Ражнёв Г.В.
Двуглавые орлы Ивана Билибина
// Гербовед. №99. (2007)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2007. № 7 (99). С. 85-93
Аннотация: Выдающийся русский художник Иван Яковлевич Билибин известен, прежде всего, своими замечательными иллюстрациями к русским сказкам и былинам. Между тем, он оставил заметный след в театральном искусстве, живописи и графике. Как график он уделил большое внимание русской геральдике и особенно двуглавому орлу. Он специально изучал опыт других художников и народное творчество, в котором черпал источник вдохновения для многих своих работ.
Об авторе публикации/статьи:
Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) кандидат философских наук, доцент военного университета в Смоленске
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 17605 знаков (с пробелами)
Г Pa сNёв, к fl., Смоленск
д.сугл GЫ ОРЛЫ БИЛИБИПА
Выдающийся русский художник Иван Яковлевич Бибилибин известен,
прежде всего, своими замечательными иллюстрациями к русским сказкам
и былинам. Между тем, он оставил заметный след в театральном искусстве,
живописи и графике. Как график он уделил большое внимание русской
геральдике и особенно двуглавому орлу. Он специально изучал опыт других
художников и народное творчество, в котором черпал источник вдохновения
для многих своих работ. Так, в статье Народное творчество русского
Севера он писал Очень изпюблена форма двуглавого орла, который
вышивался на всевозможные вариации этот орел часто терял свои
определенные формы, принимая в своей переходной стадии вид оригинального
узора с элементами животного и растительного орнамента
Билибин нам известен как создатель печати Временного правительства
в виде двуглавого орла, выполненного в византийском стиле рис. 1
По мотивам этого орла он сделал эскиз марки Временного правительства,
хранящийся ныне в Центральном музее связи имени Попова рис. 2
Детально разработанный этот тип билибинского орла был использован
и на советских бумажных денежных купюрах 19 18 1920 гг. рис. 3
Разработкой вариантов двуглавого орла в византийском стиле Билибин
занимался с 19 10 года. Об этом свидетельствует изысканный, выполненный
в стиле модерн, двуглавый орел для обложки меню ужина 28 марта 19 1О
года в Царском Селе рис. 4 В этом рисунке соединены стилизованные м г
тивы средневекового русского искусства с удивительной декоративностью
общей композиции и изощренной орнаментальностью крыльев и хвоста птицы.
24 февраля 19 13 года художник выполнил заказ на оформление меню
парадного обеда в Зимнем дворце в честь 300 летия дома Романовых. На
нижней части листа меню помещена программа музыкального концерта, украшенная
заставкой рамкой, в составе которой симметрично расположены
двуглавые орлы византийского стиля рис. 5 В том же году Билибин вновь
обратился к стилю модерн, получив заказ на художественное оформление
книги В Лукомского и барона Н Типольта Русская геральдика вышедшей
в 19 15 году. Для заставки этой книги Билибин нарисовал орла в
стилизованном древнерусском стиле, где орнаментальность общего решения
сочетается с оригинальной, изощренн гутонченной, предельно хрупкой
композицией ног птицы рис. 6 В самой книге, в таблице XIII Билибин п г
местил 5 рисунков российских двуглавых орлов разных времен рис. 7
Еще более декоративен двуглавый орел в стиле модерн, выполненный.
для обложки указателя маршрутов и тарифов перевозок Добровольного
флота в навигацию 19 15 года рис. 8 Здесь двуглавый орел более массивен
и воинственен, у него мощные крылья и лапы. Но графика орла более
лаконична, в ней преобладает черный цвет. 85
Находясь в эмиграции, Билибин в 1926 году сделал новые иллюстрации
к Сказке о царе Салтане А Пушкина. Первый раз это было в 1904
году. На этот раз ностальгия по России, видимо, так одолела Билибина,
что он в иллюстрации Проводы Салтана на войну на одежде молодого
стольника и самого Салтана изобразил двуглавых российских орлов в византийском
стиле рис. 9 и 1О
В своих рисунках двуглавых орлов Билибин обращался не только к византийскому
стилю. Известны билибинские орлы и в других стилях. Так,
например, он изобразил двуглавого орла времен царя Михаила Федоровича
в композиции, помещенной на планшете календаря на 19 13 год в качестве
бесплатного приложения к журналу Нива на 19 13 год. В предельно
скупом изображении он добился четкой графики орла с распростертыми
крыльями и оригинальной композицией лап орла рис.
Более сложная композиция двуглавого орла помещена в верхней части
листа меню парадного обеда в Зимнем дворце в честь 300 летия дома Ро
мановых 24 февраля 19 13 года. Она отличается усложненной композицией
крыльев орла с включением нитевидных перьев между маховыми рис. 12
В конце XIX начале ХХ века многие художники увлекались древнерусским
стилем, создавая так называемый новорусский стиль. С этой
целью они изучали рисунки в старинных рукописных книгах, а также тератологические,
близкие к кельтским, орнаменты.
Одного орла в этом удивительном стиле изобразил и Билибин для концовки
оборотной стороны журнала Народная читальня изданного в 1902 году. Здесь налицо обращение художника к кельтским орнаментам, в
которых преобладают самые причудливые плетенки. Именно в форме
плетенок Билибин изобразил крылья и хвост двуглавой птицы рис. 13 В
статье приводится двуглавый орел по мотивам билибинского рисунка прорисовка Г. Ражнёва
Известен билибинский орел и в стиле ампир, выполненный художником
в 19 году для украшения плаката пароходного общества Кавказ и
Меркурий рис. 14
Один из самых сложных орлов Билибина в стиле модерн был выполнен
в 1904 году для афиши Исторической выставки произведений искусства
в залах музея барона Штиглица в Петербурге. Впоследствии именно
этот орел был использован Билибиным для другой афиши Благотворительного
концерта духовных песнопений в пользу Елисаветинского благотворительного
общества в Москве и московской губернии, с участием протодиакона
К. В. Розова в Москве, 14 марта 19 10 года рис. 15
Обращение Билибина к двуглавым орлам происходило и по другим
мотивам. Изощренный двуглавый орел, а точнее, его верхняя часть, помещена
на обложке программы спектакля Борис Годунов 1908 года рис. 16
Хорошо известны и марки, изданные в 1909 году достоинством 25 копеек, 1и 3 рубля, где в состав их композиции включены неполные изображения
двуглавых орлов. 86
Вместе с тем, вне поля зрения геральдистов осталась еще одна удивительная
страница творчества Билибина, когда он изобразил 5 орлов, которые
являются аллюзией на российский герб.
Расскажем об этом подробнее.
В 1905 году, незадолго до трагических событий 9 января, Билибин написал
статью Народное творчество русского Севера Уже в этой статье
Билибин подверг критике государственный строй, закостенелый в ретроградских
политических упорствованиях
События Кровавого воскресения 9 января 1905 года потрясли Россию.
Возмущена была и художественная интеллигенция. Художники Петербурга
обратились к карикатурам, самые язвительные из которых создали В.
Серов, М. Добужинский и Е. Лансере. Но еще более острые карикатуры на
русского царя все таки создал И. Билибин. После январских событий 1905
года питерские художники решили организовать сатирический журнал для
обличения самодержавия.
Именно Билибину поручили возглавить художественный отдел, а литературный
просили возглавить М. Горького. Журнал назвали Жупел церковно
славянское слово для обозначения горящей серы, в которой грешники
горели в аду В последнем, третьем, номере журнала была помещена
карикатура Билибина Осел в 120 натуральной величины Билибин
изобразил обычного осла в торжественной, парадной раме, украшенной
внизу изображением крылатых грифонов, которые входили в родовой герб
Романовых. Как вспоминал Н. Кузьмин, вся эта геральдическая аллегория
явно метила в самого царя Николая Второго
Весь тираж журнала был конфискован, на квартире Билибина произвели
обыск, а самого художника подвергли суточному аресту.
Но Билибина это только раззадорило. Он нашел повод еще раз высмеять
самодержавие, обратившись к пушкинской Сказке о золотом петушке написанной поэтом в 1834 году.
С лета 1906 по август 1907 года Билибин работал над четырьмя иллюстрациями
к этой сказке. Для усиления их обличительной силы в двух иллюстрациях
он изобразил несколько вариантов составленного художником
герба царя Дадона. В искусствоведческой и геральдической литературе
этот факт остался неисследованным. Вместе с тем для нас герб царя Дадона
весьма интересен тем, что он представляет собой откровенную аллюзию
на российский герб, который представлен не только в полном виде,
но и в нескольких стилевых решениях.
Так, в спальне Дадона Билибин поместил два варианта герба один
вписанный в круг на занавесях спальни. Он представляет собой трехглавого
орла с короткими крыльями и раздвоенным хвостом рис. 17 Второй
вариант Билибин поместил на шесты, поддерживающие занавес. Эти
трехглавые орлы изображены в виде скульптур. У этих орлов более вытянутые
крылья, а сами изображения более стилизованы рис. 18
В центральной, помещенной в развороте, иллюстрации под названием Дадоново войско Билибин поместил еще три оригинальных варианта 87
герба Дадона. Так, на круглом щите воеводы левая часть иллюстрации
помещен трехглавый орел с поднятыми вверх крыльями и со щитком на
груди с буквой Д рис. 19
Перед царской каретой везут штандарт царя, на котором изображен
более изысканный трехглавый орел рис. 20
Но полный герб царя Дадона Билибин поместил на его карете. Здесь
трехглавый орел изображен с вытянутыми вверх шеями и крыльями. Каждой
лапой орел сжимает короткие, слегка кривые мечи рис. 2 1
Этот герб прямая аллюзия не только на имперский герб, но и на Кровавое
воскресенье, ибо короткие кривые мечи символизируют кроме всего
прочего и подлое убийство.
Таким образом, в казалось бы безобидной детской сказке, Билибин сумел
выразить протест против коварного царя, не сдержавшего своих обещаний.
Заметим, что и Римский Корсаков вдохновился сказкой Пушкина и в 1906 1907 гг. создал оперу Золотой петушок Оформлял оперу Билибин.
Цензура запретила постановку оперы и только после смерти композитора
она была поставлена в частном оперном театре С Зимина в Москве 24
сентября 1909 года. 88 1у 89
i 1
2 J l L 90 12 13 9 1
BOR IS
goOoчtJOW
Ьшпnе musiсa l,
GJou sO R, 8kg
Обло 2к.ка проrраммы спектакля Борис Го tунов 16 92 93
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ражнёв Г.В. Двуглавые орлы Ивана Билибина (2007)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|