| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №90 (2006) › Суходольский С. Соотношение между легендой и изображением на монетах Центральной, Северной и Восточной Европы в X–XI вв. | ||||||
Суходольский С.
Соотношение между легендой и изображением на монетах Центральной, Северной и Восточной Европы в X–XI вв.// Гербовед. №90 (2006)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2006. № 4 (90). С. 8-19 Аннотация: Иконография раннесредневековых монет все чаще становится предметом пристального изучения, анализу подвергаются и представленные на монетах легенды. Однако, редко исследуются взаимоотношения между этими двумя основными элементами штемпеля, поскольку обычно молчаливо подразумевается, что они остаются в гармонии, то есть круговая легенда или раскрывает смысл изображения, занимающего поле монеты, или, по крайней мере, его дополняет. Об авторе публикации/статьи: Суходольский С. Просмотр публикации в формате PDF: › Суходольский С. Соотношение между легендой и изображением на монетах Центральной, Северной и Восточной Европы в X–XI вв. (2006)
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 40381 знаков (с пробелами)
С. Суходот,ский, д н., Варишва GООТПОШ6НИ6 М6ЖДV Л6Г8НДОЙ И ИЗ БРlЛЖ6ИИ6М И МОП6ТЛХ Ц6ИТР ЛЬПОЙ, G6.G6РПОЙ И GООТОЧПОИ 6.GРОПЫ G X XI G. Иконография раннесредневековых монет все чаще становится предме том пристального изучения, анализу подвергаются и представленные на монетах легенды. Однако, редко исследуются взаимоотношения между этими двумя основными элементами штемпеля 1поскольку обычно молчаливо подразумевается, что они остаются в гармонии, то есть круговая легенда или раскрывает смысл изображения, занимающего поле монеты, или, по крайней мере, его дополняет. Также господствует убеждение, что одна сторона монеты посвящалась светской символике, другая сакральной. На этом основании, к примеру, были сделаны выводы, связанные с толкованием некоторых изображений и их сакрального или королевского характера2. Но после более детального изучения не отдельных типов штемпелей, а целых серий становится ясно, что проблема только кажется простой. И здесь речь идет даже не о встречающихся время от времени ошибках резчиков штемпелей, которые меняли местами легенды лицевой и оборотной сторон, но о сознательном несоблюдении принципа соответствия между содержанием надписи и смыслом изображения. Чтобы лучше понять взаимоотношения между двумя основными элементами штемпеля, следует вернуться к временам Римской империи, монетное дело которой стало образцом для монетного дела, по крайней мере, в начале раннего средневековья. Для римских монет характерно полное соответствие между элементами штемпеля. На аверсе чаще всего изображался индивидуальный портрет императора, а круговая легенда содержала его имя и титулатуру. На реверсе обычно помещались изображения божеств, персонификации добродетелей или разнообразные символические изображения, а легенда в большинстве случаев поясняла их смысл рис. 1Во времена Поздней империи исключением стали христианские символы, прежде всего, знак креста, которые были понятны сами по себе3 Эта гармония между изображением и легендой была разрушена в начале раннего средневековья. Вместе с рас, пылением или с полным исчезновением централизованного монетного дела на монетах появились местные элементы, а также шире распространилась христианская символика, которая не требовала особого пояснения. В целом можно сказать, что прекратили действовать правила, конечно, никогда не сформулированные, прежде опр делявшие внешний вид монетного штемпеля4. Перевод статьи t польского языка на русский выполнила Т Стукалова 8 В начале каролингской эпохи эта проблема перестала быть существенной, поскольку штемпеля несли только надписи. Вопрос вновь возник вместе с большой реформой, проведенной Карлом Великим около 790 г. Как известно, спа реформа, кроме вопросов монетного произво,з,ства, касалась таюке и внешнего вида монетных штемпелей. С этого времени они должны были нести на одной стороне крест и имя правителя, на другой его монограмму и название места чекан 1и рис. 2 Одновременно круговые легенды были четко отделены от изображений в поле с помощью нового элемента в виде разделительных ободков 5 Такой внешний вид штемпеля утвердился в западноевропейском монетном деле на несколько столетий. Из выше сказанного следует, что в это время произошло отступление от римских правил, требовавших сохранения гармонии между изображениями и легендами. Тем не менее, это отступление еще не было окончательным, поскольку мы видим возвращение к старому принципу на императорских монетах Карла Великого, выпущенных в конце его жизни, возможно, в 8 12 8 14 гг. На аверсе вокруг символического портрета правителя располагались его имя и титул, на реверсе же помещен христианизированный римский храм, который окружен надписью XP.ISТIANA RELIGIO. Восстановление римской традиции, конечно, не является здесь случайным, поскольку весь тип этой монеты, несомненно, восходит к римским 6 рис. 3 Эти два каролингских монетных типа как первый королевский, так и второй императорский, находят свое продолжение в Священной Римской империи германской нации 7 На монетах, выпущенных в этом государстве в X XI вв., можно выделить три основных вида соотношений надписей и изображений 1Чаще всего отсутствие соответствия между этими двумя элементами штемпеля преобладают религиозные символы в виде креста и храма, которые не требуют пояснения. Их выбор был вызван не только идеологическими задачами, но также, видимо, и техническими такие изображения было легче всего воспроизвести. Несмотря на огромное разнообразие монетных типов Священной Римской империи, формируются определенные правила вокруг креста размещается имя и титул эмитента, а вокруг храма название места, где происходила чеканка рис. 4, 6 2. Соответствие между легендой и изображением появляется скорее в исключительных случаях, когда речь идет об одном из четырех, ниже перечисленных сюжетов, представляющих а правителя рис.5, б святого патрона в символ города г христианские или иные символы сRVX, DEXTERA DOMINI, VIсTORIA 9 3. Изредка мы имеем дело с явным несоответствием, возникшем между изображением и легендой. Это видно, например, на монетах Магдебурга, на которых имя св. Маврикия сопровождает изображение императора Конрада или Генр а Кluge 428, 429 рис. 8 или на монетах из Г птельде, когда надпись с именами святых патронов Симона и Иуды окружает изображение епископа Кluge 124 В конце Х в. в условиях сформировавшихся таким образом традиций монетного дела новые государства Центральной Европы приступили к производству своей монеты. Первой была Чехия около 970 г. потом к ней присоединилась Польша около 992 г. и, наIшнец, Венгрия в 1000 1г В Чехии с самого начала был принят баварский образец там скопировали мотивы креста и храма с монет, чеканившихся в Регенсбурге8 рис. 9 и поэтому отсутствовало соответствие с содержанием надписей, несущих имя князя и название Праги. Ситуация стала более сложной, когда в чешском монетном деле появились новые мотивы, заимствованные за пределами баварского круга, такие I ак десницы Божья рис. 10 13 птица, голова анфас, меч и стрела. Раньше всего новые символы сменили изображение креста и, следовательно, оказались в сочетании с именем правителя, которое до того окружало этот крест. Лозже они встречаются в разных комбинациях, в том числе и в соединии друг с другом. Дальнейшие изменения произошли, когда появились два последних типа монет Болеслава 972 999 а именно так называемый фризский рис. 1О и тип Этельреда рис. Первый имел характерные изображения десницы и креста, второй же, подражавший монетам Этельреда 978 10 16 рис. 37 изображение бюста правителя и десницы. Особенно интересно, что в последнем случае имя эмитента сочетается с изображением дэсницы, с имя монетчика и название Праги с бюстом. Из выше сказанного следует, что до конца Х в. в чешском монетном деле за немногими исключениями нет соответствия между изображениями и сопровождающими их легендами, а в большинстве случаев, касающихся монет портретного типа, даже можно говорить о явном противоречии. На рубеже Х и XI в. в Чехии вновь произошло уменьшение количества сюжетов, которые чаще всего сводятся к кресту на обеих сторонах и только время от времени к храму. Новое обог ащение монетной иIюнографии начинается со времени правления князя Яромира 1003 10 12 В это время появляются, наряду с известными ранее, такие необычные изображения как двое византийских императоров рис. 14 Христос рис. 15, 17, 18 бюст князя с копьем рис. 17 бюст св. Вацлава рис. 16 павлин Всевидящее Око рис. 14 Обычно эти символы не снабжены поясняющими надписями. Однако, по крайней мере в четырех случаях впервые встретилось соответствие между изображениями и надписями, впрочем, только на одной стороне монеты. Так, дважды бюст князя сопровождает его имя сaсh 264, 267 9 рис. 17, 18 по крайней мере, один раз правильно использовано имя Христа сaсh 26 1рис. 15 и, наконец, 1О один раз десница окружена надписью DEXTERA D e I сaсh 273 рис. 19 Однако, известны случаи присутствия на одном штемпеле имени Яромира и бюста Христа сaсh 277 рис. 20 или пары императоров сaсh 253 рис. 14 или же бюста св. Вацлава сaсh 263 рис. 16 Тенденция упорядочению монетных штемпелей видна на монетах князя Олдржиха 10 12 1034 Именно при нем в Чехии впервые имело место совершенно правильное составление обоих штемпелей одной и той же монеты сaсh 293, 294, 296 рис. 2 122 На одной стороне она несет изображение князя с его именем и титулом, на другой изображение и имя св. Вацлава, патрона столицы и всей Чехии. Таким же образом ситуация выглядит и на монетах Бржетислава 034 1055 Среди них также имеются, по крайней мере, четыре типа сaсh 307, 3 3 16, 3 17 штемпеля которых на обеих сторонах были созданы по классическому образцу. Как и прежде, они несут полностью поясненные надписями изображения князя и святого. Однако, это лишь исключения. На остальных типах соответствие легенд и. изображений отсутствует или имеет место только на одной стороне. Известны таюке монеты, на которых фигура св. Вацлава ошибочно соединена с именем Бржетислава сaсh 305, 306, 3 15 Во второй половине XI в. ситуация в Чехии стабилизировалась, и схема аверс для правителя, реверс для святого патрона стала обязательной, хотя еще не единственной. Излишне добавлять, что это связано с полным и повсеместным объяснением изображений при помощи письменных текстов 10 Таюке в Венгрии в XI в. была принята баварская модель монетного дела Как известно, здесь не было соответствия между смыслом изображений Из выше изложенного можно заключить, что полное соответствие между 39 40 lь Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Суходольский С. Соотношение между легендой и изображением на монетах Центральной, Северной и Восточной Европы в X–XI вв. (2006)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |