Елохин К.А.
[Геральдика инков колониального периода]: Заключение
// Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Елохин К.А. Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) : Учебное пособие. 2-е издание, расширенное и исправленное. М.: ГАУГН-Пресс, 2020. С. 151-155
Аннотация: В вице-королевстве Перу геральдика менее чем за пятьдесят лет повторила путь геральдики в Испании, зародившись в среде военной знати, моментально вобрав в себя христианские и языческие элементы. Гербы, изначально бывшие личными, очень скоро стали родовыми. Можно говорить о существовании геральдики приходов в центральных городах, где состояли инки. В отличие от испанской, индейская и квазииндейская (например, изображения пирамид или индейцев) эмблематика практически не повлияла на муниципальные гербы в вице-королевстве Перу, за небольшими исключениями, в отличие от вице-королевства Новая Испания.
Об авторе публикации/статьи:
Елохин Кирилл Александрович (Москва) кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра гербоведческих и генеалогических исследований Института всеобщей истории РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Елохина К.А.в библиотеке найдено еще 37 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 26933 знаков (с пробелами)
Заключение
Мы не рассматриваем традиционные наборы
визуальных признаков одежду и др. характерных
для тех или иных народов и различных социальных
слоёв, но очевидно, что у коренных народов,
населявших территорию вице королевства
Перу, эмблематические системы были не очень
развиты, и лишь с появлением геральдики появилась
возможность говорить о полноценной эмблематической
системе.
Чуть позже, с образованием в Перу масонских
лож, появилась и их эмблематика, в том числе неизвестная
посторонним, но так как она принадлежала
лишь элите общества, то достоянием всего
общества не стала, в отличие от геральдики, где
присутствовали гербы как личные, так и родовые,
муниципальные и государственные.
В вице королевстве Перу геральдика менее
чем за пятьдесят лет повторила путь геральдики
в Испании, зародившись в среде военной знати,
моментально вобрав в себя христианские и языИлл. 162. Современный варайок сельской
общины из региона Куско
ческие элементы. Гербы, изначально бывшие личными, очень скоро стали родовыми.
Можно говорить о существовании геральдики приходов в центральных городах, где
состояли инки. В отличие от испанской, индейская и квазииндейская например, изображения
пирамид или индейцев эмблематика практически не повлияла на муниципальные
гербы в вице королевстве Перу, за небольшими исключениями, в отличие от
вице королевства Новая Испания. Если в Европе абсолютно всё с XIII до XVIII вв. было
геральдизировано598, то с уверенностью можно сказать, что в вице королевстве Перу всё
было эмблематизировано тоже, в основном, с помощью геральдики.
Инки, обладая домами в разных городах, могли иметь на их фасадах различные изображения
гербов, девизов, или изображения христианских святых, в зависимости от
местных условий.
Инки стремились соответствовать критериям испанской культуры, важной частью
которой были гербы и другие виды социальной репрезентации. Поэтому в гербы они
включали как инкскую эмблематику, так и испанскую и христианскую, как её неотъ
598
Pastoureau М L etat et son image emЫematique сulture et ideologie dans la genese de l Etat moderne. Aсtes de
la tаЫе ronde de Rome 15 17 oсtobre 1984 Rome, 1985. Р. 145 153. PuЫiсations de l Eсole fraщ aise de Rome, 82
Р. 147. 15 1
емлемую часть. Одежду также носили смешанную и тунику унку, и камзол на европейский
манер. Без сомнения, инки сохраняли и подчёркивали свою идентичность, используя
гербовые изображения и соответствующую их статусу традиционную одежду с
традиционными же узорами токапу.
Превратившись из физического объекта в пиктографическое изображение, маскапайча,
в силу андских культурных традиций, продолжала восприниматься как знак верховной
власти599 Наравне с другими инсигниями, гербы инков, бывших каемками, и их
потомков, одновременно являлись знаками власти, данными главой нового порядка
испанским королём600. Таким образом, гербы являлись объектами двойного подтверждения
власти касиков над простыми индейцами.
Для инкской геральдики характерно использование определённого набора фигур
в более или менее постоянных комбинациях это змеи, пумы, одно и двуглавые орлы кондоры раду 1а и маскапайча.
Нами были рассмотрены I ербы нервых нескольких ноколений инков и их нотомков
как во время, так и носле завоевания Перу. Потомки старших ветвей рода, очевидно,
наследовали I ерб, ножалованный иснанцами е 1О основателю младшие отнрыски, судя
но всему, нриобретали собственные I ербы, основанные в нервую очередь на родовой
I еральдике имеются в виду изображения в I ербах отца и старших братьев и инкской
эмблематической традиции. Известно, что I ербы нотомков инков JlИ быть изменены
60 1но нока остаётся неясным, кем, но чьей воле и но каким критериям. Очевидно, что
нривиле 1ИИ за нотомками не только сохранялись, но и увеличивались но мере смешения
с отомками ко кистадоров и креолами, о чём свидетеш,ствуют J ербы и титула.тура
рода Сауарау ра.
Гербы а нортретах стшш Д Я 1ютомков инков такими же священными ре 1шшями,
как и церемониаш, ые ре 1шши их и дейских редков. Пожшювание J ербов, как средство
визуальной ренрезе тации, ис 1юльзовшюсь в качестве до 1юJ ителыю 1O средства
утверждения шшсти ис 1ш ской короны в целом и конкретно ко кистадоров.
НадеJ 1е ие ервых и ков J ербами J Оворит е только о жела ии тех или иных знатных
и дейцев возвысить их шшдельцев и современ ых им 1ютомков в I aзax ис 1шнцев
и, нрежде все 1о, ис 1шнско 1О короля, которому бьша адресова а К J a Ф. Гуама Пома де
АйяJ 1ы, 0 и о жела ии максимаJ 1ыю встроить новые от ошения с JЮЯJ 1ы 1ыми исна цам
и ками в 1ю ят ый ис 1ш цам и у раш 1яемый ими 1юрядок, в том числе и а эмбJ 1ематическом
уров е, коща м 1ю 1ие фи 1уры и кско 1О нроисхождения сошще, J 1у 1ш, звезда,
нтица, змеи, ума как aJШ OI льва, дерево ичем е нротиворечат евро ейской J еральдической
традиции. Вкшоче ие этих шаков в I ербы омещает их и шсташ 1яет работать в ервую очередь на исна цев и взаимодействовать е только с дру 1ими I еральдическими
знаками, но и с сопутствующими регалиями, как инков, так и конкистадоров,
в недавно появившемся гербовом пространстве Перу.
599
сummins Т. Let Ме See Reading Is for Them сolonial Andean Images and Objeсts сomo es сostumbre tener los
сaсiques Sefiores НШ Воопе Е., сummins Т. Native Traditions in the Postсonquest Wor l d А Symposium at Dumbarton
Oaks 2nd Through 4th Oсtober 1992. Washington, 1992. Р. 97.
600 Arze S. Resefia Esсobari L. De сaсiques noЫes а сiudadanos paсefios. Historia, genealogia у tradiсiбn de los
сusiсanqui, s. XVI XXI. La Paz GarzaAzйl, 20 384 рр. Wi qniykuna. Boletin de laAsoсiaсiбn de Estudios Bolivianos АЕВ N 9, mayo 20 Р. 25.
60 1
Rowe J. Н. Genealogia у Rebelion Р. 70. 152
В наделении гербами древних Сапа Инков и современных конкистадорам имелась и
экономическая подоплёка, фактически, они все были крупнейшими землевладельцами,
обладавшими большой властью над людьми, включение их в круг, в котором конкистадоры
и их 1ютомки JlИ вступать в браки, давало возможность тем самым приобретать
бесплатно землю и власть. В воображаемых гербах инков были распространены фигуры
орлов, пум и разнообразного оружия, тогда как в гербах инков, существовавших в действительности,
оружия пе было.
В случае возникновения каких либо претензий о соответствии того или иного индейца
е 1O статусу бла ородно 10, он мо 1доказать своё бла ородное происхождение в суде,
в том числе предоставив герб или документы, подтверждающие его получение, либо
документы, подтверждающие обладание гербом его предками.
Из приведёппых нами гербов большинство имеют кайму, а меньшинство пет, при
этом два из них принадлежали верховным правителям, а другие их многочисленным
родственникам. Как и в случае с I ербами конкистадоров, можно также отметить распространённость
каймы и на индейских гербах. На гербах инков изображались традиционные
атрибуты власти, а также значимые для их владельцев фю,уры. В отличие от
I ербов конкистадоров, в них редко помещались аш 1е 1ории или памятные события, как,
например, плснённый Атауальпа в гербе у Писарро, или мотив льва, раздирающего орла
у Синчи Рока.
Инкскис гербы могли иметь щитодсржатслсй в виде одно или двуглавых орлов, индейцев,
нум, фантастических медведей602 или нс иметь вовсе.
Приведё 1ые нами I ербы не содержшш и 1шцишюв Католических королей, в ОТ Ичис
от гербов конкистадоров, что пс исключает наличия подобных инициалов в других
l Србах. Среди родовых знаков l Србы инков содержали элементы, относящиеся к космо ОI
Ичсской картине мира инкской культуры, шюслсдствии ставшие родовыми знаками.
В XVI XVII вв. изобра штсльныс и 1шсьмснныс девизы в I Србах в инкской аристократии
и вообще в инкской I еральдике, а также в неруанском эмблематическом нрострапствс
получили новую жизнь. Исследованные нами гербы инков и их владений часто
содержали девиз Avс Maria Учитывая общее столь незначительное количество
исследованных нами I Србов, о широком ис 1юльзовании нодобных девизов следует I ОВОрить
с осторожностью, но можно это нрсднолапrгь. В отличие от воображаемых I Србов
нрсдков, которые имели исключитслыю инкскую эмблсматику, настоящие србы инков
содержали как элсмсн 1ъ 1родовой эмблсматики, так и фи 1уры, раснространённыс в 1срш 1
ьдикс конкистадоров, KO ИЧссTBс Oс соотношение их тема дPYl OJ O ИСС Сдования.
Золотые кресты и красная кайма также нрисутствовали в I Србах обоих Сана Инков.
Для I Србов 1ютомков Сана Инков количество частей I Срба нс было онрсдсляющим фактором,
как и наличие каймы. Помимо крестов и девизов Ave Maria в инкских гербах
иная христианская символика отсутствовала.
602
Речь идёт о блазоне герба Инки Пабло Чумбо Юпанки РаЫо сhumbo Yupangui Ynga, даты жизни не известны
пожалованном 9 мая 1545 г где в качестве щитодержателей упоминаются фантастические медведи, Мы полагаем,
что в данном случае имеются в виду привычные для жителей Анд очковые медведи, обитающие в Южной Америке,
и непривычные для испанцев, Приведём сам блазон Щит состоит из двух частей крови в жёлтом поле и с двух
сторон два тигра и меж ду ними красная сolorada кисточка и чёрный орёл в синем поле с тремя крестами и двумя
фантастическими медведями по сторонам как наша милость изволит Испанский вариант El esсudo estaba
сompuesto рог dos partes de sangre en сampo amari у а los dos lados dos tigres у en medio de e s una borla сolorada у un
aguila negra en сampo azul сon tres сruсes у dos osos А los lados fantastiсos сomo la nuestra merсed см. Ottazzi Ропсе G.
Ор. сit. Р. 2. 153
Гербы инков могли содержать фигуры испанской эмблематики, не характерные для
конкистадоров, и иметь лишь родовые знаки герб неизвестной Принцессы Нюсты илл. 087 которую, вероятно, можно ассоциировать с Беатрис Кларой Койя принадлежа
при этом младшим ветвям рода, соответственно, геральдике конкистадоров. Отметим,
что пи один ипкский герб пе содержит распрострапёппых в европейской геральдической
тра,циции бризур фю,урных обозначений мла,цших членов ро,ца.
Ряд гербов инков содержал фигуру башни, увенчанной шлемом, эта фигура, по
общему мнению специалистов, является знаком Куско, места происхождения и пребывания
инков.
Очеви,цно, что ножалование инков I ербами и насле,цование ими I ербов нроисхо,цили
по мужской линии, в полном соответствии с европейской геральдической традицией603
Однако следует учитывать, что обладание титулом касика, его правами и обязанностями сaсizgo женщинами не было чем то у,цивительным, нанример, унасле,цовав eI 0 от мужа
или отца. Женщины могли передавать свою собственность, включая титул, от сестры сестре,
или дочери, и другим наследницам в течение нескольких поколений, что являлось
сле,цствием инкской тра,циции женсКОI О насле,цования. Хотя королевский цекрет 16 14 I
отдавал преимущество наследованию по мужской линии, женское наследование оставалось
важным604, особенно в иссле,цуемый нами нерио,ц. Женщины сохранили цостун
к ресурсам и ривиле 1иям605 Мысль о том, что ющеанки, нрина,цлежавшие к нравящей
знати, как инков, так и ацтеков, лишь сексуально эксплуатировались конкистадорами606
не 0,цтверж,цается, система их взаимоотношений была цоволыю сложна и, как уже I ОВОрилось
ранее, унаследована от инков607 Вопрос о том, могли ли передаваться настоящие
I ербы и связанные с ними нривилеI ИИ но женской линии сре,ци нервых 0коле ий, носле
завоевания Перу, остаётся открытым и требует цалы 1ейше 1О уточнения, учитывая, что
портрет анонимной Принцессы Нюсты изображён вместе с гербом как неотъемлемой
частью и, в том числе, цаныо евронейской мо,це T0I 0 времени.
Мы уже отмечали, что в вице королевстве Перу, как и в дру 1их вице королевствах
Южной и Централшой Америк, социаш, 1шя страта инков существовала в усJювиях кастовОI
О общества. По замечанию В. Карасика, социальный статус человека выражается
в ви,це социальной цистанции меж,цу участниками общения В условиях кастовОI О
общества формализация общения меж,цу нре,цставителями разJшчных каст носит особешю
выраженный характер 10х. К сожалению, наши источники мало I Оворят о манере
общения инков с равными, выше и нижестоящими на социальной лестнице нерсонами,
а также о том, у 1юминалась И I ераль,цика и нроисхож,цение в обычном общении. Изу чение
новых источников, вероятно, сможет нролить свет на эту нроблему.
603 Черllых А. Пшшле 1ше гербов как щ 10блема гербове 1ешш и истории XII в. сpe llиe века. Вы 74 3 4
м., 20 13. с. 13 1
604
Garrett D. Т. Ор. сit. Р. 92.
605
Salles Е. С., Noejovieh сh. Н. О. La herenсia femenina andina prehispaniсa у su transformaсiбn en el mundo
сolonial Bulletin de l Institut Fraщ ais d Etudes Andines 35 12006 Абз. 60 6 1Электронный ресурс Режим
доступа URL http Ьifea.revues.org 4758 дата обращения 05.08.20 15
606
Vieira Powers К. Women in the сruсiЫe of сonquest The Gendered Genesis of Spanish Ameriсan Soсiety, 1500 1600. University of New Mexiсo Press, 2005. Р. 75 76 Idem. сolonial Sexuality Of Women, Men, and Mestizaje The
History of the сonquest ofNew Spain Ьу Bernal Diaz del сasti Edited with an Introduсtion Ьу David сarrasсo. University
ofNew Mexiсo Press, 2008. Р. 4 12 4 13.
607
Astete Н. Roles sexuales en la organisaсiбn inсaiсa HISTORIсA. Vol. XXII. 1julio de 1998. Lima. Р. 93 123.
608
Карасик В. Язык социального статуса. М. ИТДГК Гнозис 2002. С. 15. 154
Геральдика как эмблематическая система не прижилась у знати майя, за редкими
исключениями. В этом состоит коренное отличие майя от инков, которые получали плату
от испанской Короны только за то, что они принадлежали к легитимным потомкам
правившей до испанского нашествия династии. Также они имели серьёзпые доходы с
родовых земель или от торговли. Как и у геральдизироваппой части знати майя, в основе
изображений гербов инков, вероятнее всего, лежали тотемы. Таким образом, инки находились
в привилегированном положении по отношению к знати майя, как экономически,
так и политически, что отражалось, в том числе, и в праве па обладание гербом.
Ацтекская знать в значительно большей степени была интегрирована в испанскую
знать, чем инки Королевской крови de sangre Real в том числе и па эмблематическом
уровне. В свою очередь, остатки знати чибча были плотнее интегрированы в испанскую
знать, чем инки, и пе отделяли себя от пеё даже в мыслях наоборот, отделяя себя от соплеменников
и I ербы они наследовали от своих испанских предков.
ТююJЮl ИЯ I ербов потомков Сана Инков, перешедших на сторону испанцев из рода
Уайна Канак, может послужить отправной точкой для изучения тююJЮl ИИ I ербов друl
ИХ инков, а также, проецируя изучение индейской I еральдики на всю Латинскую Америку,
и для изучения тююJЮl ИИ I ербов метисов и креолов в дру 1ИХ латино индейских
культурах. На этом наше небольшое исследование заканчивается, но открывает собой
новую страницу в российском I ербоведении.
Геральдика инков представляет собой ре 1и0 1шлы 1ый вариант испанской колониальной
I еральдики и шире европейской I еральдики, неотъемлемой частью которой является
ис анская J ераш,дика. В то же время и кская J ераш,дика соверше 10 особое
явление со своим снецифическим онытом состаш 1е ия J ербов и дру 1их визуш 1ы 1ых нриз аков.
Геральдика в истории и куш гуре и ков Коло иш 1ыю 1О ериода была край е
важна, оскольку, аряду с традицио 1ыми эмблематическими средствами и одеждой,
I ербы были од им из J aш 1ыx и струме тов их идентификации не только а внешнем
уров е евро ейцами, 0 и на внутреннем ими самими, о чём I Оворят I ербы, размещё 1ые
на одежде, осуде, нредметах обихода и ритуш 1ы 1ых сосудах. 155
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
|