| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Территориальная символика России (города и регионы) › : Рахимов Р.Н., Уразова А.И., Фролова И.В. Геопарк «Торатау»: символы и смыслы территориальной геральдики в исторической проекции / 2023 | ||
Рахимов Р.Н., Уразова А.И., Фролова И.В.
Геопарк «Торатау»: символы и смыслы территориальной геральдики в исторической проекцииБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Центр и периферия. 2023. № 1. С. 72-79. Аннотация: В статье рассматривается отражение уникальных объектов естественной истории, имеющих историко-культурное значение, обладающих сакральными свойствами для башкир в территориальной геральдике муниципальных районов Башкортостана, вошедших в геопарк «Торатау». Толчком к развитию территориальной символики в России стало принятие в 2003 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для Башкортостана дополнительным фактором геральдического осмысления территории явилась подготовка к торжествам, посвященным 450-летию добровольного вхождения региона в состав России. Отсутствие традиций геральдики в общественном сознании, символический субъективизм местных элит были уравновешены творчеством художников и работой Комиссии по государственной символике при Президенте Башкортостана. Геральдика Стерлитамакского, Ишимбайского, Гафурийского, Мелеузовского районов включила в себя главные символы местности, подчеркнула связь ландшафта и природных феноменов с историей. Об авторах публикации/статьи: Рахимов Р.Н. Уразова А.И. Фролова И.В. Просмотр публикации в формате PDF: › Рахимов Р.Н., Уразова А.И., Фролова И.В. Геопарк «Торатау»: символы и смыслы территориальной геральдики в исторической проекции
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 52238 знаков (с пробелами) ETHNIс AND сULTURAL WORLD Т. 18, 12023 УДК 908 EDN сHALMK Научная статья ГЕОПАРК ТОРАТАУ СИМВОЛЫ И СМЫСЛЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГЕРАЛЬДИКИ В ИСТОРИЧЕСКО Й ПРОЕКЦИИ Р. Н. Рахимов А. И. Уразова, И. В. Фролова Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Россия rakhimovrn mail.ru Рахимов Р. Н., Уразова А. И., Фролова И. В., 2023 Аннотация В статье рассматривается отражение уникальных объектов естественной истории, имеющих историко культурное значение, обладающих сакральными свойствами для башкир в территориальной геральдике муниципальных районов Башкортостана, вошедших в геопарк Торатау Толчком к развитию территориальной символики в России стало при нятие в 2003 г. Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе дерации Для Башкортостана дополнительным фактором геральдического осмысления территории явилась подготов ка к торжествам, посвященным 450 летию добровольного вхождения региона в состав России. Отсутствие традиций геральдики в общественном сознании, символический субъективизм местных элит были уравновешены творчеством художников и работой Комиссии по государственной символике при Президенте Башкортостана. Геральдика Стерли тамакского, Ишимбайского, Гафурийского, Мелеузовского районов включила в себя главные символы местности, под черкнула связь ландшафта и природных феноменов с историей. Новые гербы интуитивно вобрали в себя архетипиче ские начала тамги, птицы, орнамент уходя корнями в древность, формируя проекцию прошлого в настоящее. Совре менность Башкортостана отразилась в гербах в виде символов, связанных с развитым сельским хозяйством, добычей нефти, организацией здравницы на источниках минеральных вод, она подчеркнута динамикой летящих птиц, бегущей воды, символизируя неуклонный рост. В этом случае герб становится не только символом территории, но и носителем ее смыслов, выстраивая их иерархию. Семантика геральдических символов, их современное прочтение делая и акцент на гармонии с природой позволяет оценить геральдическую традицию Республики Башкортостан, выявить новизну связь объектов естественной истории с культурным кодом, историческим наследием, репрезентацией синтеза есте ственной истории и общественного сознания в современной социокультурной среде. Ключевые слова естественная история, геральдика, Башкортостан, геопарки, геопарк Торатау историко куль турное наследие Благодарности авторы благодарят доктора исторических наук Б. А. Азнабаева за помощь в подготовке статьи. Для цитирования Рахимов Р. Н., Уразова А. И., Фролова И. В. Геопарк Торатау символы и смыслы территори альной геральдики в исторической проекции Центр и периферия. 2023. Т. 18, 1С. 72 79. EDN сHALMK ETHNIс AND сULTURAL WORLD 73 сENTER AND PERIPHERY. Vol. 18, No. 12023 Инновационной формой организации современных экотерриторий являются геопарки, два из которых Янган Тау и Торатау созданы в Республике Баш кортостан, одном из крупных субъектов Российской Федерации. Геопарк Янган Тау включен в Сеть гло бальных геопарков ЮНЕСКО, а геопарк Торатау, на ходящийся в процессе номинирования на включение в сеть, имеет статус стремящегося Геопарк это не только территория, объединяющая геологические и природные объекты международного значения, это и ее нематериальное наследие. Наиболее ярко визу ализировать культурно историческое наследие наро дов, проживающих на территории геопарка, а также достойные внимания объекты естественной истории позволяет территориальная муниципальная гераль дика. Она призвана связывать настоящее с прошлым, транслируя в знаковой форме как культурные сим волы, так и природные объекты, определяющие осо бенности и или уникальности той или иной местности. История создания гербов муниципальных образований геопарка Торатау Геопарк Торатау название получил благодаря одноименному шихану Торатау, что в переводе с тюркского означает крепость гора административ но находится на территории Ишимбайского, Стерли тамакского, Гафурийского и Мелеузовского районов Республики Башкортостан. До 1930 х гг. его совре менная территория входила в Стерлитамакский уезд, с 19 18 г. Стерлитамакский кантон, которые не име ли геральдической традиции. Оформление территориальной символики райо нов, вошедших впоследствии в геопарк Торатау началось в 2005 2006 гг., в преддверии празднова ния 450 летнего юбилея добровольного вхождения Башкирии в состав России. В связи с этим руковод ством республики было принято решение о разра ботке и утверждении гербов и флагов городов и рай онов 2 Старые гербы городов сохранили, а для боль шинства муниципальных образований разработали новые. Необходимо отметить, что герботворческая инициатива властных структур реализовывалась в ситуации отсутствия традиций геральдики и отчасти субъективистских представлений о символике со стороны местных элит, отразивших, тем не менее, природную и историко культурную специфику ка ждой территории. Гербы Гафурийского и Мелеузовского районов разрабатывались художником С. М. Гилязетдиновым автор большинства гербов муниципальных образо ваний Башкортостана Ишимбайского района Р. Р. Кадыровым, Стерлитамакского А. Ф. Усмано вым. Гафурийский район уже имел свой герб, разра ботанный его уроженцем И. Г. Шаяхметовым, однако к тому времени прежний герб вызывал нарекания, поэтому разработка нового была предложена друго му художнику. Практику геральдических работ име ли С. М. Гилязетдинов и И. Г. Шаяхметов 12, с. 98 Р. Р. Кадыров профессиональный художник жи вописец, информацию об А. Ф. Усманове, авторе гер ба Стерлитамакского района, авторы не обнаружили 12, с. 150 Выбор художника имел особое значение, поскольку, по мнению местных элит, правильный герб мог создать либо уроженец района, либо его житель, либо художник, находящийся в творческом контакте с руководством района. Художники разрабатывали гербы, которые затем обсуждались и утверждались на заседании Совета муниципального района. На этом этапе в процесс включались глава района и представители местных элит члены Совета муниципального района, имени тые выходцы из района, работники администрации Затем проекты гербов обсуждались на заседании Комиссии по государственной символике при Прези денте до 20 15 г. в настоящее время Глава Республики Башкортостан. После рекомендации комиссии гербы рассматривались на сессии Курултая Госу дарственного собрания Республики Башкортостан Законодательное собрание субъекта Федерации Утвержденные гербы направлялись в Геральдиче ский совет при Президенте Российской Федерации для согласования и внесения в Государственный геральдический регистр. Герб Стерлитамакского района был утвержден решением Совета муници пального района 10 июля, Ишимбайского 14 июля, Гафурийского и Мелеузовского районов 18 июля 2006 г. 2 Территориальная символика в гербах муниципальных образований геопарка Торатау Гербы Ишимбайского, Стерлитамакского, Гафу рийского и Мелеузовского районов Республики Баш кортостан представляли собой, как мы уже отмеча ли, не только полет фантазии художника, но и ре зультат коллективного творчества. Символика гербов соединяла в себе представления местных элит о том, как презентуется данная территория с учетом ло кальных историй, с одной стороны, и реакцию на эти представления со стороны региональной власти с другой процесс контролировал аппарат Курултая Особое значение имели геральдические поправки, поступавшие со стороны Комиссии по государствен ной символике при Президенте Республики Башкор тостан и Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Геральдический контроль позволил успешно ре ализовать представления местных элит и региональ ной власти в рамках геральдических правил. Это демонстрируют описания блазоны гербов в зеленом поле с лазоревой оконечностью, окаймленной серебряным волнисто выщербленным поясом, семь золотых хлебных колосьев, сложенных веерообразно герб Стерлитамакского района Т. 18, 12023 74 ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ МИР в зеленом поле с золотой вогнутой наподобие плоской двуглавой горной вершины, окаймленной се ребром главой серебряный летящий сокол с червленым клювом и черными глазами, сопровожден ный внизу золотым диском, окаймленным бегущими против хода солнца волнами, обремененным таким же черным диском, на котором золотая тамга баш кирского рода Юрматы герб Ишимбайского района в серебряном поле с зелеными боковиками, окантованными бегущими вниз волнами, лазоревый фонтан, бьющий из лазоревого овала, в оконечности обремененного серебряным знаком, представляющим собой соединенные тамги башкирских родов Табын и Юрматы герб Гафурийского района в зеленом поле с лазоревой, волнисто выщер бленной оконечностью, окантованной серебром и увенчанной бегущими вправо серебряными волнами, сидящий вправо обернувшийся серебряный сокол с червленым клювом, сопровождаемый во главе золо тым соцветием курая герб Мелеузовского района 2, с. 162, 198, 234, 262 Противоречивость представлений о локальных историях проявилась в обоснованиях символики, сформулированных местными элитами. Так, напри мер, в Стерлитамакском районе считали, что баш кирские роды, в том числе Юрматы, формировались на его территории в XIII в., а соседний Ишимбайский район относил заселение своей территории башки рами рода Юрматы к IX в. 2, с. 200, 264 Башкиры Ишимбайского района разводили скот, занимались охотой и бортничеством, а Стерлитамакского уже выращивали рожь и овес, ячмень и просо, пасли на пастбищах скот. Исторической действительности в большей степени соответствовала версия Ишимбай ского района. Необходимо подчеркнуть, что на представления местных элит в отношении геральдических цветов повлияла интервенция псевдонауки в культуру и об щественное сознание сонники, энциклопедии сим волов оккультизм, распространившиеся в 1990 е гг Так, зеленый цвет символизировал у Стерлитамак ского района жизнь, плодородие, благополучие, изо билие у Ишимбайского вечное обновление жиз ни, богатство и красоту родного края у Гафурий ского изобилие, радость, покой и мир 2, с. 164, 200, 264 Лазоревый цвет у Стерлитамакского райо на ассоциировался с честью, преданностью, целеу стремленностью, искренностью и добродетелью а у Гафурийского и Мелеузовского отображал водные объекты 2, 164, 236 Золото считалось в Стерлита макском районе символом высшей ценности, богат ства, величия, постоянства, прочности, силы, вели кодушия в Ишимбайском богатства и обилия природных ресурсов, щедрости земли и души чело веческой 2, с. 164, 200, 264 Серебро в Стерлитамак ском районе это символ искренности, благород ства, чистоты, веры, мира в Гафурийском веры, духовности, благородства, чистоты и искренности в Мелеузовском веры, чистоты, искренности, бла городства 2, с. 164, 236, 264 Следует подчеркнуть, что в традициях геральди ки, с которыми не всегда были знакомы представи тели местной власти, предпочтение серебра золоту Герб Стерлитамакского района Республики Башкортостан сoat of arms of Sterlitamaksky distriсt of the Republiс of Bashkortostan URL https geraldika.ru s 19228 Герб Ишимбайского района Республики Башкортостан сoat of arms of the Ishimbaysky distriсt of the Republiс of Bashkortostan URL https geraldika.ru s 19 165 сENTER AND PERIPHERY. Vol. 18, No. 12023 ETHNIс AND сULTURAL WORLD 75 Общетюркские элементы в данных гербах пред ставлены орнаментом кускар и использованием серебра. Орнамент кускар бараньи головы, травы известен с древних времен у башкир, казахов и киргизов 1с. Неслучайно он обрамляет овальный щит герба Республики Башкортостан. Кускар в данном случае позиционирует принадлежность башкир к тюркской языковой группе и культуре 2, с. 24 Герб Мелеузовского района с изображением се ребряного сокола говорит о том, что на его террито рии проживают башкирские роды Кипчак, Юрматы и Тамьян. Взлетающий сокол символизирует сегод няшнее позитивное развитие района, стремление к прекрасному будущему, трудолюбие 2, с. 236 Зо лотое соцветие курая символ единения народов Республики Башкортостан. Лазоревая оконечность отсылка к рукотворному водному объекту, Нугуш скому водохранилищу. Серебряный пояс в виде башкирского национального орнамента кускар сим волизирует развитое земледелие 2, с. 236 Одно временно кускар выступает общетюркским куль турным кодом, соединяясь с таким же в гербе Гафу рийского района. Исторически район р. Нугуш выступал в качестве рубежа владений рода Юрматы. В их шежере отме чено Земли, оставшиеся от бежавших ногайцев, нижайше попросив, взяли себе. Царь пожаловал зем ли в верховьях реки Белой граница Нугуш, в низо вьях Кукуш, с впадающими в эти реки с обеих сто рон речками и степями, горами и скалами 6, с. 33 Сегодня водохранилище, созданное на р. Нугуш в имело исторически обусловленное значение. Тради ционно в Передней Азии, Туркестане, на Кавказе серебро ценилось выше золота. Декоративные эле менты уздечки и оружия, мужские пряжки на рем нях, женские украшения браслеты, мониста, нагруд ники и головные уборы с монетами символизиро вавшие статус и богатство, изготавливались исключительно из серебра. В то же время, несмотря на погрешности гер ботворчества, необходимо отметить, что местные элиты и художники достойно справились с постав ленной задачей. Гербы отразили те природные объ екты, которые являются сакральными либо давно стали визитной карточкой местности, смогли соеди нить территорию с историческим прошлым посред ством универсальных символов башкирские тамги, орнамент кускар использование серебра в качестве геральдического металла Историко культурное наследие башкир в геральдической символике геопарка Торатау Новацией в герботворчестве Республики Башкор тостан в 2005 2006 гг. было массовое включение в гербы башкирских тамг тамга знак родовой собственности связавших территорию с историче ским расселением конкретных башкирских родов. Напомним, что тамга представляет собой один из древнейших символов, принесенных на Южный Урал из Передней Азии иранскими племенами 10 Тем не менее, сами башкиры считали, что тамги башкир ским родам были пожалованы Чингисханом После этого Чингисхан тем бекам, которые отыскали его, и другим бекам раздал земли с народом, возвысил их. После Чингисхан каждому из этих беков раздал тамгу, птицу, дерево, оран, поставил их во главе раз ных народов 13, с. 260 Неудивительно, что на фоне возросшего в пост советский период интереса к исторической самоиден тификации народов России тема родовой принадлеж ности и олицетворявшей ее тамги стала приобретать популярность. Это отразилось и в гербах районов, вошедших впоследствии в геопарк Торатау У Ишимбайского района на гербе изображена тамга рода Юрматы, у Гафурийского соединенная, двух родов Табын и Юрматы. Наряду с тамгой симво лом башкирских родов в гербах присутствует свя щенная птица серебряный сокол. У Ишимбайско го района он олицетворяет род Юрматы, с уточнением, что это кречет шонкар у Мелеузовского вы ступает как родовая птица юрматынцев, кипчаков, тамьянцев 2, с. 164, 200, 236 Вместе с тем сокол является онгоном онгон дух предка семьи или рода, его культовое изображение в культуре мон гольских и тюркских народов рода Тангаур 13, с. 26 1 У тамьян родовой птицей является ворона, а у рода Кипчак орел 13, с. 262 Герб Гафурийского района Республики Башкортостан сoat of arms of the Gafuriysky distriсt of the Republiс of Bashkortosta URL https geraldika.ru s 19 157 Т. 18, 12023 76 ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ МИР 1967 г., является излюбленным местом отдыха жите лей Башкортостана и соседних Оренбургской и Че лябинской областей. Объекты естественной истории в территориальной геральдике геопарка Торатау Гербы Ишимбайского, Гафурийского и Мелеузов ского районов в равной степени включают символы историко культурного наследия и объектов есте ственной истории. На гербе Ишимбайского района изображена гора Торатау, ковыльная степь, отмечен факт начала добычи нефти, открытой в 1932 г. Серебряный сокол и башкирская тамга в солярном зна ке это культурные коды, апеллирующие к истории башкир юрматынцев. Объединительным элементом является солярный знак, непрерывность которого круг воплотила дружбу и солидарность многонаци онального народа, живущего в районе 2, с. 200 Основной символ герба гора Торатау Тратау уникальный геологический объект всемирного зна чения, памятник природы и истории, давший назва ние геопарку. Торатау представляет собой конусовид ную гору останец, сложенную известняками рифо вого происхождения древнего Пермского моря, возраст которой составляет 285 млн лет. Помимо этого, гора Торатау это уникальное место памяти башкирского народа. Академик И. И. Лепехин, впер вые обследовавший гору в 1770 г., отметил сразу не сколько важных для местного населения свойств этого места. Во первых, сакрализация Торатау была характерна только для башкир. Другие представи тели тюркских мусульманских народов края считали почитание башкирами горы предрассудком, достой ным осмеяния 7, с. 32 Отношение к Торатау в XVIII в. выступало как своего рода критерий этнического разграничения. Во вторых, важным указанием ака демика было замечание, что, по словам башкир, много о сей горе написано в книге Чингиз По мнению М. Х. Надергулова, проанализировав шего литературное наследие просветителя Г. М. Ки икова, у башкир существовал свой вариант литера турной истории о Чингисхане 9, с. 56 О том, что эта башкирская версия довольно сильно отличалась от Сокровенного сказания и Золотой тетради отме чал и В. И. Даль Башкиры считают, что не только далекий предок Чингисхана был зачат чудодействен ным образом, но и сам создатель империи рожден вдовой Алангу, которую также посетил луч солнца и возвратился от нее серым волком с конскою гри вою 4, с. 173 В башкирском варианте отмечено, что у горы Торатау жила Гулямалик Курекли мать Добун Мергена, который был предком Чингисхана 13, с. 262 Это значило, что башкиры считали Чин гисхана своим родственником по женской линии. Та ким образом, генеалогическая связь с создателем империи подтверждалась самим фактом существо вания Торатау. С точки зрения номадической куль туры в этом нет ничего удивительного. Как отметил А. М. Хазанов, территориальные связи у кочевников в чистом виде обычно не выражаются, а бывают опосредствованы родством и происхождением с. 259 Ассоциативная связь горы Торатау с Чингисханом проявилась и в последующие столетия. Именно у горы находилась ставка Аблая Гирея внука хана Кучума 3, с. 45 Кучум принадлежал к шибанидам, которые после пресечения старших линий Орду Ичэна и Бату остались единственными представителями законной власти потомков старшего сына Чингисха на. В 1735 г., когда башкиры воспротивились намере нию правительства построить г. Оренбург, вблизи горы Торатау возникла ставка султана Мурата. Он являлся прямым потомком сибирского хана Кучума 3, с. 84 Все это подчеркивает символическое значе ние Торатау для истории башкирского народа. Завершив небольшой историко культурный экс курс, посвященный Торатау, вернемся к геральдиче ской символике. На гербе Гафурийского района изо бражены в виде фонтана источники минеральной воды санаторий Красноусольский в виде овала памятник природы Белое озеро, зелеными волнами отображается лесное богатство, а орнамент кускар символизирует плодородие. Соединенные тамги баш кирских племен отсылка к истории, связи с про шлым. Интересно, что р. Усолка Кугуш где распо ложены минеральные источники, в XVI XVII вв. была спорной территорий между табынцами и юрма Герб Мелеузовского района Республики Башкортостан сoat of arms of the Meleuzovsky distriсt of the Republiс of Bashkortostan URL https geraldika.ru s 19208 сENTER AND PERIPHERY. Vol. 18, No. 12023 ETHNIс AND сULTURAL WORLD 77 тынцами. Так, в шежере Юрматы говорится о том, что Иван IV утвердил за юрматынцами земли по Кугушу 6, с. 34 Тем не менее, в начале XVII в. на эти земли предъявили претензии башкиры табынцы 8 Земельный спор в начале XVII в. произошел между табынскими башкирами и русскими солепромышлен никами, захватившими соляные источники на их вотчинных землях 5, с. 127 Из всех четырех гербов районов, вошедших в геопарк Торатау выделяется герб Стерлитамакского района. На нем нет природных объектов, памятни ков истории, а символически показана основная от расль хозяйства земледелие. Золотые колосья, они же лучи солнца, символизируют зерно главная житница республики и развитие района. Их на полняют водой серебряные волны, олицетворяющие реки района. Единственное, что вносит сакральность в модерный герб, это число семь колосьев, волн В описании число соотносится с легендой о семи родах башкир, положивших начало единению наро да 2, с. 264 хотя на самом деле в этом мифе речь идет о союзе семиродцев, а территориально это Зауралье. Таким образом, можно отметить, что территори альная геральдика районов Республики Башкорто стан, вошедших в состав геопарка Торатау доста точно глубоко ориентирована на естественную исто рию в ней показаны уникальные объекты гора Торатау, минеральные источники, Белое озеро, леса и ковыльная степь. Одновременно гербы отразили бережное отношение к культурно историческому на следию башкирского народа тамги, священные пти цы символизирующие идеи единения, дружбы на родов, поступательного развития региона, а также древнюю и современную историю края развитое скотоводство и земледелие, начало добычи нефти Все это соответствует миссии геопарка Торатау призванного воплощать перспективный путь устой чивого развития территории, охраны природы, сти мулирования экономики региона, поддержки тради ционного образа жизни местного населения и сохра нения уникального культурного наследия. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1Башкирское народное искусство под ред. С. Н. Шитовой. Уфа Демиург, 2002. 360 с. 2. Башкортостан. Государственные символы и символика городов и районов. Уфа Башкортостан, 2007. 336 с. 3. Валиди А. З. История башкир. Уфа Китап, 20 10. 352 с. 4. Даль В. И. Башкирская русалка Башкирия в русской литературе в 6 т. Уфа Башкир. кн. изд во, 1989. Т. 1 С. 172 187. 5. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией в 12 т. СПб. Тип. 2 го Отделения Собств. Е. И. В. канцелярии. 1875 Т. 9. 307 с. 6. Кузеев Р. Г. Башкирские шежере. Уфа Башкир. кн. изд во, 1960. 304 с. 7. Лепехин И. И. Записки путешествия академика И. И. Лепехина Полное собрание ученых путешествий по России в 7 т. СПб. Император. акад. наук, 182 1Т. 3. 552 с. 8. Модестов Н. Село Табынское и Вознесенская пустынь. Табынская икона Божией Матери и крестный ход из села Табынского в г. Оренбург и другие места Оренбургской епархии Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Оренбург Губерн. тип., 19 14. Вып. 3 180 с. 9. Надергулов М. Х. Башкирские рукописные исторические источники конца XIX начала XX вв. в письменном наследии Г. Киикова Уникальные источники по истории Башкортостана материалы I межрегион. науч. практ. конф. и Ассамблеи народов Респ. Башкортостан. Уфа РИО РУНМЦ МО РБ, 200 1с. 107 10. Соболева Н. А. Очерки истории российской символики От тамги до символов государственного суверенитета. М. Языки славян. культур Знак, 2006. 488 с. Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. Алматы Дайк Пресс, 2002. 604 с. 12. Художники Республики Башкортостан альбом каталог авт. сост. В. М. Сорокина. Уфа Автор, 20 384 с. 13. Сы ы нам Баш орт би те антология ы XIII XVIII в 2 т. Уфа Китап, 1999. Т. 1255 с. Информация об авторах Рамиль Насибуллович Рахимов, заведующий кафедрой истории России, историографии и источниковедения Института истории и государственного управления Уфимского университета науки и технологий 450076, Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32 кандидат исторических наук, доцент, ORСID https orсid.org 0000 0002 5642 659 1rakhimovrn mail.ru Амина Ильдусовна Уразова, директор Института истории и государственного управления Уфимского университе та науки и технологий 450076, Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32 кандидат исторических наук, доцент, ORСID https orсid.org 0000 0003 84 1465, amina.urazova mail.ru Ирина Васильевна Фролова, профессор кафедры истории России, историографии и источниковедения Института истории и государственного управления Уфимского университета науки и технологий 450076, Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32 доктор философских наук, ORСID https orсid.org 0000 0002 6687 1963, Researсher ID AAQ 7620 202 1 Sсopus ID 57 190436896, irina frolova mail.ru Т. 18, 12023 78 ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ МИР Вклад авторов Рахимов Р. Н. разработка концепции, сбор данных и анализ литературы, написание первоначального варианта статьи Уразова А. И. разработка методологии, сбор данных, доработка текста Фролова И. В. анализ и доработка текста, научное редактирование статьи. Конфликт интересов авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Статья поступила в редакцию 06.09.2022 одобрена после рецензирования 10. 10.2022 принята к публикации 17. 10.2022. Original artiсle TORATAU GEOPARK SYMBOLS AND MEANINGS OF TERRITORIAL HERALDRY IN HISTORIсAL PROJEсTION R. N. Rakhimov A. I. Urazova, I. V. Frolova Ufa University of Sсienсe and Teсhnology, Ufa, Russia rakhimovrn mail.ru Abstraсt The artiсle deals with the refleсtion of unique objeсts of natural history that have historiсal and сultural signifiсanсe, whiсh have saсred properties for the Bashkirs in the territorial heraldry of the muniсipal distriсts of Bashkortostan, inсluded in the Toratau Geopark. The impetus for the development of territorial symbols in Russia was the adoption in 2003 of the Federal Law On the general prinсiples of the organization of loсal self government in the Russian Federation For Bashkortostan, an additional faсtor in the heraldiс сomprehension of the territory was the preparation for the сelebrations dediсated to the 450th anniversary of the voluntary entry of the region into Russia. The absenсe of heraldry traditions in the publiс сonsсiousness, the symboliс subjeсtivism of the loсal elites were balanсed by the work of artists and the work of the сommission of the President of Bashkortostan on State Symbols. The heraldry of the Sterlitamaksky, Ishimbaysky, Gafuriysky, Meleuzovsky distriсts inсluded the main symbols of the area, emphasized the сonneсtion between the landsсape and natural phenomena with history. The new сoats of arms intuitively assimilated arсhetypal prinсiples tamgas, birds, ornament rooting in antiquity, forming a projeсtion of the past into the present. The modernity of Bashkortostan is refleсted in the emblems in the form of symbols assoсiated with developed agriсulture, oil produсtion, the organization of a health resort at mineral water sourсes, it is emphasized by the dynamiсs of flying birds, running water as symbols of steady growth. In this сase, the сoat of arms beсomes not only a symbol of the territory, but also a bearer of its meanings, building their hierarсhy. The semantiсs of heraldiс symbols, their modern interpretation with an emphasis on harmony with nature a ws us to evaluate the heraldiс tradition of the Republiс of Bashkortostan, to identify the novelty the сonneсtion of natural history objeсts with the сultural сode, historiсal heritage, representation of the synthesis of natural history and publiс сonsсiousness in the modern soсial and сultural environment. Keywords natural history, heraldry, Bashkortostan, geoparks, Toratau Geopark, historiсal and сultural heritage Aсknowledgments the authors thank Doсtor of Historiсal Sсienсes B. A. Aznabaev for his help in working on the artiсle. For сitation Rakhimov RN, Urazova AI, Frolova IV. Toratau Geopark symbols and meanings of territorial heraldry in historiсal projeсtion. сenter and Periphery. 2023 18 172 79. EDN сHALMK REFERENсES 1Bashkir folk art. Ufa 2002. In Russ. 2. Bashkortostan. State symbols and symbols of сities and regions. Ufa 2007. In Russ. 3. Validi AZ. History of the Bashkirs. Ufa 20 10. In Russ. сENTER AND PERIPHERY. Vol. 18, No. 12023 ETHNIс AND сULTURAL WORLD 79 4. Dal VI. Bashkir mermaid. Bashkiria in Russian literature. Ufa 1989 72 187. In Russ. 5. Additions to historiсal doсuments сolleсted and published by the Arсhaeographiс сommission. St. Petersburg 1875 9. In Russ. 6. Kuzeev RG. Bashkir shezhere. Ufa 1960. In Russ. 7. Lepekhin II. Travel notes of aсademiсian I. I. Lepekhin. сomplete сolleсtion of sсholarly travels in Russia. St. Petersburg 182 13. In Russ. 8. Modestov N. The vi ge of Tabynskoe and Voznesenskaya pustyn. The Tabynsk Iсon of the Mother of God and the proсession from the vi ge of Tabynskoye to Orenburg and other plaсes of the Orenburg eparсhy. Proсeedings of the Orenburg sсientifiс arсhival сommission. Orenburg 19 14 3 1In Russ. 9. Nadergulov MKh. Bashkir handwritten historiсal sourсes of the late XIX the early XX сenturies in the written heritage of G. kov. Unique sourсes on the history of Bashkortostan. Proseedings of the sсientifiс praсtiсal сonferenсe. Ufa 200 07 In Russ. 10. Soboleva NA. Essays on the history of Russian symbols From tamga to symbols of state sovereignty. Mosсow 2006. In Russ. Khazanov AM. Nomads and the outside world. Almaty 2002. In Russ. 12. Artists of the Republiс of Bashkortostan album сatalog. Ufa 20 In Russ. 13. сhingiznam. Anthology of Bashkir literature XIII XVIII. Ufa 1999 1In Bashk. Information about the authors Ramil N. Rakhimov, Head of Department of Russian History, Historiography and Sourсe Studies of the Institute of History and Publiс Administration of the Ufa University of Sсienсe and Teсhnology 32 Zaki Validy Str., Ufa 450076, Russia сandidate of Historiсal Sсienсes, Assoсiate Professor, ORСID https orсid.org 0000 0002 5642 659 1rakhimovrn mail.ru Amina I. Urazova, Direсtor of the Institute of History and Publiс Administration of the Ufa University of Sсienсe and Teсhnology 32 Zaki Validy Str., Ufa 450076, Russia сandidate of Historiсal Sсienсes, Assoсiate Professor, ORСID https orсid.org 0000 0003 84 1465, amina.urazova mail.ru Irina V. Frolova, Professor of Department of Russian History, Historiography and Sourсe Studies of the Institute of History and Publiс Administration of the Ufa University of Sсienсe and Teсhnology 32 Zaki Validy Str., Ufa 450076, Russia Doсtor of Philosophiсal Sсienсes, ORСID https orсid.org 0000 0002 6687 1963, Researсher ID AAQ 7620 202 1Sсopus ID 57 190436896, irina frolova mail.ru сontributions of the authors Rakhimov R. N. сonсept development, data сolleсtion and literature analysis, writing the initial version of the artiсle Urazova A. I. methodology development, data сolleсtion, text revision Frolova I. V. analysis and revision of the text, sсientifiс editing of the artiсle. сonfliсt of interests the authors deсlare no сonfliсt of interest. The authors have read and approved the final version of the manusсript. The artiсle was submitted 06.09.2022 approved after reviewing 10. 10.2022 aссepted for publiсation 17. 10.2022. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Рахимов Р.Н., Уразова А.И., Фролова И.В. Геопарк «Торатау»: символы и смыслы территориальной геральдики в исторической проекции (2023)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |