В Сапрыков, Москва
К GOПPOGV О GИМ.GОЛИК6 БОЛЬШ6.GИЗМt
Человечество с древнейших времен использовало различные символы,
т условные знаки в виде точек, линий, геометрических фигур треугольника,
квадрата, круга и т а также знаки для обозначения светил,
звезд, воздуха, ветра, молнии, грома. Они в своеобразной, графической знаковой форме заключали в себе содержание, смысл определенных
явлений, процессов, самого человека, предметов. Таким образом, любой
знак геометрической или иной условной формы абстрактно отражает те
или иные понятия, дефиниции, категории выработанные человеком в связи
со степенью познания объективной действительности. Специфичность
знаков, их отличие от научных определений состоит в графической, сугубо
зрительной форме.
Известные издревле знаки извещали другие народы о новых значимых
явлениях в жизни человеческого общества, достижениях науки, техники, в
результате они становились широко известными, интернационально понятными.
Поэтому еще в давние времена, когда не было никаких конференций,
съездов, семинаров и иных языковых контактов, добытые знания передавались
через условные графические знаки. И ныне они не утратили своей
роли. Новейшие достижения в науке, технике, новации в общественной жизни
порождают новые знаки, используемые людьми в разных странах.
Сказанное в равной степени относится к политической символике и
эмблематике, выражающих различные общественные движения, политические
течения и партии, властные структуры, государственную символику.
Основу таких символов, знаков составляют идеи, послужившие исходным
пунктом создания этих организаций, их программные установки,
принципы, цели, стремления.
В этой связи несколько спорным является доклад Акунова В. В. Москва Происхождение большевицкой символики с которым он выступил
на XXVI Международной генеалога геральдической конференции, состоявшейся
в Москве 25 ноября 2006 года. Смысл его выступления свелся к
волюнтаристскому толкованию большевистских символов серпа и молота,
красной пятиконечной звезды, красного цвета, которые возникли в разные
эпохи и у разных народов и имеют множество не совпадающих, зачастую
противоположных значений. При этом автор из многообразия смысла указанных
эмблем отобрал негативный и приписал его большевистской символике.
Прежде всего, отметим, что понятие большевизм название политической,
так первоначально называвшейся коммунистической партии. Большевизм существует как течение политической мысли и как политическая
партия с 1903 года 1Коммунистической она стала называться в
марте 19 18 года, правда, сохранилось и прежнее название. В октябре же 1952 года партия стала именоваться как коммунистическая. 100
Большевистская, затем коммунистическая партия не имела своей символики.
Ни на изданиях основополагающих ее документах Уставе и Программе
не было изображений каких либо символов, указывающих на принадлежность
их определенной партии. Не было их на печатях и официальных
бланках большевистской партии. Не было никаких партийных символов
на газетах и журналах партии, на вывесках, расположенных на зданиях
большевистской партии, не было и на партийных билетах членов
партии.
Бессмысленно выискивать несуществующую большевистскую символику
в исторических знаках, уходящих своими корнями в глубокие, дохристианские
пласты истории, а также в средневековье.
Символы же, которые Акунов выдает за большевицкие являются на
деле символами Советского государства. Но ставить знак равенства между
символикой политической, хотя и правящей, партии и государственной
неправомерно. Государственная символика по своему содержанию значительно
шире символики любой политической партии. Первая характеризует
основные принципы государственного устройства, на которых строится
жизнь миллионов и миллионов людей, представляющих разные социальные
классы и слои общества, разные национальности, придерживающихся
разных религиозных верований и убеждений.
Нельзя также не учитывать, что один и тот же символ может быть наделен
множеством значений. Эту их особенность отмечают как отечественные,
так и зарубежные специалисты в области символики и эмблематики.
История дает тому множество примеров. Сошлемся на некоторые из них.
Известная с древнейших времен в эмблематике и геральдике фигура
фантастического животного дракона у европейских и восточных народов
заключает в себе прямо противоположное содержание. В западноевропейской,
классической геральдике дракон, пишет В Похлебкин, это эмблема злого чудовища, сил зла, ужаса в русской эмблематике, особенно
религиозной, дракон полностью отождествляется со змеем как эмблемой
дьявола, сатаны, злыми силами ада и, в частности, считается эмб
лемой сил, противостоящих Руси 2.
В странах же Центральной, Юго Восточной Азии и Дальнего Востока
дракон символизирует совершенно другие качества и черты. Дракон в
народных китайских представлениях, отмечает Похлебкин, это символ
силы, величия. Дракон национальная китайская эмблема, как бы охраняющая
каждый дом, великий друг китайского народа 3 Вот почему изо
бражения дракона употреблялись в качестве главной государственной эмблемы
императорского Китая и его изображения были основными атрибутами
одежды монарха. И ныне участники многолюдных шествий и демонстраций
в Китае несут фигуры громадных извивающихся цветных драконов.
Английский специалист в области эмблематики Джон Фоли подчеркивает Дракон на Западе является главным образом разрушительной
силой, злом на Востоке силой созидательной и благоприятствующей
человеку 4. По восточным гороскопам дракон самый счастливый знак. l О l
Древнейшая эмблема человечества змея тоже имеет противоречивые
значения. Змея, обвившая чашу и изливающая в нее свой яд, идущий
на исцеление человека, представляет эмблему медицины. Но скульптура
орла с растерзанной змеей в лапах, впервые установленная на Горячей
горе в Пятигорске в конце апреля 190 1года, из расщелины которой вытекает
целебный горячий серный источник, символизирует змею как носителя
болезней
5. В соответствии с легендой, ужаленный змеей орел упал в
этот источник, ожил, набрался сил, взлетел высоко и растерзал ползущую
змею. Исцелившийся и набравшийся сил орел олицетворяет источник
жизни и здоровья. Поэтому орел со змеей стал символом Кавказских Минеральных
Вод. Образ могучего Орла неизменно борющегося с болезнетворной
змеей постепенно украсил парки курортов Кавминвод, стал изображаться
на бутылках с минеральной водой, на различных сосудах для
ее питья, на изданиях, посвященных Кавминводам, изготовляться в виде
сувенирных статуэток.
Приведем в качестве примера еще одну древнейшую эмблему лук.
Он издавна была эмблемой войны и воинственности. Имела эмблема и
другой смысл. В ряде областных русских гербов лук являлся эмблемой
охоты, охотничьего промысла как главного занятия населения тех мест.
Подобные примеры можно продолжать. Но и приведенных достаточно,
чтобы убедиться в многообразии содержания одних и тех же символов.
Смысл их определяется вполне конкретными условиями, обстоятельствами,
позволившими в том или ином графическом обобщающем знаке, образе
зрительно представить те или иные процессы, явления, какую то
значимую сторону объективной действительности.
Советская государственная символика создавалась самобытно, постепенно,
аккумулируя лучшие традиции отечественной и зарубежной геральдики.
Она зарождалась в борьбе народов разных стран за лучшую жизнь,
отражалась в прогрессивных поэзии, песнях, публицистике, воспевавших
наряду с борьбой и труд как владыку мира и знамя народной свободы.
Красный цвет Советского государственного флага древний, он еще
несколько тысячелетий тому назад использовался различными народами
мира в качестве символического. И не случайно. Считается, что красный
обладает самым сильным действием. По цвету он родственен огню, красный природный символ жизни, энергии, солнца, крови.
Олицетворяет наиболее сильные чувства любовь и страсть, порыв и
радость, гнев и агрессию, а также войну и революцию. Он символизирует
лучшие качества бойца силу, храбрость, мужество.
Красный у египтян и римлян символизировал победу, в случае победы
римские полководцы окрашивали лица красной краской, чествуя тем самым
своего бога войны Марса. А ближайшую к Земле планету, имеющую
красный цвет, назвали Марсом. В течение многих столетий красный использовался
в военных целях. Так, с XV 1века красный флаг в Британском
военно морском флоте означал вызов на бой вступаю в бой с противником 102
На Руси красный цвет был в особом почете. Красный значит красивый красная площадь, красный угол, красное крыльцо, красна девица,
красный товар. Красный стал любимым цветом в России.
Рассматривая символическое толкование цветов в знаменах, А Успенский
писал красное достойный в защите веры, бедных 6. Красный у
русских символизировал защиту Отечества. Еще в Слове о полку Игореве памятнике древней русской литературы создан в 87 году отмечалось,
что во главе дружин Игоря Святославовича были Червлен стяг,
белая хоругвь, червлена чёлка Готовясь к бою с половцами, Русичи
великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю
славы 7. Русские полки, ведомые Дмитрием Донским, сражались на Куликовом
поле в 1380 году с татаро монгольскими завоевателями под огромным чермным т багряно красным стягом. А на шлемах русских ратников
развевались флажки огненно красного цвета, щиты многих из них тоже
были красными. Московское ополчение во время Отечественной войны 18 12 года по своему составу отражавшее все слои русского общества, выступило
в поход против неприятеля под церковными знаменами, хоругвиями
красного цвета8.
Особенно широко красный использовался в народных движениях, революциях.
Впервые красное знамя как эмблему восстания подняли иранские
крестьяне в провинции Торrан в 778 году выступившие на борьбу
против гнета арабских халифов. В Европе красный цвет означал восстания
народов ПRо rив монархических режимов. В Париже во время Француз
ской революции 1789 годы массы отняли этот цвет у короля, как властный,
и он стал цветом санкюлотов и якобинцев, носивших красные шапочки и
шарфы. Во время буржуазно демократической революции во Франции и
Германии в 1832 и 1848 годах красный был цветом восставших масс. В 187 1году во время Парижской коммуны красный флаг использовался
коммунарами. Затем он стал символом пролетарского международного
революционного движения.
Красные стяги появились в России во второй половине XIX века, выражали
они антицаристскую направленность. В революции 1905 1907 годов
широко использовались красные флаги с призывами демократического
содержания Долой самодержавное правительство Да здравствует
демократия Да здравствует свобода были и флаги с пролетарскими
лозунгом Пролетарии всех стран, соединяйтесь 9
Под красными флагами победила буржуазная Февральская революция.
Половодье красных флагов и стягов, бантов и лент, красных гвоздик,
украшавших ликующих питерцев и москвичей, выглядело как огромное
красное море, символизирующее окончание эры изжившего себя царизма.
Октябрьская революция победила под красным цветом.
История свидетельствует, что красный цвет, красный стяг и флаг отнюдь
не выдумка большевиков, они рождались в борьбе разных народов
многих поколений за свободу, за новую жизнь. И когда 8 апреля 19 18 года
на заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 103 ВЦИК встал вопрос, каким быть Государственному флагу молодой Советской
республики, то им был признан флаг красного цвета с надписью Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика 10
1О июля того же года V Всероссийский съезд Советов утвердил красный
флаг в качестве официального государственного. На его полотнище в
левом верхнем углу у древка были начертаны золотые буквы Р Ф Р.
или надпись Российская Социалистическая Федеративная Советская
Республика Таким образом, традиция использования красного цвета и
красного флага получила дальнейшее развитие.
Оставшись по содержанию в основе своей прежней, она впитала в себя
и новые моменты, порожденные глобальными изменениями в экономической,
социальной и политической сферах жизни.
Великий ученый и пламенный борец за демократию, за мир между народами
К Тимирязев еще летом 19 17 года решительно подцержал красный
флаг. Он писал Мы можем смело сказать, что из всех волн лучистой
энергии солнца обладают наибольшей энергией, наибольшей работоспособностью
именно красные волны, они то и производят ту химическую
работу в растении, благодаря которой возникает возможность
жизни на Земле И далее. Если красный цвет является фактическим
признаком, выражением работоспособности света в творческом процессе
созидания жизни, то не следует ли признать его самой подходящей эмблемой,
выражением работоспособности света знания, света науки Цвет,
лучше всего символизирующий просветительскую силу человеческого разума,
цвет, избранный мировой демократией своей творческой силы в созидании
грядущего общества, да послужит же он навсегда эмблемой единения
демократии всего мира и символом единения между силою знания и
мощи труда 12
В силу своего великого значения красный цвет присутствует на двух третях
флагов стран нашей планеты. Он используется на флагах наиболее развитых
в экономическом отношении стран мира США, Великобритании, Канады,
Франции, Италии, Германии, Японии, выражая активность и энергию.
Под почти сплошь красным флагом уверенно идет вперед Китай.
Существует и иное толкование красного цвета. Так, в соответствии масонской
символикой цвета, разработанной в XVIII веке, красный цвет
крови, гнева, мести, войны, возмездия 13. От гнева возникло выражение увидеть красную тряпку Повсеместно красный используется для предупреждения
и в качестве сигнала Стоп В футболе красная карточка говорит
об удалении игрока с поля. Красный означает также стыд и бесчестие.
На публичных домах нередко вывешиваются красные фонари, а районы с
подобными заведениями в народе называют районами красных фонарей
Так пусть же противники советской символики не переносят смысл
своих и подобных им символов на советские. Недостойный, бесчестный
прием.
История серпа и молота главной советской государственной эмблемы,
или так называемого Малого герба СССР, насчитывает много столе 104
тий. Изображение молота известно в качестве эмблемы с 44 1года по надгробию
кузнеца на территории Римской империи 14 Появившись как знак
конкретного вида ремесла, молот постепенно становится обобщающей
эмблемой различных видов ремесел каменотесов, строителей, сапожников,
рудокопов, шахтеров, архитекторов. В Новое и Новейшее время эту
традицию продолжили машиностроители, железнодорожники, инженеры,
техники. В целях конкретизации вида ремесла к базовой эмблеме добавляли
еще и другой, уточняющий атрибут кирка, топор, разводные и гаечные
ключи, колеса, крылья и т Итак, молот становится обобщенным
символом всякого ремесла и промышленности.
В ряду знаков широко известно мифологическое представление о молоте
как орудии божеств грома, молнии и огня. В руках греческого бога
огня и кузнечного дела Гефеста молот олицетворяет творческий потенциал.
Бог кузнец создает замечательные произведения искусства золотые
и серебряные украшения, кубки, чаши, треножники. Для лучшего воина
Троянской войны Ахиллеса он выковал горящую пламенем броню, тяжелый
шлем с золотым гребнем, великолепный непробиваемый щит.
Гефест стал одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и
мастеров Афин. В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан. В
произведениях античного искусства Гефест изображается обычно в одежде
ремесленника с молотом или клещами. Свидетельство, что изображение
молота как орудия созидания восходит к временам античности.
Представление о молоте как орудии любого ремесла совместно с языческим
представлением о молоте как божественном священном орудии придало
молоту как символу особую силу, обеспечило ему всемирное распространение.
Как символ промышленного производства молот использован и в дореволюционной
отечественной геральдике. В этом значении скрещенные
молоты изображены на гербе Подольска, в верхней и нижней частях гербового
щита на символе Тулы и Тульской губернии. Золотые молоты подчеркивают
также высокое качество работы российских мастеров, мастеров
золотые руки.
Со времен средневековья молот известен и как метательно ударное
оружие. У германских народов в XIV XVII веках широкое распространение
получили такие виды боевых молотов, как клевцы малые молота
пломмен большие молота кирасирские молоты и боевые чеканы. На Руси
наибольшее распространение получил чекан, заостренный молот средних
размеров, весьма эффективно дробивший рыцарские доспехи.
Во второй половине XIX века пролетарские организации Западной
Европы избирают молот своим классовым символом, подчеркивая, что
он является символом, прежде всего, рабочих крупной машинной индустрии.
Становится он и символом российского пролетариата. В этом качестве
отражается в поэзии и песнях западноевропейского и российского рабочего
движения. 105
Один из зачинателей пролетарской поэзии в России Ф Шкулев в период
первой русской революции написал стихотворение Мы кузнецы опубликовано в 1906 году которое положил на музыку Я. Озолин. Стихотворение
стало народной песней, воспевающей молот как символ рабочего
класса
Мы кузнецы, и дух наш молод. Куем мы к счастию ключи
Вздымайся выше, тяжелый молот, В стальную грудь сильней стучи 15
И когда перед народившейся Республикой Советов стал вопрос, каким
быть ее государственному гербу, то Советское правительство рекомендовало
в качестве основной эмблемы символа молот. А 1О июля 19 18 года V
Всероссийский съезд Советов утвердил его вместе с серпом как главную
советскую государственную эмблему. Описание герба гласило Герб Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики состоит
из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота,
помещенных крест на крест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев
с надписью а Российская Социалистическая Федеративная Советская
Республика и б Пролетарии всех стран, соединяйтесь 16
Оттиск государственной печати с гербом РСФСР впервые был сделан
26 июля 19 18 года.
Серп и молот изображаются только золотыми. Серп всегда накладывается
на молот, геральдически подчеркивая, что молот как знак предшествует
серпу и старше его по значению в гербе. Читается же эмблема как
видится зрителю, т в начале называется серп, а затем молот.
Эмблема серпа тоже одна из древних и далеко неоднозначна по смыслу.
С одной стороны, серп, срезающий колосья, обозначает смерть, с другой, символизирует изобилие. В искусстве смерть иногда изображается в
виде Отца Времени или Безжалостного Жнеца, который держит в руках
косу или серп. Древнегреческий бог Хронос в римской мифологии Сатурн с
помощью серпа кастрировал своего отца Урана т Небо Символ отделения
земного от небесного 17. Более широко, разделить раз и навсегда.
Но в этих значениях эмблема серпа не получила широкого использования.
В геральдике серп повсеместно рассматривается, как наиболее распространенное
орудие труда крестьянина. Его употребляют и мужчины и
особенно женщины, т оно общекрестьянское, тагда как коса преимущественно
мужское орудие труда. Серп символизирует жатву, т кульминацию
труда земледельца. Таким образом, серп эмблема крестьянства как класса.
Серп довольно широко использовался в российской городской геральдике
до 19 17 года. Он изображен в гербах Красноярска и Колывани Сибирь
Вознесенска, Александрии, Умани Украина Лиды Белоруссия
Щигры, Сперпейска Центральная Россия Закатал Азербайджан Камышлова Урал Свидетельствовал, что земледельческим трудом занимаются
жители тех мест.
В первом советском гербе, равно как и в последующих советских гербах общесоюзном и республиканских, серп и молот говорили, что советское
государство основано на союзе двух основных классов общества 106
рабочих и крестьян. Они символизировали мирный труд во имя лучшей
жизни и что власть в стране принадлежит людям труда.
Показательно, что изображение серпа в советских гербах учитывало
его национальную форму. В Российском гербе рабочая часть серпа имела
зазубрины, в гербе Узбекистана изображался узбекский бухарский серп
урак, в гербах Латвии и Литвы с гладким лезвием.
Наряду с главным атрибутом советской эмблематики в гербах союзных
республик были отражены их характерные черты в сфере народного хозяйства нефтяные вышки, хлопковые коробочки, гроздья винограда, колосья
пшеницы и т В числе этих черт атрибутика, дающая представление о
местном ландшафте, национальных культуре и быте в виде национального
орнамента. Вся эта национальная атрибутика подчеркивала самобытный
характер советской символики. Ведь факт же, что ни в одной другой стране
мира, устроенной на принципах федерализма, ни один штат, земля не представляет
административно территориального образования основанного с
учетом расселения народов различных национальностей. Соответственно и
гербы этих образований не несут на себе никакой национальной атрибутики.
Кстати, серп и молот в качестве атрибутов присутствуют и в гербе буржуазной
Австрии, где они появились после ноябрьской революции 19 18
года, первый в правой лапе орла, второй в левой. В таком виде герб сохранялся
до 1938 года времени оккупации Австрии фашистской Германией.
Когда же в 1945 году страна была освобождена от гитлеровских захватчиков
Красной Армией австрийский орел снова влетел в герб с серпом
и молотом в лапах.
Еще один важный знак советской государственной символики красная
пятиконечная звезда, относится к числу наиболее древних. Светящиеся
в темном небе звезды всегда бередили сознание и эмоции человека, пробуждали
в нем фантастические мечты, высокие чувства. И человек мысленно
спустил их с неба на землю, наделив побуждаемыми ими самыми замечательными
качествами вечности и постоянства, мечты и надежды, превосходства
и защиты, устремленности к возвышенному и идеальному.
Из тысячелетий существования звезд как знаков известно, что их толкование
было многозначным. В различных мировоззрениях, религиях,
объединениях, обществах они означали далеко не одно и то же. Все зависело
от того, с чем конкретно их связывал человек. В древних цивилизациях,
у египтян, вавилонян, персов, греков, римлян звезды обожествлялись.
Звезды различных форм олицетворяли древних богов или служили
их главными атрибутами. В астрологии от греческого азп оп звезда
человек рассматривался как микрокосмос, судьбой его управляют божества звезды и планеты. Эта судьба отражается в гороскопах, придуманных
мудрецами халдейского племени. В магии почитались две звезды пятиконечная
пентаграмма и шестиконечная гексаграмма. Первая символизировала
защиту и безопасность.
Исторически звезды широко были распространены в военном деле. В
Средневековье звезда символизировала элитарные военные организации. 107
Так, французский король Иоанн Добрый в 135 1году создал элитарный
рыцарский Орден Звезды. Состоял он из 500 рыцарей, которые приносили
торжественный обет никогда не отступать в бою и не сдаваться в
плен. На кавалере ордена был белый шелковый плащ, сюркот, наполовину
белый, наполовину алый и алая шапочка с золотой пряжкой в форме
звезды. На белом стяге ордена сияли вышитые золотые звезды 18.
Орденские знаки в виде звезд и крестов созданных в Западной Европе
в XII XVI века духовно рыцарских, рыцарских, монашеских, придворных
орденов позднее приобрели характер наград. Особенно большое число
наградных орденов было учреждено в XVIII XIX веках, в том числе в России.
Четыре луча имела русская орденская звезда святого Георгия орден
учрежден в 1769 году Одна из самых популярных наград в Европе, Северной
Америке, России восьмиконечная звезда. Они сияла в орденах
святого Андрея Первозванного учрежден в 1698 году святого Александра
Невского учрежден в 1725 году святого Владимира учрежден в 1782
году Восьмилучевая звезда была изображена также на польских орденах
Белого Орла учрежден в 1325 году и Святого Станислава учрежден в 1765 году Эти ордена пополнили русскую орденскую систему в 183 1году
после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году 19
Пятиконечная звезда красного цвета была учреждена в апреле 19 18
года сначала в качестве эмблемы только что созданной Красной Армии.
Она свидетельствует о принадлежности к новой армии, рядовые и командиры
которой носили этот знак на гимнастерке или на френче с левой сто
роны. Нагрудный знак представлял собой венок из лавровой и дубовой веток,
перевязанный внизу бантом из ленты. На венок накладывалась красная
пятиконечная звезда, в центре которой размещались плуг и молот. В соответствии
с приказом Военного комиссариата, принятым в мае 19 18 года,
знак бойца Красной Армии стал размещаться на околыше фуражки.
Выбор звезды был обусловлен целым рядом факторов. Прежде всего
она являлась символом защиты, обороны, охраны, безопасности Отечества,
что отвечало потребностям развернувшейся в стране гражданской
войне и изгнанию с территории страны иностранных интервентов. Далее.
Красный цвет звезды олицетворял революцию, революционное войско.
Звезда подчеркивала также стремление к созданию нового мира основанного
на принципах справедливости, свободы братства. Пять ее лучей означали
союз трудящихся всех пяти континентов в борьбе за общие цели. В
этом качестве она по содержанию перекликалась с призывом Пролетарии
всех стран, соединяйтесь
Плуг в звезде олицетворял пахаря, молот рабочего. Молот и плуг символизировали
единение городского рабочего и деревенского пахаря, заключивших
союз для защиты своей земли и своей власти. Они означали, что
Красная Армия по своему составу главным образом рабоче крестьянская. В
сентябре 19 18 года вместо молота и плуга в центре звезды стал изображаться
серп и молот, то есть малый герб РСФСР что соответствовало
эмблеме союза рабочих и крестьян государственного герба РСФСР. К тому 108
же, эмблема серпа и молота оказалась более выразительной в смысловом
значении и графически. С 1946 года красная пятиконечная звезда с серпом
и молотом превратилась в эмблему Советских Вооруженных Сил.
Символ красной пятиконечной звезды стал изображаться в утвержденном
в 1923 году гербе СССР, но без серпа и молота. Главная эмблема советского
герба присутствовала в центральной его части. Что касается гербов
союзных республик, то звезда изображалась в верхней их части над
серпом и молотом. Кроме гербов Армянской и Таджикской ССР, где серп и
молот были наложены на звезду.
Пятиконечная звезда изображалась и на государственных флагах
СССР и союзных республик. На всех флагах она была красного цвета и
кроме флага Грузинской ССР имела золотую окантовку. Размещалась она
в верхнем углу полотнища у древка выше серпа и молота.
Пятиконечная звезда являлась наиболее распространенной эмблемой
государственных наград СССР. Золотая Звезда Героя Советского Союза и
золотая звезда Серп и Молот Героя Социалистического труда, ордена Красной
Звезды, Отечественной войны, Апександра Невского, Суворова, Нахимова,
Ушакова, Славы, Победы имели форму пятиконечной звезды. В качестве
эмблемы Советских Вооруженных Сил и обозначения воинского звания
звезда прикреплялась на погонах офицеров. Звезды украшали крылья боевых
самолетов, борта вертолетов, башни танков и другой военной техники Поскольку в геральдике пятиконечная стала классической формой, то
смысл ее определяется цветом. Красные звезды были характерны для государственных
символов социалистических стран. Белый канонический
цвет в геральдике имеют звезды на гербах и флагах разных стран. Так,
50 маленьких белых звезд, изображенных на государственном флаге
СИТА говорят о числе штатов образующих федеральное государство.
Зеленый цвет ислама имеют звезды в государственной символике
арабских стран. Звезды синего цвета означают миролюбивую политику
государства. Но они крайне редки. Представляют государственные символы
только Камеруна и Панамы.
Итак, смысл и символа красной пятиконечной звезды определяется не
произвольно надуманными заявлениями, а существом отражаемого им
понятия. Иначе говоря, содержанием и этого символа являются объективные
факты, явления, процессы в их действительной взаимосвязи. Только
придерживаясь такого подхода к толкованию символа, возможно адекватно
отразить сущность того или иного явления, процесса.
В этой связи уместно напомнить, что при обсуждении проекта первого
советского герба в 19 18 году В Ленин решительно выступил против изображения
на нем меча. Вождь революции отмечал меч не наша эмблема.
Крепко держать его в руках мы должны, чтобы защищать наше пролетарское
государство до тех пор, пока у нас есть враги, пока на нас нападают,
пока нам угрожают 20. Ленин считал, что меч отражает завоевательную
политику, а советское государство уже во время своего рождения
провозгласило Мир. Для него меч был необходим только для защиты, ере 109
менно. Предложение Ленина было учтено. Созданный советский герб отражал
миролюбивый характер рабоче крестьянского государства.
Наше повествование предполагает сказать, что у коммунистической пар
тии все же был символ, это гимн Интернационал Слова торжественной
песни написал участник Парижской коммуны, талантливый французский по
эт рабочий Эжен Потье в июне 1877 года на следующий день после кро
вавого майского поражения. Впервые слова Интернационала были опубликованы
лишь 16 лет спустя. В 1888 году французский композитор любитель
деревообделочник Пьер Дежейтер положил слова песни на музыку2 1
Переведенный с французского на десятки языков мира, Интернацио
нал стал гимном международного рабочего движения. На русский язык он
был переведен в 1902 году. Исполнялся на митингах и демонстрациях в го
ды первой русской революции. Звучал при завершении Апрельской конференции,
VI съезда РСДРП б ряда съездов местных Советов. В 20 30 е го
ды все государственные мероприятия в СССР сопровождались пением Интернационала Звучал он и на партийных форумах страны.
После переезда советского правительства в Москву Интернационал
исполнялся курантами на Спасской башне Кремля, сначала попеременно
с революционным Похоронным маршем а через некоторое время остался
в качестве единственной мелодии главной песни Страны Советов.
В ночь с 3 1декабря 1943 года на 1января 1944 года в качестве нового
гимна государства был исполнен Гимн Советского Союза музыка А
Александрова Интернационал по своему содержанию перестал отражать
коренные изменения происшедшие в стране. С 1944 года он стал
партийным гимном22. Такова история государственных символов Советского
Союза и большевизма.
POST SKRIPTUN
Во время работы над статьей националистические профашистские
верхи Эстонии начали новую злобную атаку на памятники советским воинам
освободителям республики от гитлеровских захватчиков, и на использование
и распространение советской символики в стране. 1О января 2007
года парламент Эстонии приняли закон О защите воинских захоронений 23, 24 января в первом чтении законопроект О запрещенных со
оружениях 24. На прошедших в Эстонии 4 марта парламентских выборах
победу одержала партия реформ, возглавляемая премьером Андрусом
Ансипом, ярым националистом. А он намерен уничтожить памятники советским
воинам и запретить советскую символику25.
Речь о сносе прежде всего памятника советскому Воину освободителю,
установленному в 1947 году в центре Таллина, Бронзового солдата и
перемещении останков 13 советских воинов, у братской могилы которых
воздвигнут монумент. Закон касается не только этого монумента, но и других
памятников, ставших символами борьбы с фашизмом. За использование
советской символики, а также нацистской, отмечается в законопроек О
те, предусмотрено уголовное наказание в виде штрафа или тюремного заключения
сроком до трех лет. Правда министр юстиции заявил, что наказание
предусмотрено лишь для СЛУ.Чаев, если символика используется
для разжигания национальной розни
26. В стране, где свободно действуют
неонацисты и устанавливаются памятники эсэсовцам, фашистская символика,
естественно будет приветствоваться. Так что министр лукавит. Законопроект
направлен исключительно против советской символики.
Атаки на советскую символику, откуда бы они не исходили, преследуют
вполне определенные политические цели принизить вклад Советского
Союза в развитие мировой цивилизации, умалить его роль в победе над
фашистской Германией, представить как оккупанта стран Балтии. Тем самым
выдают советскую символику за символику оккупантов, отсюда и требование
со стороны ярых националистов запретить ее.
Несостоятельность аргументов эстонских неонацистов была широко
показана в российских средствах массовой информации. Вот их суть. МИД
России на основании исторических фактов опроверг требование Латвии,
Литвы, Эстонии признать их оккупацию Советским Союзом в 1940 году.
На Ялтинской конференции в феврале 1945 года, в которой участвовали
президент США Франклин Рузвельт, британский премьер Уинстон Черчилль
и Иосиф Сталин, были закреплены послевоенные границы. Союзники
СССР по антигитлеровской коалиции США и Великобритания по
сути признали вхождение стран Балтии в состав Советского Союза.
Далее. Советские войска сражались с фашистами в составе антигитлеровской
коалиции. Объявляя освободителей стран Балтии от фашистов
оккупантами, эстонские власти тем самым причисляют к ним и союзников.
