С. Суходот,ский, д н., Варишва
GООТПОШ6НИ6
М6ЖДV Л6Г8НДОЙ И ИЗ БРlЛЖ6ИИ6М
И МОП6ТЛХ Ц6ИТР ЛЬПОЙ, G6.G6РПОЙ И GООТОЧПОИ 6.GРОПЫ G X XI G.
Иконография раннесредневековых монет все чаще становится предме том пристального изучения, анализу подвергаются и представленные на
монетах легенды. Однако, редко исследуются взаимоотношения между
этими двумя основными элементами штемпеля 1поскольку обычно молчаливо
подразумевается, что они остаются в гармонии, то есть круговая
легенда или раскрывает смысл изображения, занимающего поле монеты,
или, по крайней мере, его дополняет. Также господствует убеждение, что
одна сторона монеты посвящалась светской символике, другая сакральной.
На этом основании, к примеру, были сделаны выводы, связанные с
толкованием некоторых изображений и их сакрального или королевского
характера2. Но после более детального изучения не отдельных типов штемпелей,
а целых серий становится ясно, что проблема только кажется простой.
И здесь речь идет даже не о встречающихся время от времени ошибках
резчиков штемпелей, которые меняли местами легенды лицевой и оборотной
сторон, но о сознательном несоблюдении принципа соответствия
между содержанием надписи и смыслом изображения.
Чтобы лучше понять взаимоотношения между двумя основными элементами
штемпеля, следует вернуться к временам Римской империи, монетное
дело которой стало образцом для монетного дела, по крайней мере, в начале
раннего средневековья. Для римских монет характерно полное соответствие
между элементами штемпеля. На аверсе чаще всего изображался
индивидуальный портрет императора, а круговая легенда содержала его
имя и титулатуру. На реверсе обычно помещались изображения божеств,
персонификации добродетелей или разнообразные символические изображения,
а легенда в большинстве случаев поясняла их смысл рис. 1Во
времена Поздней империи исключением стали христианские символы,
прежде всего, знак креста, которые были понятны сами по себе3
Эта гармония между изображением и легендой была разрушена в начале
раннего средневековья. Вместе с рас, пылением или с полным исчезновением
централизованного монетного дела на монетах появились местные
элементы, а также шире распространилась христианская символика,
которая не требовала особого пояснения. В целом можно сказать, что прекратили
действовать правила, конечно, никогда не сформулированные,
прежде опр делявшие внешний вид монетного штемпеля4. Перевод статьи t польского языка на русский выполнила Т Стукалова 8
В начале каролингской эпохи эта проблема перестала быть существенной,
поскольку штемпеля несли только надписи. Вопрос вновь возник
вместе с большой реформой, проведенной Карлом Великим около 790 г.
Как известно, спа реформа, кроме вопросов монетного произво,з,ства, касалась
таюке и внешнего вида монетных штемпелей. С этого времени они
должны были нести на одной стороне крест и имя правителя, на другой
его монограмму и название места чекан 1и рис. 2 Одновременно круговые
легенды были четко отделены от изображений в поле с помощью нового
элемента в виде разделительных ободков
5 Такой внешний вид
штемпеля утвердился в западноевропейском монетном деле на несколько
столетий.
Из выше сказанного следует, что в это время произошло отступление
от римских правил, требовавших сохранения гармонии между изображениями
и легендами. Тем не менее, это отступление еще не было окончательным,
поскольку мы видим возвращение к старому принципу на императорских
монетах Карла Великого, выпущенных в конце его жизни, возможно,
в 8 12 8 14 гг. На аверсе вокруг символического портрета правителя
располагались его имя и титул, на реверсе же помещен христианизированный
римский храм, который окружен надписью XP.ISТIANA RELIGIO.
Восстановление римской традиции, конечно, не является здесь случайным,
поскольку весь тип этой монеты, несомненно, восходит к римским
6 рис. 3
Эти два каролингских монетных типа как первый королевский, так и
второй императорский, находят свое продолжение в Священной Римской
империи германской нации
7 На монетах, выпущенных в этом государстве
в X XI вв., можно выделить три основных вида соотношений надписей и
изображений 1Чаще всего отсутствие соответствия между этими двумя элементами
штемпеля преобладают религиозные символы в виде креста и храма,
которые не требуют пояснения. Их выбор был вызван не только идеологическими
задачами, но также, видимо, и техническими такие изображения
было легче всего воспроизвести.
Несмотря на огромное разнообразие монетных типов Священной Римской
империи, формируются определенные правила вокруг креста размещается
имя и титул эмитента, а вокруг храма название места, где
происходила чеканка рис. 4, 6
2. Соответствие между легендой и изображением появляется скорее в
исключительных случаях, когда речь идет об одном из четырех, ниже перечисленных
сюжетов, представляющих
а правителя рис.5,
б святого патрона
в символ города
г христианские или иные символы сRVX, DEXTERA DOMINI,
VIсTORIA 9
3. Изредка мы имеем дело с явным несоответствием, возникшем между
изображением и легендой. Это видно, например, на монетах Магдебурга,
на которых имя св. Маврикия сопровождает изображение императора
Конрада или Генр а Кluge 428, 429 рис. 8 или на монетах из Г птельде,
когда надпись с именами святых патронов Симона и Иуды окружает
изображение епископа Кluge 124
В конце Х в. в условиях сформировавшихся таким образом традиций
монетного дела новые государства Центральной Европы приступили к
производству своей монеты. Первой была Чехия около 970 г. потом к ней
присоединилась Польша около 992 г. и, наIшнец, Венгрия в 1000 1г
В Чехии с самого начала был принят баварский образец там скопировали
мотивы креста и храма с монет, чеканившихся в Регенсбурге8 рис.
9 и поэтому отсутствовало соответствие с содержанием надписей, несущих
имя князя и название Праги. Ситуация стала более сложной, когда в
чешском монетном деле появились новые мотивы, заимствованные за
пределами баварского круга, такие I ак десницы Божья рис. 10 13 птица,
голова анфас, меч и стрела. Раньше всего новые символы сменили изображение
креста и, следовательно, оказались в сочетании с именем правителя,
которое до того окружало этот крест. Лозже они встречаются в
разных комбинациях, в том числе и в соединии друг с другом. Дальнейшие
изменения произошли, когда появились два последних типа монет Болеслава 972 999 а именно так называемый фризский рис. 1О и тип
Этельреда рис. Первый имел характерные изображения десницы и
креста, второй же, подражавший монетам Этельреда 978 10 16 рис.
37 изображение бюста правителя и десницы. Особенно интересно, что
в последнем случае имя эмитента сочетается с изображением дэсницы, с
имя монетчика и название Праги с бюстом. Из выше сказанного следует,
что до конца Х в. в чешском монетном деле за немногими исключениями нет соответствия между изображениями и сопровождающими их легендами,
а в большинстве случаев, касающихся монет портретного типа, даже
можно говорить о явном противоречии.
На рубеже Х и XI в. в Чехии вновь произошло уменьшение количества
сюжетов, которые чаще всего сводятся к кресту на обеих сторонах и
только время от времени к храму. Новое обог ащение монетной иIюнографии
начинается со времени правления князя Яромира 1003 10 12 В
это время появляются, наряду с известными ранее, такие необычные
изображения как двое византийских императоров рис. 14 Христос рис. 15, 17, 18 бюст князя с копьем рис. 17 бюст св. Вацлава рис. 16 павлин
Всевидящее Око рис. 14 Обычно эти символы не снабжены поясняющими
надписями. Однако, по крайней мере в четырех случаях впервые
встретилось соответствие между изображениями и надписями,
впрочем, только на одной стороне монеты. Так, дважды бюст князя сопровождает
его имя сaсh 264, 267
9 рис. 17, 18 по крайней мере, один
раз правильно использовано имя Христа сaсh 26 1рис. 15 и, наконец, 1О
один раз десница окружена надписью DEXTERA D e I сaсh 273 рис. 19 Однако, известны случаи присутствия на одном штемпеле имени
Яромира и бюста Христа сaсh 277 рис. 20 или пары императоров сaсh 253 рис. 14 или же бюста св. Вацлава сaсh 263 рис. 16
Тенденция упорядочению монетных штемпелей видна на монетах князя
Олдржиха 10 12 1034 Именно при нем в Чехии впервые имело место
совершенно правильное составление обоих штемпелей одной и той же
монеты сaсh 293, 294, 296 рис. 2 122 На одной стороне она несет изображение
князя с его именем и титулом, на другой изображение и имя
св. Вацлава, патрона столицы и всей Чехии.
Таким же образом ситуация выглядит и на монетах Бржетислава 034 1055 Среди них также имеются, по крайней мере, четыре типа сaсh 307, 3 3 16, 3 17 штемпеля которых на обеих сторонах были созданы
по классическому образцу. Как и прежде, они несут полностью поясненные
надписями изображения князя и святого. Однако, это лишь исключения.
На остальных типах соответствие легенд и. изображений отсутствует
или имеет место только на одной стороне. Известны таюке монеты, на
которых фигура св. Вацлава ошибочно соединена с именем Бржетислава сaсh 305, 306, 3 15
Во второй половине XI в. ситуация в Чехии стабилизировалась, и схема
аверс для правителя, реверс для святого патрона стала обязательной, хотя
еще не единственной. Излишне добавлять, что это связано с полным и повсеместным
объяснением изображений при помощи письменных текстов 10
Таюке в Венгрии в XI в. была принята баварская модель монетного дела Как известно, здесь не было соответствия между смыслом изображений
и легенд, что, конечно, не означает, что они находились в противоречии
между собой и что ситуация не была упорядочена. На обеих сторонах
монеты изображался крест, который сопровождали имя и королевский титул
на аверсе, а название места изготовления на реверсе рис. 24, 25
Исключением из этого правила являются монеты первого типа Стефана 1997 1038 отчеканенные в связи с его королевской коронацией в 1ООО
или 100 1г. рис 46 То есть они начинают монетное производство не
только этого государя, и в целом монетное дело Венгрии. На этих монетах
нет изображения короля и его имени. Зато он представлен своим копьем,
которое, без сомнения, имеет значение королевской инсигнии. Это подтверждает
легенда LANсEA REGIS, так что в этом случае она полностью
соответствует содержанию изображения. По видимому, аналогичной
должна выглядеть и ситуация на реверсе. Здесь мы видим отдаленное
подражание каролингскому храму, заимствованное через посредничество
Баварии. Внешний вид этого строения всё же имеет индивидуальные черты,
и можно предположить, что оно олицетворяет место, где осуществлялась
эмиссия, то есть, Alba Regia современный Секешфехервар Это
предположение следует из двух одинаковых надписей круговой REGIA
сIVITAS и REс сI внутри строения.
А 1ак на этом фоне выглядит ситуация в Польше Древнейшие польские
монеты, несущие имена Болеслава Храброго 992 1025 рис. 26 34
и его сына Мешка как наследника трона рис. 35, 36 как известно,
весьма разнообразны с точки зрl НИЯ иконографии 12. В настоящее время
выделяются 18 типов, которые позаимствовали образцы для подражания у
всех близких и дальних соседей Польши. Из этого следует разнообразие
легенд, которые, кроме имен польских правителей и их титулов, дают
та 1же названия мест и имена иностранных государей. Соотношение между
этими надписями и изображениями, помещенными в поле штемпеля, может
иметь четыре варианта 1частичное соответствие, отмеченное толь 10 на одной лицевой стороне
монеты портрет князя сопровождает его имя, иногда вместе с титулом типы INсLITVS, GNEZDVN, AREAHLAT, русский рис. 26, 28, 3 132, 34
2. устойчивое несоответствие баварского, чешского, венгерского или
са 1сонского типа легенды непосредственно не связаны с изображениями,
которые имеют сакральный характер, но и не вступают с ними в противоречие типы VENсIEZLAVVS, MOGILN, KOTIZLAVS, REX рис. 27, 29, 33
3. несоответствие сакральные, но не общепринятые изображения стрела,
павлин, корона Мешка сопровождают легенды, содержащие имена и
титулы правителей типы стрела, PRINсES, MISIсO рис 30, 35, 36
4. принципиальное несоответствие оно касается не столько помещенных
на монете элементов, сколько их отношения к реальным фактам, поскольку
здесь речь идет о правильном воспроизведении чужеземных образцов,
включая имена чужих правителей, и о полном отсутствии упоминаний
о собственных эмитентах типы Этельред, баварский, VLADIVOI,
AREAHLAT рис. 28
После полувекового перерыва, во второй половине XI в., выпуск польских
монет начался на новых принципах. Денарии Болеслава Смелого 1058 1079 и Владислава Германа 1080 02 как правило, несут на
одной стороне изображение правителя, поясненное его именем. Другая
сторона более разнообразна. На ней можно увидеть или повторно фигуру
князя, или символ его столицы, окруженный ее названием сRAсOV.
Теперь посмотрим, как выглядела ситуация в землях, расположенных
севернее и восточнее Польши, куда монетное дело тоже не дошпо ни в
римский, ни в каролингский период. В трех скандинавских странах Дании рис. 39 Швеции рис 40 и Норвегии правители начали выпуск собственной
монеты только в последние годы Х в. Поскольку их монетное дело
находилось под англосаксонским влиянием, то нет ничего удивительного в
том, что были восприняты и англосаксонские образцы, и англосаксонские
принципы их использования рис. 37, 38 В результате полное соответствие
между смыслом изображения и окружающей его легендой встречается
только на аверсе там мы видим изображение правителя и его имя, а также
титул. Зато на реверсе помещались разного рода 1ресты, которые сопровождались
именами монетчиков и названиями монетных дворов 13. 12
На Руси начало монетного дела связано с ее крещением в 988 г. А поскольку
крещение происходило при содействии Византии, то византийское
влияние рис. 4 1на русское монетное дело вполне понятно. На аверсе
помещалось изображение князя или., вятого и соответствующее имя, поясняющее
это изображение рис. 42 45 Однако, вместе с именем в том
случае, когда представлен князь, появляется совершенно нетипичная
формула НА СТОЛЕ то есть на престоле не находящая аналогий ни
на Востоке, ни на Западе. Таким образом, здесь объяснено не только, кто
именно представлен, но и какое положение он занимает. При этом чрезвычайно
интересно, что на самых старших монетах Владимира типа 1несмотря
на информацию о престоле, сам престол изображе.н не был рис.
42 Он появился только на сребрениках младших типов, причем обозначался
всё более четко рис. 43, 44 Таким образом, здесь произошло приспособление
изображения к легенде, благодаря чему была достигнута
полная гармония между обоими элементами штемпеля.
Более сложной выглядит ситуация на реверсах. Т олыш на монетах
Владимира всех златниках и самых старших сребрениках тип 1присутствует
аналогичное соответствие между изображением и содержанием легенды
изображение Христа сопровождается его именеJV рис. 42 На всех
остальных сребрениках Владимира и его преемников центральное место на
реверсе занимают их личные знаки рис. 43 45 Однако, теперь к этим знакам
окружающая их легенда А СЕ ЕГО СРЕБРО не имеет непосредственного
отношения. Зато оно относится ко всей монете в целом. Но поскольку
монета была выпущена князем и в известном смысле представляет его его
сребро то с известным упрощением можно заключить, что здесь также существует
опосредованная связь между обоими элементами штемпеля. Более
того, мы имеем здесь дело с редким случаем продолжения легенды
одной стороны на другой и одновременно с тесно связанной композицией
обоих штемпелей, которая с особой силой пропагандирует княжескую
власть ВЛАДИМИР или СТОПЛКЪ НА СТОЛЕ А СЕ ЕГО СРЕБРО 14
Из выше изложенного можно заключить, что полное соответствие между
изображением и легендой по римскому образцу в Центральной, Северной
и Восточной Европе X XI вв. относится скорее к редким случаям. Чаще
мы имеем дело с соответствием, отмеченным только на одной стороне
монеты. Обращает на себя внимание тот факт, что это соответствие чаще
встречается на монетах Священной Римской империи, особенно выпущенных
от имени самого императора. По видимому, это связано с более
осознанной демонстрацией верховной власти, реализовавшейся при помощи
монет, а таюке более явного следования античным образцам.
Монета не всегда рассматривалась как единое целое. Часто к ней относились
как к совокупности двух штемпелей или даже как к совокупности отдельных
элементов, находящихся на этих штемпелях. Ситуация изменилась
на протяжении XI в. С течением времени мы наблюдаем стремление к большему
соответствию между всеми элtэментами штемпеля как в границах 13
Священной Римской империи, так и за ее пределами. На этом фоне ис 1Лючением
являются монеты, чеканенные на Руси, которые такое соответствие
демонстрируют уже на рубеже Х и XI в. К тому же добавим, что оба штемпеля
этих монет lредставляют собой сознательно задуманное цело9. Нет сомнения,
что этими чертами русское монетное дело обязано таюке античной
традиции, но переданной восточным путем через Византию. 1См. прежде всего, Кiersnowski R. Wst p do numizmatyki polskiej wiek6w sredniсh.
Warszawa, 1964 58, 69, 92, особенно 93 ld. Moneta w kulturze wiek6w
sredniсh. Warszawa, 1988 88 ld. Teksty pisane па polskiсh monetaсh wсzesnosredniowie
сznyсh Wiadomosсi Numizmatyсzne. Warszawa, 1959. Rok zeszyt 12 4
22. Из последних работ Suсhodolski S. сzy wyobrazena monetaсh odzwierсiedlajq
rzeсzywistosс, сzy jq kreujq Przyk ad monety polskiej w sredniowieсzu Materia y z 17.
Powszeсhnego Zjazdu Historyk6w Polskiсh. Krak6w, 15 18 wrzesnia 2004 в печати
2 См., например, Кiersnowski R. Symbol ptaka lmagines Potestatis. Red. J. Banaszkiewiсz.
Warszawa, 1994 0.
3 См. Kunisz А. Numizmatyka rzymska Vademeсum historyka starozytnej Greс i
Rzymu. Red. Е. Wipszyсka. Warszawa, 1979 285 287.
4 Suсhodo ski S. Moneta i obr6t pieni zny w Europie Zaсhodnej. Warszawa, 1982 130.
5 Распоряжение о том, как должна выглядеть новая монета дает Питрский эдикт Ediс Ltm Pistense Карла Лысого от 864 г. Ut denariis novae nostrae monetae ех una
parte nomen nostrum habeatur in gyro et in medio nostri nominis monogramma, ех altera
vero рагtе nomen сivitatis et in medio сrux habeatur наши новые денарии должны
иметь на одной стороне вокруг наше имя и в середине монограмму нашего имени, с
другой же стороны должны иметь название города и в середине крест Jesse W.
Quellenbuсh zur MOnz und Geldgesсhiсhte des Mitte ters. Halle, 1924. Репринт
Aalen, 1968 13, N 43. Однако, это описание скорее относится к принятым за об
разец монетам Карла Великого, чем к монетам 864 г.
6 Suсhodo ski S. Moneta i obr6t pieni zny op.сit 188.
7
К иgе В. Deutsсhe MOnzgesсhiсhte von der spaten Karolingerzeit Ьis zum Ende der
Salier са. 900 Ьis 25 Sigmaringen, 199 1далее номер типа
8 Suсhodo ski S. Poсzqtki menniсtwa w Europie Srodkowej, Wsсhodnej i P6Inoсnej.
Wroс aw, 197 139 d. Sp6r о poсzqtki menniсtwa w сzeсhaсh i w Polsсe Wiadomosсi
Numizmatyсzne. Warszawa, 1998. Rok XLII, zeszyt 12 5 20 Petran Z. Prvni
сeske minсe. Praha, 1998.
9 сaсh F. Nejstarsi сeske minсe, 1Praha, 1970. 1сaсh F. Nejstarsi сeske minсe, Ргаhа, 1972. Suсhodolski S. Poсzqtki menniсtwa ор. сit 12 1ld. Noсh einmal ОЬег die
Anfange der ungarisсhen MOnzpragung Wiadomosсi Numizmatyсzne. Warszawa, 1990.
Rok XXXIV Polish Numismatiс News. Warsaw, 199 1Т. V 164 Huszar L.
MOnzkatalog Ungarn von 1ООО Ьis heute. MOnсhen, 1979. 12 Suсhodo ski S. Moneta polska w X XI wieku Wiadomosсi Numizmatyсzne. Warszawa, 1967. Rok XI, zeszyt 2 3 65 d. Sp6r о poсщtki menniсtwa op.сit. 13 Suсhodolski S. Poсzс 1tki menпiсtwa ор. сit 157 182 Malmer В. Olof
Skotkonungs mynt oсh andra Ethelred imitationer Antikvariskt arkiv. Lund, 1965. Т. 27
Skaare К. сoins and сoinage in Viking age Norway. Oslo Bergen Tromsб, 1976. 14 Suсhodo ski S. Poсzс 1tki menniсtwa op.сit 137 156 Сотникова М Древнейшие
русские монеты X XI веков. М., 1995. 14
Список иллюстраций 1Римская империя. Валентиниан 375 392 Тяжелый милис 1рисий.
2. Карл Великий 768 8 14 Денарий, чеканенный после реформы ок.790 г. Трир.
3. Карл Великий 768 8 14 Денарий, чеканенны, после императорской корона
ции 800 г.
4. Бавария. Герцог Арнульф 9 937 Денарий. Регенсбург.
5. Бавария. Король Генрих 002 1024 Денарий. Регенсбург.
6. Саксония. Король Опон и императрица Адельгейда. Денарий после 983 г.
Монетный двор
7. Саксония. Герцог Бернхард 1973 10 Денарий. Люнебург
8. Саксония. Архиепископ Магдебургский. Денарий второй четверти XI в.
9. Чехия. Князь Болеслав 1935 972 или Болеслав 972 999 Денарий. Прага. 10. Чехия. Князь Болеслав 972 999 Денарий фризского типа. Прага. Чехия. Болеслав 972 999 Денарий типа Этельреда. Прага. 12. Чехия. Собеслав Славниковиц. Денарий перед 995 г. Малин 13. Чехия. Королева Эмма. Денарий перед 1006 г. Мел ник. 14. Чехия. Князь Яромир 1003 10 12 Денарий. Прага. 15. Чехия. Князь Яромир 1003 10 12 Денарий. Прага. 16. Чехия. Князь Яромир 1003 10 12 Денарий. Прага. 17. Чехия. Князь Яромир 1003 10 12 Денарий. Прага. 18. Чехия. Князь Яромир 1003 10 12 Денарий. Прага. 19. Чехия. Князь Яромир 1003 10 12 Денарий. Прага.
20. Чехия. Князь Яромир 1003 10 12 Денарий. Плзень.
2 1Чехия. Князь Олдржих 10 12 1034 Денарий. Прага.
22. Чехия. Князь Олдржих 10 12 1034 Денарий. Прага.
23. Венгрия. Стефан 1997 1038 Денарий. PRESLAWA.
24. Венгрия. Стефан 1997 1038 Денарий. Alba Regia
25. Венгрия. Петер 1038 104 044 1046 Денарий. Эстергом.
26. Польша. Болеслав Храбрый 992 1025 Денарий, тип 1
27. Польша. Болеслав Храбрый 992 1025 Денарий, тип VENсIEZLAWS
28. Польша. Болеслав Храбрый 992 1025 Денарий, тип IV AREAHLAT
29. Польша. Болеслав Храбрый 992 1025 Денарий, тип VIII KOTIZLAVS
30. Польша. Болеслав Храбрый 992 1025 Денарий, тип IX PRINсES
3 1Польша. Болеслав Храбрый 992 1025 Денарий, тип Х GNEZDVN
32. Польша. Болеслав Храбрый 992 1025 Денарий, тип XI INсLITVS
33. Польша. Болеслав Храбрый 992 1025 Денарий, тип XII REX
34. Польша. Болеслав Храбрый 992 1025 Денарий, тип XIII русский
35. Польша. Мешка Болеславовиц ок. 10 14 1025 Денарий, тип
36. Польша. Мешка Болеславовиц ок. 10 14 1025 Денарий, тип
37. Англия. Этельред 978 10 16 Денарий типа первая рука Бриджнорт
38. Англия. Этельред 978 10 16 Денарий типа сRVX. Хастингс
39. Дания. Свен Вилобородый ок.985 10 14 Денарий.
40. Швеция. Олаф Шёпонунг 995 1022 Денарий. Сигтуна.
4 1Византия. Василий 976 1025 Солид. Константинополь.
42. Владимир 1978 10 15 Сребреник, тип 1Киев.
43. Владимир 1978 10 15 Сребреник, тип Киев.
44. Владимир 1978 10 15 Сребреник, тип IV. Киев.
45. Ярослав Мудрый 10 16 1054 Сребрени 1
46. Венгрия. Стефан 1997 1038 Денарий. Alba Regia Диаметр 22,О мм. С
фотrгоафии Л. Ковача. 15
2 з 4 5 6 10 2 13 14 15 16 16 17 18 19 20
2 122 23 24 25
26 27 28 29 30 17 i f7 f 1
3 132 с t s g
о
36 37
4 142 il 3 fl
33 1
38
34 35 ni j t j f
39 40 lь
43 18
r,
44 1r r
45 J 1f i r г. Ч li
46
Об авторе. Станислав Суходольский, родился 4 мая 1936 г.
в Варшаве доктор исторических наук, профессор сотрудник
Института археологии и этнологии Польской академии наук в
Варшаве преподаватель Варшавского университета редактор
журнала Вядомости Нумизматычне Нумизматические ведомости
председатель Нумизматической комиссии в Комитете
исторических наук ПАН член Польской академии науки и
искусства в Кракове автор около 500 научных работ, в том
числе 6 монографий и 2 работ в соавторстве. 19