Кызласов И.Л.
Отличие тамговедения от геральдики
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Краткие сообщения Института археологии. 2022. № 269. С. 390-400.
Аннотация: Сбор и систематизация тамговых знаков археологами указывают на их лично-семейную принадлежность у каждого правящего рода Южной Сибири и Центральной Азии VIII-X вв.: Ашина, Яглокар, Кыргыз. К такой лично-семейной символике относятся и знаки рода Рюриковичей в Древней Руси. Геральдика изучает европейскую традицию, в ней гербы несут лишь признаки фамилии в целом и лишены отличий каждого члена рода. Тамговедение изучает семейные знаки, наделенные признаками лиц всех мужских поколений.
Об авторе публикации/статьи:
Кызласов И.Л.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 23710 знаков (с пробелами)
390
http doi.org 10.2568 1IARAS.0 130 2620.269.390 400
И. Л. Кызласов
ОТЛИЧИЕ ТАМГОВЕДЕНИЯ ОТ ГЕРАЛЬДИКИ 1
Резюме. Сбор и систематизация тамговых знаков археологами указывают на их
лично семейную принадлежность у каждого правящего рода Южной Сибири и Цен
тральной Азии VIII X вв. Ашина, Яглокар, Кыргыз. К такой лично семейной сим
волике относятся и знаки рода Рюриковичей в Древней Руси. Геральдика изучает
европейскую традицию, в ней гербы несут лишь признаки фамилии в целом и лише
ны отличий каждого члена рода. Тамговедение изучает семейные знаки, наделенные
признаками лиц всех мужских поколений.
Ключевые слова лично семейные тамги, Восточнотюркский, Уйгурский, Древ
нехакасский каганаты, Древняя Русь.
Дмитрий Николаевич Соколов в 1904 г. издал труд, ставший классическим.
На многочисленном материале, представленном и большой графической табли
цей, была установлена не широко бытовавшая в новое время у иных народов
племенная, родовая или сословная принадлежность, а строгая лично семейная
принадлежность впервые изученных башкирских тамг Наследник дома отца старший сын наследует и тамгу отца неотделенные сыновья и братья упо
требляют ту же тамгу, но после отделения от отца или старшего брата что всег
да случается, как только башкир женится изменяют тамгу При этом тамги
младших сыновей сохраняют тип отцовский и никогда не бывают всецело изо
бретенными вновь формами. Итак башкирская тамга передается по наслед
ству в неизменном виде старшему в роде и с некоторыми изменениями
младшим линиям Соколов, 1904. С. 17, 18, 100. Табл
В августе 202 1г. исполнилось 300 лет со дня обнаружения российской на
укой памятников так называемой древнетюркской рунической письменности.
В 172 1г. Д. Г. Мессершмидт встретил в Хакасии стелу, покрытую знаками са
мобытного енисейского письма. С тех пор выяснилось, что такие памятники 1Работа выполнена согласно Государственному заданию ИА РАН НИР НИОКТР 1220 200266 3.
39 1
И. Л. Кызласов
ставили у курганов князей VIII начала XI в. Согласно классическому древне
хакасскому обряду, камнеписные строки содержали слова горестного плача са
мого умершего. Потому в начале текста стояло имя покинувшего этот мир героя
и высекалась его личная тамга. Иногда называлось имя его отца и деда.
В 1950 е гг. Л. Р. Кызласов отыскал эпитафии отцов и сыновей, в одном
случае деда, отца и внука соответственно рунические памятники Е 3, Е 43
и Е 44 сопоставил их тамги и, поняв законы графических изменений знаков
по поколениям, к 1960 г. определил лично семейную принадлежность шести
групп таких символов. Тамги составили генеалогические древа отдельных ари
стократических семей до 6 7 поколений рис. 1Картографирование этих групп с дополнением образцов, вырезанных на скалах обрисовало на Верхнем Ени
сее земли шести наследственных владений IX X вв. и, доказывая родственные
связи, указало, откуда пришли в Туву князья основатели этих династий рис. 2 Кызласов, 1960 1965
Основу исследования составила замеченная Л. Р. Кызласовым особенность
древнехакасской эмблематики всякий раз сын сохранял форму отцовской тамги,
лишь дополняя ее одним элементом. Обычно это был новый штрих. Благодаря
проведенной типологии собранных знаков каждая новая тамга занимала свое
место в цепи поколений, а графический облик недостающих звеньев мог быть
надежно восстановлен рис. 1III, 6, V, 9
Так, совершенно независимо была открыта лично семейная принадлежность
тамговых знаков южносибирского Древнехакасского государства, отстоявшего
от названных башкирских материалов на тысячу лет и тысячи километров.
Вслед за Тувинской котловиной подобное изучение было проведено на зем
лях Среднего Енисея Кызласов, 20 19. С. 172, 173. Рис. 22 начато и в отноше
нии тамгового материала тюркоязычного населения Алтая и Монголии Кызла
сов, 2004. С 5, 6. Рис. 5 10 Тамговые знаки аристократического тюркского
рода Ашина, вырезанные на мемориалах Второго Восточнотюркского каганата 682 745 гг. в виде геральдических козликов, принадлежали к одной семейной
линии с Кюль тегином и Бильге каганом рис. 3 3, 4 и, изменяясь по уже из
вестному нам закону, показали тот же лично семейный характер, выстроив ро
дословное древо в 4 5 поколений. Эти генеалогические цепочки обнаружили
кровные связи и тем указали тамгу самого Эльтерес кагана, в 682 г. возродивше
го Восточнотюркское государство рис. 3 1
Тем же законам подчинялись и тамги Уйгурского каганата середины VIII
середины IX в. Каганская бутоновидная тамга венчает единственный памятник
стелу Моюн чура Баян чора рис. 4 I этим знаком сам владыка отметился
и на плите в Шивет Улане. Там же вырезал свой знак и его потомок, проявив
этим принцип графического развития лично семейных тамг через добавление
нового элемента к неизменному символу прямого предка. Из семьи, владевшей
другими тамгами в виде широкой дуги, происходили резчики двух памятных
стел Уйгурского каганата Терхинской и Моюн чура 50 60 е гг. VIII в Доба
вив к ним подобные знаки, вырезанные на скале Дэл ула, получаем тамги одной
семьи наследственных создателей орхонских стел в четырех поколениях, т. е.
не менее чем за столетие рис. 4 II Третий тип тамг круг с противолежащими
отводками. Самый сложный знак этого типа высечен позднее слева от каганской
392
КСИА. Вып. 269. 2022 г.
Рис. 1Изменения по поколениям I, II, III, V и VI групп древнехакасских
лично семейных тамг. Хакасско Минусинская и Тувинская котловины.
В рамке умозрительно восстановленные формы тамговых знаков.
По Л. Р. Кызласову Кызласов, 1965
393
И. Л. Кызласов
Рис. 2. Карта княжеств Тувинской котловины второй половины Х в.,
воссозданная по расположению лично семейных тамг. По Л. Р. Кызласову Кызласов, 1965
394
КСИА. Вып. 269. 2022 г.
Рис. 3. Тамговое древо династийного рода II Восточнотюркского каганата 1Унгету Шивет Улан, лев Онгин, скульптура мемориал Кюль тегина, скульптура
Асхете 2 Онгин, малая стела дважды балбал 3 стела Кюль тегина Кошо Цайдам III,
скульптура 4 стела Бильге кагана 5 форма, реконструируемая автором 6 Онгин, боль
шая стела 7 Кошо Цайдам III, скульптура. Составлено автором
395
Рис. 4. Тамги Уйгурского каганата
I стела Моюн чура, по Г. Рамстедту II знаки создателей младших орхонских надписей 13, 6 гора Дэл ула 4 Дэл ула и стела Моюн чура III развитие тамг третьего типа 0 скала с надписью Тэс I 2 4, 7, 8 воссоздаваемые знаки 5 Шарбулак I 9 стела
Моюн чура Составлено автором
396
КСИА. Вып. 269. 2022 г.
тамги на вершине той же стелы Моюн чура 759 760 г Гербовые знаки этой
семьи ныне представляют пять поколений рис. 4 III Ряд форм при этом могут
быть восстановлены, закономерно дополняя облик не найденных пока тамг.
Датировав и типологизировав древнехакасские тамги Тувы, Л. Р. Кызласов
отметил, что эти знаки являются личными и что их эволюция в своих осно
вах совпадает с классификационным принципом известных, распространен
ных в синхронное время X XII вв. на Руси княжеских знаков так называе
мых знаков Рюриковичей Принцип изменения последних по поколениям
четко характеризовался приведенными исследователем словами В. Л. Янина каждый знак должен состоять из двух разнородных частей знака пред
шественника и отпятныша одного или нескольких в зависимости от числа
наследников Необходимо учитывать по крайней мере следующие об
стоятельства 1связь знаков деда и внука должна быть эволюционно опо
средованной знаком отца 2 при большом числе наследников знаки младших
братьев основываются не только на отцовском, но и учитываются особенно
сти знаков старших братьев, во избежание возможного повторения Кызласов, 1960. С. 105 107 Янин, 1956. С. 3
Как видим, в отечественной исторической науке самостоятельно возникли
три центра изучения тамгообразных гербовых знаков 1Давнее отслеживание
и поименное определение древнерусских родовых и лично родовых знаков Рю
риковичей 2. Разработанное к 1960 г. тамговедение княжеских семей Древнеха
касского государства, на деле установившее существование общих закономер
ностей в раннесредневековых аристократических гербовых системах Второго
Восточнотюркского и Уйгурского каганатов научной области, развивающейся
ныне 3. Сформированные к 1904 г. основы эмблематики, до ХХ в. бытовавшей
в традиционной культуре башкирского народа.
Как выяснилось, лично семейный статус и закономерности изменения на
следственных аристократических знаков в раннесредневековых государствах
Южной Сибири, Центральной Азии и Восточной Европы были одинаковы.
Это положение очевидно каждому систематику, обработавшему большую
серию знаков и подвергшему ее сравнительно типологическому анализу. Иску
шенный специалист, составивший наиболее полную современную сводку зна
ков Рюриковичей рис. 5 заключает Социально престижный изобразитель
ный символ в виде двузубца из которого развился трезубец. И. К. не был
принесен первым династом из за моря, а появился уже в Восточной Европе. Я не исключаю, что тип социально престижного изобразительного симво
ла в форме двузубца был заимствован Рюриком именно от Хазарского каганата Белецкий, 20 12. С. 458
Ареал такой лично семейной традиции в целом, согласно имеющимся дан
ным, увязывается со степной и лесостепной зоной Евразии. По видимому, не
случайно кардинально отличаясь от рыцарских эмблем Западной Европы, не
изменно сохранявших не имевший персональных признаков первоначальный
облик рис. 6 1графически простые тамговидно изменяющиеся фигуры про
никают в символику шляхетских гербов Польши рис. 6 2, 3
Геральдика как особая историческая дисциплина выросла на западноевро
пейской средневековой основе и поныне исповедует принципы ее фамильной
397
И. Л. Кызласов
Рис. 5. Древняя Русь. Знаки Рюриковичей IX XI вв. По С. В. Белецкому Белецкий, 20 12
398
КСИА. Вып. 269. 2022 г.
Рис. 6. Польские гербы 1западноевропейского типа 2 3 с проникновением тамговых мотивов. По Т. Гайлу Gajl, 2007 1
2
3
399
И. Л. Кызласов и в этом смысле родовой символики, не носящей личных признаков владельца
герба. Не смешивая разные научные понятия, следует, вероятно, выделять и осо
бую источниковедческую область тамговедение, ту сферу степной и лесостеп
ной символики Евразии, которая в раннем средневековье строилась на других
принципах выделения лично семейных знаков, характеризующих каждого сво
бодного члена любой фамильной линии.
ЛИТЕРАТУРА
Белецкий С. В., 20 12. Древнейшая геральдика Руси Повесть временных лет Пер. Д. С. Лихаче
ва, О. В. Творогова. СПб. Вита Нова. С. 43 1463.
Кызласов И. Л., 2004. Удаль витязя и благочестие попа Шаханшах Варахран I, пророк Мани и ру
нические надписи горы Дэл Ула в Монголии Памятники археологии и древнего искусства
Евразии сб. ст. памяти В. В. Волкова Отв. ред. А. Н. Гей. М. ИА РАН. С. 104 122.
Кызласов И. Л., 20 19. Археологические признаки государственного межевания. Методическое
значение южносибирской медиевистики Генуэзская Газария и Золотая Орда. Т. 2. Памяти
Г. А. Фёдорова Давыдова Отв. ред. С. Г. Бочаров, А. Г. Ситдиков. Казань Кишинев Stratum
Plus. С. 157 177.
Кызласов Л. P., 1960. Новая датировка памятников енисейской письменности СА. 3. С. 93 120.
Кызласов Л. Р., 1965. О датировке памятников енисейской письменности СА. 3. С. 38 49.
Соколов Д. Н., 1904. О башкирских тамгах. Оренбург. 100 с. Труды Оренбургской ученой архив
ной комиссии вып. XIII.
Янин В. Л., 1956. Княжеские знаки суздальских Рюриковичей КСИИМК. Вып. 62. С. 3 16.
Gajl T., 2007. Herbarz polski od redniowieсza do XX wieku. Gda sk L L. 543 s.
Сведения об авторе
Кызласов Игорь Леонидович, Институт археологии РАН, ул. Дм. Ульянова, 19, Москва, 7292, Россия e mail kyzlasovil mail.ru
I. L. Kyzlasov
DIFFERENсES BETWEEN TAMGA SING STUDIES AND HERALDRY
Abstraсt. сolleсtion and systematization of tamga signs by arсhaeologies show that
tamgas, suсh as Ashina, Yaglokar, Kyrgyz, belong to individuals or families in eaсh
ruling сlan of southern Siberia and сentral Asia during the 8th 10th сenturies. Tamgas
of the Ryurik dynasty in Medieval Russia also refer to suсh personal and family symbols.
Heraldry explores the European tradition where the сoats of arms сarry only symbols
of the entire family, without displaying distinсtive features of eaсh member of the сlan.
Tamga sign studies foсus on family symbols that have signs of speсifiс persons of all
male generations.
Keywords personal and family tamgas, East Turkiс, Uigur and Anсient Khakas khaganates,
Medieval Russia.
400
КСИА. Вып. 269. 2022 г.
REFERENсES
Beletskiy S. V., 20 12. Drevneyshaya geral dika Rusi The earliest heraldry of Russia Povest vremennykh
let The Book of Annals D Likhaсhev, O. V. Tvorogov, transl. St. Petersburg Vita Nova,
pp. 43 1463.
Kyzlasov I. L., 2004. Udal vityazya i blagoсhestie popa Shakhanshakh Varakhran I, prorok Mani
i runiсheskie nadpisi gory Del Ula v Mongolii The prowess of the knight and the piety of the priest Shahanshah Varahran I, the Prophet Mani and runiс insсriptions of Del Ula Mountain in Mongolia
Pamyatniki arkheologii i drevnego iskusstva Evrazii Monuments of arсheology and anсient
art of Eurasia A. N. Gei, ed. Mosсow IA RAN, pp. 104 122.
Kyzlasov I. L., 20 19. Arkheologiсheskie priznaki gosudarstvennogo mezhevaniya. Metodiсheskoe
znaсhenie yuzhnosibirskoy medievistiki Arсhaeologiсal indiсations of state surveying. Methodologiсal
signifiсanсe of South Siberian medieval studies Genuezskaya Gazariya i Zolotaya Orda Genoese Gazaria and the Golden Horde 2. Pamyati G. A. Fedorova Davydova G. Boсharov,
A. G. Sitdikov, eds. Kazan Kishinev Stratum Plus, pp. 157 177.
Kyzlasov L. R., 1960. Novaya datirovka pamyatnikov eniseyskoy pis mennosti New dating of monuments
of the Yenisei sсript SA, 3, pp. 93 120.
Kyzlasov L. R., 1965. O datirovke pamyatnikov eniseyskoy pis mennosti On dating of monuments
of the Yenisei sсript SA, 3, pp. 38 49.
Sokolov D. N., 1904. O bashkirskikh tamgakh On Bashkir tamgas Orenburg. 100 с. Trudy Orenburgskoy
uсhenoy arkhivnoy komissii, XIII.
Yanin V. L., 1956. Knyazheskie znaki suzdal skikh Ryurikoviсhey Prinсely signs of the Suzdal Ryurikoviсhs
KS K, 62, pp. 3 16.
About the author
Kyzlasov Igor L., Institute of Arсhaeology Russian Aсademy of Sсienсes, ul. Dm. Ulyanova, 19,
Mosсow, 7292, Russian Federation e mail kyzlasovil mail.ru
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Кызласов И.Л. Отличие тамговедения от геральдики (2023)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|