| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Прочие темы по геральдике › : Гладких Е.Б. Визуальная айдентика городов Русского Севера / 2023 | ||
Гладких Е.Б.
Визуальная айдентика городов Русского СевераБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2023. № 1 (54). С. 17-23. Аннотация: Визуальные идентификаторы городской культуры являют собой узнаваемые всеми образы, во многом ее маркирующие. Они отражают основные ценности и смыслы городской культуры, ее феномены, атмосферу. Выявление данных маркеров, анализ их изменений в исторической динамике, представляется важным вопросом не только для фиксации исторического и культурного своеобразия территорий и городов, но и для прогнозирования их развития в ближайшей и, возможно, дальней перспективе. В статье проводится анализ визуальной городской айдентики городов Русского Севера, включая образы исторической геральдики, а также современных брендов. Геральдические и брендовые образы рассмотрены как символическое отражение различных аспектов культуры, сохраняющие ее смысловое пространство и связь с традициями в контексте культурных преобразований. Об авторе публикации/статьи: Гладких Е.Б. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 55762 знаков (с пробелами)
17 УДК 7 0 1470. 12 17.022. 1 Е. Б. Гладких Визуальная айдентика городов Русского Севера Визуальные идентификаторы городской культуры являют собой узнаваемые всеми образы, во многом ее маркирующие. Они отражают основные ценности и смыслы городской культуры, ее фе номены, атмосферу. Выявление данных маркеров, анализ их изменений в исторической динами ке, представляется важным вопросом не только для фиксации исторического и культурного свое образия территорий и городов, но и для прогнозирования их развития в ближайшей и, возможно, дальней перспективе. В статье проводится анализ визуальной городской айдентики городов Рус ского Севера, включая образы исторической геральдики, а также современных брендов. Гераль дические и брендовые образы рассмотрены как символическое отражение различных аспектов культуры, сохраняющие ее смысловое пространство и связь с традициями в контексте культурных преобразований. Ключевые слова городская культура, образы Русского Севера, геральдические образы, терри ториальные маркеры, айдентика, визуальные идентификаторы Elena B. Gladkikh Visual identity of the сities of the Russian North Visual identifiers of urban сulture are reсognizable by all images, largely marking it. They refleсt the basiс values and meanings of urban сulture, its phenomena, and atmosphere. The identifiсation of these markers, the analysis of their сhanges in historiсal dynamiсs, is an important issue not only for fixing the historiсal and сultural identity of territories and сities, but also to prediсt their development in the near and possibly long term. The artiсle analyzes the visual urban identity of the сities of the Russian North, inсluding images of historiсal heraldry, as well as modern brands. Heraldiс and brand images are сonsidered as a symboliс refleсtion of various aspeсts of сulture, preserving its semantiс spaсe and сonneсtion with traditions in the сontext of сultural transformations. Keywords urban сulture, images of the Russian North, heraldiс images, territorial markers, identity, visual identifiers DOI 10.30725 26 19 0303 2023 7 23 Среди доминант современной культуры можно выделить следующие визуальную, информационно технологическую и урба нистическую. На стыке данных явлений и традиционных оснований культуры на ходится ключевая проблематика данной статьи. Любой город это больше, чем просто его физические границы. У каждого горо да есть свой живой характер, привычки и образ жизни, делающие его уникальным явлением культуры среди схожих по про странственной организации территориаль ных локаций. Для того чтобы подчеркнуть уникаль ность городов, привлечь к ним инвестиции, повысить привлекательность в глазах на селения, формируется узнаваемая айденти ка визуальные образы городов, которые отражают основные ценности и смыслы городской культуры, ее феномены, атмос феру, ассоциируемые с конкретным горо дом. Сегодня символический мир культуры обладает емкими и насыщенными изобра жениями, кодирующими крупные пласты историко культурной информации и позво ляющими достаточно быстро и эффективно ее транслировать. Визуальные идентифи каторы городской культуры представляют собой знакомые всем образы, во многом ее маркирующие. Выявление данных марке ров, анализ их изменений в исторической динамике включая изучение векторов ее смещений анализ их ценностных аспек тов, а также графических характеристик, представляются важными вопросами для изучения, формирования и дальнейшего прогнозирования развития территорий и городов. Кроме того, интерес представляет разработка технологий моделирования и конфигурирования визуальных идентифи каторов территориальных брендов, опре деляющих и транслирующих культурную специфику места. 18 Вестник СПбГИК 154 март 2023 Е. Б. Гладких Гуманитарная технология создания образа города родилась не сегодня. Одной из ранних форм своеобразного средоточия образов городской культуры, их сжатой визуальной конфигурацией, наделенной сакральными смыслами, стали геральди ческие символы, сохраняющие высокий статус и в настоящее время. Городские гербы в символических формах стали от ражать сакральные основы культуры опре деленной локации, главные исторические события, связанные с ней, ремесленно хо зяйственные основания жизни городского сообщества и другие аспекты. История российской городской гераль дики восходит к XVI в. времени появления первых территориальных символов. Наи более известными памятниками, содержа щими такие геральдические изображения, являются Большая печать Ивана Грозного 1570 х гг. с изображением 24 титульных эмблем территорий, составлявших Мо сковское царство, и Титулярник Алексея Михайловича Тишайшего 1672 г., вклю чавший уже 33 эмблемы. Отметим, что при составлении данных изображений не учитывались многие геральдические пра вила относительно символики цвета, фигур, линий, формы основного поля, да и сами символы, как утверждают исследователи, порой не несли идентификационного кода мест, а были скорее отражением образа мыслей и воззрений самого царя 1с. 16 1 но функционально выполняли роль визу ального маркера места основной функции территориального геральдического знака. Большинство этих эмблем отражало при родные или хозяйственные особенности княжеств и земель 2, с. 0 городскую же принадлежность имеют 18 изображений. В дальнейшем некоторые города сохрани ли преемственность этих образов. Среди них мы можем отметить и несколько горо дов Северо Западного региона это Бело зерск, геральдика которого содержит изо бражение рыб, Псков с так называемым барсом и Новгород Великий, герб кото рого напоминает эмблему Ивана IV лишь в очертаниях. Дальнейшее развитие российская ге ральдика получает в XVIII в. 1с. 172 когда повелением Петра I создается Герольдмей стерская контора во главе с Франсиско Санти. За основу при разработке гераль дических символов берутся либо титуль ные эмблемы предыдущих царств, либо составляются новые на основе анкетных данных, включавших сведения из истории города, географическом положении, основ ном виде хозяйственной деятельности, тра дициях и своеобразии народонаселения и прочих особенностях какими случаями, какие возможно сыскати 3 Данный пе речень анкетных пунктов свидетельствует о стремлении герольдмейстера в каждом конкретном случае создать визуальный символ, который в иносказательной форме передавал бы основные культурные доми нанты города и явился бы идентификато ром оного как для самих горожан, так и для всего государства в целом. По имеющим ся сведениям, данным ведомством было составлено 137 городских гербов, среди которых были и гербы некоторых горо дов Русского Севера, например Великого Устюга и Вологды. Именно к Петровскому периоду относится появление на Велико устюгском гербе Нептуна с двумя кувши нами и возникновение композиционной основы Вологодского герба выходящей из облака золотой руки с саблей, опираю щейся на державу. К этому же времени от носится Архангельский Архангел на коне, поражающий копьем дьявола и Каргополь ский Агнец, лежащий на пылающем костре. Цветовая символика данных изображений впоследствии тоже сохраняется в большей Вологда, Великий Устюг или меньшей Каргополь, Архангельск степени. В этот период данные изображения украшают знамена полков, расквартированные в городах, а позже учреждаются в качестве городских гербов. Наиболее активное развитие городов в России и повышение их роли приходит ся на эпоху Екатерины Великой, которая в 70 х гг. XVIII в. последовательно проводит городскую реформу, в ходе которой не только определяет формальные критерии города Жалованная грамота городам 1785 г. но и участвует в формировании городских геральдических образов. Импе ратрица высочайшими указами учреждает гербы многих городов, в емкой символи ческой форме отражающих исторические особенности, специфику хозяйственной деятельности жителей и другие аспекты. Позже, в середине XIX в. геральдист Борис Васильевич Бернгард Карл Кёне разра батывает системы украшений, символи зирующие особенности экономический и политической жизни города, составляет правила украшения территориальных гер бов разных уровней гербы приобретают 19 Визуальная айдентика городов Русского Севера единые геральдические контуры. Так, на пример, императорская корона венчала гербы столиц и губерний, а шапка Моно маха гербы древних русских городов. Андреевская лента с молотками помеща лась на гербы промышленных городов, а та же лента, но с двумя якорями на гербы морских портов. Гербы городов, которые специализировались на горном промысле, украшались кирками. В постреволюционный период гербы городов стали отражать ценности совет ского общества, проводя в жизнь новые идеи, пропагандируя новые идеалы, что выразилось посредством внедрения в городскую геральдику иных чем прежде образов и изобразительных элементов. Из гербов удаляются изображения корон, святых и других знаковых атрибутов цар ской и церковной власти. Их место занима ют символы советской власти звезда, серп и молот изображения достижений науки атомная орбита, колба техники шестер ни, наковальня, ткацкий челнок сельского хозяйства колосья и др. Многие городские гербы утрачивают элементы, несущие ин формацию об истории, традициях и хозяй ственных занятиях прошлого. Теперь в символах и эмблемах пропагандируются революционные завоевания и достижения советского народа, обозначается настоя щее и будущее города. Наиболее интен сивно герботворчество развивается в 60 е гг. XX в. проводятся конкурсы на лучший проект городского герба, утверждаются гербы новым молодым городам. В Северо Западном регионе герб появляется у Мур манска, Северодвинска, Кировска, позже у Котласа и других городов, которые выросли из производственных и рабочих поселков в местах добычи полезных ископаемых, транспортных узлов, судостроительных центров. Следуя общей тенденции, их изобразительные элементы отражают ос новные направления развития советского города, воспевают славу труду, советской промышленности, флоту, науке. Несколько особняком стоит герб Мурманска, в симво лах и цветовом решении указывающий на природное своеобразие северное сияние, море и традиционное для данной террито рии хозяйственное занятие ловля рыбы а современное на тот момент морское судно расширяет смысловое поле трудо вой деятельности в сторону судостроения и прокладки морских путей через северные моря. Старейшие города региона Архан гельск, Вологда, а также Петрозаводск утра чивают свои исторические гербы, получая взамен геральдические образы, в сюжетах которых присутствует отсылка к традициям у Петрозаводска кантеле, лента кружева в Вологодской символике, а корабль симво лизирует торговлю в Архангельском порту. В постсоветский период ситуация не сколько меняется. Возвращаются многие исторические геральдические символы. Яркое свидетельство тому гербы исто рических городов Русского Севера. Прак тически все они сегодня имеют в своей основе изначальные геральдические изо бражения, что во многом отражает высо кую актуальность исторических визуаль ных образов. Так, старейший из городов данного региона Архангельск, возникший вблизи Михайло Архангельского монасты ря в устье Северной Двины первое упоми нание в летописи 14 19 г. в основе своего современного герба имеет, как и прежде, сакральный символ изображение Ар хангела Михаила, попирающего дьявола. В основе герба Петрозаводска, основанного Петром I, как и прежде, символ градообра зующего ремесла производства изобра жение двух скрещенных металлических книппелей. На гербе Белозерска, как и ранее, красуются рыбы. Рыба является ос новным изображением нижней части герба Мурманска, наследуя екатерининскому гербу, дарованному первому городу Коль ского полуострова городу Кола. Держава и меч на гербе Вологды по прежнему отра жают его главные исторические предания о помощи неизвестных заступников в белых ризах и о намерении Ивана Грозного пре вратить город в столицу. Не только сами образы, но и цвето вое решение гербов призвано закрепить основные культурные доминанты города. В данном регионе традиционно исполь зуются синий, красный и золотой желтый цвета, символизирующие соответственно воду как основу хозяйственной деятельно сти, силу и мужество населения, богатство и величие городов. На современном этапе в контексте уско ренных процессов развития всех уровней и сфер культуры, с возрастанием роли инфор мационных потоков и визуальных образов в массовой культуре, визуальная айдентика городов получает импульс к развитию, вы ходя за рамки геральдической традиции. С учетом характерных особенностей ге ральдических образов их наследствен 20 Вестник СПбГИК 154 март 2023 Е. Б. Гладких ности статичности, неизменности, реалии времени требуют создания новых, более подвижных и динамичных форм террито риального маркирования, не только отра жающих и актуализирующих базисные цен ности, социокультурные характеристики и природные особенности территорий, но и стремящихся воплотить новые тенденции развития локаций. Основой такого марки рования стал территориальный бренд который направлен не только на создание инвестиционной привлекательности места, но и на актуализацию смыслов культуры через формирование чувства сопричаст ности и тождественности определенной историко культурной реальности 4, с. 6 Понятие территориального бренда уже прочно утвердилось в науке, научно популярной сфере, а также в массовой культуре, хотя его смысловая нагрузка все еще не вполне оформлена, что ведет к по явлению его различных интерпретаций. В профессиональной среде оно появилось в 2002 г., благодаря ведущему специалисту в данной области С. Анхольту. Разработан ный им комплексный подход на основе кон курентной идентичности включает шесть основных элементов территориального бренда среди которых можно выделить культуру, наследие, а также социокуль турный потенциал, обозначенный им как люди Культурные ценности он полагает основой формирования бренда места способного завоевывать сердца и умы миллионов людей 5, с. 23 Российские исследователи Д. В. Виз галов, Л. В. Смирнягин, В. Л. Глазычев, Л. В. Ковынева и другие указывают в ка честве одной из главных составляющих территориального бренда территориаль ную идентичность Согласно определе нию Л. В. Смирнягина, территориальная идентичность это чувство социальной общности с земляками по причине со вместного проживания на одной террито рии в данный момент или в прошлом 6, с. 2 149 Д. В. Визгалов характеризует го родскую идентичность как совокупность всех уникальных характеристик и смыслов, которыми обладает город и которые созда ются его культурной жизнью 7, с. 2 Территориальная идентичность во многом строится на самоотождествлении человека с различными аспектами социокультурной реальности и месторазвития в результа те возникает чувство слитности человека с культурой данного места, аксио и смыс лосферой, ментальным пространством 4, с. 7 языком, наследием и другими состав ляющими, что формирует чувство гордости, сопричастности судьбе родной террито рии города места. В связи с увеличением роли технологи ческой насыщенности современного про странства культуры многие города, иден тифицируя и позиционируя себя, все более активно используют графические и словес ные элементы в их композиционном и цве тографическом сочетании 8 передавая, таким образом, свою культурную специфи ку, основные ценности, идеи, устремления и достижения. В данном ракурсе визуаль ная айдентика областей и городов Русского Севера обнаруживает свое региональное своеобразие. В данной статье сопоставление исто рических Архангельск, Вологда и сравни тельно молодых Мурманск, Петрозаводск городов рассматривается на примере цве товой палитры, визуальных, графических и пиктографических символов и образов. Для более полной картины этот перечень дополнен одним из вербальных элементов айдентики слоганом. Выделение общих вневременных структур визуальной город ской айдентики, позволяющих не только отразить базисные ценности, но и стать основой для иллюстрации современных преобразований, строится на сравнении со временных брендов указанных городов с их исторической геральдикой. Геральдические и брендовые образы городов рассмотрены как символическое отражение различных аспектов культуры, как своеобразное сре доточие историко культурного прошлого и современных культурогенетических процес сов, сохраняющее смысловое пространство культуры и связь с традициями в контексте культурных преобразований. Одним из ключевых элементов айден тики, отражающей особенности вмещаю щего ландшафта, является цвет. Сопоста вив современные графические отражения территориальных брендов Мурманска, Петрозаводска, Архангельска, Вологды и их областей с гербами данных городов в их исторической перспективе, можно за метить, что основные цвета в обоих сфе рах синий, зеленый, золотой либо желтый и красный. В гербах отмечается некоторая закономерность чем дальше от морских побережий, тем больше теплых тонов на гербовом щите. Так, например, фон герба города Кола синий. Тот же цвет 2 1 Визуальная айдентика городов Русского Севера мы видим на гербе Мурманска к которому добавляется золотой, имеющий двойное значение богатство морей и полярный день. Фон герба Петрозаводска желтый с зеленым, Архангельска, соответственно, золотой, Вологды красный. Цвета осталь ных элементов имеют схожую тенденцию. Современные разработчики визуально го образа используют те же цвета, зача стую расширяя свою гамму, но оставаясь при этом в традиционном региональном спектре. Например, логотип Мурманска включает все указанные цвета, тогда как герб лишь синий и золотой. Некоторые территориальные бренды дополняются другими цветами, обозначающими связь с северной природой. Понятным и легко считывающимся является белый цвет и его символическое воплощение снежинка на логотипах Мурманска, Карелии, Архан гельска Наиболее стабильна в цветовом решении визуальная айдентика Вологды, в которой по прежнему красный остается доминирующим по сути единственным цветом, если исключить белый фон. Цветовые маркеры мест нередко про ецируются и в новых формах художествен ной культуры. Примером этому может слу жить возникновение в 70 х гг. прошлого века на базе Художественного объедине ния Надежда нового стиля росписи во логодской хохломы в которой холодный серебристо голубой цвет, характерный для природы Русского Севера, лег в основу росписи изделий из дерева. Таким обра зом, на основе традиционного происходит рождение нового, продолжающего транс лировать стержневые культурные ценно сти места. В подтверждение данного тези са можно привести еще один характерный для Русского Севера визуальный образ изображение кораблика. Он встречается на гербах, эмблемах, логотипах и прочих элементах визуальной айдентики многих городов данного региона. Изображение ва рьируется от небольшой лодки возможно, новгородской ушкуи через парусное судно к современной субмарине. Но главная идея символа остается постоянной море как ос новной ресурс, главное богатство региона. Этот символ активно используется населе нием с древних времен и в зависимости от исторических реалий дополняется разными смыслами торговый город порт или воен но морская база. При рассмотрении графических сим волов визуальной айдентики северных го родов также отмечается связь с природой и традицией. Так, логотип Архангельской области представляет собой стилизованное изображение Птицы Счастья так же, как и вологодский логотип. Но отличие двух об разов кардинально. Архангельская птица будто вырезана из дерева угловатая, устремленная ввысь, вызывающая ассо циации с шатровыми завершениями дере вянных церквей, хранящих культурный код края 9 а вологодская тонкая и изящная, отсылающая к традиционной кружевной вышивке. В символике Карелии и Петроза водска просматриваются пересекающиеся линии, порождающие ассоциации с кре стом наиболее сложным и многогранным символом. О многих новациях в развитии городов свидетельствуют пиктографические сим волы, связанные с новыми технологиями шестерня, гребной винт подводной лодки, субмарина новыми традициями визуаль ный символ Великого Устюга Дед Мороз новой архитектурой архангельская высо тка В высотке традиция и современность явно переплетаются. А. Б. Пермиловская в качестве транслятора культурного кода Русского Севера называет традиционную деревянную архитектуру 9 а высотка небоскреб советского времени та же ар хитектура, понятный символ края, только построенная на новом этапе развития куль туры региона. Она, предназначенная для проектных организаций, указывает движе ние к новым достижениям общества, имен но она символизирует историю и стремле ния советского и, видимо, постсоветского города. На марке 1984 г., выпущенной к 400 летию города, высотка изображена в качестве отличительного знака обновляю щегося Архангельска, сегодня же горожане называют ее одним из самых узнаваемых брендов. На основе сопоставления ключевых элементов визуальной айдентики городов Русского Севера, оперирующих к природ ному началу цветовая гамма, материал графических символов, обозначающих связь городской культуры с месторазви тием и традицией, выявлены некоторые маркеры, значимые для формирования региональной идентичности и устойчиво проецируемые в новых формах культуры. Среди них серебристо голубой цвет, являю щийся одним из основных цветов Русского Севера архитектурные образы, отражаю щие особые культурные доминанты данной 22 Вестник СПбГИК 154 март 2023 Е. Б. Гладких территории угловатые изображения, отсы лающие к деревянной архитектуре Русского Севера и архангельская высотка образы, связанные с водной стихией, отсылающие к основам хозяйственной деятельности реги она рыбы и речные суда и традиционным ремеслам края плавные линии некоторых изображений, напоминающие кружевные узоры вологодских мастериц В ходе анали за выявлена еще одна особенность обра зы и цвета, связанные с лесом, еще одним богатством региона, встречаются реже. Можно предположить, что этот ресурс в исторической перспективе начал осваи ваться не так давно и еще не приобрел на ассоциативном уровне статуса традиции. Рассматриваемые города Русского Се вера занимают сегодня активную позицию и используют различные методики и тех нологии при формировании визуальных маркеров культуры соответствующих лока ций. Одним из новых явлений стал слоган знак современности, минималистичное и емкое выражение, отражающее специфику городской культуры и дополняющее ее ви зуальные образы. Слоган Вологды Душа Русского Севера в подвижном логотипе Мурманска для слогана оставлена открытая строка, Петрозаводский же проект допол няется фразой объединяя пространство и время В этих словосочетаниях замет на актуализация смысловой ментальной модели Севера как территории открытой, ждущей, как и в прежние времена, своих открывателей активистов, и как места, бе режно хранящего свои традиции, места, где сплетаются прошлое и настоящее, традици онное и новое. Наибольшее число ассоциаций вы зывает слоган Архангельска Открытый Север передающий традиционную основу и устремленный в будущее. Город традици онно открыт для морской торговли открыт для освоения своих пространств в бытовом ключе открыт и радушен по отношению к путешественникам пилигримам, которые всегда могли рассчитывать на ночлег в любом поморском доме а сегодня открыт новым возможностям, новым идеям, новым проектам, эта открытость позиционирует город как место, нацеленное на активное развитие. Идея открытости присутствует прак тически во всех рассматриваемых горо дах. Мурманск демонстрирует свою от крытость через квадрат один из девяти своего логотипа, целенаправленно остав ленного пустым для расположения в нем пиктограммы, символизирующей одну из важных составляющих города корабля, якоря, северного сияния, рыбы, тюленя, ели, снежинки и т. д. Но в то же время сюда можно поместить любой знак, связанный с какой либо новой идеей проектом устрем лением. В проекте визуального образа Петрозаводска, несмотря на его общую замкнутость, разработчиком оставлен про граммируемый элемент в виде волновой линии, обращенной вовне со следующим пояснением при дифференциации бренда данный элемент может видоизменяться в соответствии с нужной смысловой нагруз кой символ воды, развития, фольклорный элемент и т. д. 10, с. 38 Направленность на традиционность и устои отражена в современной визу альной айдентике Вологодской области, графическим символом которой является замкнутый круг. Слоган тоже позициони рует территорию как нечто непреходящее и неизменное Душа Русского Севера Вспомним еще и то, что именно здесь про слеживается наибольшая стабильность в использовании как цветовой гаммы, в ко торой по прежнему применяются только красный и белый, так и в главном визуаль ном идентификаторе Вологодчины Птице Счастья, который отсылает нас к традици онной вышивке, а также к вологодскому кружевоплетению. Таким образом, рассмотренные особен ности визуального и вербального марки рования представленных городов Русского Севера на современном этапе складывает ся в довольно гармоничную и целостную в своем развитии картину отражения про странства культуры региона, в котором присутствует ценностно смысловое ядро, не только хранящее, но и культивирующее традиции, нацеленное на их сохранение и трансляцию. Кроме того, особое внима ние уделяется обновлению городской и региональной культур. Выраженная при верженность традиционным маркерам, например, транслируется брендом, слога ном, цветовым решением визуальной ай дентики Вологды. Айдентика современных проектируемых и утвержденных брендов Архангельска, Петрозаводска и Мурманска транслирует при бережном сохранении традиционных образов основ устремлен ность на развитие и открытость. Может возникнуть впечатление, что данное обсто ятельство напрямую связано с географиче 23 Визуальная айдентика городов Русского Севера ским фактором, данные города располо жены недалеко от моря, что способствует активному развитию культурных контактов и формирует открытый характер городской культуры в целом, тогда как Вологда нахо дится на значительном расстоянии от ос новных водных артерий и поэтому более традиционна и замкнута. Однако тот факт, что Петрозаводск никогда не был городом портом, несколько усложняет ответ на по ставленный вопрос. Формат данной работы позволил обо значить общий абрис поставленной про блемы, а также выявить некоторые осо бенности и общие тенденции, лежащие в основе формирования и развития визу альной айдентики городов Русского Севера. Удалось пунктирно проследить доминиру ющие векторы визуального маркирования культуры рассмотренных городов оно происходит на основе укорененных в куль турной памяти традиционных элементов как далекого, так и недавнего прошлого а также на основе новых аспектов культуры, которые способны не только вызвать эмо циональный отклик, но и мотивировать на создание новых модификаций и прочтений известных символов. Список литературы 1Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфра гистика и геральдика. Москва Высш. шк., 1974. 264 с. 2. Романова В. С. Модели формирования и практика конструирования бренда территории в российских регионах Государственное и муници пальное управление в XXI веке теория, методоло гия, практика. 20 16. 2 1С. 70 75. 3. О проекте Эмблемы, гербы, печати, флаги OGeraldike.ru Библиотека об эмблемах, гербах, печатях и флагах. URL http ogeraldike.ru about дата обращения 23.02.2023 4. Иконникова С. Н., Леонов И. В. Основные векторы самоотождествлений в формирова нии культурной идентичности Вестник Санкт Петербургского института культуры. 20 19. 2 39 С. 6 10. 5. Анхольт С., Хильдрет Дж. Бренд Америка мать всех брендов. Москва Добрая книга, 20 10. 232 с. 6. Смирнягин Л. В. О региональной идентич ности Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. Москва Смоленск, 2007. Вып. 17. С. 2 149. 7. Визгалов Д. В. Брендинг города. Москва Фонд Институт экономики города 20 55 с. 8. Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство утверждены приказом Роспатента от 3 2.09 197 Федеральный институт промышленной собственности офиц. сайт. URL https new.fips.ru to appliсants trademarks metod reс tojd.pdf дата обращения 23.02.2023 9. Пермиловская А. Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера. Екатерин бург Архангельск Ярославль, 20 13. 608 с. 10. Маркетинговый план развития при брежных территорий г. Петрозаводска. Кон цепция брендинга г. Петрозаводска. European neighbourhood and partnership instrument. сross border сooperation сities the Wates. Петрозаводск Verso, 20 12. 47 с. ил. Referenсes 1Kamentseva E. I., Ustyugov N. V. Russian sphragistiсs and heraldry. Mosсow Higher sсhool, 1974. 264 in Russ 2. Romanova V Models of formation and praсtiсe of сonstruсting a territory brand in Russian regions. State and muniсipal management in the XXI сentury theory, methodology, praсtiсe. 20 16. 2 170 75 in Russ 3. About the projeсt Emblems, сoats of arms, seals, flags OGeraldike.ru Library about emblems, сoats of arms, seals and flags. URL http ogeraldike. ru about aссessed Febr.23.2023 in Russ 4. Ikonnikova S. N., Leonov I. V. The main veсtors of self identifiсation in the formation of сultural identity. Bulletin of the Saint Petersburg State University of сulture. 20 19. 2 39 6 10 in Russ 5. Anho S., Hildreth J. Brand Ameriсa the mother of all brands. Mosсow Good book, 20 10. 232 in Russ 6. Smirnyagin L. V. About regional identity. Questions of eсonomiс and politiсal geography of foreign сountries. Mosсow S ensk, 2007. 17, 2 149 in Russ 7. Vizgalov D. V. сity branding. Mosсow Inst. for Urban Eсonomiсs Foundation, 20 55 in Russ 8. Guidelines for сheсking the deсlared designations for identity and similarity approved by order of Rospatent dated Deс. 3 12009. N 197. Federal Institute of Industrial Property offiс. website. URL https new.fips.ru to appliсants trademarks method reс tojd.pdf aссessed Febr.23.2023 in Russ 9. Permilovskaya A. B. сultural meanings of folk arсhiteсture of the Russian North. Ekaterinburg Arkhangelsk Yaroslavl, 20 13. 608 in Russ 10. Marketing plan for the development of the сoastal territories of Petrozavodsk. Branding сonсept for the сity of Petrozavodsk. European neighbourhood and partnership instrument. сross border сooperation сities the Wates. Petrozavodsk Verso, 20 12. 47 in Russ Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Гладких Е.Б. Визуальная айдентика городов Русского Севера (2023)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |