| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Елохин К.А. Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) (2020) › [Геральдика инков колониального периода]: Глава VI. «Примирение» инков и испанцев сквозь призму геральдики. | ||||||
Елохин К.А.
[Геральдика инков колониального периода]: Глава VI. «Примирение» инков и испанцев сквозь призму геральдики.// Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) (2020)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Елохин К.А. Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) : Учебное пособие. 2-е издание, расширенное и исправленное. М.: ГАУГН-Пресс, 2020. С. 120-131 Аннотация: Как известно, испанцы, открыв Новый Свет, практически уничтожили цивилизации, существовавшие в нём на тот момент, создав своеобразную латиноамериканскую культуру, которая впитала в себя как остатки старых культур и религий, так и испанскую культуру и христианство. В этом ключе особой проблемой становятся попытки примирения завоевателей с лучшей частью местного населения, с точки зрения конкистадоров — с местной знатью. Атрибутивными признаками благородного статуса в Испании были ношение оружия и обладание гербами — роль последних мы рассмотрим в данной главе. Об авторе публикации/статьи: Елохин Кирилл Александрович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Елохин К.А. [Геральдика инков колониального периода]: Глава VI. «Примирение» инков и испанцев сквозь призму геральдики. (2020)
› См. также другие статьи Елохина К.А.
в библиотеке найдено еще 37 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 46538 знаков (с пробелами)
Глава 6. Илл. 13 1Перуанские метисы XVIII в. Картина Квартерона смешанных кровей. Испанец. Порождают Кинтерону смешанных кровей Перу, XVIII в. Илл. 132. В руке ребёнка игрушка в виде верховного инки в полном парадном облачении Примирение инков и испанцев сквозь призму геральдики Как известно, испанцы, открыв Новый Свет, практически уничтожили цивилизации, существовавшие в нём на тот момент, создав своеобразную латиноамериканскую культуру, которая впитала в себя как остатки старых культур и религий, так и испанскую культуру и христианство425 В этом ключе особой проблемой становятся попытки примирения завоевателей с лучшей частью местного населения, с точки зрения конкистадоров с местной знатью. Атрибутивными признаками благородного статуса в Испании были ношение оружия и обладание гербами роль последних мы рассмотрим в данной главе426 В 1532 1600 гг. гербы, наравне с признанием благородства инков, были пожалованы им испанцами за те или иные заслуги, например, за помощь в борьбе с другими инками, восставшими против владычества испанцев, в распространении христианства и т Признание инков благородными и наделение их титулами427 и гербами со стороны испанцев было обосновано политически конкистадоров было мало и им требовался авторитет среди аборигенов и экономически конкистадоры женились на принцессах fiustas сёстрах и дочерях верховных инков, которые обладали большими земельными площадями, золотом и человеческими ресурсами. Первой попыткой примирения со стороны испанцев можно назвать пожалование гербов потомкам Фелипе Тупак Амару 1428 после его казни в 1572 г., соответственно, за ними 425 И зучение роли миссионерскои деятельности различных христианских орденов, в т иезуитов, треб ует отдельного исследования. 