Илл. 00 1Герб неизвестного инки
4
Введение
Моим учителям
Александру Петровичу Черных
и Владиславу Алексеевичу Антонову
Учебное пособие посвящено геральдике знати народа инков, бывших в основном потомками последнего легитимного как с точки зрения испанцев, так и местного населения верховного правителя инков Уайна Капак 1который носил титул Сапа Инка, то есть Единственный Инка За рамками данной работы остаются целые пласты геральдической информации, связанные, например, с гендерными вопросами, но в целом это большой шаг в российской историографии к осмыслению такого своеобразного феномена как
геральдика инков.
Данное пособие основано на исследованиях автора, результаты которых опубликованы в Электронном научно образовательном журнале История https history.jes.su
и в ряде других журналов, а также докладах, сделанных среди прочих2 в Центре гербоведческих и генеалогических исследований Института всеобщей истории РАН и на кафедре вспомогательных и специальных исторических дисциплин Высшей школы источниковедения Историко Архивного Института РГГУ
Хронологические рамки нашего исследования охватывают период 1530 х гг.
первой четверти XIX в. Старшая дата определяется 1535 г., когда на завоёванных испанцами территориях в Северной и Центральной Америке было создано вице королевство
Новая Испания В том же году был основан г. Сьюдад де лос Рейес исп. Город Королей3 позднее получивший имя Лима по названию долины, где он располагается Этому
городу было суждено стать столицей образованного в 1542 г. вице королевства Перу.
В 1535 г. первые гербовые фигуры, применявшиеся в инкской геральдике, были использованы в гербах.
Младшая дата определяется 1824 г., когда была упразднена последняя из привилегий
инков должность Королевского знаменосца. После 1825 г. инки более не рассматриваются законодательством как социальная группа и тем самым оказываются лишены
возможности для репрезентации в обществе4 то есть на внешнем уровне, хотя на внутреннем уровне, то есть между собой такая возможность оставалась, но по каким то
причинам не была использована для сохранения страты. 1Huayna Сарае, 1493 1525. Все имена и фамилии инков мы приводим на испанском языке, а исследователейна их родных языках.
2 Елохин К. А. К вопросу об инкских флагах XVI XVIII веков Донецкие чтения 20 16. Образование, наука и
вызовы современности Материалы I Международной научной конференции Донецк, 16 18 мая 20 16 г Том 7.
Социально политические, исторические науки под общей редакцией проф. С. В. Беспаловой. Ростов на Дону
Издательство Южного федерального университета, 20 16. С. 28 29.
3 Под королями понимались три волхва, поклонившиеся Иисусу Христу. В Западной культурной традиции, в т
испанской, их принято называть королями магами reyes magos Образ королей магов был очень популярен в культуре
Средневековья и раннего Нового времени.
4 Amado Gonzales D. La imagen de los inсas е indigenas en la opiniбn de los сrio s у espafioles 1780 1800 Revista
Illes Imperis 14. 20 Р. 184.
5
Инкская геральдика известна с тридцатых годов XVI в. 5 и существует до сих пор.
В те же годы появилась в Перу и муниципальная геральдика гербы были пожалованы
городам Куско, Сан Мигелю, Хаухе, Лиме, Пиюре и другим. Пожалование гербов индейской знати и признание её таковой не было из ряда вон выходящим явлением, так
как это случилось буквально через несколько лет после открытия Нового Света. Первые
гербы были пожалованы вождям индейских плсмён на островах Эспаньола совр. Гаити
и Куба в 1508 15 16 l О,цах6 хотя уже во втором цесятилетии XVI в. почти все ин,цейцы,
населявшие эти острова, а также другие острова Вест Индии, были почти полностью
истреблены 7
В этой кню е мы решили сосре,цоточиться преимущественно на инкской ро,цовой эмблематике, проявленной геральдически, лишь частично касаясь той репрезентации, что
имела место у представителей автохтонной перуанской знати па испанской службе.
Гербы жаловали инкам за какие либо заслуги и услуги королю или вицс королю 8
I ербы не насле,цовались но женской линии и JlИ не использоваться в жизни. Так, в 172 1г. Хосе Фсрнандсс Гуарачи сын инкской принцессы из панаки Виракоча Viraсoсha
Хуаны Кисне Сисы 10 и касика из наро,ца аймара Пе,цро Ферна щеса Гуарачи получил
право 1юльзова ъся I ербом лишь после TOl O, как стал старшим алькаль,цом четырёх
сторон этого королевства Перу прим. Е. К. 12 хотя должность касика он унаследовал
ещё в 1682 3 Отметим также, что некие инсипши военной власти insignias de сaballero
и три одеяния ку.мби сumbi были получены предком Гуарачи от известного завоевателя
Инки Тунак Юнанки 14 но использовались ли они сl O потомками как 1шслс,цствсш 1ыс
рсt ШIИИ, неизвестно, носкольку сt O наслс,цник о них нс у 1юминал 15 Соответственно, как 1tасJ 1е,цстве 1ые реt ШIИИ они не ис 1юльзовшшсь и в оз,ц ейшей t ераш цической ре резс тации ро,ца Гуарачи.
5 Ь 1шхш 1К. А. Пrшмире 1ше исшнщев и ш 1кской шши в Куско сквшr, рюму гераш, ики J 1ектршшr, 1й ауч 1ю обра юватеJ 1шr, 1й журнал История 20 15. Вы 144 lJ RL l 1ttp Л 1is 1ory.jes.sн s2079X7X4000 13Х9 6 1
DOI 10. 1X254 S000 13Х9 6 1
6 Mar tinez Um ente Р. Las ргi егаs сoпсesioпes гegias de ап егiаs еп lшlias de La F spai iola а сt 1ba 150Х 15 16 ed.
Sixto Roшero Sa сl 1ez La Heraldiсa ен los desспbriшieнtos у сristбbal Соlбн IV Seшiнario IЬeriсo de l 1eraldiсa у сieнсias de
la histoгia. Soсieсlad Anda 1za de F dпсaсi m Mate й 1iсa Thales Aсade ia IЬегоа егiса а de La Rйhiсla. 20 15. Р. 103 133
Мiга сalю s Е. lпdios поЫеs у сaсiqпes еп la Сш 1е Real F spafiola, siglo XVI Revista Te as A eriсa istas 16. Sevi
2003. Р. 5 9.
7 Селипа 1tоп В. Н. Лапшская Америка от кш 1кисл оров ло е,шшсимости. М. 1lаука, 19Х4. С. 6 Фостер У 3.
Очерки 1юJштической истории Америки. 2 е и щаrше. М. Ищатеш,слю иrюстршшой Jrитep,rгypr, 955. С. 5 1
R Jшшlо М. С. Desсeпdieпtes de los priшeros Las probaпzas de шeritos у serviсios у la geпealogia сaсiсal. Aнdieпсia
de сl 1aгсas, 1574 17 19 Revista сle lnсlias, 20 14, vol. LXXIV, 26 1Р. 3Х7 422.
9 Jose Feшaнdez Gпaraсhi, даты жизни неизвестны. 10 Jпana Qпispe Sisa, 1546. Pedro Feшaнdez Gпaraсhi, даты жизни неизвестны. 12 Alсalde шауоr de los qпatro sпyos de este Rеуно см. Morrone А. J. Legitiшidad, geнealogia у шешоriа ен los
Aнdes шeridioнales los Feшaнdez Gпaraсhi de Jesus de Maсhaсa Paсajes, siglos XVI XVII Meшoria Aшeriсana 18 2
jпlio diсieшbre 20 1О. Р. 2 17. 13 Thompson S. We аlоне will rule нative Aнdean politiсs iн the age of i sшge сy. The Uнiversity of Wisсoнsiн Press.
2002. Р. 33. 14 Iнса Тпрас Упранqпi, 144 493. 15 Graiia М J. Aпtoridad у шешоriа eнtre los ki kas. Las estrategias disсшsivas de dон Jпан сolqпe Gпaraсhe ен el sш
andiнo Siglo XVI НISTORIсAXXIV. 12000 Р. 32.
6
Как и в Европе, в Америке герб считался объектом права, тем не менее, в отличие от
сборников других правовых документов, нам не известны какие либо трактаты о гербах,
или гербовники, включавшие изображения и или описания гербов блазоны инков.
Геральдика стран Латинской Америки в нашей стране практически не изучена. Ряд
работ посвящён как государственным эмблемам и символам Центральной и Южной Америки 16 так и гербам конкистадоров 17 Однако совершенно неосвещёнными являются гербы представителей индейской знати, лояльно относившихся к испанским завоевателям,
и их потомков. В работах отечественных исследователей встречаются лишь отдельные
упоминания визуальных признаков 18 истории стран Латинской Америки, но они лишены
какой либо системности. В связи с этим нельзя не отметить статью С. Я. Серова Инки в
колониальном Перу 19. В ней автор описывает быт инкской знати и лишь мельком касается
геральдики частично приводит блазон герба Уаскар Тупак Куси Паулью Инки. Блазон,
однако, неверный, С. Я. Серов со ссылкой на известного исследователя Дж. Х. Роува20
описывает важнейшую часть головного убора верховных инков, кисточку маскапайчу,
как оранжевую, однако в блазоне упомнается кисточка красного цвета Borla сolorada прил. 1Более того, в статье указывается, что лишь потомки Паулью Топа Инки сохраняли привилегии королевского рода 2 1хотя привилегии распространялись на всех инков,
даже потомков восставших против испанцев Манко II и Тупак Амару I. В другой работе
С. Я. Серов описывает этнические процессы, происходившие с инкской знатью, но геральдики не касается22
Отечественные латиноамериканисты писали про инков Тупак Амару П23 Матео Гарсия
Пумакауа Чигуантито24 известном в отечественной историографии как Матео Пумакава
Хуана Бустаманте Дуэньясе25 считавшегося многими исследователями потомком Тупак
Амару I хотя сам он возводил свою генеалогию к Мельчору Карлосу Инге, а от него
к Паулью Топа Инке26 но практически не уделяли внимания их репрезентации в обществе, сосредоточившись на их политической и общественной деятельности. 16 Бурков В. Г Государственные эмблемы и символы стран Северной и Центральной Америки учебное пособие.
СПб., 2000 Он же. Государственные эмблемы и символы стран Америки научно справочное издание. СПб., 2002. 17 Королёв Г И. Пожалования достоинств и гербов колониальным деятелям в XV XVI вв. Гербовед. 70. М.,
2004. с. 69 77. 18 Так, например, в г. Чукисаке Дело дошло до абсурдных запретов, типа женщинам носить головную шпильку
на левой стороне и одевать голубые платья, это были цвета хунты в Буэнос Айресе См. Щелчков А. А. Роялистское
Верхнее Перу во время Войны за независимость Латиноамериканский исторический альманах. М., 20 14. Т. 14. С. 36. 19 Серов С. Я. Инки в колониальном Перу Проблемы археологии и древней истории стран Латинской Америки.
М. Наука, 1990. С. 248 262.
20 Rowe J. Н. сolonial portraits of Inсa noЫes The сivilizations of Anсient Ameriсa Seleсted papers of XXIXth
International сongress ofAmeriсanists. сhiсago, 195 1Р. 267.
2 1Серов С. Я. Указ. соч. С. 26 1
22 Он же. Этнические процессы в Инкской империи и колониальном Перу Этнические процессы в странах
Южной Америки. М. Наука, 198 1С. 9 120, 124 125.
23 Созина С. А., Янчук И. И. История Перу с древнейших времён до конца ХХ в. М., 2000. С. 147 152.
24 Mateo Garсia Pumaсahua сhihuantito, 1740 18 15 о нём см. Там же. С. 17 72.
25 Juan Bustamante Duefias, 1808 1867 1868. О нём см. Щелчков А. А. Путешествие Хуана Бустаманте в Россию
в 1848 г. Латинская Америка. М. ИЛА РАН. 4. С. 66 79 Он же. Предшественник перуанского социализма Хуан
Бустаманте Латиноамериканский исторический альманах. Т. М. ИВИ РАН, 20 С. 180 205.
26 Zighelboim А. Un inсa сuzqueсo en la сorte de Fernando VI Estrategias personales у сoleсtivas de las elites indias у
mestizas haсia 1750 НISTORIсA XXXIV.2 20 10 Р. 7 62.
7
Российские исследователи писали об архитектуре Куско и шире всего вице королевства Перу, но за редким исключением27 не уделяли сколько нибудь серьезного внимания инкской геральдике и эмблематике, создавая ложное впечатление об их отсутствии
в архитсктурс28 Наша работа отчасти решает эту проблему.
В западной историографии, в том числе латиноамериканской, геральдическая тематика освещена куда лучше. Изучены гербы нс только перешедших на сторону испанцев
вож,цей карибских нлемён, истреблённых в конце XVI в.29 но и нравителей 1оро,цов 1осу,царств различных автохтонных наро,цов, а также имнерии ацтеков30 в том числе и 1енеаJ 10 1ия их нравителей3 1Хорошо разработана и иссле,цована муницинальная и ро,цовая
геральдика32
Что касается геральдики инков, то в отличие от геральдики знати испанского происхождения33 она до сих пор остаётся практически неисследованной, количество специальных работ но этой теме невелико34 Гераль,цике инков как таковой, в том числе и
воображаемой, не у,целяется цостаточно внимания 1ербы зачастую не воснринимаются критичсски35 либо приводятся в качестве иллюстраций к сопутствующим темам
27 Ростоцкая J В. Зшюто Перу Куш,тура Перу отв. ре 1В. А. Ку и,мищев. М. 1lаука, 1975. С. 46 57. 18 k Федосов Д Г. Андские страны в колониальную эпоху Религиозная и художественная картина мира. М. КомК 1шга, 2006. 248 с. l елеишева Солодш l ова Н. А. Лшшюамерикш 1ское искусство XVI XX 1ш. Исторический
очерк. М. Ленанд, 2008. 392 с. Фили 0 1ская Н. М. Новая и древняя столицы Перу Культура Перу отв. ред.
В. А. Ку и,мищев. М. yкa, 1975. С. 95 109.
29 Mar tinez Uoгente Р. Las ргiшегаs сoпсesioпes Р. 103 133.
3 сasas S nсl 1ez J. Aпnorial de los NoЬles I dige as de Nt 1eva Espaiia siglo XVI. Esспdos de Aпnas otorgados por
los Мопагсаs Rspa oles а Nohles lпdigeпas сaсiqнes у Pгi сipales 1534 1588 Los Oal tpagos. Jalisсo. Mbxiсo, 2009.
2 12 рр Bata Rosшio J. J. Dos шшsсгitos sоЬге пohleza iпсligeпa ovol 1ispa a сoпseгvados еп la Real сliaпсilleгia
de Va с iсl еп Rspafia Aпales сlel Mt 1seo de АшЬгiса 19 20 Р. 153 179 Solano Р сie. At oгidades iпdigeпas еп
Gt 1ateшala еп 1572 Revista Espa la de A tropologiaAшeriсa a Vol 7, No 2 1972 Р. 133 150 Gutieп ez С. I dige oпs
сoats of Агшs iп Titнlos Pгiпюгdiales a d Teсl 1ialoya с Jdiсes Nahua Согрогаtе I leгaldгy iп tl 1e Lie zos de сhiepetlaп,
Онеггего, Mexiсo Апсiеп 1Mesoa eгiсa. Volн e 26. lssнe 0 1Spгiпg 20 15. Р. 5 168.
3 1Капюта А. В. Ацтеки J 1Щство, ге 1щер, В Нраст. Ош,п историко сшщолш ического иссле овшшн ме3оамерикш 1
ского общества XV XVII веков Алгебра родства Родство. Системы родства. Системы терминов родства. Вып. 10.
СПб. Му ей шпршюлогии и П 1ю афии Ку сткамера PAII, 2006. 320 с., шш.
32 Rub ш сfа А. Los esсt 1сlos t 1гba os сle las pa 1гias ovol 1ispa as Rst.шlios сle l listoгia Novol 1ispa a, No. 045, jнlioсliсie bгe 20 Р. 17 46 Uil l oyzaдa РЕ. Blasoпes сoпсeсliсlos а сaсiqнes е iпсlios ашегiсапоs еп el siglo XVI Juan сш los аfеш е Dfaz сoonl. Niсolas f 1pifa Seoane Ваг 1ш а Santiщ o Meсlina eсlitoгes De se s у hlaso es шisсel шea сieпtifiсa.
Maсl.гid, 20 12. Р. 293 360 Rosсamp Н. La l 1eгйlсliсa ovol 1ispa a del siglo XVI ш 1esсt 1do сle аг аs de Tzi zш 1tza
Мiсlюас ш Rspleпсloг у oсaso сle la сt 1ltшa si b6liсa Eсlitoгes Негr 1п Pen z Maгtfnez, Всiг тга Skinfill. Zапюга, Miсl 1
R 1сolegio сle Мiсlюасйп сONAсYT. 2002. Р. 227 268 J 1pez r anjul сfe At f йelles С. La l agi aсio l 1eгalсliсa еп la
Rspafia del siglo XVI. Las Аг егiаs de los сaсiqt 1es у los пшehles Ашегiсшюs l listoгia у Oe ealogia 5 20 15 Р. 229
265 Raminelli R. Nobгeza i сlige a сla Nova Ьрапlш. Aliaщ as е сo qt 1istas Тешро, 2009. Vol. 14. 27. Р. 68 8 1
Razoс Р С., Gil Gaгсia F М, Rojas J. L. de. Soy desсe die te de Dоп Jпап Istoliпqпe у Gпzшап. El сaсiсazgo de Соуоасап
еп el siglo XVIII Relaсioпes. 109. Iпvierno 2007. Vol. XXVIII. El сolegio de Miсhoaсaп. Zашощ Mexiсo. Р. 5 173
Неггега Valdez L. F. Origeп у sigпifiсado del esспdo de Tlaxсala POTESTAS, 8. 20 15. Р. 83 104. DOI http dx.doi.
org 10.6035 Potestas.20 15 5 Р. 83 104 Munoz Altea F. Blasoпes у apellidos. Mexiсo, 2002. 828 р.
33 Rizo Patг6n Boylan Р. Liпaje, dote у poder. La поЫеzа de Liшa de 1700 а 1850. Liшa, 2000. 400 р., Ill.
34 Femandez Palaсios С. Heraldiсa апdiпа dнгапtе la сoпqпista у сolo izaсi6 Ideпtidades, Sпрlешепtо Спltнгаl del
Diario Ofiсial El Peruaпo. A 3 87, jl llio 20, 2005. Р. 12 13 сeba s Esсaleгa у Gil D de. La сo сesi6 del toisбп de
ого а los priпсipes iпсaiсos l спеstiбп poleшiсa Revista de la Federaсiбп Espa la de geпealogia у heraldiсa. спadernos
deAyala. 19 JUL 2004. Р. 13 17.
35 Gonzalez Vaгgas С. RosatiAgueггe Н. сabe F S. Felipe Gпашап Роша deAyala eпtre dos Ml lldos Aisthesis 34,
200 1Р. 238 24 1Hemandez М. Meшoria Del Вiеп Perdido. сoпfliсto, ideпtidad у пostalgia еп el Iпса Gaгсilaso de la Vega.
Liшa IEP BiЫioteсa Peruaпa de Psiсoaпalisis, 1993. Р. 2 16 2 17.
8
в исследованиях по другой тематике, например, текстиля36 автохтонной знати37 или каких либо общих проблем38 Иногда термином геральдика обозначается родовая инкекая эмблематика, сложившаяся и функционировавшая по иным законам, нежели собственно гербальдика39
Нельзя не сказать о мнОI Очисленных более 300 работах Джона Х. Роува40 в одной
из которых оп исследовал запутанную генеалогию Тупак Амару II и его родственников
и обращался к I еральдике4 1Вклад, сделанный им в изучение мира инков доис 1шнскОI О
и Колониального периодов бесценен, и мы будем не раз обращаться к его трудам.
Искусствовед из США Томас Б. Ф. Камминс Thoшas В. F. сuшшins исследуя инкскую эмблематику и различные аспекты искусства, зачастую касается геральдики, однако, эта тема остаётся проходной в его трудах42
Известная боливийская исследовательница Тереса Гисберт Teresa Gisbert изучает
культуру индейцев и метисов, а также их мифологию Колониальной эпохи. В её трудах
геральдике уделяется довольно много внимания, однако специальные работы по данной
тематике отсутствуют43
Исследователь Кэролайн Дин сarolyn Dсan юучала шествия инкской знати в процессиях, носвящённых Телу Госнодшо, более известному как сorpus сhristi в Колониальный период. Она уделяла OI O внимания внешнему виду инкской знати, описывала
церемониальную одежду, орнаменты и головные уборы44 Её труды для 1шше 1О исследования имеют большое значение.
В инкской геральдике нераскрытыми остаются проблемы, относящиеся к положению женщин в колониальном обществе вице королевства Перу. В известных трудах по
этой тсматикс45 в том числе кош 1сктивных, I Сральдика сели и уноминастся, то лишь
36 ipps Е., Heсl 1t J., Estems A 1Ш tin С. Tl 1e сoloпial Aпdes Tapestгies анd Silveгwoгk 1530 1830. Tl 1e Metгopolitaп
Мusешп of Ati. New York, 2004.
37 IАщие Ta ai. дn М. Тап Priпсipes е lпfaп 1es сошо los de сasti Aп sis l 1is 1Jriсo jшfdiсo de la NoЫeza lпdiaпa de
огigеп Ргеl lisp шiсo, Aпales сlel M seo de Ашегiса, 2004. 12. Р. 9 35.
38 Mazzotti J. А. lпсап lпsigl s El lпса Oaгсilaso s 1liп 1s to Ашlеап Reaсleгs. Fгaпkfiлi. ш Маiп Майгiс 2008.
39 A 1Ш tinez J. L. С. El viггеу Toledo у el сонtгоl de las voсes a di as сoloнiales сoloнial Latiн Ашегiсап Review
Vol. 2 1No. 2, Авgвs 120 12. Р. 196. Fig. 9 Uдmez а. R. Маша Сiвасо у сlianaп сori Соса ш 1arqвetipo о сlos пшjeres сle la
l lis 1oгia lпса. Reflexioпes sоЬге la iсопоgгаЛа de ш 1сшtdго del Мнsео сle la l.Jпiveгsidaсl сle Sап Ап 1опiо Abaсl сlel с zсo
Revis 1a Espa ola сle A гopologia Ашегiсапа, 200 13 1Р. 17 1
40 Jolш I lowlaпсl Rowe, 19 14 2004.
4 1Rои е J. Н. Oeпealogia у Rebelioп еп el Siglo XVIII. Algшюs a eсedeпtes сle la ы 1Ыеvасiiш de Jose Oabгiel Titнpa
Ашаго I IISTORIсA, Vol. VI, Nйш. 1Jвlio сle 1982. Р. 65 85.
42 сшnmins Т В. Р Toas 1s witl l 1e пса Апdеап Abstraсtio апd сoloпial l ages оп Q его Vessels. Uпiversi 1y of
Miсl 1igaп, 2002. Р. 264 lсfem. Le 1Ме See 1Reaсliпg ls f or 1еш сoloпial Апсlеап lшages апсl Objeс 1s сопю es сostшпbre
teпer los сасiчнеs Sefiores НШ Boone Е., сummins Т. Na 1ive Traсli 1ioпs iп tl 1e Роs 1сопчвеst Woгbl. А Sушроsiшп а 1
DШ Ьагtо Oaks 2 d Thгough 4th Oсtober 1992. Washi gto 992. Р. 9 48 Idem. Dibujado de Mi Мапо Магtiн de
Murua as Artist сummins Т. В. F, Engel Е., Anderson В., Juan М. Ossio А. Maнusсript сultuгes of сoloнial Mexiсo анd
Peru неw questioнs анd approaсhes. Getty Reseaгсh Iнstitute, Los Aпgeles, 20 14. Р. 39 4 1
43 Gisbert Т. Los сuraсas del сo o у la Со fогшасiб de la сultura MestizaAпdiпa SENRI Ethпologiсal Studies. 33. 1992. Р. 52 102 Idem. Iсoнografia у шitos i dige as ен el агtе. La Paz, 1980.
44 Dean С. Iнka Bodies анd the Body of сhгist сorpus сhгisti iп сoloнial сuzсo, Peru. 2
nd ptg. Dнke Uнiversity Press.,
2003. Р. 124 139 Idem. The After life oflнka Rulers Анdеап Death Before aнdAfter Spaнish сolo izatio HIOL Hispaнiс
Issues Он Liпe. 7. 20 10 Р. 45 Электронный ресурс Режим доступа URL https сla.u l.edu sites сla.u l.edu
files hiol 07 02 dеап the after life of iнka rulers 0.pdf дата обращения 30.07.20 15
45 Guardia S ed Historia de las Mujeres ен Aшeriсa Latiпa. сeнtro de Estudios ен la Historia de Aшeriсa Latiнa.
20 13. рр. 390 G6mez L Ор. сit. Р. 165 187 Соlессiбн Biсe te ario сastas, шujeres у soсiedad ен la I depe de сia.
Bogota, Miпisterio de Eduсaсiбн Naсioнal, 2009. Рр. 125.
9
вскользь 46 Отметим, что о женской моде вице королевства Перу в ранний Колониальный период существует специальная работа47 Без сомнения, тема гендерных аспектов
инкской геральдики требует отдельного глубокого исследования. Рассматриваемые проблемы изучения инкской геральдики ставят перед нами ряд задач.
Во первых, это изучение хронологии инкской геральдики.
Во вторых, изучение сочетания геральдики и вексиллологии инков колониального
периода.
В третьих, изучение инкской геральдики в городской репрезентации Колониального
периода.
В четвёртых, в условиях признания инкской знати формально равной испанской, изучение феномена воображаемой геральдики то есть наделения предков гербами,
подчёркивая, тем самым, их древнее благородное происхождение, что, несомненно, повышало социальный статус их 1ютомков в обществе.
В пятых, это изучения бытования маскапайчи короны Верховных инков, ставшей
ре 1ш 1ией и I еральдической фю,урой. Наличие масканайчи в том или ином роду, в виде
наследственной ре 1Ш 1ИИ и или I ербовой фю,уры, повышало социальный статус её обладателей.
В шестых, исследование социальных условий, в которых появилась, развивалась, и
у 1асла инкская I еральдика и эмблематика в целом. В течение столетий испанцами был
предпринят ряд 1юныток примирения с инками, все результаты которых в ито 1е были
сведены на нет.
И, наконец, в седьмых, СJ 1едует онредеJшть, в чём состоит с точки зрения еральдики
отJшчие инкской знати от знати дРУI ИХ автохтонных народов НовОI О Света, яш 1яJюсь И
её ноложение уникальным, или было одинаково для всей остш 1ыюй аристократии
В дш 1ьнейшем решение этих нробJ 1ем может вывести исследоватеJ 1ей на бш 1ее высокий уровень изучение к0Jюниш 1ыюй иснанской еральдики в цеJюм. Но до ЭТОI О
дш 1жен быть решён ещё ряд нроблем.
Наличие этих задач 1юбудило нас к выбору источников, как нарративных, так и изобразитеJ 1шых.
Приведё 1ые нами источники яш 1яются одними из нервых нарративных сочинений
об инках, нанисшшых совремешшками конкистадорами, И И самими инками и их 1ютомками, которые совершенно снраведJшво считшш себя инками, 1юскольку им оказывшшсь те же 1ючести, что и до э 1юхи Кон кисты. Изобра штельные и нарративные источники ДO IЯIOT дРУI дру 1а, давая ВОЗМОЖIЮСТЬ интернретировать ОТIЮШение самих
инков к их I ербам и ре 1шшям, что бьшо бы невозмож 1ю, 1юJ 1ьзуясь лишь одним видом
ИСТОЧНИКОВ.
После подавления восстания Хосе Габриэля Кондорканки Ногейры, известного как
Тупак48 Амару П
49 множество источников документов и портретов, с изображённы46 Guardia S. В. Mujeres Peruanas. El otro lado de la historia. Quinta Ediсiбn. Lima, 20 13. Р. 78.
47 Graubart К. В. The сreolization ofthe New World Loсal Forms ofldentifiсation in Urban сolonial Peru, 1560 1640 Hispaniс Ameriсan Historiсal Review 89 3. 2009. Duke University Press. Р. 47 1499 doi 10. 12 15 00 182 168 2009
003.
48 Родовое имя инков Топа, Тупа и Тупак является одним и тем же. В XVIII в. к окончанию имени Тупа Tupa стали
дописывать букву с или q
49 Jose Gabriel сondorсanqui Noguera или Tupaс Amaru II, 1738 178 0
ми на них гербами, было злонамеренно уничтожено, но всё же много гербов инков и их
потомков сохранилось не только в Перу, но и в Боливии50 Планомерное уничтожение
источников знаний о потомках инков, их принадлежности к знати и гербах привело к
тому, что некоторые гербы и их владельцев невозможно атрибутировать до сих пор.
Книга испанского историка и хрониста Аугустина де Сарате5 1История открытия и
завоевания Перу 52 написанная в 1555 г., важна потому, что А. де С арате был очевидцем
описываемых им событий, исполняя обязанности счетовода у одного из братьев Писарро.
Замечательным источником по геральдике конкистадоров является книга Антонио
Эррера Общая история действий кастильцсв на островах и матсрикс53 за Оксаном 54
изданная в 16 15 г. Для нас она интересна нс только богатым фактическим материалом,
но и тем, что на фронтисписе расположена гравюра, на которой изображены первые Сапа
Инки с общими для всех ре 1шшями маскапайчей masсapayсha 55 10Jювной новязкой
льяуто uio и серы ами. Остальные ре 1шши разнятся или вовсе отсутствуют.
Мы иснользовали сочинение неносредствешю 10 свидетеля онисываемых им событий, конкистадора и учёно 10 Хуана Диес де Бетансос и Араос56 секретаря конкистадора
Франсиско Писарро и Гонсалеса57 нанисашюе в 155 де он нисал о короне верховных
инков маскапайче как о королевской инсигнии borla dсl Estado 6 insignia dс rсy 58
В сочинении одного из первых хронистов Конкисты, испанского священника, солдата, конкистадора и учёного Педро Сьссы де Лсона59 Хроника Перу написанном в 1553 г.Ы была впервые изображена корона инков маскапайча. Также мы использовали
перевод на русский язык А. Скромницкого6 1
Важнейшим источником для нас является кнш а ис 1шнско 10 священника и миссионера, монаха ордена мерседариев, СJ 1уживше 10 в Перу, о жизни которо 10 ночти иче 10 не
известно, Мартина де Муруа62 Общая история Перу Historia gсnсral dсl Piru нанисан50 Lumm i А. М. Spaпisl 1Kiпg oftl 1e Iпсas Tl 1e Epiс Life of Pedгo Воlюгqпеs. Pittsbшgl 12005. Р. 63.
5 1Agustin de Z trate, 15 14 1560.
52 Zдmtс Л. сiс. llistoгia del desсLJbrirnien 1o у сoпqLiis 1a del Реп 1ВiЫioteсa репшпа prirnera serie. Т. Lirna, 196Х.
Р. 105 4 1З.
53 По 1термином мшерик Тiе 1та Fiгше 1ю 1рюумеваласr, территорин, 3ш 1ятш 1совремешюй Пшшмой.
54 Неп ет А. Histoгia Gепегаl de los l 1eсlюs de los сaste пos еп las Islas у Тiегга Fiппе del Маг Осеапо esсгito рог
An 1onio I letтera сoгonis 1a de сasti у Мауог D las lnсlias. Deсaсla VI. Lib. Сар. XI. Madгid, 16 15. Р. Х6 Х7.
55 13 HMOЖ что 1ю 1наскапай 1ей сле 1ует IЮIШМШЪ вес ГОЛОВ Й убор верховш,Iх ИIIKOB, СОСТШIIШШЙ IH ГO OВ Й 1ювюки льяуто, J 1юмажа ш 1с 1шшйчи, и шшоб 1ю 10 украшения в ви 1е кисточки ушu,ча ншшсlш см. Zдгаtе Л. с е.
Ор. сit. Р. 163, 1ю в историш ршjши ш 1шшше лшс 1шпайча шкре 1шлос 1а шшоб 1юй кисточкой, см. сallil IJ. Е 1rostro
сlel inсa perсlido la Viгge de Lоге 1о, Тосау Сйрас у los ayarшaсas е el с zсo сolonial IRP lnsti to сle Rstнdios Регшшоs.
Dосшnеп 1о de ТгаЬаjо, 146. Serie is 1oria, 2Х. Lirna, 2005. Р. 5. Прим. 4.
56 Jшш Diez сle Be 1a zos у Araos, 15 16 15 19 1576.
57 F гапсisсо Pizaгro у Goпzalez, 14 7 5 154 1
58 Bсtansos J dс. Sнma у паггасiоп de los Iпсas, qне los iпdios maгoп Сарасс а, qне fuегоп Sefioгes de la сiнdad del
Сшсо у de todo lo а e sнbjeto. Madгid, 1880. Сар. XVII. Р. 7.
59 Реdго de сieza de Lебп, 15 18 1520 1554.
6 сiсza dс Lсon Р. Сар. XLIV. De сбmо Iпса Uгса fue гeсiЬido рог gobernadoг gепегаl de todo el impeгio у tomб
la согопа еп el Снzсо у de сбmо los сhaпсas deteпniпabaп de saliг а dаг gнегга а los de Снzсо El Sefioгio de los Iпсas.
Seleссiбп. Васеlопа, 20 16. Р. 104.
6 1Педро Сьсса де Леон. Хроника Перу. Часть вторая. Владычество Инков. Глава ХХ. О том, как в провинции
назначались губернаторы, и каким образом короли выходили посещать их, и о том, как у них оружием являлись змеи,
обвившие жезлы Пер. А. Скромницкий. Киев, 2009.
62 Martiп de Мшuа, 1525 16 18
ная между 1590 16 13 гг. Книга известна в двух рукописных вариантах, первый из которых принадлежит семье Гэлвин Galvin Murua в историографии его принято обозначать S второй приобретён институтом Гетти в Лос Анджелесе Getty Murua 63 в историографии его принято обозначать М именно его цифровой копией мы и воспользуемся6
4. Обе рукописи иллюстрированы. Рукопись S более богата иллюстративным
материалом, чем рукопись М Иллюстрации в обеих рукописях пе совпадают, и там,
где в рукописи М находится изображение инки Майта Капака и его воображаемого
герба, в рукописи S находится изображение верховной правительницы Коя Ипа Уако65
с воображаемым гербом. Поскольку рукопись S нам пе доступна, мы вынуждены воспользоваться работами западных коллег, где приводятся иллюстрации, отсутствующие
в доступной нам рукописи.
Также источником является Первая новая хроника и доброе правление El Priшer
Nueva сoroniсa у Buen Gobierno нанисанная около 16 15 1нредставителем з 1шпю 10
индейск0 10 рода, 1ютомком десято 10 верхошю 10 нравителя страны инков Тунак Инки
Юнанки66 Фелине Гуаман Пома де Айялой67 или рунной иезуитов снециалисты
так и не нришли к единому мнению68 в дальнейшем мы будем уноминать имя Ф. Гуаман Пома де Айялы, нодразумевая нод этим и возможность авторства иезуитов для
то 10 или юю 10 отрывка текста Кню а оцифрована и находится в Датской Национальной
Библиотеке69 Кню а является вторичной но отношению к кню е М. де Муруа. Ряд иш 1юстраций в кню е М. де Муруа моши быть вьшоJшены рукой Ф. Гуаман Пома де Айялы
или како 10 нибудь иезуита, что для наше 10 исследования, но сути, не имеет большо 10 значения. ЦеJш, которые нреследовал автор, шш авторы этой юш 1и удревнить и
обла ородить род нравителей инков, наделив их 1ербами, выдавая их за изобретения
древних инков. Поэтому можно обоснованно нреД ОЖить, что именно ю 1ю а Ф. Гуаман Пома де Айяла 0влияJш на де Муруа, изобразивше 10 в своей юш 1е воображаемые 1ербы.
Кню а, нринаДJ 1ежащая неру нотомка инков Гомеса Суареса де Фю ероа, извесл 10 10
как Инка Гарсшшсо де JШ Ве 1а70 вышJш в Лиссабоне, бывшем в то время в унии с Иснанией, в 1609 17 1и известна в России как История 1осударства инков 72 Также мы
63 сummins Т В. Р, Amlсгson В. Tl 1e Oetty Мшйа. Essays 0 the Maki g ot Mat 1i сle Mt 1гtш s l listoria Oe eral сlel
Pirt 1J. Pa сietty MLJseшп Ms. Lшlwig XIII 16. сietty Reseaгсl 1lпstitt 1te, L A., 200Х.
64 Maгtin сlс Мип 1а. llis 1oгia сie eгal сlel Рiш. Faxi ile of J. Pat 1l 3etty Мt 1sешп Ms. 1сlwig XIII 16. сie y Researсl 1
lпstitt 1te, L A 200Х. 1
5 Соуа lpa l 1aсo, также и шестшt как Маша СЪiч iа, 1шъ 1жюш 1не ювестш, 1Коя Соуа титул, обш 1шчшощий
верховную рtшитеш,шщу ш 1ков жену сестру Сшш Инки.
ы, Тй рш.J lпka Yt 1pa ki, 144 493.
67 Felipe Guaman Рота de Ayala, 15367 16 16
68 Бридихина Е. В. Колониальный Чаркас в XVI XVII веках ред. Е. А. Ларин, А. А. Щелчков, В. П. Казаков,
М. Ируроски Викториано, П. Стефанони, Н. С. Иванов История Боливии с древнейших времен до начала XXI века.
м., 20 15. с. 85.
69 The Guaman Рота Website Det Kongelige BiЫiotek Электронный ресурс Режим доступа URL http www.
kb.dk peгmalink 2006 poma info en frontpage.htm дата обращения 28.07.20 15
70 Gomez Suares de Figueroa, Inka Garsilaso de la Vega, 1539 16 16.
7 1пса Garsilasso de la Vega. Primera Parte de los сomentarios Reales de los Inсas, que tratan del origen de los ynсas,
reyes que fueron del Peru, de su idolatria, leyes, у gouierno en paz у en guerra de sus vidas у сonquistas, у de todo lo que fue
aquel Imperio у su RepuЫiсa, antes que los Espafioles passaran а el. Lisboa, 1609.
72 Инка Гарсиласо дела Вега. История государства инков. Л., 1974. 12
воспользовались переизданием 1829 г.73 Несмотря на наличие академического перевода,
который более литературен, нежели научно точен, мы в своей работе обращались к первоисточнику.
Одним из наших источников явилось Наставление дона Диего де Кастро Титу Куси
Юнанки Лиценциату дону Лоне Гарсия де Кастро Ins 1ruссi6n del Inсa Don Diego de
сastro Titu сusi Yupanqui al Liсenсiado don Lope Garсia de сastro написанное между 1564
и 1569 гг., которое выложено в открытом доступе в Цифровом Архиве Ранних Америк Early Arneriсas Digital Arсhive 74 Несмотря на то, что этот источник не касается напрямую геральдики, он указывает, какому в действительности европейскому титулу был
равен титул Сапа Инки, что поможет нам в трактовке гербовых фигур, принадлежащих
инкам. Доклад о древностях ЭТОl О королевства Пиру потомка знатных индейцев из народа
коальагуа Хуана де Санта Крус Пачакути Ямки Салькамайгуа75 даёт описание религии,
мифологии и политической истории своих прсдков76 Предполагается, что рукопись написана в начале XVII века в 1620 1630 гг. по другим сведениям, в 16 13 г. а самая
поздняя запись в ней оставлена нс позднее 1647 г.77 Оригинал рукописи хранится в Мадриде, в Национальной Библиотеке 1olio sv. 16 13. В этом произведении нам важно лишь
пояснение автора об эмблематизации места происхождения инков.
Также источником для нас является кню а инки Хусто Ану
78 Сауарауры Инки79 изданная в Париже в 1850 г. Воспоминание о перуанской монархии или набросок истории
инков Rссuсrdos dс la Monarquia Pсruana, 6 bosquсjo dс la historia dс los lnсas 80 где
опубликованы родовые гербы автора. Пагинация источника нс всегда соблюдается. OpиI И IJa находится в Британской Нацио ш 1ы 10й библиотеке British Library HMNTS 978 1
цифровые версии размещены на общедоступных электронных ресурсах в сети интернет,
таких как Arсhivс.org и Googlс Books. Так как мы 0лиовшшсь оцифрованной версией, то укажем фактическую страницу, па которой размещены и юбражспияю, поскольку
именно на ней ностраничная нумерация отсутствует. Изображения I Србов монохромные.
Среди источников по истории инков особо выделяется книга Р. Киспс Апьоли Блаl Ородныс но документам. Колсбшощисся идентичности и смазанные родословные у 1ютомков королевской семьи ю 1ков 82 новествующая о нескш 1ьких семьях инков, вы73 пса ш silasso сle а Vс
a. Priшera Parte сle los Сошеп 1агiоs Reales сle los lпсas, qLie trataп сlel огigеп сle los упсаs,
reyes чне ft 1ero сlel Регt 1сle st 1iс a 1гia, leyes, у go ieп 10 еп paz у еп g е 1та сle s s viсlas у сo q is 1as, у сle toсlo lo чне t t 1e
ачнеl lшperio у s RepL iсa, ап 1еs чне los Espai oles passaraп а el. NLJeva eсliсiiш, Maсlriсl, 1829.
74 lпs 1п 1ссiiш сlel пса D0 Diego сle сastгo Titt 1с si Унршщнi al Liсeпсiaсlo сlоп Lope 3агсiа сle сastro Early Aшeriсas
Digi 1al Arсl 1ive 1J 1ектршшr, 1й ресурс I Режим осту а lJRL l tp itl rшl.eс L 1eжla l шl сlisplay.pl 1p сloсs 1itнсLJsi
iпstп 1ссioп.x l щта обращешш 13.08.20 15 аб 14.
75 Joan de Santa сruz Paсhaснti Уашqш Salсaшaygнa, конец XVI начало XVII вв.
76 Пачакути Ямки Салькамайгуа Х де С Куприенко С. А. Доклад о древностях этого королевства Пиру. Киев,
20 13.
77 Там же. С. 7.
78 Титул Апу означает высший сеньор, или высший судья, или главный курака Sefior grande о jнez sнperior о
сшаса prinсipal
79 Jнsto Арн Sahнaraшa Inсa, 1770
80
Sauaraura J. Reснerdos de la Monarqнia Peruana, б bosqнejo de la historia de los Inсas. Paris, 1850.
8 1IЬid. Р. 18.
82 Qui,pe Agnoli R. NoЬles de papel. Identidades osсilantes у genealogias borrosas en los desсendientes de la realeza iпса.
Madrid, IЬeroaшeriсana VeГVl ert. 20 16. 13
ехавших из Перу в Мексику и живших там. Автор приводит блазон герба83 которым
пользовались эти инки, и сделанную на его основе реконструкцию в виде графического
изображения84 Также в книге опубликован ряд документов, касающихся инков, живших
в Мексике.
Также мы воспользовались редким источником но латиноамериканской муници 1шльной l еральдике l ербовником, составленным в 1767 1Фернандо Мартинес деУэте Fernando Martinez de Hue 1e 85 Гербовник является манускриптом, насчитывает
73 страницы, 66 изображений и состоит как из l ербов представителей испанской знати,
таких как Франсиско Писарро Franсisсo Pizarro Эрнан Кортес Herшin сortes Христофор Колумб сris 16bal сol6n и l ербовых эмблем 1ербов l Ородов сiudades церквей santas iglesias и поселений vilas Орю ИНаJl хранится в испанской Национальной
Библиотеке. Автор был служащим Секретариата Перу Seсretaria del Peru в Испании.
Е 1О интерес к документам из Латинской Америки проявлялся на протяжении м 0 1ИХ
лет, поэтому составление l ербовника не случайно, хотя подборка l ербов вы 1лядит нроизволыюй. Мы приводим l ерб Куско из ЭТОl О l ербовника, как наиболее близКОl О но времени к восстанию Ту 1шк Амару П
86
Также мы воспользовались иш 1юстрациями из электронной версии Энциклопедии
путешествий, содержащей сокращенную историю нравов, обычаев, бытовых привычек, релИI ИИ, праздников, изданной в 1796 1в Париже87 и хранящейся в Национальной
библиотеке во Франции. Иллюстрации показывают якобы древнюю и современную на
момент издания одежду знатных индейцев Перу. Кню а представляет собой иш 1юстрированный альбом, являющийся представлением европейцев о народах, обитающих в
отдалённых от Европы землях, имеющий мало общс 1О с реальностью так, например,
древние знатные перуанцы и перуанки изображены в одеждах дикарей а современные знатные перуанцы и перуанки в модернизированной их версии, в более длюшо 1юлых, европеизированных одеждах. Тем нс менее, мы 0JШ 1асм правильным привести
этот источник, поскольку он l Оворит о том, что в Европе ничСl О нс знали о l Сральдикс
инков, насчитывавшей уже более двух столетий к моменту выхода K l И из печати.
Одним из наших источников является анонимный Кодекс одежд с6diсс dс trajсs
датируемый XVI в. Кодекс хранится в испанской Национальной библиотеке и 0Jшостыо оцифрован, мы 1юлиоваJшсь версией, выJюжсшюй в свободный достун в интернет.
Кодекс состоит из 64 листов, IШl ИJШЦИЯ нолистовая. ПояС ТС ЫIЫС IШД СИ сделаны
на немецком языксхх. В кодексе и юбражсны люди, облаченные, 0 нрсдставлсниям заказчика рукониси, и, вероятно, сё художника, в современную им одежду XVI в. В этой
K l с нам интересно то, как нрсдставляли себе свронсйскис авторы цивиJшзова шых
83 IЬid. Р. 235.
84 IЬid. Р. 159.
85 Martinez de Huete F. сoleссiбn de annas у Ьlasones de Indias. Armas de los сonquistadores de las Indias.
D o n.Franсisсo Pizarro. Fernan сortes. D o n сristobal сolon. Sin loсo, 1767.
86 Кр
аткую историографию об этом восстании см. Serulnikov S. La insшreссiбn tupamarista. Historias е historiografias El mundo atlantiсo у la modernidad iberoameriсana, 1750 1850. Mexiсo, vol 1noviembre 20 12. Р. 25 1264.
87 Illustrations de Enсyсlopedie des voyages, сontenant l abrege historique des moeшs, usages, haЬitudes domestiques,
religions, fetes Labrousse, dess. Laroque, grav. J. Grasset Saint Sauveш, aut. du texte. Paris, 1796.
88 сбdiсe de trajes BiЫioteсa Naсional de Espafia Элекrронный ресурс Р ежим доступа URL http bdh rd.Ьne.
es viewer.vm id 0000052 132 page 1дата обращения 29. 20 16 14
жителей Нового Света их одежда сильно европеизирована, как и причёски. Тем не
менее, пояснительные надписи указывают, что их одежда сделана из перьев. Ни из надписей, ни из иллюстраций нельзя понять, жители какого именно региона Нового Света
изображены. Тем не менее, женская одежда напоминает действительно существовавшие
инкские одеяния.
Также мы приводим два изображения из Описания исторических и алле 1орических
персон в восьми зрелищах на Рию ельреннен в шествиях, состоявшихся но случаю крестин принцессы Елизаветы фон Гессен 89 изданнОI О в 1600 I В 1596 I Ланд раф Мориц Гессен Кассельский Moritz von Hessen Kassel, 25.05. 1572 15.03. 1632 праздновал
крестины своей дочери, Елизаветы фон Гессен Кассель 1596 1625 в течение четырех дней с 27 аш,уста 1596 I Празднование сопровождалось турнирами и фейерверками.
Этому событию была посвящена анонимная иллюминированная рукопись, в которой
были изображены костюмы из восьми театрализованных шествий, сопровождающих
центральную Риш ельреннен Ringelrennen ИI РЫ навыков поздний вариант средневековых турнирных ИI р Каждый конкурс представлял собой аш 1е 1орический или мифшю 1ический мотив. Восемь театрализованных шествий включали I. Ясон и Персей
II. Пороки III. Четыре сезона IV. Деяния истИIШОI О принца V. Солнце и луна VI. Суд
Париса VII. Семь свободных искусств Artes Liberales и VIII. Четыре континента.
В этом разделе были представлены причудливые персонификации Африки, Азии, Европы и Америки, в том числе, что важно для нас, персонификация инков Агауальны и
дРУI ИХ индейцев.
Мы использовали K I Y Мои корни на удалённых материках. Повествование об отва е и выживании нашей современницы Эльзы Моравек Перу де Bai IIep90 Среди её
предков оказался один из инков, I ерб которо 10 она приводит в своей K I e, которая
вышла на аIН ИЙском и испанском языках, издания различаются между собой. В связи
с отсутствием описания I ерба в орИI ИIШле K I И на аIН ИЙском языке, вышедшем в
2005 19 1мы воспользовались её переводом на испанский язык, 1це описание нрисутствует92
Одним из наших источников стала опубликованная в 1622 I K I a Рассуждения
о знати Иснании 93 автором которой является лиценциат, известный историк Бернабе
Морена де Вар 1ас94 В K I e он упоминает I ербы инков, прямо ссылаясь на сочинения
Инки Гарсилассо де ла Ве 1и, вышедшие не шдо l О до Рассуждений Очевидная вторичность ЭТОI О источника для нас ком енсируется тем, что ю 1и 1а была ереи щана в 1795 J уже 1юсJ 1е зш 1рета на у 1юминание J ербов инков, 1юсJ 1едовавше 10 ш раз 1ромом
восстания Тунак Амару
89 Besсhreibung der historisсhen und allegorisсhen Personen der aсht Inventionen zum Ringelrennen in den Aufzugen
geha 1596 anlaВliсh der Taufe der Prinzessin Elisabeth von Hessen BSB сod.iсon. 340. Fol. 48v 49r Электронный ресурс Режим доступа URL https Ьildsuсhe.digitale sammlungen.de index.html с viewer bandnummer bsb0000 l 352 pimage l 03 v 2p nav l de дата обращения 29. 20 16
90 Elsa Moravek Perou de Wagner, 1935 до наст. вр.
9 1Moravek Perou de Wagner Е. Му Roots сontinents Apart А Tale of Сошаgе And Survival. Bloomington, Indiana,
U A., 2005.
92 Idem. Mis raiсes en сontinentes distantes. Un relato de сoraje у sobrevivenсia. La Paz, 2008.
93 Moreno de Vargas В. Disсшsos de la noЫesa de Espafia. Madrid, 1622.
94 ВеmаЬе Moreno de Vargas, 1576 1648. 15
Также мы использовали сочинение испанского иезуита Хосефа де Акосты95 вышедшее в 1590 г. и выдержавшее шесть переизданий, Естественная и моральная история
Индий, в которой речь идёт о примечательных вещах под Небом, элементах, металлах,
растениях и их животных, и об обрядах, церемониях, законах, управлении и войнах
Ипдий 96 Мы воспользовались шестым переизданием, вышедшим в 1792 г., уже после
разгрома восстания Тупак Амару II.
Наличие двух таких популярных источников, пеодпократпо переизданных, свидетельствует пе только о том, что тексты воспроизводились по традиции минуя цензуру, по и о несоблюдении запрета, а также об известном интересе к запретному у
целевой аудитории авторов, то есть. испанской знати.
Книга русского мореплавателя и путешественника, вице адмирала, члена СанктПетербургской Академии паук 18 18 г. Василия Михайловича Головпипа 1776 183 1
совершивше 1О в 18 18 18 19 п. кру 1осветное нутешествие на шшоне Камчатка и нобывавше 1О в Перу Сочинения и нерево,цы Василия Михайловича Головнина. Т. III. Часть
Первая. Путешествие вокру 1света на шшоне Камчатка, в 18 17, 18 18 и 18 19 10,цах 97
занимает особое место в нашем иссле,цовании, как сви,цетельство иностранца об инках.
В. М. Головнин умный, набшо,цательный человек, знавший иностранные языки, автор
нескольких кню
О,цним из наших источников является нубликация известным неруанским историком, автором м 0 1очисленных работ, Пабло Масерой Далл Орсо98 цвух нисем инков,
нанисанных в 1690 1693 п.99 Первое нисьмо от Бернар,цо Инки 100 занимавше 1О низкий
ноет в цухошюй иерархии, бьшо 1ш 1шса ю в 1690 I цону Хуану Нуньес ВеJш це Рибера 10 1
Второе от цона Х. Нуньес Вела це Рибера, занимавше 1О высокий ноет гасiопегоm2
в кафедрш 1ыюм соборе в Арекине, было нанисано, соответственно, в 1693 J В 1шсьмах бьши изображены нять I ербов, цва из которых были чёрно белыми королевскими
I ербами Филишш IV и Карла Короли Иснании считались Католическими Инками го есть верховными нравитеJ 1ями Перу начиная с имнерагора Карла У, нринявшеI О
титул ис 1шнско 1О корОJ 1я Карла 03 Три цветных J ерба имели ЭJ 1ементы инкской эмблемагики. О,цин из этих J ербов четверочастный, увенчан золотым нолумесяцем. По ушам
I ерба цонОJшения в ви,це золотых Jшстьев. Цвет нОJ 1ей не ясен. В нервой четверти
и юбражено золотое сОJ ще, во второй башня симвОJш шрующая Куско в третьей,
вероятно, нума Гelino в четвёртой цве змеи, цержащие в настях маскапайчу. Ря,цом
9 Josepl 1de Aсosta, 1539 1540 1600.
9
6 Aсosta J сlс. llistoгia па 1шаl у пюгаl de las lпdias, еп qLie se tгаtап las сosas 0 1ahles del сielo, еlешеп 1оs, шetales,
plaп 1as у aпiшales de e s у los гi 1os, сегепюпiаs, leyes, gohieпю у gнеггаs de los lпсlios. Т. Madгid, 1792.
97 Головнин В. М. Сочинения и переводы Василия Михайловича Головнина. Т. III. Часть Первая. Путешествие
вокруг света на шлюпе Камчатка, в 18 17, 18 18 и 18 19 годах. СПб, 1864.
98 РаЫо Maсera Dall Orso, 1929
99 Maсera Р. El Inсa сolonial, Lima, Universidad Naсional Mayor de san Marсos, Fondo Editorial. Segщida ediсiбn, 2006. 100 Bernaгdo Inga, даты жизни не известны. 10 1Do uan Nufiez Vela de Ribera, даты жизни не известны. С испанской стороны он был потомком вице короля
Перу Бласко Нуньеса Велы Blasсo Nшiez Vela а с инкской Франсиско Комара Franсisсo сomar и Фелипе Карлоса
Синчи Пумы Инги Felipe сarlos Sinсhi Puma Inga 102 Д б
уховное лицо, имеющее пре енду право на доход с церковнои должности, или эконом в религиознои
общине 103 Maсera Р. Ор. сit. Р. note 5. 16
с гербом изображён верховный инка в церемониальной одежде и с парадным золотым
оружием, увенчанный маскапайчей, центральной фигурой которой является двуглавый
орёл в окружении красных и жёлтых знамён. К сожалению, пагинации страница, на которой изображёп приведёппый нами герб, пе имеет rилл. 00 1
В Приложении 1мы приводим полный блазоп герба Уаскар Тупак Куси Паулыо
Ипки 104 одного из сыновей верховного правителя инков Уайпа Капак для того, чтобы
русскоязычные читатели могли иметь представление о подобных блазопах, которые пе
раз будут упоминаться в пашей работе. Блазоп опубликован известным перуанским учёпым, специалистом по истории Куско, Мануэлем Хесусом Апарисио Вегой 105 сотрудником Национального университета Сап Антонио Абад в Куско 106 Перевод сделан с шобезпой помощью к п., доктора Сорбоппы Ольги Владимировны Окуневой. Также мы
приводим оригинальный текст, чтобы желающие могли составить о пём представление.
В Приложении 2 мы приводим 0Jшый блазон 1ерба Мартина Кортес де Мотесумы 107, сына Моктесумы II. Блазон опубликован известным мексиканским учёным Хосе
Касас и Санчесом 108 в 2009 09
Также мы использовали сборник документов, носвящённых восстанию Тунак Амару II, составленный в 1836 1в Буэнос Айресе. Сборник состоит из крю ко 10 описания
восстания, в повествование включены тексты различных документов, в основном, писем, 1Jшв дневников, эдиктов и т 0 В сборнике приведены уникальные сведения, которыми мы воспользовались в своей работе.
Мы также обратились к произведению ис 1шнско 10 тор 1овца, конкистадора и аделантадо Педро Санчеса де a Ос в котором содержатся интересные факты о Куско в нервой 1юJювине XVI в. 2 Нам важно е 10 свидетельство как не 1юсредстве 10 10 очевидца.
Одним из наших источников яш 1яется кню а извест 1ю 10 фршщузско 10 художника 1равёра НикОJ 1я де Лармессена фр. Niсolas de Larrnessin 632 1694 Аш устейшие нортреты всех королей Франции от Фарамонда до Людовика XIV, называемо 10 Ве 104 1Iш 1sсаг paс сLisi PaL 1ll пса, 15 18 1549. 105 М 1J
шше esнs А рапсю V ega. 10
6 Apaгiсio f i дa М. J. Соlессiбп Doсшneпtal de а Тпdерепdепсiа del Регн. Т. ТП. сoпspiгaсioпes у Rebelioпes еп el
Siglo XIX. Vol. 8. La Revoltкi m сlel Снzсо сle 18 14. Liпщ 1974. Р. 436 438. 107 Магtfп сoгtes de Мо 1еsшпа, XVI в О м шщроб ее сastaiieсfa сfс а Paz М. La vida сle Dоп Маг 1iп
сot 1es Мосtеzшпа Nezalшal 1eсolotziп, шш с е los l 1ijos с е Мосtеzшпа Aгqt 1eologia Мехiсапа 1лектршшый ресурс 1
Режим лосту а URL l tp aгqL 1eologiaшexiсaпa.шx шexiсo a igL 10 la vida de doп шaгtiп сoгtes шoс 1ezL 1a пezalшal 1e
сolotzi шннle los l 1ijos сle лш а обращешш 20. 12.20 16
IOX J ose asas у s ш 1с l 1es. 109 сasas у Sanсhez J. Armorial de los NoЬles lndigenas Р. 43 44. 0 Doсumentos рага la historia de la suЫevaсion de Jose Gabriel de Tupaс Amaгu, сaсique de la provinсia de Tinta en el
Peru. Primera ediсiбn. Buenos Aires, 1836. Реdго Sanсhez de la Hoz, 15 14 1547. 2 Реdго Sanсhez de la Hoz. Relaсiбn de lo suсedido en la сonquista у paсifiсaсiбn de estas provinсias de la Nueva
сasti у de la сalidad de la tierra, despues que el сapitan Hernaпdo Pizarro se рагtiб у llevб а su majestad la relaсiбn de la
viсtoria de сaxamalсa у de la prisiбn del сaсique Atabalipa afio de 1534. Esсrita рог Реdго Sanсho, seсretaгio de Pizarro у
esсribano de su ejerсito. сapitulo XVII Feгnando Tola de Hablсh. HABLANDO сON LOS FANТASМAS Электронный
ресурс Режим доступа URL http haЫandoсonlosfantasmas.сom historia del desсubrimiento y сonquista de ameriсa
peru 5 сrбniсa de pedгo sanсho 1534 por agregaг analisis дата обращения 19. 20 15 также см. Sanсho De La Hoz,
Реdго. 1534. Relaсion para Su Majestad de lo suсediсo en la сonquista BiЫioteсa Peruana, tomo 1Lima, 1968. Р. 275
343. 17
ликим, и правящим в настоящее время с историческими справками о каждом монархе,
помещёнными под изображения. Справки содержат даты рождения, склонности и наиболее примечательные свершения монархов за время их правления изданная им в Париже в 1688 г. 3 Книга представляет собой собрание гравюр портретов французских
королей, знати, глав государств, существовавших и вымышленных. Каждый портрет,
за редчайшими исключениями, сопровождается эмблемой, или гербом, либо существовавшим в действительности, либо вымышленным. Среди них приводятся два портрета
с гербами вымышленных королей индейцев. Размеры книги 2 16 х 12, 1см. Книга
оцифрована и находится па сайте Французской Национальной Библиотеки, идептификациоппый помер ark 12 148 btvlb84543563. На авантитуле и последних страницах книги представлен список гравюр. Пагинация начинается после титульного листа всего
244 страницы
Необхо,цимо уномянуть и о книжной l равюре, так как именно она является нашим
источником. Мы вьщеляем книжный нортретный эстамн сре,ци цру 1ИХ ви,цов l равюр,
носкольку в нём существовала связь иш 1юстрации с текстом, что являлось обязательным
условием е 1О целевой ау,цитории, которая цолжна была быть l рамотной и знакомой с I ераль,цикой. Целевая ау,цитория книжной l равюры являлась массовым нотребителем
в неё вхо,цили как шо,ци состоятельные, так и небо 1атые, которые не мо 1J 1И 1юзволить
себе нриобрести уникальные руконисные из,цания. Особенностью книжной l равюры
является то, что она, как нравило, чёрно белая, в отличие от l равюр от,цельных ху,цожественных нроизве,цений, которые M0l JlИ быть цветными. Поэтому I ербы, как нравиJЮ, обозначений эмалей не имели, за исключением ре,цчайших СJ 1учаев со штриховкой.
Книжная равюра стшш возможна только с рас ростра е ием бума и, то есть в XIV в.
В цеJюм 1юртретные I равюры являются менее ренрезе тативным источником I ераль,цики, чем I ербовые 1юртреты, оскольку изображшшсь без о,цобрения шш,цельцев ербов
и в целях, ВЫI О,ц ых Ц Я их раснростра итеJ 1я, а не шш,цельца I ерба. Гербы в таких I рашорах требуют бш 1ьшей и тщагеJ 1ыюй роверки и сравнения с цру 1ими источниками.
Часть важнейшей цля нас информации мы ночерш 1уJш из сочинений историков, занимавшихся нробJ 1емагикой, связанной с историей инков. Они нрорабатывали множество цокументов, 0, к сожалению, не целшш ссыJюк ри ере,цаче интересующей нас
информации. Мы нанимаем, насколько ца шая информация сомнитслы а, о,цнако сё цс юсть Ц Я нас aсT0JlbK0 Bс ИKa, что мы IIс можем IIс ИСIЮ ЬЗОВЮЪ сё.
Отмстим, что в некоторых СJ 1учаях физические носители, на которых бьши изображены I Србы, риво,цимыс в этой статье, нам неизвестны, и мы бьши вь уж,цс ы нользоваться работами цру их иссJ 1с,цовю СJ 1сй, а которые ссыJшсмся в качестве источника
и юбражсний, тоща как их место нрсбьша ия также остаётся нам неизвестным.
Мы воспользовались изображениями археологических объектов, которые являются
частью тех или иных коллекций музеев США, Испании, Перу или частных собраний.
При каждом упоминании мы будем указывать местонахождение того или иного объекта. Среди них многочисленные деревянные и глиняные сосуды керо quero, quiro, kero
обычно достигавшие 30 см в высоту. Они использовались с древнейших времён вплоть
до конца XVIII в. в ритуалах употребления священного напитка чичи кукурузного 3 Niсolas de Larmessin II. Les augustes representations de tous les rois de Franсe, depuis Pharamondjusqu a Louis XIV,
dit. le grand а present regnant, aveс un abrege historique sous сhaсun, сontenant leшs naissanсes, inсlinations et aсtions plus
remarquaЫes pendant leшs regnes. Paris, 1688. 18
пива. Также приводятся шлем, флаг, скульптурное изображение головы инки и многочисленные гербовые портреты. Находки в основном датируются XVIII в. и обнаружены
в окрестностях г. Куско, что не удивительно, поскольку древняя столица инков и в Колониальный период была населена в основном инками.
Также мы использовали гербовые портреты весьма своеобразный геральдический источник. Проблема геральдического источниковедения стоит перед специалистами в данной и смежных исторических дисциплинах довольно остро. Это связано с тем,
что, благодаря развитию ипформациоппых сетей, многие источники, хранящиеся как
в частных, так и в музейных коллекциях и ранее бывшие практически неизвестными,
становятся доступны исследователям со всех концов мира. В идеале, все источники по
геральдике должны работать в совокупности, однако па практике подобное случается
крайне редко. Причиной тому, среди прочих факторов, является недостаточное понимание некоторыми специалистами специфики TOI 0 или ИII0I 0 источника и неумение с ним
работать 4
В отечественной и зарубежной историОI рафии работы но истории и исследованию
специфики I ербовых портретов как I еральдических источников практически не встречаются. Однако следует указать на одну статью Дж. Х. Роува, которая и 1юньше остаётся
во OI 0M актуальной 5
Как известно, основная функция I ерба представительная, идентификационная с
семьёй, родом, корпорацией, долж 1юстыо и конфессией. Гербовые портреты возникли на
рубеже XIII XIV вв. на фоне роста эк0 1юмическо 10 и 1юлитическо 10 значения I Ородов
и рыцарско 10 сосJювия, олучили рас ростра е ие в XV в. и существуют 0 сей день.
В нортретах изображшшсь редставитеJш знати и духовенства. В Евро е с 153 1J 1юявились I ербовые нортреты ростолюди ов 6, 0 е в Лати ской Америке. В ортрет ых
миниатюрах, рас ростра ё 1ых в Евроне в конце XVIII начале XIX вв., на сме у
I ербам ришли мо 1ю 1раммы.
Несмотря а то, что имеются нримеры J ербовых 1юртретов и ков в виде фресок, в нашей работе мы их е нриводим, лишь отмечаем их существование. Гербовые 1юртреты
В 0с В M ИЗJ ОТашшвались а IсTЯ Й основе, 0 В K Ж Й ми иатюре M0J И быть
ис ользова ы и ер 1аме т, и бумш,а. Краски ис 1юльзовшшсь масляные, в к иж ой миниатюре минеральные или акварель. Часто I ербовые 1юртреты редсташ 1яJ 1И собой
оттиски I равюр 1юявились в XV в. в этих СJ 1учаях 0 и имеJш отте ки сep0I 0 цвета.
Портреты источник край е хрункий, выцветающий со временем, 1юдверже 1ый
I убителыюму действию влажности, темнературы и освеще 1шя 7 так, ш 1ример, нортрет Ма уэJ 1ы Ту а к Амару Х 1а исшшый окоJю 1777 I илл. 002 1со ровождается
I ербом её отца илл. 003 0 имеет серебряное иж ее 1юJ 1е. О ишем I ерб Хуана Тито 4 Елохин К. А. Портреты с гербами как источник геральдики Электронный научно образовательный журнал История 20 18. Т. 9. Выпуск 2 66 Электронный ресурс Доступ для зарегистрированных пользователей. URL
http histoгy.jes.su s207987840002 134 6 l дата обращения 0 103.20 18 DOI 10. 18254 S0002 134 6 5 Rowe J. Н. сolonial portraits oflnсa noЫes Р. 258 268. 6 Имеется в виду портрет Помпеуса Окко Pompeus Okko, 1483 1537 кисти Дирка Якобса Dirсk Jaсobsz, 1496 1567 написанный в 153 1г., дерево, масло, 66х54 см. 7 сhiсangana Вауопа У. А. La Independenсia en el arte у el arte en la Independenсia. Ministerio de Eduсaсiyn Naсional.
Bogota. 2009. Р. 9. 8 Manuela Tupa с Amaru. Даты жизни не известны. 19
Илл. 002. Портрет Мануэлы Тупа Амару.
Ок. 1777 г. сarlos l d а а.,
en dt М о de t54 a
Ашаrо su.ъ H os. y
Нi 106 vder m 1os
Илл. 003. Герб Хуана Тито Тупа
Амаро Хранится в Arсhivo
Departamental del сuzсo
Тупа Амаро герб двучастный, горизонтально пересечённый, в верхнем синем поле две
золотые коронованные змеи, обращённые друг к другу, держат в пастях концы радуги.
Между змеями расположена фигура двуглавого взлетающего коронованного золотого
орла. В нижнем красном поле изображена золотая башня, увенчанная золотым шлемом с
красным плюмажем. Щитодержателем является чёрный двуглавый орёл с золотым вооружением, увенчанный головной повязкой льяуто и маскапайчей. Между головами орла
расположено золотое солнце.
В этом состоит специфика гербов цвета красок, которыми нарисованы гербовые
эмали и металлы, со временем изменяются, становятся невыразительными и нечитаемыми и не могут быть обозначены языком блазона. Нам неизвестно, вкладывали ли авторы испанские должностные лица гербов инков какой либо смысл в колористику и чем руководствовались при их составлении.
В современном мире гербовые портреты хранятся, в основном, в специально оборудованных общедоступных галереях, в отрыве от места, для которого создавались, но в
совокупности с другими портретами они могут дать информации больше, чем если бы
20
Илл. 004. Анонимный художник.
Портрет дона Маркоса Чиrуан
Топа де ла Пас Инки
находились в частных собраниях.
Илл. 00S. Портрет Луиса
Гуамантиту Юпанки Чиrуан
Топа Luys Guamantitu Yupangi
сhiguan Тора
На портретах в Европе гербы зачастую изображались на картине рядом с персоной и
иногда украшали рамку портрета 9 Эта изобразительная традиция не была широко распространена среди существовавших в действительности портретов, но она нашла своё
продолжение в книжной иллюстрации в виде оттисков гравюр 120 На портретах инков
гербы всегда располагались рядом с изображённой фигурой.
Размеры гербов по сравнению с размерами голов людей на портретах могли меняться, в большей степени в зависимости от моды или иных вызовов времени, нежели от
желания изображённых на них персон. Также от моды, а не от композиции, зависело
и расположение герба на портрете см., например, портреты семейства Чигуан Топа илл. 004 007 Блазон герба этой семьи, наследников Паулью Топа Инки, унаследо 9 Например, портрет брата Франсиско Руиса исп. Franсisсo Ruiz Начало XVI в. Худ. Фернандо дел Р инкон исп. Fernando del Rinсбn Деревянная основа, масло, 42х28 см. Место хранения Instituto de Valenсia de Do uan. Инв. 60 20 Piсinelli abbate Mondo SimboliсoAmpliato. Milano, 1669. Р. 38 фактическая
2 1
Илл. 006. Портрет неизвестного
мужчины из рода Чигуан Топа судя по гербу так как картуш
отсутствует. Анонимный
художник. XVIII в.
вавших его герб, приведён в прил. 1
Илл. 007. Портрет Алонсо
Чигуан Топа. Неизвестный
художник. XVIII в.
Наличие двух и более гербов, так называемых гербовых композиций, в европейских
гербах встречалось значительно чаще у женщин, чем у мужчин и было связано не только
с демонстрацией родового герба, но и герба супруга, или же, после вступления в наследство, желанием продемонстрировать новое территориальное или титульное приобретение, выражавшееся посредством демонстрации герба. Для гербов инков эта традиция
нехарактерна.
Гербы, как правило, размещались в стороне от изображённого человека и получали
дополнительные смыслы, сочетаясь с гербами, изображёнными на одежде человека,
для должностных лиц это могли быть государственные гербы или орденские инсигнии кресты орденов Сантьяго, Монтесы, Калатравы и другие, расположенные
на плащах. В XVI в. гербы зачастую размещались не на лицевой стороне портрета,
22
а на оборотной, как, например, на диптихе с портретами родителей 12 1немецкого живописца и графика А. Дюрера Albreсht Diirer, 147 528
Как правило, гербовые портреты заказывались самими гербовладельцами, либо благоволящими им высокопоставленными обеспеченными людьми, в качестве поощрения
или благодарности, так как были весьма дороги. Ввиду дороговизны и с целью изъявить
почтение и преданность, портреты преподносились в дар высокопоставленным лицам
нижестоящими на социальной лестнице людьми 122 По этим причинам, в отличие от
обычных картин, гербовые портреты вешались в гостиных, в холлах, реже в библиотеках и кабинетах, то есть там, куда имело свободный доступ большинство посетителей.
Как правило, на портретах изображались родовые гербы, принадлежавшие изображённым на них людям, в то время как в жизни они могли ими не пользоваться,
а, подчиняясь веяниям местной моды, использовать различные девизы например,
на фасадах зданий или же, находясь на службе, должностные гербы и печати.
В значительной степени это касалось высокопоставленных служителей церкви, носивших регламентируемые одеяния и применявших корпоративную символику значительно чаще, чем родовую.
С начала XVII в. в гербовых портретах появились картуши, где содержались детали
изображённых на портретах вещей, упоминались фамилии, титулы и звания, но гербы не
описывались. С XVIII в. сохранились и подобные портреты инков. Для характеристики
эпохи и конкретных исторических реалий времени и условий возникновения источника
картуш имеет решающее значение, поскольку зачастую по гербу и одежде невозможно
определить конкретный род гербовладельца. В европейской традиции изображения гербовых портретов тенденция соответствия герба и наследственных регалий проявляется
не явно, тогда как в инкской в случае с маскапайчей вполне отчётливо 123
Ложные гербовые портреты явление слабо распространённое из за высокой стоимости и лёгкости разоблачения. Цели создания подобных портретов могли разниться от
обоснования как правомочных, так и неправомочных притязаний и подлога в имущественных и политических спорах, до прославления деятелей прошлого. Как правило, такие портреты имеют массу деталей, в целом соответствующих эпохам, к которым они принадлежат, но сочетание или переизбыток деталей заставляют исследователей настораживаться.
Существуют и добросовестные ложные портреты, не предполагающие извлечение какой либо выгоды, а направленные на прославление памяти исторических деятелей илл. 008 Они, как правило, имеют целый ряд ошибок, но зачастую сопровождаются пояснительными подписями о художнике, целях, времени создания то есть созданы к определённой памятной дате и датировками. Внешность персонажей может быть воссоздана
на основе более ранних портретов, текстового описания или устной легенды. Источниками гербов на таких портретах могут быть более ранние изображения гербов, жалованные
грамоты, предметы интерьера или посуда с гербами исторических деятелей, как родовыми, так и личными. В отличие от гербовых портретов, созданных при жизни владельца, и
скорее всего под его контролем, в гербах ложных портретов нередко встречаются анахро 12 1Диптих принадлежит кисти А. Дюрера. Холст, масло, 1490 г. Хранится в галерее У ффици во Флоренции Италия 122 Andueza Unanua Р. La joyeria masсulina а traves de la galeria de retratos de virreyes del Museo Naсional de Historia Mexiсo RevistaAnales del Instituto de Investigaсiones Estetiсas. Vol. XXXIV, nfunero 100, afio 20 12. Р. 43 Электронный
ресурс Р ежим доступа URL http www.analesiie.unam.mx index.php analesiie artiсle view 2327 2299 дата обращения 03.20 16 123 Елохин К. А. К вопросу об изображении наследственных регалий в парадных портретах инков XVIII в.
Евразийский союз ученых ЕСУ Ежемесячный научный журнал. 122 20 16. С. 143 149.
23
низмы и ошибки так, в трёхчастном гербе касика инки г. Писак, Бернарда Тамбоуаксо
Пумаялли 124 перепутаны цвета полей первой трети и третьей трети илл. 009 Также в
книге мы использовали ряд фотографий из открытых источников с изображением украшенных 1ербами норталов цомов, церквей и общественных завецений в Перу.
Если попытаться выделить периоды в истории инкской геральдики, то первый этап сё
развития можно отнести к 1532 1600 гг., когда гербы, наравне с признанием благородства инков были пожалованы им испанцами за те или иные заслуги, например, помощь
в борьбе с цру 1ими инками, восставшими нротив влацычества иснанцев, или 1юмощи
в распространении христианства и т Признание инков благородными и наделение их
гербами со стороны испанцев было обосновано, в том числе и экономически, конкистадоры женились па сёстрах и дочерях пюстах верховных инков, которые обладали
большими земельными площадями, золотом и человеческими ресурсами.
Говорить о времени ноявления инкской 1еральцики слецует с осторожностью. Так,
в связи с первыми пожалованными испанцами гербами специалисты упоминают две
цаты 1544 1и 1545 1При этом они онерируют изображением 1ерба верхошю 10 инки
Тупак Уальпы 125 скончавшегося на лет ранее, то сеть в 1533 г.
Все 10 у нослею 1е 10 ле 1итим 0 10 со всех точек зрения верховно 10 инки Уайна Канак
было около 500 детей и к моменту прибытия испанцев в Перу между ними шла гражцанская война. Двое самых мо 1ущественных из них законный наслецник Уаскар 126 и
любимый сын Атауальпа 127 пров03гласили себя Сапа Инками.
В ходе войны Уаскар и Атауальпа погибли, но у них оставалось сщё несколько братьсв 12 В 1533 1верховным нравитслсм стал оцин из братьев Тунак Уальна 129, который
после смерти Атауальпы был коронован в Куско самим Ф. Писарро
0 как наиболее достойный короны корш 1евства 13 0 через ескош,ко месяцев 0 ско чш 1ся.
24 марта 1534 1от иснанцсв верховную власть нолучил чствёртый брат, Манко Инка
Юнанки 132 также известный как Манко II. В 1535 1он 1юцнял восстанис
3 и нотсрял лс 1итимность в глазах испатщсв, а его потомки долгое время считались нс шконнорождснными 134 Тем не менее, и восставшие инки, ни их 1ютомки, 1ербы не утратюш, и цаже ри
казнях нринацлсжавшис им 1србы циффамации нс оцвср 1шшсь, как это было нринято в
Евронс. 124 Вегпагсlо Taшholшaсso Pшпayalli, 1756 17ХО. 125 Т l 533 JЫс Ll,l JЫ, 126 l l йsсaг. 1500 1532. 127 Atalшalpa С 1рас УнрапчLii. 1497 1533. 12х Уаскар Уалыш И 1пи Ишш 1asсaг llш 1lpa lпti Шара, 149 533 и llишш Куйочи Юшшки Niшш сt 1yoсl 1i
Yupanqui, 1527 7 129 Некоторые исследователи придерживаются мнения, что он мог приходиться сыном Атауальпе, см. Созина С. А.,
Янчук И. И. Указ. соч. С. 86. 13 Ferreira С., Dargent сhamot Е. сultшe and сustoms of Peru. Greenwood Press, 2003. Р. 19. 13 1Herrera А. Ор. сit. Deсada V, Lib. III. Сар. V. Р. 74. 132 Manсo Inсa Yupanqui, 15 157 1544 IЬid. Deсada V, Lib. VI. Сар. XI. Р. 18 33 Причины были, в основном, личного характера. 134 Julien С. Readiпg Inсa History. Univerсity of Iowa Press, 2000. Р. 45 46. Вопросу о фактическом двоевластии
среди инков посвящена отдельная работа Medinaсeli Х. Paullu у Manсo 1una diarquia iпса en tiempos de сonquista7
Bulletiп de l Institut fraщ ais d etudes andines, 34 3 2005 Элекrронный ресурс Режпм доступа URL http Ьifea.
revues.org 3853 дата обращения 14.09.20 15
24
Илл. 008. Портрет касика инки г. Писак
Бернардо Тамбоуаксо Пумаяли, 1756 1780 1956 г. Художник Теофило Бенавенте Веларде 19 17 1989
25