Ражнёв Г.В.
Держава: эволюция символики
// Гербовед. №94. (2007)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2007. № 2 (94). С. 116-120, цв. вкладки 1-8
Аннотация: Одним из самых удивительных по истории и сложных по символике элементов герба России является держава - богато украшенный шар с навершием в виде креста.
Об авторе публикации/статьи:
Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) кандидат философских наук, доцент военного университета в Смоленске
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 15685 знаков (с пробелами)
Г Ражнёв, к н., С.моленск
Д6РЖ 18 1ЭВОЛЮЦИЯ GИМ80ЛИКИ см. илл. на 1й стр. обложки и 18 стр. цв. вкладки
Одним из самых удивительных по истории и сложных по символике
элементов герба России является держава богато украшенный шар с
навершием в виде креста.
Шар без креста в древнем мире считался атрибутом верховных богов,
так как символизировал власть над миром, победу и удачу. Вот почему
высшие древнегреческие божества Зевс и Афина часто изображались
держащими в правой руке шар с Никой, а в левой жезл у Зевса или
копье у Афины
Традиция вкладывать в руки монарха державу пошла из древнего Рима,
где Юпитер считался покровителем императоров. Сохранились интересные
изображения монархов с державой в виде шара. Одно из них
небольшая высота 24 см бронзовая статуэтка из Лувра Карла Великого в
виде всадника, держащего в правой руке меч, а в левой державу. Второе
считалось каноном в придворном искусстве оттоновской Германии художник
передал величественный образ не просто монарха, а истинного повелителя
земного шара, вложив в его левую руку державу. Речь идет о художнике,
которого назвали Мастером св. Григория который сделал иллюстрации
к рукописи, содержащей послания папы Григория 1Великого и
написанной в 983 985 годы. Два листа этой рукописи дошли до наших
дней и хранятся в музее Конде в Шантийи. На одном из них, ь подлинном
шедевре книжной графики, держава в руках Оттона 2 представлена с нанесенным
на ее поверхность изображением креста. Некоторые исследователи
считают, что держава на этой миниатюре это большой диск с
начертанным на нем крестом символом христианского мира. На этой
миниатюре привлекают внимание четыре аллегорические фигуры персонификации
подвластных императору стран. Каждая из фигур держит в
руках небольшую державу, которую, как дар, преподносят повелителю.
Таким образом, держава здесь приобретает и смысл божьего дара, вручаемого
в руки повелителя.
Вскоре державу стали изображать по другому как шар, увенчанный
крестом, который стал символом правления и власти Христа над миром.
Христос с державой в левой руке получил имя Вседержителя. Один из
вариантов этого сюжета представлен на картине итальянского художника
Тициана, а другой на иконе Господь Вседержитель где коронованный
Христос изображен не только с державой, но и со скипетром.
Есть и несколько других типов икон, на которых в руке Младенца Христа держава. В православной традиции таких типов икон шесть Минская Всех скорбящих радость Фалковичская Призри на смире 6
ние и др. В изобразительном искусстве встречаются сюжеты, например,
на картине итальянского художника В. Кривелли, где Младенец Христос с
державой не только получил от Бога Отца власть над миром, но и стал
нести на себе все бремя мира. Именно эту идею передают художники в
популярном сюжете Святой Христофор Напомним, что обладавший
огромным ростом житель Ханаана христианин силач по просьбе незнакомого
младенца взялся вброд перенести его через бурную реку. С каждым
шагом ребенок удивительно тяжелел, а силач, выбиваясь из последних
сил, с трудом перенес ребенка на другой берег. Только там младенец открыл
силачу, что он Христос и поэтому на нем лежит все бремя мира.
После этого Христос крестил носильщика, дав ему имя Христофор несущий
Христа
Изображение Младенца с державой проникло и в городскую геральдику
в XVII в. в гербе Вильны ныне Вильнюс помещалось изображение Св.
Христофора, несущего Младенца с державой, а гербах Белого ныне
Тверская обл. и Паразавы в XVII в. помещалось изображение Богородицы
с Младенцем, держащим державу. Позднее изображение Младенца с
державой появилось в гербах еще 12 европейских городов.
В современном понимании держава символизирует также ту трудную и
ответственную деятельность, то бремя правления, ту тяжелую ношу, которую
взяло на себя государство и его правители во имя интересов своих
подданных.
Кроме того, в христианской традиции держава символизирует объединение
Христом всего человечества, мир под сенью христианства. Так как в
годы жизни Христа и в последующие века, вплоть до открытия Америки,
были известны только три части света Европа, Азия и Африка, то державу
вскоре стали изображать разделенной на три части диагональной и
радиальной дужками.
Традиция изображать державу в таком виде, родилась в картографии
Европы, когда в VIII в. появились карты земли так называемого типа Т
О На картах этого типа земля, очерченная в виде круга, разделена на
три части буквой Т поперечная линия которой делит круг по диаметру.
Половина круга под перекладиной отводилась Азии, ибо на средневековых
картах восток помещали наверху. Далее по часовой стрелке размещались
Африка и Европа. Считалось, что в центре круга находится Иерусалим.
Подобное деление земли на три части обосновал непререкаемый авторитет
в вопросах религии и философии, один из отцов церкви Августин
Гиппонский 354 430 В своем тракте О граде Божием 4 13
426 состоящем из 22 книг, он представил землю в виде плавающего в
океане плоского диска. В книге 16, глава 18, он пишет Та часть, которая
называется Азией, простирается от юга через восток до севера Европа
же от севера до запада, а Африка от запада до юга. Из этого видно,
что из двух половин круга одну занимают Европа и Африка, другую же 7
только Азия. Первые две потому образовали отдельные части, что между
ними входит из Океана множество вод, размывших землю, отчего и образовалось
у нас великое море. Поэтому если ты разделишь круг на две
части, Восток и Запад, Азия будет в одной, а Европа и Африка в другой
В позднем средневековье существенных изменений в делении земли
на три континента не произошло, но букву Т перевернули, отчего вверху
оказалась Азия и Африка, а внизу Европа. Именно такую композицию
трех континентов перенесли на державу. Яркий пример тому полотно
Мастера Букенгемской Мадонны из Флоренции, который работал в середине
XV века. На его картине Мадонна с младенцем держава представлена
в виде шара с надписью ASIA AFRIсHA EVROPIA. Каждая из трех
частей державы, таким образом, стала символизировать одну из частей
света, а сама держава стала олицетворять земной шар, мироздание, принадлежащее
и подвластное Богу.
Интересно, что разделение держа.вы на три части обусловило и соответствующую
иконографию популярного в изобразительном искусстве
средневековья, эпохи Возрождения и XVII XVIII веков сюжета поклонения
волхвов Каспар, старший из волхвов, преподносит Младенцу Христу
дары, стоя перед ним на коленях. За ним стоит темнокожий Балтазар,
персонифицирующий Африку, и самый младший из волхвов Мельхиор.
Иногда в этой сцене присутствует Иосиф, муж Марии, а на некоторых картинах
могут изображаться святые и донаторы заказчики картин Количество
даров, которые принесли волхвы тоже три. Это изделия из золота
символ царственности Христа, ладан символ его божественности и мирра жидкое масло, употреблявшееся при бальзамировании символ пророческой
смерти Христа.
Хлев, или здание, где произошло Рождество, обычно изображается
обветшалым символ Ветхого Завета.
В современном понимании держава символ не только высшей власти,
но и цельности и единства государства. Кроме того, применительно к
современной России, держава, разделенная на три части, имеет и другой
смысл. Если рассматривать Россию, как федеративное государство, состоящее
из субъектов федерации, то немаловажно заметить, что в состав
Российской Федерации входят три вида субъектов федерации республики,
края и области. Вот почему держава может рассматриваться и как символ
прочного союза и братских уз республик, краев и областей Российской
Федерации. Напомним, что сегодня в составе нашего государства насчитывается
2 1республика, 6 краев и 49 областей. Держава, собственно говоря,
наглядно отражает слова припева из гимна России
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой. 8
Статуя Афины. Древняя Греция. 430 420 гг. до н 9
Конная статуэтка Карла Великого. Бронза. IX в. Париж, Лувр 120 1
Д РЖ t Эfl ЛЮЦИЯ GИМflОЛИКИ см. стр. 6 Мастер Букенгемской Мадонны. Мадонна с младенцем. Фрагмент.
На державе написаны три слова ASIA, AFRIсHA, EVROPIA.
Мастер Букенг емской Мадонны. Мадонна с младенцем.
Середина XV в. Флорентийская школа.
Санкт Петербург. Государственный Эрмитаж.
3
Поклонение волхвов. А. Дюрер. 150 1г.
Флоренция. Галерея Уффицы.
4
Св. Христофор. Польская открытка. ХХ в.
7
Император Оттон
Миниатюра Кодекса Св. Георгия, ок. 983 985 гг.
Шантийи, Музей Конде.
8
Герб Паразавы.
Нач. XVII в.
Герб Вильны.
хvв.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ражнёв Г.В. Держава: эволюция символики (2007)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|