Г Королёв, д Москва
ФАНТt GТИЧ6GК4Я G6КGИЛЛОЛОГИЯ
Письменные и изобразительные источники разных веков доставляют
значительную информацию по историческому знаменоведению, в том
числе о вымышленных знаменах. Под вымышленными знаменами подразумеваются
предметы всех видов, изучаемые вексиллологией, которые не
существовали в действительности, были продуктом воображения. Вымышленные
знамена разделяются на три группы приписанные реальным
государствам, областям, городам, объединениям, родам и лицам, в действительности
их не имевшим приписанные вымышленным обладателям
знаков литературные вымыслы, Раздел вексиллологии, занимающийся
такого рода знаменами, по аналогии с уже существующей фантастической
геральдикой я называю фантастической вексиллологией 1
Древнейшим известным мне объектом изучения в рамках фантастической
вексиллологии является упомянутое в эпосе Махабхарата боевое
знамя Поднял оружье Пандава, носящий знак обезьяны на стяге в литературно обработанном переводе или Пандава Капидхваджа в
буквальном переводе где Капидхваджа означает обезьянознаменный 2. Форма стяга неизвестна. Мы узнаём только о некоем носителе
с изображением фигуры. Поскольку Пандавы, участвовавшие 13 войне,
являются героями мифплогии, то и знамя их вымышленное, мифологи
ческое.
Знамена часто упоминаются в выдающемся памятнике средневековой
литературы поэме Шахнаме Фирдоуси ок. 940 ок. 1025 В одних
случаях этu простые упоминания знамен, в других упоминания с указанием
цветов золотой чёрный и т или с оценкой цветов зареяли
стяги ярчайших цветов знаменами пестрыми осенены и др. 3. В двух
местах поэмы военачальники рассматривают войска противника, с которым
предстояло сражаться, и сопровождающие объясняют, кому принадлежит
то или иное знамя. По большей части фигуры на знаменах демонстр руют
горделивую воинственность витязей предводителей отрядов,
из которых состояло войско слон, лев, волк, барс и др. хотя есть и невоинственные
образы полумесяц, звезда, рабыня Символика знаменных
фигур не объясняется. Именование лилового стяга витязя Горгсара волчьеголовы
т с изображением головы волка4, относится к говорящей
фигуре, пщ кольку имя персонажа означает Волчья Голова от. персидских
слов норг волк и сар голова Примеры взяты из тех частей поэмы,
в которых повествуется о легендарных временах с вымышленными
героями.
Знамена часто упоминаются. обычно без оп сания, в другой эпической
поэме Искандернаме Низами 45 начало XIII в Как исключение
описаны знамена героя поэмы Искандера, т Александра Маkедонского. 42
8 одном случае сказано лишь, что весь был в золоте стяг 5. Подроб
описано знамя, под которым Александр выступил в поход против Да 1И дракон был на стяге сапфировом вышит, И казалось взиравшим
аменем дышит Поэт сообщает и о таких деталях, как чёрные кисти
з амени, различимость знамени на большом расстоянии L 1несение его е еди войска6. Кроме того, знамена Александра и Дария противопосаз
ены Выше Кеева стяга препьщавшие око Волны синей парчи укреон Искандер Г высоко Кеевым названо знамя Дария, установ
ое мифическим родоначальником персидских царей Кеем. Похожим зам знаменная эмблематика Александра Македонского представлена
ной из французских ксилографий XV в. полководец на коне держит
ьё с золотым знаменем с чёрным змием8.
к. 12 10 1220 гг. была иллюстрирована написанная в конце XII в. по а Энеида Генриха фон Фельдеке. В сценах сражений Троянской войбитв
войска Энея в Италии предводители выступают под знаменами,
ими обычную для средневековья Запада форму9. Жан Лемер
ьгиец рассказал о турнире у стен Трои. Знамен он не описал, но наих
виды собственно знамена baniers прапоры pennons значки а dards и флаги pavi ns 1Q Средневековая типология знамен припи iЗ ревнему воинству. По мнению некоторых писателей знамена появизадолго
до Троянской войны. В книге, вышедшей в 1492 г. в Севилье,
ждал0сь, со ссылкой на всех древних мудрецов что впервые зназнакЕJм
употребил Юпитер. который во время борьбы за власть со
отцом Сатурном поднял ярко красное полотнище на конце копья
елям Средних веков и раннего Нового времени было доподлинно
но и изображение на знамени Юпитера орёл, или, как уточняли 1орые, золотой орёл 12 Появление знамен отнесено к мифологичевремени,
употребление их в период Троянской ойны, носящее ле г ный, характер, приписано исторической эпохе. Юпитер и участники
ской войны герои вымышленные. Реальной царице Семирамиде,
й предание, впрочем, придало черты легендарности, присвоили
с изображением голубя, так как считалось, что название птицы на
ом языке означало имя правительницы 13 Это западноевропейский Р говорящей фигуры на знамени, аналогичный примеру. из Шахна риведенному выше.
араллельно с введением знамен из древней мифологии было сочи вгксиллологическое родосповие основанt 1ое на Ветхом завете.
ова о знаменах иудейских колен племён в книге Чисел 2 быкре
iизированы путём измышления для них цветов и эмблем. Так,
регуар в сочинении о государстве описал знамя колена Иуды, не
ае будто бы изображение льва, на том основании, что в книге Бытия сказано молодой лев Иуда 14 Сильвестре Пьетрасанта уверял,
ета знамен происходили от цветов материалов, из которых были
ы печати первосвященников. Соответственно своему. разумению асанта описал цвета знамен всех колен и фигуры некоторых из них. 43
Например, считая, что одна печать была изумрудная, он приписал
знамени зелёный цвет 15 Другой эмбпемовед в общем виде писал о принятии
знамен князей и вождей потомками Ноя 16 Библейской линии
придерживался неизвестный автор русского сочинения, написанного,
видимо, в конце XVII в. Возможно также, что это был перевод какого то
иностранного текста 17. Аноним отверг мысль о происхождении гербов и
знамен от знаков Геркулеса и других языческих героев, обаче сие все
вымышленные стати, а не правда 18. Ближе правде были будто бы те,
кто начинал со знамени сына Ламеха Фавеля Каина который писал
в знаме всю историю отца ево деяние и побоище и Афета сына
Ноева тоже изобразившего на знамени все его Ноя Афета Г
деяния 19. На рисунках в этой рукописи представлены знамена иудейских
колен в форме прапоров над шатрами. На знаменах видны гербы щиты
с фигурами.
Форма ветхозаветных знамен неизвестна, но в литературе рассматриваемого
времени она понималась как полотнище.
Вымышленные знамена приписывали не только древности, но и, 1ак
отмечено выше, на нескольких примерах, средневековью. К этим примерам
прибавим ссылку на Олауса Магнусз, сообщившего о нескольких знаменах
слаеянских и германских племён рубежа античности и средневековья
20 Например, согласно Магнусу, на знамени славян был дракон, на
знамени алан кот.
В западноевропейских литературных произведениях о рыцарстве
вексиллологический мотив сводится подчас к простым упоминаниям без
описания изображений. Так, в повествовании о рыцарском т онире мы
встречаем обороты, вроде как много там цветных флажков 1Рассказ
о турнире рыцарей Круглого Стола в труде XVII в. иллюстрирован большим
рисунком с изображением всадников с гербовыми знаменами22 В Песне о Роланде произведении Х в., ранний список которого относится
к середине XII в., знамена и копейные прапоры упоминаются весьма
часто.
Только иногда называется их цвет и указываются детали формы, как
то Значок играет белый на копье. Свисает бахрома до рук и плеч 23
Иногда в литературных произведениях называют материю, из которой
сделаны вексиллологические предметы Копье склоняет со значком атласным Коронование flюдовика над войском реют шелковые знамена Тристан и Изольда
24 Редкое в Песни о Роланде описание
знамен относится 1арабскому войску Несут пред ним хоругвь с драконом
в сечу, И стяги Тервагана с Магометом, и Аполленово избраженье
25
Похоже, о знаменах с человеческими фигурами написано только для
того, чтобы подчеркнуть отношение автора к мусульманам как язычникам,
к которым отнесён Мухаммед и к коим приписан персонаж античной мифологии
Аrюллон Аполлон Пророка в исламском искусстве не изображают.
Впрочем, не станем исключать незнания этого обычая неизвестным
автором. 44
Одна из уэльсских повестей XI XII вв. сообщает о цвете и порядке вывления
знамен и Оуэн спросил пажей, где находится сам граф. Он
ам, где подняты четыре золоченых стяга, ответили они, два впереди о и два позади 26.
Обычно сведения о вымышленных знаменах рассеяны по текстам, но
да встречаются описания целых комплексов вексиллологических зна.
В эпической поэме Кудруна первая половина XIII в. есть глава
Хартмут называет княжеские стяги 27. Для примера привожу аписа
е одного из знамен Богатый шелк на древке, он выткан в Карадине, И
том сверкает лик мавра посредине Коричневого поля. Нам надо нать
биться. Чтоб это знамя долу заставить покорно склониться. То
рид Мавританский привел большую рать, С ним двадцать тысяч
ров храбрее не сыскать. Все жаждут в битве с нами прославиться ге и Подобным образом описаны ещё 4 знамени. Все эти знамена нают
предводителей. Как и в Шахнаме в Кудруне показано, что
е принадлежности знамени позволяет наблюдателю оценить силы
вника. Противник же, представляя себя с помощью знамени, демонрует
свою силу. Называние себя и узнавание по знамени было возо
при постоянстве вексиллологического знака.
Фантастические мотивы присущи и вексиллологическим обозначениям орых современных создателям знаков земель. В XIV в. в западноев екай артографии возник обычай отмечать города, области и страны
ами. На флажках, обозначавших хорошо известные картографам РЭНЫ, изображены реальные эмблемы. Малоизвестные же земли зачасозначены
фантастически. Именно так, например, обозначено царОргана в Африке, имевшее реальный прообраз28 В середине или J9 Й половине X V в. картографический, а возможно и другой материал ил безымянный севильский францисканец в составленной им геоеской
энциклопедии. Эмблемы стран и областей в этом труде опикак
прапоры peпdones
29. Многие из зна 1юв в этом труде носят
астический характер, прежде всего там, где речь идёт о странах в е и Азии, но и о некоторых странах Европы, например, о Руси30
антастическая вексиллология Средних веков и раннего Нового врезанималась
знаменами главным образом из военной сферы. 1иным ерам принадлежали картографические знаки. Исключительный харакоа т сказ о кузнеце Кове в Шахнаме поднявшем народ против
тора престола на защиту законного наследника. Кузнец сделал
енем с.вой рабочий фартук, воздетый на копье. Законный правитель и
реемники приняли это знамя в качестве почитаемого. предмета 3 1
Ковы не знак войны, а знак человеческого чувства справедливости жды.
антастической вексиллологии относятся также легенды о некотореальных
знаменах, вроде Французского королеоского стяга, одним из
истории которого было измышление знамени короля Хлодвига с 1ОtJ0 жением жаб32. 45
Важной задачей фантастической вексиллологии, является установление
источников, использованных для сочинения вымышленных знамен.
От литературных произведений ссылок на источники ожидать, конечно,
не приходится. Знаменоведы на источники ссылались далеко не всегда.
Пожалуй, чаще они ссылались на других знаменоведов. Источники,
однако, можно установить и без ссылок старинных вексиллологов, но
разумеется, не во всех случаях. Так, ряду древнегреческих городов были
приписаны знамена с начальными буквами их названий Аргосу с
альфой, Лакедемону Спарте с лямбдой, Сикиону с сигмой33 Источником
посл жило известие Ксенофонта V IV вв. до н о сигме на щитах
сикионян 4 Это известие было истолковано в вексиллологическом и геральдическом
смыслах. Художественное решение вопроса было найдено
в изображении букв на щитках, помещённых на полотнищах знамен. В
качестве источников использовались подчас произведения, в действительности
сведений о знаменах не содержащих В книге. вышедшей в 1620 г., Андре Фавен рассказывает о принятии ассирийками в качестве герба своей монархии зелёного знамени с серебряным бараном Баран,
по Фавену, символизировал бога Бела, потомками которого ассирийцы
себя считали. Фавен сослался на книгу Бытия XXIII в которой
написано о стаде, но не в месопотамском контексте, и на Деяния апостолов кн., VII где нет ничего ни. о стадах, ни о Двуречье35 В обоих источниках
не сказано ни о Беле, ни о знаменах. Чаще же знаменоведы
фантазировали, исходя из общих представлений, о тех, кому они присваивали
знамена. В этом отношении они не отличались от сочинителей
литературных произведений.
Являясь творениями вымысла, знамена отражают обычаи времени их
создания. Средневековые обычаи нередко приписывали древности. В таких
случаях обнаруживается, что недостаток знания о древней эмблематической
действительности восполнялся воображением, основанным. на
знзнии обычаев своего времени. Показательно приписывание древним
векам средневековой типологии знамен. К приведенным выше примерам
добавлю ссылку на французскую стихотворную обработку Романа об
Александре в которой фигурируют такие средневековые термины pavi n,
oritlanbe, baniere, ensegne, сonfalon, guidon, bandon36
Как восточные, так и западноевропейские писатели различают знамена
по их обладателям, когда рассказывают о знаменах государей, начальников
отрядов в составе войска, баннеретов и др. В Кудруне один воитель
велел нести знамя сражGнного в бою героя за своим штандс 1ртом дабы
оказать почтение погибшему. Это деталь порядка несения знамен и способа
оказания почестей.
В произведениях, описывающих изображения на знаменах, я не нашёл
объяснений символики фигур. Изображения и цвета носят распознавзтельный
характер. 46
Фантастическая вексиллология Средних веков и раннего нового времени
отражает некоторые обычаи преимущественно рыцарской культуры.
Перенесение этих обычаев в древность имеет аналогию с изображением
древних людей в одеждах и с оружием средневековых форм, столь часто
ветречающимся в средневековом искусстве.
Выше речь шла о вексиллологии до XVIII в. Упоминанием вымышленных
знамен украшают своё повествование и некоторые писатели более
позднего времени. В этом смысле интересен Властелин колец Толкина.
Этот вымысел носит чисто литературный характер. Он возникает на фоне
иных, чем до XVIII в. представлений о прошлом.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Постановку вопроса см. Коропёв Г Вымышленные родословия и эмблемы и
задачи их изучения Единство гуманитарного знания Новый синтез Материалы
XIX Международной научной конференции. Москва, 25 27 января 2007 г. М., 2007. С. 182 185.
2 Махабхарата. Бхагавадгита книга VI, гл. 25 242 Буквальный и литературный
перевод, введение и примечания Б Смирнова. 2 е изд., перераб. Ашхабад. 1960. С. 99, 173, 256 257 комментарий
3 Фирдоуси. Шахнаме. Изд. подгот. Ц Бану, А Лахути, А.А Стари,юв. r 957.
т, 47, 220 и др.
Там же. 1969. Т. 4. С. 152.
5 Низами. Искендер Намэ. Пер. К.Липскерова. М., 1953. С. 85.
6 Там же. С. 9.
7 Там же. С. 8.
8 Lemoisne Р. А. Les x graphies du XIV et du XV sieсle au сablnet сes estampes
de la BiЫiotheque Nationale. Paris BrtJxelles, 1930. Т. 2. LXXV.
9 Heinriсh von Veldeke. Eneida Die Bilder der Berliner Handsсhrift. lm Auftrag der
Preussisсhen StaatsblЫiothek ЬеагЬ. Von А Beсhler. Leipzig, 1939. 10 Le Maire de Belges 1Les illustrations de Gaule et singularitez de Тгоуе Lуоп, 1549. Р. 129. Mexia F. NoЬiliario vero. Madrid, 1974 Глава 3, без паг. факсимилLное изда
ние 12 См. например Guardiola 1Tratado de noЫeza, у de los titulos у ditados que оу dia
tienen los varones сlaros у grandes de Espana. Madrid, 159 1F. 34. 13 Вага Н. de La Ыazon des armoiries auquel est monstree la maniere de laguelle
les Anсiens et Moderпes опt use en iсelles Traiсte Lуоп, 158 1р. 138, 139 рисунок Petra Sanсta S. Tesserae gentilitiae ех legibus feс um desсriptae. Romae, 1638. Р. 3, 12. 14 Gregorius Р. De repuЫiсa libri sex et viginta. Ed. germaniсa nova. Franсofurti а.
Мауп, 1597. Р. 366. 15 Petra Sanсta S. Ор. сit. Р. 5 6. 16 Segoing С. Tresor heraldiс, ou Merсure armorial Paris, 1657. Р. 6. 17 Успенский А Писание о зачинании знак и знамен или прапоров по русской
рукС писи XVII века М., 1904. С. 6, 8. 18 Там же. С. 5. 19 Там же. С. 6 7.
20 Magnus О. Historia om de nordiska folken. Stoсkholm, 1976 D. 7. 47
2 1Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. Изд. подгот. В Макушевич и др. М., 1980. с. 69.
22 Vulson de la сolomblere М. Le vraue theatre d honneur et de сhevalerie Paris, 1648. Р. 48 49.
23 Песнь о Роланде. Коронование годовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Ро
мансеро. М., 1976. С. 62.
24 Там же. С. 169 Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. М 1955. С. 104.
25 Песнь о Роланде С. 123.
26 Мабиногион Волшебные легенды Уэльса. Пер., вступит, ст. и примечания В
Эрлихмана. М., 1995. С. 106.
27 Кудруна. Изд. подгот. Р Френкель. М., 1983. С. 233 234.
28
Подробнее см. Королёв Г Символизация царства Органа Гербовед. 1997. 14 26 с. 144 147.
29 Book of the knowledge of all the kingdoms. lands, and lordships that аге in the
World, and the arms and deviсes London, 19 12.
30 Подробнее см. Королёв Г Гербы русских земель в географической энциклопедии
XIV в. Гербовед. 1999. 4 36 С. 53 57.
3 1Фирдоуси. Указ. соч. Т. 1С. 64 65.
32 Стукалова Т От золотых жаб до золотых лилий Десять столетий средневековой
французской вексиллологии конец V XV вв. Гербовед. 2004. 4 70 С.
33 34.
33 Henni Jes Н. Theatrum genealogiсum Magdeburgi, 1598. Т. 3. Р. 258, 385, 465.
34 Ксенофонт. Греческая история. Пер., вступит, ст. и комментарии С. Лур е. Л. 1935 С. 85.
35 Favyn А. La theatre d honneur et de сhevalerie Paris, 1620. Т. 1Р. 8.
36 Li romans d Alixandre par Lambert li Tors et Alexandre de Вегпау Naсh Handsсhriften
der KOn сhen Buсhersammlung zu Paris. Hrsg. von Н. Miсhelant. Stuttgart, 1846. 48