Пчелов Е.В., Худин К.С.
Ода и герб М.М. Хераскова
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2024)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании : Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г. М., 2024. С. 275-277
Аннотация: Род Херасковых, к которому принадлежал выдающийся русский поэт и деятель просвещения Михаил Матвеевич Херасков (1733–1807) имеет валашские корни. Как сказано в «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи», он «происходит от бывших в древние времена в Княжестве Воложском Вельможами первых степеней, за коими в оном Княжестве состояло немалое недвижимое имение». Херасковы выехали в Россию при Петре Великом (по-видимому, в контексте тогдашних связей с Молдавией и Кантемирами), а уже в 1785 г. у старших братьев Михаила Матвеевича Александра и Петра имелся дворянский герб, который и был позднее (с некоторыми, несущественными для нашей темы изменениями) утверждён и внесён во вторую часть «Общего гербовника» (1798 г.).
Об авторах публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Худин К.С.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 8918 знаков (с пробелами)
Е Пчелов
к н., проф., зав. кафедрой ВИДиА ИАИ РГГУ
К Худин
к н., доц. ИАИ РГГУ
Ода и герб М Хераскова
Род Херасковых, к которому принадлежал выдающийся русский поэт и деятель просвещения Михаил Матвеевич Херасков 1733 1807 имеет валашские корни. Как сказано в Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи он происходит
от бывших в древние времена в Княжестве Воложском Вельможами
первых степеней, за коими в оном Княжестве состояло немалое недвижимое имение Херасковы выехали в Россию при Петре Великом по видимому, в контексте тогдашних связей с Молдавией
и Кантемирами а уже в 1785 г. у старших братьев Михаила Матвеевича Александра и Петра имелся дворянский герб, который и
был позднее с некоторыми, несущественными для нашей темы
изменениями утверждён и внесён во вторую часть Общего гербовника 1798 г
Щит этого герба разделён горизонтально на две части,
из коих в верхней в голубом поле изображены золотое Солнце, серебряная Луна, рогами обращённая в правую сторону и чёрный
Орёл с золотым на носу его Крестом, стоящий на золотом Драконе,
означенном в нижней части в красном поле
276
Совершенно очевидно, что в основу этого изображения был
положен хорошо известный герб Валахии. Зафиксированный,
по крайней мере, с конца XIV в. он представлял собой изображение
обернувшейся птицы с крестом над нею, а также полумесяцем
и звездой. Под птицей первоначально подразумевался ворон, который уже в XVII в. трансформировался в орла, в полном соответствии с идеей о римском происхождении румын. Орёл держал крест в
клюве и сидел на можжевеловой ветви, в более поздних вариантах
герба превратившейся в зелёную гору. Звезда также трансформировалась в солнце, и таким образом вместе с полумесяцем образовала вполне понятную и традиционную пару солнце и луна
Все эти фигуры и вошли в херасковский герб, подчёркивая валашское происхождение этого рода. Однако единственным и весьма
существенным отличием от валашского геральдического прототипа
стало наличие в гербе Херасковых дракона, на котором, собственно,
и стоял орёл.
Каким образом гора трансформировалась в дракона Трудно
в данном случае предположить некое визуальное сходство или непонимание незнание создателями герба, очевидно, самими Херасковыми, того, что изображалось в валашском гербе. Скорее, замена
фигуры была сделана сознательно возможно, и с целью достичь
отличия от самого валашского герба Вполне вероятно, что орёл
с крестом в клюве, стоящий на драконе, то есть таким образом попирающий его, мог символизировать превосходство или победу
христианства над иноверцами, в контексте истории Валахии и Молдавии над турками, под чьим протекторатом находились княжества. Сопряжение дракона с иноверцами мусульманами или язычниками к которым также могли причислять мусульман вполне
традиционно для европейской культуры, начиная с сюжета противоборства святого Георгия с драконом, и воплотилось в ряде визуальных образов, включая дракона на фантазийном флаге татарского цесаря представленном в ряде изданий рубежа XVII XVIII вв.
Такая трактовка, что примечательно, находит подтверждение
и в поэтическом творчестве самого Михаила Матвеевича. Так,
к возвращению Г Потёмкина с театра военных действий русскотурецкой войны в начале 179 1г. Херасков написал оду, а, точнее, Песнь его светлости князю Григорью Александровичу ПотемкинуТаврическому на знаменитые его подвиги противу Оттоманской
Порты В ней Потёмкин сравнивается с орлом Но князь Потемкин, как орел К Бендерам быстро прелетает, Перуны вслед перунам шлет И град к его стопам падет Орлы, парящи вкруг стадами, Покрыли падший град крилами Здесь явно имеется в виду не
277
двуглавый российский орёл, а одноглавый, римский держащий в
лапах пучки молний перуны Побеждённая Порта же сопоставляется с драконом Познав российский меч дракон Ползет в горах
пускает стон Себя которым исцеляет, Себя тем жалом уязвляет
И далее Но гордый мыслями Селим Глаголам праведным не
внемлет Еще вступается за Крым, Он дерзкое чело подъемлет
Взревел и в твердый Измаил, Как змий, главу свою сокрыл Но
храбрые с тобою россы Привыкли разрушать колоссы Змий, то
есть дракон символ врагов Христовых турок, побеждённых
российскими орлами под водительством главного орла Потёмкина. Эта бестиарная метафорика прямо перекликается с символикой герба самого Хераскова, что подтверждает возможность ранее
высказанной его интерпретации.
Примечательно и то, что боевые действия 1789 1790 гг., которыми руководил Потёмкин, велись, в том числе, и на территории
Молдавского княжества, а ставка князя находилась в Яссах, то есть
в соседнем с Валахией государстве, из которого родом были предки
Хераскова. Возможно, эта географическая локализация военного
противостояния России и Турции также могла обусловить обращение поэта к упомянутым символам, воплощённым, к тому же, и в
его гербе.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В., Худин К.С. Ода и герб М.М. Хераскова (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|