Чечулин П.И.
Две масонские печати из коллекции Ивановского историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2024)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании : Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г. М., 2024. С. 348-350
Аннотация: В настоящее время музейное собрание ИГИКМ насчитывает около 700 печатей (из них около 250 оттисков). Тематически их можно разделить на группы: 1) фабричные, производственные, деловые печати; 2) ведомственные гербовые; 3) печати-матрицы (книжные, церковные, для этикеток; 4) оттиски сургучные и восковые; 5) личные печати 19 века (с монограммой или гербовые) — этот вид представлен наиболее полно и художественно разнообразно.
Об авторе публикации/статьи:
Чечулин П.И.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 10876 знаков (с пробелами)
П Чечулин
зав. отделом Музей Первого Совета
ИГИКМ им. Д. Г. Бурылина
Две масонские печати из коллекции Ивановского
историко краеведческого музея им. Д Бурылина
В настоящее время музейное собрание ИГИКМ насчитывает
около 700 печатей из них около 250 оттисков Тематически их
можно разделить на группы 1фабричные, производственные, деловые печати 2 ведомственные гербовые 3 печати матрицы книжные, церковные, для этикеток 4 оттиски сургучные и восковые 5 личные печати 19 века с монограммой или гербовые этот
вид представлен наиболее полно и художественно разнообразно.
У нас мало данных о путях складывания этой коллекции. В основе её лежит собрание древностей и редкостей Д,Г. Бурылина 1852 1924 иваново вознесенского текстильного промышленника, мецената, основателя в 19 14 г. Музея Промышленности и Искусства. Известно, что уже в 1903 г. на своей первой иванововознесенской выставке в здании Женской профессиональной школы
он выставлял в том числе и коллекцию печатей до 100 штук Сохранились письма Брайны Мильман, владелицы магазина античных
и древних вещей в Санкт Петербурге, с которой Бурылин состоял в
переписке с 1894 по 19 12 годы ГАИО. Ф. 205. Д. 0 В одном из
писем она предлагает приобрести 25 интересных печатей разных Там же. Л. 29 в другом письме ещё 200 печатей Там же. Л. 34
Две масонские печати, связанные с биографией Ивана Гавриловича Колокольцева, ставшие объектом нашего рассмотрения, были
переданы в музей в 1930 г. В. А. Глоцким, его потомком в третьем
поколении. Речь идёт о резанной в камне личной печате матрице
с монограммой ИГК и о сургучном оттиске официальной печати
349
масонской ложи св. Георгия Победоносца, приложенной к грамоте.
В настоящее время эти две печати являются уникальными масонскими памятниками сфрагистики в коллекции ИГИКМ, несмотря
на то что в своё время масонская коллекция Бурылина считалась
одной из крупнейших более 1000 предметов однако в 1920 е 1930
е годы она была передана в Государственный Эрмитаж и Музей истории религии.
И Колокольцев 1790 1858 участник Отечественной
войны 18 12 г. и заграничных походов. До войны окончил Казанский
университет, но, будучи во Франции, обучался ещё в одном из парижских учебных заведений. В 1826 г. вышел в отставку в чине майора и поселился в своём имении Банево Тирибровской волости
Александровского уезда Владимирской губернии. Какое то время
служил по судебному ведомству, став надворным советником.
По воспоминаниям его сына, записанным и переданным в музей
в 1930 г. В. А. Глоцким, тот отличался своим либеральным духом
и отношением к крепостному праву отменил телесные наказания
для своих крестьян, треть из них отпустил на волю. В 18 17 г.
во Франции вступил в масонскую ложу св. Георгия Победоносца,
став вскоре её секретарём отвечал за правильность в проведении
ритуалов, был хранителем всех документов и печатей.
Печать личная двусторонняя с масонскими знаками и инициалами ИГК Сердолик в латунной оправе. 2,9х3,6 см. ИОКМ 3567.
Художественно символический план печати принадлежит, скорее всего, самому Ивану Колокольцеву характерен крайне насыщенный знаковый ряд, отсылки к ветхозаветным книгам. В то же
время печать отличается довольно примитивной работой резчика.
В верхней части матрицы на фоне расходящихся лучей изображение двух ветхозаветных скрижалей с обозначением десяти
заповедей символ божественного света, несущего людям истину.
Под скрижалями в рамке надпись Всему грозит время Два крыла,
справа и слева от рамки, также указывают на неземное происхождение мудрости, нисходящей свыше. За рамкой два христианских символа крест и копьё. В центре печати помещён целый набор масонских символов живой цветок возможно, намёк на ветвь акации,
символизировавшей Солнце, жизненную силу, бессмертие часы как вечность времени и одновременно его текучесть, кратковременность, бренность человека и его существования запечатанное
письмо идея тайного знания, доступного только избранным горящая свеча символ света, ясности, истины Визуальным центром
этой композиции является изображение гроба с надписью на нём Вот мой покой прикрывающего череп, амбивалентный в сво
350
ём значении образ атрибуты смерти должны указать на бренность
человеческого бытия и в то же время показать бесстрашие, презрение к смерти. По окружности матрицы надпись девиз Помни последняя твоя вовеки не согрешиши Во всех делах твоих помни
о конце твоем, и вовек не согрешишь Фраза взята из ветхозаветной Книги Премудрости Иисуса, Сына Сирахова 7 39 Характерно,
что в Русской православной церкви книга считается неканонической
и не богодухновенной хотя признаётся её полезность и назидательность Внизу монограмма ИГК На оборотной стороне в центре
монограмма ИГК и надпись вверху Божья сила с нами
Оттиск печати масонской ложи св. Георгия Победоносца.
Красный сургуч. D 4,5 см. ИОКМ 357 1
В центре изображение рукопожатия рукопожатие мастера
отличается тем, что конец большого пальца одного нажимает на место между пястно фаланговыми суставами среднего и безымянного
пальцев другого По окружности надпись ПЕЧ. ГЕОРГИЯ ПОБЕД. 58 17 Печать помещена в простую металлическую кустодию
и крепится георгиевской лентой к грамоте о производстве Ивана
Колокольцева в чин мастера maitre ложи св. Георгия Победоносца
в 18 18 г.
Создание ложи относится ко времени присутствия русских
войск во Франции после взятия Парижа в 18 15 г. Столицей Русской
Франции считался город Мобёж, и здесь в соответствии с модой того времени появилось сразу несколько масонских лож, основанных
выходцами из России. Образование ложи Георгия Победоносца
в разных источниках относится к 18 15 или 18 16 г. на грамоте Ивана
Колокольцева указана дата основания 18 16 58 16 год Даты 58 16
и 58 17 на печати также мифологические, связанные с представлением, что современные масоны унаследовали знание истины, впервые явленной ещё в 4 тыс. до н соответственно использовались
две системы летоисчисления от РХ и от света просветления
luсis
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Чечулин П.И. Две масонские печати из коллекции Ивановского историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|