| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №90 (2006) › Дмитриев М.А., Зверев С.В. Чувашские культовые монетовидные знаки XIX – начала XX в. | ||||||
Дмитриев М.А., Зверев С.В.
Чувашские культовые монетовидные знаки XIX – начала XX в.// Гербовед. №90 (2006)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2006. № 4 (90). С. 126-133 Аннотация: На территории нашей страны был обнаружен аналог храмовых монет, а именно подражания монетам, использовавшиеся народами Поволжья (в частности - чувашами) в культовых целях до начала ХХ в. Для России эта область нумизматики предметно рассматривается впервые. Об авторах публикации/статьи: Дмитриев М.А. Зверев Сергей Викторович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 33728 знаков (с пробелами)
МА. Д.митриев, Москва С Зверев, к н., Москва ЧV.G4 1ШGКИ6 КVЛЬТО.GЫ6 МОИ6ТО.GИДПЫ6 З КИ XIX lli Ч Л ХХ к. Использование монет для религиозных церемоний и жертвоприношений известно с глубокой древности. 1Со временем в ряде стран для этой цели стали изготовлять особые храмовые монеты. Они до сих пор находят применение в Китае, Корее, Индонезии, Индии и других странах Азии.2 На территории нашей страны так же был обнаружен аналог храмовых монет, а именно подражания монетам, использовавшиеся народами Поволжья в частности чувашами в культовых целях до начала ХХ в. Для России эта область нумизматики предметно рассматривается впервые. Традиционная религия чувашей представляет собой сложную систему верований и в своей основе является разновидностью зороастризма, но сохраняет немало древних элементов, связанных с почитанием сил Природы. Для неё характерен дуализм верховному богу Сюльде Туре и другим богам, выражающим доброе начало, противостоит бог зла Шуйтан у татар соответственно Шайтан Сатана Верховного бога Сюльде Туре, который управляет миром, окружают другие добрые боги, рангом ниже его, такие как Кепе, ведающий судьбами людей, Пихампар, дающий людям их характеры и способности, а также покровительствующий домашнему скоту, Пирешти, охраняющий людей от бед и др.3 Следует отметить, что пантеон чувашских богов во многом воспроизводит структуру золотqордынского ханского двора. В услужении Сюльде Туре находились божества, имена которых воспроиз одили названия золотоордынских чиновников Тавам ыра добрый дух, заседающий в диване палате Тавам сюретекен дух, ведающий делами дивана, далее страж, кравчий и т С распространением православия Бог русских также был включен в состав традиционных богов, но как враждебна.я и пугающая сила. В перечне злых богов, независимых от Сюльде Туре, после дьявола Шуйтана, видное место занимает Киреметь Керемет Его культ имеет широкое бытование в Поволжье и Приуралье у марийцев, удмуртов, башкир, чувашей.4 По поверьям чувашей у Сюльде Туре был сын Киреметь, прекрасный юноша, приносящий людям плодородие и богатство. Но люди, подстрекаемые Шуйтаном, убили его, сожгли тело, а прах развеяли по ветру. Там, где прах опустился на землю, появились враждебные людям злые божества киремети Они приносят беды, неурожай, болезни и откупиться можно только различными обрядами и жертвами. 126 Многозначное слово киреметь является не только общим обозначением божеств, но также означало само священное место гору, родник, дерево и т Каждая деревня имела в округе несколько киреметей, но устраивался и общий киреметь для нескольких селений, который у русских получил название соборный Обычно у чувашей киреметь имеет прямоугольную ограду, с воротами на запад, с трехстенной постройкой святилищем внутри. Восточная сторона оставалась открытой. Внутри помещался жертвенник и стол для разделки жертвенных животных.5 Эта жертва у чувашей имела откупной характер человек как бы откупался от козней злого духа. У севернь х чувашей она состояла из следующих частей большая миска каши и для каждого киреметя по два хлебца, девять маленьких лепешек сверху намазанных медом девять жертвенных монеток мамале или мамаля девять восковых свечей и девять фигурок коня из теста. В СбЬев еще в середине XIX в. описал обычай чувашей приносить в киремети жертвенные деньги и класть их в дупло одного или нескольких деревьев стоящих там деревьев или в специально устроенный ящик.6 Таким образом, на киреметях формировались культовые безвозвратные клады длительного накопления. По свидетельству Д. Мессароша, описывающего чувашские верования на начало ХХ века, в более раннее время для жертвы киреметям использовались жестяные монетки, называемые деньгами аргамака Так же для жертвы доброй богине, целительнице Йерех использовали специальные монеты нохраТ или нухрат которые нанизывали на нитку и вешали на перевернутую метл которая затем выставляли в качестве алтаря с жертвенными монетами. В. Магницкий в исследовании о происхождении некоторых кладов Вятской губернии также указал, что чуваши часто оставляют монеты в киреметях у корней керевьев и в дуплах. При этом монеты должны были быть неповрежденными и без отверстий. Но исследователь отметил, что для жертвы чуваши подлинную монету давно уже заменяют продаваемыми на базарах специально для них разной величины жестянками, вырезанными из листов белой и жёлтой жести и долженствующими в глазах предков соответствовать серебру и золоту, а также отлитыми из олова из них первые известны у чуваш под именем нохраТ и вторые тухлан 8 Видимо в церемониях особое значение имела старая монета. В. Магницкий особо отметил, что оставляя жертвенную монету чуваш говорил, что он принёс кюве кюмюль нохрат старую серебряную монету.9 В той же Вятской губернии у вотяков удмуртов Сарапульского уезда отмечен обычай оставлять при молениях на киреметях денежные жертвы, поступающие в пользу жрецов. Для этого вотяк запасается нарочно медными деньгами старой чеr анки, крупными, чтобы было если не ценно, то тяжеловесно маленький обман своего бога 10 Следует отметить, что при изучении расположенного в этом регионе культового памятника около д. Гавриловки, недалеко от Воткинска, были обнаружены медные русские 127 монеты полуш 1а 1737 г. и денга 1748 г. Та 1им образом, для XVIII начала ХХ в. для Вятс 1ой губернии следует выделить особое значение старых монет в 1ачестве жертвенных денег на киреметях. Интересно установит как выглядели чувашские культовые деньги аргамака Название деньги аргамака хорошо подходит проволочным 1опейкам XVI XVII вв. с изображением всадника на лицевой стороне и надписью с именем и титулом государя на обороте. Задача осложнятся тем, что у народов Поволжья было широко распространено использование в качестве украшений, кроме монет, так называемых мордовок монетовидных подражаний из серебра, меди и недорогих сплавов с различными изображениями на лицевой стороне и нечитаемым набором русских букв на обороте, по примеру царских копеек. Возможно некоторые ранние мордовки конца XV середины XVI в. были подражательными монетами Казанского ханства. 12 Производство мордовок сохранялось очень долго. Нередко моделями для новых подражаний становились старые мордовки После введения в России в начале XVIII в. золотых, серебряных и медных монет европейского образца постепенно объектом подражаний стали крупные серебряные монеты и даже медали с императорскими портретами, а также разменные серебряные монеты с изображением двуглавого орла. Крупными центрами производства таких имитаций стали Алатырь, Казань и с. Рыбная Слобода недалеко от Казани. 13 Поздние мордовки производились как нашивные украшения, но они также могли использоваться наряду со старинными монетами в качестве жертвенных денег. Во время этнографической экспедиции Б Соколова в 1920 г. в Саратовской губернии на мордовских и чувашских киреметях было собрано много мордовок. 14 Также отмечена находка в 19 13 г. в округе с. Большая Фёдоровка Вольского уезда Саратовской губернии клада из 23 фунтов более 9,4 кг мордовок в дупле дерева в лесу. В этом же кладе находилась монета с крымской тамгой. 15 В ходе сбора материала для исследования были обработаны найденные в Чувашии три комплекса монетовидных подражаний, происходящие со старых киреметей, из районов Алатыря и Ядрина. Первый комплекс из окрестностей г. Ядрин село Порецкое включал 109 крупных весом 10 20 г, диаметром 25 30 мм свинцовых монетовидных знаков, весьма схематично повторявших российские монеты. Из всех вариантов оформления можно выделить наиболее характерные типы. Значительную группу составляют различные литые подражания рублевикам Петра I или Павла I с крестовидной монограммой рис. 1а д Другие свинцовые кружки отражают облик рублевиков первой половины XIX в. и несут изображения двуглавых орлов с поднятыми или опущенными I рыльями рис. 1ж з Некоторые литые монеты несут изображение креста, которое уже не напоминает мимператорский вензель Рис. 2, а г Интересны экземпляры с изображением, продавленным настоящими монетами. Один кружок продавлен с двух сторон мрнетами номиналом 3 копейки 187 1и 1875 гг. Рис. 2, д другой двумя монетами номиналом 5 копеек 1878 и 188 1гг. рис. 2, е 128 На третьем свинцовом кружке продавлено изображение орла с опущенными крыльями с настоящей рублёвой монеты 183 1г. на отлитую основу с крестом рис. 2, ж Одна из монет является литой копией пробитого рублёвика 183 1или 183 4 г. рис. 2, з В комплексе также были две свинцовых копии монет номиналом 20 копеек рис. 2, д е Моделью для одной послужила монета 1832 184 1гг. 16 для другой монета 186 7 1878 гг. 17 На отливках четко видны отметины, оставленные при создании форм уже пробитыми монетами. Все монеты комплекса являются специальными культовыми, храмовыми монетами, не предназначенными для использования в качестве нашивок. Крупные невзрачные свинцовые бляшки весом 8 г вряд ли могли служить для этой цели. Наряду с заимствованными с монет изображениями при оформлении чувашских храмовых монет можно проследить параллели с древнейшим искусством финно угорских народов. Солярные знаки в виде крестов в обрамлении растительным орнаментом до сих пор остаются важным элементом прикладного искусства чувашей. Подобные изображения можно найти на резных ковшах, столбах ворот, ставнях. 18 Из района г. Алатырь происходят два комплекса подражаний. Один включал 28 счетных жетонов XV XIX вв. и 60 монетовитдных подражаний и мордовок. Подражания можно условно разделить на три группы свинцовые монеты, подражающие русским проволочным копейкам 20 экз. свинцовые монеты, подражающие русским мелким серебряным монетам XIX в. 2 1экз. а также жестяные и свинцовые монеты с неясными изображениями 19 экз Свинцовые подражания проволочным копейкам несут на лицевой стороне изображение всадника с копьем и кириллическую нечитаемую надпись в несколько строк на обороте Рис. 3, а б Подражания русским мелким серебряным монетам воспроизводят только оборотную сторону, а вместо орла помещён набор черточек Рис.3, в е Жестяные и свинцовые подражания с неясными изображениями представляют собой крохотные пластинки весом О, 10,3 г Рис.3, ж к Лишь некоторые из них являются нашивными украшениями мордовками, которые лишь по воле случая были использованы в религиозных церемониях на киреметях. Небольшие овальные свинцовые бляшки с грубым изображением всадника и нечитаемым набором русских букв являются поздними имитациями царских копеек и видимо были сделаны специально для жертвы старой монеты Нюрнбергские жетоны в основном с отверстиями, не пробитых только 5 экз. Жетоны могли использоваться и как украшения и как культовые монеты наравне с мордовками. Самыми старшими являются французский жетон с дельфином, изготовленный в начале XV в. рис. 4, а и нюрнбергский жетон первой половины XVI в.с изображением парусного корабля рис. 4, б Эти жетоны не пробиты и в качестве нашивных украшений явно не служили. Следует учитывать, что при использовании жетонов по назначению, для наглядного счисления на линиях, их срок жиз ни был не слишком 129 долгим. Видимо счётные жетоны были использованы чувашами для денежной жертвы на киремети уже вскоре после их привоза в Поволжье, ещё в период существования Казанского ханства. Сама находка этих жетонов на территории Чувашии является интересным свидетельством торговых связей XV XVI вв. Некоторые из более поздних нюрнбергских жетонов, найденных в составе этого комплекса, имеют аналоги среди археологических находок в Сибири. В составе алатырьской находки имеются два жетона Ганса Краувинкля 1586 1634 с изображением мужчины в каске с чешуйчатым ремнем на лицевой стороне и державой на обороте рис. 4, в г Такие же счётные жетоны были обнаружены на острове Фаддея у восточного берега Таймыра, среди имущества погибших русских полярных мореходов времени Михаила Фёдоровича. 19 Другой жетон работы Вольфа Лауффера 16 12 163 1с изображением чередующихся трёх лилий и трех корон вокруг розетки на лицевой стороне и державы на обороте рис. 4, д весьма близок по типу жетону этого же мастера, который был най Роен в 1946 г. в курганном могильнике на Чулыме в Томской области. 0 Также близнеца в Сибири имеет нюрнбергский жетон весьма плохой сохранности, который опознаётся лишь по деталям изображения. Он является вольной копией медали времени Анны Иоанновны в память победы над турками и татарами под Азовом в 1736 г. работы Вестнера. Аналогичный жетон имеется в коллекции Томс 1юго музея и таюке происходит из раскопок.2 I Возможно отмеченные на жетоне ещё неразгаданные нумизматами инициалы M следует отнести к мастеру Михелю Лейкаффу, который работал в Нюрнберге в 17 24 1768 гг.22 Также в составе комплекса обнаружены жетоны XVII в. с портретом Людовика XIV работы Конрада Лауффера 1экз. и Корнелиуса Лауффера 5 экз. жетон Вольфа Лауффера плохой сохранности, жетон Лазаря Готлиба Лауффера с портретами Вильгельма Оранского и Марии Стюарт, видимо сделанный в честь начала их правления в Англии в 1688 г. Рис. 4, е Видимо в конце XVII в. был сделан жетон с портретом императора Иосифа I и именем мастера Ганса Вейдингера. Среди жетонов XVIII в. следует отметить жетоны с изображением парусного корабля работы Иоганна Якоба Детцля и Ганса Альбрехта Дорна, жетон с портретом Людовика XV работы Ганса Иеронима Гофмана Рис. 4, з жетон с изображением Луны и Солнца с именем Иоганна Христиана Рейха, а также два жетона плохо читаемыми надписями, один с изображением фонтана, другой с неясным портретом Людовика XVI Жетоны XIX в. представлены 2 экз. без надписей с изображением Солнца в венке на одной стороне и Луны и звезд в венке на обороте, а также анэпиграфным жетоном с изображением женской головы и Солнца. Такие жетоны часто использовали уже в качестве фишек при карточной игре. 130 Несколько особняком стоит брактеат с изображением квадрата в кресте, который видимо был изготовлен в Повольжье местным ремесленником. От другого комплекса, найденного недапеко от Алатыря, сохранилась лишь шесть свинцовых подражаний и один нюрнбергский жетон мастера Ганса Крауфвинкля с изображением чередующихся трёх лилий и трех корон вокруг розетки на лицевой стороне и державы на обороте. Подражания имеют аналоги среди монет первого комплекса из под Алатыря. Одна свинцовая монета является грубым подражанием мелкой серебряной монете 5 копеек XIX в., две круглых свинцовых монеты и три небольших овальных имитации царских копеек ХVI XVII вв. По словам лица, получившего монеты от находчика, в составе клада было несколько десятков таких же подржаний и несколько проржавевших жетонов Не исключено, что оба комплекса явлшстсr частями одной находки на старинной киремети. Выявленные культовые монетовидные знаки XIX начала ХХ в. являются своеобразным отражением художественного восприятия российских монет чувашами язычниками, которые давали свое прочтение изображениям и императорским вензелям, включали их в круг знакомых символов. Нужно отметить, что работа по изучению всевозможных подражаний и храмовых монет находится ещё только в стадии сбора материала и первичной систематизации. Возможность несколько пополнить сведения об этой стороне жизни и религиозных обрядах народов Поволжья делает желательным учет и дальнейшее изучение новых находок и в первую очередь кладовых комплексов с киреметей. ПРИМЕЧАНИЯ 1История культуры Древней Руси. Домонгольский период. М., 195 1Т. С. 6 1 62 Потин В Монета в быту, обычиях и верованиях Руси X XVII вв. Экономика, политика и культура в свете нумизматики. Сборник научных трудов. Л., 1982. С. 78 99 Он же. Монеты, клады, коллекции. СПб., 1993. С. 200 204. 2 Алексеев В Описание китайских монет и монетовидных амулетов, находящихся в Нумизматическом отделении Императорского Эрмитажа. СПб., 1907 Он же. Описание китайских монетовидных амулетов и благожелательных медалей из коллекции Императорского Эрмитажа. СПб., 19 12 СгiЬЬ J. Magiс сoins of Java, Bali and the Malay Peninsula. London, 1999. 3 Магницкий В Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 188 1Денисов П Религиозные верования чувашей. Чебоксары, 1959 Егоров Н Чувашская мифология Культура чувашского края. Чебоксары, 1995 Месарош д. Памятники старой чувашской веры 1909 Пер. с венг. Чебоксары, 2000. 4 Владыкин В Религиозно мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994. С. 202. 5 Мадуров Д Традиционное искусство и праздники Чувашей Чебоксары, 2004. С. 15 17. 13 1 а б то с 4t, Y в г д е ж з Рис. 1Свинцовые подражания российсн им рублям Петра л Павла 1а е рублям первой половнны XIX в. ж з Изображ енне уменьшено. 132 6 Сбоев В. Исследования об инородцах Казанской губернии. Казань, 185 1С. 90 9 1 7 М есарош Д. Указ. соч. а Магницкий В. Клады из мелкой серебряной монеты в Вятской губернии Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 1905. Т. XVII. С. 138 139. 9 Там же. 10 Кошурников В. Быт вотяков Сарапульского уезда Вятской губернии. Казань, 1880. С. 22. Останина Т Культовый памятни 1около деревни Гавриловки на реке Сиве Воткинский район Удмуртской республики Культовые памятники Камско Вятского региона Материалы и исследования Сборник статей. Ижевск, 2004. С. 80. 12 Спасский И Денежное обращение на территории Поволжья в первой половине XVI в. и так называемые мордовки Советская археология. М. Л., 1954. Вып. XXI. С. 189 238 Зверев С Принципы формирования типов подражательных монет Казанского ханства. Советский коллекционер. М., 199 128. С. 103 0. 13 К атанов Н О предметах украшений татарских женщин Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 1908. Т. XXIII, Вып. 5. С. 12 15. 14 Сообщения Академии материальной культуры. Л., 1929. Т. С. 323, 6. 15 Там же. 8. 16 Такую датировку позволяют установить наличие под орлом инициалов НГ принадлежащих минцмейстеру Санкт Петербургского монетного двора Н. Грачёву 1825 184 1и рисунком двуглавого орла, установленном на этом номинале в 1832 г. см. Уздеников В Монеты России 1700 19 17. М., 1994. С. 127, 186, 628 17 Уздеников В Указ. соч. С. 14 86, 628. 18 Мадуров Д Указ. соч. С. 54. 19 Спасский И Счётные жетоны Исторический памятник русского арктического мореплавания. Археологические находки на острове Фаддея и на берегу залива Симса. Л. М., 195 1С. 130 13 1 20 Там же. С. 135. 2 1Там же. С. 137. 22 Gebert Nurnberg G von. Die Nurnberger Reсhenpfennigsсhlage 1Mitteilungen der Baureisсhen Numismatisсhen Gesellsсhaft. Jahrang 19 17. Т. XXXV. Munсhen, 19 18 102. 133 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Дмитриев М.А., Зверев С.В. Чувашские культовые монетовидные знаки XIX – начала XX в. (2006)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |