| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №80. (2005) › Шустова Ю.Э. Символика Львовского Ставропигийского братства | ||||||
Шустова Ю.Э.
Символика Львовского Ставропигийского братства// Гербовед. №80. (2005)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2005. № 2 (80). С. 94-104 Аннотация: Символика Львовского Успенского ставропигийского братства - общественной религиозно-культурной организации украинских горожан - представляет довольно сложную и не вполне поддающуюся четкому определению систему. Об авторе публикации/статьи: Шустова Ю.Э. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Шустова Ю.Э.
в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 29573 знаков (с пробелами)
Ю Шустова, Москва GИМ.G ЛИК ЛЬ.G GGК Г GТ Р ПИГИЙGК Г БP TGT.G Символика Львовского Успенского ставропигийского братства общественной религиозно культурной организации украинских горожан представляет довольно сложную и не вполне подцающуюся четкому определению систему. Символические изображения братство использовало на своих печатях и типографских марках. В литературе по истории Львовского братства часто используется понятие герба организации, что не вполне корректно, так как символические изображения варьировались в своем художественно композиционном воплощении и не имели статуса герба. Однако символика для членов братства имела важное значение и воспринималась самими членами корпорации именно как герб, чему может быть подтверждение использование символических композиций в печатных книгах ставропигийской типографии, причем часто сопровождаемые геральдическими стихами, в которых употребляется само слово герб Geжv Г j Б сROH RЫСТРНХН НЫ МА Т Вся символика братства печати, гербы и типографские знаки были основаны на двух основных изображениях колокольни братства и иконографического изображения Успения Божией Матери. В основу герба братства был положен герб Ивана Федорова рис. 1 Типографское воспроизведение герба братства, встречающееся в ряде изданий его типографии, представляет собой точную копию герба Ивана Федорова, заменена была только одна деталь вместо собственно герба Ивана Федорова или его типографского знака рис. 2 с его инициалами было помещено изображение Колокольни при Успенской церкви рис. 3 Колокольня являлась символом братства и ее изображение использовалось на братской печати рис. 4 Наибольший вопрос в историографии вызывает, так называемая, цеха или знамение братское Все текущие дела братства решались на совместных собраниях СХАЖКАХ или сессю 1х Их проведение было подчинено особым нормам, правилам, традициям. О предстоящем собрании каждый член братства должен был быть специально информирован. В уставе братства сказано, что собираться сходнть.ся члены братства должны были раз в месяц или при необходимости чаще зА оsснлАнем знАмене sрАтскоrо 1 Этот обычай был позаимствован братством у ремесленных цехов, члены которого извещались о предстоящем собрании мастеров специальным цеховым знаком, так называемой цехой.2 В документах братства встречается название знАм нне sрАтское и ц хм Что из себя представляла братская ц хА нам точно не известно. Историками братства было выдвинуто две гипотезы. А Крыловский считал, что это оттиск с изображением Успения Пречистой Богородицы герба братства, 3 которое братство использовало в качестве своего типографского знака. 94 Я Исаевич предполагал, что братская Щ tхм была не в виде типографского оттиска на бумаге, а изготовленная из металла или дерева.4 Именно такой была ц kxd у ремесленных цехов. Например, известна цеха львовских скорняков 1596 г., которая изготовлена в форме городских ворот с тремя башнями, которые защищает натянутая между дверными стойками шкурка гороностая, по бокам цехи надпись СКСНА RUSКA сEсHU польскими буквами записаны украинские слова цхд р СКА Ц Х сохранились цеха медная цеха львовских сапожников, на которой изображены инструменты и изделия цеха в центре сапог, по бокам инструменты для обработки кожи, внизу два башмака и год 1620.5 Здесь под цехой понимали специальный жетон с изображением символики ремесленного цеха, которая, как правило использовалась в печатях и гербах корпораций. Под цехой иногда понимали и собственно символику, которая прежде всего ассоциировалась с гербом. Например, в городской приходно расходной книге 1597 1604 гг. между записями о расходах 19 января 1599 г. сохранилась запись об изготовлении филиграней для открывающейся в Брюховичах, под Львовом, бумажной мельницы за цехи или точнее городские гербы, которые дали делать для обозначения бумаги для бумажной мельницы выдано 2 золотых 12 грошей 6 Здесь под цехой подразумевалось прежде всего символическое изображение герба города Львова, поскольку схематическое изображение городских ворот и геральдического льва, изготовленного из проволоки собственно гербом назвать составитель этой записи не мог, поэтому он употребляет слово цеха с последующим разъяснением. Во многих изданиях братской типографии на обороте титульного листа помещался герб с изображением льва и колокольни и изображение успения Богородицы, причем это изображение встречается в различных вариантах, изготовленное разными мастерами граверами.7 Подписи под этим изображением называют его знамением братским Пр чнсто зндм нн врd Т С Т А Gтdvponirнoн льв.ов.скАrо Усn ння nр чнстыя БоrороднцА Прнсно Д Ы MApiA БЛАГО ЗД R np Ч сTNOM ЗНАМ ННЮ, ТРАТА Н Н ВО Н В С МАТ рЬ Божня В.С RМ ЗНАТН В некоторых книгах, изданных в братской типографии, встречаются стихотворные формы знамения братства Блдrо ЗД t nр Ч С Т НОМ ЗНАМ НiЮ тр АТН, И н вом Н В С, Мдт р Божiю в.с tм зндтн. Под тым, в.с ктнторств.о стАрожнтность МА Т. И НЛ К ХВАЛ R Н НАЛ ЖНТ, СКЛАНЯ Т 8 Здесь слово знамение следует понимать как символ так как именно при церкви, посвященной Успению Богородицы, было организовано братство, а не знамение братское как ц kхА которая посылалась для сбора членов братства на собрания. Возможно, на братской ц RХ было одно из изображений, которые считались гербом братства. Но возможно, что ц tхм не имела какого либо материального воплощения, а означала оповещение в установленной форме о предстоящем собрании братства. Если бы знамение братское имело какую либо материальную форму типографский оттиск, изображение на дереве или металле то до сих пор сохранилась бы если не сама ц tхд то хотя бы ее описание, записи о ее 95 изготовлении или описание среди имущества братства. Вероятно, в конце XVI начале XVII вв. с ц hхон братской ходил кто либо из членов братства, позже братство с этой миссией посылало мальчика подростка, чтобы он с ц hхон ходнл 9 возможно, кого либо из учеников братской школы, за что он получал определенную плату. Во второй половине XVII в. упоминаний о ц hхе в документах братства не встречается. Вероятно, этот обычай не прижился. Поскольку все члены братства жили в М РАХ города, очень близко друг от друга, то просто не было необходимости в таком особом приглашении на братское собрание и более прагматичные члены братства во второй половине XVII в. по сравнению со своими предшественниками отказались от такого ритуала. Наибольшее воплощение символика братства получила на страницах издаваемых в его типографии книг. В этом братство следовало уже устоявшейся традиции в Западн.ой Европе сопровождения печатных книг геральдическими композициями. Но вероятнее всего, именно изданиям кириллических книг Иваном Федоровым. Во время пребывания в Остроге Иван Федоров помещает в конце изданий свой герб. Дискуссия о происхождении этого герба до сих пор остается открытой. Ряд историков склонны считать герб первопечатника восходящим к дворянским корням шляхетскому роду Рагоз чем объясняется внешнее сходство с гербом Шренява И. Ходыницкий, В Лукомский, Е Немировский Но более убедительно, на мой взгляд, суждение о генетическом сходстве герба Ивана Федорова с гмерками домовыми знаками городских ремесленников и купцов В. Лозиньский, Я Исаевич После его смерти типографию восстановило Львовское Успенское братство. В первой книге, которая вышла в типографии Львовского братства Адельфотес, 159 1были помещены герб города Львова в сопровождении геральдических стихов рис. 5 ЗнАменне Т езонмеНН Т ОГО князя Ль.КА грм сеА МАе Т 6го же имя по ксеА 6кроn hн росснАскнА род знАе Т G МН Т j ОПОЛНН Кнеко ГАЛНЦКО 1СЛАВНО nреБЫКАе Т 6го же вся окреС Т НАЯ С Т j АНА ОGОГАЩАе Т Лек ЦАj С Т К Т sезслокес Т НЫМ зк hрем к НАЧАЛО. Gлокесным же OGj AЗ Хрнс Т ОКО ЦАj С Т КО НАМ ся ПОКАЗАЛО. М ЖА 1СЯ, многоnлеменныА росскнА НАроде, ДА ХрнС Т ОС НАЧАЛО кр hnОС Т Н к Т eG h G де. В другом издании за этот же год Просфонима стих помещен с некоторыми изменениями рис. 6 Вместо слова Знамение употреблено более точное Герб. Геральдические стихи на городской герб в изданиях братской типографии подчеркивали значимость Льва основной геральдической фигуры, а понимание этого образа как царя зверей переносилось на роль города, основанного князем Даниилом Галицким и названным в честь своего сына Льва, в жизни украинского населения, а в начале XVII в. подчеркивалось первостепенное значение города в национально культурном возрождении Лек есть. ПАНОМ, срокгОС Т Ь. М з очню ПОХОДН Т И жмен ся зк hр ровня ем не НАХОДН Т Именем Т ЫМ с ПОСЧА Т К Ль.кок, с КНЯЖА Т НАЗКАНЫ 1 И К КНЯЗЬ. Т К h Т ОМ, Головою м hС Т ОМ ПОДАНЫА. 10 96 В 1609 г. впервые были напечатаны стихи на герб братства. В его основу был положен герб Ивана Федорова. Типографское воспроизведение герба братства, встречающееся в ряде изданий братства, представляет собой точную копию герба Ивана Федорова, на щите которого справа был помещен герб Львова, а слева типографский знак Федорова змейка со стрелкой В гербе братства заменена была только одна деталь на левой половине щита помещено было изображение колокольни Успенской церкви, символа возрождающейся православной веры украинского населения в сущности уже польского города Як л в срокr 1НАД всi.м звi.рят ПАН Т, ТАК Львов НАД всi. мi.стА в князтвi. Руськом nродку Г, 8 котром то ся sрАтство м лост зАкрi.сльнуло И НА Г рБ СВОЙ В Ж Т Ю ТАК ВЫСТРЫХН ЛО. Члены братства в геральдических стихах подчеркивали основную задачу своей организации, как одной из важнейших религиозно духовных корпораций древнерусского города, 8 котором БрАТС Т ВО, от ПА Т р АРХОВ СТЬ НАДАНО И от крОЛ В вi.чн уnр В Л ВАНО Которо В Ж Г рs свой выстр хн ны МА Г И O доsром Ц р В П ЛН nрОМЫШЛ ВА т. 12 Львов Мi.сто тАк х сosi. nродков. sы Т ЗНА Т КняжА Т ЛьвА мя Г рБ влАсный МА Г. Роксоляном ЗАСЬ 8 Ж Т АМ Ж ЗА Г рБ ДАНО Чулым в хвмi. Божой БЫ Т пр кАЗАНО. КО Т j np Т ОМ Г psi. ЗНАЧН Церковь ВЫС Т АВЛЯЮ Т И ПОКАрМОМ Д ХОВНЫМ вi.рных ПОСНАЯЮ Т 13, 0 ЛвА rрАДе, Т ВОЯ Т Я СЛАВА М Н Т и в ХРАМi. С М Л R чулый покой О Т р ЫМ Т Gлын Ш БЛАГОЧ С Т iем, КреС Т ОМ оrрАЖД ННЫ Прi м О Т Хр с Т А БОrА вi.нець сей сnАс енный МА Т ер ero, МАрiю, Дi.щ Пр честную, 8 ni.нiяx СВЯ Т ЫХ чтуще БЛАГОСЛОВ нную 14 Задачи национально культурного возрождения виделись членам братства прежде всего сквозь призму возвращения к подлинным образцам православной церкви, через подлинное понимание религиозных обрядов, через возвращение к первоначальным текстам религиозных книг, что должно способствовать сохранению веры, а значит и национальнокультурной самобытности О Т Льв.А ГрАД Твоя Т Я М Н Т СЛАВА, И в XPAMi. С М ЛьвА sодр n рВ НС Т В Г ГлАвА, О Т ХРАМА с 1БрА Т С Т ВА, Кр С Т ОМ оrрАЖД ННА, Пр 1м С Я крАСНЫЯ ni.сн здi. ПОЧ Т ННА, МА Т ерь Богу, Господь оrрАДЯ Т тя слАвно, Мол ся Т Окмо Богу, САМ узр ш явно. 15 97 Gв т Goскp с NiA в.сi.м в рm 1м ДН СЬ ОБЛНСТА Кр СТОНОСНО Ж БрАТСТВ.О св тлi.тt 1Н np сTA, Kr ДЫЖ ОТ ПATpiApXOR СТ О Т Ч СКО НАДАНО И ОТ Кр0Л В. ЯСН Bсi.X Прt 1ВНЛЬВ.АНО. Gлнчне въвi.к G Ж r рБ св.ой в.ыстрн н ный мАЕt, Бо ЛАСКОЮ БоrА о Ц рквt 1nромышлят. 1 Gвi.том нз rрОБА ТВ.0 ГО воскр С ННЯ Хрнст npOсt 1ЯWA ПОВСЮД Ч НЮI 6в.Анrельскнх вi.щАннй н в.сi.х nросв тншА Gвi.том ПОЗНАНИЯ, в. в р Т В рДНША. Тi.м Бож дАждь Кр стоноснОМ БрАТСТВ св тлi.тн G ЗАПОВ RД Х тн, Н ПОрочным nр БЫТН. Мt 1рно БеЗМЯТ ЖН Жt 1ЗНЬ здтk np npoв.oдt 1тt 1 И ПАКИ rрЯД ЩА тя В. СЛАВi. в.t 1дi.тt 7 Только во второй половине XVII в. в стихах на герб братства появляется истолкование геральдической символики, причем Лев уже не воспринимается, как в стихах первой трети XVII в., символом города, ставшего центром украинского национально культурного возрождения в конце XVI начале XVII вв., но утратившего это значение уже к середине века. Лев становится символом самого братства, поэтому подчеркивается не символика льва как царя зверей, а прежде всего его сила и мужественность. Меняется и восприятие Колокольни, которая теперь выступает не символом стойкости веры, а символом добродетелей, что отражает изменение статуса и характера деятельности братства БрАТСТВ. Львов.СКОМ ЛЬВА В Ж ЗА Г рБ ДАНО, GеЖ в ДОБрод i.Т ЛЬ, ЛЬВА в мужество npt 1ЗHAHO G доsродетелех nнсьмА ХРАннтн треsА Чt 1Н ПОБОЖНОСТt 1КОЖДЫЙ ТЫМ ДОСТt 1ГНt 1Т НеБА. 18 Если в конце XVI начале XVII вв. члены организации ставили перед собой задачи общественно политические и религиозно культурные в борьбе за отстаивание прав украинского населения города и края, то во второй половине XVII в. масштаб деятельности братства значительно уменьшился, члены братства уделяли значительное внимание благотворительным делам, что во многом способствовало сохранению авторитета организации и позволяло успешно решать поставленные еще в конце XVI в. задачи. Интересно, что геральдические стихи на герб Львовского братства, которые помещались в изданиях братской типографии и сочинялись членами братства или учениками братской школы, не только объясняли значимость организации, но и содержали панегирические мотивы Gмечный БоrАтыров. Кл йнот ЗНАМ Нt 1тый, G дi.лностн, моцн, СЛАВ Ч ЛОСТН оsфнтый. Г ды к цноТАХ САмt 1ГО ni.стуют nрнстойн Тым же св.онх потомков. НАДТО ЗДОБЯТ ГОЙН ЛЬ.СО.С мi.сто тАкнх сosi. nродков. sытн ЗНА т От КНЯЖАТt 1Лв.А t 1МЯ t 1Г рБ В.ЛАСНЫЙ МАеТ, Роксоляном ЗАСЬ в.ежу, ТАМ Ж ЗА r рБ ДАНО Ч ЛЫМ К хв.мi. БОЖ0 БЫТН nрНКАЗАНО. 98 Котрi прн Т ОМ repsi церков. ЗНАЧН RЫС Т АRЛЯЮ Т И ПОКАрМОМ Д ХОRНЫМ в.i рных ПОСЫЛЯЮ Т 8АЛ ЧНЫХ БОГА Т ыров. КЛ ЙНО Т ЗНАМ НН Т Ь 8 дi лнОС Т Н, моцн, СЛА i Ч ЛОС Т Н оsфнтый. Kr ды к цно Т АХ САмн ro пi С Т Ю Т прнстойне Тым Ж св.онх ПО Т ОМКОR НАД Т О ЗДОБЯ Т rойне. 19 Символика Львовского братства должна рассматриваться в комплексе изобразительной и письменной информации, сохранившейся в источниках как неотъемлемые части, дополняющие друг друга. Гербы, типографские марки, печати и эпиграммы, геральдические стихи это неразделимый взаимосвязанный комплекс, изучение которого может способствовать более глубокому пониманию психологии, способов восприятия действительности и систему ценностей прошлого в динамике, проследить изменение восприятия символов во времени. Геральдические стихи это единственные в своем роде источники, которые сохранили нам объяснение символики, которая использовалась в гербах, печатях, типографских знаках в таких формах и представлениях, как их понимали и трактовали современники. ПРИМЕЧАНИЯ 1Monumenta сonfraternitatis Stauropigianae Leopoliensis Diplomata et epistolae сonfraternitatis Stauropigianae Leopoliensis аЬ anno 15 18 usque ad annum 1600 Milkowiсz W. Leopolis, 1895. Р. 5. 2 Грушевський М lсторiя Укра fни Руси. Львiв, 1907. Т. 6 Жипя економiчне, куль3ту рне, нацiональне XIV XVII вв. Т. 6. С. 112. Крыловский А Львовское Ставропигийское братство. Киев, 1604. С. 59 60. 4 саевич Я Братства та fx роль в розвитку укра fнсько 1культури XVI XVIII ст. ки 1в, 1966. с. 63. 5 Гавриленко В. Символiка цехового шкiряного промислу мiста Львова Шоста наукова геральдична конференцiя. Львiв, 1997. С. 16, 18. 6 Мацюк О Папiр з гербом мiста Львова Третя наукова геральдична кон fеренцiя. Львiв, 1993. С.55 56. См. Подробный словарь русских граверов XVI XIX вв. Сост. Д Ровинский. СПб., 1895. 8 Триодь постная. Львов Типография Ставропигийского братства, 1638 Далее указания на место издания и типографию не приводяться 9 ЦГИА Украины во Львове. Ф. 129. Оп. 1Д. 1044. Л. 4 об. 10 Златоуст Иоанн. Книга о священстве. 16 14. Златоуст Иоанн. О воспитании чад. 1609. 12 Златоуст Иоанн. Книга о священстве. 16 14. 13 Часослов полууставный. 1642 1692. 14 Октоих. 1686. 15 16 Октоих. 1639. Октоих. 1639. 17 Евангелие. 1644. 18 Триодь цветная. 1663 1688. 19 Часослов полууставный. 1642 1692. 99 Л l j i 1А t. 1м к rn Рис. 1Герб типографская марка Ивана Федорова. Апостол Львов, 1574. 100 Рис. 2. Герб города Львова и типографс 1ий знак Ивана Федорова. Азбука Львов, 1574. Рис. З. Герб типографс 1ий знак Львовс 10го Успенс 10го братства. Иоанн Златоуст. О воспитании чад Львов, 1609. 10 1 Рис. 4. Печать Львовского Успенского братства. 102 Л Е 1ПОЛ 1k ф 6 o.l А Ч а rn н m rs е о ин tt в а rt f ю 1АН, н А ь J Щ 1r I I А 6 о r t rr, а, Ч t t m г 14 н n н А 5 м Mh м, rеnА 1м нн 1н f f I I ДА fHIП Hrt Л,АН f f nн nн mHlf t e Рис. 5. Адельфотес Львов, 159 1 Страничка с гербом города Львова и геральдическими стихами. 103 Рис. 6. Просфонима Львов, 159 1 Страничка с гербом города Львова и геральдическими стихами. 104 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Шустова Ю.Э. Символика Львовского Ставропигийского братства (2005)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |