| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
Поиск по библиотеке: | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №90 (2006) › Незговорова В.В. Вещь и символ эпохи: к истории уникальных шахмат | ||||||
Незговорова В.В.
Вещь и символ эпохи: к истории уникальных шахмат// Гербовед. №90 (2006)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2006. № 4 (90). С. 160-170-, цв. вкладки 5-8 Аннотация: Многие вещевые памятники с течением времени оказываются как бы «зашифрованными». Именно такое впечатление производил при первом взгляде предмет нашего исследования - комплект шахматных фигур из мамонтовой кости, подарок XV съезду партии от профсоюза деревообделочников Архангельской губернии, переданный в Музей революции в 1927 г. в числе других подарков. Об авторе публикации/статьи: Незговорова Валерия Вадимовна (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Незговоровой В.В.
в библиотеке найдено еще 7 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 35983 знаков (с пробелами)
В Незговорова, Моск.ва G6ЩЬ И GИМ.GОЛ ЭП ХИ к ИGТОРИИ VПИКL ЛЬПЫХ ш хмл т см. илл. на 5 8 стр. цв. вкладки Среди многообразия вещевых источников, находящихся в музейных собраниях, немало таких, которые отражают свою эпоху образно и ярко, но одновременно с той конкретной информативностью, которая более характерна для письменных источников. В собрании Государственного центрального музея современной истории России ГЦМСИР подобные предметы встречаются в большом количестве среди подарков коммунистической партии и лидерам СССР. Плуг, собранный из деталей оружия периода гражданской войны, подарок XII съезду РКП б 1923 г., железная метла, преподнесенная XV съезду ВКП б в 1927 г. являлись знаковыми для своего времени, их символика не требовала пояснений. В музейной практике они широко использовались как образы эпохи Но при смене политических реалий ангажированность подобных творений могла привести к смысловой переоценке, а то и к полному забвению на долгие годы. По тем же причинам иные вещевые памятники с течением времени оказываются как бы зашифрованными Именно такое впечатление производил при первом взгляде предмет нашего исследования комплект шахматных фигур из мамонтовой кости, подарок XV съезду партии от профсоюза деревообделочников Архангельской губернии, переданный в Музей революции в 1927 г. в числе других подарков. Никаких пояснительных документов при нем не оказалось. Как следовало из гравированной прдписи на постаменте каждой фигуры, автором шахмат являлся В Гурьев, известный мастер резчик из Холмогор. Стоит отметить, что ш хматы, как никакая другая игра, получили яркое воплощение в прикладном искусстве, создавшем на протяжении столетий целый мир шахматных фигур. Сам смысл шахматной игры борьба двух армий давал большой простор фантазии художников. В первую очередь это относится к изобразительным шахматам, или шахматам с личиками как издавна их называли на Руси. Подобные шахматные комплекты были дороги и как правило принадлежали состоятельным особам или предназначались в подарок. Темой изобразительных шахмат зачастую становились современнь 1е реалии или события прошлых эпох. В собрании музея современной истории России можно отметить деревянные шахматы 1949 г. Ледовое побоище фигуры которых представляют русских воинов и немецких рыцарей. Ярким примером актуальной для советского искусства темы борьбы старого и нового, труда и капитала являются знаменитые шахматы Красные и белые созданные в 1922 г. известным скульптором Натальей Данька на бывшем Императорском фарфоровом заводе в Петрограде. 160 G6ЩЬ И GИМ.G Л ЭП ХИ К ИGТ РИИ VИИКi ЛЬИЫХ Шi XMi T см. стр. 160 5 Шахматные наборы из собрания Государственного центрального музея современной истории России 6 IIE3Л., BII J E СРЕДсrво ОТ U IIITUB. ДО и ПОСЛЕ OГEПEVПOfflPEБIIEHИR Uuaтa,t UU 1А lfqQUt 8Щ 8Т tиtl. Примеры перенесения сатирических рисунков в костяную скульптуру 7 8 Некоторые образцы шахматных фигур из собрания Государственного центрального музея современной истории России Противостояние мира труда и капитала, выраженное аллегорическими фигурами, характерно для агитационного искусства первых лет Советской власти, воспевавшего романтику и героику революции. Красные король и королева рабочий с молотом, крестьянка с серпом узнаваемые символы нового мира, получившие широкое распространение еще в дни Февральской революции 19 17 г. белый король скелет в золотой короне и латах олицетворяет смерть королева держит в руках рог изобилия, из которого сыплются золотые монеты. В шахматах В. Гурьева та же тема трактуется иными средствами обращает на себя внимание выразительная конкретика образов мира капитала их гротескное, остро сатирическое изображение. Статичным и предельно обобщенным остается мир труда Основной целью У,JССf едования было выяснение истории создания этих шахмат. Удалось установить их авторское название Капиталистический мир и Советская Россия а также отыскать упоминание о прообразах отдельных фигур, изображавших, капиталиста, румынскую королеву с нагайкой в руке, Керенского конь жандарма, солдата и танк 1 При сличении этих данных с фигурами стало ясно, что, по крайней мере в отношении образа А Керенского они неверны. Целесообразно было начать поиск прототипов фигур капиталистического лагеря в произведениях сатирической графики того времени. Примеры перенесения сатирических рисунков в костяную скульптуру известны в России еще с начала ХХ в. К этому времени относится композиция Один с сошкой, семеро с ложкой выполненная по популярному в 1905 1907 гг. рисунку. Автором сюжета являлся известный график и карикатурист С Животовский 1869 19 19 И в советское время уже существовали примеры обращения мастеров косторезов к сатирической графике. К началу 1920 х гг. в Холмогорах традиционными навыками мастерства владели всего четыре старых мастера М Перепелкин 1860 1929 В Г рьев 187 93 7 Г Петровский 1876 1930 и В Узиков 1876 1939 Поиск современных сюжетов был актуален для выживания некогда прославленного косторезного центра. Переломным моментом, сыгравшим положительную роль в возрождении холмогорского промысла, явилась состоявшаяся в Москве в ноябре 1927 г. выставка искусства народов СССР, посвященная 10 лети Q революции. Архангельский губернский отдел местного хозяйства заказал для нее холмогорским мастерам несколько экспонатов. Исполненные с исключительной любовью и воодушевлением на темы современной жизни, работы архангельских кустарей получили благосклонную оценку в прессе и искусствоведческих трудах своего времени.3 В. Гурьев выполнил для выставки скульптуру Красноармеец, стоящий на страже революции Работы В. Узикова Дуэль и Г. Петровского Признание созданы рисункам Дискуссионная дуэль и Красная армия автором которых являлся карикатурист Б.Ефимов, сотрудник газеты Известия 4 16 1 К тому времени газетная карикатура, и особенно политическая сатира, вошла в жизнь и быт советского общества. После гражданской войны одним из важнейших средств агитации становится злободневный газетный рисунок, выполненный по горячим следам событий. С 192 1г. Правда а затем и Известия начинают печатать политические карикатуры на первой полосе. За ними следуют республиканская и местная печать. Это было требование времени с началом дипломатических отношений с капиталистическими странами лицо врага в советской пропаганде получает конкретные черты действующих лиц международной политики. Благодаря политической карикатуре многие из этих лиц превратились в своеобразные сатирические символы их узнавали мгновенно. Не исключено, что сама идея подарка была подсказана сатирической графикой, использовавшей для своих сюжетов шахматную тему. Карикатуры непременные участники праздничных демонстраций. Вот некоторые свидетельства о праздновании 1О лети я Октябрьской революции в Москве Навстречу Макдональдам и Чемберленам, несомым над колоннами, с иностранных трибун раздавался хохот 5 В колоннах шествовала цепь чемпионов на шестах Муссолини чемпион хулиганства, Чемберлен чемпион посулы, Вандервельде бельгийский придворный социалист, чемпион подхалимов 6 Среди демонстрантов Сокольнического района также выделялась из лоqкутков материи огромнейшая гидра о двух головах Чемберлена и Муссолини 7 Подобные персонажи были настолько известны простому человеку, что в популярной шараде Огонька под названием Кто они Ведь вы их знаете присутствовали наравне с Толстым, Гоголем и Сталиным. 8 Вполне естественно что узнаваемость героев стояла перед автором на одном из первых мест при создании шахматных фигур. В ходе просмотра Правды стало ясно, что В. Гурьев наделил скульптуры наиболее характерньtми особенностями, использовавшимися различными мастерами карикатуры для изображения как отдельных политических деятелей, так и обобщенных образов внешних и внутренних врагов. Например, в скульптуре короля воплощены основные черты карикатурного буржуя неуклюжего толстяка во фраке и пробковом шлеме. Одного из слонов отличает тучная фигура, тяжелое квадратное лицо, свастика на груди особенности карикатурного портрета Б. Мус f 4 f ы с r n Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Незговорова В.В. Вещь и символ эпохи: к истории уникальных шахмат (2006)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |