Приложение 1
Г6П6 ЛОГИЯ И ИGТОРИЯ G6МЬИ
ПРОГР ММ ЭЛ6КТИ8П ГО KVPGL
ДЛЯ МОЛОД6ЖИ
Авторы программы
Извеков Игорь Николаевич кандидат педагогических наук, доцент
НовГУ имени Ярослава Мудрого
Померанцев Александр Григорьевич кандидат философских наук,
директор школы 25 Олимп учитель истории
Смирнова Марина Александровна учитель русс ого языка и литературы
школы i25 высшая квалификационная категория
Сведения о программе
Вид программы профильная.
Тип программы межпредметная интегративная
Элективный курс разработан для старшеклассников 10 класс.
Объем в часах 34.
МОУ Средняя общеобразовательная школа 25 Олимп Великого
Новгорода.
Год разработки 2002 2005 гг.
Программа утверждена на заседании педагогического совета школы 25 Олимп от 29.08.2005 г., протокол 179.
Авторы награждены дипломами за I место в номинации Профильные межпредметные программы Новгородского
областного конкурса программ элективных курсов, проведенного
в сентября 2005 года в Великом Новгороде.
Программа размещена на сайте Новгородского регионального центра
дистанционного образования НРUДО http www.novgorod.rede.ru
На сайте методического хранилища http method.novgorod.rede.ru
На сайте дистанционного образования l 1ttp do.novgorod.rede.ru
Народное образование. Российский общественно педагогический жур
нал. 2006. 5 май С. 208 2 14
Шестые Тюменские родословные чтения. Материалы и тезисы межрегиональной
научно практической конференции. Тюмень, Вектор Бук, 2006.
С. 2 10 2 19. 142
Пояснительная записка
Образование и духовно нравственное воспитание своеобразная диалектическая
пара. Ее составляющие, дополняя друг друга, формируют будущее
российского общества.
При разработке элективного курса Генеалогия и история семьи для
старшеклассников мы исходили из того, что при обсуждении нововведений
в школьное образование духовно нравственная составляющая осталась,
на наш взгляд, за рамками обсуждения готовящихся преобразований.
Каково бы ни было предпочтение школьников в выборе сочетания базовых
и профильных курсов при составлении индивидуальных образовательных
программ, в комплект элективных курсов для старшеклассников
должны быть включены и такие, которые позволили бы заканчивающему
среднюю школу иметь конкретные знания, умения и навыки для решения
важнейших задач в своей дальнейшей деятельности.
Жизнь и деятельность человека многообразны и обладают наличием
основных ценностных черт. Среди этих человеческих черт главными являются
любовь к Родине. дому, своей семье. С ранних лет, когда ребенок
только вступает в социальную жизнь, он узнает, что в нем есть нечто особенное,
чем он отличается от других. Однажды, осознав, что человек имеет
присущую только ему фамилию, он начинает понимать, что у него есть
свой путь в жизни, за который предстоит нести ответ. Путь, за который он
отвечает как перед собой и перед близкими людьми, так и перед теми, кто
передал ему эту особенную дорогу.
Взгляд человека в будущее всегда связан с надеждой и часто с верой.
Взгляд в прошлое это, как правило, благодарность за то, что он человек есть и ответственность за то, каким ему быть. Человеческая жизнь это не просто временной промежуток, который определяется рождением
и смертью. Прожить жизнь это значит продолжить свой род, данный человеку
с именем, и продолжить его, вбирая лучшие образцы человеческих
поступков и мыслей, принадлежавших роду этого человека. Но для этого
нужно знание о бытии своего я и о его историческом становлении.
Средством подобного знания выступает генеалогия. Личность, собирая
информацию о предках, становится исследователем генеалогом и выступает
в роли посредника между прошлым и будущим, между предками и
потомками. В этом случае генеалогия семьи это своего рода взгляд, который
обращен из прошлого в будущее.
Духовно нравственное воспитание подрастающего поколения во все
времена государства Российского являлось самым важным и всегда основывалось
на почитании предков, уважении семейных традиций и сохранении
памяти о прошлом. Издревле проверенная временем жизненная мудрость
россиян, как мораль и нравственность народа, отфильтрованными
каплями оседала в его памяти, сохранялась и передавалась из поколения
в поколение. Долог и тернист был путь формирования духовного наследия
народа в форме летописей, сказаний и практических знаний о предках. И 143
только в конце XIX века эти знания определились как самостоятельная
наука историческая генеалогия.
В научной литературе присутствуют довольно расплывчатые определения
генеалогии. Наиболее удачное определение. на наш взгляд, на основе
всестороннего анализа понятийного аппарата генеалогии, ее значения
в современном научном знании и месте генеалогии среди других исторических,
гуманитарных и негуманитарных наук приведено в работе известного
в России историка Е Пчелова Теоретические понятия генеалогии Е Пчелов определяет историческую генеалогию как науку,
которая изучает 1генеалогические связи между людьми родство и свойство
2 те системы, которые вследствие этих связей возникают роды, семьи
и др.
3 историю самих этих систем их происхождение. развитие и гибель 1
Генеалогия помогает и самоидентификации человека, ибо, как отмечает
Е Пчелов, пока человек живет в обществе, он неизбежно будет
ощущать необходимость в познании своих генеалогических связей, т в
причислении себя к какой то более широкой, чем отдельная личность,
системе, совокупность которых это общество и составляет. Следовательно,
генеалогия неотделима от самой психологии человека, как существа
общественного и будет актуальна всегда, пока существует человеческое
общество 2
В России только однажды были в корне нарушены эти веками выработанные
традиции установившаяся в 19 17 году советская власть отказалась
от наследия царской России, от сформированного свода законов по
пяти сословиям, нарушив у людей благородное чувство уважения рода,
чувство исторической памяти в семьях советских граждан. Более 70 и лет
просуществовали советские декреты, начисто искоренив из повседневного
обихода основополагающие аспекты социальной памяти, лежащие в основе
генеалогических знаний
Русский синоним слова генеалогия родословие В одной из своих
работ академик С Шмидт отметил Занятие генеалогией это выявление
родственных связей с наибольшей полнотой и в хронологической
последовательности, составление поколенных росписей, выяснение биографических
данных по возможности обо всех этих лицах. А это в советских
условиях оказывалось отнюдь небезопасным и для занимавшихся
такими изысканиями, и главное для лиц, родственные связи которых
их заинтересовывали, поскольку таким путем могли выявиться родственники
и за границей, и среди тех, кого именовали врагами народа И потому
с семейными преданиями опасались знакомить детей, оберегая их,
скрывали от них и подозрительные с точки зрения официальной идеологии
дорогие семейные реликвии царские ордена, изображения в мундирах,
парадных платьях, фотографии домов, некогда принадлежавших
предкам и родственникам и т. п Как это обедняло, а то и обезображивало
семейные отношения, взаимосвязи поколений 3 144
Минуло более 10 и лет, как принятая всенародным голосованием 12
декабря 1993 года Конституция Российской Федерации вернула своим,
теперь бессословным гражданам, право безнаказанно заниматься разысканием
историй семей, выстраивать родословные, прослеживать становление
своих и породненных фамилий, устанавливать из глубины веков историческую
правду о предках и чтить родство свое. Теперь любой гражданин
России, может ощутить себя посредником между прошлым и будущим,
предками и потомками. Вот только как это делается, с чего начинается
возрождение семейной памяти знают немногие.
В учебных заведениях основам генеалогии не учат, хотя власть понимает,
что духовно нравственное возрождение России во многом зависит
от того, как в современных семьях восстанавливается прерванная в ХХ
веке духовная память о предках, возрождается традиция помнить и продолжать
историю семей и чтить родство свое. Власть, отмечая важность
обозначенной проблемы, почему то не сочла нужным внести ее в программы
учебных заведений России, полагая, что молодежь де сама в процессе
самообразования сможет преодолеть трудности становления и
формирования своей генеалогической памяти и семейной культуры и тем
самым отчасти будет решать важные духовно нравственные проблемы
воспитания общества. И действительно, власть пытается привлечь внимание
молодежи к работе над родословными изысканиями посредством
подключения к этой проблеме библиотек, музеев, архивов, государственных
просветительских образовательных учреждений и некоторых общественных
организаций, имеющих дело с краеведением 4
Тема систематизации генеалогического начала отдельно взятой семьи
в рамках принятого понятия социальная память а в народной практике
чаще употребляемого как живая действующая память, имеющего
ключевое значение в постижении реального состояния общества, казалось
бы, на устах многих. Обычно с этими понятиями в обществе ассоциируются
результаты самопознания своих собственных, наших, в прямом
смысле слова, родных истоков. Однако отсутствие единого целенаправленного
импульса со стороны государства на решение этой важной в рамках
страны проблемы не позволяет сдвинуть ее с мертвой точки. И это не
смотря на то, что в системе начавшейся в стране гуманитаризации образования
и воспитания стремятся возродить у молодого поколения тягу к
восстановлению или систематизации собственной истории семьи, преследуя
высокие цели воссоздание единой ячейки в структуре общей культурной
самоидентификации. Конечно же, знание событий в истории отдельно
взятой семьи не может непосредственно повлиять на социальную
память. Но не в этом и дело. Накопление генеалогических материалов по
историям семей создает мощный фундамент для общественного здания
памяти в целом.
Нередко приходится слышать вопрос Знаете ли вы свою родословную Он, чаще всего, адресован молодежи. Кажущаяся простота и незначительная
информативность вопроса не вызывают порой у человека 145
желание ответить на него. Вопрос в ряде случаев может для личности
оказаться дискомфортным, и тогда можно услышать на него легкомысленный
ответ А в чем проблема Спрошу у родителей Такой ответ, скорее
всего, результат абсолютной неграмотности граЖданина в знании истории
своей семьи не исключено, что он, ныне живущий, не сможет даже по отчеству
назвать своих двух дедов. Предложить неподготовленному человеку
ответить на поставленный вопрос или написать историю своей семьи
без предварительного разъяснения законов, приемов, правил генеалогических
знаний верх педагогической бестактности.
В свете изложенного напрашивается вывод включение предмета исторической
генеалогии в школьный курс позволит в системе развивающего
обучения стимулировать мощный импульс в формировании интеллектуального
и нравственного развития личности. Знание основ генеалогии,
примененные школьниками для воспроизведения истории своей
семьи, позволит сформировать и закрепить в их сознании мотивированный
интерес к познанию и почитанию предков из глубины веков до наших
дней, что и является главным признаком духовного роста самосознания
личности.
Поскольку нам не приходилось встречать анналогичных программ для
средней школы, то в целях и задачах элективного курса Генеалогия и история
семьи мы исходим из опыта трехгодичного эксперимента, проведенного
нами по этой программе в 2002 2005 г три календарных учебных
года в параллельных десятых классах школы 25 Олимп г. Вели
кого Новгорода 5
Целью программы Генеалогия и история семьи является пробуЖдение интереса школьника к своим корням, к прошлому своей
семьи создание условий для осознания себя в качестве посредника между
прошлым и будущим, предками и потомками на основе мотивированного интереса к истории своей семьи формирование
практических знаний, умений и навыков по сбору, систематизации
и хранению семейных генеалогических материалов в домашнем архиве обучение работе с генеалогическими семейными документами метрическими,
историческими, вещественными, письменными, устными и другими формирование навыка составления своей родословной и умения
трансформировать ее в различные таблицы и поколенные росписи.
Задачи программы сбор и систематизация базы данных для написания истории своей
семьи составление подробного плана сочинения по истории семьи школьника
и приложений для него родословная таблица по схеме восходящего
родства и описи персоналий к ней первое полугодие работа над домашним сочинением и обсуждение его результатов
третья четверть 146 11подготовка и участие в итоговом генеалогическом школьном коллоквиуме Знаю ли я историю своей семьи конец учебного года.
Формы и методы контроля достижений учащихся в программе предусмотрены
на разных этапах этап первый наличие фрагмента таблицы восходящего родства
школьника, поставленного в роль генеалога исследователя конец первой
четверти этап второй наличие родословной таблица в форме усложненной
восходяще смешанной конфигурации с фрагментами описей персоналий к
ней конец второй четверти этап третий домашнее сочинение на тему История моей семьи конец третьей четверти этап четвертый участие в итоговом генеалогическом школьном коллоквиуме Знаю ли я историю своей семьи конец учебного года 6
Программа разработана с учетом межпредметных связей русский язык,
литература, информатика, история, география, изобразительное искусство,
музыка и внеклассной самостоятельной работы. При работе с учителямипредметниками
углубляются знания по Отечественной истории, географии,
литературе на примере изучения жизнедеятельности поколений
предков школьника. На уроках информатики приобретаются навыки работы
с компьютером и выхода в Интернет в поисках информации по генеалогии
на российских генеалогических сайтах. Во внеклассную работу включаются
посещения музеев, художественных выставок, концертов, тематических ознакомительных экскурсий архивы, научные библиотеки и др
Программа построена с учетом принципов системности, научности,
доступности, преемственности и перспективности между темами курса и
базовыми дисциплинами смежных предметов.
Программа направлена на развитие личности школьника и способствует
углубленному изучению литературы, истории, географии и других наук,
изучаемых не только в школе, но и выявляемых в процессе изучения исторической
генеалогии ономастика, антропонимика, геральдика, сфрагистика,
нумизматика
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы создается методическое обеспечение 1Тематическое планирование уроков по изучению основ исторической
генеалогии и работы над темой сочинения История моей семьи для 10 х
классов.
2. Картотека наглядных пособий по составлению родословных таблиц восходящих, нисходящих выполненных по
вертикали, горизонтали слева направо размещенных в круге и в форме
древа жизни как художественное оформление оформления описи персоналий правила ее составления, порядок
следования информации в ней с соответствующими обозначениями сокращений 147
В программе указан годовой объем учебного времени для 1О го класса.
Учитель может самостоятельно перераспределить количество часов по
темам программы, учитывая значимость материала для формирования
знаний, умений и навыков по исторической генеалогии с задачей подготовить
школьника к написанию сочинения по истории своей семьи, а также
последующего участия в школьном итоговом генеалогическом коллоквиуме Знаю ли я историю своей семьи
Источники 1Пчелов Е Теоретические понятия генеалогии Гербовед. 2000. 45.
2. Там же. С. 55.
3. Шмидт С О книге 500 лет на службе России Извеков И
Извеков А Баранов С 500 лет на службе России Дворян. род Извековых
от вяземских вотчинников до наших дней. СПб. Наука. 2002.
С. 6.
4. Среди опубликованных работ в рамках конкурсов краеведения по генеалогической
тематике можно отметить Благово Н. Юные родословные Генеал. вестн. ТО РГО. СПб.,
2002. Вып. 9. С. 8 9. Александрова Н Историко генеалогическое краеведение учащихся
формирование, опыт, перспективы Гербовед. 2002. 57. С. 8 12
Национальные родословные в исследовательских работах школьников
Генеалог. вестн ТО РГО. СПб., 2002. Вып. 10. С. 7 174 VII Всероссийская
олимпиада по школьному краеведению. Там же. 2004. Вып. 18. С. 17 2 1Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих
работ и XII Всероссийская конференция участников движения Отечество Там же. 2004. Вып. 19. С. 5 20 VIII Всероссийская олимпиада
по школьному краеведению Там же. 2005. Вып. 2 1С. 19 23. Воротилова С. Из опыта работы Городская программа Твоя родословная Генеал. вестн. ТО РГО. СПб., 2003. Вып. 15. С. 22 29.
5. Извеков И Генеалогическое исследование как форма духовнонравственного
становления молодежи Генеал. вестн. ТО РГО. СПб.,
2005. Вып. 23. С. 9 14.
6. См., например Извеков И Коллоквиум в Новгороде Генеал.
вестн. ТО РГО. СПб., 2003. Вып. 15. С. 8 14 О новом генеалогическом
сайте в Интернете Там же. 2004. 17. С. 32 34.
Учебно тематический план элективного курса Генеалогия и история семьи для старшеклассников.
Всего на изучение курса 34 часа.
На изучение теоретических разделов 28 часов.
На практические занятия 6 часов. 148
темы 1
Учебно тематический план элективного курса Генеалогия и история семьи для старшеклассников.
Всего на изучение курса 34 часа.
На изучение теоретических разделов 28 часов.
На практические занятия 6 часов.
Тема занятия
Введение.
С благодарностью к предкам,
с заботой о потомках. Идя
вперед, не отрекаются от
прошлого, наоборот, возносятся к нему, черпают из него.
Наука генеалогия. 1Генеалогические документы.
Таблицы и росписи восходящего
и нисходящего родства.
2. Досье семьи. Картотеки
лиц. Иные документы. Систематизация
генеалогических
документов.
3. Виды источников устные,
вещественные, письменные,
официальные, исторические,
семейные
4. Фамильные архивы.
5. Некоторые законы генеалогии.
Правило действия трех
поколений в нисходящем родстве
в течение века. Т еоретическое
и практическое число
предков в восходящем родстве.
Связь генеалогии со смежными
историческими науками.
6. Практическое занятие составляем
родословную таблицу
на примере своей семьи по
схеме восходящего родства от себя 149
Кол во
часов
Форма работы 1Ч.
6 5+ ч. 1Ч. 1Ч. 1ч. 1Ч.
Входящая диагностика
вступительная беседа с
анкетированием форма
анкеты прилагается
Лекция с использованием
демонстрационного
материала.
Лекция с использованием
демонстрационного
материала.
Лекция с использованием
демонстрационного
материала.
Лекция. Консультация по
источникам.
Лекция.
Практическая работа.
Домашние задание завершить
родословную
схему.
2. Источники, содержащие све
дения о предках. 14 ч. 12. Методика поиска и систематизация
генеалогической
информации по родословию
семьи, относящейся к совет скому периоду после 19 17
года и до наших дней Проверка
правила действия трех
поколений в нисходящем род
стве в течение ХХ века. 2 ч.
3 4. Породненные фамилии. 2 ч.
5 6. Специфика источниковедческой
базы для составле
ния родословной, относящей
ся к дореволюционному пе
риоду до 19 17 года, вглубь
веков дворянское сословие. 2 ч.
7 8. Генеалогия духовенства. 2 ч.
9. Мещанское сословие городские обыватели 1ч. 10. Почетное гражданство по
томственное и личное 1ч. 2. Купеческое сословие. 2 ч. 13 14. Крестьянское сословие. 2 ч. 150
Лекция с элементами
беседы. Интеграция с
материалом по истории
и географии послереволюционный
период
Лекция с элементами
беседы.
Лекция с элементами
беседы. Интеграция с
материалом по истории
и географии дореволюционный
период
Лекция с элементами
беседы. Привлечение
материалов по конфессиям на прим. Русской
православной церкви
Лекция с элементами
беседы. Использование
библиографических, архивных
и исторических,
материалов.
Лекция с элементами
беседы. Использование
библиографических, архивных
и исторических,
материалов.
Лекция с элементами
беседы. Использование
библиографических. архивных
и исторических,
материалов.
Лекция с элементами
беседы. Использование
библиографических, архивных
и исторических,
материалов.
3.
4.
5.
Домашнее сочинение Ис
тория моей семью название
условное 1Подготовка к домашнему
сочинению на тему История
моей семьи
2 Практическое занятие.
Уточняем родословную таблицу
на примере своей семьи
по схеме восходящего родства от себя
3. Практическое занятие. Анализируем
опись персоналий
родословной таблицы алфавитный
список лиц семейного домашнего архива
4. Практическое занятие. Породненные
фамилии в коленах
5. Анализ домашнего сочине
ния. Выборочный анализ домашних
сочинений 12. Рос. архивы, музеи, музеи
заповедники, библиотеки,
5 2 + 3 1Ч. 1Ч. 1Ч. 1Ч. 1ч.
научные библиотеки обзор 2 ч.
Итоговый генеалогический 6
коллоквиум Знаю ли я исто 4 + 2
рию своей семьи 12 3 4. Групповые индивиду альные консультации по
оформлению домашнего семейного
архива.
5 6. Итоговый генеалогиче
4 ч.
ский КОЛЛОКВИУМ. 2 Ч.
Консультация по составлению
пщ 1на работы над
домашним сочинением.
Интеграция с преподавателем
русского языка и
литературы.
Практическая работа. Дом. задание на завершение
родословной схемы прилож. 1к домашнему
сочинению
Практическая работа.
Дом. задание на завершение
алфавитного списка
персоналий родословной прилож. 2
Практич. работа. Выработка
предпочтительного
порядка следования породненных
фамилий в
алфавитном списке. Домашнее
задание оформить
сочинение. Круглый стол
Очные заочные экскур
сии.
Групповая и индивидуальная
работа.
Школьная конференция. Сумма часов, отводимых на изучение темы, складывается так первое
слагаемое часы для уроков по изучению теоретических разделов, второе для практических занятий. Лучшие работы учащихся представляются на городские конкурсы,
научные конференции и другие мероприятия по краеведению, направленные
на духовно нравственное и патриотическое воспитание молодежи. 15 l
Анкета участника исследования Знаю ли я родословную своей семьи
ДА НЕТ 1Известна ли Вам родословная таблица Вашей семьи О О
2. Все ли Вы знаете о своих предках на уровне
ДА НЕТ КОЕ ЧТО
родителей
дедов и бабушек
прадедов и прабабушек
пращуров
прапращуров
3. Знаете ли Вы, где и как собрать информацию ДА НЕТ
о своих предках
А. Знаете ли Вы, как работать в архивах
Б. Как получить информацию в библиотеках
В. Умеете ли Вы проводить опросы родственников
ДА НЕТ
4. Знаете ли Вы, как систематизировать собранную
информацию для составления Вашего
генеалогического древа, семейного архива, дневника
ДА НЕТ
5. Заинтересовала ли Вас эта анкета
6. Нужны ли Вам консультации для проведения ДА НЕТ
исследования родословной своей семьи
7. Ваши вопросы к генеалогу специалисту
Данные участника исследования
Ф О.
В о з раст
Место учебы работы
Адрес 152
Содержание элективного курса Генеалогия и история семьи для старшеклассников
Введение. Повесть временных лет 862 г. преподобного Нестора начало отсчета
Российского государства. Российская государственность Российское
законодательство Х ХХ веков Полное собрание законов Российской
империи. Свод законов о состоянии людей в государстве 8 2 1сентября 1862 года открытие в Новгороде памятника Тысячелетию, Российского
Государства. Революция 19 17 года. Первые декреты советской власти.
Россия как государство трудящихся с диктатурой пролетариата
Конституция основной закон государства. Советские конституции 19 18, 1924, 1936, 1977 гг. Конституция Российской Федерации, принятая в резуль
тате всенародного референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 года,
провозгласившая Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный
общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека,
гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное
единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия
и самоопределения народов, чтя память предков, передавших
нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая
незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие
и процветание России, исходя из ответственности за свою
Родину перед нынешним и будущими поко ениями, сознавая себя
частью мирового сообщества, принимаем конституцию Российской Федерации
В референдуме приняли участие 54,8 избирателей, из которых 58,4
высказались за принятие предложенного проекта Конституции.
Наука генеалогия.
Значение генеалогии в современном научном знании и место генеалогии
среди других исторических, гуманитарных и негуманитарных наук. Виды
генеалогических связей родственные кровные по вертикали и свойственные отношения между людьми не по крови, а по браку по горизонтали.
Таблицы и росписи восходящего и нисходящего родства. Типы
родословных восходящие от потомков к предкам и нисходящие от предков
к потомкам Мужские и смешанные родословные. Формы построения
родословных текстовые простой текст и поколенная роспись с
системой нумерации и графические таблицы вертикальные, горизонтальные слева направо круговые Художественное оформление родословной
в форме древа жизни.
Генеалогические понятия индивид личность семья, род, фамилия,
дом, династия, поколение, линия, ветвь, предок, потомок и соотношение
между ними. Наследование фамилии. 153
Достоверность родословия наличие подтверждающих документов
государственные, юридические, семейные, памятники и другие. Классификация
видов источников устные, вещественные, письменные официальные,
исторические, семейные
Систематизация домашних документов в форме семейного архива.
Некоторые законы генеалогии. Правило действия трех поколений в
нисходящем родстве в течение века 100 лет Теоретическое и практическое
число предков в восходящем родстве. Связь генеалогии со смежными
историческими науками ономастикой, топонимикой, антропонимикой,
геральдикой и др.
Практическое занятие. Принятая в генеалогических таблицах система
знаков, сокращений и цифр. Требования к составлению генеалогической
таблицы. Составление родословной таблицы на примере своей семьи по
схеме восходящего родства от себя
Источники, содержащие сведения о предках.
Методика поиска и систематизации генеалогической информации по
родословию семьи, относящейся к советскому периоду после 19 17 года и
до наших дней Проверка правила действия трех поколений в течение ХХ
века прадеды 4 е колено деды 3 е колено отец 2 е колено исследователь 1е колено Породненные фамилии. Родные, двоюродные братья
и сестры в колене исследователя. Наличие или отсутствие 2 го колена племянники в нисходящей ветви родословной таблицы исследователя.
Специфика источниковедческой базы для составления родословной,
относящейся к дореволюционному периоду до 19 17 года, вглубь веков
Дворянское сословие. Дворянские губернские родословные книги части 12, 3, 4, 5, 6 Государственные областные архивы и их филиалы Фонд уездных и губернских по крестьянским делам присутствий Российский
государственный исторический архив фонд 1343 Российский государственный
военно исторический архив. Российский государственный
архив военно морского флота. Российский государственный архив древних
актов.
Генеалогия духовенства. Священнослужители. Государственные областные
архивы и их филиалы Фонд духовной консистории Российский государственный
исторический архив. Городские обыватели мещанское сословие Государственные областные
архивы и их филиалы Фонд казенной палаты Российский государственный
исторический архив. Писатели, артисты, художники. Центральный
государственный архив литературы и искусства.
Почетное гражданство потомственное и личное Почетные граждане
привилегированная категория сословия городских обывателей в России
с 1832 года одновременно с упразднением сословия именитых граждан Присваивалась императорскими указами включала потомственных
почетных граждан дети личных дворян и духовных лиц, окончившие
академию или семинарию лица свободных профессий, имевшие ученую 154
степень и личных почетных граждан дети рядового духовенства лица,
окончившие университеты и другие высшие учебные заведения чиновники
XIX Х классов Все почетные граждане освобождались от подушной
подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. имели право участвовать
в городском самоуправлении. Звание было упразднено после Октябрьской
революции 19 17 года.
Купеческое сословие. Государственные областные архивы и их филиалы.
Российский государственный исторический архив.
Крестьянское сословие. Владельческие помещичьи до 186 1года, монастырские
малороссийские и поиезуитские крестьяне польских областей при Екатерине стали государственными крестьянами удельные крестьяне.
Класс государственных крестьян полусобственные. землевладельцы,
не находя иеся в частной собственности владельцев, черносошные
крестьяне, пало ники севера России, однодворцы, казаки, бывшие
солдаты, сибирские крестьяне был образован при Петре 1Государственные
областные архивы и их филиалы Фонд уездных и губернских по крестьянским
дела присутствий Российский государственный исторический
архив.
Домашнее сочинение История моей семьи
Уточнение родословной таблицы семьи исследователя по схеме восходящего
родства от себя как приложения 1к домашнему сочинению.
Анализ описи персоналий родословной таблицы алфавитный список лиц
семейного домашнего архива и породненные. фамилии в коленах их
следование в описи как приложение 2 к домашнему сочинению. Название
и план домашнего сочинения на тему История моей семьи
Анализ домашнего сочинения.
Российские архивы, музеи, музеи заповедники, библиотеки, научные
библиотеки обзор
Особенности и правила работы в некоторых из них. Порядок обращения составления запроса и правила работы в Центральных, Областных
архивах и их филиалах, в архивы ЗАГС областные, городские, районные
а также в ведомственных архивах Управления внутренних дел, Федеральной
службы безопасности РФ и др
Итоговый генеалогический коллоквиум.
Групповые индивидуальные консультации по оформлению домашнего семейного архива. Систематизация генеалогических документов. Доработка
сочинений с целью придания им формы научного доклада проведенного
исследования, эссе по истории семьи, биографического очерка серии очерков и т. д.
Итоговый генеалогический коллоквиум конец четвертой четверти 155
ЛИТЕРАТУРА 1Баикина А Летопись студенческой научной лаборатории открыто
го т па Моя родословная Тюмень Вектор Бук, 2003.
2. Большая советская энциклопедия. М., 1970 1978. Т. 130.
3. Бурышкин П Москва купеческая. М. Столица, 1990.
4. Быкова Л Генеалогические информационные системы США Аннот.
справочник. СПб., 2000.
5. Бычкова М Что значит именно родные М. Богород. печатник,
2000. 152 с. ил.
6. Бычкова М Смирнов М Генеалогия в России История и перспективы. М. Территория, 2004. 280 с. ил.
7. Веселовский С Ономастикон Древнерус. имена, прозвища и фамилии. М., 1974.
8. Вспомогательные исторические дисциплины Классич. наследие и
новые направления Материалы XVIII науч. конф., Москва, 26 28 янв.
2006 г. Редкол. В Муравьев отв. ред. и др. Рос. гос. гуманитар. ун т,
Ист. арх. ин т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. М.
РГГУ, 2006. 457 с.
9. Генеалогическая информация в государственных архивах России
Справ. Федер. арх. агентство, ВНИИДАД Отв. сост. С Романова Сост.
Н Глуховская, М Дьячкова, В Завич и др. М., 2004. 280 с. 10. Генеалогический вестник Журн. Творч. объединения РГО. СПб.,
200 12005. Вып. 12 Гербовед Журнал РГК. М. 1996 2007. Вып. 195. 12. Государственные архивы СССР Справочник Глав. архив. упр.
при Совете министров СССР. М. Мысль, 1989. Ч. 12. 13. Грушко Е Медведев Ю Фамилии М., 1998. 14. Даль В Толковый словарь живого русского языка. М., 1955. Т. 1IV. 15. Знаю ли я свою родословную Родословные разыскания как фактор
духовно нравственного и патриотического воспитания молодежи Генеалогический
сайт Школа 25 Олимп Великого Новгорода Электрон.
ресурс Режим доступа http genealogy.ok.nov.ru 16. Извеков И Извеков А Из веков Дворян. род Извековых
НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1998. 17. Извеков И Извеков А Баранов С 500 лет на службе
России Дворян. род Извековых от вяземских вотчинников до наших дней. СПб. Наука. 2002. 18. Известия Русского генеалогического общества. СПб., 1993
2005. Вып. 1XIV. 19. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения
и понимания Авт. сост. Л Лозовский, БА Райзберг. М. ИНФРАМ,
200 56
20. Леонтьева Г Шорин П Кобрин В Вспомогательные исторические
дисциплины Учебник для студ. вузов Под ред. Г Леонтьевой.
М. ВЛАДОС, 2000.
2 1Летопись Историко родословного общества. М., 1992 2005. 3 7.
22. Мартышин В Твоя родословная Учеб. пособие по изучению истории
семьи и составлению родословной. М. Шк. пресса, 2000. Воспитание
школьников Б ка журн. Вып. 12 Сер. Духовно нравств. основы
семьи
23. Мартышин В Уроки добротолюбия Древо рода Воспитание
школьников. 1998. 5.
24. Мир русской истории Энцикл. справочник. М. Вече, 1997.
25. Мой род в истории Учеб. пособие для осн. школы Авт. сост. и автор
концепции, д н. А Мосин. М. ТИД М 74 Рус. слово РС, 2006.
328 с. ил.
26. Никонов В География фамилий. М. Наука, 1988.
27. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, начатый
в 1797 году. СПб., 1830 1840. Ч. 1Х.
28. Рикман В Дворянское законодательство Российской империи.
1992.
29. Российский государственный архив древних актов Путеводитель
8 4 т. М., 1999.
30. Русский провинциальный некрополь. СПб., 19 14. Т. 1
3 1Русская генеалогия Под ред. БА Николаева. М. Богород. печатник, 1999. 232 с. ил. Вспомогат. ист. дисциплины Энциклопедия
32. Рыхляков В Петербуржцы авторы работ по генеалогии и истории
семей Библиогр. справочник. СПб., 2005.
33. Савелов Л Лекции по русской генеалогии. М. Археогр. центр, 1994.
34. Смирнов В Россия в бронзе Памятник Тысячелетию России и
его герои. М., 2002.
35. 1000 лет русского предпринимательства Из истории купеч. родов.
1995.
36. Унбегаун Б Русские фамилии Пер. с англ. М., 1989.
37. Энциклопедический словарь Изд. Ф Брокгауз, И Ефрон.
СПб., 1890 1904. Кн. 182. 157