Явный пересмотр результатов Второй мировой войны, уроков и итогов
Нюренберга. Уместно напомнить националистам, что в составе советских
войск освободителей Эстонии и Таллина были эстонские 109 й стрелковый
ко пус и особо отличившийся 8 й стрелковый корпус генерала Л
Пэрна2 Многие их воины отмечены советскими государственными наградами.
Так что же, под угрозой уголовной ответственности ветераны не могут
войти с советскими орденами и медалями символами освобождения
своей республики от фашизма Заметим, что в других странах Европы,
освобожденных Красной Армией, памятники и захоронения воиновосвободителей
от фашистских захватчиков содержатся в прекрасном состоянии.
Пример тому памятник советскому воину освободителю в Трептов
парке в центре Берлина. В целостности и сохранности 56 1памятник и
638 захоронений наших воинов периода Второй мировой войны в Польше.
Поддерживаются 940 захоронений солдат и офицеров Красной Армии в
Венгрии, 660 могил свыше 85 тысяч павших советских воинов в разных городах
и деревнях Чехии и Словакии
28
И еще о так называемых оккупантах. Они после войны построили в Эстонии
современные заводы и фабрики, города и порты. А изгнанные из республики
фашисты оставили о себе другую память концлагеря, десятки тысяч
уничтоженных граждан Эстонии, разрушенные предприятия, жилые дома.
Борьба с памятниками воинам Красной Армии и советской символикой
это кощунственная попытка поставить знак равенства меж.цу советским
народом, внесшим решающий вклад в освобож.цение народов Европы от
фашистских агрессоров, и фашистами поработителями.
Наскоки последнего времени не советскую символику еще раз убеждают,
как важно знать историю символов, их толкование. Не случайно любой
закон о государственном гербе и государственном флаге предупреждает
об ответственности за их искажение.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Ленин В ПСС. 5 ИЗД. Т. 4 1С. 6.
2 Похлебкин В Словарь международной символики и эмблематики. М., 1994.
С. 143.
3 Там же.
4 Фоли Джон. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997. С. 362 363.
5 Юбилейный путеводитель. Посвящается 200 летию Кавказских Минеральных
Вод. Ессентуки, 2005. С. 93.
6 Успенский А Писание о значении знак и знамен или прапоров по рукописи
XVII в М., 1904. С. 18.
7 Слово о полку Игореве. М., 1999. С. 55, 53.
8 Макин С. Красный цвет жизни. Советская Россия. Отечественные записки. 6
ноября 2003 г. Вып. 29. С. 15.
9 Соболева Н Из истории советской политической символики. Отечественная
исто ия. 2006. 2. С. 94. 1Собрание Узаконений и Распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 15 2 апреля 19 18 года. 3 1Отдел первый. Собрание Узаконений и Распоряжений рабочего и крестьянского правительст
ва. 20 июля 19 18 года. 5 1Отдел первый. С. 609. 12 Тимирязев К Красное Знамя. М., 1958. С. 16 17, 19. 13 Похпебкин В Указ. соч. С. 40 4 Похпебкин В Указ. соч. С. 266. 15 Шкулев Ф. Мы кузнецы. Избранные стихи. М., 1962. С. 94. 16 Съезды Советов в документах. 19 17 1936. Т М., 1959. С. 84. 17 Турскова Т. Новый справочник символов и знаков. М., 2003. С. 60 1602. 18 Вовк О Знаки и символы в истории цивилизаций. М., 2005. С. 54. 19 Государственные награды России. Москва. Кремль, 1998. С. 7.
20 Бонч Бруевич В В Ленин в Петрограде и Москве. М., 1956. С. 19.
2 1Гиппиус Е Зверев Р К истории текста гимна Интернационал и его переводов.
Вопросы истории КПСС. 1968. 3. С. 103 106.
22 Подробнее об этом см. Соболева Н Из истории отечественных государственных
гимнов. Отечественная история. 2005. 1и Создание государственных
гимнов Российской империи и Советского Союза. Вопросы истории. 2005. 2.
23 Парламентская газета. 2007, 15 января, с. 5.
24 Российская газета. 2007, 2 февраля, с. 24.
25 Российская газета. Неделя 09.03.07 15.03.07, с. 5.
26 Парламентская газета. 2007, 2 февраля, с. 5.
27 История Второй мировой войны. 1939 1945. Том девятый. М., 1978. С. 14 1
28 Российская газета. 2007, 2 февраля, с. 24 25. 2