426 Elokhin К. А. Reсonсiliaсiбn entre los espafioles у la noЫeza inсa en сuzсo а traves de una perspeсtiva heraldiсa ERAE, XXIII, 20 17. Р. 13 3 1 427 Например, на картуше портрета инки дона Маркоса Чигуан Топа Marсos сhiguan Тора de la Paz Y nga, ок. 1685 после 1746 он именуется графом сoronel inсa, сaballero сatбliсo рог la graсia de Dios, desсendiente de sangre real de Сарае que Yupanqui, сaсique prinсipal у сonde de la vi de Gua bamba у de San Gerбnimo de сolquepata 42 8 Исп. Felipe Tupaс Amaru, Tupaс Amaru I, 1545 1572 гг. Кстати, известен полный тёзка Фелипе Тупак Амару F elipe Tupaс Amaru даты жизни которого неизвестны. Исследователь М. дель Кармен Мартин Р убио, основываясь на архивных данных, полагает, что его звали Пауль, см. Martin Rublo М. С. del. Busсando а un Inсa la сripta de TopaAmaro 12 1 Илл. 133. Герб Куско 1767 г. Илл. 134. Взлетающий двуглавый орёл без лап и вооружений. Фрагмент инкской церемониальной раскрашенной деревянной вазы керо. XVIII в. Илл. 135. Двуглавый красночёрный орёл с опущенными крыльями и знаком войны на груди. Инкская церемониальная раскрашенная деревянная ваза керо. Конец XVII начало XVIII вв. признали и благородное происхождение, поскольку период 1550 1700 гг. характеризуется тенденцией расценивать герб как атрибут исключительно привилегированного сословия, что нашло своё воплощение в законодательстве429 Второй попыткой примирения со стороны испанцев можно назвать указ короля Испании Карла П430 от 22 марта 1697 г., согласно которому было установлено равенство природных потомков индейской знати с кастильскими дворянами43 1легитимизировались тем самым не только появившиеся бастарды, но и дополнительно потомки Манко II. Третьей попыткой примирения со стороны испанцев можно назвать пожалование всему инкскому сословию привилегии перед испанской знатью заниматься торговлей432 что они и делали, правда, не всегда успешно433 Как уже говорилось выше, инки были очень закрытой социальной группой, лишь некоторые из них заключали браки с завоевателями, смешиваться с другими индейцами инки не желали Несмотря на принятие христианства и знание испанского языка, инки предпочитали общаться в кругу своих знакомых, родственников, людей близкой культуры434 Как известно, после победы над Новоинкским Царством в Вилькабамбе, на протяжении всего колониального периода истории Перу инкская знать сотрудничала с испанской администрацией, став её частью, занимая наследственные должности касиков и управляя простыми индейцами во многих регионах страны. 26 февраля 1557 г. был издан указ о том, что касики и главы поселений после крещения сохранят свои владения, власть и обязанности435 то есть во мно Investigaсiones Soсiales. Vol 9, Num. 15 Lima, 2005. Р. 80. Х. И. Кесада высказывает осторожное предположение, что это мог быть один из братьев Уайна Капак, см. Quesada J. I. Ор. сit. Р. 486. 429 Черных А. П. Испанская г еральдика С. 42 1447. 430 Исп. сarlos II El Heсhizado, 166 700 г г. 43 1 Luque Talavan М. Tan prinсipes е iпfantes сomo los de сasti Analisis histбriсo jшidiсo de la noЫeza iпdiana de origen prehispaniсo Anales del Museo de Ameriсa. 12. Madгid, 2004. Р. 432 Созина С. А., Янчук И. И. Указ. соч. С. 146. 433 Flores Galindo А. In Searсh of an Inсa. Identity and Utopia iп the Andes. сambridge, 20 10. Р. 5. 434 Loсkhart J. Spanish Peru, 1532 1560. А Soсial History. 2 ed. University of Wisсonsin, 1992. Р. 239. 435 Algunos natшales de las Indias eran en tiempo de su iпfidelidad сaсiques у sefiores de pueЫos у porque despues de su сonversiбn а nuestra Santa Fe сatбliсa es justo que сonserven sus dereсhos у al haber venido а nuestra obedienсia no los haga de peor сondiсiбn. Mandamos а nuestras Reales Audienсias que si estos сaсiques о priпсipales desсendientes de los primeros, pretendieran suсeder en aquel genero de sefiorio о сaziсazgo у sobre esto pidierenjustiсia, se la hagan, madas у oidaslas partes 122 гом формальное принятие христианства было политически и экономически выгодно некоторые436 инки занимали высокие церковные посты437, в том числе даже в Инквизиции438 но веры не прибавило. Инкская знать охотно визуализировала своё привилегированное положение, помимо открытого ношения оружия, с помощью гербов. Гербы, наряду с европейской одеждой, являли собой чёткое и зримое понимание подчинённости инков конкистадорам, в первую очередь на эмблематическом уровне, несмотря на это, в быту инки размещали гербы на посуде илл. 030, 134, 135 носили напоминающие тунику традиционную одежду инкских верховных правителейунку с родовыми гербами439 илл. 136 137 что делало её неким подобием гербовой котты, которая также известна в церемониалах вице королей Перу. Также инки носили церемониальный шлем касика, на котором могли быть изображены христианские символы, или двуглавый орёл знак испанского владычества. Шлемы подобного типа и сами становились геральдическими фигурами. Женщины инки также были геральдизированы в одежде, но в значительно меньшей степени, чем мужчины. На уже приводившемся нами изображении илл. 037 инкские женщины с заколками, называющимися тупу tupu Эти заколки изготавливались, как правило, из серебра, могли быть совершенно разных форм и украшались драгоценными камнями. Иногда на них могли быть помещены гербовые изображения, например, двуглавых орлов илл. 138 Существование должности Королевского знаменосца инков и сохранение её после 178 1г. может говорить о том, что испанцы, несмотря на все кары, обрушенные на головы инков, не стали полностью сжигать мосты но оставили возможность для очередного примирения. aquien toсare сon toda brevedad См. Real с edula dada рог Felipe II el 26 de febrero de 1557 Reсopilaсбn de Leyes de los Reinos de las Indias. Tomo Primero. Libro VI, Titulo Siete. De los сaсiques, Ley Primera. 5 ed. Madrid, 184 1Р. 25 1 436 В целом количество индеи цев священнослужителеи бы ло очень невели ко ок. 5 от общего числа. См. Lundberg М. El сlero indigena en Hispanoameriсa de la legislaсiбn а la implementaсiбn у praсtiсa eссlesiastiсa EHN Estudios de Historia Novohispana 38, enero junio 2008. Universidad NaсionalAutбnoma de Mexiсo. Р. 62. 437 Серулыmков С. Указ соч С. 98. 438 Maсera Р. Ор. сit. Р. 10 pinoza Rua С. А. Un indio сamino а los altares santidad е influenсia inquisitorial en el сaso del siervo de Dios Niсolбs de Ayllyn НISTORIсAXXXVI.l 20 12 Р. 158. 439 См. Doсumentos para la historia de la suЫevaсion de Jose Gabriel de TupaсAmaru, сaсique de la provinсia de Tinta en el Peru. Primera ediсiбn. Buenos Aires, 1836. Р. 33. 123 Илл. 136. Унку с гербовой вышивкой шёлковой и металлической нитями, принадлежавшая Королевскому Знаменосцу Инков церемониальная выборная должность в Куско XVII в. Илл. 137. Деталь гербовой вышивки унку. Моmв птиц, держащих в клювах унку, повторяется дважды. Илл. 138. Серебряная заколка тупу с изображением двуглавого орла. Илл. 139. Герб Фелипе ТупакАмару Илл. 140. Герб Николаса Апу Сауарауры Илл. 14 1Герб, дарованный Карлом V родам Титу Тито Атаучи Fitu Atauсhi и Сауараура На основании анализа сохранившихся портретов инков обоих полов можно утверждать, что в колониальный период они использовали на одежде традиционные для инкской культуры маленькие квадратные символические геометрические узоры, называемые токапу, сообщавшие знакомым с этим символическим языком индейцам об их высоком социальном положении. Историография располагает информацией об использовании инками флагов с родовыми гербами440 Приведём описание герба предка Х. Г. Кондорканки Ногейры илл. 139 Герб четверочастный. Первая и третья четверть разделены вертикально, третья четверть зеркально отражает первую. В главной части первой четверти в красном поле изображена золотая крепость, во второй части первой четверти в серебряном поле изображён коронованный золотой короной лев естественного цвета с красным вооружением. Во второй четверти в поле, видимо, зелёного цвета по аналогии с гербами илл. 002, 003 изображены золотые змеи, держащие в пастях концы радуги, в центре которой подвешена маскапайча. Между змеями изображён золотой двуглавый орёл. В четвёртой четверти в пурпурном поле помещена серебряная башня в виде символа Куско, сопровождающаяся двумя пурпрурными вексиллоидами с обеих сторон. Над башней размещён золотой шлем с закрытым забралом и красным плюмажем. Щитодержателем является белый двуглавый орёл с золотым клювом и красными вооружениями. Между голов орла расположена льяуто с маскапайчей и башней в виде символа Куско в такой же Х. Г. Кондорканки Ногейра изображён на илл. 104 Герб сопровождается почётным дополнением в виде двух столбов, соединённых цепью, которой двуглавый орёл щитодержатель касается когтями. Столбы увиты девизными лентами. Мы намеренно детализировали описание, поскольку вполне возможно, что каждая деталь имела принципиальное значение. Вот как описывал Х. Г. Кондорканки Ногейру К. Р. Маркэм Сидящий на рыжем боевом коне, облачённый в королевский костюм его предков, с гербовым флагом, на 440 Walker С. F. The Tupaс Amaru Rebellion. London, 20 14. Р. 6. 124 Илл. 142. Супружеский герб первого брака Николаса Апу Сауараура Инки и Андреа Минга Анауарге Илл. 143. Супружеский герб второго брака Николаса Апу Сауараура Инки и Марии Рамос Тиtу Атаучи котором изображена фигура инки, окружённой вышитыми цепями из золота и серебра, и двумя гербовыми змеями 44 1Можно предположить, что цепи являлись родовой регалией рода Тупак Амару, поскольку о Тупак Амару I, получившем при крещении перед казнью имя Фелипе, известно, что во время пленения испанцами он носил золотую цепь на шее442 вероятно, как регалию, поскольку известно, что золотую цепь на шее носил и последний легитимный со всех точек зрения верховный инка Уайна Капак443 Так как изображение на флаге отличалось от герба, вероятнее всего, следует его в целом считать немым444 или изобразительным девизом. Исследователь М. дель Кармен Мартин Рубио, основываясь на архивных данных, полагает, что христианским именем Фелипе Тупак Амару было Пауль 445 Х. И. Кесада высказывает осторожное предположение, что это мог быть один из братьев Уайна Капак446 На основании его имени логично предположить его теснейшую связь с родом Тупак Амару, что подтверждается и геральдически. В описании священника Игнасио де Кастро447 одеяние обычного инки в Куско выглядело следующим образом Костюм такой короткий зелёный плащ, нижняя рубашка того же цвета, красный пояс с серебряным королевским гербом и чёрное сомбреро 448 44 1M ounted on а fiery сharger, attired in the prinсely сostume of his anсestors, with а banner bearing the figшe of an Inсa enсirсled Ьу embroidered сhains of gold and silver, and two armorial serpents см. Markham С. R. Travels in Peru Р. 4 1 442 Barros Arana D. Ор. сit. Р. 188. 443 О цепи У айна Капак как регалии см. Solorzano Pereira J de. Politiсalndiana.Amberes, 1703. Р. 493, 544 Prado М G. La сadena de Huasсar Retбriсa de la genealogia, la infanсia у la nifiez en los сomentarios Reales de Garсilaso de la Vega, el Inсa MESTER. Vol. XLII. 20 13 Р. 39 65. 444 Медведев МЮ. Немой девиз как геральдическое отражение социокультурных процессов Signum отв. ред. А Черных Вып. 3. М. ИВИ РАН, 2005. С. 84 445 сarmen Martin Rublo М del. Busсando а un Inсa la сripta de Topa Amaro Investigaсiones Soсiales. Vol 9, Num. 15 Lima, 2005. Р. 80. 446 Quesada J I. Ор. сit. Р. 486. 447 Исп. Ignaсio de сastro, 1732 1792 гг. 448 El trage es una сара сorta verde сon сamiseta interior del mismo сolor, una banda roxa сon un esсudo de plata de las 125 Илл. 144. Современный вид горы Серро Рико Илл. 146. Богородица Горы 1720 г. К 1780 г. в Куско проживало всего 200 мужчин индейцев с благородными фамилиями Сауараура, Титу Атаучи, Чиллитупа449 и других потомков последнего верховного инки доиспанской эпохи Уайна Капак450. Известный исследователь Дж. Роув отмечал, что в 1754 г. в Перу насчитывалось 2 078 касиков45 1то есть обладателей гербов. Для сравнения, к 18 10 г. в Перу насчитывалось 105 владельцев знатных титулов и, соответственно, гербов среди них один герцог, 58 маркизов, 45 графов и так далее452, то есть почти в 20 раз меньше, чем инков. Таким образом, речь идёт о сравнительно узком круге лиц, геральдизация которого была весьма значительной. Отметим также, что многие из семейств инков, проживавших в Куско, были не просто формально преданы испанской власти, как, например, семейства Чиллитупа, Пумакагуа 453, Чигуантопа454, Сауараура илл. 140 143 поддержавшие колониальные власти во время восстания Тупак Амару II 1780 178 1гг. но и многие из которых относились к потомкам Паулью Инки. Подобно испанской знати, инкская знать отличалась христианским благочестием, одни из них верили искренне история знает многих выдающихся художников инков, Reales Armas, у un sombrero negro traen сortado el сabelo hasta los ombros См. сastro I. de Paliza S. de la. editor Relaсion de la fundaсion de la Real Audienсia del сuzсo en 1788, у de las fiestas сon que esta grande у fidelisima сiudad сelebrб este honor. Madrid, 1795. Р. 66. 449 Исп. Sahuaraura, Titu Atauсhi, сh tupa. 45 сahill D. First among Inсas The Marquesado de Oropesa Litigation l 74 780 en route to the Great Rebellion Jahrbuсh fur Gesсhiсhte Lateinamerikas, 4 1Koln Weimar Wien, 2004. Р. 140. 45 1 Rowe J. The Inсas Under Spanish сolonial Institutions Hispaniс Ameriсan Historiсal Rewiev, 37 2 Р. 157. 452 Созина С. А., Янчук И. И. Указ. соч. С. 159. 453 Исп. Pumaсahua. 454 Исп. сhiguantopa, сhihuan Тора или сhiguan Тора. 126 Илл. 145. Богородица Горы 1726 г. работавших в храмах, и инков, бывших донаторами в церквях илл. 6 а другие нет, многие из них тайно проводили языческие обряды, даже под страхом суда инквизиции4 55. Например, употребляя кукурузное пиво из керо. При этом католической церковью осуждался нс только сам обряд, но и обрядовая утварь илл. 037 Большинство сосудов керо, относившихся к XVIII в., было найдено в Куско. МнОI Ие керо имеют I еометрические, зоо и антропоморфные изображения, в том числе геральдические, см. илл. 134 135 Однако гербы, изображённые на керо, в большинстве случаев не соответствуют известным гербам семейств инков, что нс позволяет определить истинных владельцев ритуальных сосудов и, соответственно, тех из них, кто проводил тайные обряды. Отметим также, что па эмблематическом уровне, в том числе с помощью геральдики, визуализированные образы инкских святынь инте 1рировались в сложившуюся в вице королевстве Перу культуру. Так, почитавшаяся инками Мать Земля Пачамама Paсhamama чаще всего изображалась в виде горы Ссрро Рико ссrro Riсo илл. 144 эти картины наполнены христианской и инкской символикой, ставшей к XVIII в. геральдической илл. 145 146 Но если на илл. 145 мы можем наблюдать солнце, луну, ВерхошюI О инку с наследником и реI а Иями, то на илл. 146 кроме обозначенных знаков, 1юявляются Геркулесовы столбы изобразительный девиз ис 1шнсКОI О I ерба которые расположены рядом с элементами инкской эмблсматики. Испания пыталась максимально интегрировать инкскую знать в политический уклад, бытовавший в Старом Свете. Сын Манко II Сайри Тупак наследовал ему, женившись на своей сестре Марии Манрике Куси Уаркай456 Сайри Тупак был торжественно принят вице королём А 1щресом Уртадо де Мендоса и Кабрера, 2 м маркизом де Ка ьете457 в Лиме 5 января 1558 I I ДС отказался от своих претензий на страну инков Тауантинсуйю и ри ял крещение вод именем ДиеI О, за что 2 марта 1555 1юдтвержде 0 корш 1евским указом от 13 января 1558 г. 45 оп получил эпкомьспду с большими доходами в долине Юкай45 также называемой Оронсса4щ Oropсsa Пожалование бо 1Ю СЙшсй энкомьснды в обмен па при шапис власти испанцев и принятие христианства, безусловно, можно рассматривать как очередную попытку примиретtия. Более T0I 0, сI 0 1ютомки сохранили свою титуJштуру, несмотря на то, что бьши женщинами, они титуJюваJшсь Коя У Диего Сайри Тупак осталась дочь Беатрис Клара Коя46 1унаследовавшая энкомьснду и вышедшая замуж за Мартина Гарсию Оньсс де Лойола462 Этот брак был 1юлитичсским и возвращал бо 1юъ 1с земли ис а цам46 У Беатрис Клары Коя и М. Г. Оньсс де Лойола была дочь, также унаследовавшая э комьс ду Ава Мария де Лойола Коя4м, чья 455 Сул ш 1кшншщи бr, 1J 1со щш 1в Лиме в 1570 1и L 1росуществовал 1шлот 1ло 18 18 1см с, ш eis Los ri 1ш 1ks del Rstado сolo ial у las blites апс iпаs Bнlletiп сle l l s 1itн 1Frarн ais сl Rtнdes Aпdiпes. 37 12007. Р. 10 лектршшый ресурс J Р ежим доступа URL http www.ifeanet.org puЫiсaсiones boletines 3 7 197 рd дата обращения 14.02.20 16 456 Исп. Maria Manrique сusi Huarсay, 153 586 гг. 457 Исп. Andres Hurtado de Mendoza у сabrera, II Marques de сafiete ок. 1500 156 1гг. 458 сahill D. Tovias В. Ор. сit. Р. 182. 459 Исп. Yuсay. к ак аналог территориальнои единицы в и спании. 46 1 Исп. Beatriz сlara Соуа, 15 5 6 1600 гг. 462 Исп. Martin Garсia Ofiez de Loyola, 1549 1598 гг. 463 сattan М. En los шnbrales de la Instrueei6n de Titu сusi Yupanqui Revista Historiсa. Vol 35, 2. 20 Lima, 20 39. 464 Исп. Ana Maria de Loyola Соуа, 1593 1630 гг. 128 энкомьенда была преобразована 1марта 16 14 г. в маркизат де Сантьяго де Оропеса465 илл. 020 Отметим, что секретарь Ф. Писарро, конкистадор и учёный Хуан де Бетан сос и Араос в 155 1г. называл Манко Инку и Тупак Уальпу маркизами и после смерти Атауальпы назвал маркизами инками Топа Гуальпа, Манго Инка Los que despues de la muerte de Atagualpa nombr6 el marques Yngas Тора Gualpa Tupaс Huallpa Mango Ynga Manсo Inсa 466, вероятно, данным титулом они обладали на законных основаниях. Именно по этой причине энкомьенда, принадлежавшая внучке Манко Инки, и могла быть преобразована в маркизат. Ещё в 1548 г. энкомьенды стали наследственными467, но лишь на три поколения468, поэтому, вероятно, для сохранения имущества, энкомьенда была переименована в маркизат, и Ана Мария де Лойола Коя стала первой в Перу обладательницей титула маркизы, с маркизатом как наследственным леном, в отличие, например, от Ф. Писарро, который обладал титулом маркиза, но маркизата не имел469. Её сын Хуан Энрикес де Борха и Альманса 470 имел титул VIII маркиза де Альканьисес и II маркиза де Сантьяго де Оропеса47 1 К концу XVIII в. маркизат оказался выморочным, и на него претендовали несколько потомков инков и метисов, например, род Бетанкур Betanсur восходивший к потомкам как инков из рода Манко II, так и испанских конкистадоров, что было отражено в их гербе илл. 0 17 В суде между претендентами на маркизат шли многолетние тяжбы, в которых принимал участие, как одна из сторон, и Х Г. Кондорканки Ногейра. Потерпев поражение в прениях и утратив права на титул маркиза и сам богатый маркизат, он, через некоторое время, поднял восстание, объявив себя верховным правителем по испански королём rey но не императором, что выглядело бы притязанием на величие испанского короля, и должно было быть наказано максимально жёстко, что, собственно, и произошло. История Перу насчитывает множество индейских восстаний в течение XV VIII вв., возглавлявшихся самозванцами, например, Хуаном Сантос Атауальпа472 и Хуаном Белес де Кордова473, и действительно представителями как знатных инкских родов Габриэлем Манко Капак474, Бернарда Тамбоуаксо Пумаяли475 так и не инкских родов Томасом Катари476 465 Исп. Marquesado de Santiago de Oropesa. 466 Betansos J de. Suma у narraсion de los Inсas. Madrid, 1880. Р. 24. ТаЫа de los Inсas у сapaссuna, Sefiores que fueron destas provinсias del Peru. 467 Бридихина Е. В. Ука з соч С. 57. 46 8 Там же. С. 6 1 469 О гербе Ф. Писарро см. сordero у Alvarado Р. El Esсudo de Armas de Franсisсo Pizarro, reflejo de la сonquista del Peru. Madrid, 1999. 44 рр. 470 Исп. Juan Eшiquez de Borja у Almansa, 16 19 1675 гг. 47 1 Исп. VIII marques de Alсafiiсes у II marques de Santiago de Oropesa 472 Исп. Juan santos Ata Walpa или Atahuallpa. Даты жизни неизвестны. 473 Исп. Juan V elez de сбrdova, 17 739 гг. 474 Исп. Gabriel Manсo Сарае. Даты жизни неизвестны. Интересно что в 1660 х годах он и его сторонники распространяли слухи о том, что издан королевский указ понижавший социальный статус индейцев до рабского положения. Но это было настолько неприемлемо и дико для индейцев что слухам мало кто верил. См. Rowe J. The Inсas Under Spanish сolonial Institutions Р. 158. 475 Исп. Bernardo Tambohuaсso Pumayali, 1756 1780 гг. 476 Исп. Tomas Katari или сatari, 178 1гг. 129 Однако подавление этих восстаний не заканчивалось наказанием всей инкской знати, поскольку экономическое положение вице королевства Перу, да и Испании в целом было лучше, чем в конце XVIII в. Вина некоторых представителей инкской знати перед испанской короной была распространена на всю знать, вероятно, по экономическим причинам, так как в конце XVIII в. в Иснании был l лубокий экономический кризис477 Как уже говорилось выше, инки практически пе шли па брачные союзы с испанцами, за ре,цкими исключениями. Пре,цставители иснанской короны лишь воснользовались удачно сложившейся ситуацией и маркизат де Сантьяго де Оропеса достался в итоге в управление инкам, лояльным испанской короне Занимать ответственные и доходные цолжности JlИ только титулованные и б0 1атые нре,цставители знати. Устранив инков, испанская корона облегчала получение этих должностей представителям испанской знати, которых, как уже указывалось, было l Ораз,цо меньше, чем инков. Тор 1ош 1я цолжностями была запрещена в 1750 г., однако продолжалась торговля титулами, которая также приносила опрсдслённыс доходы богатейшие представители третьего сословия, крупнейшие торговцы и владельцы мастерских были вынуждены покупать титулы знати, чтобы участвовать в унравлении l Оро,цом47R. После норажения восстания Тунак Амару II и е 1О казни, метисы тот же ро,ц Бетан кур сохранили нраво на I ербы, тоща как инкам было занрещено нользоваться I ербами и, нерестав быть отмеченной I ербами знатью, они лишились возможности занимать ответственные должности. При этом проживавшие в Куско инки, поддерживавшие колониальный режим, несмотря на то, что были частично выселены из древней столицы, сохранили большую часть б0 1атства и цохо,цы, а также своё влияние на ющейцев, из которых и состояли ос 1юш 1ые войска во время войны за независимость Латинской Америки в целом, и Перу в частности, нанримср, ш 1с итсль Тунак Амару II, инка Матсо Пумакау а. Так, русский морсш аватсль и нутсшсствснник В. М. Головнин отмечал Ин,цсйцы, живущие между испанскими селениями, смирны и покорны, по пс забывают древнего свосI О состояния. У I ОС 1ю,цина Аба,ции479 сеть нрсстарслый слу 1а из ссI O ро,ца, он нроисходит от поколения инков. Когда оп ходит закупать для своего господина съестные нринасы в рынок, ку,ца ющсйцы нривозят всякую всячину, то они оказывают ему но их обычаю очте ие, как ри цу 4х0 Можно отмстить, что несмотря на то, что нрс,цставитсли обеих цинастий инков, как высту 1авшис нротив ис 1анско 1О вла,цычсства, так и 0,ц,цсрживавшис сl O, в з 1ачитсJ 1ь 477 Ор шк Е. От росвещешюй мо архии к росвещешюму абсолюти му История Исшшии. Т. 2. От войш, 13а исшшское ш 1сле 1ство 10 шtчшш XXI века. М., 20 14. С. 172. 4 1R Mazzeo С. Е 1сошегсiо сoloпial еп el siglo XVIII Сопtгегоs С. ed Есопошfа del Регiшlо сoloпial Taгdfo. Т. Seгie is 1oгia Есоп6шiса, 7. Вапсо Сеп 1гаl de Reseгva сlel Регt ЕР I пsti 1нto de Es 1щlios Реп. 1шюs. Li ша, 20 1О. Р. 26 1 479 Don Pedro Abadia 1833 Один из двух факторов должностных лиц и полномочных представителей Филиппинской Компании в Лиме. Происходил из знатного рода, его дядя был главным директором монетного двора в Лиме. Был женат на перуанке, от которой имел сына, см. Lorente S. Historia del Peru desde la proсlamaсion de la independenсia. Vol. 1Lima, 1876. Р. 39. В этом ключе наличие слуги инки Королевской крови в доме перуанки выглядит очень неоднозначно. Несмотря на всё его могущество и влияние в обществе, в 1822 г. он был изгнан, а его имущество конфисковано, см. Hall В. Extraсts from а Journal Written on the сoasts of сhili, Peru, and Mexiсo in the Years 1820, 182 822 in Two Parts. Part II. сh er XXXIII Voyagers and Travels. London, 1840. Р. 14 15. Однако, по другим сведениям, он был женат на Марии Томасе Хуане де Диос де Эрреа и Родригес дель Фьерро Maria Tomasa Juana de Dios de Еrгеа у Rodrigнez del Fierгo, 1797 7 дочери алькальда Лимы, см. Mendiburu de. М. Diссionario historiсo Ьiografiсo del Peru. Lima, 1874. Р. 3. И в этом случае наличие слуги инки в доме людей с подобным высоким социальным статусом объясняется довольно просто. 480 Головнин В Указ. соч. Р. 66. 130 ной мере приобщились к испанской европейской культуре, что было проиллюстрировано на геральдическом уровне, настоящего примирения с испанцами у инков не произошло. Неоднократные попытки примирения со стороны испанцев пи к чему пе привели инки продолжали быть закрытой социальной группой, пользовавшейся привилегиями большими, чем сильно уступавшая им количественно испанская знать. И уравняв инков и простых индейцев, испанская власть тем самым решила в свою пользу проблему ипк ской исключительности инки да, индейцы пет как говорили о себе сами инки. Экономические и политические приоритеты были выше у испанской власти по отношению именно к старой знати, с которой опа имела теснейшие родственные и экономические связи, проблемы же заморских инков никого, кроме них, пе волновали. Испанцы ловко воспользовались удачно подвернувшимся поводом решить экономические и политические тру,цности за счёт инков в пользу малочисленной, но сравнению с инками, испанской и креольской знати. Произошёл банальный нере,цел собственности часть инков была выселена из Куско целёж цолжностей, перехват финансовых потоков. Гербы же в ситуации социалыЮI О краха целОI О нривиле 1ироваш 10 1О слоя выступали в качестве I JШB I O маркёра, отражавшеI О положение большой I руш 1ы шо,цей, в о,цночасье лишившейся и своеI О положения, и I ербов, и практически не имевшей возможности занять утраченное положение вновь за очень небольшим исключением 13 1 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Елохин К.А. [Геральдика инков колониального периода]: Глава VI. «Примирение» инков и испанцев сквозь призму геральдики. (2020)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |