Ражнёв Г.В.
Герб России и христианство
// Гербовед. №84. (2005)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2005. № 5 (84). С. 143-147, цв. вкладка 16
Аннотация: Почти все элементы герба России так или иначе связаны с христианством. Как точно отметил В.А. Дуров, «официальное появление на Руси двуглавого орла - одной из традиционных эмблем угасающей византийской династии, имело весьма глубокий смысл: «Москва - третий Рим», законная преемница всех культурных традиций Византии».
Об авторе публикации/статьи:
Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) кандидат философских наук, доцент военного университета в Смоленске
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 24017 знаков (с пробелами)
Г Ра нспёв, к п., Смоле 1tс 1
Г6РБ Р GGИИ И ХРИGТИ ПGТ.80 см. илл. на 16 й стр. цв. вкладки
Социализация граждан России включает в себя воспитание уважительного
отношения к символам своего Отечества. Это особенно важно сегодня,
когда историческое и патриотическое сознание людей во многом
обесценено, а геральдическая культура россиян отсутствует. Налицо
вопиющее невежество даже в отношении герба России. Пример. 15 апреля
2005 года, в пятницу, на 1м канале шла передача Кто хочет стать миллионером Напротив М. Галкина сидели отец и сын оба с высшим обра о анием, интеллигенты. На очередной вопрос, оцененный в 64 тысячи
рублей Сколько корdн в гербе России одна, две, три или пять игроI
и после длительного обсуждения вопроса ответили одна корона.
Между тем, если история герба России не толы 0 хорошо известна, но
и освещена в печати, то его символика, особенно христианские её аспекты,
освещены и изучены очень мало. А ведь почти все элементы герба
России так или иначе связаны с христианством. Как точно отметил В
Дуров, официальное появление на Руси двуглавого орла одной из традицион f
ЫХ эмблем угасающей византийской династии, имело весьма глубокий
смысл Москва третий Рим законная преемница всех культурных
традиций Византии
Рассмотрим по порядку все элементы герба России в контексте их христианс 1
0й символики. В гербе России до царствования Але 1сея Михайловича
изображалась одна или две короны. Три короны стали изображаться
с 1630 х годов. Корона I ак геральдический символ олицетворяла не только
власть. Благодаря увенчанию короной орел узаконивается как существо,
связанное с высшим, божественным миром и символизирует сверхчеловека богочеловека Иисуса Христа.
Сама по себе корона, таким образом, символизирует высшую ступень
существования, Божье величие Иисуса Христа. Неспроста в христиансI
0м искусстве Дева Мария часто изображается в короне. Известны и изображения
христианских мучеников с коронами в связанных руках. В христианской
скульптуре высшие добродетели вера, надежда и мудрость
представляются таюI е коронованными. В этом смысле корона имеет и
другое символичес,юе значение возвышение духовного начала над материальным,
переход в новое, совершенное состояние бытия. Поэтому в
обряде церковного венчания голову невесты венчают короной.
В XVIII и XIX веках символику трех I 0рон предлагали связывать с хри
стианской Троицей и даже с тремя христианскими добродетелями.
Корона царская или императорская имеет ещё одно символическое
значение. Православные люди с благоговением относились 1особе царя
или императора, ибо в этом всегда усматривали волю Божью. 143
В христианские времена поэтому царей и императоров в России называли помазанниками Божьими что говорит о том, что сам Бог облекает
их властью на земле, а акт священного Коронования и миропомазания на
престол понимался как молитвенное обращение к Богу с просьбой ниспослать
на монарха дары Святого Духа для того, чтобы он мудро правил на
благо подданных и во славу Божью. Поэтому считается, что всё, что исходит
от коронованной особы, исходит по воле Божьей и Божьим Промыслом
направлено во благо народа.
Между коронами в российс 10м гербе помещена лента. Она появилась в
гербе России после учреждения в 1699 году Петром I первого российского
ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Лента этого ордена, голубого
цвета, и украшала герб России, начиная с 17 1О года.
Почему Петр I высшей российской награде дал имя апостола Андрея
Персонаж Библии, Андрей, был сначала рыбаком на Тивериадском
озере Галилейском море Затем он стал первым учеником Иисуса Христа.
По преданиям, изложенным в Деяниях Андрея он проповедовал
христианство на скифских землях в Причерноморье и прошел от Херсонеса Корсуни до мест, где возникли потом Киев и Новгород, освятив место
будущей столицы Киевской Руси, сказав при этом Видите ли горы эти
Поверьте мне, на них воссияет благодать Божия В годы гонения на христиан
его задержали в греческом городе Патры на Пелопоннесе и по приказу
римского проконсула Эгеата распяли. С самоуничижением Андрей
попросил палачей перед казнью распять его не на таком кресте, на котором
распяли Иисуса Христа, так как это было, по словам Андрея, слиш 1ом
большой честью для него. Он предложил палачам распять его на косом
кресте, что те и сделали. С тех пор такой крест называется Андреевским
именно он украсил орден и российский Андреевский флаг.
Сам Андрей Первозванный стал почитаться покровителем России, русской
государстве ности, а таюке патроном русского военно морского флота.
Лента в гербе России символизирует поэтому божественное покровительство
над Россией и православную идею Москва третий Рим та 1
как центр православия после падения Византии переместился в Москву.
Завитки ленты символ верности россиян традициям православия, как
одной из трех составляющих идей русской государственности.
Двуглавый орел иногда двуглавый голубь широко использовался в
христианском искусстве, символизируя не только неусыпную бдительность,
мужество и свободу, доминирование над Западом и Востоком, но и
универсальность христианства.
В связи с тем, что двуглавый орел с древнейших времен понимался 1а 1
андрогин двуполая особь то он стал олицетворять в христианские времена
совершенство, гармонию, красоту, существо без нравственных изъянов,
духовную устремленность. В те времена этими качествами обладал
Иисус Христос. Такое понимание символики двуглавого орла позднее было
подхвачено полутайным христианско этическим движением масонством. 144
Масоны считали изображение двуглавого орла полумистическим, имеющим
не только открытое для всех, но и скрытое тайное эзотерическое
значение. Заметим, что масонство всегда было окутано некоторой тайной,
заключавшейся в том, что общеизвестным символам масоны придавали
непонятные для непосвященных значения. Вот почему масоны и вложили
в двуглавого орла глубокий религиозно этический смысл. По их мнению,
двуглавый орел представлял собой высочайший христианский символ,
единственное совершенное существо, в котором все противоположности
примиряются, и совершенство это выражается двумя головами равного
достоинства и величия.
Масоны считали, что только тот может носить его изображение, в ком
нет вероломства, в ком все страсти превратились в сочувствие, все естественное
невежество в божественную мудрость, все себялюбие в небрежени.
е собой, потому что он древняя и священная эмблема всего велйко
го, совершенного И истинного. Он символ стража ворот, потому что
один его лик отражает вид Творца, а другой лик Вселенную, им сотворенную.
Его крыльями интуиции и разума, человек восходит до положения
между небом и землей. Двуглавому орлу масоны приписывали и символику
человека, очистившегося от скверны, предрассудков и порочных страстей
человека, избавившегося от семи пороков гордости, скупости, неумеренности,
похоти, корыстолюбия, праздности и гнева.
Двуглавый орел у масонов изображался держащим в лапах меч, что
символизировало призыв к непреклонной борьбе со злом и мести за попранные
права человечества.
Главный символ масонов. Буквы INRI аббревиатура латинских слов Иисус Назарейский царь иудейский
В треугольнике цифра 33
символ жизни Иисуса Христа. 145
Двуглавый орел
на масонской
нашейной ленте
В российском масонстве, которое являлось самым
многочисленным духовным движением России
конца XVIII начала XIX веков, одна из петербургсI
их лож носила название Орла российского. Зна 1
ложи представлял собой оригинальную композицию
с двуглавым орлом на лицевой стороне на груди
орла был положен треугольник, на котором было
написано название ложи. Орел поддерживал его
когтями. В центре композиции помещалась известная
графема Божье всевидящее око
Треугольни 1выражал идею троичности мысль воля дело и человека
до грехопадения, а двуглавый орел на знаке для русских масонов олицетворял
три идеи духовных устремлений, царственности и возвышенности
искусства вольных каменщиков, а также могущества и величия России, что
было созвучно масонскому патриотизму.
Символика двуглавого орла не ограничивается в христианстве олицетворением
Иисуса Христа.
Двуглавый орел в христианстве это ещё и символ необыкновенного
долголетия, обновления и омоложения. По преданию, стареющий орел
поднимается высоко в небо, а затем камнем падает в океан, появляясь на
поверхности с парой обновленных крыльев, вновь становясь молодым. Не
случайно погружение в воду стало частью обряда христианского крещения.
А в одном из библейских псалмов говорится Благослови, душа моя,
Господа Он насыщает благами желание твоё обновляется, подобно
орлу, юность твоя Пс. 102 2,5 Заметим, что в христианстве одноглавый
орел символизирует и евангелиста Иоанна, любимого ученика Христа,
который завещал ему, умирая, сыновние обязанности по отношению к Деве
Марии. Вот почему в его лице были усыновлены все христиане.
Крылья орла символ мудрости, активности и неутомимости. Каждое
крыло с 12 маховыми перьями символ объединения усилий, братских уз,
прочного союза и равенства прав субъектов Федерации.
Двенадцать священное число для христиан, символ идеала, высшего
порядка, совершенства, гармонии, целостности, полноты и равновесия. Не
случайно этому числу соответствовало количество учеников Христа, ворот,
ступеней и драгоценных камней на стенах небесного Иерусалима,
главных православных праздников, именуемых дванадесятыми рыцарей
Круглого стола в легендах о Граале и короле Артуре, родословных
колен израилевых и многое другое.
Всадник в гербе России с петровских времен неизменно понимается
как один из самых почитаемых в христианстве святых Георгий Победоносец,
поражающий копьём змия.
Кто такой Георгий Победоносец, и какую в действительности он одержал
победу Он родился в знатной аристократической семье, жившей в
Каппадокии Малая Азия Вступив на военную стезю юношей, он стал затем
талантливым военачальником и полководцем. 146
В годы правления римского императора Дио 1Летиана, прославившегося
гонениями на христиан, Георгий принял христианство. Когда его стали
принуждать отречься от веры, он, несмотря на восьмидневные мучительные
истязания, которым его подвергли, сделать это от 1азался и тогда его
обезглавили. Это произошло в Ни 10мидии 23 апреля 303 года. Когда христианство
стало официальной религией, Георгия 1анонизировали и объявили
святым вели 1омучени 1ом. Культ Георгия быстро распространился из
Палестины, где в Лидде Диосполисе показывали его гробницу.
Вс 1оре родила сь легенда Чудо Георгия о змие приуроченная 126
ноября. Эта легенда в форме жития получила оформление в Греции, а в XI
веке перешла на Запад.
В легенде рассказывается о том, I аI он убил змия, опустошавшего
земли одного царства, жители которого отдавали змию на съедение своих
детей. Когда очередь дошла до царевны, то явился Георгий на белом 1оне
и усмирил змия, Iшторо о дочь царя на поводке привела в город, где Георгий
на глазах у всех его умертвил. После этого царь и его подданные приняли
христианство.
Георгий стал одним из самых почитаемых святых в христианском мире
и особенно в России. О нем сложено десят 1и легенд, стихов и песен. Его
считали не только покровителем воинов, но и земледельцев и скотоводов.
Изображения Георгия стали популярными не только на иконах, но и на
русских печатях со времен Ярослава, а со времен Дмитрия Донского он
считает., я покровителем Москвы. 26 ноября 1769 года императрицей Екатериной была учреждена высшая военная награда России орден Святого
великомученика и Победоносца Георгия, а с 1849 года фамилии кавалеров
этого ордена заносились на мраморные доски в Георгиевском Зале
Большого Кремлевского Дворца в Москве.
Помещение святого Георгия Победоносца в герб России символизирует
для христиан вселенскую борьбу над дьявольс 1ими силами.
Скипетр, I а 1царская регалия, символизирует авторитет государства,
обеспечение порядка и законности, а таюке независимость и суверенитет
государства.
Держава в христианстве символ правления и власти Христа над миром.
Заметим, что изображение державы в виде шара, разделенного
длинным горизонтальным и коротким вертикальным ободами, увенчанным
крестом, связано с Рождеством Христовым.
Младенцу Христу пришли поклониться три волхва, каждый из которых
олицетворял известную на то время часть света Европу, Азию и Афри 1у.
Вот почему художники изображают одного из волхвов в виде мавра чернокожего
символизирующего Африку. Таким образом, держава чисто
христианский символ, который символизирует не только цельность и
единство государства, но и покровительство Христа над Россией.
Изучая историю и символиI у герба России, мы убеждаемся в том, что
на развитие его символики существенное влияние оказали многие идеи
христианства. 147 16 1
Г6РБ РОGGИИ
И ХРИGТИ ПGТ.GО см. стр. 143
Тициан. Христос Вседержитель. 1560 е гг.
r J 14 tf
Знамя с эмблемой масонов, которое астронавт Эдвин Е. Олдрин
2 1июля 1969 г. доставил на поверхность Луны.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ражнёв Г.В. Герб России и христианство (2005)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|