Ражнёв Г.В.
О новом прочтении герба Михаила Ивановича Глинки
// Гербовед. №98. (2007)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2007. № 6 (98). С. 122-127
Аннотация: Польские геральдисты Папроцкий и Несецкий, описывая герб Глинок «Тржаска», рассказывали, что когда в одной из битв неприятель стал напирать на самого короля, то один из рыцарей по имени Тржаска, закрывая его собой, доблестно отбивал мечом атаки врага.
Об авторе публикации/статьи:
Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) кандидат философских наук, доцент военного университета в Смоленске
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 29258 знаков (с пробелами)
Г Ражнёв, к н., Смоленск
О HQBQM ПРQЧТ6ПИИ Г6РБ4
МИХ4ИЛ4 ИВ4ПQВИЧ4 ГЛИПКИ см. илл. на 1й стр. обложки
Легендарное происхождение герба Глинок относится к началу XI века, ко
времени правления в Польше Болеслава Храброго 967 1025 сына первого
польского князя Мешко 1Болеслав Храбрый был польским князем с 992 по 1025 год. В 1025 году он был объявлен первым королем Польши. Именно
при нем начали учреждаться первые гербы Польши. Так, например, герб Янина на щите изображен тарч фигурный щит которым пользуются
Бяловлоцкие, Бидзинские, Браницкие, Яниковские, Ярожевские, Потоцкие и
другие всего более 30 фамилий был выдан рыцарю Яникову около 1ООО
года 1т тогда, когда Болеслав Храбрый был еще князем.
Польские геральдисты Папроцкий и Несецкий, описывая герб Глинок Тржаска рассказывали, что когда в одной из битв неприятель стал напирать
на самого короля, то один из рыцарей по имени Тржаска, закрывая
его собой, доблестно отбивал мечом атаки врага. Однако, после одного из
мощных ударов меч сломался. Король, увидев это, отдал рыцарю свой
меч. Тот вступил в бой с удвоенной силой и поразил много врагов. Случилось
так, что и этот меч в самом конце сражения сломался. После выигранного
сражения в награду за отвагу и самоотверженность король пожаловал
рыцарю герб Тржаска символизирующий победу над неприятелем золотой полумесяц и напоминающий о двух сломанных в бою мечах.
В таком виде польский герб Глинок перешел в русскую дворянскую геральдику
и опубликован в Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской
империи в томе V, 103.
Если Папроцкий и Несецкий были пунктуальны и действительно герб Тржаска был пожалован именно королем, а не князем Болеславом
Храбрым, то можно с большой долей вероятности утверждать, что герб
Гл инок существует с 1025 года.
Что же касается не предыстории и не легенды о происхождении герба Тржаска а символики фигур герба, то следует остановиться на следующем.
Одним из принципиальных положений в философии языка геральдики
является учение о подвижности, изменчивости, диалектике символов.
Сущность этого учения состоит в том, что многие символы со временем
могут изменять свое значение в зависимости от многих факторов характер
эпохи, идеологические постулаты, деятельность гербовладельца, его
вклад в развитие какого либо явления и т Как писал В.Гюго, символы
живут своей жизнью и их некоторые значения со временем уходят на второй
план, а некоторые выходят вперед. 122
Убедительный пример этого три короны в гербе России. Тогда, когда
они появились, а это было при царе Алексее Михайловиче, они указывали
на то, что к России были присоединены три царства Казанское, Сибирское
и Астраханское, вот почему короны изображались царскими. Герб
России, таким образом графически являл зрителю то, что она стала царством
царств, т имеет право называться империей, что и произошло при
Петре 1
Позднее короны заменили на императорские, стало некорректно напоминать
о насильственном присоединении татарского и других царств к
России, поэтому три короны стали понимать по другому как символ Троицы,
трех христианских добродетелей Веры, Надежды и Любви или трех
истоков Руси Великой, Малой и Белой
В наше время три короны мы понимаем как символ трех ветвей власти
законодательной, исполнительной и судебной.
Другой яркий пример изменчивости и развития семантики символа демонстрирует
Ден Браун в своей книге Код да Винчи где автор показывает
читателю не только амбивалентность, но и историческую изменчивость
символики пятиконечной звезды, рисунок которой полицейские увидели
на обнаженном теле убитого.
Одним из самых распространенных сюжетов русской и польской родовой
геральдики являются предметы воинского снаряжения и оружия. В
польской геральдике в XII XIV веках, а в русской к концу XVIII века
часть шляхетства и дворянства стала обладателями личных гербов. В
связи с тем, что, как подчеркнул Винклер, воинские заслуги составляли
один из главнейших путей к достижению дворянского достоинства, то естественно,
что воинские предметы должны были получить огромное применение
в гербах. И действительно, предметы военного быта составляют
главнейшую группу геральдических изображений 2. И Борисов, иссле
довав 4695 утвержденных гербов из Общего гербовника дворянских родов
Всероссийской Империи подсчитал, что в 3 125 гербах применялись
предметы военной тематики.
Из них наиболее популярной гербовой фигурой является меч знак
исполнения военного дела, воинского долга, военной обязанности, символ
храбрости, силы и мужества, а также защиты, победы. Заметим, что меч,
вонзенный во что то в землю, в полумесяц и др. показывает, что дело
завершено, что приняв на себя славную би.тву, он добыл победу, в резуль
тате которой наступил мир и покой 3.
Меч, как символ, имеет удивительную амбивалентную символику, которая
может быть открытой общеизвестной, экзотерической а также
скрытой тайной, эзотерической
Открытая символика меча связана с его древней историей. Еще в
бронзовом веке меч занял главное место среди холодного оружия, уступив
лишь много веков спустя шпаге, сабле и шашке. Скифы имели традицию
каждый год мечу приносили в жертву несколько коней, ибо в мече видели
самого бога войны. 123
Мечам часто давали имена. Так, рыцарь Роланд из французского эпоса Песнь о Роланде носил меч Дюрендаль, король Карл Великий имел
меч по имени Джойз, король Артур Экскалибур и др.
Мечам приписывали мистическую, сверхъестественную силу. Для надежности
этой функции в рукоять меча часто закладывали части святых
мощей которые должны были придать силу и меткость удару и охранять
хозяина от поражения. Церемония посвящения в рыцари включала в себя
обязательное касание мечом каждого плеча будущего рыцаря, чтобы
больше он никогда не проходил от одного плеча к другому через шею.
Перед мечом перед боем произносили молитвы и клятвы, прикладывались
к нему кистью или губами. Яркий, насыщенный мужественным драматизмом
эпизод из жизни семьи Горация отобразил французский художник
Жак Луи Давид в исторической картине Клятва Горациев 1784,
Лувр Картину Давида в то время французы восприняли как призыв к
борьбе.
Мечи в мирное время лежали на алтарях и участвовали в богослужениях.
Их не только благословляли, но и освящали. А самые прославленные
из мечей хранились в сокровищницах монастырей под алтарями. По
традиции мечи хоронили вместе с их владельцами. Вот почему символика
меча столь многозначна и разнообразна, что насчитывает более 1О экзотерических
значений.
Основные из них следующие 1Военачалия, воинскиих подвигов, рыцарства.
2. Защиты и деятельности, связанной с защитой интересов.
3. Высшей справедливости, правосудия.
4. Возмездия, наказания.
5. Испытаний, страданий, мученичества.
6. Свободы.
7. Борьбы, преодоления препятствий.
8. Бдительности, постоянной боеготовности.
9. Высшей ступени рыцарства и воинской чести. 10. Смерти, кровавой юрисдикции когда средневековый суд фемгерихт выносил смертный приговор, то на стол клали меч Мастью смерти
в колоде Таро являются мечи, которые превратились в современную пиковую
масть пика в английском языке spade образованное от испанского
слова espade меч, шпага Победы, торжества и др.
Заметим, что в христианстве меч считается атрибутом и символом апо
столов Павла, Матфея, Иакова Младшего, а также святых Адриана, Агнессы,
Альбана, Варвары, Евфимии, Юстинии, Мартина, Георгия, Джеймса из Компостеллы
и некоторых других, принявших мученическую смерть от меча.
В истории герба России были периоды, когда в правой лапе двуглавого
орла изображался меч, в том числе и меч, обвитый плющом. Особенно
популярным изображение двуглавого орла с мечом в правой лапе было на
обложках христианских книг в XVII веке. 124
В современной эмблеме Вооруженных Сил Российской Федерации
двуглавый орел в правой лапе держит меч символ защиты Отечества.
Но меч имеет и скрытую, эзотерическую символику. Так как он состоит
из рукояти и лезвия, то будучи похожим на крест, является символом соединения,
единения, прочного союза, единства противоположностей вообще
и духа и материи в частности. Второе его скрытое значение символ
андрогина, ибо вертикаль мужское начало, а горизонталь женское.
Так как мужское начало это направление в будущее, а женское в прошлое,
то меч символизирует патриотизм, т патриот это тот, кто идя в
будущее, смотрит в прошлое, знает и любит его.
Глинка был истинным патриотом в музыке и это Сущностное качество
его творчества отражается и в его гербе. Так как мечи в гербе Глинки серебряного
цвета, то они имеют третье символическое значение символ
очищения. Это значение меча связано и с тем, что лезвие меча сверкает
светом, блестит как луна. Неспроста в алхимии меч символ очищающего
огня. В этом значении меч созвучен второму сущностному качеству музыки
Глинки, которая очищает души людей, делая их добрее, возвышеннее,
чище, прекраснее.
В христианстве меч в устах символ слова Бога. Не случайно Х. Бейли
привлек внимание к удивительному соответствию между словами меч англ. sword и слово англ. word
Это значение меча связано с символом меча как волевого усилия, решительности,
т в возвышенном смысле, как утверждает Х. Кэрлот, духа
и слова Божия
5 В Откровении Иоанна Богослова меч исходит из уст Христа
как символ непобедимой божественной истины, которая наподобие
молнии падает с неба 6 и из Его уст исходил острый меч двумя
лезвиями т слово Христа как распознающее, судящее и разящее. Но
разит оно грешных, а правоверных просветляет.
Так и музыка Глинки, раскрывая свою третью сущность, воспитывает
людей, делая их человечнее, духовно богаче.
В масонстве меч имел особое значение, поэтому в главном их символе
меч сжимает Иисус Христос в образе двуглавого орла. Здесь меч символизирует
борьбу за идею, за духовное возвышение, защиту невинных, казнь злодеев,
карающий закон. В этом смысле меч в гербе Глинки это музыка,
имеющая точную направленность утверждение русской национальной идеи.
Знамя этой идеи подхватили за Глинкой композиторы Могучей кучки
Так как меч куется из особо твердой стали, то меч символизирует всепобеждающий
дух. Существует арабское предание, что меч изобрели иудеи
и что местом, где он впервые изготовлен, была гора Касиум в окрестностях
Дамаска, которая прославилась во всем мире своей сталью.
В этом смысле меч в гербе Глинки отражает твердость музыкальноидейной
убежденности Глинки в том, что в России созрела необходимость
создания своей национальной классической музыки. Глинка твердо и последовательно
шел к своей цели, не смотря на критиканов и противников,
которые подвергли критике оперу Иван Сусанин Истинные патриоты 125
высоко оценили оперу Глинки, который с непоколебимой твердостью продолжал
вводить в музыку национальные русские мотивы.
Следующее скрытое значение меча, связано с тем, что в гербе Глинки
изображено два меча. По мнению Ганса Бидермана два меча символизируют
две власти духовную и светскую6. Применительно к музыке Глинки
это можно понимать с двух позиций. Первая отражает то, что музыка
Глинки предназначена не только элите, но и массам, не только аристократам,
но и простому люду. Вторая позиция отражает то, что музыка Глинки
воздействует в равной степени и на разум, и на чувства, формируя не
только рациональную, но и эмоциональную сферу сознания человека.
И последнее. Меч считается в эзотерике символом магической силы,
колдовских чар. Применительно к Глинке можно сказать, что его музыка
это чарующие звуки, волшебство, колдовство над душами людей. С особой
силой это проявилось не столько в духовной, сколько в светской музыке
Глинки. Воистину Глинку можно назвать русским Моцартом и даже agnus dei то есть агнцем Божьим, по названию одной из частей Литургии Мессы В отличие от Моцарта Глинка не написал крупных духовных
музыкальных произведений. Глинка просто не успел совершить переворот
в русской церковной музыке, к которой он все же обращался, особенно в
последние годы. Однако, он стал не только основоположником русской
классической музыки. Он новаторски ввел в нее божественное звучание,
которое, как апофеоз его достижений, прозвучало в финальной части оперы Жизнь за царя где православный колокольный звон, любимый Глинкой
с детства, раскрывает тему величия православной России.
Это значение музыки Глинки подчеркивается синим цветом поля щита
герба. Синий цвет цвет неба, божественности, куда устремлена музыка
Глинки. Вот почему иначе как божественной, ее назвать нельзя.
Синий цвет имеют ризы Спасителя, Богоматери, многих святых и ангелов.
В Троице А. Рублева преобладающий цвет в одеждах ангелов
синий. Риза Богоматери в популярном сюжете Богоматерь с младенцем
итальянских художников эпохи Возрождения изображается синим цветом.
Чтобы подчеркнуть божественную устремленность музыки Моцарта, художник
О. Кандауров написал его портрет в синей гамме. Гжельская керамика
и ростовская финифть знаменита своим ярким синим цветом. Даже в
декоративном сосуде под названием Двуглавый орел хранящимся в
Историческом музеи Москвы, тулово орла раскрашено в синий цвет. Он
был любимым и у казаков, которые окрашивали им свои жупаны, шапки и
брюки. Особенно популярен синий цвет был у южных славян, которые с
синими знаменами участвовали в Грюнвальдском сражении 14 10 года. В
синий цвет было окрашено и знамя Ивана Грозного.
Синий цвет в геральдике считается также символом благородного про
исхождения, что несомненно относится и к роду Глинки. Напомним, что
смоленская ветвь Глинок начинается с выходца из Польши Виктора Владислава
Глинки 1600 1655 который за год до смерти принял русское
подданство, православие и стал именоваться Яковом Яковлевичем. 126
С тех пор и до начала ХХ века этот род насчитывает 4 представителей
мужского пола. Среди них 5 стольников в петровскую эпоху, генерал
от артиллерии, генерал адъютант, 5 полковников, 4 майора, 6 капитанов,
2 губернатора в том числе петербургский 5 предводителей дворянства,
городничий, академик, 3 профессора, 1министр земледелия главный
начальник Уральских заводов, прокурор окружного суда, судья Военноморского
флота, посланник в Бразилии, генеральный консrл в Германии и
сам великий композитор. Итого 48 замечательных людей
Синий цвет признан с древнейших времен одним из трех национальных
цветов русских, ибо он еще считался у христиан цветом Богоматери,
под покровительством которой якобы находится вся Россия. Некоторые
авторы даже полагали, что белый цвет в русском флаге символизирует
Белоруссию, красный Украину, а синий, находящийся в центре Великороссию,
сплотившую все славянские народы в единое государство.
Кроме того, синий цвет это символ вечности, что подчеркивает непреходящее
значение и вечную ценность творчества Глинки, который навсегда
останется основоположником русской классической музыки.
В христианстве синий цвет считается символом вечной молодости и
бессмертия, что в полной мере относится и к Глинке, которого можно считать
композитором больше ХХ века, чем XIX, и еще больше композитором
XXI века, чем ХХ.
Когда то пятиюродный брат великого композитора, известный поэт Федор
Глинка в одном из стихотворений написал слова, посвященные А С.
Пушкину, которые в полной мере можно отнести и к М Глинке
Судьбы и времени седого
Не бойся, молодой певец,
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Herby ryсerstwa polsriego. Janina. Warszawa, 199 1274.
2 Винклер n. Русская геральдика, история и описание гербов. С Пб., 1894. 2 й
выпrск. с. 90.
Кох Р. Книга символов. Эмблемата. М. Ассоциация Духовного Единства Золотой век 1995. С. 250.
4 Борисов И Военная и морская тематика в русской дворянской геральдике
Гербовед, 1996. No 10. С. 6.
5 КэрлотХ. Словарь символов. М. PEFL Ьook, 1994. С. 32 1
6 Бидерман Г. Энциклопедия символов. М. Республика, 1996. С. 122.
7 Королева Т Родословные росписи Глинок О Глинке к 200 летию со дня
рождения Сборник статей. М., 2005. С. 144. 127
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ражнёв Г.В. О новом прочтении герба Михаила Ивановича Глинки (2007)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|