| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Территориальная символика России (города и регионы) › : Пчелов Е.В. Владимирский лев: каково же его происхождение? / 2024 | ||
Пчелов Е.В.
Владимирский лев: каково же его происхождение?Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Недесятый. Коллективная монография по материалам международной научной конференции памяти А.Е. Махова / Сост., общая ред., предисловие О.Л. Довгий. Тула, 2024. С. 47-62 Аннотация: 16 августа 1781 г. в числе городских гербов Владимирского наместничества был утверждён и герб самого города Владимира: «Город Володимир имеет старый герб. В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест». Такой лев, как мы видели, в 1781 г. считался «старым» гербом. Произошло это потому, что впервые он был официально утверждён как владимирский ещё в 1730 г. Об авторе публикации/статьи: Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.
в библиотеке найдено еще 157 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 74434 знаков (с пробелами)
Е. В. Пчелов РГГУ ИИЕТ РАН Владимирский лев каково же его происхождение 16 августа 178 1г. в числе городских гербов Владимирского намест ничества был утверждён и герб самого города Владимира Город Воло димир имеет старый герб. В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест илл. 1апреля 1857 г. император Александр II утвердил подробное опи сание государственного герба и государственной печати в котором также приводились описания и территориальных титульных гербов, входивших в состав герба государственного. Герб Владимирский опи сывался в нём следующим образом В червлёном поле золотой льви ный леопард, в железной, украшенной золотом и цветными камнями, короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест 2. Это 1Полное собрание законов Российской Империи Первое Т. XXI. СПб., 1830. 15205. С. 2 18. 2 Полное собрание законов Российской Империи Второе Т. XXXII. Отделе ние 1СПб., 1858. 3 1720. С. 299. Илл. 1Герб г. Владимира, 178 1г. Илл. 2. Герб Владимирской губернии, 1856 г. Владимирский лев 48 Е. В. Пчелов описание, как и сам государственный герб а, вернее, комплекс государствен ных гербов были составлены извест ным геральдистом бароном Б. В. Кёне, который активно вводил в русскую геральдику формальные правила ге ральдики западноевропейской прежде всего, немецкой илл. 2 В западноев ропейской геральдике восстающий, т. е. стоящий на задних лапах лев, мордой обращённый к зрителю анфас име нуется не львом, а львиным леопардом. А поскольку лев владимирского герба был визуально именно таким, то и был переименован из собственно льва в львиного леопарда Такой лев, как мы видели, в 178 1г. считался старым гербом. Произошло это потому, что впервые он был офици ально утверждён как владимирский ещё в 1730 г. В 1728 1729 гг. в Во енной коллегии под руководством генерала графа Х фон Миниха был составлен т. н. Знамённый гербовник, в котором представлены городские гербы для малевания на полковых знамёнах. 8 марта 1730 г. они были утверждены. В число этих гербов входил и герб Володимерской против старого, лев, стоящий на задних ногах, на главе корона жёлтая, а в перед них ногах держит крест длинный серебряный, поле красное илл. 3 3. Как и на последующих вышеописанных владимирских гербах, фигурой он был повёрнут в правую геральдическую сторону, т. е. влево от смотрящего, а мордой обращён анфас. Однако и в этом случае он именовался старым Дело в том, что впервые владимирский лев появился ещё в конце XVII века в Титуляр нике составленном при царе Алексее Михайловиче в Посольском при казе в 1672 году. Сохранилось несколько экземпляров Титулярника ри сунки в которых представлены с некоторыми изменениями, но для нашей темы этой сейчас несущественно. Герб, соответствующий титулу Вла димерский в первом главном экземпляре Титулярника 4 выглядит так на зелёной траве стоит на задних лапах повёрнутый вправо от зрите ля т. е. влево от герба лев с оскалившейся пастью и высунутым языком илл. 4 Хвост льва поднят вверх и загнут наподобие части восьмёрки. На голове льва золотая корона с серебряным обручем, которую увенчива ют три трилистника и два маленьких зубца между ними. В передних ла пах лев держит длинный золотой крест, три конца которого завершаются тремя небольшими шарами. Форма короны льва весьма распространена в европейском искусстве и соответствует короне королевского статуса. Вероятно, с помощью такой короны подчёркивалось значение Владимир 3 Лакиер А. Б. Русская геральдика. М., 1990. С. 184. 4 Новейшее издание см. Царский Титулярник. Кн. 12. М., 2007. Илл. 3. Володимерской герб, 1730 г. 49 ской земли, как бывшего центра древне русских княжеств. В т. н. Описании гербам кото рое было составлено в конце XVII века и до некоторой степени соотносилось с рисунками из Титулярника Влади мирский герб описывается так Лев, на главе венец, в передних ногах держит крест 5. Несмотря на то, что история титуль ных гербов России восходит к концу 1570 х гг., на протяжении практически столетия сведений о владимирском ти тульном гербе нет, и впервые он зафикси рован только в Титулярнике 1672 года хотя сам владимирский титул входил в титулатуру русских государей с самого начала формирования её территориаль ной части Следовательно, можно ду мать, что создан он был только при составлении Титулярника и никак не раньше. Но если это так, то каково происхождение такого изображения В историографии высказывались различные версии на этот счёт. Наи более популярной является та, согласно которой проводится некая преем ственная связь между владимирским гербом конца XVII в. и изображе ниями львов в искусстве Владимиро Суздальской Руси второй половины XII начала XIV в. Первым эту версию выдвинул известный историк, лингвист и палеограф Алексей Иванович Соболевский 1856 1929 В 19 14 г. в первом сборнике Русская икона он опубликовал статью, по свящённую медным царским вратам из собрания Н. П. Лихачёва. В ней он по палеографическим признакам надписей датировал врата серединой XIV в. и обратил внимание на орнамент врат, в состав которого входит зверь вроде леопарда с высоко поднятым хвостом При этом изобра жается он как крылатым, так и без крыльев. А. И. Соболевский сделал следующее наблюдение До сих пор с однородным зверем мы встречались только в орнаменте древно стей Суздальско Ростовского княжества. Он, в разнообразных формах, является на стенах Дмитриевского собора во Владимире, особенно в куполе он же, и тоже в разнообразных формах, находится в составе украшений на стенах в Юрье ве Польском. Позволительно предполагать, что изображение этого зверя, часто напоминающего зверя так называемых сассанидских предметов, было родовым знаком Суздальско Ростовских князей, начиная с Андрея Боголюбского. Ввиду этого представляется возможным связать врата со старым Владимиром, Юрьевом Польским, Суздалем и вообще с городами Суздальско Ростовской области 6. 5 Белоброва О. А. О древнерусском Описании гербам конца XVII в. Гербо вед. 85. М., 2005. С. 86. 6 Соболевский А. И. Медные врата Русская икона. Сб. 1СПб., 19 14. С. 59 6 1 Илл. 4. Владимерский титульный герб, 1672 г. Владимирский лев 50 Итак, исследователь счёл изображение некоего зверя, похожего на ле опарда, известного в самых разнообразных формах родовым знаком князей Владимиро Суздальской Руси со времён Андрея Боголюбского. Причём сопоставил его с похожими изображениями в искусстве Персии эпохи Сасанидов. Каким образом это искусство могло повлиять на Вла димиро Суздальскую Русь, почему именно этот зверь стал родовым зна ком и каким образом такой родовой знак мог существовать в самых раз нообразных формах с крыльями или без и т. п. учёный не пояснил. Сразу замечу, что на этих вратах, которые хранятся ныне в собрании Государственного Русского музея Инв. ДРМ 3383 и датируются 1330 ми 1350 ми гг., действительно, есть изображения в круглых медальо нах стоящих на четырёх ногах хищных животных с поднятыми вверх хвостами, причём у каждого из них поднята вверх также и одна из перед них лап. Однако животные эти различны, и, если верхний ряд составляют условные барсы то нижний вполне хорошо узнаваемые грифоны. Собственно, грифонами их именовали и последующие исследователи, которые специально занимались изучением древнерусского декоратив но прикладного искусства. Кроме того, и атрибуция самих врат была кар динально пересмотрена. Такой крупный искусствовед, как Виктор Ни китич Лазарев 1897 1976 прямо писал об ошибке А. И. Соболевского Датируя последние т. е. врата. Е серединою XIV века, А. И. Собо левский оторвал их от новгородской школы и приписал владимиро суз дальской. Свой скороспелый вывод он обосновывал наличием среди ор наментальных украшений на валиках врат медальонов с изображением барсов и грифонов. Эти изображения он считал особо типичными для памятников владимиро суздальского круга. звериная орнаментика пользовалась в Новгороде не меньшей популярностью, нежели в городах Владимиро Суздальской Руси 7. Следовательно, ничего специфического в изображениях хищников и грифонов которых А. И. Соболевский вовсе объединил в один образ применительно к Владимиро Суздальской Руси в контексте древнерусского искусства, не прослеживается. Атрибуция Лихачёвских врат новгородской школе, которую обосновал В. Н. Лазарев, стала общепризнанной. Полагают, что они могли происходить из придела Усекновения главы Иоанна Предтечи Софийского собора в Новгороде 8. Однако высказанное А. И. Соболевским, столь шаткое предположе ние о владимиро суздальской эмблеме нашло своих сторонников ещё в 1920 х гг. К исследованию владимирского зверя обратился известный историк искусства Алексей Иванович Некрасов 1885 1950 В закончен ном виде его выводы представлены в небольшой статье, опубликованной в 1928 г. в сборнике статей в честь А. И. Соболевского 9. Он подкрепил 7 Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970. С. 2 10. 8 Пятницкий Ю. А. Каталог памятников золотой наводки Великого Новгоро да Декоративно прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл. XI XV века. М., 1996. С. 32 177. 9 Некрасов А. И. О гербе суздальских князей Сб. статей в честь ак. Алексея Ивановича Соболевского Сб. отделения русского языка и словесности АН СССР. Е. В. Пчелов 5 1 гипотезу Соболевского двумя памятниками. Во первых, это барельеф Георгиевского собора в Юрьеве Польском первой по ловины 1230 х гг. На нём изо бражён стоящий анфас святой Георгий, тезоимённый созда телю первого собора Юрию Долгорукому, который держит стоящий на земле овальный с заострением щит с изобра жением бегущего по мнению А. И. Некрасова зверя илл. 5 Известно, пишет исследо ватель, что родовые гербы на Западе обычно изображались на щитах рыцарей. Святослав имеется в виду строитель но вого собора князь Святослав Всеволодович, внук Юрия Дол горукого. Е в фигуре св. Георгия не хотел ли подчер кнуть память о деде, дав княже ский герб на щит святому воину, соимённому деду Эта, в запад ном духе, затея вполне была воз можна в эпоху, когда, по видимому, западное влияние в суздальско вла димирском княжестве уже не было новостью Второй памятник, на который обратил внимание А. И. Некрасов это выходная миниатюра Фёдоровского евангелия, пергаменного кодекса, ко торый Некрасов датировал рубежом XII XIV вв. и отнёс к суздальско вла димирскому искусству. На ней изображён стоящий в рост Фёдор Стратилат илл. 6 Левой рукой святой поддерживает овальный щит, как и выше упомянутый св. Георгий на стене собора Юрьева Польского, а на этом щите изображён бегущий зверь совершенно того же вида, как у св. Геор гия, и вообще на суздальско владимирской скульптуре. Так как из жития Фёдора Стратилата появление на щите леопарда или барса не объясняет ся, то складывается предположение, не имеет ли и здесь щит святого во ина изображение герба владетельной особы из числа князей суздальского рода Согласно предположению А. И. Некрасова, миниатюра изображала святого покровителя князя Фёдора Ростиславича Чёрного ярославского ум. в 1299 г. будто бы унаследовавшего родовой знак суздальских князей. Древнейший пример герба суздальских князей, очевидно, те кошачьи маски, которые сохранились на стенах церкви в Боголюбове, частично до шедшей до нас от 56 г. заключает исследователь. Т. сI. 3. Статьи по славянской филологии и русской словесности. Л., 1928. С. 406 409. Илл. 5. Рельеф с изображением Георгия Победоносца, Георгиевский собор Владимирский лев 52 Итак, благодаря А. И. Не красову предположение о существовании некоего герба у суздальских влади миро суздальских князей обрело окончательный вид. При этом поразительным фактом оставалось то, что вовсе не проводилось де тального иконографического анализа представленного ма териала. Исследователи огра ничивались общими словами о тех же самых изобра жениях и даже не дали себе труда определить, какой же именно зверь был фигурой реконструируемого ими герба предпочитая услов но именовать его леопардом или барсом. Между тем, вниматель ное рассмотрение и барелье фа, и миниатюры показывает, что всё не столь однозначно, как это виделось А. И. Некра сову. И там, и там святые держат овальные щиты заострённой формы, характерные для древнерусской эпохи. И там, и там на этих щитах поме щены изображения стоящего на задних лапах, т. е. восстающего а вовсе не бегущего хищного зверя. Однако внешний вид этих хищников не сколько различен. Если на барельефе пышный хвост зверя загнут между задних ног и поднят, то на миниатюре он опущен. Другой вопрос, на сколько зверь на гербе святого представляет собой, например, не устой чивый изобразительный мотив, а имеет именно геральдическое значение. И уж тем более кажется смелым сопоставление этого зверя со зверями бе локаменного декора архитектурных памятников Владимиро Суздальской Руси, которые весьма разнообразны, в т. ч. и по своим позам. Однако предположение А. И. Соболевского и А. И. Некрасова о гер бе суздальских князей не связывало ещё этот герб с владимирским гер бом более позднего времени. Обосновал эту связь выдающийся архео лог и источниковед Артемий Владимирович Арциховский 1902 1978 В 1946 г. в Учёных записках Московского университета он опублико вал большую статью Древнерусские областные гербы в которой по пытался проследить истоки ряда гербов Титулярника в древнерусской культуре более раннего, в т. ч. домонгольского времени, а то и вовсе в язы ческих культах племён будущей России эта тенденция была харак терна и для некоторых других, впрочем, очень немногочисленных в силу специфической тематики, современных ему отечественных историков. Илл. 6. Феодор Стратилат. Миниатюра Феодоровского евангелия Е. В. Пчелов 53 Причины её вполне очевидны и кроются в давней историографической традиции, идущей ещё с середины XIX века, от А. Б. Лакиера выя вить древние, оригинальные корни российской геральдики и проследить её истоки в эмблематической культуре средневековой Руси, что на самом деле является очевидной натяжкой. В послевоенный же период, на волне официального патриотизма такая тенденция получила новое дыхание, и, движимый вполне благородными побуждениями А. В. Арциховский попытался как бы обозначить национальные приоритеты и в области отечественной геральдики. Владимирский герб был одним из тех, которым он уделил особое внимание 10. Опираясь на труды А. И. Соболевского и А. И. Некрасова и прибавив к их наблюдениям миниатюру из Радзивилловской летописи с изображением льва с поджатым хвостом, по мысли исследователя, сим волизировавшего военное поражение Юрия Долгорукого, А. В. Арцихов ский смело протянул преемственную связь домонгольских львов с вла димирским гербом из Титулярника Никакой другой эмблемы этот город не знал никогда Тот факт, что до 1672 г. этот герб не был известен в титульной геральдике, учёный объяснял просто Владимир был столь ным городом, а титульные гербы были областными. При создании вла димирского герба в Титулярнике ко всё тому же, древнему льву на за дних лапах были только добавлены корона и крест одно из церковных дополнений Титулярника эту общую, христианизирующую для этого памятника тенденцию А. В. Арциховский подметил верно А так, получалось, что Владимирский герб существовал больше семисот лет. Столь древних гербов и в Западной Европе не очень много Версия А. В. Арциховского о непосредственной преемственности владимирского герба от якобы древнего герба владимирских князей по лучила большое распространение в отечественной историографии. Об стоятельную статью в юбилейном сборнике А. В. Арциховского посвятил владимирским львам выдающийся исследователь древнерусского мону ментального искусства Георгий Карлович Вагнер 1908 1995 В ней он писал о том, что владимиро суздальский эмблематический зверь был именно львом, а не барсом, и этот лев среди разнообразных звериных мотивов владимиро суздальской пластики занимает совершенно исклю чительное место 12. В качестве примеров Г. К. Вагнер приводил львов в резьбе Успенского собора во Владимире 58 60 гг. церкви По крова на Нерли ок. 65 г. Дмитриевского собора во Владимире 94 97 гг. Георгиевского собора в Юрьеве Польском 1230 1234 гг. а кроме того соборов Рождества Богородицы в Суздале 1222 1225 гг. и архангела Михаила в Нижнем Новгороде 1227 г Отмечая разнообра зие изображений этих львов которые могут быть как одиночными, так и парными исследователь, впрочем, уклонился от детального их анали 10 Арциховский А. В. Древнерусские областные гербы Учёные записки МГУ. Вып. 93. История. Кн. 1М., 1946. С. 53 55. Вагнер Г. К. К вопросу о владимиро суздальской эмблематике Истори ко археологический сборник. М., 1962. С. 254 264. 12 Там же. С. 255. Владимирский лев 54 за, обратившись к символике льва в культурах древнего и средневекового Востока, начиная чуть ли не с эпоса о Гильгамеше. Остановившись на разнообразной семантике льва в Библии и христи анской культуре, Г. К. Вагнер постулировал параллели в изображениях львов в феодально христианском искусстве Армении, Грузии, Болгарии, Древней Руси, Западной Европы и т. д. упомянув об охранительном зна чении таких изображений, характерном и для древнерусских храмов. Од нако одновременно с этим он прослеживал и некую государственную линию в символике льва, описывая памятники византийской, армянской и даже грузинской средневековой культуры. Всё это, якобы, подкрепля ло версию о льве как символе сильной княжеской власти, каковым он предположительно был во Владимиро Суздальской Руси. Причём в ка честве таковых символов в изобразительном искусстве этого региона, по мнению Г. К. Вагнера, использовались различные художественные образы, носящие черты избранности лев, орёл, грифон, барс, кентавр и т. п Но постепенно лев вышел на первое место. Бесспорным доказа тельством понимания льва как гербовой эмблемы, по Г. К. Вагнеру, яви лись его изображения на щитах святых в рельефе Георгиевского собора и на миниатюре Фёдоровского евангелия. Правда, исследователю пришлось признать, что судьбы владими ро суздальской эмблематики в XIII XV вв. совершенно неизвестны Но, чтобы подкрепить общую теорию о сохранении геральдической эм блемы владимирского льва в этот период, он обратился к памятникам ну мизматики. Изображения льва или же некоего четвероногого животного чью точную зоологическую идентификацию провести затруднительно действительно, нередки среди монетных типов ряда русских княжеств конца XIV XV вв., но Г. К. Вагнер особо выделил монетную чеканку суз дальско нижегородских князей. При этом, по его наблюдению, только на суздальских монетах встречается изображение льва с головой en faсe, т. е. так, как лев изображён в официальном гербе г. Владимира 13. Иссле дователь сослался на данные известного свода монет А. В. Орешникова, однако, в этом издании эти монеты не атрибутированы никакому конкрет ному суздальскому князю 14. Более того, это лишь один из многих весьма разнообразных по своим изображениям типов суздальских монет. Сам же А. В. Орешников интерпретировал этих животных, как львов или чет вероногих в форме геральдического льва а изобразительно они пред ставляют собой идущего на четырёх лапах четвероногого хищного зверя с поднятой одной из передних лап, и только на одном монетном типе мор да этого зверя повёрнута анфас. В самой позе нумизматических львов нет ничего, что могло бы напоминать их позы на щитах святых с описанных ранее памятников не говоря уже о том, что головы этих львов представ лены в профиль более того, непонятно, как лишь один монетный тип мог сохранить какую то связь с владимиро суздальской эмблематикой полуторавековой давности, но это не помешало Г. К. Вагнеру сделать вы 13 Там же. С. 263. 14 Орешников А. В. Русские монеты до 1547 года и материалы к русской нумиз матике доцарского периода. М., 2006. С. 22 1Табл. 16, 775, 776. Е. В. Пчелов 55 вод о том, что в XIV XV вв. изображение льва продолжало связываться с владимирским наследием 15. Таким образом как бы подтверждалась се мисотлетняя давность владимирского герба. Представленный в работе Г. К. Вагнера метод очень прост. Он связы вает в единую цепь преемственности изображения одного и того же жи вотного в данном случае льва, хотя и не всегда очевидно, что это имен но лев в разные эпохи и на разных памятниках культуры, не смущаясь очевидными временными разрывами. При этом не берутся во внимание ни особенности иконографии, ни самый контекст изображения, а се мантическое единство этих изображений постулируется, по сути, апри ори. При этом львы владимирского храмового декора второй половины XII первой трети XIII в., суздальских монет конца XIV XV вв. и вла димирского герба конца XVII в. изобразительно совершенно различные оказываются одним и тем же геральдическим символом с одинаковым символическим смыслом. Понятно, что такой подход выглядит откровен ной натяжкой. Почти одновременно со статьёй Г. К. Вагнера был опубликован и фундаментальный труд выдающегося специалиста по древнерусской архитектуре Николая Николаевича Воронина 1904 1976 Зодчество Северо Восточной Руси XII XV веков В первом томе 196 1г. иссле дователь, в частности, уделил внимание белокаменной резьбе церкви Покрова на Нерли. Он сопоставил изображения поднявшихся на задние лапы барсов на парных плитах, найденных при раскопках Н. А. Артле бена ещё во второй половине XIX в., с похожими изображениями зве рей на щитах святых из Георгиевского собора и Фёдоровского еванге лия и сделал следующий вывод Различие двух названных изображений барсов с плитами из Покрова на Нерли состоит лишь в постановке за дних лап зверя в узком поле низа миндалевидного щита две лапы барса не уместились и одна оказалась приподнятой И далее Значение дан ного изображения барса как эмблемы владимирской княжеской династии достаточно чётко выяснено в науке 16. В этом отношении Н. Н. Воронин опирался не на работу А. В. Арциховского, а на более раннюю статью А. И. Некрасова, который именовал животных на щитах святых зверями в виде леопарда или барса, хотя и не давал их однозначной иденти фикации. К слову говоря, отличия зверей с рельефов Покрова на Нерли и зверей со щитов святых на указанных памятниках заключается не толь ко в положении задних лап, но также в положениях хвостов и ушей. Таким образом в вопросе о мнимой владимиро суздальской княже ской эмблеме возникло даже два направления исследовательской мысли одно А. В. Арциховский и Г. К. Вагнер считало такой геральдической эмблемой льва и связывало её с позднейшим гербом Владимира, другое А. И. Некрасов и Н. Н. Воронин именовало владимирского княжеско го зверя барсом и усматривало таковую эмблему совсем в других изо бражениях белокаменного декора храмов Владимиро Суздальской Руси. 15 Вагнер Г. К. Указ. соч. С. 264. 16 Воронин Н. Н. Зодчество Северо Восточной Руси XII XV веков. Т. I. XII сто летие. М., 196 1С. 296, рис. 146 на с. 294. Владимирский лев 56 Звери же, помещённые на щиты святых из Георгиевского собора и Фё доровского евангелия, определялись одними исследователями как львы, другими же как барсы, хотя особенности их иконографии указывают на то, что это, скорее всего, именно львы 17. Современный анализ изображений белокаменной резьбы Дмитриев ского собора во Владимире, проведённый М. С. Гладкой, предлагает иное истолкование образов льва, нежели оно виделось Г. К. Вагнеру. Важно при этом, что учитываются все особенности этих изображений, а также их со четание с другими образами и расположение в общей структуре декора, т. е. композиционный и топографический контексты. Львы убедительно трактуются, прежде всего, как охранители, стражи, а в других случаях как символы царя Давида и самого Христа, что подтверждается отсылка ми к библейским текстам. Примечательно, что в некоторых композициях есть сцены борьбы со львом, а также терзания львами оленей 18. В отли чие от льва пардус барс трактуется М. С. Гладкой в качестве княжеской эмблемы, эмблемы владимиро суздальской династии в этом отноше нии она следует за Н. Н. Ворониным 19. Он сопоставляется с лютым зве рем древнерусской культуры, что на самом деле отнюдь не очевидно, поскольку под лютым зверем подразумевался именно лев во всяком случае в большинстве случаев По мысли М. С. Гладкой, княжеская сим волика пардуса вытекает из сопоставления с пардусом древнерусских князей в летописных текстах каких, не уточняется его внешнего обли ка, напоминающего образ воина вождя племени указывающего на культ предводителя дружины что представляется очевидной условно стью. Более того, утверждается, что князья пользовались изображени ем пардуса на одеждах, щитах, шлемах, оружии но опять таки никаких конкретных примеров этого не приводится. Иными словами, краеуголь ным камнем такой трактовки выступает следование историографической традиции, идущей от Н. Н. Воронина и его предшественников. Надо, впрочем, заметить, что некоторые изображения пардуса в декоре Дмит риевского собора 20 довольно близки к пардусам рельефных плит Покрова на Нерли. Как видим, доказательная база интерпретации пардуса как, впрочем, и льва в качестве эмблемы конкретной княжеской династии весьма ус ловна. Тем более зыбкой становится его призрачная связь с владимир ским гербом конца XVII века в случае же с пардусом и вовсе в таком случае необъяснимая Однако версия о семисотлетнем гербе Владимира стала общим местом в дальнейшей историографии, в т. ч. геральдической. Примером этому может служить популярная книга Н. Н. Сперансова Зе мельные гербы России XII XIX веков изданная в 1974 г. В самом её на 17 Королёв Г. И. К вопросу о происхождении владимирского герба Гербовед. 95. М., 2007. С. 6 8 См. подробнее Гладкая М. С. Символика и иконография изображений бе локаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире композиции, сюжеты, отдельные образы и мотивы Владимир, 2022. С. 55 85. 19 См. Там же. С. 86 89, 144 146. 20 См. Там же. Ил. 65, 66, с. 87 88. Е. В. Пчелов 57 звании первая хронологическая граница появилась благодаря владимир скому льву, а его изображение на каплевидном щите украсило первую сторонку переплёта. В тексте автор прямо писал, что русские земельные эмблемы появились почти одновременно с западноевропейскими герба ми а первый наш герб лев был личным знаком основателя Москвы Юрия Долгорукого, а затем стал гербом города Владимира. Он известен и зафиксирован ещё в середине XII века 2 1В этом автор, по сути, продол жал мысли А. В. Арциховского. Нужно, тем не менее, подчеркнуть, что другие специалисты по геральдике, куда более профессиональные, были и более осторожными. В известном классическом учебнике Е. И. Камен цевой и Н. В. Устюгова Русская сфрагистика и геральдика М., 1963 владимирский герб не рассматривался отдельно и не упоминался в ка честве древнейшего в разделе Городские и областные печати и гербы относящемся к эпохе Русского централизованного государства. Недавно была высказана и вовсе фантазийная версия о происхожде нии владимирского льва вернее, пардуса автор не задаётся вопросом о разнице этих образов Происхождение этого символа как эмблемы владимиро суздальских князей связывается ни много ни мало с ясским аланским браком Всеволода Большое Гнездо в поздних источниках эта княгиня именуется Марией Барс, якобы, издавна является гербом Осетии Алании и таким образом ещё за три столетия до Софьи Па леолог на Руси появился первый известный нам герб, ставший родовой эмблемой владимиро суздальских князей 22. Всеволод Большое Гнездо был, действительно, женат на ясыне 23, но барс в гербе Осетии впервые зафиксирован вовсе не издавна а в 1735 г. на карте Грузии, состав ленной царевичем Вахушти Багратиони, и никаких следов более раннего осетинского герба, тем более в XII веке, не прослеживается. Версия о том, что изображение четвероногого зверя на монетах конца XIV XV вв. было связано с владимирской великокняжеской эмблемой гербом нашла определённое развитие и в нумизматической историо графии. Так, Герман Алексеевич Фёдоров Давыдов 193 12000 призна вая изображение зверя, которого он именовал барсом львом влади мирским гербом, попытался обосновать его использование на монетах Василия I в качестве свидетельства общерусских притязаний великого князя Московского он проследил взаимосвязь этого изображения с мо нетной легендой, содержащей титул великий князь всея Руси 24. Это, 2 1Сперансов Н. Н. Земельные гербы России XII XIX веков. М., 1974. С. 8, ср. с. 24 25. 22 См. Аверьянов К. А. К вопросу о времени возникновения гербов в Рос сии Музей. Памятник. Наследие. 17 2020. С. 133 143, а также другие статьи автора на ту же тему. Предшественником К. А. Аверьянова в этом отно шении был некий А. Н. Вершинский, опубликовавший свою статью в журнале Техника молодёжи 23 См. об этом, в частности, Пчелов Е. В. Русско осетинские матримониальные связи XII в. Великая княгиня Владимирская Мария Ясыня в русской истории. М., Владикавказ, 20 19. С. 5 16 1 24 Фёдоров Давыдов Г. А. Монеты Московской Руси Москва в борьбе за неза висимое и централизованное государство М., 198 1С. 13 34. Владимирский лев 58 впрочем, никак не объясняло присутствие того же четвероногого зверя на монетных типах других княжеских династий серпуховской, можай ской, звенигородской, суздальско нижегородской и др. да и сам иссле дователь признавал, что этот сюжет на московских монетах, равно как и изображение всадника, не исчерпывают весь репертуар изображений Иными словами, интерпретация зверя возможна, скорее, в контексте анализа общего комплекса изображений на монетах того времени. Тем более неопределённа его идентификация, да и сами монеты в силу разме ра и специфики изображений, вряд ли дают надёжные возможности для этого. Тем не менее, ряд нумизматов, в силу авторитета предшественни ков, поддержали версию о владимирском происхождении и геральдиче ской семантике четвероногого зверя. Ещё одно изображение льва, напоминающее владимирского льва из Титулярника впрочем, любой восстающий геральдический лев бу дет рождать такие ассоциации присутствовало в гербе небезызвестно го князя А. М. Курбского 1528 1583 Этот герб был вырезан на камне, украшавшем перстень князя, и зафиксирован в польских источниках кон ца XVI первой половины XVII в. Герб представлял собой изображён ного в щите льва, повёрнутого вправо, поднявшегося на задние лапы, с воинственно поднятым хвостом и трактовался как символ великой доблести и замечательного ума 25. Нужно признать, что, если этот герб существовал уже в России на что вроде бы указывают источники то был построен по чётким геральдическим правилам и традициям геральди ческая поза восстающего льва, поворот фигуры в определённую строну, поднятый хвост явно с опорой на европейские образцы, которые, ко нечно, могли быть известны такому образованному человеку, каким был Курбский. Вопрос заключается в том, был ли этот герб родовым или же окказиональным. Общий контекст свидетельствует, скорее, в пользу вто рого. Курбский вполне мог пользоваться в качестве печати какой нибудь европейской геммой с таким изображением подобная практика, как известно, была не редкостью на Руси в XV XVI вв. Итак, общая картина бытования в древнерусской культуре различ ных изображений львов и барсов отнюдь не убеждает в древности вла димирского герба, а, напротив, свидетельствует, что этот герб появился именно в Титулярнике без многовековых оснований его существования в качестве некоей эмблемы Владимиро Суздальской Руси. Именно такой взгляд на эту проблему обосновывал и такой источниковедчески точ ный исследователь геральдики, как Геннадий Иванович Королёв 1936 2009 26. Он, кстати, обратил внимание на некоторые памятники визан тийского и древнерусского искусства с изображениями святых воинов, на щитах которых изображались львы. Это лишний раз подтверждает, что лев, изображённый на щитах Георгия Победоносца и Фёдора Стратила 25 См. Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный Теоретические взгля ды и литературная техника древнерусского писателя М., 1998. С. 340 346 глава Герб князя Курбского 26 См. Королёв Г. И. Указ. соч. С. 60 67 здесь же и довольно детальная исто риография вопроса Е. В. Пчелов 59 та из Георгиевского собора и Фёдоровского евангелия, вовсе не был геральдическим знаком, а представлял собой вполне стандартный атрибут святых воинов. Но в таком случае, како во же могло быть происхож дение владимирского льва из Титулярника 1672 года. Несмотря на распространён ность символа льва в кон тексте презентации власти московских государей XVI XVII вв 27., сам геральдизиро ванный характер изображения владимирского льва заставляет искать его прототипы скорее в европейской геральдической культуре, которая к концу XVII века всё более и более ста новилась известной в Русском государстве. Тот же Г. И. Королёв усматри вал возможный прототип в гербовой фигуре Голландии коронованном льве с мечом и пучком стрел 28. В регионе Нидерландов лев, действительно, чрезвычайно распространённая гербовая фигура. Однако не вполне понят но, как именно и почему голландский лев мог быть использован создате лями Титулярника для владимирского герба. Поэтому предположение Г. И. Королёва не находит никаких обоснований. Гораздо близкой кажется возможность использования для земельных эмблем Титулярника шведских территориальных гербов. Некоторые из титульных гербов России находят прямые аналоги в шведской терри ториальной геральдике, хорошо известной в Московском царстве, бла годаря дипломатическим документам, прежде всего, ратификационным грамотам международных договоров. Так, титульные гербы Кондинский и Болгарский практически аналогичны гербам Лапландии и Готланда 29. Геральдический лев, так, как он представлен в Титулярнике входил 27 См. Пчелов Е. В. Бестиарий Московского царства животные в эмблемати ке Московской Руси конца XV XVII вв. М., 20 С. 6 178 Глава 3. Лев Он же. Символика льва в средневековой русской эмблематике доцарского време ни Труды Историко архивного института. Т. 4 1М., 20 15. С. 24 1252. 28 Королёв Г. И. Указ. соч. С. 66. 29 Об этом см. Пчелов Е. В. Скандинавская геральдика в территориальной символике России XVI XVII вв. Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания. Материалы XXI Международной научной конференции. Москва, 29 3 1января 2009 г. РГГУ, ИАИ, кафедра ИВИД. М., 2009. С. 300 303 Он же. Северо восточные земли Русского царства в титульной территориальной геральдике XVI XVII веков Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 202 1Т. 43, 6. С. 10 06 Он же. Титульная геральдика Московского царства и западноевропейская геральдическая тради ция Вестник РГГУ. Серия Политология. История. Международные отноше ния 12023. С. 85 93. Илл. 7. Герб Шведского королевства, конец XVII в. Владимирский лев 60 в состав шведского королевско го герба, означая в нём, в част ности, королевство Готию Гё таланд а с 1654 г. и Пфальц илл. 7 Возможно, этот лев, имевший, правда, раздвоенный хвост, мог каким то образом повлиять на выбор фигуры для владимирского герба. Другой вероятный прото тип герб Русского воеводства Великого княжества Литовско го. Это воеводство было обра зовано в первой половине XV в. на землях бывшей Галицко Во лынской Руси, административ ным центром его был город Львов, поэтому неудивительно, что именно лев стал гербовой эмблемой этой территориаль но административной едини цы лев известен и в контексте символики галицко волынской династии XIII XIV вв О том, как выглядел этот герб, можно, в частности, узнать из трудов различных польских авторов. Так, у Барто ша Папроцкого, чья книга Гербы польского рыцарства впервые увидела свет в 1584 г., герб Русского воеводства представляет собой восстающе го коронованного льва, обращённого в левую геральдическую сторону илл. 8 Лев и корона золотые, а поле щита лазуревое. Этот лев как бы взбирается на гору 30. Точно такой же герб представлен и в Польской хро нике Марцина Бельского 1597 г. 3 1Подобный ему представлен и в дру гих источниках XVI XVII вв 32. Надо сказать, что этот путь для заимствования более чем вероятен, поскольку при составлении других земельных гербов Титулярника явно ориентировались на территориальную геральдику Речи Посполи той. В частности, именно из неё были взяты герб Киевский, Чернигов ский, Подольский, Волынский, да и сама Погоня, выступавшая в качестве гербов Литовского, Полоцкого, Витебского и Мстиславского. В соответ ствии с общей тенденцией Титулярника на добавление христианской символики в уже имевшиеся гербы 33, Русский лев Великого княжества 30 Paproсki B. Herby ryсerstwa polskiego. Krak w, 1858 907. 3 1Bielski M. Kronika polska. Krak w, 1597. F. 14r. 32 Reсueil d armoiries polonaises. XVII si сle. F. 6v. B oth que nationale de Franсe. B oth que de l Arsenal. Ms 4. 33 См. Пчелов Е. В. Территориальная геральдика Московского царства в Ти тулярнике 1672 г. Вестник архивиста. 3, 202 1С. 665 674. Илл. 8. Герб воеводства Русского из книги Б. Папроцкого Е. В. Пчелов 6 1 Литовского, ставший Владимирским, мог получить в лапы крест, вместо не слишком выразительной горы, на которую взбирался. В остальном же включая и корону, по форме, очень близкую к короне льва в Русском гербе он весьма точно повторял изображение своего прототипа. Наконец, ещё одним источником, на котором, однако, отнюдь не счи таем возможным настаивать, теоретически могла служить западноевро пейская эмблематика. Так, например, в известном сборнике Символы и емблемата впер вые изданном в 1705 г. в Амстердаме, представлена эмблема 109 с восстающим львом, обращённым в правую сторону от зрителя, который держит в одной из передних лап скипетр лев не коронован илл. 9 34. Её латинский девиз Quis auferet переведён на церковнославянский как Кто у меня отимет или на русском Кто может его у меня отнять 35 Как известно, этот сборник эмблем опирался на эмблематические из дания Даниэля де ла Фея, увидевшие свет в Амстердаме в 1690 х гг. В книге де ла Фея Девизы и эмблемы, древние и новые, заимствован ные у наиболее известных авторов Devises et Emblemes Anсiennes et Modernes, tire s des plus сelebres Auteurs которая впервые была издана в 169 1г., находим аналогичную эмблему илл. 10 36. Латинский девиз тот же. Де ла Фей, в свою очередь, опирался на сборник эмблем, медалей, иероглифических фигур и монограмм французского гравёра Николя Веррьена, впервые изданный в Париже в 1685 г. Однако там аналогичная эмблема представлена в ещё более усечённом виде это львиная лапа, держащая скипетр, с тем же латинским девизом 37. Отсюда становится ясно, что привычный геральдический восстающий вид лев приобрёл 34 Символы и емблемата. Амстердам, 1705. С. 38 39. 35 Эмблемы и символы Вступ. ст. и коммент. А. Е. Махова. М., 2000. С. 98 99. 36 Devises et Emblemes Anсiennes et Modernes, tire s des plus сelebres Auteurs. Augspurg, 1699. P. 9, 7. 37 Verrien N. Reсueil d embl mes, devises, medailles, et figures hieroglyphiques, Au nombre de plus de douze сent, aveс leurs expliсations. Paris, 1696. Pl. XXXIX, 9. Илл. 9. Лев со скипетром. Символы и емблемата, 1705 г Илл. 10. Лев со скипетром. Из книги Д. де ла Фея, 169 1г. Владимирский лев 62 только у де ла Фея, а потому прото типом владимирского льва быть ни как не мог. Зато восстающий лев с крестом в лапах встречается в известном сборнике эмблем и импрез истори ка Якоба Типотия 1540 160 1чей труд Symbola Divina Humana Pontifiсum Imperatorum Regum впервые был издан в 160 1г. Среди импрез правителей разных госу дарств в этом издании представлена импреза короля Абиссинии Дави да, т. е. императора Эфиопии Дави да II. На ней изображён восстающий лев, обращённый вправо от зрите ля, который двумя передними лапами поддерживает стоящий на земле большой крест илл. Девизом служат слова Veritas persuadet т. е. Истина упорствует 38. Эта импреза воспроизводилась и в последующих изданиях труда Я. Типотия, и она изобразительно весьма напоминает вла димирского льва из Титулярника Мне видится, впрочем, что наиболее близкий аналог владимирскому льву это всё таки лев герба Русского воеводства. И по своему внешне му виду, и по короне на голове он очень близок своему владимирскому со брату. Этот путь заимствования кажется наиболее вероятным, учитывая, что целый ряд территориальных гербов Речи Посполитой вошёл, в т. ч. с некоторыми изменениями, в русскую титульную геральдику включая и ближайшего соседа владимирского льва киевского архангела Крест же в лапах льва мог появиться в контексте той христианизирующей тенденции, которая была в целом характерна для комплекса земельных гербов Титулярника 38 Typotius J. Symbola Divina Humana Pontifiсum Imperatorum Regum. T. 1 Praga, 160 1P. 60, Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пчелов Е.В. Владимирский лев: каково же его происхождение? (2024)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |