензируемые научные издания, рекомендованные ВАК 1Докучаева Е Платонов Д Геральдический витраж в искусстве и общественной жизни Старой Конфедерации Швейцарского союза первой трети XVI века Декоративное искусство и предметно пространственная среда. Вестник МГХПА. 3, 2020. С. 246 257. 13 печ. л. 2. Платонов Д Геральдические мотивы в фамильных витражах XVI века фон Дисбах Научно аналитический журнал Дом Бурганова. Пространство культуры 2, 2022. С. 46 60. Platonov, D 2022. Heraldiс motifs in family stained glasses of the 16th сentury of the von Diesbaсh family Art Literature Sсientifiс and Analytiс Journal Burganov House. The Spaсe of сulture, vol. 18, 2, 2022. P. 46 60. 16 печ. л. 3. Платонов Д Трансформация архитектурного декора в витражных композициях Швейцарского союза XIV XVII веков Декоративное искусство и предметно пространственная среда. Вестник МГХПА. 12022. С. 95 105. усл. печ. л. 4. Платонов Д Свадебный витраж Рудольфа Кеслера и Марии Магдалены фон Дисбах 1678 года композиционные и технико технологические особенности Электронный ресурс Д Платонов Архитектон известия вузов. 2022. 4 80 URL http arсhvuz.ru 2022 4 30 Дата обращения 10.0 12023 17 печ. л. 5. Платонов Д О Агамирова. К вопросу о терминологии стекольные краски в монументальном и декоративном искусстве Декоративное искусство и предметно пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С Строганова. 12023. С. 186 196. печ. л. Прочие издания 6. Платонов Д Специфика накладного стекла в рамках витражного искусства. Проба пера тезисы конкурсных научных работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей 20 19. М МГХПА им. С Строганова, 2020. С. 426 432. 0.7 печ. л. 7. Платонов Д Малоформатные витражи Церкви Богоматери на улице Дюрренберг в городе Гурмелсе кантон Фрейбург, Швейцарский союз композиционные, колористические и технико технологические особенности. Коллективная монография на основе материалов международной научной конференции Слово и образ. Мимошедшее время и знамение в искусствах христианского мира М., 202 1С. 302 309. 0.7 печ. л. 8. Платонов Д Композиционные, колористические и технико технологические особенности малоформатных витражей первой половины XVII века Старой Конфедерации Швейцарского союза на примере сюжета легенды о Вильгельме Телле. Материалы I Международной научно практической конференции Диалоги о защите культурных ценностей Уральский государственный архитектурно художественный университет УрГАХУ, г. Екатеринбург 202 1С. 203 209. 0.7 печ. л. 29 9. Платонов Д Швейцарский геральдический витраж часовни св. Варфоломея в замке Пероль как пример социального и духовного восхождения. Коллективная монография на основе материалов международной научной конференции Небесная Лествица. Искусство как восхождение. Изобразительное и декоративное искусство, архитектура, дизайн и предметно пространственная среда христианского мира М., 2023. С. 292 306. 16 печ. л. Результаты исследования были представлены в докладах на международных и региональных научных конференциях 1Платонов Д Легенда о Вильгельме Телле в малоформатных витражах первой половины XVII века как исторический источник Старой Конфедерации Швейцарского союза Международная конференция Теории и практики искусства и дизайна социокультурные, экономические и политические контексты ассоциированное мероприятие XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества Школа дизайна НИУ ВШЭ и Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ 2 123 апреля 202 1г. 2. Платонов Д Композиционные, колористические и технико технологические особенности малоформатных витражей первой половины XVII века Старой Конфедерации Швейцарского союза на примере сюжета легенды о Вильгельме Телле. I Международная научно практическая конференция Диалоги о защите культурных ценностей Уральский государственный архитектурно художественный университет УрГАХУ, г. Екатеринбург 14 мая 202 1г. 3. Платонов Д Малоформатные витражи Церкви Богоматери на улице Дюрренберг в городе Гурмелсе кантон Фрейбург, Швейцарский союз композиционные, колористические и технико технологические особенности. XXIX Международные образовательные чтения Александр Невский Запад и Восток, историческая память народа МГХПА им. С Строганова, 18 мая 202 1г. 4. Платонов Д Трансформация архитектурного декора в витражных композициях Швейцарского союза XIV XVII веков. Конференция Art and sсienсe. Вопросы в современных исследованиях искусства Государственный исторический музей. 3 марта 2022 г. 5. Платонов Д Геральдические мотивы в фамильных витражах XVI века семьи фон Дисбах. Международная конференция Теории и практики искусства и дизайна социокультурные, экономические и политические контексты ассоциированное мероприятие XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Школа дизайна НИУ ВШЭ Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, 6 8 апреля 2022 г. 6. Платонов Д Швейцарский геральдический витраж часовни св. Варфоломея в замке Пероль как пример социального и духовного восхождения. Международная научная конференция Небесная Лествица. Искусство как восхождение. Изобразительное и декоративное искусство, архитектура, дизайн и предметно пространственная среда христианского мира РГХПУ им. С Строганова, 26 января 2023 года. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Платонов Д.Д. Швейцарский фамильный геральдический витраж семьи фон Дисбах XVI – первая треть XVIII вв.: художественные и технико-технологические особенности (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |