| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Елохин К.А. Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) (2020) › [Геральдика инков колониального периода]: Глава IV. Воображаемая геральдика инков. | ||||||
Елохин К.А.
[Геральдика инков колониального периода]: Глава IV. Воображаемая геральдика инков.// Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) (2020)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Елохин К.А. Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) : Учебное пособие. 2-е издание, расширенное и исправленное. М.: ГАУГН-Пресс, 2020. С. 78-91 Аннотация: После признания испанцами благородного происхождения инков-потомков правящего рода, их, теперь уже по умолчанию, благородным предкам были положены гербы, поскольку период ок. 1550—1700 гг. характеризуется тенденцией расценивать герб как атрибут исключительно привилегированного сословия, что нашло своё воплощение в законодательстве. Об авторе публикации/статьи: Елохин Кирилл Александрович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Елохин К.А. [Геральдика инков колониального периода]: Глава IV. Воображаемая геральдика инков. (2020)
› См. также другие статьи Елохина К.А.
в библиотеке найдено еще 37 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 41499 знаков (с пробелами)
Глава 4. Илл. 072. Неизвестный художник. Генеалогия инков. Вторая половина XVIII в. Воображаемая геральдика инков Неудивительно, что после признания испанцами благородного происхождения инков потомков правящего рода, их, теперь уже по умолчанию, благородным предкам были положены гербы, поскольку период ок. 1550 1700 гг. характеризуется тенденцией расценивать герб как атрибут исключительно привилегированного сословия, что нашло своё воплощение в законодательстве3 18 Определённо, эту мысль разделяли и жители Перу, приобщённые к европейской культурной традиции, так как предки современных конкистадорам инков наделялись испанцами воображаемыми гербами в лучших традициях европейской воображаемой геральдики. И эти гербы комфортно существовали в полном соответствии с новыми испано инкскими эмблематическими реалиями, иначе говоря, в новом эмблематическом пространстве. Нечёткость понимания герба людьми раннего Нового времени и смешивание его с другими визуальными признаками являлось свидетельством определённого этапа осознания этого феномена, свидетельством попыток понять его 3 19 А. П. Черных замечает Воображаемая или фантастическая геральдика это общее название средневекового геральдического феномена, представляющего собой комплекс гербов, которыми наделялись исторические персонажи догеральдического периода, мифические и литературные герои 320 Многие изображения гербов монохромные, что затрудняет их описание илл. 068 Инка Гарсиласо де ла Вега самостоятельно составил герб32 1объединив в нём родовую эмблематику обоих родителей. Испанская часть герба состояла из элементов родовой эмблематики семейств Варгас Vargas Фигероа Figueroa графов де Фериа de Feria Сааведра Saavedra графов де Кастильяр de сaste r Мендоса Mendoza графов де Тендилья de Tendi герб сопровождает девиз со шпагой и пером сon la espada у сon la pluma инкская эмблематика состоит из изображений Солнца, Луны отражающих 3 18 Черных А. П. Испанская геральдика История Испании. Отв. ред. Ведюшкин В Попова Г А. Т. 1 С древнейших времен до концаX VII века. М., 20 12. С. 42 1447. 3 19 Он же. Гербовник как исторический текст Люди и тексты. Исторический источник в социальном измерении. м., 20 с. 33 1 320 Он же. Образы античной истории в геральдикеX V XVI вв. Люди и тексты. Исторический альманах. Античная традиция в исторической культуре западноевропейского средневековья. М., 20 14. С. 138. 32 1 Этому гербу посвящено специальное исследование Solano Perez Lila F Р de. El Ыаsбn del mestizo Inсa Garсilaso de la Vega Las armerias en Ешора al сomenzar la Edad Moderna у su proyeссiбn al Nuevo Mundo aсtas del VII сoloquio Internaсional de Heraldiсa, сaсeres, 30 sept. 4 oсt. de 199 1сoord. рог Faustino Menendez Pidal de Navasсues. Madгid, 1993. Р. 43 1444. 79 андскую концепцию дуализма янантин yanantin 322 двух переплетённых коронованных змей, радуги и маскапайчи илл. 069 Инкская часть герба де ла Веги стала своеобразным эталоном гербов инков и в целом эмблематики Перу. На фронтисписе книги А. де Леона Пипело помещалась гравюра с аллегориями, представлявшими вице королевства Перу и Новую Испанию. Перу, как слово мужского рода, было представлено в виде инки с полагающимися атрибутами, а аллегория Новой Испании в виде женщины с ацтекской атрибутикой и священной птицей орлом. На уровне плеча инки была изображена гора Потоси, а за пим находилась лама священное животное инков. Оба герба персонифицированных аллегорий увенчаны коронами илл. 070, 07 1 Приведём текст Б. Морепо де Варгаса об этих гербах 3. Короли Инков из Перу также имели свои гербы и ипсигпии, которыми были в синем щите две золотых змеи со снлетёнными хвостами, цержащие в настях цу 1у uio с её золотой кисточкой borla что есть разнови,цность короны и королевской и сип 1ии и вверху щита золотое солнце и серебряный месяц, каковые I ербы были общими цля всех их 1ютомков и ро,цственников королевско 10 цома. И такие же носит Инка Гарсиласо це ла Ве 1а в е 10 Королевских Комментариях, нотому что, как l Оворит Дие 1О Эрншщес 6. Diego Hernandez en la historia del Peru, 2. par 1lib. 3. сар. 7. в истории 0 0 10 королевства не имелось меж цу ними цру 1их знатных, кроме линьяжей или сообщества ро,цственников ay s нроисхо,ц ящих от тех самых королей, нотому что те имели м 0 1ИХ жён и оставляли нространное нотомство. И нотому всех знатных мужчин они звали Инками, и женщин налья Pa s нритом та, что была женой короля и сре,ци всех имела ервое место, бьша называема койя Соуа Все знатные жили в большом I Оро,це Куско, шаве и метро 1юлии 0 0 10 королевства, в своей части I Оро,ца и в своём квартале, который ы е мы именуем БеJ 1е 7. Pedro de сieza en la сron. del Peru, 1р. с. 92. и от II их уже осталось очень мало 8. Garсilaso en los сorneniarios Reales del Peru, lib. 9. сар. 38 У них имелся Рыцарский ор,це Orden de сabaleria знаком которо 10 было рок0Jютые уши и всташ 1е 1ые в них золотые кольца, и с ними они совершшш свои торжества и церемонии, что отмечают историки 9. Roшan. en la Rep. de las lndias, lib. 3. с. 13. Garсilaso uЬi supr. lib. 1с. 23. lib. 6. с. 27 И на,цо заметить, что эту же самую ю 1сипшю и знак в ушах, и 0 той же самой ричи с, носили ющийцы Indios Азии и Востока, как ишст Квинт Курций 10. Quinto сur. lib. 8. quсrп ad hoс allсga 1Tiraquсl dс NoЬil. с. 37. n. 16 1в истории Александра Bс ИKOI O, о ком мы также знаем, что 0 10сиJ 1I србами змей вещь, 0 которой кажется можно цознаться, что имсJюсь общение ющийцсв Перу с таковыми с Востока и из Азии Disс. 16. n. 7. и так это рс,ц 0J 1Ш ШОт некоторые 12. Aug. dс Zaraiс сп la historia dсl Pсru сп сl prinсipio Но это вещи столь црсв ис и со рс,цслё 1ыс, что им скорее можно изумляться, чем говорить о них 13. Ita Garсilaso ubi supr. lib. 1с. 2 4. Король Мотесума из Мексики Motezuma de Mexiсo носит гербами одного когтящего добычу сebada орла местные уроженцы говорят, что это гриф и распростёршего крылья над тигром, и другие их родственники, чтобы отличаться от короля, его 322 Космологическая концепция дополняющего дуализма белое чёрное, день ночь плохое хорошее рассматривающая противоположности существования как взаимозависимые части гармоничного целого, см. Platt Т. Mirrors and maize The сonсept ofyanantin among the Maсha of Bolivia Eds. J V. Murra, N. Waсhtel, J Revel Anthropologiсal History of Andean polities. сambridge, 1986. Р. 228 259 Urton G. At the сrossroads of the Eaгth and the Sky An Andean сos ogy. University ofTexas Press, 1988. 80 носят когтящим оленя. Так мне о нём говорили, я сам не имею основательной уверенности в этом. Однако все мы знаем 14. Roman. ubi supr. lib. 2. с. 13. сum seqq. omnes historiography diсtorum Regnorum. что короли Перу и Мексики были монархами очень могущественными, знатными и богатыми, и сеньорами больших королевств и провинций очень паселёппых, и что имели в своих государствах RepuЬliсas великое управление и порядок gobierno у poliсia И, таким образом, вероятно, что они имели свои ипсигпии и знатных и благородных вассалов. И, будучи язычниками gentiles это пе затеняло их знатности, как то заключают учители 15. Bar. in n. 57. С. de dignit. lib. 12. Otal. de nob. 2. р. с. 7. n. 27. Ioan. Garс. de nob. Glos. 7. n. 18. и когда затем услышали Святое Евангелие, и проповедь пашей Веры и Христианской Религии, обрели её, с тем стали более благородными 16. L. inter сlaras. С. de summa Trinitate. как это происходило со всеми другими языческими gentiliсas пародами Европы, Азии и Африки, которые с Католической Верой сохраняют свою знатность sus noЫezas и цостоинство все 1ца, ко 1ца не 0TК OIIЯIOTсЯ от неё 323 Для сравнения нриве,цём цитату из сочинения Х. це Акосты Также в Перу 0ююняются ра,цу 1е, и был I ерб или инсипши Инки с цвумя змеями но сторонам от неё во всю цлину 1ерба 324 Мы JШI aeм необхо,цимым привести изображение I eIIea OI ИИ инков, I Це изображён воображаемый I ерб, нре,цноложителыю всех верховных инков, поскольку ря,цом с I ербом расположена на,цнись ГЕРБ ИМПЕР ARMAS D EMPER визуализация которого в Перу отличается от визуализации герба итtков в Исnaтtuu в серебряном ноле цве коронованные змеи, сш 1етё 1ые хвостами, в l O OBЫ которых унирается ра,цу 1а, в центре I ерба J 1ев или нума на фоне холма с цвумя кустами. Герб венчает корона с маскапайчей илл. 072 1Этот I ерб, вне всяких сомнений, яш 1яется вымышJ 1е 1ым, и уникальность eI 0 состоит в том, что 0 имеет Шia OI ИИ фи 1ур в реш 1ыюй жизни, отку,ца ху,цожник их, 1ю ви,цимому, и взял. Что же собой ре,цставляли воображаемые ербы нервых верховных инков В IOJИI e Мартина це Муруа Общая история Перу встречается Королевский ерб королей инков Las arшas reales. de los ingas reyes илл. 073 1В нервой части I ерба изображенамаскапайча, во второй нуар с наложенной на не о фш,урой церева, в третьей нтица, в четвёртой цве змеи. Т. Б. Ф. Камминс называет е о I ербом страны инков Тауантинсуюш, неверно трактуя 1юяс ителы 1ую 1ю,ц ись ря,цом с ербом. Сошасно раснространёшюму сре,ци и теJ 1J 1ектуалов в конце XVI в. мнению, нервые инки были нотомками Ноя326, то же в своём тру,це 1шшет и Фелине Гуаман Пома це Айяла, 0 у не о инки ещё и якобы сами нарисоваJш собственный ерб и I ерб собственный, который они нарисовали у de las аппаs propias que e s pintaron 127 Ф. Гуаман 323 Перевод сделан А. П. Черных по изданию Moreno de Vargas В. Disсvrsos de la noЫeza de Espafia. Madrid, 1622. Fol. l07r l08r. 324 Aсosta J. de. Ор. сit. Т. II. Libro quinto. Сар. IV. Del primer genero de idolatria de сosas naturales у universales. Р. 7. 325 сummins Т. В. F. Debujado de mi Mano Р. 40. 326 Gonzalez Diaz S. Genealogia de un origen Tubal, el falsario у la Atlantida en la Historia de los Inсas de Pedro Sarmiento de Gamboa Revista de Indias, Vol 72, 255. 20 12 Р. 497 526. 327 The Guaman Рота Website Det Kongelige BiЫiotek Электронный ресурс Режим доступа URL http www. kb.dk permalink 2006 poma info en frontpage.htm дата обращения 28.07.20 15 Р. 80. 8 1 Илл. 073. Так называемый Королевский герб королей Инков Илл. 074. Первый воображаемый герб инков Пома де Айяла приводит целых два подобных герба илл. 074 075 328, были известны и другие воображаемые гербы первых инков, но поскольку дата их создания нам не известна, чтобы не внести в исследование анахроническое изображение, мы их не приводим. Оба воображаемых герба четверочастные, не имеют каймы, не содержат фигур, присущих европейской геральдике лишь фигуры, связанные с космологией инков и их верховными регалиями. В первой четверти первого воображаемого герба королевского герба королевства Индий и королей Ингою илл. 074 изображено солнце Inti Raymi во второй луна Соуа Raymi в третьей звезда, воплощение одного из важнейших божеств инков бога Грома329 и молний сhokiy uillсa возможно также, что это воплощение планеты Венера330 в четвёртой якобы герб Куско идол фигура человека или некоего духа уака, которые, как правило, превращались в тот или иной элемент пейзажа, например, в скалы33 1на скальном основании, с пещерами, откуда, по преданию, вышли первые инки. Изображение сопровождается подписью идол Инков и герб Куско idolo de los Ingas у armas del сuzсo хотя, как известно, герб Куско в XVI XVII вв. выглядел совершенно иначе согласно королевскому указу от 19 июля 1540 г., герб Куско имел золотую кайму, обременённую восемью чёрными орлами, в красном поле была изображена скала, 328 Thid. Р. 79, 83. 329 Кенделл Э. Инки. Быт, религия, культура. Пер. с англ. O Мыльниковой. М. ЗАО Центрполиграф, 2005. с.2 17 2 18. 330 Shimada I. The Inka Empire. А Multidisс nary Approaсh. University of Texas Press2, 0 15. Р.2 77. 33 1 Итье С. Указ. соч. С. 165. 82 SEG VИ DAARМA Илл. 075. Второй воображаемый герб инков Илл. 076. Манко Капак Инка с гербом на которой стояла башня332 Очевидно всё же, что сходство между идолом на скале и башней на скале присутствует. Таким образом, можно говорить не только о вымышленных гербах отдельных лиц, но и городов. Фигуры второго воображаемого герба снабжены поясняющими подписями. В первой четверти герба илл. 075 изображён ястреб сuriquingue во второй фигура ягуара otorongo Кстати, в ягуаров, согласно преданиям, могли оборачиваться инки333 поэтому их следует рассматривать как тотемных животных. На фигуру ягуара наложена фигура дерева Чунта, в третьей маскапайча, в четвёртой две змеи amaro держащие в пастях маскапайчи. Герб содержит в себе символы власти инков, поскольку инки сами себя именовали Тигр Змея Инка Otorongo Amaro Ynga 334 Этот герб, не считая перепутанных местами первого и третьего полей, идентичен Королевскому гербу королей Инков илл. 073 Отметим, что термин amaro или amaru в андской мифологии обозначает не только змею, но и демонических существ вообще335 В книге Мартина де Муруа приводятся воображаемые абстрактные гербы не только королей инков, но и гербы, якобы принадлежавшие некоторым верховным правителям. 332 G6mez L Ор. сit. Р. 163 186. 333 Dizen que se tornaua otorongo jaguar е 1у su hijo см. The Guaman Рота Website Det Kongelige BiЫiotek Электронный ресурс Режим доступа URL http www.kb.dk permalink 2006 poma info en frontpage.htm дата обращения 28.07.20 15 Р. 103. 334 Thid. Р. 84. 335 Rios Aсuiia S. Arte у Antropologia Электронный ресурс Режим доступа URL http arteyantropo 1ogia20 10. Ыogspot.сom.es 20 12 06 el amaru.html дата обращения 16.08.20 15 83 Илл. 077. Спичи Рока Инка с гербом Илл. 078. Льоке Юпанки с гербом Илл. 079. Майта Капак Инка с гербом Так, гербами наделялись Инка Манко Капак336 отец Синчи Рока Инки илл. 076 Синчи Рока Инка337 илл. 077 сын Синчи Рока Льоке Юпанки338 илл. 078 Его герб отличен от гербов предков, что говорит о том, что преемственность воображаемых гербов исторических личностей, их выдумавших, людьми не соблюдалась, и формально эти гербы можно считать личными, а не наследственными. Внук Синчи Рока Майта Капак339 также якобы имел герб илл. 079 Этот герб отличается от того изображения, что размещено на его щите. Как уже отмечалось в начале статьи, иллюстрации в рукописях Муруа различаются между собой, и в рукописи S на месте иллюстрации с Майта Капак, находится изображение Койи Ипа Уако340 жены седьмого инки Яуара Уакак34 1с гербом мужа илл. 080 Сын Майта Капак, Капак Юпанки342 в версии рукописи М изображён без герба, однако в версии S герб имеется илл. 08 1Герб горизонтально разделён на две части, в верхней изображена радуга с маскапайчей, в центре нижней части верёвка кипу343 С обеих сторон от кипу помещены фигуры деревьев, под которыми, ближе к краям гер 336 Manсo Сарае, 1200 1230. 337 Sinсhi Roсa Inсa, 1230 1260. 338 que Yupanqui, 1260 1290. 339 Mayta Сарае, 1290 1320. 340 Соуа Ipahuaсo или Ipa Huaсo Мата Maсhi, даты жизни не известны. 34 1 Yahuar Uaсaс, 1380 14 10. 342 Сарае Yupanqui, 1320 1350. 343 Способ передачи информации у инков с помощью узлов на верёвках. См. Ракуц Н. В. Кипу не письмо, но Этнографическое обозрение 2. М., 200 1С. 52 68 Wong Torres Z. Quipu Nudos Numeriсos у Parlantes Quipu Kamayoс. Revista de Investigaсion сontaЫe. Vol. 12, Nfun. 24. Lima, 2005. Р. 33 38 Urton G. Signs ofthe Inka Khipu. Binary сoding in the Andean Кnotted String Reсords. University ofTexas Press, Austin, 2003. 2 17 р. 84 Илл. 080. Коя Ипа Уако с гербом седьмого инки Яуар Уакак Илл. 08 1Капак Юпанки с гербом Илл. 082. Два дерева у пещер, откуда вышли инки ба, стоят две пумы или ягуара. Пример изображения кипу можно увидеть восьмой по счёту на илл. 082 Кипу в гербе находится между двух деревьев. Эти геральди ческие фигуры мы уже встречали в гербах потомков Паулью Инки. Это те самые два дерева, которые упомянуты в Докладе Х. де Санта Крус Пачакути и означают отца и мать инков Апотампо и Пачамамаачи. Х. де Санта Крус Пачакути писал Два дерева означали бы их родителей, и то, что Инги от них произошли, а сами они инки прим. Е были как бы плодами, и что два дерева должны были быть стволом и корнями Ингов 344 Х. де Санта Крус Пачакути приводит их изображение илл. 083 По сути, эти деревья являются главными родовыми знаками инков, полагавших себя наследниками правящего рода. Яуар Уакак наследовал отцу Инка Рока345 илл. 084 В цифровой версии рукописи М далее идут портреты без гербов, вплоть до портрета жены Уайна Капака Мама Раба Окльо34 6 илл. 085 Отметим, что в нижней части воображаемого герба художники всё же изобразили щит Уайна Капака, но это скорее исключение из правил. Также Муруа приводит воображаемый четверочастный герб Перу илл. 086 содержащий исключительно изображения фигур, традиционных для инкской эмблематики. Воображаемый герб Перу состоит из частей, каждая из которых является гербом одного из военачальников исп. сapitan инков. Обязательной их инсигнией в действительности было короткое копьё347 Ф. Гуаман Пома де Айяла приводит четыре воображаемых герба 344 ПачакутиЯмки СшzькамайгуаХ де С Куприенко С Указ. соч. С. 3 1 345 InkaRoq a, 1350 1380. 346 Мата Raba Rahua Oс 1430 1497. 347 сapitan, el qual сon su insignia que es сomo dardo см. Pizarro у Ore na F. Varones ilustres del Nuevo Mundo desсubridores, сonquistadores, у paсifiсadores del opulento, dilatado, у poderoso Imperio de las Indias Oссidentales Madrid, 1639. Р. 2 10. 85 Илл. 083. Пачакипу Paсhaquipu Иллюстрация из сочинения Блас Валера. 16 18 г. этих Капитанов. Первый из них, двенадцатый капитан Капак Апо Гуаман Чауа Чинчай Суйо348 имел герб, соответствующий первой четверти герба Перу349 илл. 087 Второй, тринадцатый Капитан Инков Капак Апо Нинаруа350 имел герб, соответствующий второй четверти герба Перу35 1илл. 088 Третий, четырнадцатый Капитан Инков Малько Кастилья Пари Кольясуйо352 имел герб, соответствующий третьей четверти герба Перу353 илл. 089 и последний из них, пятнадцатый Капитан Инков Малько Мульо Кондесуйо 354 имел герб, соответствующий четвёртой четверти герба Перу355 илл. 090 Таким образом, воображаемый герб Перу является символом военных побед и доблести инков. Повторимся, Ф. Гуаман Пома де Айяла наделял своих предков гербами в условиях, когда испанцы особо покровительствовали инкам из рода Уайна Капак. Поэтому не удивительно, что в первой четверти воображаемого герба Перу он разместил придуманный им самим герб своего предка Капак Апо Гуаман Чауа Чинчай Суйо. Если принять то, что авторами Первой Новой Хроники являются иезуиты, то они, вероятно, могли приписывать гербы предкам людей, в связях и власти которых монахи испытывали нужду, тем самым укрепляя их позиции в обществе. 348 Сарае Аро Guaman Xaua сhinсhay Suyo, даты жизни не известны. 349 The Guaman Р ота Website Det Kongelige BiЫiotek Электронный ресурс Р ежим доступа URL http www. kb.dk pennalink 2006 poma info en frontpage.htm дата обращения 28.07.20 15 Р. 165 167 350 Сарае Аро Ninarua Andesuyo, даты жизни не известны. 35 1 Thid. Р. 167 169 352 Mallсo сasti Pari сo suyo, даты жизни не известны. 353 Thid. Р. 169 17 1 354 Mallсo Mu сondesuyo, даты жизни не известны. 355 Thid. Р. 17 73 86 Илл. 084. Шестой инка Инка Рока с воображаемым гербом Илл. 085. Мама Раба Окльо с гербом мужа. Илл. 086. Воображаемый герб Перу Этот же герб Гуаман Пома де Айяла разместил на первой странице своей книги в сочетании с леоно кастильским гербом и эмблемой Св. Петра, символом католического мира. С большой долей уверенности, мы можем предположить, что тем самым он хотел показать свою вовлечённость в испанское и католическое эмблематическое пространство, и, соответственно, в испано католический мир господ в Перу илл. 09 1Центральной фигурой на первой странице являются три герба, выстроенных в столб, согласно иерархическим представлениям того времени, когда над всем должна была властвовать католическая церковь, и папа, изображённый слева на троне, с соответствующими атрибутами и подписью SV.S ANТI ТIDAD Справа от эмблемы св. Петра располагается надпись в виде аббревиатуры S aсra с atoliсa R eal M ajestad то есть Святое католическое королевское величество Ниже стояли государи, конкретно в данной композиции король Испании, представленный леоно кастильским гербом и изображённый рядом с ним, с короной. Ещё ниже короля Гуаман Пома изобразил самого себя и выдуманный герб своего предка. Слева от воображаемого герба находится аббревиатурная художественная запись имени автора вписанные в заглавную букву D буквы G uaman F elipe P oma Ниже находится фамилия автора Ayala и ещё ниже социальный статус принца, на который он претендовал Prinсipe Учитывая, что рукопись Гуаман Пома де Айялы оказалась в Копенгагене около 1660 г. и была обнаружена только в 190 8 г. немецким учёным Рихардом Пичманном Riсhard Pietsсhmann, 185 923 а рукописи М. де Муруа, обнаружены лишь в 1940 е гг., можно с уверенностью утверждать, что воображаемые гербы, приведённые как в книге Гуаман Помы, так и в рукописях Мартина де Муруа, не оказали никакого влияния на представления европейцев и самих инков об ин дейской геральдике, вплоть до начала ХХ в., в отличие от опубликованного в Европе герба Гарсиласо де ла Веги. Этот герб стал причиной того, что Б Брандэдж ошибочно приписывал гербы верховным инкам, которых он именовал императорами По существу монарший герб со 87 PRiM ЕRСЛР f TVLO l,05 Илл. 087. Двенадцатый военачальник инков с воображаемым гербом, предок Ф. Гуаман Помы де Айяла Илл. 089. Четырнадцатый военачальник инков с воображаемым гербом S GVИ DAARМA Илл. 088. Тринадцатый военачальник инков с воображаемым гербом Илл. 090. Пяmадцатый военачальник инков с воображаемым гербом стоял из двух змей и радуги, к которой были добавлены солнце и луна. В дополнение к этому династическому гербу, каждый император носил его собственный личный герб, как утверждение его доблести 356 Воображаемую геральдику инков можно встретить и на картинах. Так, на картине неизвестного художника Явление Сантьяго Матаморос во время осады Куско Apariсi6n de Santiago Matamoros durante el сerсo del сuzсo илл. 092 воображаемый герб с двумя щитодержателями в виде каких то неопределённых животных изображён в подражание европейской манере в виде городского герба на стенах Куско илл. 093 Подобный герб мы можем встретить и на флаге инков в картине неизвестного художника, посвящённой победе Писарро над Атауальпой 16. 532 г. Победа под Кахамаркой La Viсtoria de сajamarсa датирующейся XVII веком илл. 096, 097 Можно ли говорить о под Илл. 09 1Первая страница книги Ф. Гуаман Помы де Айяла линности этого герба, учитывая, что он встречается в двух источниках Принимая во внимание время создания источников, отличающуюся одежду воинов и их щитовые эмблемы, мы полагаем, что говорить о подлинности герба преждевременно, можно лишь надеяться, что новые исследования прольют свет на происхождение и судьбу этого герба, по факту приписываемого Атауальпе. Подведём итоги в воображаемых гербах инков были распространены фигуры орлов, пум и разнообразного оружия, тогда как в гербах инков, существовавших в действительности, оружия не было. В воображаемых гербах инков отсутствовали инициалы, а также изобразительные и гласные девизы. Наделение первых инков гербами говорит не только о желании автора возвысить владельцев гербов и их потомков в глазах испанцев, и прежде всего испанского короля, которому была адресована книга Гуаман Пома де Айялы, но и о желании максимально встроить новые отношения с лояльными испанцам инками в понятный испанцам и управляемый ими порядок, в том числе и на эмблематическом уровне, когда многие фигуры инкского происхождения солнце, луна, звезда, птица, змеи, пума как аналог льва, дерево ничем не противоречат европейской геральдической традиции. Включение этих знаков в гербы теоретически должно было поместить их в недавно появившееся гербовое пространство Перу, заставить работать в первую очередь на испанцев и взаимодействовать не только с другими геральдическими знаками, но и с сопутствующими регалиями, как инков, так и конкистадоров. Но ввиду того, что два наших главных источника были неизвестны в течение столетий, этого не произошло. 356 Basiсally the royal Ьlazon сonsisted oftwo snakes and а rainbow, to whiсh were added the sun adn moon In addition to this dynastiс сoat of arms, eaсh emperor сarried his own personal Ьlazonas а statement ofhis sinсhi ship см. Brundage В. С. Empire ofthe Inсa. With а foreword Ьу Arnold J. Toynbee. University ofOklahoma, 1963. Р. 125. 89 Илл. 092. Явление Сантьяго Матаморос во время осады Куско Илл. 093. Явление Сантьяго Матаморос во время осады Куско. Фрагмент Илл. 093. Явление Сантьяго Матаморос во время осады Куско. Фрагмент Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Елохин К.А. [Геральдика инков колониального периода]: Глава IV. Воображаемая геральдика инков. (2020)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |