| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №95. (2007) › Шустова Ю.Э. Поэтико-геральдическая композиция в «Арифметике» Леонтия Магницкого | ||||||
Шустова Ю.Э.
Поэтико-геральдическая композиция в «Арифметике» Леонтия Магницкого// Гербовед. №95. (2007)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2007. № 3 (95). С. 91-106, цв. вкладки 6 Аннотация: «Арифметика» Леонтия Магницкого, изданная в Москве в 1703 году, является первой печатной книгой по математике, изданной в России и сыгравшей важнейшую роль в истории образования и науки. Эта книга явилась энциклопедией математических знаний, воспитавших не одно поколение сведущих в «цифирной науке» людей. М.В. Ломоносов высоко ценил значение этого труда и называл «Арифметику» Магницкого «вратами учености». Об авторе публикации/статьи: Шустова Ю.Э. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Шустова Ю.Э.
в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 48460 знаков (с пробелами)
10 Шустова, к н Москва ПОЭТИКО Г6Р ЛЬДИЧ6GК Я КОМПОЗИЦИЯ G РИФМ6ТИК6 Л60ПТИЯ м гпицкого см. илл. на 6 й стр. цв. вкладки Арифметика Леонтия Магницкого, изданная в Москве в 1703 году, является первой печатной книгой по математике, изданной в России и сыгравшей важнейшую роль в истории образования и науки. Эта книга явилась энциклопедией математических знаний, воспитавших не одно поколение сведущих в цифирной науке людей. М Ломоносов высоко ценил значение этого труда и называл Арифметику Магницкого вратами учености Изучению места Арифметики Л. Магницкого в истории науки и культуры посвящено значительное число исследований, в которых важное место уделяется и биографии автора этого труда. Однако до сих пол мало изученными остаются стихотворные и изобразительные тексты этой книги, во много открытым остаются вопросы авторства стихотворений и источники гравюр. Практически не рассматривались в литературе начальные вербально графические композиции книги, в том числе и стихотворногеральдическая композиция этого издания. Леонтий Филиппович Магницкий 1669 1739 происходил из г. Осташкова, был сыном крестьянина Патриаршей слободы по прозвищу Теляшин. Свою фамилию Леонтий получил из уст Петра 1который был восхищен блестящими познаниями его в математических науках. Царь сравнивал его с магнитом, который привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими преуспел много в познании математических премудростей. В эпитафии на могильной плите Магницкого читаем, что в 1700 г. он Петром I был по у смотрению нрава ко всем всеприатнейшаго и к себе влекущ аго пожалован именован прозванием Магницкий и учинен ро ссийскому благородному юношеству учитель математики 79. В 170 1г. в Москве по указу Петра I была открыта Математико навигацкая школа. Для обучения в ней необходимы были учебники по математике и навигации. Практически сразу же после открытия школы Леонтий Магницкий был привлечен Оружейной палатой для написания такого учебника Февраля в 1день 170 1г. взят в ведомость Оружейной палаты осташковец Леонтий Магницкий, которому велено ради народныя пользы издать чрез труд свой словенским диалектом книгу арифметику. А желает он имети при себе впомоществовании кадашевца Василия Киприанова ради скпрого во издании книги совершения 80. Для написания книги ав 79 Цит. по Симонов Р 300 лет Арифметике Леонтия Мангицкого Научная книга. 2003. 3 4. С. 68. 80 Там же. С. 69. 9 1 тору были выданы кормовые деньги, о чем свидетельствует расписка Магницкого о получении с 2 февраля 170 1по 1января 1702 г. в размере 5 алтын на день, а всего 49 рублей 3 1алтын 4 деньги. Работа над книгой продолжалась почти два года. Книга вышла из печати в январе 1703 года, в 2 Титульный лист книги содержит полное название учебника и выходные данные Арифметика, сиречь наука числителная. С разных диалектов на славенский язык преведеная, и во едино собрана, и на две книги разделена. Ныне же повелением благочестивейшаго великаго государя нашего царя и великого князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, при благороднейшем великом государе нашем царевиче и великом князе Алексии Петровиче в богоспасаемом царствующем великом граде Москве типографским тиснением ради обучения мудролюбивых российских отроков, и всякаго чина и возраста людей на свет произведена первое, в лето от сотворения мира 72 от рождества же по плоти Бога слова 1703, индикта месяца януария Внизу страницы в наборной рамке помещено имя автора книги Сочинися сия книга чрез труды Леонтиа Магницкаго см. рис. на 6 й стр. цв. вкладки Рис. 192 Рис. 2. 93 Книга содержит гравюры аллегорические и иллюстрации к текстам. В книге имеется три гравюры на меди, выполненные Михаилом Карновским, о чем свидетельствует подпись внизу каждой гравюры, остальные гравюры ксилографические. В Отдере рукописей и редких книг Библиотеки Академии наук, в Собрании книг Петра 1имеется роскошная рукопись Арифметики с рисунками, выполненными пером, которая, очевидно, послужила образцом для ее издания типографским способом8 1Расхождения между рукописью и печатным изданием незначительны. В рукописи имеются рисунки всех трех больших гравюр книги. Общая композиция фронтисписа в основном совпадает с рисованным. Но в рукописи нет аллегорического изображения Арифметики82 Рис. 1Эта гравюра была заимствована Магницким из книги по военной арифметике Бёклера Boсkler G Arit tmetiсa nova militaris. Nurnberg, 166 1 Для лучшего усвоения материала, а также с целью привнести в процесс обучения сложным математическим премудростям лирическое начало, в книгу были включены многочисленные стихи. Стихами же предваряется каждый раздел учебника. Авторство этих стихов остается до сих пор не установленным. Многие исследователи не склонны считать Магницкого автором этих стихов. Можно предположить, что он если и не владел искусством стихосложения, то являлся вдохновителем содержания каждого стихотворения, которое тесно было связано с изложенным материалом и чаще всего должно было закрепить полученные знания или подчеркнуть их важность. На обороте титульного листа помещена ксилография, резанная для Букваря Федора Поликарпова Орлова М., 170 1Символика этой гравюры была созвучна новоизданному учебнику. В медальоне изображен пышно цветущий куст. Его символику следует понимать как сравнение обучения с процессом роста растения, когда из малого семечка со временем вырастает и расцветает роскошное растение. В рамке медальона цитата из Псалтыпи Яко цветъ селныи, тако цвететъ человекъ Пс. 102 15 Вверху круглого медальона помещены песочные часы, которые символизировали быстротекущее время, которое следует тратить для образования, приобретения знаний. Медальон обрамляют две фигуры мальчиковотроков, держащих в руках сорванные цветы. Возможно, мотив этой гравюры был заимствован из книги Яна Амоса Коменского Открытая дверь языков сomenius J. А. Janua linguarum reserata. Dantisсi G. Rhet, 163 1 Под гравюрой помещены стихи Прими юне премудрости и цветы, Разумных наук обтицая ветры. Арифметике любезно учися, В ней разных правил и штук придержися. 6 1БАН. П. 1Б. 40. Петр. галл. 7 1 62 Быкова Т Гуревич М Описание изданий напечатанных кириллицей. 1689 январь 1725. М. Л., 1955. С. 86 87. 94 Ибо в гражданстве к делам есть потребно, Лечити твой ум аще числит вредно. Та пути небе, реший и на мори, Еще не воине, полезна и в поли. Обще всем людем образ, дает знати, Дабы исправно в размерах ступати. О ней ты цвети, как крин благовонный, Равно и к иным наукам будь хотный. Стихи перекликаются с символикой гравюры, сравнивая ученика с благоухающими цветком, и напутствуя его обучении арифметике науки, необходимой современному обществу в гражданстве к делам есть потребно знания которой необходимы в разных сферах деятельности и в военном деле, в мореплавании, в сельском хозяйстве, в астрономии. Стихотворение образует акростих Правил Теодор Возможно, справщик Московского Печатного двора Феодор Поликарпович Поликарпов Орлов был автором и других стихотворений из Арифметики Магницкого. Фронтиспис книги Рис. 2 составляет двухуровневую композицию, раз деленную картушем в барочном обрамлении, в котором помещена надпись Арифметик политика, сих и друга логистика, и многих иных издателей, в разна времена списателей Верхнюю часть гравюры составляет изображение двуглавого орла, парящего под сенью облаков в лучах четырехконечного креста, вокруг которого читаем И ису с Х ристо с Ника Орел увенчан тремя коронами, в одной лапе держит меч и скипетр, в другой державу. На его груди щиток с изображением всадника, поражающего копьем змия. В нижней части гравюры центральное место занимают фигуры Пифагора и Архимеда. Пифагор изображен с весами и таблицей с арабскими цифрами. Возле Пифагора стоят мешки, тюки, сундук с разными товарами, а также россыпь монет и прямоугольный треугольник с соотношением сторон 3 4 5. Архимед в правой руке держит небесную сферу, в левой таблицу с алгебраическими формулами. Рядом с ним изображен глобус, увенчанный парусником символ Математико навигацкой школы, открывшейся 14 января 170 1года в Москве, для которой и создавал учебник Леонтий Магницкий. В нижних углах гравюры помещены медальоны с изображениями разных инструментом, необходимых для проведения измерений и расчетов циркули, линейки, угольники, перо, чернильница и пр. Текст гравюры вводит читателя в мир математических наук, а изображение герба должно было подчеркнуть значимость математических знаний для государства. Эта тема продолжает развиваться в весьма большом по объему стихотворении Стихи на предлежащий герб Л. 16 Текст стиха состоит из 142 вирш, 284 строки Этот силлабический стих, также как и стих на обороте титульного листа книги, содержит акростих На честнии крест на государев герб до лица его царскаго пресветлаго 95 величества царя и самодержца Петра Алексиевича всея Росии Это одно из самых пространных в русском стихосложении краегранесие состоящее их 107 вирш строки 12 13 Л Сазонова, обращаясь в своей монографии к этому тексту и публикуя стихи, отмечала, что акростих никак в тексте Арифметики не выделенный оставался до сих пор незамеченным 83. Однако это не так. Расшифровка этого акростиха встречается в литературе, содержащей описание книги, начиная с XIX в. 84 Авторство этого и других стихов из Арифметики Л. Магницкого до сих пор в историографии является дискуссионной проблемой. Д Буланин весьма аргументировано высказывает сомнения относительно авторства Л. Магницкого стихотворных текстов из его книги. Он склоняется к гипотезе, согласно которой наиболее вероятным автором стихов из Арифметики можно считать Федора Поликарпова. Подвергая сомнению роль Магницкого в создании словесных украшений Арифметики Буланин отмечает, что При том, что наши сведения о жизни математика отличаются редкой полнотой, не сохранилось никаких других его упражнений из области риторики и стихосложения. Более того, те две книги, в выходных данных которых упоминается имя Магницкого второе издание таблиц логарифмов и натуральных тригонометрических функций, 17 16 г. таблицы по кораблевождению, 1723 г. резко отличаются от Арифметики специальным, исключительно прикладным характером 85. Гравюра и Стихи на предлежащий герб образуют единую изобразительно вербальную композицию, связанную центральным образом герба государя. Стихотворение подробно трактует каждый образ, используемый в гравюре. Начинается интерпретация изображений с истолкования символики креста, помещенного вверху гравюры. Крест символ держава Царя небесного, властвующего на земле Тi.м и святый крест образуем, многи силы в нем показуем. Небесна Царя скипетр есть сущий, над царствы земли власть имущий. Иже бо его почитают, вся благая им получают. И сих ради здi. в первых стоит, вся, яже при нем, выну хранит. 83 Сазонова Л Литературная культура России. Раннее Новое время. М., 2006. С. 797. 84 См., например Пекарский ПЛ. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., Т С.72 74, 37 1586 Быкова Т Гуревич М Описание изданий напечатанных кириллицей. 1689 январь 1725. С.83 87. и др. 85 Буланин Д Магницкий Леонтий Филиппович Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 XVII в Ч. 4. Т Я. Дополнения. СПб., 2004. С.485. 96 Крест Царя небесного выступает хранителем православного российского царя, помогающим ему побеждать всех врагов. Образ Иисуса Христа или Богородицы, покровительствующих русскому царю использовался в поэтика геральдических композициях печатных книг с 60 х гг. XVII в., которые рассматривали также символику парящего в небе орла как символ царя победителя врагов на земле и в небе, т как победителя врагов государства и духовных врагов. Такая же трактовка взаимосвязи небесного покровителя и государя и в рассматриваемой композиции Клейнот, сир kчь герб, хранит царский, иже имать царь христианский Российский, реку православный, и иных многих царств державный, Его же крепость и держава честный крест купно же и слава. Сим бо державу утверждает и враги своя побi.ждает. Тi.м и впредь врагов поб,tждати имать, а своих свобождати. Трактовка трех корон, венчающих орла, как символа Св. Троицы также является традиционной для этого жанра в русских изданиях второй половины XVII в. Например, такое же понимание символики трех корон читаем в стихотворении в Би б лии 1663 Арифметика, М., 1703 Но и герб Орел двоеглавный значит, яко есть православный. А паче, что он тривi.нечный, в чем значится Бог в Троицi. вi.чный, г. Господь всяческих един силный, излиявый на нь мир обилный. О нем же, Орлi. двоеглавнi., не могий писать всего явнi. Сими словесы заключаю, всяк дар Духа в нем быти чаю. Библия. М., 1663. Выспрь главъ трегубии вi.нцы, Троици содержащия земли концы. Посылаемии на главы побi.ждающихъ враги, Просящихъ от нея помощи крi.пкия руки. Автор стихотворения использует не только устоявшуюся, знакомую читателю интерпретацию символики герба, но и привносит новые образы его трактовки. Так, две главы орла рассматриваются как символ ума, тайного разума, т мудрости и проницательности Умствовати же нам достоит, что оный Орел в себi. строит Двi. главi. его чреззвычайны являют разум нi.кий тайны. Распростертые крылья орла являются символом силы и крепости власти государя с одной стороны и символом бессмертия и преемственности 97 царской власти с другой. Трактовка бессмертия орла восходит к образу мифологической птицы Феникс, возрождающейся после своей гибели из пепла А и вся Орля т kла части значат силы и крi.пки власти. Равнi. же и крил простертие, в чем есть нам милость в безсмертие. Егда убо стар он явится, тогда юность в нем обновится, Воеже жити лi.та многа их же восприял есть от Бога. Автор стихов обращается к двуглавому орлу, чтобы он своей силой и могуществом оберегал бi.дствующыя вся усмирял всех враждующих. Орел должен выступать залогом справедливого и мудрого правления, а для этого ему нужна двойная сила. Поэтому звучит пожелание О бы кажда дву глав имi.ла все цi.лы части всего тi.ла. Мудрое правление государя обязывает быть достойными своего повелителя и его подданных. Автор стихов провозглашает клятву верности царю целомудрию прилi.жати трудолюбство ти стяжати Третья часть стихов посвящена непосредственно Арифметике и связана с интерпретацией третьего уровня фронтисписа книги. Авторы стихов адресуют свой труд государю в образе орла Сего ради и прибi.гаем, и труд наш тебтk предлагаем Как двуглавому орлу покровительствует Бог, так и орел покровительствует математическим наукам. Пифагор и Архимед выступают здесь как первии бывше снискатели, сицевых наук писатели Тот, кто сможет постичь их учение, извлекут много пользы, причем не только для себя, но в первую очередь для государства Елицы же их восприяша, многу си пользу от них взяша. Сия же польза ко гражданству, требна каждому государству. Авторы стихов подчеркивают значение арифметики для управления государством, начиная с Древней Греции и заканчивая вниманием к наукам нынешних всех немецких правителей. Любовь к наукам и стяжание мудростей является залогом богатства постигшего их человека, а обогащение людей приводит к процветанию государства. Последующие стихи рассказывают непосредственно об Арифметике из каких частей состоит книга, чему они посвящены, а также причин, объясняющих для чего нужны знания арифметики. Эта же тема развивается и в Предисловии, обращенному к трудолюбивому и мудролюбивому читателю Рассматриваемая поэтика геральдическая композиция с одной стороны продолжает традиции жанра, заложенные в российских изданиях вто 98 рой половины XVII в. С другой стороны, она отличается от них. Во первых, сама техника гравюры на меди, позволяющая получать более качественное изображение. С другой стороны сам поэтический текст отличается от предшествующих не только размерами для XVII в. не характерны столь пространные геральдические стихи но и отступлением от геральдической тематики. Будучи названными Стихи на предлежащий герб собственно трактовке геральдической символики в том числе и символике фронтисписа книги отводится относительно небольшая часть стихотворного текста, а большая его часть посвящена собственно содержанию Арифметики В трактовке геральдических символов авторы поэтика графического текста используют как хорошо известные интерпретации, так и вводят новые истолкования, отвечающие духу времени и непосредственным задачам автора учебника. Жанр поэзии весьма востребован на страницах Арифметики Магницкого. Стихи вводятся как для более удобного запоминания материала, так и для закрепления полученных знаний, подведение итогов изученного раздела и введение в последующую часть книги. Несмотря на то, что Арифметика Л. Магницкого явилась принципиально новой по своей тематике книгой в числе печатных изданий, она сохраняла и развивала традиционные элементы печатной книги, в числе которых были поэтика геральдические композиции, образующие единый вербально визуальный текст и позволяющие нам понять восприятие государственной символики людьми, жившими в оное время. Приложения 1 Стихи на предлеж ащий герб Навыкохом мы православни яко Христовы слуги давни Абие его призывати, хотяще вся с ним начинати. Что либо аще когда деiм, в ползу нам или в честь имiем, Ему, самому Творцу Богу, подающе нам помощь многу. Сию и нынi призываем, восприяти уповаем. Тiм и святый крест образуем, многи силы в нем показуем. Небесна Царя скипетр есть сущий, над царствы земли власть имущий. 99 Иже бо его почитают, вся благая им получают. И сих ради здi в первых стоит, вся, яже при нем, выну хранит. Клейнот, сирi чь герб, хранит царский, иже имать царь христианский Российский, реку православный, и иных многих царств державный, Его же крепость и держава честный крест купно же и слава. Сим бо державу утверждает и враги своя побi ждает. Тiм и впредь врагов побi ждати имать, а своих свобождати. Но и герб Орел двоеглавный значит, яко есть православный. А паче, что он тривiнечный, в чем значится Бог в Троиц вi чный, Господь всяческих един силный, излиявый на нь мир обилный. О нем же, Орл двоеглавнi не магий писать всего явнi Сими словесы заключаю, всяк дар Духа в нем быти чаю. Умствовати же нам достоит, что оный Орел в себ k строит Дв глав его чреззвычайны являют разум нi кий тайны. А и вся Орля тi ла части значат силы и крi пки власти. Равнi же и крил простертие, в чем есть нам милость в безсмертие. Егда убо стар он явится, тогда юность в нем обновится, Воеже жити лiта многа их же восприял есть от Бога. Годствует же нам к Нему звати сице словеса предлагати. Едине Орле двоеглавный во всi х парящих достославный Ревностно крилi распростирай, расточенная си собирай, Бiдствующыя вся охраняй, враждующым же всi м возбраняй. 100 Да будет с Богом ти удобно творить, что ему есть угодно. О бы кажда дву глав имтf ла все цтf лы части всего т kла. Любве бо плод есть совершенный, кий труд за друга сотворенный. И сего ради возвтf щаем, всеусердно ся обтf щаем Целомудрию прилтf жати и трудолюбство ти стяжати. Аще париши гор,t лтf тно, мы послтf дствуем раболтf пно. Естли же ты сам птf шеходно, то и мы творим вси охотно. Гд,t или како сам идеши, такожде и нас увидиши. Обаче рабски и покорно и ничто будет в нас упорно, Цтf ломудро бо и любезно желаем творить, что полезно. А сия тебтf наша должность, яко власная есть природность. Радость бо в нас есть присно и страх и пред тобою мы, яко прах. Сего ради и прибiгаем, и труд наш тебтf предлагаем, Крил твоих в стf ни сотвореный, под ними бо и объявленный. Архимедес же ту представлен древний философ велик явлен, Гдi с ним и другий, равный ему, лицу представлен есть твоему. Оный Архимед и Пифагор излиша, яко воды от гор, Первии бывше снискатели, сицевых наук писатели. Равно бо водам излияша, многи науки в мир издаша. Елицы же их восприяша, многу си пользу от них взяша. Сия же польза ко гражданству, требна каждому государству. В древних бо лтf тах цари грецки и нынешний вси немецки 1О 1 Единако се приимают и царство свое управляют. Такожде и людей учат выну в жительств им ть все по чину, Любить же мудрость и науки, чем богатство им придет в руки. А иже людей обогатит, убо и царство распространит, Грады укр пит и построит и всю землю си упокоит. Ону волю мы в теб зряще и паче вс х тя быти мняще, В той же ревности есмы суще и н что наук т х имуще, Едину от вс х т х избрахом, Арифметику написахом, Люботрудно ся в ней потщавше, из многих разных книг собравше, Из грецких убо и латинских, немецких же и италийских, Чин и порядок избирахом и вся странства их изыскахом. Елико же в них изобр тохом, в достойных м ст х приплетохом Сличием добрым и изрядным, еже мнится нам быть приятным. Т м сличие то объявлено, в дв книги просто разд лено. В первой общая вся гражданства коего либо государства Арифметика обычайная, в купецких д л х случайная, Ц ну товаров обр тати и достойно ю исчисляти, А не точию тому чину, но и вс м людем требна выну Ремесленником и художным, подданным всяким и велможным, Яко бы рещи вс м обилно, творит всякия пользы силно. И сия паки разд лена, и на пять частей разложена. Сих первая есть в числ лом ясно явлена самым дтkлом, 102 Аще бо кто и без учителя творится в ней обучителя. Мню, яко ничим той погр шит, токмо усердно да прил жит. О ней же в ц лых первой части умыслих ино что прикласти Денги и в сы в ков давных великих царств и докторов славных. Единой вещи сей прим нше, в подобство зернам вся приведше. Ради сего в том есть способность обрасти древних м р подобность Желаему нам, таковое и в сов равн и вс х руд без прим сов Ц лых и чистых просту тягость и между ими праву разность. Аще бо кто в сть руды м ру, знает и ину по прим ру. По тягости т х величество, а чрез то в сов количество. Есть, как и прим с познавати, колько чего в чем изчисляти. Таже ина часть, яже в дробных з ло в наук сей пригодных, Равным тщанием учреждена, чинно и явно положена. А о правил х. яже о трех, в третией части быть усмотр х. А в ней не токмо о том тройном, но с пятерным и о семерном. Л птотно она вся разчиних и так третию часть окончих. Ей же восхот х то приложить, что треми частми мочно творить Купецкая вся и иная, яже в мир к т м сочиняя, Сир чь вся д йства в нас сущая, права правила имущая, И колко могох, вся изисках и добрым чином зд написах, Еже бы всяко знать коварство, что имать общее все гражданство. Во четвертой же части ина положена ради чина 103 И разности действ оных правил, яко же обычай их уставил Чин неправилно сод tвати, егда что кому обр tтати. А ради правил сих косвенных, четвертой части присвойственных, Вся фалшивая часть назвася, от них же древле та издася. Сей же части чин ин изисках з tло краток и тут же вписах, Еже отняти труд великий хотящым разум взять ТОЛИКИЙ. Яко да и всяк тщится паче к наук t той по сей издаче. Радиксов же вс tх чин приятный в пятой части есть вс tм понятный. Они ба вси суть многогубы, яко квадраты, так и кубы. С своим их д tйством объявлены преясно и вс tм предложены, Им же н tкия в новости приданы суще в готовности. И так кончися политика, а другая их логистика. Полагается разным чином по належащым нам причинам В первых, должно, да ум словесный будет о твари всей изв встный И т tм Бога си познавающ, и имя его величающ. Друга же причина есть с тою, что не ин кто, но Бог тобою, Сотвори нын t в наша л нта не бывшее от зданья св tта Яко гд t в мал t не самый брег обр вл кораблям свободный б вг, И сие з нло есть пречудно, а врагом нашым велми грубно. Но великим сим караваном в болший страх врагом и поганом Да даст Бог ходы зр нти скоро, благополучно же и споро. Т вм же аще ми ум и нел вп и она д нла зр вти несв нтл, Но елико в нем приплодилось, 104 а паче что здi пригодилось От различных книг и учений и от наук небесных течений, Также и из геометрии к сей наукi арифметики Хощу приложить достойных штук, яже угодны от тiх наук. И хотяй быти морский пловец, навигатор ли или гребец, Да зрит си пользу здi от части, от них же восхотiх прикласти. Нынi бо и всяк лучший воин ону науку знать достоин. И, узр lш, яко в том есть плод мног, внесох из морских книг, что возмог. Яко да будет всiм извiстна книга сия и у всiх честна, Яже есть со исполнением и доволным объяснением Елико мочно показати, просторiчий же убiжати. Ни мудро б, ни просто учити, но как мочно толк получити. И мню аз, яко то имать быть, что сам себе всяк может учить. Зане разум весь собрал и чин природно руский, а не немчин. Склонность бо в рiчах знал есть твердо и обьяснил весь толк усердо. Тiм же молим, о самодержче, к чести Богу ревный радiлче, Да бы сей труд в честь Богу приял и в пользу людем в мир излиял. О нем же вiрный раб твой тщился, понуждаючи, кто трудился. И имый о сем дiлi укас упокоевал на всяк час И в уеждах к сему он помогал ради всiх пользы се содiвал. Тiм же труждшиися убоги подлагаем главы под ноги И желаем, да будет сей труд добрi пользовать руский весь люд, Иже да поет Богу славу и величит твою державу l 05 За таковую пользу и дар, юже во весь мир нын k издал. Нам же милость твоя да придет и милостивно труд сей примет. Л. Магницкий. Арифметика. М. Печатный двор, 1703. Л. 16 первой пагинации 2. Число есть безконечно, Умом нам не дотечно. Нии кто знает конца, Кром k вс kх Бога творца. Несть ба нам о пред kльном, Т kм же есть и бездельно. Множащих числ искати И больше сеи писати Превосходнои таблицы Умов наших границы. И аще кому треба Счисляти что внутрь неба. Доблесть числа сего К вещем вс kм мира сего. Там же. Л.З основной пагинации З. Конец перваго пред kления Нумера сир kчь сочисления, Еже даде нам Господь скончати Потщимся по сем ино начатии. Там же. Л 4. К двум един то есть три, Два же к трем пять смотри. Так и все назирай, Таблицу разбирай. Хотяй же не лгати, Похвално слагати. Да тщитися познати И изустно сказати. Там же. Л. 4 об. после таблицы сложения 106 6 П ЭТИК Г6Рi ЛЬДИЧ6GКАЯ к мп зиция В i РИФМ6ТИК6 Л6 ПТИЯ МАГПИЦК Г см. стр. 9 t l IK.t, I Титульнь 1й лист Арифметики Леонтия Маrницкоrо. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Шустова Ю.Э. Поэтико-геральдическая композиция в «Арифметике» Леонтия Магницкого (2007)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |