| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Елохин К.А. Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) (2020) › [Геральдика инков колониального периода]: Глава I. Этапы развития инкской геральдики. | ||||||
Елохин К.А.
[Геральдика инков колониального периода]: Глава I. Этапы развития инкской геральдики.// Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) (2020)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Елохин К.А. Геральдика инков колониального периода (XVI-XVIII веков) : Учебное пособие. 2-е издание, расширенное и исправленное. М.: ГАУГН-Пресс, 2020. С. 26-35 Аннотация: Верховные правители инков использовали в своей эмблематической репрезентации традиционные инкские высшие регалии: унку (unku) — похожее на тунику одеяние, покрытое узорами токапу (tocapu), серьги, сандалии (calza ussutas), головную повязку льяуто (llauto), шлем чуку (chucu), знак высшей власти — шерстяную окрашенную кисточку маскапайчу и знак военной власти — булаву (chanbi), а также золотой жезл и своеобразное сидение, называемое тиана (tiana) или дуо (dúho). Об авторе публикации/статьи: Елохин Кирилл Александрович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Елохин К.А. [Геральдика инков колониального периода]: Глава I. Этапы развития инкской геральдики. (2020)
› См. также другие статьи Елохина К.А.
в библиотеке найдено еще 37 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 40849 знаков (с пробелами)
Глава 1 Илл. 0 10. Королевское унку, украшенное знаками токапу. Ок. 1530 г. Этапы развития 1инкскои геральдики Верховные правители инков использовали в своей эмблематической репрезентации традиционные инкские высшие регалии унку unku похожее на тунику одеяние 135, покрытое узорами токапу toсapu 136 илл. 0 10 серьги, сандалии сalza ussutas головную повязку льяуто uto илл. 0 шлем чуку сhuсu знак высшей власти шерстяную 137 окрашенную кисточку маскапайчу и знак военной власти булаву сhanbi 138, а также золотой жезл и своеобразное сидение, называемое тиана tiana или дуо duho 139. Отметим, что маскапайча наследника, по сравнению с красного цвета маскапайчей Сапа Инки, была меньшего размера и жёлтой 140, и в геральдике на обнаруженных нами гербах в том числе и не приведённых в данной публикации не встречалась. Возможно, по той причине, что многие изображения гербов монохромные. Герб Тупак Уальпы, вероятно, является первым или одним из первых гербов инков, учитывая его даты жизни. Герб Тупак Уальпы илл. 0 12 увенчан красным шлемом чуку илл. 0 13 на котором размещён золотой безант, вероятно, обозначающий Солнце, а под ним золотой крест 14 1Герб имеет широкую красную кайму, обременённую восемью ра 135 Об унку в колониальныи период существует специальное исследование, см. J,l. me nez D ш z М. J. Vn a re 1щ ш. а inсa de los iniсios de la сolonia el unсu del Museo de Ameriсa de Madrid Anales del Museo de Ameriсa 10. 2002. Р. 9 42. 136 Об интерпретации узоров токапу как геральдических знаков см. Eeсkhout Р, Danis N. Los toсapus reales en Guaman Р ота 1Una heraldiсa inсaiсa Boletin de arqueologia PUсP 8, 2004. Р. 305 323 или как календарных символах, см. Urton G. А Multi Year Toсapu сalendar Skywatсhing in the Anсient World New Perspeсtives in сultural Astronomy. Edited Ьу сlive Ruggles and Gary Urton. University Press of сolorado. 2007. Р. 245 268. О связи токапу на изделиях из керамики и текстиля, см. Sandron М. Un intento de leсtura piсtografiсa е ideografiсa de unos queros сoloniales del Museo deAmeriсa RevistaAnafes del Museo deAmeriсa. 7. Madrid, 1999. Р. 14 56 Daly М. Symmetry Analysis of Inсa Textiles and сeramiсs Georgia сollege. Georgia s PuЫiс Liberal Arts University. сAPSTONE DAY. D epartment of Mathematiсs. 23. 20 13. Р. 125. В целом о токапу см. Salсedo Salсedo J. Los jeroglifiсos Inсas introduссiбn а un metodo para desсifrar toсapus qu сa estudio del Quero 7 5 сonservado en el Museo de Ameriсa de Madrid. Bogota, 2007 Zi6lkowski М. Lo realista у lo abstraсto observaсiones aсerсa del posiЫe signifiсado de algunos toсapus t uqapu figurativos Estudios Latinoameriсanos. 29 2009 Р. 307 334. 137 Zarate А. de. Ор. сit. Р. 136. 13 8 Gonzalez Vargas С Rosati НА., Sanсhes Fс. Guaman Р ота testigo del mundo andino. Santiago, 2002. Р. 303. 139 Martinez сereсeda. J. L. Kurakas, rituales е insignias una proposiсion HISTORIсA. Vol. XII. 1Julio de 1988. Р. 65. Nota 8. 140 пса Garsilasso de la Vega. Ор. сit 1829 Т. II. Parte I. Libro I. Сар. ХХПП. Р. 72. 14 1И зо б ражения на шлемах, которые позднее стали называться чуку, появились еще в эпоху культуры Мо че Мочика многое из нее, в том числе эмблематизацию, унаследовала культура инков. См. Gudemos М. Trompetas andinas prehispaniсas tradiсiones сonstruсtivas у relaсiones de poder Anales del Museo de Ameriсa. XV II 2009 Р. 20 1 Fig. 28. 27 Илл. 0 Льяуто. Илл. 0 12. Герб Тупак Уальпы Доколумбовая эпоха ковинами. Герб двучастный, пересечённый. В верхнем синем поле имеющем прямую коннотацию с Небом изображён обращённый влево месяц луны у инков был лунный календарь под которым две обращённые друг к другу птицы держат в клювах за рукава унку, украшенную знаками токапу. В нижнем зелёном поле имеющем прямую коннотацию с Землёй изображены две обращённые друг к другу золотые змеи, держащие в пастях радугу. В центре изображены два всадника на животном в красной попоне вероятно, коне, хотя возможны и другие толкования этой фигуры В данном случае коннотация этой гербовой фигуры с гербом тамплиеров представляется весьма сомнительной. Герб удерживается двумя щитодержателями в виде пум или ягуаров. Герб представляет собой космологическое изображение картины мира инков. Можно сравнить герб Тупак Уальпы с гербом Фелипе Тупак Юпанки илл. 0 14 его близким родственником, что даст понимание наличия некоторых фигур в гербах инков. Э. Моравек Перу де Вагнер, происходя из рода Фелипе Тупак Юпанки, полагает его внуком Инки Тупак Юпанки 142, в 1545 г. получившим герб, и приводит его формально неверный блазон и изображение того же герба в левом квадрате встречается шлем, в верхней части, замок ниже него, обе испанские геральдические эмблемы. Справа два знака инкской знати. В верхней части красная королевская кисточка, окружённая с двух сторон змеями, известными как амару 143 В нижнем квадрате радуга, поддерживаемая двумя ягуарами, в центре кондор с распростёртыми крыльями. Слова Ave Maria написаны по центру в горизонтальной полосе 144 142 Н е исключено, что он мог оказаться внуком у аи на Ка пак по другои генеалогическои линии. 143 По сообщению Гарсиласо де ла Веги, тигры пумы и змеи amaru почитались как боги En estats provinсias de los antis сomunmente adoraron рог dios а los tigres у а las сulebras grandes, que man Amaru См. пса Garsilasso de la Vega. Ор. сit. Nueva ediсiбn. Parte I. Tomo II. Libro сuarto. сapitulo XVII Los idolos de los indios antis, у la сonquista de los сharсas. Madrid, 1829. Р. 306. 144 En el сuadrante izquierdo se enсuentra un сasсo en la parte superior, у un сasti debajo del mismo, ambos emЫemas heraldiсos espafioles. А la dereсha hay dos signos de la noЫeza Inсa. En la parte superior, un Песо real rojo de los Inсas, 28 Илл. 0 13. Шлем касика XVII в. Илл. 0 14. Тупак Инка Юпанки с гербом. 1533 г. или 1600 1630 гг. Художник Диего де Мора. Если Э. Моравек Перу де Вагнер права в происхождении Фелипе Тупак Юпанки, то, как минимум в одном случае, можно говорить о том, что инки, не являвшиеся потомками Уайна Капак, также могли размещать в гербах инкскую символику, преимущественно использовавшуюся потомками Уайна Капак. Однако вероятно и совпадение имён инков. Ввиду очевидной сложности, мы оставляем вопрос происхождения Фелипе Тупак Юпанки за рамками нашего исследования. Тупак Инка Юпанки в правой руке держит золотой жезл который вполне возможно атрибутировать как булаву сhanbi одну из регалий верховной власти 145 также данный богом Солнца Инти Inti 146 Герб его размещён на золотом оружии, называемом сунтур паукар suntur pawqar напоминающем европейскую алебарду, символе военной власти, с навершием в виде солнца бог Солнца Инти считался прародителем Сапа Инки Вообще, инки считали себя потомками Солнца, а касиков потомками утренней звезды 147 Герб четырёхчастный, посередине разделён узким зелёным поясом, по которому расположена надпись на латинском языке золотыми буквами AVE MARIA Первая и третья четверти золотые, вторая и четвёртая серебряные. В первой четверти расположен шлем, в третьей башня. Во второй четверти изображена маскапайча, сопровождаемая двумя коронованными змеями. В четвёртой четверти изображена радуга которая rodeado рог ambos lados рог una s erpiente, сonoсida сomo amaru. En el сuadrante inferior, hay un arсo iris, sostenido рог dos jaguares, у en el сentro un сбndor сon las alas extendidas. Las palabras Ave Maria estan insсritas en el сentro, en una franja horizontal См. Moravek Perou de Wagner Е. Mis raiсes Р. 23 8 45 Педро Сьеса де Леон. Хроника Перу. Часть вторая. Владычество Инков. Глава ХХ. О том, как в провинции назначались г у бернаторы, и каким образом короли выходили посещать их, и о том, как у них оружием являлись змеи, обвившие жезлы. Пер. А. Скромницкий. Киев, 2009. С. 37. 146 Фалькенгорст К. Важнейшие открытия и завоевания испанцев в Новом Свете. Пер. А. Линберг. М., 1892. с. 158. 147 Итье С. Инки. М. Вече, 20 13. С. 76. 29 связывалась со священным Солнцем 148 и была защитной эмблемой у инков 149 кстати, одной из полученных привилегий группами инков panakas 150, противостоящими Атауальпе, было право носить их семейный герб, в котором было изображение радуги 15 1под пей чёрпый орёл копдор falсбnida andina, который считался Гонцом или послом Солпца 152 сопровождаемый двумя пумами feline знаком оберега у инков, связанным как с культом подземного мира и воды 153, так и с культом Солпца 154. В культуре парода моче, многие элементы которой унаследовали инки, змеи и пумы неразрывно связаны в пей нередко встречались зоо и антропоморфные фигуры и изображения с головой пумы и хвостом в виде змеи 155 Щитодержателем является двуглавый короповаппый золотой короной чёрпый орёл. Внизу щита голова с солнечными лучами, также знак Ипти. Известно, что инкам были ведомы молния, гром и удар молнии, и все три вместе они называли Ильяпа Y pa они пе поклонялись богам, а лишь их чествовали и считали слу 1ами Солнца теми, кто проживает в воздухе, но не на небе. То же уважение они оказывали раду 1е за красоту её цветов и поэтому вели свой род от Солнца и Короли Инки её разместили в своих 1ербах и девизе 15 6. Одними из самых раснространённых 1еральдических фю ур в 1ербах инков были фи 1уры одно и дву 1J аво 1O орлов. Они мо 1уг являться не только нривнесённым символом из испанской эмблематики, но и традиционной фю урой из андских культурных традиций, дву 1J авый орёл был известен ещё до э 1юхи инков и использовался в качестве средства репрезентации высоко 1O социш 1ыю 1O статуса илл. 0 15 Однако о нреемствен 1юсти дашю 1O символа из культуры Моче следует 1оворить с большой осторожностью, 1юскоJ 1ьку факты, 1юдтверждающие это, нам еизвест ы. Эта фантастическая 1пица бьша известна до 1юявления исна цев и в дру 1их американских культурах 157 Более то 1O, в докш 1умбовых американских куJшгурах существует, на ример, дву 1J авый нуар 15х 14R СШ сiа Esсu ler o С. А 1el. El агсо iгis еп la сosmovisi6 pгel 1isp шiсa сепtгоапdiпа Gazeta de Aпtгopologia, 2007, 23, artiсulo 15 l шжгрш 1ш, 1й peсypсJ Режим осту 1ш l.JRL l 1ttp www.ugr.es pwlaс 023 15Саппеn Oarсia Esсшlero.l 1t l л,rга обраще ия 26.07.20 15 149 f laislюгсi S. Les pistes de Nazсa ро г qLii, poшqtюi е 1сошшеnt. Paris, 1977. Р. 96. 150 Имевших болыное шшшше и ис 1юлш шшх в т Jl еческие фу кции. 15 1 Mazzotti J. А. Ор. сit. Р. 233. 15 2 Бейrtи Забr, 1тr, 1й юык сим 1юлов Liep. с шнл. И. А. Петровской, Л. А. Каршшой. М., 20 1О. С. 5 14. 153 r u Т. Е 1Feliпo, el Mtшdo St 1Ьteгritпeo у el Ri 1o сle Fert.iliсlaсl Тгеs Еlешеп 1оs Priпсipales de la ldeologia Апс iпа SENRI Et.lшologiсal Stt 1сlies. 37. Osaka, 1993. Р. 259 274. 154 С щие Рштаs А. La iшаgеп сlel felino en el шiе del antigtю Р егй. Liшa, 2009. Р. 39 42. 155 NaгPсiez И и аs А. сabeza у сola Expгesiiш de сlвalidaсl, religiosidжl у poder еп los Aпdes SENRI F 1lшologiсal Repш 143 Osaka, 2003. Р. 14 Р. 40, fig. 5 Р. 4 1fig 12а 12Ь Р. 43, fig. 17а 17с. 156 Tuuieron сuenta сon el rela m pago, trueno, у rayo, у а todos tres e unto meron Y pa, no los adoraron рог dioses, sino que loshonrrauan, у estimaua рог сreados del Sol tuuieron que resedia en el ayre, mas no en el сielo. El mismo aсatamiento hizieron al агсо del сielo рог la herшosшa de sus сolores у porqu alсaш aron que proсedia del Sol у los Reyes Inсas lo pusieron en sus armas у diuisa См. пса Garsilasso de la Vega. Primera Parte de los сomentarios Reales de los Inсas, que tratan del origen de los ynсas, reyes que fueron del Peru, de su idolatria, leyes, у gouierno en paz у en guerra de sus vidas у сonquistas, у de todo lo que fue aquel Imperio у su RepuЫiсa, antes que los Espafioles passaran а el. Lisboa, 1609. Parte I. Libro II. Сар. XXIII. Р. 49. 157 Dios G6mez Ramirez J. de. El Aguila Biсefala de Оахаса. De la realidad а la oralidad ЕСОСНАС. VISIТAS DE HISTORIA, ARTE У сULTURA DE О АХА СА Электронный ресурс Р ежим доступа URL https eсoсhaс.wordpress. сom 20 12 07 7 el aguila oaxaquena de la realidad a la oralidad дата обращения 30. 08.20 15 15 8 Березкин Ю. Е. Двуглавый ягуар и жезлы начальников символы власти и социальные функции в доколумбовой Америке ВДИ. 63 1983. С. 163 184. 30 В 1537 г. в Куско конкистадор Диего Альмагро 159 короновал очередного брата Атауальпы Уаскар Тупак Куси Паулью Инку как Сапа Инку 160 который после крещения в 1543 г. взял имя Кристобаль Паулью Инка по имени крёстного отца конкистадора Кристобаля Вака де Кастро 16 1сохранив при этом титул Сапа Ипки 162 Мы обращаем внимание па этот факт, поскольку после образования вице королевства Перу формальным правителем, обладавшим маскапайчей как знаком верховной власти и верховной властью как таковой, были вице короли Перу, которые подчинялись королям Испании. Учитывая, что в западной историографии оп считался и считается некоторыми до сих пор предателем, его династия традиционно пе рассматривается как законная, в отличие от линии Манко II, потомки которого имели титул, являясь независимыми правителями, тогда как потомки Кристобаля Паулыо Ипки 163 признавшие власть испанцев, и легитимные с их позиции, были пезакоппыми с точки зрения независимых правителей инков. Таким образом, в Перу было две династии инков, одинаково коронованных, 1юльзовавшихся 1ербами и н0Jш 1а ощими дру 1дру 1а неле 1итимными. Лишь снустя двадцать лет, в 1557 1со стороны иснанцев нроизошло нризнание за индейской знатью и их нотомками нрав как естественных или нриродных сеньоров sei iores naturales ко 1да часть из них уже обладала 1ербами кстати, единичные случаи нодобн0 10 нризнания были известны и ранее 164 Но только указом от 22 марта 1697 1короля Иснании Карла П 165 было установлено равенство нриродных нотомков индейской знати с кастильскими дворянами 166 Позднее это нротивостояние, имевшее корни в XVI в., выразилось в XVIII в. в том, что редставитеJ 1ь рода Пумакауа, 1юсле захвата в ш 1е Хосе ГабриэJ 1я Ко,щорканки Но, ейры Ту ак Амару заказал картину, в которой была изображена находившаяся нод одобритеJ 1ы 1ым вз 1J 1ядом Бо 1ородицы нума, обедившая в схватке змею 167, вошютив тем самым не только 1Jшс 1юсть фамилий обоих инков амару а языке кечуа означает змея, демон 0 и, вероятно, намять о обеде своей ветви ко 1да то нравивше 10 рода 159 DiegoAlшagгo, 1475 1538. 160 Pm tugal А. R. О ayllп наs сrбнiсas qпiпl 1e tistas. S Р апlо, 2009. Р. 182. сгist6bal Vaсa сle Саs 1го, ок. 1492 1566 Итт,е С. Укю. соч. С. 280 28 62 В 2007 1бr,ша айлеш 1е 10 могила, см. r ietta Jагцие. F bLJsсa сle la tшпЬа сlel йltiшo iпса. lJпa l 1is 1oгiaсloгa espanola аsеgнга lшЬег епсоп 1гасlо la сгipta с е Pat F сliсioпes F l Pais S 1лектршшый ресурс Режим 1осту а URL l p elpais.сoш сliaгio 2007 04 03 LJltiшa l 17555 120 18502 15.litшl 1ата обраще ия 15.09.20 15 Amzanсlo А Рагас о Ва агеzо Nalo Los lпсas F п Nt 1es 1гo Sпelo Рог Josb Ап 1опiо Salazaг Me a У Сеf гiпо Uп Dia Со 0 y F п l lш 1гaz 1лектршшый ресурс I Режим лостуш 1URL l 1t 1p aloalvaгaсloсl 1iqпia Ьlogspot.ш 20 l 2 03 los i сas e шes 1гo sпelo poг jose. шl щта обраще ия 15.09.20 15 16 3 Например, Карлос, Фелипе и Бартоломе, среди более далёких потомков известен архидьякон Куска доктор Хусто Сальмараура Инка см. Sarmiento de Gamboa Р. History ofthe Iнсas анd the Ехеспtiон ofthe Iнса Тпрас Aшaru. NY., 2007. Р. XVIII XIX. 164 Так, в 1533 г. титул Дон был предоставлен индейцу Энрике, выросшему на о ве Эспаньола совр. Гаити а ок. 1540 г. привилегии знати и титул были предоставлены донам Педро Моктесуме и Габриэлю, см. Mira сaba s Е. Iнdios 0Ыеs Р. 5 9. 165 сaгlos II El Heсhizado, 166 700. 166 Luцue Tafap m М. Тап priпсipes е i fa tes сошо los de сasti Р. 67 сampbell L. G. Great Rebellioн 1780 1782 Resistaнсe, Rebellioн, апd сo sсioпs ess iн the Анdеап Peasaпt World, 18th to 20th сeнtшies ed. Ьу S. J. Stern. The Uнiversity ofWisсo si Press, 1987. Р. 123 На L Магу, Mother анd Warгior. Uнiversity ofTexas Press, 2009. Р. 174. 3 1 инков над ветвью Тупак Амару II, потомка Манко II. Для всей инкской геральдики, выраженной в гербах как представителей обеих династий, так и родственных им инков, не являвшихся прямыми потомками последнего легитимного для всех инки Уайна Капак, например, семейств Синчи Рока, Гуаман и так далее, характерно наличие общих фю,ур змей, нум 168 птиц, деревьев, раду 1и, дву и одпоглавых орлов, маскапайчи налобного украшения в виде кисточки и льяуто венца, на котором кренилась маскапайча В виде щитодержателей чаще все 1О представлены двуглавые орлы род Чигуан Топа пумы род Синчи Рока илл. 0 16 фигуры инков род Бетанкур, также известный как Бстанкур и Тупак Амару Уртадо дс Арбьсто 169 илл. 0 17 Кстати, узоры на унку, в которую облачён левый щитодержатель, соответствуют узорам па упку Алонсо Чигуаптопа rилл. 007 Основными источниками но I еральдике инков в этом периоде являются жалованные грамоты, имеющие изображения гербов, и их блазоны, хранящиеся в архивах Испании и Перу, а также немногочисленные портретные изображения индейцев с гербами. Отмстим сщё один интересный, с нашей точки зрения, факт. В XVI в., когда зародилась и стала активно развиваться инкская I еральдика, но словам В. Ю. Сишонаса, сами конкистадоры верили в существование кентавров, сирен, людей с хвостами и без l Олов во второй ноJювине XVI века во Флориде они охотились за волшебным едююрОl ОМ и снаряжали экспедиции на поиски источника вечной молодости 170. Степень влияния этой средневековой веры в чудеса на инкскую геральдику пока определить затруднительно. Второй этап период 160 700 гг. беден геральдическими источниками. После нода вления в 178 1J восстания Ту ак Амару как уже I Оворилось, множество источников документов было злонамеренно уничтожено. К этому периоду относятся трудно датируемые нортрсты и фрески с изображением инков, а также нсмнОI Очислснныс картины с и юбражсниями инков во время шествий сorpus сhristi 17 1 Говоря об инках в XVII столетии, нслия нс уномянуть, что некоторые из них владели Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Елохин К.А. [Геральдика инков колониального периода]: Глава I. Этапы развития инкской геральдики. (2020)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |