| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Дворянские гербы Российской империи › : Соколова Б.Ю., Старовойтова О.Л. Герб рода Рерихов: от прошлого к будущему / 2023 | ||
Соколова Б.Ю., Старовойтова О.Л.
Герб рода Рерихов: от прошлого к будущемуБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Заметки ученого. 2023. № 6. С. 24-32. Аннотация: Выдающийся русский художник Николай Рерих известен как философ и ученый, путешественник и общественный деятель мирового масштаба. Общеизвестно также, что Николай Рерих, будучи автором более семи тысяч полотен, инициатором Пакта о защите культурных ценностей, руководителем Центрально-Азиатской экспедиции, явился одним из основателей космизма, или космического мышления. При этом в научной литературе наименьшее внимание уделено тому факту, что знаменитый художник происходил из старинного дворянского рода, которому принадлежал интересный по своей символике герб. В статье рассматривается символика герба прибалтийского рода Рерихов, в частности его клейнода. Кроме того, раскрывается несостоятельность измышлений, связанных с гербом и дворянством Рериха, И. Силарса, Э. фон Вальденфельса, М. Пашкова. Авторы статьи убедительно показали, что при изучении всего, что имеет отношение к жизни выдающихся людей, необходимо опираться на факты и первоисточники, а также руководствоваться принципом непредвзятого и честного подхода к теме во избежание искажений и неверных интерпретаций. Об авторах публикации/статьи: Соколова Б.Ю. Старовойтова О.Л. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 45339 знаков (с пробелами)
Н а у ч н о п р а к т и ч е с к и й ж у р н а л З а м е т к и У ч е н о г о 6 2 0 2 3 24 УДК 929.64 ГЕРБ РОДА РЕРИХОВ ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ Соколова Богдана Юрьевна Кандидат культурологии, ведущий редактор РЭУ имени Г Плеханова Старовойтова Ольга Леонидовна Член Международной ассоциации писателей Рига Когда зовем изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего. Н Рерих Геральдика есть также своего рода символический международный язык, так как во всех странах, где она существует, мы встречаем в ней одни и те же фигуры и эмблемы, передающие из рода в род высокие понятия религии, рыцарской чести и любви к Родине. Ю Арсеньев Выдающийся русский художник Николай Рерих известен как философ и ученый, путешественник и общественный деятель мирового масштаба. Общеизвестно также, что Николай Рерих, будучи автором более семи тысяч полотен, инициатором Пакта о защите культурных ценностей, руководителем Центрально Азиатской экспедиции, явился одним из основателей космизма, или космического мышления. При этом в научной литературе наименьшее внимание уделено тому факту, что знаменитый художник происходил из старинного дворянского рода, которому принадлежал интересный по своей символике герб. В статье рассматривается символика герба прибалтийского рода Рерихов, в частности его клейнода. Кроме того, раскрывается несостоятельность измышлений, связанных с гербом и дворянством Рериха, И. Силарса, Э. фон Вальденфельса, М. Пашкова. Авторы статьи убедительно показали, что при изучении всего, что имеет отношение к жизни выдающихся людей, необходимо опираться на факты и первоисточники, а также руководствоваться принципом непредвзятого и честного подхода к теме во избежание искажений и неверных интерпретаций. Ключевые слова Рерих, герб, клейнод, Знамя Мира, Пакт Рериха, культурная преемственность, дворянство, символ, геральдика, гербоведческие изыскания, родословная. Если говорить о гербе рода Рерихов, то нельзя не сказать о выдающемся представителе этого рода Николае Константиновиче Рерихе. Этот человек известен миру как выдающийся художник, написавший более семи тысяч картин. Его живописные полотна украшают многие музеи и галереи мира. Так же он был не менее выдающимся литератором, из под пера которого вышли сотни талантливых очерков, статей, стихотворений. Кроме того, Николай Рерих был историком, археологом и путешественником, он организовал и провел уникальные научные экспедиции, самой грандиозной из которых была Центрально Азиатская, продолжавшаяся с 1924 по 1928 г. В долине Куллу, в индийских Западных Гималаях, Николай Константинович вместе с женой выдающимся ученым и мыслителем Еленой Ивановной Рерих и сыновьями крупным востоковедом Юрием Николаевичем и известным художником Святославом Н а у ч н о п р а к т и ч е с к и й ж у р н а л З а м е т к и У ч е н о г о 6 2 0 2 3 25 Николаевичем создал Гималайский Институт научных исследований Урусвати с которым сотрудничали многие ученые, в том числе Нобелевские лауреаты, а также научные учреждения Америки, Европы, Индии. Являясь общественным деятелем мирового масштаба, Николай Рерих выступил инициатором Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников Пакта Рериха который был подписан в 1935 г. в Вашингтоне представителями Соединенных Штатов Америки и двадцати латиноамериканских государств. Впоследствии Пакт Рериха лег в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта принятой в Гааге на конференции ООН в 1954 году. Академик Российской академии художеств Николай Рерих был также почетным президентом, действительным и почетным членом многих научных и культурных организаций в разных странах Америки, Европы и Азии. В конце прошлого века одной их малых планет Солнечной системы, открытой астрономами Крымской астрофизической обсерватории, было присвоено имя Рерих в честь всей семьи Рерихов. Универсализм взглядов Николая Константиновича был связан с его обращением к мировому культурному наследию, к философским идеям, как Запада, так и Востока, к открытиям эмпирической науки и метанаучных т относящихся к внутреннему духовному миру человека способов познания. Николай Рерих также известен как один из основателей нового космического мышления или космизма, который возник на рубеже XIX XX вв. и продолжает развиваться в наши дни. Особенностью космизма является его направленность на осмысления места и роли человека как неотъемлемой части Вселенной, на рассмотрение космических законов в применении к человеческому обществу. В личности Н Рериха гармонично слились ученый и художник, и это соединение было уникальным. Художник давал в картинах научную информацию, а ученый обладал художественным прозрением и интуицией писала известный исследователь наследия семьи Рерихов, академик Людмила Васильевна Шапошникова 12, с. 48 Она отмечала, что в творчестве Рериха наука приобретала утонченность искусства, а искусство становилось убедительным как наука. И не только знание археологии помогало Николаю Рериху запечатлевать на картинах облики прошлого. Как писала Людмила Шапошникова Эпоха как бы возникала в нем самом, звучала отжившими голосами, наполнялась красками и формами. Он видел ее, ощущал ее и переносил на полотно. Это был редкий, поразительный дар, несший в себе, кроме таланта, и многое другое, что составляло внутреннюю суть этого человека с. 46 Сам художник называл эту способность точно передавать прошлое историческим настроением. Речь о прошлом здесь идет не случайно. У Н Рериха есть концепция культурной преемственности прошлого, настоящего и будущего, суть которой состоит в том, что без опоры на лучшие достижения культуры прошлого не будет основ для развития общества в будущем. Изучение прошлого ради будущего было основной чертой творческого поиска Рериха, и в этом прошлом его особенно привлекали непреходящие ценности нравственные принципы, знания, творения человеческого духа, красота, героизм и почитание героев. Именно непреходящие ценности лежат в основе культуры, защите которой был посвящен Пакт Рериха, воплотивший в своем символе Знамени Мира единство прошлого, настоящего и будущего. Важнейшая философско историческая проблема культурного единства прошлого, настоящего и будущего здесь звучит также неслучайно. Ведь древние гербы отражали это единство, ярким примером чему выступает герб рода Рерихов, еще во многом загадочный и до конца не изученный. Итак, семья прибалтийских немцев Рерихов, к которой по отцу относился художник, проживала в Курляндии с XVIII в. и обладала родовым гербом. Обнаружили его не так давно, в книге Макса Мюллера Вклад в исследование балтийской геральдики Труд этот вышел в свет в Риге в ноябре 193 1года при содействии Лифляндского геральдического общества, получив высокую оценку в рецензии, опубликованной в газете Rigasсhe Rundsсhau Рижское обозрение Н а у ч н о п р а к т и ч е с к и й ж у р н а л З а м е т к и У ч е н о г о 6 2 0 2 3 26 В книге против герба Roeriсh стоит надпись Roehriсh, Alex., 1850, Libau P Буква P в принятой системе пометок на немецком языке означает pers nliсh eingereiсhte Wappen, то есть персонально принесенный, представленный герб. Неизвестно, кто именно из Рерихов передал его Максу Мюллеру, лесничему в отставке и члену Курляндского общества литературы и искусства, собиравшему для задуманной книги из самых разных источников семейных архивов, дворянских грамот, указов магистратов, бюргерские и не имматрикулированные гербы прибалтийских остзейских дворян. На сегодня точно известно лишь то, что герб хранился в семьях деда художника Фридриха Рериха, и его старшего брата Йоганна илл. 1имевшего сына и внука по имени Александр последний владел в Либаве аптекой. Скорее всего, герб для публикации передал лесничему внук Йоганна, Александр Рерих 1863 1923 поскольку и он, и Макс Мюллер проживали в одном городе, по меньшей мере, с 19 12 г. 14, с. 5 Рисунок. 1Фрагмент из родословной прибалтийской семьи Roeriсh, из которого видны родственные взаимосвязи между Н Рерихом и его родственниками по линии старшего брата деда Йоганна Рериха, жившего в имении Фукенхоф неподалеку от Лиепаи Либавы 1 Таким образом, прибалтийская семья Рерихов имела дворянское происхождение, о чем дворяне Прибалтийского края хорошо знали. Многие из них, относившиеся к старинному благородному дворянству uradel Роппы, Плятер Зиберги, Роенне, Остен Сакены крестили детей Фридриха и Вильгельма Рерихов, доверяли им управление своими имениями 9 К сожалению, факт дворянства иногда отрицается. Так, например, немецкий автор Эрнст фон Вальденфельс, малокультурный, судя по его книге Николай Рерих Искусство, власть, оккультизм безответственно заявил по адресу отца художника, Константина Федоровича Рериха Дворянином он не был, да и не стал им никогда 2, с. 19 В этой фразе проявилось не только негативное отношение к Рерихам, но и некомпетентность самого пишущего. Собственных исследований по прибалтийской семье Рерихов Вальденфельс не проводил. Первые две главы его книги о родословной художника передают измышления латвийского врача И. Силарса, сейчас, к сожалению распространенные на генеалогических сайтах. Главной особенностью его статьей являются бездоказательные утверждения, домыслы и подтасовки, с помощью которых автор стремится показать, что Николай Рерих происходил из рода немецких ремесленников и не был связан с древним скандинавским родом Рорика Ютландского. Надо сказать, что книга Эрнста Вальденфельса вводит читателей в заблуждение не только в плане родословной Н Рериха. В ней, буквально пронизанной ненавистью к художнику, его близким и друзьям, ложная биография Рериха составлена с чужих слов и воспоминаний, которые по большей части принадлежат недоброжелателям художника. Мнение же самого Николая Константиновича по любым вопросам полностью заменяется точкой зрения этих людей. Отсутствие ссылок во многих ключевых местах, особенно связанных с обвинениями в адрес Рериха, также является характерной чертой книги Вальденфельса. Измышления И. Силарса и Э. Вальденфельса аргументированно опровергнуты на основании многочисленных фактов, архивных документов, свидетельств Н а у ч н о п р а к т и ч е с к и й ж у р н а л З а м е т к и У ч е н о г о 6 2 0 2 3 27 самого Н Рериха и близко знавших его людей в статьях авторов данной статьи см. 8 9 Занимаясь изучением творческого наследия Рерихов много лет, авторы данной статьи, к сожалению, много раз сталкивались с подобными невежественными материалами, в которых унижаются наши великие соотечественники Рерихи. Пишущие подобные материалы, игнорируя факты, придумывают небылицы и выдают их за истину, унижая честь и достоинство великой русской семьи, представляющей гордость и славу нашей культуры. Такое негативное явление современности, как поругание выдающихся имен будет неизменно отражаться на воспитании подрастающего поколения, духовном состоянии общества в целом и в конце концов приведет к моральной деградации. Об этом предупреждал выдающийся английский философ Томас Карлейль. Я думаю, писал он, что уважение к героям, в различные эпохи проявляющееся различным способом, является душой общественных отношений между людьми и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом для оценки степени нормальности или ненормальности господствующих в мире отношений 4, с. 329 Поэтому хотелось бы подчеркнуть, что при изучении жизни и творческого наследия таких выдающихся людей, как Николай Константинович Рерих, всегда необходимо опираться на факты и первоисточники, а также руководствоваться принципами непредвзятого и честного подхода к теме во избежание искажений и неверных интерпретаций. В том же ключе домыслов и беспочвенных предположений написан еще один недобросовестный материал, затрагивающий вопросы геральдики статья М. Пашкова История одного герба для двух родов Рореры Рерихи В ней автор безответственно и бездоказательно заявляет, что предки Н Рериха узурпировали чужой герб. По поводу этой и другой ложной информации, содержащейся в данной статье, было проведено исследование, где показана некомпетентность и предвзятость М. Пашкова см. 9 Поскольку в упомянутой статье в очередной раз утверждается, что Рерихи не были дворянами, считаем важным разъяснить следующее. Каждому серьезному специалисту в области истории и геральдики хорошо известно, что прибалтийское дворянство делилось на две неравноценные в правовом отношении группы. К одной, немногочисленной, относились представители т имматрикулированных или матрикулованных родов, то есть внесенных в матрикулу или матрикул. Авт. дворянскую родословную книгу каждое из четырех рыцарств Эстляндское, Лифляндское, Курляндское и Эзельское имело свою матрикулу Они именовались рыцарством 1Ко второй, многочисленной группе, принадлежали дворяне, чьи роды не вошли в матрикул. Их называли ландзассами или земством. Рыцарство обладало всей полнотой власти в органах местного и регионального управления, а вот земство лишь частично. Например, оно не могло участвовать в ландтагах съездах сословных представителей, на которых решались важнейшие провинциальные дела. Тем не менее, ландзассы оставались дворянами, и в Европе, в частности, в Германии, их гербы вносились в специальные книги еще в XVII в. А вот в России только в 1863 г. для этой категории были созданы особые родословные книги, отличные от матрикул 1В одну из таких книг упомянутого выше Макса Мюллера и был внесен герб прибалтийской семьи Рериха. К сожалению, не известно, подавали ли прибалтийские немцы Рерихи документы на внесение своей фамилии в дворянские книги царской России. Очень возможно, что нет. Причины могли быть разные, в том числе и отсутствие нужных документов. И это не удивительно, поскольку во время миграции семьи в Прибалтику а род шел в Курляндию из Померании, во время 30 летней и Северной войн случились многие пожары. Сгорел и деревянный дом в центре Риги, на ул. Стабу, в котором жил дед художника Фридрих Рерих. Таким же образом исчезли документы и у его Ф Рериха близких родственников, братьев Владимира и Ивана Рерихов, кавалергардов при императоре Павле Первом, владевших родовым имением в Костромской губернии. Они тоже остались без документов на потомственное дворянство, сгоревших в Москве, во время пребывания там Наполеона. В итоге Владимиру Рериху пришлось объяснять ситуацию в прошении на имя Костромского губернатора и получать дворянство не по потомственной линии, а за военные заслуги см. 9 Однако даже присутствие нужных документов не всегда решало Н а у ч н о п р а к т и ч е с к и й ж у р н а л З а м е т к и У ч е н о г о 6 2 0 2 3 28 проблему. В статье Д Федосова Гербы российских шотландцев опубликованной в журнале Signum выпускаемом центром гербоведческих и генеалогических исследований Института Всеобщей истории РАН, отмечается, что даже отпрыскам знатных родов не всегда удавалось подтвердить свой статус в России 10, с. 156 Перейдем непосредственно к гербу прибалтийского рода Рерихов. Составить о нем впечатление можно по размещенному в книге Макса Мюллера черно белому варианту. Все элементы в нем читаются хорошо. Раскраска герба выполнена по черно белому варианту, на котором методом шраффировки показаны гербовые цвета золотой и синий. На клейноде изображен лесной человек с венками на голове и на поясе, с пальмовой ветвью в левой руке и с особым положением ладони правой руки, повернутой наружу. Рисунок 2 Черно белый и цветной гербы прибалтийской семьи Roehriсh2 Все перечисленные символы пришли из древних времен. Как писал еще в XIX в. итальянский историк Чезаре Канту, хотя наука о гербах возникла в средние века, составляющие ее элементы известны с глубокой древности 6, с. 47 Действительно, древо финиковой пальмы считалось священным еще со времен Шумера. Столь же стары символика ладони, венка и лесного человека, по поводу которого историк Е Пчелов заметил Так в европейской геральдике обозначали крайне северные, удаленные, дикие области 7 И в самом деле, лесные люди чаще всего присутствуют на королевских гербах Пруссии, Дании, Англии, Бельгии, а также на гербах рыцарей из северных стран. Восходит же этот символ к верованиям древних германских народов. Тело лесного человека обнажено, равно как и нага Истина для тех, кто искренне к ней стремится сюжет нагой, обнаженной истины многократно представлен в мировом искусстве Именно этому и обучались кельты, приобретавшие глубокие познания на основе своих наблюдений за Природой и их систематизации. Они верили, что души не умирают, но постоянно возвращаются на землю для собирания нового жизненного опыта, чтобы в конечном итоге уподобиться Творцу. Иисус Христос сформулировал эту идею так Будьте совершенны, как и Отец наш небесный совершенен есть Евангелие от Матфея. Гл. 5 48 Эта же мысль лежит и в основе символа пальмовой ветви в руке лесного человека. Это чрезвычайно многогранный символ чистой жизни праведник цветет как пальма Псалтырь, 9 3 стойкости под ударами судьбы пальма остается вечнозеленой во все времена года непрерывных усилий и тренировок для достижения победы в древней Элладе пальмовая ветвь вручалась победителям Олимпийских игр Таким образом, род Рерихов изначально ставил перед собой высокую цель обрести совершенство через преодоление трудностей. В клейноде дважды появляется еще один древний многогранный символ венок из абстрактно обозначенных цветов. Издревле Творца Вселенной величали Садовником, а человека цветком, расцветающим в Его саду, в котором, как известно, произрастают Н а у ч н о п р а к т и ч е с к и й ж у р н а л З а м е т к и У ч е н о г о 6 2 0 2 3 29 разнообразные цветы. Сплетенные в венок, они символизировали путь человека к самосовершенствованию в среде единомышленников, самоотверженно устремленных к той же цели см. 13, с. 134 Родовые же и семейные связи отличаются большой прочностью предков знают поименно, их помнят, носят их имена. Таким образом, можно предположить, что первый венок на поясе был сплетен старейшим членом рода Рерихов и его единомышленниками в очень далекое время, что повествует об устремлении самого старого владельца герба к работе над собой. Если же в дальнейшем по тому же благому пути во времени пойдут и его потомки, то в роду смогут воплощаться многие талантливые люди. И тогда род поднимется на качественно новую эволюционную ступень. Таким образом, венок, венчающий голову лесного человека, может служить символом многократных во времени стремлений и усилий потомков к самоусовершенствованию. Перейдем к положению кисти лесного человека на гербе Рерихов. Кисти руки в геральдике уделяется большое значение это сила и храбрость но этим ее символика не ограничивается кисть, повернутая ладонью наружу, означает свободу пишет итальянский геральдист Дж. Мадзини 6, с. 38 1Пожалуй, древние знатоки геральдики согласились бы со своим современным коллегой. Процесс самосовершенствования, доступный на любом жизненном поприще, будь то ремесла, науки, искусства или управление государством, требует большей внутренней силы. Но выбирается он осознанно и выполняется свободно. Подобные немые наказы предков, задававших программы развития рода, простые и понятные в своей основе, хорошо понимались на протяжении двух веков, пока геральдическая традиция передавалась правильно. А потом, начиная с XIV в., гербы стали давать не за высокие нравственные качества и геройские поступки, как изначально, а за деньги. Это лишь беглое описание одного из элементов герба клейнода, призванного с помощью геральдического языка ответить на вопрос куда мы род идем С исследованиями в этом направлении подробнее можно ознакомиться, например, в монографии О Старовойтовой и Э Томши Родословная Н Рериха. Архивные документы и факты 9 Таким образом, можно предположить, что в гербе Рерихов заложен смысл связи времен прошлого, настоящего, будущего, базирующихся на непреходящих ценностях. В этом плане интересен один из портретов Н Рериха кисти его сына С Рериха. В левом верхнем углу на нем изображен знак Знамени Мира, а в правом верхнем углу родовой герб семьи илл. 3 Рисунок 3 С Рерих. Портрет Н Рериха с семейным гербом. Картинная галерея семьи Рерихов. Наггар, Индия, 1932 г.3 Н а у ч н о п р а к т и ч е с к и й ж у р н а л З а м е т к и У ч е н о г о 6 2 0 2 3 30 Хотелось бы отметить, что сам Н Рерих слыл специалистом, весьма сведущим в геральдической науке. Так, Императорское Общество Поощрения художеств, в котором Николай Константинович был секретарем и директором школы, задумало издать книгу Русская геральдика Ее авторами являлись авторитетные в царской России специалисты управляющий Гербовым отделением Правительствующего Сената В Лукомский и знаток генеалогии и гербоведения барон Н Типольт. Для подготовки к печати этого серьезного труда создали специальную комиссию. Председательствовал в ней академик Николай Рерих. Книга вышла в Петрограде в 19 15 году, переиздана же она в 1996 году 5, с. 4 6 А сразу же после Февральской революции, в марте 19 17 года, Н Рериха вновь пригласили поработать в геральдической комиссии, занятой, в частности, подготовкой нового варианта герба России. Кроме него в состав комиссии входили также А Бенуа, И Билибин и В Лукомский 3 В заключении хотелось бы отметить, что творческое наследие Николая Константиновича Рериха, несущее новое космическое мышление, очень актуально сегодня, устремляя людей к красоте, духовному совершенствованию, труду на общее благо, созиданию лучшего будущего. Список использованных источников 1Андреева Н Прибалтийские губернии в административной системе Российской империи начала XX века. Электронный ресурс URL http www.km.ru referats 633A 147838924358A08D53BсBA56772 1дата обращения 26.05.2023 2. Вальденфельс Э. фон. Николай Рерих Искусство, власть, оккультизм пер. с нем. В. Брун Цехового. М. Новое литературное обозрение, 20 15. 3. Герб и флаг России. Электронный ресурс URL https www.booksite.ru loсaltxt gerb flag ros sii gerb i flag rosii 14.htm дата обращения 26.05.2023 4. Карлейль Т. Теперь и прежде сост., подгот. текста и примеч. Р Медведевой. М. Республика, 1994. 5. Левандовский А В мире геральдики. Теория история сущность. М. Вече, 1996. 6. Мадзини Дж. Санти. Геральдика. История, терминология, символы и значение гербов и эмблем. М. Аст Астрель, 2007. 7. Пчелов Е Скандинавская геральдика в территориальной символике России XVI XVII вв. Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания материалы XXI Международной научной конференции, Москва, 29 3 1янв. 2009 г. М. РГГУ, 2009. С. 300 303. 8. Соколова Б Скородумов С Тихий погром русской культуры. Анализ книги Эрнста фон Вальденфельса Николай Рерих Искусство, власть, оккультизм URL http www.iсr.su rus proteсtion reviews analiz knigi ernsta fon valdenfelsa.php дата обращения 26.05.2023 9. Старовойтова О Томша Э Родословная Н Рериха. Архивные документы и факты. СПб. Арт Экспресс, 20 18. 176 с. 10. Федосов Д Гербы российских шотландцев Signum. 2005. Выпуск 3. С. 135 160. URL https gerboved.ru t 5 16 дата обращения 26.05.2023 Шапошникова Л Великое путешествие. Кн. 1Мастер. М. Международный Центр Рерихов, 1998. 12. Шапошникова Л Рерих как мыслитель и историк культуры Культура и время. 2008. 3. С. 5 77. 13. Ямблих Халкидский. Египетские Мистерии. Символика Таро путь посвящения. М. София, 20 12. 14. Sitzungsberiсhte der Kurl ndisсhen Gesellsсhaft f r Literatur und Kunst und Jahresberiсht des kurl ndisсhen рrovinzialmuseums aus de ahren 19 12 und 19 13. Mitau, gedruсkt bei J Steffenhagen und Sohn. 19 14. URL Н а у ч н о п р а к т и ч е с к и й ж у р н а л З а м е т к и У ч е н о г о 6 2 0 2 3 3 1 https dspaсe.ut.ee bitstream handle 10062 22848 est a 1680 19 12 19 13 oсr.pdf sequenсe 5 isA wed y дата обращения 26.05.2023 14. Латвийское общество Рериха сайт. Электронный ресурс URL http www.latvijasrerihabiedriba.lv images biedriba Atsauсes RoeriсhFamilie.jpg дата обращения 26.05.2023 15. Черно белый герб семьи Roehriсh опубликован в издании Beitrag zur Baltisсhen Wappenkunde. Die Wappen der b rgerliсhen und im Lande niсht immatrikulierten adligen Familien der fr heren russisсhen Ostseeprovinzen Liv Est und Kurland jetzt Lettland und Estland Riga, 193 1Verlag Ernst Plates. Max M ller Oberf rster a.D Вклад в исследование Балтийской геральдики. Гербы бюргеров и не зарегистрированных в стране дворянских фамилий бывших российских балтийских провинций Лифляндии, Эстляндии и Курляндии теперь Латвии и Эстонии Рига, 193 1Издательство акционерного общества Ernst Plates. Макс Мюллер, лесничий в отставке Цвета на герб в соответствии с шраффировкой от нем. Sсhraffierung штриховка наносил Сергей Ананьев г. Даугавпилс, Латвия 16. Артхив сайт. Электронный ресурс URL https artсhive.ru svetoslavroeriсh works 346872 Portret N K Rerikha дата обращения 26.05.2023 сOAT OF ARMS OF THE ROERIсHS FROM THE PAST TO THE FUTURE Sokolova B.Yu., Starovoitova O. L. The outstanding Russian artist Niсholas Roeriсh is known as a philosopher and sсientist, traveler and publiс figure of the world sсale. It is also well known that Niсholas Roeriсh, being the author of more than seven thousand сanvases, the initiator of the Paсt for the Proteсtion of сultural Values, the head of the сentral Asian expedition, was one of the founders of сosmism, or сosmiс thinking. At the same time, in the sсientifiс literature, the least attention is paid to the faсt that the famous artist сame from an anсient noble family, whiсh owned an interesting сoat of arms in its symbolism. The artiсle examines the symbolism of the сoat of arms of the Baltiс Roeriсhs family, in partiсular its kleinode. In addition, the inсonsistenсy of fabriсations related to the сoat of arms and nobility of Roeriсh, I. Silars, E. von Waldenfels, M. Pashkov is revealed. The authors of the artiсle сonvinсingly showed that when studying everything that relates to the lives of outstanding people, it is neсessary to rely on faсts and primary sourсes, as well as be guided by the prinсiple of an unbiased and honest approaсh to the topiс in order to avoid distortions and misinterpretations. Keywords Roeriсh, сoat of arms, kleinode, Banner of Peaсe, Roeriсh Paсt, сultural сontinuity, nobility, symbol, heraldry, herbology researсh, pedigree. Соколова Богдана Юрьевна, Старовойтова Ольга Леонидовна, 2023 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Соколова Б.Ю., Старовойтова О.Л. Герб рода Рерихов: от прошлого к будущему (2023)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |