Макаров Б.В.
Эмблемы в небе
// Гербовед. №78. (2004)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 12 (78). С. 90-92
Аннотация: Эмблематика, как и вся геральдика, имеет широкую и разноплановую сферу применения. Особым видом эмблематики, появившимся еще во времена первой мировой войны, стали специальные символы, наносимые летчиками на свои крылатые машины. Авиация - особая, привилегированная часть армии, поэтому летчикам всегда позволялись некоторые вольности Такие, например, как эмблемы на фюзеляжах своих самолетов.
Об авторе публикации/статьи:
Макаров Б.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 8700 знаков (с пробелами)
Б Макаров, Реутов
ЭМБЛ6МЫ G П6Б6 см. илл. на 6 й стр. цв. вкладки
Эмблематика, как и вся геральдика, имеет широкую и разноплановую
сферу применения. Особым видом эмблематики, появившимся еще во
времена первой мировой войны, стали специальные символы, наносимые
летчиками на свои крылатые машины.
Авиация особая, привилегированная часть армии, поэтому летчикам
всегда позволялись некоторые вольности Такие, например, как эмблемы
на фюзеляжах своих самолетов.
Во время первой мировой войны летчиков, сбивших пять самолетов
противника, стали называть асами по французски ас значит туз
Неудивительно, что изображение на самолетах главной карты туза
получило наибольшее распространение. Яркая, затейливая раскраска самолета,
порой противоречащая принципам маскировки, стала с тех пор
одним из неотъемлемых атрибутов аса.
Во время второй мировой войны к традиционным элементам окраски
на самолетах добавилось обозначение числа сбитых самолетов противника.
Начало этому было положено в Испании Советские летчики обозначали
воздушные победы звездочками красного, желтого, белого, голубого
цветов. Рисовали их на фюзеляже в носовой части или на пилотской кабине,
а иногда на вертикальном оперении. Победа, одержанная лично, часто
обозначалась одним цветом, к примеру красным, а сбитые в группе голубым,
и т В других случаях число сбитых машин обозначалось цифрой,
как на самолете дважды Героя Советского Союза С. Луганского.
В США, Великобритании, Японии каждый успех в бою отмечался изображением
опознавательного знака или государственного флага противника.
Причем самолет, сбитый лично, обозначался целым знаком, в группе
половиной или четвертью знака. В случае если пилот не хотел, чтобы на
его машине присутствовали символы врага, он обозначал победы литерой V Виктория
В Германии сбитые самолеты обозначалv, сь небольшим вытянутым
вертикально прямоугольником маркой Рисовали марку большей
частью на руле поворота. Иногда в ней помещали изображение опознавательного
знака государственной принадлежности сбитого самолета, его
тип и дату. В некоторых странах рисовали маленькие силуэты уничтоженной
техники самолета, аэростата, корабля.
При всем, казалось бы, разнообразии индивидуальной раскраски самолетов
можно выделить основные типы составляющих ее элементов. Одним
из первых в ряду типовых элементов шли, как уже говорилось, изображения тузов разных мастей. С тузом пик на борту фюзеляжа летал
на Сопвиче красвоенлет ас гражданской войны Г. Сапожников. 90
В годы Великой Отечественной войны тузы были нарисованы на
борту самолета Ла 5 Героя Советского Союза А. Павлова, на фюзеляже
ЛаГГ 3 черноморского аса Ю. Шипова, а также на многих других самолетах,
обычно в сочетании с другими элементами.
В пику немецким асам, рисовавшим на фюзеляжах пиковые тузы
французы тоже не оставались в стороне. Так, на самолете Марселя Лефевра
красовался забавный мужской профиль с большим носом. Ля Пэр
Маглюар объяснял летчик. А на недоумевающие жесты механиков пояснял
удачливый, беззаботный человек, умеющий хорошо обделывать
свои дела. На радиаторе машины Альбера Дюрана была нарисована акулья
пасть.
Аллегорические рисунки, чаще изображавшие животных зверей и
птиц, были очень популярны среди воздушных асов. На самолетах союзников
в годы второй мировой войны эмблемами часто служили рисунки
забавных и симпатичных диснеевских зверюшек. Сам Уолт Дисней в годы
войны выполнял работы по заказу военного ведомства, создавая эмблемы
для различных подразделений американских ВВС.
Часто эмблемы воздушных машин носили устрашающий характер например,
череп со скрещенными костями на самолете штабс капитана
Казакова, дракон на истребителе Як 9 В. Гугридзе, зубастая морда тигра
на самолете Героя Советского Союза Г. Костылева.
Любопытно, что некоторые эмблемы воздушных асов нашли свое продолжение
в автомобилестроении. На фюзеляже самолета знаменитого
французского летчика, капитана Жоржа Гинеме, был нарисован аист символ
оккупированной Эльзас Лотарингии который с сентября 19 17 года
стал фирменным знаком фирмы Испано Сюиза А все потому, что практически
вся Антанта летала на моторах Испано Сюиза в том числе и
наводившая ужас на немцев эскадрилья под командованием Жоржа Гинеме.
В память о погибшем летчике компания Испано Сюиза взяла себе
его эмблему.
На символе Феррари изображена вставшая на дыбы лошадь. Впервые
эта эмблема появилась на фюзеляже истребителя итальянского аса
Франческа Баракки, который был сбит в 19 18 году. Энцо Феррари взял
себе эту эмблему по предложению матери Баракки вслед за своей победой
на первых гонках Савил Циркут в Равенне в 1923 году. 9 1
6
ЭМБЛ6МЫ G П6Б6 см. стр. 90
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Макаров Б.В. Эмблемы в небе (2004)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|