| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Елохин К.А. Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) (2020) › [Геральдика инков колониального периода]: Глава V. Маскапайча — геральдическая корона инков. | ||||||
Елохин К.А.
[Геральдика инков колониального периода]: Глава V. Маскапайча — геральдическая корона инков.// Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) (2020)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Елохин К.А. Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) : Учебное пособие. 2-е издание, расширенное и исправленное. М.: ГАУГН-Пресс, 2020. С. 92-119 Аннотация: Рассмотрим одну из регалий верховных правителей инков — налобное украшение, использовавшееся как корона, называвшееся маскапайча. Об авторе публикации/статьи: Елохин Кирилл Александрович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Елохин К.А. [Геральдика инков колониального периода]: Глава V. Маскапайча — геральдическая корона инков. (2020)
› См. также другие статьи Елохина К.А.
в библиотеке найдено еще 37 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 88820 знаков (с пробелами)
Глава 5. Илл. 097. Фрагмент картины Победа под Кахамаркой Илл. 093. Явление Сантьяго Матаморос во время осады Куско. Фрагмент Илл. 096. Победа под Кахамаркой La Viсtoria de сajamarсa Неизвестный художник. XVII в. Маскапайча геральдическая корона инков Рассмотрим одну из регалий верховных правителей инков налобное украшение, использовавшееся как корона, называвшееся маскапайча. По замечанию испанского историка и хрониста, очевидца описываемых им событий, исполнявшего обязанности счетовода у одного из братьев Писарро, Аугустина де Сарате, сделанному в 1555 г. она представляла собой шерстяную окрашенную кисточку357 Отметим, что маскапайча наследника, по сравнению с красного цвета маскапайчей верховного правителя инков Сапа Инки, была меньшего размера и жёлтой358 и в геральдике на известных нам гербах в т и не приведённых в данной публикации не встречалась Мы исходим из того, что под маскапайчей следует понимать весь головной убор верховных инков, состоявший из головной повязки льяуто, плюмажа и налобного украшения в виде кисточки унанча unanсha 359 Многие из регалий инков приобрели геральдический характер, став гербовыми фигурами в существовавших в действительности гербах инков, это церемониальная туника унку360, церемониальное оружие напоминающее европейскую алебарду кункакучуна 36 1головная повязка льяуто, шлем чуку, маскапайча. 357 Zarate А. de. Ор. сit. Р. 136. 35 8 пса Garsilasso de la Vega. Primera Parte de los сomentarios Reales de los Inсas, que tratan del origen de los ynсas, reyes que fueron del Peru, de su idolatria, leyes, у gouierno en paz у en guerra de sus vidas у сonquistas, у de todo lo que fue aquel Imperio у su RepuЫiсa, antes que los Espafioles passaran а el. Lisboa, 1609. Parte I. Libro I. Сар. ХХПП. Р. 2 1 359 Zarate А. de. Ор. сit. Р. 163. Иезуит Диего Гонсалес Олыин трактует сложный семантически насыщенный термин унанча как какой либо знак, штандарт, инсигния, герб Qualquiera sefial, estandarte, ynsignia, esсudo de armas См. Gonzales Holguin D. Arte у Voсabulario de la lengua general del Peru. сiudad de los Reyes, 1608. Р. 23 1 360 В гербе Фелипе Г уакрапаукар исп. Felipe Guaсrapauсar о нём см. Medelius М, La Puente Luna J. С. de. сuraсas, Ьienes у quipus en un doсumento toledano Jauja, 1570 НISTORIсA. XXV III.2 2004 Р. 35 82. Его герб впоследствии стал муниципальным гербом г. Уанкайо исп. Huanсayo см. Esсudo de Huanсayo Huanсayo Peru La mayor informaсiбn de la сiudad inсontrastaЫe Электронный ресурс Режим доступа URL http www.dehuanсayo.сom esсudo de huanсayo дата обращения 08.04.20 16 36 1 Например, в гербе семейства Айавири в Верхнем Перу в провинции Чаркас во времена страны инков существовал мощный союз племён Чаркас, Чуи, Чичас и других, возглавляемый правителем из народности Чаркас из рода Айавири Койсара Ayaviri сoysara Отметим, что представители этого союза племён считались лучшими воинами инков, их правители при формальном владычестве инков сохранили все свои привилегии. На уровне инсигний правители союза получили от инков право на ношение зонта из перьев, рубашки, вышитой золотой нитью, и сосуда в виде кокоса из серебра для ритуальных возлияний. См. otorgado рог el Inka llevaba quitasol de plumas у reсiЬia сamisetas сon hilos 93 Гербы, наряду с европейской одеждой, являли собой чёткое и зримое понимание подчинённости инков конкистадорам, в первую очередь на эмблематическом уровне, несмотря на это, в быту инки размещали гербы на посуде, носили напоминающую тунику традиционную одежду ипкских верховных правителей утtку с родовыми гербами, что делало её неким подобием гербовой котты, которая также известна в церемониалах вице королей Перу. В отличие от существовавших в действительности гербов инков, их воображаемые гербы демонстрируют разнообразное оружие, что для настоящих гербов инков пе характерно. Роль плюмажа в гербах верховных ипков362 и гербовые фигуры их шлемов уже исследованы, мы же сосредоточимся па фигуре Аtаскапайчи. В нарративных источниках Аtаскапайча как кисточка la borla упоминается впервые в сочинении конкистадора и учёпого, секретаря Ф. Писарро, Хуана де Бетапсос и Араос, нанисанном в 155 Це он нисал о маскапайче верховных инков как о de oro у сoсos de plata рага qпе beЬiera см. Агzе S., Me linaсeli Х Iшageпes de ideпtidad у poder. El esспdo de los Ayaviri Соуsага, Mallkнs de сliaгkas Etпiсidad, Есопошiа у Siшbolisшo еп los Aпdes. сопgгеsо iпtегпасiопаl de etпohistoгia. сoroiсo. Iпstitпt fraш ais d etпdes a di es, HISBOL, Soсiedad Boliviaпa de Historia. A de ediсi6 992. РпЫiсасi6 еп Ореп Editioп Books 29 juпio 20 14. Р. 2 236 J 1ектршшr, 1й ресурс J Режим осту 1ш lJR L http hooks.opeпeditioп. org ifea 2303 laнg es дата обращения 29.08.20 15 абз. 12. 1lесмотря ш 1то, что территорин сою ш быJ 1а ра щеJ 1еш 1кш 1кисп орами ш 1три ровшщии, Liравшций POII сохра из 1 власть над своей народностью. Поэтому касик Хуан Айавири Койсара Jпан Ayaviгi сoysara в 1599 г. был пожалован 1ербом, см. Quesaсfa J Ор. сit. Р. 4Х5. 1lам шперес 1ю щес 1то, что е 10 ш 1сJ 1е 1щики также быJ 1и свя шш, 1с 1шками 1ю же ской Jш 1ши, ко крепю с 1ютомками ПауJ 1ыо И ки, см. Tbiсl. Р. 486. Герб ШlсJle OBa сЯ LIO мужской IИИ, И шемешы POI O Й ШIКСКОЙ LIOTOMKOB Уайшt Кшшк В ём отсутствуют. Однако в гербе чётко прослеживается стремление приобщиться к инкам, хотя бы на эмблематическом уровне, так, фш ура шщейца в ы 1ля 1ит как и ка, и цеJ 1ую четверт 1ерба ш 1шмают расшшожеш е в 1ш 1хмш 1юм 1юр щке кшщратr, 1вероят 1ю, имитирующие шаки токапу шеме т, который обыюювешю ис 1юJ 1r, юваJ 1ся в украше 1шнх ш 1кскш о текстиш 1 Имеется описание этого герба XVIII в., но цвет одежды щитодержателя и оружия не указаны щит четверочастш, 1й. В Liервой четверти в еJ 1ё 1юм 1юJ 1е ГO OIШ шщей а, отре ш 1ая 1юсере ш 1е шеи, которую ержит ш 1юJюсr, 1 рука. ГорJю абрr, шю кш 1ш 1ми крови. Во второй четверти в си ем 1юJ 1е еJ 1ё 1шя 1пица, 1шJ 1оже 1ан а жёJ 1тое сошще с жёшъ 1ми и красш, 1ми J 1учами 1ю кру 1у В третr,ей четверти ятr, беJ 1ых кшщршов в шахмат ом 1юря ке в синем поле. В четвёртой четверти в зелёном поле лев с очень маленькими белыми и чёрными пятнами и языком. l,aJ 1ee шшс 1шается кайма шщ щитом шщее раскраше 1ый как И ка, с 1ювюкой 1ш гоJ 1ове с ш 1тr,ю ветш, 1ми ер 1ями. сLipaвa от щита рукшпъ оружия с еJ 1ё 1ми ерr,нми. У их 1ю южин рисутствуют ескш ко I фигур I как ирам 1щr, 1и 0 ш как башш 1и рука, ержащая ере 1ю, и шщ ей I фигура I как веток и шщ ветком боевой тшюр и в месте с им ру 1ие кщлш 1ки ра шого вета, и в части 1ю 1ей стреJ 1а, которан вхо щт в шше с ква 1р,rгами. С рава ш 1кайме ру 1ая карпшка как 1шрами а, с ру 1ой как башш 1И рука, которая ержит J 1ук и шп 1стреJ 1И выше J 1ука ру 1ая стреш 1вхолящш 1в шше с 1п 1щей. И ру 1ая I стреJ 1а иже J 1ука, вхо 1шцая в 1юJ 1е со J юм. Сшну щита характерш, 1е ерr,н, и весr, щит в жёJ 1том LIOJ e. См. lJ Esс сlo соп qшttгo qшtсlгos чне е el шш сle s ala рш 1е isчнieгсla еs 1й ш 1 сabesa сle lпсlio сoгtaсla рог la шi 1шl сle la gaгgaпta у ш 1шапо чне la tieпe assiсlos los сave s у esta еп сашро veгсle, у сle la gargш 1ta salpiсadas gutas de saпgгes у еп el utгu чuе est 1abaju de este est ш siнсu asieнtus de agedгes Ыансоs еп сашро asнl у еп el otro qнаdго de la а 0 dereсha esta pajaro de сolores verde, aшari у сolorado e se dido у шнсhоs rгayos а la redoпda а a era de шas, el qнal еп сашро asнl, у еп el otro abajo de este esta le6 еп сашро verde сон piпtas Ыапсаs у пegras por el снеrро шнi peqнeiias у la lепgна de fнera у e si a de este esснdo esta Iпdio сошо Iпga piпtado hasta los hoшbros сон a toсadнra еп la сavessa у siпсo рlншаs сoloradas e si a de la сavessa еп el dereсho de la freпte сон otras plншi s verdes а el pie de e s у por orlas а la шапо isqнierda estaп OS сошо piгaшides у a сошо thorгe у a шапо qне tieпe агЬоl у e si a de el a сошо flor, у епсiша de la flor a haсha de агшаs у o а e otгas piпtнras de difereпtes сolores у de la parte de abajo a saeta qне епtга al qнаdго del esснdo de asieпtos de agedгes у а la parte dereсha еп lнgar de la orla esta otra piпtнra сошо piraшide сон оtга сошо torгe у a шапо qне tieпe агсо у siпсo saetas у por la оtга parte de aгriba del arсo esta otra saeta qне eпtra al снаdго del Paxaro у оtга а la de abajo qне eпtra al qнаdго del le6 у еп el rгешаtе del esснdo de la parte de abajo saleп OS rгasgos а шапеrа de рlншаs у todo el esснdo esta heсho еп сашро Aшari Цит. по IЬid. Р. 485. 36 2 Bouysse сassagne Т. Ор. сit. Р. 5 15 542. 94 королевской инсигнии borla del Estado е insignia de rey 363 а также в сочинении Педро Сьесы де Леона Хроника Перу 1553 г. 364, где она была впервые изображена илл. 098 Наиболее раннее скульптурное изображение с большой долей вероятности датируется 1400 1532 гг. илл. 099 Физически маскапайча верховных инков сохранялась испанцами. После казни Атауальпы его маскапайча хранилась у некоего солдата Мигеля Астете365, поскольку она имела для него ценность, а для Ф. Писарро нет. Она хранилась у него до 1557 г., то есть до выезда Сайри Тупак366 из Вилькабамы367, после чего была вручена Сайри Тупак Нам неизвестно, та же это была маскапайча, что носил Паулью Инка, умерший в 1549 г., и принадлежавшая ранее Атауальпе, или какая нибудь другая. Сайри Тупак был торжественно принят вице королём Андресом Уртадо де Мендоса и Кабрера, 2 м маркизом де Каньете368 в Лиме 05 января 1558 г., где отказался от своих претензий на власть в стране инков и принял крещение под именем Диего Взамен 2 марта 1555 г. подтверждено королевским указом от 13 января 1558 г. 369 он получил в долине Юкай Yuсay также называемой Оропеса 370 Oropesa энкомьенду с большими доходами Вероятно, после этого договора символ высшей власти маскапайча стала принадлежать вице королям Перу, которые со своими жёнами в Лиме во время публичного принятия власти принимали льяуто с маскапайчей из рук инков как заместители владык инков37 1 Книга Гомеса Суареса де Фигероа, известного как Инка Гарсиласо де ла Вега, вышла в Лиссабоне в 1609 г На её фронтисписе размещён герб Гарсиласо де ла Веги, одной из 363 Betansos J. de. Ор. сit. Сар. XVII. Р. 7. 364 Pedro сieza de Leon. Сар. XLIV. De сбmо Inсa Urсa fue reсiЬido рог gobernador general de todo el imperio у tomб la сorona en el сuzсo у de сбmо los сhanсas determinaban de salir а dar guerra а los de сuzсo El Sefiorio de los Inсas. Seleссiбn. Baсelona, 20 16. Р. 104. 365 м 1gue lAs tete, даты жизни не известны. 366 Sayri Tupaс, 1535 1560. 367 Упса Garсilaso de la Vega. Historia general del Peru, trata, el desсubrimiento, de el у сomo lo ganaron, los espafioles las guerras сiviles, que huvo entre Pizarros, у Almagros, sobre la partija de la Tierra, сastigo, у levantamiento de tyranos, у otros suсesos partiсulares, que en la historia se сontienen. Parte II. Libro primero. Сар. XVII. Prenden los espafioles а rey Atahuallpa. Madrid, 1722. Р. 35. 368 Andres Hurtado de Mendoza у сabrera, II Marques de сafiete ок. 1500 156 1 369 сahill D. Tovias В. New World, First Nations Native Peoples ofMesoameriсa and the Andes Under сolonial Rule. Sussex Aсademiс Press, 2006. Р. 182. 370 К ак аналог территориальнои единице в Ис пании. 37 1 Phipps Е., Heсht J., Esteras Martin С. Ор. сit. Р. 95 Илл. 098. Первое европейское изображение маскапайчи в нарративных источниках Илл. 099. Голова верховного правителя инков с маскапайчей. Диорит. Верояmая дата изготовления 1400 1532 гг. Илл. 100. Пяmадцатый военачальник инков Малько Кастилья Пари в головном уборе с полумесяцем Илл. 10 1Танцы Чиму. Два сражающихся между собой индейца в имитации костюмов военачальников инков. Худ. Б. Х. М. Компаньон и Буханда Илл. 102. Герб семьи Поррас. Современное изображение фигур которого является маскапайча илл. 069 Благодаря этому в Европе о существовании маскапайчи узнало множество людей. В 1630 г. появилась книга испанского историка и юриста, нашедшего в Америке убежище от преследований инквизиции, Антонио Родригеса де Леон Пинело372 Трактат о настоящих подтверждениях энкомьенд, профессий и обстоятельствах, в которых нуждались Западные Индии 373 где на фронтисписе была изображена гравюра с многочисленными гербами, в том числе с гербом, принятым за герб Перу, по сути являвшийся выдуманным Гарсиласо де ла Вегой. Щитодержателем является инка в парадном облачении. Позади него находится лама, а на уровне плеча изображена гора Серро Рико в Потоси, имевшая огромное символическое значение как в духовном плане для инков, так и в экономическом для испанцев как основное место добычи ключевого ресурса Перу серебра илл. 070, 07 1 В представлении людей, живших в XVI XVII вв., недавно покорённая страна инков должна была иметь государственный герб, в качестве которого мог пониматься королевский герб. Как уже упоминалось, титул верховного правителя Тауантинсую Сапа Инки был равен королевскому, но никак не императорскому. Это важно для нас тем, что 372 Antonio Rodriguez de Leбn Pinelo, 1595 1660 гг. 373 Le6n Pinelo A de. Tratado de сonfinnaсiones reales de Enсomiendas, Ofiсios i сasos, en que se requieren para las Indias Oссidentales. Madrid, 1630. 96 Илл. 103. Фрагмент портрета Ньюсты Ntista обычной представительницы инков. 1730 1750 гг. инки использовали в своих гербах королевские регалии и другие знаки высшей власти, а не императорские, и воспринимали себя именно потомками королей, а не императоров, как потомки Моктесумы. Однако, в Европе в XVIII в. тему инков, устройство их государства, законодательство и т активно обсуждал итальянский экономист, историк и антиквар граф Джап Рипальдо Карли374 В 1777 1779 гг. оп написал ряд писем своему племяннику маркизу Джероламо Гравици Пьетра Пелоза375 В XIX в. они были переведены па испанский язык и опубликованы. В письме от 27 августа 1777 г. Дж. Р. Карли писал Их императоров инков прим. Е ипсигпии или гербы носили фигуру радуги 376 Но про Аtаскапайчу оп пе упоминал. Поэтому нельзя утверждать, что Аtаскапайча была хорошо узнаваемой в Европе гербовой фигурой инков. В книге Мартина де Муруа Общая история Перу па стр. 36 цифрового издания Fol. 13r факсимиле встречается Королевский 1ерб. королей инков Las arшas reales. de los ingas reyes rилл. 073 В первой части 1ерба изображена Аtаскапайча, во второй я 1уар, с наложенной на не 10 фю урой дерева, в третьей птица, в четвёртой две змеи. Т Ф. Камминс называет е 10 1ербом страны инков Тауантинсую377, неверно трактуя пояснительную 1юднись рядом с 1ербом. В воображаемых 1ербах правителей инков также встречалась Аtаскапайча, с такими 1ербами мо 1ли изображаться и женщины, например Койа Инауако, жена седьмо 10 правителя инков Яуара Уакак изображена именно с таким 1ербом rилл. 080 Церемониальный 10Jюшюй убор маскапайча был отнюдь не единственным у инков. Нижестоящие 0 отношению к верховному нравитешо инки, в нервую очередь вое ачш 1ышки, имели 1юJюже 1ые им 0 должности 10Jюш 1ые уборы, украшенные изображением 0J 1умесяца илл. 100 1Вос 1юмина ия об этих уборах, хотя и в изменёшюм виде, сохранилось ш 1Jють до XVIII в. Уборы военачальников стшш 1а 1юмюшть уборы верхош 1ых нравителей, так, на рисунке е иско 1а Б. Х. М. Ком ш 1ьон и Бухшщыт, Танцы Чиму изображены два сражающихся между собой индейца в имитации костюмов вое ачш 1ышков инков, носкольку древняя одежда воинов чиму отличалась от инкской илл. 10 Ис ользова ие ю 1кской атрибутики не было удивитеJ 1ы 1ым к концу XVIII в. В Перу возрОС О значение всех ИIIКСКИХ сИMBO OB, что ЗB0 Яeт 1оворить об инкском возрожде ии ш. Структура нривиле 1ировшшых слоёв общества в Перу вы 1J 1ядеJш следующим образом на вершине 1аходиJ 1ся вице король и нриезжая шать с Пиренейско 10 нолуострова, ниже находилась креОJ 1ьская шать 1ютомки нредставителей ис 1а ской шати, рождённые в вице королевствах. СJ 1едующую сту е ь занимшш инкская знать, кураки сuraсa также называвшиеся касиками сaсique которая также имела титуJ 1ы маркизов и 1рафов, но представители которой, испанскими грандами при этом не считались. Эта знать 374 Gian Rinaldo сarli, 1720 1795. 375 Gerolamo Gravizi Pietra Pelosa, 1720 18 12. 37 6 Sus insignias б esudos llevaban la figura de Iris См. сarli G. R. сartas Ameriсanas dirigidas рог el сonde Gian Rinaldo сarli а su sobrino el Marques de Pietra Pelosa, desde el afio de 1777 al de 1779. Traduсidad del Italiano рог D. Fernando Pimentel Ix ulxuсhitl. Mexiсo, 182 1Р. 40. 377 сummins Т. В. F. Debujado de mi Mano Р. 40. 37 8 Baltazar Jaime Martinez сompafiбn у Bujanda, 1737 1797 гг. 37 9 Серулыmков С. Указ. соч. С. 97. 98 Илл. 104. Восставший Тупак Амару. Миниатюра управляла большими районами, населёнными индейцами. Ниже их стояли люди, называвшиеся пичка пачака piсhсa paсhaсas управлявшие главами пятисот семейств. Ещё ниже стояли пачака paсhaсas управлявшие главами сотни семейств380 На низшей ступени, преимущественно в сельской местности, находились так называемые варайок, varayoс то есть обладатели вары исп. термин vara переводится как жезл, посох не имевшие военной власти старейшины сельских общин и племенные вожди, которые носили круглые шляпы, их вид зависел от местных традиций, а также богато сотканные, украшенные традиционным местным орнаментом пончо38 1илл. 162 Непременной регалией варайок являлись конусовидные, сужающиеся к низу посохи длиной до плеча, которые, как правило, были охвачены несколькими полосами металла, вероятнее всего благородного происхождения382 Маскапайча как геральдическая фигура в качестве почётного трофея появилась впервые в гербе Хуана де Порраса 383 в 1535 г., прославившегося тем, что он был одним из захвативших Атауальпу, и, видимо, сыграл в этом захвате решающую роль. Известный 380 Means Р А. The Rebellion of Tupaс Amaru II, 1780 178 1The Hispaniс Ameriсan Historiсal Review. Vol. II. February 19 19. 1Р. 10. DOI 10.2307 2505747 38 1С б ословие вараиок, если и ыло геральдизировано, то в самои минимальнои степени, проявляющеися в виде наверший посохов. Данная проблема требует отдельного исследования. Гипотетически можно предположить, что они могли пользоваться гербом своего касика, но и это предположение требует доказательств. 382 Этим жезлам посвящено отдельное исследование, см. Ramirez Le6n L. С. Trayeсtoria de la vara de mando popular y tradiсional en el Peru ANТI. Revista del сentro de Investigaсiones Preсolombinas. Num. 12. Diсiembre de 20 13. Р. 62 75. 383 Juan de Porras или Juan de Porres. См. L6pez Fanjul de Argйelles С. Ор. сit. Р. 235. 99 Илл. 105. Сон Святого Иосифа EI Sue de Sa ose Художник Маркос Сапата Ок. 1740 1750 гг. Фрагмент испанский исследователь Антонио Пас и Мелиа384 опубликовал королевский указ о даровании Х. де Поррасу герба, из которого мы приводим блазон герб четверочастный, в первой четверти чёрный орёл в золотом поле, во второй серебряный замок в синем поле, в третьей части золотой кувшин в синем поле, в четвёртой четверти серебряный баран в зелёном поле, кайма усеяна четырьмя львиными головами и четырьмя кисточками, как то, что вышеназванный касик Атабалипа носил как корону вышеназванные кисточ 384 Antonio Paz у Melia, 1842 1927. 100 ки должны быть золотыми, ярко окрашенными, и как нашлемник шлем с решетчатым забралом, над ним скрученный рулон со всем прочим и синей и золотой листвой, и как изобразительный девиз половина льва 385 илл. 102 Представители обеих династий инков, обладая гербами, в которых находилась фигура Аtаскапайчи, полагали друг друга незаконными наследниками и правопреемниками верховных инков. Маскапайчу, как физический объект, они носили по торжественным случаям. На портретах Чигуап Топа илл. 004 007 неизвестной Нюсты о её идентификации по гербу см. ниже илл. 103 и Тупак Амару илл. 104 можно заметить два принципиально разных вида маскапайчи один представлял собой двухступенчатую пирамиду, второй напоминал башпю386 Однако мы полагаем, па основании всех приведёппых нами изображений, что маскапайча могла иметь оригинальный вид в каждом из тех родов, которые имели право её носить. Если в инкском обществе, до ис 1rанско 1О завоевания, наведение человека было искшочителыю стереотинизированным и семиотизация власти ИI ршrа исключительную роль. Отсюда и особая значимость символов власти, носкольку обладание ими рассматривалось как обладание самой властью и, как следствие, наблюдалось отождествление символа и власти 387 то в Колониальный нериод отношение к маскапайче изменилось, общество объективно нерешло на иную стунень развития, и Аtаскапайча, как знак власти в виде короны, или I ербовой фю,уры, стала на визуальном уровне одним из средств консолидации общества инков, а уже в нём кланов, имевших родовые I ербы. В онисании священника И. де Кастро3 88 одеяния обыч 1ЮI О инки в Куско вьнлядело следующим образом Костюм такой короткий зеJ 1ё ый шшщ, нижняя рубашка тОI О же цвета, красный 1юяс с серебряным корш 1евским ербом и чёрное сомбреро 389 Следователыю, в обычной жизни инки маскапайчу не 1юсшш. Что касается шшщей, то на них И быть изображены I ербы с двух сторон с одной сторо ый I ерб Габсбур ов, а с дру ой I ерб владеJ 1ьца нлаща390 Те инки, которые решили стать членами духовных орденов, а 1юJшх одежды носили некие знаки возможно, тока у илл. lOSJ. В редставле ии евро ейцев XVI в. Атауш 1ыш изображался верхом а коне, с зоJютыми шнорами естественно, без ербов, 0 с неким жезлом, украше 1ым точно так же, как и е о l ОJюшюй убор илл. 106 1дру 1ие знатные индейцы изображались также ко 1ыми, 385 dаг рог агшаs ш 1esсLJdo l 1eсl 10 сLJa 1гo раг 1еs еп la ргiшега а а сle la шапо сleгeсlia ш 1ilgLiila пеgга еп сашро de ого, у еп la segш 1сla patie alta сle la 1ш 0 izчt 1ieгсla ш 1сas 1i сle plata еп сашро azнl, у еп el tегсего сшн 1о hajo сle la ш 10 сleгeсl 1a ш 1с шtаго de ого еп сашро az у еп el о 1го сшtг 1о ш 1сагпего de соlог сle plata еп сашро veгсle у рог oгlas del сliсlю esснсlo сш 1tго сahezas сle leoпes у сш 1tго hoгlas со 0 las tJe el сliсlю сaсiчt 1e Atahalipa 1гаiа рог согопа las sнsшl.iсlias hoгlas liaп сle sег сle ого, alшпhгaсlas al сoloгado, у рог 1iшhle LШ уеlшо сеггжlо епсiша de el t гo 1o. гсiсlo, соп st 1s сlepeпсleпсias е t o jes сle azt 1l у ого, у рог сlevisa ш 1шeсlio lеоп см. Paz у Melia А. Nohiliaгio сle los сшщн.istaсloгes сle lпсlias. Maсl.гiсl, 1892. сoleссiбn de BiЬliбfilos Espafioles 30 Р. 94 95. 386 См. Rowe J. Н. сolonial portraits oflnсa noЫes Р. 263. 387 Попов В. А. Символы власти и власть символов Символы и атрибуты власти генезис, семантика, функции. СПб., МАЭ РАН, 1996. С. 12. 388 Ignaсio de сastщ 1732 1792. 389 El t.гage es una сара сorta verde сon сamiseta interior del mismo сolor, una Ьапdа roxa сon un esсudo de plata de las Reales Armas, у un sombrero negro t.гaen сortado el сabelo hasta los ombros См. сastro I. de Paliza S. de la. editor Relaсion de la fundaсion de la Real Audienсia del сuzсo en 1788, у de las fiestas сon que esta graпde у fidelisima сiudad сelebrб este honor. Madrid, 1795. Р. 66. 390 Mendez С. The Plebeian RepuЫiс The Huanta Rebellion апd the Making ofthe Peruvian state, 1820 1850. Duke University Press. Durham London, 2005. Р. 276. Прим. 9 0 1 Илл. 106. Атауальпа. Германия. 1600 г. Илл. 107. Американские жители в процесии. Германия. 1600 г. с серебряными шпорами и в похожих головных уборах илл. 107 Интересно сравнить эти изображения с изображениями из Кодекса одежд XVI в., где так же отсутствовали какие либо гербы, однако многочисленные узоры, напоминающие существовавшие в действительности знаки токапу, имеются на женских одеяниях илл. 108 Изображения этих цивилизованных индейцев сильно отличались от изображений диких живших в Бразилии XVI в., как и восприятие их европейцами в целом39 1В представлении европейцев XVIII в., на плащах инков и в их социальной репрезентации никаких гербов не было, однако имелись наградные и или статусные украшения в виде солнца илл. 109 0 До появления конкистадоров в Перу у инков насчитывалось одиннадцать правителей, каждый из них имел определённый круг близких родственников и потомков, называемый айлью ayllu и, соответственно, именуемый по основателям рода. Айлью также являлись и боевыми сообществами392 Айлью верховных инков назывались панака panaсas Панака возглавлялась главой рода, титул которого назывался курака сuraсa Панака Пачакути Инга Юпанки Paсhaсuti Inga Yupanqui разделился на две ветви Пачакути и Инга Юпанки, соответственно и, таким образом, в Куско проживало двенадцать крупных родовых сообществ инков. 39 1 Rubles JP Text Images and the Perсeption of Savages in Early Modern Europe What We сan Learn from White and Harriot European Visions Ameriсan Voiсes. ed. Kim Sloan Britis h Mus eum, 2009. Р. 120 130 Окунева О. В. Варвар и или добрый дикарь представления о бразильских индейцах во Франции XVI в. Цивилизация и варварство трансформация понятий и региональный опыт Отв. ред. В. П. Буданова, О. В. Воробьёва. М. ИВИ РАН, 20 12. С. 129 149 Она же. Р азрушение Индий Аристотель в Вальядолиде и современные дискуссии о геноциде во время Конкисты Альманах Казус Индивидуальное и уникальное в истории. 20 14 20 16 под ред. О. И. Тогоевой и И. Н. Данилевского. М. Индрик, 20 16. С. 3 124 Тананаева ЛИ. Образ Нового Света в искусстве Чехии XVIXVIII вв. и его истоки Iberiсa Ameriсans. Культуры Нового и Старого Света XVI XVIII вв. в их взаимодействии. СПб. Наука, 199 1С. 132 139 Мордвинцев В. Ф. Новый Свет в гуманистической утопии IberiсaAmeriсans. Культуры Нового и Старого Света XVI XVIII вв. в их взаимодействии. СПб. Наука, 199 1С. 89 95. 392 Итье С. Указ. соч. С. 78. 102 Илл. 108. Индейцы возможно, инки в представлении европейского художника XVI в. Самой почётной должностью среди инков с 1545 г. была должность Королевского Знаменосца Инков 393 который выбирался ежегодно394 из представителей этих двенадцати домов395 Как говорилось выше, все представители этих домов считались наиболее главными индейцами маскапайчи yndios de los mas prinсipales de la masсapayсha или законными инками маскапайчи Yngas lexitimos de la masсapayсha С 1595 г. совет из двадцати четырёх представителей этих домов ежегодно выбирал Королевского Знаменосца Инков должность которого с этого года получила второе название, использовавшееся наравне с первым, Кабильдо Инка из Куско сabildo Inсa del сuzсo Во время церемоний Кабильдо Инка из Куско шествовал в окружении членов панак, их глав курак, глав администрации Куско алькальдов alсaldes и исполнительных лиц рехидоров regidores восьми приходов Куско, бывших, как правило, испанцами. Отметим, что были отдельные попытки индейцев, признанных благородными и имевших титульный предикат дон участвовать в выборах Королевского Знаменосца, как, например, дон Франсиско де Улукана Сагуайтокто396 Но они успеха не имели, поскольку сразу нарушалась система геральдической и эмблематической репрезентации двенадцати домов инков в Куско. Головы Королевских Знаменосцев Инков венчали короны, как важнейшие атрибуты высшей власти, которые были уникальными у каждого дома. Короны, которым посвящено отдельное исследование397 составляли геральдическую композицию в виде герба дома и различных фигур, которые использовались в эмблематике конкретного дома 393 Amado G. D. El alferez real de los inсas Resistenсia, сamЬios у сontinuidad de la identidad indigena Р. 22 1249 Olazabal У., Velasquez М. Op.сit. Р. 5 172. 394 Phipps Е., Heсht J., Esteras Martin С. Ор. сit. Р. 3 14. 395 Bradley Р Т., сahill D. Habsbшg Peru. Images, Imagination and Memory. Liverpool, 2000. Р. 109. 396 Franсisсo de Uluсana Sahuaytoсto, даты жизни не известны. 397 Dean С. Inka Bodies Р. 126 139. 103 Илл. 109. Женщины блаrородные перуанки. Древние и современные Илл. 0. Знаmые древние и современные мужчины Перу. илл. 004 007, 022, 024 Эта композиция, вероятно, сообщала сведущим в геральдике людям, прежде всего испанцам, о доме, представитель которого перед ними находится. Должность королевского знаменосца инков была настолько важна для инков, что, несмотря на изменение их социального положения и запрет на использование гербов после 178 1г., она просуществовала до 1824 г. Инки подражали европейскому обычаю нести корону на специальной подушке перед каким либо властелином, как правило, королевской крови, и также несли маскапайчу на подушке перед К оролевским знаменосцем илл. Во время религиозных церемоний XVII в. инки в Куско также использовали в качестве церемониальных головные уборы с высокими плюмажами илл. 058 которые отличались от уборов, имевших кисточку, где было лишь несколько перьев небольшого размера, а то они и вовсе отсутствовали. Головные уборы с перьями подтверж дали и дентичность их носителей с инками, не только на внешнем, репрезентативном уровне, но и на внутреннем, считалось, что носящий подобный убор имел внутреннюю сущность инки, называемую камак сamaс 398 Относительно XVIII в. достоверными данными об использовании подобных уборов инками мы не располагаем, вероятно, они вышли из употребления в жизни, отметим, 398 Bouysse сassagne Т. Ор. сit. абз. 15 17. 104 Илл. Святая Роза в процессии Корпус Кристи в Куско однако, что имеются картины XVIII в. написанные на религиозные сюжеты преимущественно в Боливии где изображены инки в этих головных уборах. Говоря о недостаточной достоверности, мы полагаем, что подобная манера изображения инков могла быть данью репрезентативной традиции, поскольку опять же, преимущественно в Боливии имеется ряд изображений касиков в совершенно нетипичных для инкской культуры многоярусных головных уборах например, на картине Богородица из Кочаркас Нередки и изображения Богоматери в подобном же уборе илл. 2 3 на них мы не наблюдаем гербовой репрезентации, что может говорить о религиозном и духовном значении этих уборов, но не представительном на уровне гербовой эмблематизации. Между тем корона Богородицы хорошо вписывается в распространившуюся во всей Латинской Америке с XVI в. и появившуюся из Мексики моду на изображение так называемой коронованной монахини monja сoronada Эта изобразительная традиция является специфической именно для Латинской Америки илл. 4 хотя коронованная Царица Небесная встречается и в европейских изобразительных традициях, как католической, так и православной. Если использование мужчинами инками высоких украшенных перьями уборов ушло в прошлое, то использование головных уборов с кисточкой приобрело не только широкий размах, но и сакральный оттенок. На гербовых портретах инки очень часто 105 Илл. 2. Богородица и младенец Иисус с плюмажами на головах Илл. 3. Неизвестный художник, Куско, Перу, Богородица с чётками из Поматы Pomata Поздний XVII или XVIII вв. l.r Илл. 5. Герб Беатрис Клары Коя Илл. 4. Портрет коронованной Марии Хуаны де Сан Рафаэль. 18 10 г. Илл. 6. Богородица Вифлеемская с инкойдонатором. Неизвесmый художник. Куско, Перу, XVIII в. Илл. 7. Богородица с донаторами индейцами. 1752 г. изображались с маскапайчей, как и инки женщины, хотя в случае с гербовыми портретами женщин следует оговориться, что маскапайча принадлежала, вероятнее всего, отцу изображённой на портрете персоны илл. 103 Герб, изображённый в портрете, двучастный, разделён горизонтально красным поясом имеет внешнюю серебряную и внутреннюю красную канву. В верхней части в синем поле изображён взлетающий чёрный орёл. Нижняя серебряная часть разделена красными столбами на три части. Во второй центральной части изображена красная маскапайча. Есть большая вероятность того, что герб можно определить как принадлежавший Беатрис Кларе Койе илл. 5 что, в совокупности с роскошным одеянием и юным возрастом неизвестной Принцессы Нюсты позволяет с известной осторожностью предположить, что под ней может скрываться Беатрис Клара Койя. Отметим, что на дошедших до нас известных399 религиозных картинах и фресках инки изображались в качестве донаторов без маскапайчи и обычно в европейской одежде илл. 6 Отметим, что в вице королевстве Перу автохтонная знать пусть и не инкская могла изображаться в национальных головных уборах и одежде илл. 7 399 Существует много источников, хранящихся в частных коллекциях и недоступных исследователям. 107 Илл. 8. Благовещение с индейцамидонаторами. Деталь. Художник Маркос Сапата Ок. 1740 1750 гг. Бывали случаи, когда маскапайча присутствовала в портетах как атрибут донаторов илл. 8 9 Судя по виду маскапайчи, донаторами выступали члены одного и того же рода. Их множественное появление в картине может говорить о том, что право носить маскапайчу имели все члены рода мужского пола, а не только его глава. Отметим, что размеры кисточек невелики, в отличие от следующего примера. Ввиду недоступности нам ряда источников, чем именно были обусловлены размеры кисточки на маскапайче, мы ответить пока не можем. Если сравнить маскапайчи на илл. 8 9 с маскапайчами инков на илл. 094, 095 то можно заметить их разительное сходство. Это может говорить о том, что члены, по крайней мере, одного из двенадцати инкских домов на визуальном уровне подчёркивали свою прямую преемственность от верховных инков доиспанского периода и их важную роль в обороне Куско. Также можно осторожно предположить, что подобные изображения свидетельствуют не только о борьбе двух династий, но и кланов внутри одной, или даже обеих династий. О том же пишет и отечественный исследователь Н. В. Ракуц единства не было и внутри самих кланов, что доказывается большим разнобоем в сведениях не только о количестве детей общего предка Виракочи Инк и прим. Е но и об их положении в семье старшинстве, законности и т 400 Одним из примеров, когда маскапайча присутствовала в портетах как атрибут донаторов, является картина со статуей Богородицы Сретения с четой инков донаторов и маскапайчей, над которой изображён полумесяц один из традиционных инкских священных символов. Богоматерь держит в руке свечу крайне необычной формы трижды изломанную зигзагообразно илл. 120 Подобные изображения Богородицы встречаются на Канарах, особенно на о ве Тенерифе, небесным покровителем которого она является. Как тут не вспомнить о гербе рода Бетанкур Betanсur восходивший к потомкам как инков из рода Манко II, так и испанск их конк истадоров илл. 0 17 Фамилия представляла собой кастилизированный вариант фамилии рода Бетанкур Bethenсourt вассальную зависимость одного из представителей которого в 1403 г., как короля титульного Канарск их островов, признал король Кастилии Энрике III40 1Несмотря на то, что в первой четверти герба изображены два льва или пумы традиционные для инкской эмблематики, первая и вторая части являются родовой символикой испанского рода де Эскобар и Льямас de Esсobar у mas Остальные части щита атрибутировать пока не удалось. Щитодержателями 400 Ракуц Н Образ Инки Виракочи в перуанских текстах колониального периода Латинская Америка. 7. 20 15. с. 93. 40 1 Eшique III, 1379 1406 см. сahill D. Tovias В. Ор. сit. Р. 185. 108 Илл. 9. Снисхождение Богородицы. Художник Маркос Сапата Ок. 1732 1733 гг. являются инки с оружием, в церемониальной одежде и головном уборе с плюмажем и маскапайчей. Можно предположить, что картина написана по заказу одного из представителей рода Бетанкур, поскольку в ней не только подчёркивается связь с К анарскими островами, но и с потомками верховных инков, каковым и являлся род Бетанкур. Головные уборы верховных инков, с плюмажем, или без оного, являлись сакральными предметами, наибольшую степень сакральности в глазах, как инков, так и испанцев, приобретали головные уборы с кисточкой, при этом степень их сакральности была максимальной. Так, на картинах, заказанных инками, в маскапайче изображался младенец Иисус центральная положительная фигура католицизма илл. 12 22 По сообщению анонимного перуанского священника, в 1774 г. в регионе Куско в день Св. Иакова Сантьяго во время торжественной процессии несли изображение Христа, одетого как инка, со всеми инсигниями знатности402 Такие же изображения фигур Христа в маскапайче находились на алтарях в церквях403 В то же время Тауантинсуйю, страна инков, воспринималась католическими священнослужителями как языческая, руководимая дьяволом в виде верховного правителя, исполнявшего жреческие обязанности4 4 Восприятие индейцев и метисов испанскими католиками напоминало их отношение к иудеям и морискам. Индейцев небезосновательно подозревали в сохранении остатков язычества и неискренности в христианской вере405 Вероятно, именно поэтому, с целью укрепления их веры и по ряду других при 402 Bradley Р Т., сahill D. Ор. сit. Р. 8. 403 Thid. Note 8. 404 Mu сa Pini R. Angels and demons in the сonquest of Peru сervantes F., ReddenA.ed. Angels, Demons and the New World. сambridge University Press, 20 13. Р. 193 194. 405 Thid. Р. 195. 109 Илл. 120. Картина со статуей Богородицы Сретения. Перу, школа Куско. Неизвестный художник. Первая половина XVIII в. чин, именно достойнейшему среди инков было доверено нести знамя во время церемонии сorpus сhristi. Знамя крепилось к серебряному шесту, использовавшемуся как древко406 Поэтому не удивительно, что в религиозном искусстве, находившемся под контролем испанцев, мог быть изображён в маскапайче дьявол самая отрицательная фигура в католицизме илл. 123 Однако подобное отношение католических священников к важнейшим инсигниям инков не было широко распространено, так, в 178 1г. после смерти сына Диего Кристобаля Тупак Амару4 7 двоюродного брата Тупак Амару II, священник, специально боровшийся с ересью среди индейцев сura de doсtrina похоронил его в епископской одежде и в маскапайче408 Отметим, что на илл. 12 22 младенец Иисус Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Елохин К.А. [Геральдика инков колониального периода]: Глава V. Маскапайча — геральдическая корона инков. (2020)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |