| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Елохин К.А. Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) (2020) › [Геральдика инков колониального периода]: Глава VII. Отличие инкской геральдики от геральдики автохтонной знати майя, ацтеков и муисков | ||||||
Елохин К.А.
[Геральдика инков колониального периода]: Глава VII. Отличие инкской геральдики от геральдики автохтонной знати майя, ацтеков и муисков// Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) (2020)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Елохин К.А. Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) : Учебное пособие. 2-е издание, расширенное и исправленное. М.: ГАУГН-Пресс, 2020. С. 132-150 Аннотация: Автохтонная знать вице-королевств Новая Испания и Перу геральдически отличалась одна от другой. Судьба распорядилась так, что две великие культуры — ацтеков и майя оказались в пределах одного вице-королевства, а две другие — инков и муисков — в границах второго, от которого позже отделилось вице-королевство Новая Гранада. Представители аристократии этих четырёх культур были приняты испанской знатью абсолютно по-разному. Об авторе публикации/статьи: Елохин Кирилл Александрович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Елохин К.А. [Геральдика инков колониального периода]: Глава VII. Отличие инкской геральдики от геральдики автохтонной знати майя, ацтеков и муисков (2020)
› См. также другие статьи Елохина К.А.
в библиотеке найдено еще 37 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 88077 знаков (с пробелами)
Глава 7. Илл. 15 1Портрет касика г. Койоакана ныне часть Мехико дона Хуана Икстолинки и Гусмана. XVI в. Отличие инкской геральдики от геральдики 1автохтоннои знати 1ацтеков, маия и муисков А втохтонная знать вице королевств Новая Испания и Перу геральдически отличалась одна от другой. Судьба распорядилась так, что две великие культуры ацтеков и майя оказались в пределах одного вице королевства, а две другие инков и муисков в границах второго, от которого позже отделилось вице королевство Новая Гранада. Представители аристократии этих четырёх культур были приняты испанской знатью абсолютно по разному. Помимо них, конечно, встречались могущественные правители племён, как, например, касик Никарао48 1по имени которого получило своё название современное государство Никарагуа, или касик Латакунги Lataсunga дон Санчо Ачо482, правитель одной из провинций Тауантинсуйю, потомок местной правящей династии483, сохранивший в значительной степени свою власть с появлением испанцев и живший на территории современного Эквадора. Им могли быть пожалованы гербы, как дону Санчо Ачо, чей герб, вероятно, был личным, так как в документах его потомков он не встречается484 48 1Niсarao, 14857 1540 482 Don Sanсho Haсho, даты жизни не известны XIV в 483 Oberem И. Don Sanсho Haсho. Unсaсique Mayordel Si gloXV I. сEDEсO. Quito Anya Yala, 1993. Р. 7 10 Idem. Don Sanсho Haсho, ein сaсique mayor des 16. Jahrhunderts Jahrbuсh ffu Gesсhiсhte Lateinamerikas Anuario de Historia de Ameriсa Latina. Volume 4, Issue 1Deс 1967 Р. 199 225 DOI https doi.org 10.7767 jЫa. 1967 99, Deсember 1967. 484 Jdem. Don Sanсho Haсho. Un сaсique Р. 27 28. 133 Полагаем правильным привести герб дона Санчо Ачо, как представителя знати инков, пусть и не королевской крови Щит разделён на четыре части в верхней от правой руки размещён вооружённый человек с королевским штандартом в руке синего цвета кайма золотая с холодным оружием siс в красном сolorado поле и в другой части от левой руки индейцы с их стрелами, что прибыли с войны485 в зелёном ноле, и в дру 1ой части внизу от правой руки белый осёдлаппый ensi do и взнузданный копь с копьём lanсa размещённом на седельной луке, которое имеет золотое древко hasta с носеребрённым наконечником с индейцем естественного цвета, который держит поводья, и в другой четверти восстающий puсsto сn salto лев своего цвета с мечом в золотом поле и как нашлемник и девиз решётчатый шлем с львиной лапой с мечом и намётом синим и золотым 4 86 Как уже 1оворилось, судьба потомков индейской знати сложилась но разному. Потомки верховного правителя ацтеков Моктесумы полпостыо интегрировались благодаря протекции Кортеса, они переехали за океан и поселились в Испании, получив титулы, ренту и земли. Потомки верховного правителя майя из рода Коком дожили до наших дней, занимая невысокие посты в местной администрации. Потомки верхошю 10 инки утратили своё нривш 1е 1ировашюе положение, но также дожили до наших дней. Потомки верхошю 10 правителя муисков но мужской линии были истреблены, но женской же пользовались гербами супругов испанцев, и с точки зрения геральдики особого интереса для нашего исследования нс представляют. В данной работе мы в хронологическом порядке представим три культуры, чью геральдику сравниваем с инкской. Майя Иснания э 0хи Великих 1со 1рафичсских открытий существенно отличалась от колониальных держав Срсдпсвсковья, которые были шиптсрссовапы лишь в портовых 1ородах и контроле морских нутсй487 так как контролировала 0 1ромныс территории. Соответстве 10, кшю 1шаль ая ис а ская 1еральдика обладшш своей снецификой в каждом из рс 1ионов, открытых и завоёванных конкистадорами, особенно на полуострове Юкатш 1е. Первым из конкистадоров майя встретил Эрпапдсс де Кордоба488 в 15 17 г. па о вс Исла Мухсрсс Остров Жс щи 489 1шзвш 1в честь Иксчсль Ixсhсl бо 1и и Луны и 48 5 То естr, е охопшчr,ими. та шщю 1жа е случайш 1И 1перес ое шмечшше слешша LIO этому 1юво 1у С. А. Со шш 1И шест 1ю, что у таких ра шитых ш 1ро 1ов, как астеки, майн, ш 1ки, лук и стрелы 1ютершш свое воешюе шаче 1ше и е у 1ютребшшисr, как оружие. Такан же карпша абшо аласr, и у муисков, 1ю, очеви що, лук и стрелr, 1L 1рололжали сохра ЯП, свое 3ш 1чеш 1е как орущш охоты См. Солша С. А. Муиски. Еще щш 1цшшшншщя щ 1е 1шей Америки. М. Наука, 1969. С. 63. 486 Un esсudo partido en quatro partes que en la vna alta de la mano dereсha este vn hombre armado сon un estandarte real en la mano de azul orlado de ого у las harmas Ыanсas en сampo сolorado у en la otra parte de la mano yzquierda vnos indios сon sus fleсhas que vienen de guerra en сampo verde у en la otra parte de аЬахо de la mano dereсha vn сaba Ыаnсо ensi do у enfrenado сon vna lanсa puesta en el arzon que tenga el hasta de ого у el hierro de plata сon vn yndio de su сolor que le tiene de rienda у en el otro quarto vn leon de su сolor puesto en salto сon vna espada en а mano en сampo de ого у рог timЫe у deЬisa vn yelmo сerrado сon vn Ьrщ о de leon сon vna espada en la mano у fo ges de azul у ого Текст приводится по Oberem И. Don Sanсho Haсho. Un сaсique Р. 0 487 Крылов К. Е. От Реконкисты к Конкисте предпосылки создания Испанской колониальной империи Вестник Санкт Петербургского Университета. Сер. 2. Вып. 120 14. С. 138 139. 488 Franсisсo Hernandez de сordoba, 15 17. 489 Исп. Isla Mujer. 134 плодородия Вслед за ним с майя столкнулись конкистадоры под командованием Хуана де Грихальвы490 также первым встретившимся с ацтеками. В 144 1году из за распри знатного рода Тутуль Шив или Шиу и династии правителей г. Майяпапа Кокомов, Майяпап был разру шен, а государство майя разделилось па 18 городов государств, с подвластными им селениями. Правлению династии Кокомов посвящено отдельное исследовапие49 1Территории этих новых образований назывались Кучкабаль Kuсhkabal Чампутуп столица Чампотоп Каппеч столица Кампече Ах Капуль, Чак ап, Кехпеч столица Мотуль Хокаба, Мани, или Тутуль Шив столица Мани Ах К ип Чель столица Техок Сотута, Чик ипчель или Чавака, Тае, Купуль, Кочвах столица Тихосуко Экаб, Косумель, Ваймиль и Четумаль. Основными городами были Мани, где правила династия Тутуль Шив, Текох, с династией Чель, и Сотута Zututa с династией Кокомов492 сoсom Потомки династии властителей 1Майянана из рода Кокомов, титуловавшиеся халач витtик halaсh uinik букв. человек дела 493 в Колониальную эноху сохранили за собой большие земли494 и нолучили титульный нредикат дон I ерб и звание Канитана el сapi 1an 495 Дру 1ие нредставители знати народов майя также именовались донами служили Канитанами и обладали землями, хотя количество земель в 490 Jпан de Grijalva, 1489 1527. 49 1Gubleг R. Priншs iпter pares Tl 1e Rпliпg Нопsе of Сосош INDIANA 17 18 2000 200 1Р. 239 267. 492 К 1tортов О Пис 1мешюст 1шщейцев майя. И щатеJ ст 1ю Ака 1емии yк СССР. М. Л., 1963. С. 28. 493 Этот титул был равен лревнему титулу ахан aliaw Классического периола 250 г. 900 1000 гг. см. Татсепа а. Р. Foп as de жlшiпistгaсi ш еп las soсieсlжles ргесоlошЬiпаs у сoloпiales Revis 1a Сеп 1гоашегiсапа de Ad i istтaсi6 РпЫiса. 2. 1982. Р. 13. Титул аха 1можно перевести как тот, кто приказывает см. Houston S. д, Stuaгt Peor 1liпg the сlassiс Мауа Сошt Royal сoшts ofthe A сie t Мауа. Vol. 1Theory, Сшщшгisоп, a d Sy thesis. BoLikler, 200 1Р. 54 83. В Посткш 1ссический ерио 1900 1000 1530 п щшвителr, Майяшша име 1ювалсн ктпекпа 1t 1шхо 1н щийся во дворце Его небесным покровителем считался Кецалькоатль, культ которого стал обязательным для под чи ых обш 1стей. Их щ авители хшшч 1ш ики жшш в Майншше. П щчш 1еш 1ые им щшвитеJш 1оро 1ков батабы ри а щежали к ролу хшzач шшка и состшшшш шмк утую рослойку ш,rги сшьл ехеиот см. Беляеа Л Д таш В Сафртюа В. Историн 1щ 1шшншщй 1околумбовой Америки Историн 1ре 1шего Востока учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений под редакцией В Кузищина. М. Издательский центр Академия 2007. С. 354. Бата60 IJO O Ж IOс ЫM IЮJШОМОЧИЯМ, MOЖ сpaB ТI, с шавами сеЛJ,СКИХ 1юселе 1шй варай в KOJ OIIШШl, M Перу. О щако, есJш у 1шрай 1ж тра щциош е атрибуты власти осталисr, Liрактически е пмеш ми, то у батабоа. tю сраш 1е 1шю с юшссическим ерио 1ом майя, ре ре е тация силыю и ме 1шласr, в сторш 1у еврш 1еи шщи костюма. Практически в каж 1ом горо 1е халач и шш и батабы имеJш и собстве 1ые ре 1шши, см. f mteu В. И. Атрибуты царской шшсти у лрешшх майн Советская архешю 1ия. 3. М. 1lаука, 1972. С. 6 135. В Кшю 1шш 1r, ую ШОХУ OJ Ж IOсTШ,Je IЮJШОМОЧИН халач l U U l И батаба были IJ ШКТИЧески ЩИШ КОШ, 1IЮстеLJешю, к 1670 1лш 1ж 1юстr, хшш t 1ш шш стала шщра умеват юJшомочия батаба, см. Рагеz Si Асаtапюs la сoпs 1i 1нсi6 Resistiгe 0s 1Mayas ytкa 1eсos с 1п 1e la lпсlepeпdeпсia Stt 1dia llis 1oгiсa. llistoгia Со tе рог шеа, 27. 2009. Р. 186. В целом функционированию знати майя в Колониальную эпоху посвящено отдельное исследование, см. Quezada S., Torres Tru А. Tres 0Ыеs шауаs yпсateсos. Merida, Унсаtан, IпstitL de Снltша de Yнсat ш GoЬierno del estado de Унсаt ш у el сoпsejo Naсioпal para la Сшtша у las Artes, 20 10. Serie Silvio Zavala, Doсн e tos para la historia сoloпial de Унсаt ш, 20 10. Что касается части знати из жрецов, то выжившие во время Конкисты жрецы были вынуждены уйти из городов и крупных поселений в леса, где вели образ жизни целителей шаманов. Их социальное положение было ниже, чем у батабов, которым они оказывали всемерную поддержку во всех начинаниях, см. Rosado Rosado G., Santana Ri as L. Maria Uiсab Reiпa, Saсerdotisa у Jefa Militar de los Mayas Rebeldes de Унсаt ш 1863 1875 Revista Mesoaшeriсa. 50 ENERO DIсIEMBRE DE 2008 Depart e t ofHistoгy, Тнlапе Uпiversity New Orleaпs. Р. 126 127. 494 Гуляев В. И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М. Наука, 1972. С. 204. 495 Gunsenheimer А. La historia de DопАпшеs Сосош еп los Libros del сhilaш Ваlаш INDIANA 17 18 2000 200 1 Р. 279. 135 Илл. 147. Герб касика с титулом ниахаб из народа киче Илл. 148. Гербоподобные знаки представителей знаm народа киче Илл. 149. Изображение ягуара на фасаде Храма Столов Илл. 150. Ацтекский парадный щит их владении было не очень большим и с течением времени и продаж некоторых участков уменьшалось. К концу Колониального периода звание капитана утратило военную составляющую, став титульным, поскольку возрождать военный дух в майя считалось опасным. Испанцы полагали допустимым использовать майя в качестве ополченцев под командованием испанского офицера496 Исследователь Рут Гублер описала документ, который хранится в Музее г. Саусвеста Southwest Museum в коллекции Вилларда Wi rd сolleсtion и называется Редкие документы Королевского Дома Кокомов Rare Doсuments of the Royal House of сoсom Материал документа бумага, размер х 8 дюймов, в центре водяные знаки в виде инициалов L на одной из страниц изображены птица и крест. Птица держит в когтях стрелу. Справа над её хвостом изображено солнце с девятью лучами. Вероятно, птица может являться тотемом рода Кокомов497 Сопровождающая надпись гласит индейская вышивка, найденная в Сотуте, представляющая силу, согласно повествованиям индейцев bordado de Indios enсontrado en Zotuta Represetando la fuerza segun relatos de loss Indios Имеется там же и другая надпись Наследие Кокомов по их заказу копия на испанском языке о гербе семьи Кокомов в хорошо понятных иероглифах Desendeсia de los сoсome, en ssu orden сopia al espafiol del esсudo de armas de la f amilia сoсom en geronifiсos bien entendios 498 Известны и другие случаи предоставления новой колониальной властью гербов каемкам Гватемалы, пережившим Конкисту499 Например, герб, данный представителю знатного рода из народа киче языковой группы майя титуловавшемуся Нихаиб Nijaib 500 илл. 147 Если у инков гербы имели более менее стандартные фигуры, повторявшиеся в разных комбинациях маскапайча, радуга, кондоры, представители семейства кошачьих, традиционные гербовые фигуры то знать народов майя имела и иные гербоподобные знаки илл. 148 На эмблематическом уровне воины народов майя, в отличие от инков, имели общий знак в виде ягуара, 496 Farriss N. М. Мауа Soсiety Under сolonial Rule The сolleсtive Enterprise of Survival. Prinсeton University Press. 1984. Р. 175. 497 GuЬler R. Ор. сit. Р. 255. 498 Thid. Р. 256. 499 Arnauld М С., Dehouve D. Poder у magia en los pueЫos indios de Mexiсo у Guatemala Tiempos de Ameriсa. l 1997 Р. 29. soo Об этом титуле и его преемственности см. сarmaсk R. М. Quiсhean сivilization The Ethnohistoriс, Ethnographiс, andAгсhaeologiсal Soшсes. University ofсaliforniaPress. Berkley, LosAngeles, London. 1973. Р. 32 37. 136 указывающий на социальный статус воина илл. 149 Некоторые современные исследователи определяют этот знак как герб50 1но пока у нас нет подтверждения интеграции доиспанской эмблематики майя в геральдику, принесённую конкистадорами. Потомки же Уайна Капак, также бывшие графами семейство Чигуан Топа визуализировали свой социальный статус несколько иначе с номощью I ербовой фю,уры кисточки от Аtаскапайчи, являвшейся аналогом короны, однако сохранившей свой оригинальный вид. Изучение геральдики народов майя невозможно без понимания положения их знати. У каждого народа майя в XVI в. знать обладала разными титулами, в зависимости от местных культурных традиций. Также представители аристократии могли владеть рабами, которыми становились захваченные в частых войнах простые общинники аристократов же было принято приносить в жертву 502 В начале XVI в. лишь представителям индейской аристократии разрешалось селиться в основанных испанцами городах, а прочим индейцам это было шпрсщсно503 К концу XVIII в. всё изменилось, и нс шатныс майя, поселившиеся в городах, работали сапожниками, каменщиками, плотниками, торговцами свечами и их изготовителями, а также глашатаями504 Потомки знатных майя, которым нс довелось занять руководящие посты, практиковали более возвышенные искусства и профессии, такие как раскрашивание многоцветных сосудов, иллюстрирование рукописей, художественная обработка камня505 В целом лишь меньше трети представителей знати almсhсn получали возможности занять руководящую должность506 да и те были низведены до положения общинных вождсй касиков, нижнего звена колониальной администрации 507 большая же часть шаги народов майя становилась монахами50х нрсимущсствснно францисканскими 50 1 TT7 ams Beсk L. А. Раtгонеs de ase taшie to у oгga izaсi6 сoшtшitaгia pгevios а la fоппасiбн de шш jшisdiссi6 politiсa ш 1а evaluaсi6n aщнeol6giсadel сдсliсe сlel сa kini Okoslli Нагшlа Т zциiегс А. а., rV ams Beсk а. А. Nнevas perspeс 1ivas sobre la geogгafia politiсa сle los шауаs. Universidжl Naсional ALJtimoшa de Mexiсo, Univeгsidжl АLJ 1iнюша de Сашресl 1е. Mexiсo, 2006. Р. 322. 502 Гу Яев В. И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики С. 205. 503 ыкmш Е. 10. Гоrю щ кш 1кис ров социш 1ы 1ш 1стрш ификшщн и вш 1стr, Мир шщейцев. Историн, кулr гура, мифологин, фотографии, фш 1r,мы 1лектршшr, 1й ресурс I Режим 1остуL 1а U RL l p www. iпdiansworld.oгg сшщ istшlor сiLJdaсl.l V TLс 197Ш ш а обращешш 23.09.20 16 Аб 12. 504 Los шауаs шЬапоs tашЬiеп tгаЬаjаЬап сошо zapa 1eros, albafiiles, сaгpiп 1eros, veleros е iпсl so ргеgопегоs см. laentz М. сriados, сaсiq es у ш 1esanos шауаs нrbanos сle YLJсat ш а fiпales сlel siglo XVIII сastгo utiсггez Р. соогdiпасlог Los iпdios у las сiшlades de la NLJeva Espafia. Uпiveгsidжl Naсioпal АLJ 1iнюша сle Mexiсo, lпsti 1L de lпvestigaсioпes llis 16гiсas, Mexiсo, 20 10. Р. 227. 505 сlш k J Е., Houston S. П. сгaft Speс zatioп, сieпder апd Persoпlюod ашопg tl 1e Pos 1сoпчLJes 1Мауа of YLJсataп, Mexiсo Arсl 1eologiсal Рарегs of tl 1e Ашегiсап Aп 1Ъгopologiсal Assoсiatioп. Vоlшпе Х, lsы 1e 1Р. 40 4 1Veгsion of Reсord 0 li e 28 JUN 2008 Электронный ресурс Режим доступа URL Ъttp oнliнelibraгy.wiley.сoш doi 10. 1525 ap3a. l 998 l 3 l pdf дата обращения 08. 10.20 16 506 Flores Hernandez М., Perez Rivas М Е. Aliaнzas у Estrategias de Legitiшaсi6 de la NoЬleza I dige a ен el Norte de Унсаtан Dшанtе el Posсlasiсo Uн Енfоqне сoшparativo у Mнltidisс нario Estнdios de Снltша Мауа, vol. XL, 20 12. Р. 137. 507 Пакин А. В. В сердце Края войны Реконструкция политической географии майя Центрального Петена в XVII в. История и культура Майя Месоамерика глазами русских первопроходцев Электронный ресурс Режим доступа URL Ъttp www.шezoaшeriсa.ru i diaнs шaya pete Ъtшl дата обращения 08. 10.20 16 Данная работа представляет собой расширенный вариант одноименной статьи А Пакина Пакин А В сердце Края войны Вопросы политической географии майя Центрального Петена в XVII в. Развитие цивилизации в Новом Свете. М., 2000. с. 4 136 508 Laris Pardo J А. La soсiedad шауа bajo el doшiнio сoloнial aнalisis у deliшitaсi6 Ъistoriografiсa Тешаs 137 Богатство в понимании майя, живших в доиспанскую эпоху, означало не присвоение и накопление материальных ценностей, а обладание совокупностью гарантированных прав и полномочий на использование человеческих ресурсов. Так, обладание рабами и гарантией помощи на сельскохозяйственных работах считалась богатством, бедные же люди работали сами па себя и чья либо помощь им пе гарантировалась 5 9 В связи с этим становится понятным тот факт, на который обратили внимание отечественные исследовательницы Е. Ю. Лыкова и Н. А. Коновалова, отмечавшие, что зачастую в начале XVI в. в вице королевстве Новая Испания индейская аристократия была лишена многих привилегий. По свидетельству испанского чиновника Сориты, сеньоры поселения, называемого Утатлан5 10 были также бедны и нищи, как и самый бедный ин,цеец. Их жены l Отовили тортильи, поскольку не имели слу 1и сре,цств их со,цержать, сами таскали воду и дрова для своих домов 5 Оставаясь обла,цателями властных 0Jшомочий цля своих сош 1еменников, знать майя зачастую выглядела в глазах испанцев такими же нищими, как и остальные общинники, и признание их благородства для возведения в достоинство дона и получения герба было маловсроятным5 12 Дока штсльством благородного происхождения могли бы служить цокументы, такие как, например, Генешю 1ическое црево Шиу сохранившееся в составе так называемых Бума Шиу из Йашха 5 13, или уже упомянутые нами цокументы Кокомов, 1Це указан 6 1правитель этой цинастии. Возведение в достоинство дона нс лишало представителей местной аристократии их прежних титулов, так, представители знати народа киче, сыновья касиков Тскума и Тспспуля вначале пребывали в заключении, были освобождены и в насмешку на шачсны лавами остатков их наро,ца, с цолжностями, называвшимися так же, как те, что занимали их отцы 5 14 К ссрс,цинс XVIII в. знать майя, проживавшая в 1Тайсаль на оз. Петен Ица, ви,цимо, уже утратила свя3Ь с титулатурой нрсжних высших нравитслсй, и иснользовала иснанскуто титулатуру. Так, во время одного из восстаний, потомок династии Капсков, Хасипто Ук5 15, шамап5 16, был пров03глашёп королём Rсy 5 17 при коронации па него надели Aпtropol6giсos, Revista сieпtifiсa de I vestigaсio es Regioпales, vоlшпеп 37, пйшеrо 1oсtпbre 20 14 шarzo 20 15, lJпiversiсlad АLI 1шоша de Yt 1сa 1iш. Р. 27. 509 Uozmi,a К. Rесопstпкссi6п de la Oгgaпizaссi m Soсiopolitiсa Мауа La Di astia Каа Tesis рага оh 1е ег el gгado сle Маеs 1го de сieпсias Soсiales Apliсaсlas а los Es 1пdios Regioпales. l.Jпiveгsidad сle Qt 1i a a Roo, СЪеtшпаl, Qt 1i a a Roo, Mexiсo, 2009. Р. 38 39. 5 10 Реч 1и г о стш ще ш 1ро щ киче 1Утшшш Uta 1blп с 1524 1и шеспю 10 как Гумаркаах 3шпагсааj, также имеет шшисшше Q шпarkaj, Кшпагсааj, Сшпагсаj, сiшпarkaaj 5 J ыктш Е. 10 Ктюпсию 1ш НА. ИсLiашншщя и щухшшая кш 1киста 1е 1пралшой Америки Liервые шаги Мир шщейцев. История, куш гура, мифологин, фотш ршjши, фиш,мы 1лектршшr й ресурс I Режим лостуш 1UR L l 1ttp ww w.iш 1ia sworld.org lyсspa l 1tшl 1V TLс 197Ш дата обращения 23.09.20 16 Абз. см. также сannaсk Я. М. Evoluсioп del Reiпo Quiсhe. Guateшala, 1979.Р 297. 5 12 Елохин К А. К вопросу о геральдике знати майя Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании Материалы XXIX Международной научной конференции. Москва, 13 15 апр. 20 17 г. Р ос.Гос. гуманитар. ун т, Ист. арх. ин т, Высшая школа источниковедения, спец. и вспомогат. ист. дисциплин Р ос. Акад. наук, Ин т всеобщей истории Музеи Московского Кремля. М. ИВИ РАН, 20 17. С. 134 136. 5 13 Quezada S, Okoshi Harada Т. Papeles de los Xiu de Уаха, Yuсataп. Mexiсo, 2007. 5 14 Oliva de сoll J La resisteпсia i dige a апtе la сoпquista. 8ed. Mexiсo, 199 1Р 125. 5 15 Jaсiпto Uс или Jaсiпto Сапес или Jaсiпto Uс de los Saпtos, 173 76 1 5 16 Reifler Briсker V. The I dia сhrist, the Iпdiaп Kiпg. The Historiсal Substrate ofMaya Myth апd Ritual. Uпiversity of Texas Press,Austiп, 198 1Р 7 1Patсh R. W. Мауа Revo апd Revolutioп iп the Eighteeп сeпtury. NY Lo do 2002.Р 135. 5 17 Dumond D The Maсhete апd the сross. Сашреsiпо Rebellioп iп Yuсataп. Uпiversity ofNebraska Press Li сohiLo do 997. Р. 58. 138 голубую5 18 мантию и корону с образом Девы Марии сorona у manto de la imagen de la Virgen Maria 5 19 Интересно, что у майя в то время процветал культ Богородицы и святых, и Хасинто Канек был коронован короной девы Марии520, принимая тем самым её нокровительство. Он считался королём всех нровинций Новой Иснании, носкольку индейцы верили, что настунит день, ко 1да все иснанцы должны будут умереть52 1Известен е 10 титул король Хасинто Ук нод нокровительством Святых Канек Малый Моктесума Rey Jaсinto Uс de los Santos сanek сhiсhan Moсtezuma 522 В этом любонытном факте мы видим существенное о тличие инков от знати майя, носкольку инки, как уже 1оворилось выше, не только наследовали масканайчу, но и всячески ноддерживали идеи о нроисхождении их корон от короны доиснанских верховных владык Тауантинсуйю. Более то 10, христианство было нринято частью инков лишь внешне, тайно они соблюдали языческие обряды, в отличие от майя, которые не только нриняли культ Девы Марии и святых, но и ввели их в титушrгуру свое 10 короля. Подвсдём некоторые итоги. Отсутствие земли и большого количества зависимых людей может считаться одной из причин, по которым владык майя и их потомков нс возводили в титульную испанскую знать, атрибутивным свойством которой могут считаться гербы. Различные понятия о власти у конкистадоров и майя, чья знать иногда выглядела в гла шх испанцев экономически необеспеченной, нс позволяли испанской знати при шать равными представителей шати майя. Следует учитывать также, что в отличие от инков, ацтеков и дру 1их американских цивили шций, так или иначе нринявших и 1юддсржавших конкистадоров, майя вшють до конца ХХ века отнюдь нс везде нри шавали власть иснанцсв, или нравитсльств сложившихся 0слс 182 независимых 1осударств523 В этом ключе становится нонятным, ночсму касикам народов майя иснанцы нрактичсски нс жаловали 1србы и титульный нрсдикат дон Е. Ю. Лыкова замечает, что, несмотря на страстное желание участников военных экснсдиций нриобрссти 1србы, корона раздавала их отнюдь нс так щедро, как это нроисходило в эноху Рсконкисты на Пиренейском нолуостровс. В XVI в. монархи и их советники нс забывали о том, что в Иснании и так высок нроцснт лиц, свободных от ушшты 1taJ 10 1oв 10 4 населения, сошасно современным данным 524 С этой точки зрения, требовались исключитслы 1ыс обстоятельства для то 10, чтобы какой либо конкистадор стал хлонотать в Иснании о даровании 1срба тому или иному местному владыке. 5 18 Oliva de сoll J. Ор. сit. Р. 8. 5 19 Braсamonte у Sosa Р, Lizama Quijano J. Testimonio. La deсlaraсiбn de Jaсinto сaneс, 176 1Marginalidad indigena una perspeсtiva histбriсa de Yuсatan Desaсatos. Revista de Antropologia Soсial. Luсes del Mundo Мауа. Num. 13. Invierno 2003. Р. 163. 520 Patсh R. W. Ор. сit. Р. 180. 52 1 IЬid. Р. 135. 522 Dumond D Ор. сit. Р. 58. 523 Ко М. Майя. Исчезнувшая цивилизация легенды и факты Пер. с англ. 3. М. Насоновой. М. ЗАО Центрполиграф, 20 12. С. 179 180. 524 Лыкова Е. Ю. Города конкистадоров Абз. 26. 139 Поскольку в городах селились потомки халач виников, то власти как таковой у них не было, настоящая власть была в руках потомков батабов, возглавлявших сельские общины, соответственно, гербов у них быть не могло. Определённое значение имела и депопуляция местного населения, с уменьшением которого исчезала и власть местных касиков и батабов, а, следовательно, и их важность для испанцев. По этим причинам местная знать практически пе вписалась в сложившуюся и складывавшуюся аристократию па территории Юкатана. Поэтому и геральдика как эмблематическая система пе прижилась у правителей майя, за отдельными исключениями, в виде гербов, данных членам самых представительных династий. В этом состоит коренное отличие от инков, которые получали плату от испанской Короны только за то, что они принадлежали к легитимным потомкам правившей до испанского нашествия династии. Также они имели серьёзпые доходы с родовых земель, или от тор 1ОВJ 1И, как, уже уноминавшийся инка Х. Г. Ко 1щорка ки Но 1ейра, обладавший 350 мулами. Система сначала энкомьенд, а затем ренартимьенто с системой редукций которая l ОС 1юдствовала с 1570 х но 1630 е п., не расноJШl аJШ к тесному взаимному общению местных владык с иснанцами. То же касается и нришедшей им на смену системы асьенд большинство крунных землевладельцев было иснанцами, или креолами, а касики майя раснродавали свои владения, что, но мнению Б. Н. Комиссарова, вело к укренлению и расширению ис 1ш ско 1О сектора коло иалыю 1О общества 525 Гербы для большей части знати майя, как ноказатель 0 ределёшю 1О социаJ 1ыю 1О статуса, быJш нрактически недосту 1ы. В отличие от 1ютомков династии Кокомов, в чьём J ербе корона отсутствовала, инки демонстрироваJш своё роисхожде ие от древних шшдык Тауантинсуйю с 1юмощыо изображения в J ербе маскапайчи короны 1ювелителей страны инков. Ввиду отсутствия ренрезентатишюй выборки I ербов и источников I ераJ 1ьдики, I Оворить о наличии каймы в I ербах и J ербовых эмбJ 1емах знати майя, как 1юстоя 10 1О ЭJ 1еме 1па, редсташ 1яется затруд 1ителы 1ым. Таким образом, в системе знати НовОJ О Света инки 1шходиJшсь в ривиле 1ировашюм 0Jюжении 0 отношению к знати майя, как экономически, так и 1юлитически, что отражалось, в том числе, и в нраве на шшдение I ербом. Ацтеки Цивилизация ацтеков была второй 1юсле майя, которую встретили и уничтожили конкистадоры. Однако зшrгь была уничтожена далеко не вся, более T0I 0, часть её, наиболее благородная и влиятельная, сумела влиться в элиту нового общества. А. В. Калюта замечает, что к первой четверти XVI в. общество науа делилось на следующие страты знать pipi жречество teopixque или tlamaсazque торговцев poсhteсa свободных общинников maсehua n и лично зависимых, среди которых различали такие категории как mayeсauh и tlaсotin рабы Знать науа не была однородной по своему положению и делилась на целый ряд различных по статусу и про 525 Комиссаров Б. Н. О типологии феодализма в Америке Историческое познание традиции и новации Мате риалы Международной теоретической конференции. Ижевск, 26 28 окт. 1993 г. Часть 1Ижевск Изд во Удмуртского университета, 1996. С. 2 14 2 15. 140 исхождению категорий. Самую высшую из них составляли tlahtoque ед. ч. tlahtoani и teteuсtin ед. ч. teuс или teсuh главы всех вышеописанных политических объединений 526 На территории совр. г. Мехико было четыре города государства, насслённых науа, 1Теночтитлан и 1Тлателолько, 1Це жили мешики, 1Тескоко, 1де обитали аколуаке, г. Тлакопап, где жили тепатtека52 7 Политическое объеди е ие 1рактически 1te ИАtевшее экономической основы этих городов государств условно называется Тройственным Сою юм и именно под ним понимается государство ацтеков. Всего на территории, населённой ацтеками, было около 500 городов и поселений528 Ацтекские правители назывались тлатоани от ацт. tlatoa говорить приказывать 529. Ттютоатtи г. Тепочтитлапа считался верховным собственником земли, однако не был её 1юлношшстным хозяином и распоряжался ей только с учётом тра,циций живших па пей общип530. Э. Кортес в письме Карлу V именовал Моктесуму Il53 1королём и могущественнейшим властитслсм 532, а нс императором, что, безусловно, отра шлось в геральдике нс только его прямых потомков, но и других представителей знати, фигуры, характерные для европейской имперской геральдики, в геральдике автохтонной знати вице королевства Новая Испания практически отсутствуют. Жречество составляло особую страту, целившуюся на несколько кате 1орий 1altepetl жрецы главных богов, духовные лидеры, 2 tlenamaсazque жрецы, исполнявшие ежедневные ритуалы в храмах разных божеств меньшего значения, 3 tlamaсazque молодые люди и подростки из ра шых социальных страт, исполнявшие обЯ3анности служек53 Жречество как социальная страта было полностью истреблено испанцами. Знать науа, носившую титулы t 1toque и teteuсtin, ис 1ш 1щы стшш называть касиками сaсiquсs а pipi принципалами prinсipalсs Эти цва термина были ввс,цсны указом Карлом У от 26 феврш 1я 1538 в котором шщейским вож,цям и равителям категорически запрещалось именоваться сеньорами потому что это подобает только Нам, и суть Наша королевская ривилс 1ия 5 14 Термин же pt inсipal унотрсблялся 0 отношению ко всей знати науа и обозначал любого человека, полиутощсгося почётом и уважением, но совсем нс обязательно аристократа ш. На первых норах ilahtoquс были оставлены во l Jlaвс объс,цинсний, которые они ВОЗl JШвляли как нриро,цныс сеньоры в соответствии с ко 1щс 1щисй сстсствс 1шО 1О нрава 536. До ссрс,цины XVI в. вся знать науа 526 Кш ота А. В. Укю. соч. С. 93. 527 Там же. С. 9 О а се. Формr, 1емJ 1евJ 1але 1шн срели шати ауа XV ач. XVI в. 1ю шшым ршшекошшиаJ 1ы х источ 1шков Открr,пие Америки ро 1ш 1жаетсн Отв. ре 0. R. Берешшr. СПб., 20 1О. Bыll. IV. С. 109. s2x Ба rши. В. 1г А цтеки история, экшюмика, с щишrr, 1ю шштическии строи п окшrшшалr,ш,ш ериол И щшелr,ская фирма Восточная Jштершура PAI 99Х. С. 99. 529 Там же. С. 23. 530 Там же. С. 103. М. 53 1Моктесума Шокойоцин Moсtezuma Xoсoyotzin 1466 1520. 532 Эрнан Кортес. Второе послание реляция императору Карлу V, писанное в Сегура де ла Фронтера 30 октября 1520 года фрагмент Перевод Е. М. Лысенко Хроники открытия Америки. Нован Испания. Книга I Исторические документы Пер. с исп. М. Академический проект, 2000. С. 273. 533 КшzютаА. В. Ацтеки родство, гендер, возраст С. 95 97. 534 Там же. С. 233. Автор ссылается на Reсopilaсiбn de las Leyes de los reynos de indios. Т. 2. Madrid, 1973. Р. 220. 535 Кшzюта А. В. Ацтеки родство, гендер, возраст С. 233. Автор ссылается на Murdoсk G. Р. сognatiс forms of soсial organization Viking Fund PuЫiсations inAnthropology, 1960. 29. Р. 7. 536 Кшzюта А Ацтеки родство, гендер, возраст С. 233 234. 14 1 Илл. 152. Герб дона Мартина Кортес де Мотесумы Илл. 153. Герб Диего де Мендосы была вправе ездить на коне, носить оружие, титуловаться дон и была освобождена от податей. Позднее эта привилегия сохранилась только за каемками то есть tlahtoque и их старшими сыновьями537 Многие из лояльных короне династий tlahtoque и teteuсtin получили гербы, а наиболее высокопоставленные из них породнились с испанской аристократией, практически слившись с креольской элитой и знатью метрополии538 Часть знати, утратившей свои позиции, становилась ремесленниками, производившими предметы роскоши ювелирами и камнерезами, мастерами по изготовлению изделий из перьев. Группы этих ремесленников были эндогамны, профессия в них передавалась от отца к сыну. Отметим, что простые общинники не имели права пользоваться предметами роскоши, если только не отличились во время военных действий539 Допустимо полагать, что смешение знати науа с испанской знатью началось с 1520 г., которым датируется письмо Э. Кортеса императору Карлу V, где он сообщает я отправился к Моктесуме, как уже не раз ходил его проведать я поговорил с ним о всяких забавных и приятных вещах, а он мне подарил кое какие драгоценности и отдал свою дочь540 и еще отдал дочерей своих сановников некоторым людям из моего отряда 54 1 Столкнувшись с ацтеками, испанцы естественным образом соприкоснулись с некоторыми аспектами их визуальной культуры, в первую очередь, военными. Так, они, безусловно, видели щиты ацтекских воинов. По достойному доверия свидетельству жившего с юности в Новой Испании в XVI в. доминиканца Диего Дурана542 который сверялся как 537 Там же. С. 234. 538 Там же. 539 Там же. С. 100 10 1 540 Исабель Моктесума Isabel Moсtezuma 1509 15 10 1550 155 1От Э. Кортеса имела дочь Леонор Leonor сortes Moсtezuma чьи потомки живы до сих пор и нося т фамилию Моктесума де Тультенго Moсtezuma de Tu go в 1627 г. они получили титул г рафов, а в 1865 г. герцогов Duque 54 1 Эрнан Кортес. Второе послание реляция императору Карлу V С. 3 12. 542 Diego Duran, 1537 1588. 142 Илл. 154. Герб дона Педро де Мотесумы Илл. 155. Герб дона Антонио де Геварры с ацтекскими рукописями, так и с манускриптами, написанными другими монахами, в книге История Индий Новой Испании и островов материка опубликованной в XIX в., испанцы ошибочно принимали изображения на щитах индейцев за гербы вместе с плащами из агавы, которые чичимеки принесли в качестве дани, изящно украшенные узорами и раскрашенные красками в оных плащах щиты с позолоченными орлами и с тысячей других гербов, и девизов в них, и таковых многое и большое количество 543. Подобных плащей каждый месяц в Теночтитлан из покорённых провинций поступало не менее 50 000544 Таким образом, испанская геральдическая культура могла быть довольно легко принята местным населением, поскольку традиции визуализации, касавшиеся щитовых эмблем, имели некоторое сходство илл. 150 Французский исследователь мексиканкого происхождения Хоакин Галарса545 полагал, что ацтеки обладали очень развитой символико эмблематической репрезентацией, сравнимой с европейской геральдикой. Введение новых символов в их репрезентацию было затруднено. Новые символы заменяли старые, а старые символы обретали новое значение546. Дж. Вайян отмечал, что у ацтеков при испанцах Старая культура умирала медленно Платье не переменилось, за исключением брюк, на ношении которых настояли монахи 547. Приведём, например, один из первых портретов индейцев касика г. Койоакана 543 j untamente las mantas de nequen que los сhiсhimeсas tributaban, deliсadisimamente labradas у pintadas de сolores, en e s esсudos сon aguilas doradas у сon otras mill armas, у deuisas en e s, у destas muсhas у gran сantidad С м. Duran D. Historia de las Indias de Nueva Espafia у islas de Tierra Firme. Т. I. Сар. XXV. Mexiсo, 1867. Р. 209. 544 Пол Дж., Робинсон Ч. М. Ацтеки и конкистадоры Гибель великой цивилизации. М. Эксмо, 2009. С. 77. 545 Joaquin Galarza, 1928 2004. 546 Galarza J. Heraldique europeenne et manusсrits piсtographiques mexiсains Indiana. 4. Berlin, 1977. Р. 88. 547 ВайянДж. История ац теков. М. Издательство Иностранной Ли тературы, 1949. С. 192. 143 Илл. 156. Герб дона Антонио де ла Кадены Илл. 157. Герб дона Херонимо дел Агила ныне часть Мехико дона Хуана Икстолинки и Г усмана548 илл. 15 1Одежда автохтонной знати Новой Испании сильно отличалась от одежды автохтонной знати вице королевства Перу, что и не удивительно, учитывая разницу в обычаях и моде. Однако мы приводили примеры из разнообразных источников геральдики, указывающих, что инки носили гербы и в повседневной жизни, чего нельзя с уверенностью утверждать относительно мексиканской автохтонной знати Гербы ацтеков, как чистокровных, принявших крещение, так и метисов, могли иметь кайму, как, например, герб сына Моктесумы II, дона Мартина Кортес де Мотесума549 пожалованный 16 февраля 1535 г. илл. 152 кстати, мы приводим и жалованную грамоту, Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Елохин К.А. [Геральдика инков колониального периода]: Глава VII. Отличие инкской геральдики от геральдики автохтонной знати майя, ацтеков и муисков (2020)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |