Пчелов Е.В.
Paullatim: эмблема и девиз изданий Петербургской Академии наук XVIII века
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: История науки и техники: источники, памятники, наследие: четвёртые чтения по историографии и источниковедению истории науки и техники. Иваново, 2023. С. 53–56
Аннотация: Титульный лист первого тома «Записок» (или «Комментариев») Императорской Петербургской Академии наук, увидевших свет в Петербурге в 1728 г., украшает изящная виньетка. Она повторяется во всех последующих томах, вплоть до последнего, 14-го, опубликованного в 1751 г., и в последующих академических изданиях уже не встречается.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 152 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 14805 знаков (с пробелами)
Pau tim эмблема и девиз изданий
Петербургской Академии наук XVIII века
Е. В. Пчелов
Pau tim the emblem and the motto
of the Petersburg Aсademy of Sсienсes 18th сentury publiсations
E. V. Pсhelov
Титульный лист первого тома Записок или Комментариев Император
ской Петербургской Академии наук, увидевших свет в Петербурге в 1728 г., укра
шает изящная виньетка. Она повторяется во всех последующих томах, вплоть до
последнего, 14 го, опубликованного в 175 1г., и в последующих академических
изданиях уже не встречается.
Выглядит она следующим образом. В центре картуш с изображением де
рева, у которого отчётливо видны листья и корни. Над ним латинский девиз
Pau tim. Картуш покрыт навершием в виде балдахина. Под ним изображены
раковина с морской звездой, и под нею, в свою очередь, мужская бородатая маска
с маленьким медальоном, на котором запечатлён женский профиль. От медальо
на отходят ветви травянистых растений с цветками, охватывающие с двух сторон
всю композицию снизу. Слева и справа от картуша две фигуры сфинксов, как и
положено, в женском обличье. Над ними два путти с атрибутами разных наук.
Путто слева от зрителя повернулся спиной и что то пишет на листке бумаги. За
ним виднеются разного рода приборы и инструменты, в т. ч. теодолит и науголь
ник. Путто справа, напротив, обернулся к зрителю. Одной рукой он держит жезл,
54
с обвивающей его змеёй, а другой опирается на человеческий череп с опрокину
той частью скелета. За жезлом возвышаются листья агавы или какого то подоб
ного растения С двух сторон от картуша в глубине также помещены некоторые
предметы. Слева от зрителя это кадуцей, а справа химические реторты.
Символика этой композиции в целом понятна. Сфинксы символизируют му
дрость, те загадки природы, которые должна своими трудами постичь Академия.
Цветущие растения и морские существа означают саму эту природу, причём, что
называется, от начал моллюсков, раковин, которые кажутся наиболее при
митивными существами здесь можно вспомнить герб Эразма Дарвина, переф
разировавшего известное изречение как E сonсhis omnia Не очень понятен
мужской маскарон внизу, возможно, означающий морское божество персони
фикацию морской стихии. Путто слева символизирует точные науки, навигацию,
технику, то, что связано с измерениями и вычислениями. Эти науки открыва
ют путь торговле, атрибутом которой служит кадуцей. Путто справа покрови
тельствует наукам естественным анатомии, медицине, ботанике к их числу
относится и химия, постигающая суть природных процессов. Таким образом
центральный картуш окружают символы разных наук, сгруппированные в опре
делённом порядке, в некотором соответствии с первым и вторым классами
Академии, как они мыслились, согласно указу о её основании.
У этой виньетки, впрочем, был изобразительный прототип. Это различные
издания Французской академии того же времени, что и начало издания Ком
ментариев на титульных листах которых также помещалась виньетка в её
центре в окружении лаврового венка был представлена личная эмблема импре
за короля Людовика XIV сияющее солнце в окружении трёх французских ко
ролевских геральдических лилий. Над нею девиз на ленте in venit et perfiсit
А вокруг различные атрибуты наук и три путти один циркулем измеряет рас
стояние на земном глобусе, другой, повернувшись спиной, производит матема
тические вычисления, третий в лупу рассматривает листья агавы. Рядом с ними
расположены химическая печь, телескоп, армиллярная сфера, рычажный кран с
отвесом и разные другие инструменты и приборы. Совпадения таких деталей,
как фигура одного из путто, пишущего спиной к зрителю, агавы, крана с отвесом
и некоторых других, ясно показывают, что создатель эмблемы для петербургских Комментариев ориентировался на эмблему французских академических изда
ний это видно и в случае выбора изображения на академической печати, которое
произошло несколько позже
Обратимся, однако, к уникальному изображению в картуше, а именно к де
реву с девизом Pau tim что значит постепенно мало помалу Ю. Х. Ко
пелевич интерпретировала эту эмблему и девиз так изображение фруктового
дерева, символа науки, которую надо выращивать терпеливо и долго, не ожидая
быстрых плодов 1с. 162 Можно понять и несколько по иному, применитель
но к конкретным обстоятельствам постепенное приращение научного знания
трудами Петербургской академии. В общем древо знания выращивается по
степенно и в конечном итоге приносит свои плоды. Здесь, кстати, особенно по
55
казательно явное изображение корней, которые как раз это древо и питают. Но
любопытно определить источник этой эмблемы задача, как оказалось, отнюдь
не простая.
В XVIII веке в России бытовала только одна, отечественная книга эм
блем. Это знаменитые Символы и емблемата первое издание которых уви
дело свет в 1705 г. в Амстердаме, в типографии, основанной Яном Тессингом и
принадлежавшей Генриху Ветстейну. Эта книга представляла собой сборник из
840 эмблем с их толкованиями девизами на нескольких европейских языках, в
том числе на церковнославянском. Но там дерева с таким девизом не находится.
Зато находится сам девиз, правда, с совсем другим изображением. Это эмблема
под 60 1с изображением ползущей черепахи и девизом Paulatim, paulatim в
переводе Помалу помалу или в более позднем издании Мало помалу. Нога за
ногой 2, с. 202 203 3, с. 222 223 Ясно, что здесь имеется в виду постепенное
движение, тем не менее, приближающееся к цели.
Но Символы и емблемата не были оригинальным изданием. Как извест
но, источником для этой книги послужили сборники эмблем Даниэля де ла Фея ок. 1640 1709 опубликованные в Амстердаме в 1690 х гг. В книге де ла Фея Девизы и эмблемы, древние и новые, заимствованные у наиболее известных
авторов Devises et Emblemes Anсiennes et Modernes, tire s des plus сelebres
Auteurs первое издание 169 1г. представлена та же черепаха с тем же деви
зом Paulatim paulatim 4, t. 44, 5
Но и де ла Фей опирался на сборник эмблем, медалей, иероглифических
фигур и монограмм французского гравёра Николя Веррьена, впервые изданный
в Париже в 1685 г. В нём, однако, черепахи с таким девизом нет, но девиз присут
ствует в других контекстах. Одна эмблема изображает песочные часы и сопрово
ждается более объёмным девизом Paulatim non impetu т. е. Постепенно,
а не внезапно 5, pl. IX, 10 Другая уже ближе к нашему дереву это растение
с цветами, в пояснении к которому указано Стебель, на котором растут цветы,
поливают Девиз не латинский, но абсолютно аналогичный Poсo poсo. Peu peu 5, pl. XXXIV, 6
Анализ других, более ранних эмблематических сборников, в т. ч. А. Альчи
ато, И. Камерария, П. Изельбурга, С. Петра Санкта, Д. де Сааведра и Фахардо,
Филотеуса, Ф. Пичинелли, И фон дер Кеттена, Я. Босха, пока не дал никаких
аналогий. Единственное исключение на данный момент сборник голландского
профессора и поэта Якоба Катса 1577 1660 изданный в 1627 г. Здесь имеет
ся эмблема с изображением растущего дерева дуба на стволе которого рука,
выходящая из облаков, вырезает надпись, а другая надпись помещена на плоде
тыквы, растущей поблизости. Обе надписи посвящены растущей любви и образу
Филлиды, умершей от горя. Девиз всей эмблемы Sensim amor sensus oссupat
т Любовь постепенно овладевает чувствами по видимому, подобно расту
щему дереву. Катс иллюстрирует эту эмблему цитатами из Плавта, Сенеки, Юве
нала, Горация и других авторов и произведений, включая и евангельские тексты 6, p. 32 37
56
Итак, общий эмблематический контекст символики постепенности во
площённой в виньетке академических Комментариев столь же постепенно
проясняется, но определение непосредственного её прототипа если, конечно, он
имелся пока не принесло однозначных результатов и является делом дальней
ших разысканий.
Литература, источники, примечания 1Копелевич, Ю. Х. Основание Петербургской Академии наук Ю. Х. Копелевич. Ле
нинград, 1977.
2. Символы и емблемата. Амстердам, 1705.
3. Махова, А. Е. Эмблемы и символы Вступ. ст. и коммент. А. Е. Махова. Москва,
2000.
4. Devises et Emblemes Anсiennes et Modernes, tire s des plus сelebres Auteurs. Augspurg, 1699.
5. Verrien, N. Reсueil d embl mes, devises, medailles, et figures hieroglyphiques, Au nombre
de plus de douze сent, aveс leurs expliсations N. Verrien. Paris, 1696.
6. сats, J. Proteus of Zinne en Minnebeelder J. сats. Rotterdam, Emblemata moralia et
aeсonomiсa, 1627. V. P. 10
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Paullatim: эмблема и девиз изданий Петербургской Академии наук XVIII века (2023)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|