Пчелов Е.В.
Дракон Московского царства: о происхождении визуального образа
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Порядок и Смута. Государство, общество, человек на востоке и западе Европы в Средние века и раннее Новое время. К 85-летию Владислава Дмитриевича Назарова / ИВИ РАН. М., 2023. С. 276–285
Аннотация: Статья посвящена анализу одной из существенных деталей изображения на лицевой стороне печати Ивана III начала 1490-х годов. В композиции всадника-драконоборца важное место занимает дракон, имеющий несколько характерных признаков. Сопоставление особенностей его изображения с изображениями драконов в драконоборческих сюжетах в искусстве Древней Руси и различных художественных школ европейского Ренессанса показывает близость дракона с печати драконам флорентийской школы живописи XV в. (Уччелло, Поллайоло). Поскольку печать Ивана III создал западноевропейский мастер, возникает вопрос о его возможной идентификации. В летописных известиях упоминается несколько мастеров, в том числе римский мастер Христофор с учениками. Возможно, именно его и следует признать наиболее вероятным создателем печати, если он принадлежал к кругу учеников флорентийца Антонио дель Поллайоло, который с начала 1480-х гг. работал в Риме.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 152 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 38758 знаков (с пробелами)
276
4. ЛЮДИ, КАЗУСЫ И ОБРАЗЫ
Е. В. ПЧЕЛОВ
ДРАКОН МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИЗУАЛЬНОГО
ОБРАЗА
Статья посвящена анализу одной из существенных деталей
изображения на лицевой стороне печати Ивана III начала 1490 х
годов. В композиции всадника драконоборца важное место зани
мает дракон, имеющий несколько характерных признаков. Сопо
ставление особенностей его изображения с изображениями дра
конов в драконоборческих сюжетах в искусстве Древней Руси
и различных художественных школ европейского Ренессанса по
казывает близость дракона с печати драконам флорентийской
школы живописи XV в. Уччелло, Поллайоло Поскольку печать
Ивана III создал западноевропейский мастер, возникает вопрос
о его возможной идентификации. В летописных известиях упо
минается несколько мастеров, в том числе римский мастер Хри
стофор с учениками. Возможно, именно его и следует признать
наиболее вероятным создателем печати, если он принадлежал
к кругу учеников флорентийца Антонио дель Поллайоло, кото
рый с начала 1480 х гг. работал в Риме.
Ключевые слова печать, герб, дракон, искусство эпохи Возрож
дения
Этапным явлением в истории русской сфрагистики и гераль
дики справедливо считается печать Ивана III, самый ранний до
шедший до нас оттиск которой датируется июлем 1497 г. матрица
печати создана несколько раньше в начале 1490 х гг. Кучкин, 1999 Агоштон, 2005 На лицевой стороне этой печати изображен
всадник, убивающий дракона, а на оборотной двуглавый орел.
Как известно, интерпретация всадника в XVI XVII вв. в Москов
ском государстве носила светский характер. Емче всего ее выра
зил Г Котошихин царь на коне победил змия В то же время
иностранцы, начиная с середины XVI века, усматривали в этом
образе изображение святого Георгия, хорошо им известное
277
по композиции победы этого святого над драконом 1Иконографи
чески, действительно, это изображение соответствует сюжету Чуда святого Георгия о змие Под словом змий как справед
ливо показал Г Королёв, подразумевался именно дракон Коро
лёв, 1998, с. 64 68 Но какой именно дракон был помещен на пе
чать Ивана III, остается не вполне проясненным.
Наиболее детально определить видовую принадлежность
дракона постарался А Юрганов Юрганов, 1998, с. 334 34 1
По его мнению, это аспид кераст. С керастом дракона роднит то,
что он, по мнению ученого, имеет рога, а с аспидом то, что эти
рога на более поздних изображениях соединяются в ухо и то, что
дракон имеет крылья, две ноги, птичий нос и два хвоста также,
по мнению исследователя, хорошо различимые на государевых
печатях Идентификация дракона с керастом помогает ученому
связать всю драконоборческую композицию на печати с визан
тийским эсхатологическим произведением Откровение Мефодия
Патарского М. Агоштон, не согласившись с основным выводом
А Юрганова, тем не менее, не поставила под сомнение кон
кретную атрибуцию дракона, имеющего очевидные аспидные
черты. Чтобы еще раз убедиться в ее правильности, рассмотрим
изображение дракона на печати 1497 года подробнее.
Голова дракона имеет птичий клюв на конце морды, длинный
язык, покрыта шерстью во всяком случае нижняя ее часть, где
отчетливо показана свисающая шерсть, из за чего кажется будто
у дракона растет борода В задней части головы видны два не
больших, загибающихся вверх и назад отростка, практически со
единяющихся друг с другом. А Юрганов и вслед за ним
М. Агоштон полагают, что это рога, однако, в большей степени
это напоминает по форме относительно длинное ухо. Шея драко
на длинная само туловище небольшое длинный, извивающийся
и свернутый один раз в кольцо хвост все это покрыто чешуей.
Хвост дракона вовсе не кажется раздвоенным. Дракон стоит
на двух лапах с несколькими когтистыми пальцами, при этом са
ми лапы тоже покрыты шерстью. Он имеет два сложенных, пере
пончатых крыла, причем на оттиске печати, привешенном к гра
моте от 16 июня 1504 г., на крыльях дракона отчетливо видны
небольшие кружки, своего рода круглые пятна. Эти особенности 1Об интерпретациях изображения, как с русской стороны, так
и иностранцами, см. Агоштон, 2005, с. 3 19 325
278 и, прежде всего, такие детали, как клюв, шерсть в нижней части
головы и на ногах, кружки пятна на перепончатых крыльях при
дают дракону заметную индивидуальность.
С керастом этот визуальный образ сопоставить сложно.
В славянской бестиарной символике кераст представляет собой
огромную речную и, следовательно, бескрылую змею, без языка Белова, 200 1с. 14 1а кроме того, он имеет не два, а четыре рога Юрганов, 1998, с. 337 338 Все это очевидным образом проти
воречит особенностям изображений дракона на печати 1497 года.
Напротив, аспид обладает теми же визуальными характеристика
ми, что и московский дракон птичьим носом, двумя ногами,
крыльями и ушами, одним или двумя т аспид глухой хво
стами Белова, 200 1с. 58 60 Поэтому, со всей очевидностью,
можно считать, что перед нами именно вполне традиционный
аспид.
Однако сама стилистика изображения и дракона, и других
объектов на печати со всей однозначностью показывает, что рез
чиком матрицы печати был западноевропейский мастер Агоштон, 2005, с. 332 Кем был этот мастер и откуда он проис
ходил, доподлинно неизвестно, но высказывались обоснованные
предположения, что он мог быть или итальянцем Милан, Рим
или немцем Любек Кучкин, 1999, с. 16 17, 202 Соболева, 2004,
с. 42 46 Соболева, 2006, с. 4 83 Следовательно, в большей
степени ему были близки те изобразительные традиции, которые
существовали в западноевропейском, нежели в древнерусском
изобразительном искусстве XV века. Среди художественных па
мятников Западной Европы и следует, по всей видимости, искать
аналоги московского дракона. Обратимся к изображениям дра
кона в первую очередь, в сценах со святым Георгием в искусстве
того времени детальнее.
Безусловно, наиболее существенными для нас будут изобра
жения XIV и особенно XV веков. Среди произведений XIV в.
можно выделить фреску из базилики Сан Дзено Маджоре в Ве
роне. На ней сидящий на коне Георгий пронзает дракона в пасть,
а вокруг шеи чудовища обвит поводок, за который его держит
принцесса. Дракон здесь двуногий, а с его лапами соединены пе
2 Исследователь полагает, что это мог быть или римский мастер Христофор,
или любекский мастер Альберт.
3 По ее мнению, это был ломбардский, возможно, миланский мастер.
279
репончатые крылья, на которых видны пятна кружки. Туловище
дракона покрыто чешуей. Хвост один раз обвивается вокруг зад
ней ноги коня, а голова увенчана двумя длинными ушами. Морда
дракона заканчивается крючковатым наростом клыком, напоми
нающим конец птичьего клюва.
На композиции Святой Георгий и дракон болонского ма
стера Витале да Болонья середина XIV в., Национальная картин
ная галерея в Болонье дракон также имеет нарост клюв на конце
морды, длинные волнообразные уши, две ноги и перепончатые
крылья, а сверху его туловище покрыто небольшими наростами
шипами.
Из художников флорентийского Кватроченто трижды к сю
жету противоборства святого Георгия с драконом обращался Пао
ло Уччелло 1397 1475 На композиции из собрания Националь
ной галереи штата Виктория в Мельбурне ок. 1430 г.
спешившийся Георгий борется с драконом словно с человеком.
Дракон имеет четыре лапы что необходимо в таком противобор
стве длинные шею и уши, перепончатые крылья с пятнами
кружками, а его тело покрыто шерстью, в том числе шерсть сви
сает и с головы наподобие бороды, за которую хватается Георгий.
На картине из коллекции парижского Музея Жакмар Андрэ 1456 1460 гг. двуногий дракон идет навстречу пронзающему его
в пасть копьем всаднику Георгию. Этот дракон также имеет пере
пончатые крылья с пятнами кружками, завивающийся кольцами
хвост, небольшие уши, коготь клюв на конце морды и шерстяную бороду Наконец, на картине Уччелло из Национальной галереи
в Лондоне ок. 1470 г. укрощенный дракон практически лишен
шерсти, но имеет те же характерные особенности две лапы, за
вивающийся кольцами хвост, клык клюв на конце морды, удли
ненные уши и крылья с большими и разноцветными кругами
на перепонках.
В изобразительном искусстве сиенского Кватроченто борьба
Георгия с драконом присутствует на деревянной панели работы
т Мастера Оссерванца, с которым идентифицировали известно
го сиенского художника Сано ди Пьетро 1405 148 1Работа да
тируется временем ок. 1440 г. и была исполнена для сиенской
церкви Сан Кристофоро ныне хранится в местном Епархиальном
музее церковного искусства Дракон имеет длинное тело с круг
лыми пятнами, покрытое сверху шерстью, две шерстистые лапы,
перепончатые крылья также с пятнами кружками, крючковатый
280
клык, но не на конце морды, а в виде маленького рога на голове.
Длинный хвост один раз обвивает заднюю ногу коня. В целом
дракон похож на драконов из Вероны и Флоренции Уччелло
имея, впрочем, некоторые оригинальные черты.
В феррарской школе живописи святой Георгий представлен
в творчестве Козимо Туры ок. 1430 1495 На картине из собра
ния графа Витторио Чини ок. 1460 г., Палаццо Чини в Венеции
Георгий отсекает мечом голову поверженного дракона, а на створ
ке футляра для органа в кафедральном соборе Феррары 1469 г.
сидя на коне, пронзает дракона в пасть. В обоих случаях дракон
изображен практически одинаково и отличается от драконов
Уччелло четырьмя лапами, гладкой шкурой, маленькими круглы
ми ушами и заостренными шипами перепонок на крыльях по
следнюю деталь можно считать характерной особенностью наро
чито вычурного индивидуального стиля художника
Единственное, на конце морды остается загнутый вниз клык, как
и у других ренессансных итальянских драконов.
Андреа Мантенья ок. 143 506 работавший в Падуе, а
с 1460 г. в ломбардской Мантуе, представил мертвого дракона,
лежащего у ног святого Георгия, на панели из собрания Галереи
Академии в Венеции ок. 1460 г Он схож с драконами К. Туры,
но отдельные детали сложно разобрать из за особенностей компо
зиции. Уши у этого дракона небольшие, но клык на конце морды
присутствует.
С Феррарой была связана творческая жизнь и уроженца лом
бардской Кремоны Антонио Чиконьяры 1480 после 1500 Для
церкви Сан Джорджо в Брешии в конце XV в. он исполнил работу
с изображением битвы Георгия и дракона, которая сейчас хранит
ся в Пинакотеке Тозио Мартиненго в той же Брешии. Дракон
у Чимконьяры выглядит очень эффектно. Он четырехлапый, при
чем передние лапы имеют пальцы с когтями, а задние перепонча
тые. На перепончатых крыльях видны пятна разной формы, в том
числе и ряд круглых. Хвост дракона завивается кольцом один раз
в середине и потом на конце. Голова дракона имеет те же особен
ности, что и у флорентийских собратьев сравнительно длинные
уши, свисающая шерсть внизу морды, даже шерстистые брови
и все тот же когтистый клюв на конце морды.
В венецианской графике и живописи XV в. драконов можно
увидеть в композициях со святым Георгием у Якопо 1396 1470 и Джованни Беллини ок. 1430 15 16 Карло Кривелли
28 430 1495 и в начале XVI в. у Витторе Карпаччо ок. 1465 1525 1526
Якопо Беллини несколько раз обращается к драконам в борь
бе со святым Георгием и архангелом Михаилом на рисунках из
альбома, хранящегося в Лувре. Все эти драконы четырехлапые.
Тела их покрыты чешуей, хвосты завиваются кольцами, все име
ют сравнительно длинные уши, шерсть в нижней части морды
и клык клюв на ее конце, а у одного на перепончатых крыльях
можно разглядеть круглые пятна.
Джованни Беллини изобразил дракона на одной из панелей
пределлы Алтаря Пезаро между 147 1и 1483 гг. центральную
часть в котором занимает сцена коронования Марии ныне в го
родском музее в Палаццо Моско в Пезаро Дракон в сцене со свя
тым Георгием выглядит как большая ящерица. У него четыре ког
тистые лапы, очень маленькие крылья и оригинальные красные
рожки, напоминающие тонкие веточки кораллов. Клювообразное
завершение морды небольшим клыком деталь, сближающая его
с другими драконами ренессансной живописи.
У Карло Кривелли известны три композиции с драконом
и святым Георгием стоящий Георгий с поверженным драконом
на алтарной панели из коллекции Музея Метрополитен ок. 1472 г. и две схожие сцены противоборства на панели алтаря
Порто Сан Джорджо 1470 г., Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в
Бостоне и на панели пределлы Мадонны с ласточкой 1490 1492 гг., Национальная галерея в Лондоне Все три дракона схо
жи между собой имеют по две лапы, поросшие шерстью, уши
на голове и длинную морду, напоминающую крокодилью, закан
чивающуюся традиционным крючковатым клювом. У двух дра
конов перепончатые крылья, а также у драконов на картинах 1470 х гг. с нижней части морды свисает шерсть. Эти драконы
наиболее похожи на драконов Уччелло, с той лишь разницей, что
не имеют пятен на перепонках крыльев.
Наконец, картина Витторе Карпаччо, показывающая битву
Георгия с драконом, была написана уже в начале XVI века ок. 1506 1507 гг. для венецианской Скуолы ди Сан Джорджо
дельи Скьявони ее более поздний вариант был создан художни
ком в 15 16 г. для венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре
В этом чрезвычайно динамичном произведении четырехлапый
дракон набрасывается на святого Георгия, пронзающего его копь
ем в пасть навылет. Дракон имеет перепончатые острые крылья,
282
покрытые шерстью лапы, завивающийся одним кольцом длинный
хвост, длинные висящие уши, шерсть на морде, крючковатый ко
готь на ее конце и крючковатый рог на голове. Таким образом
в нем соединились черты сразу нескольких предшествующих дра
конов, в том числе и флорентийских.
Здесь мы не рассматриваем драконоборческий сюжет в кар
тинах Рафаэля о святом Георгии, поскольку он уже полностью
относится к началу XVI столетия умбрийскому и, вероятно, фло
рентийскому периодам творчества художника
За пределами Италии битва Георгия с драконом представлена
в произведениях различных национальных художественных школ.
Так, в Каталонии этот сюжет был воплощен в живописи бар
селонским мастером Бернардо Мартореллом ум. в 1452 г Его
композиция датируется временем около 1430 1435 гг. и представ
ляет собой центральную часть створчатого алтаря Институт ис
кусства, Чикаго Эрши, 1984, 48 Дракон четырехлапый,
с небольшими круглыми ушами, шерстистой мордой, завершаю
щейся загнутым вверх носом. Единственное, что роднит его
с флорентийскими драконами, это круглые разноцветные пятна
на перепончатых крыльях.
В Швейцарии находим дракона на очень оригинальной кар
тине т Мастера из Сиренца между 1440 и 1450 гг., Художе
ственный музей Базеля последователя крупного базельского ху
дожника Конрада Вица. Святой Георгий в рыцарских латах
пронзает дракона в шею мечом, при этом захватывая рукой его
нижнюю челюсть. Сам дракон четырехлапый, но без крыльев
и шерсти. Зато с длинными ушами и стандартным крючком
клювом на конце морды. В значительной степени он напоминает
большую ящерицу.
В живописи Нидерландов XV в. можно выделить картину
Рогира ван дер Вейдена ок. 1432 1435 гг., Национальная галерея,
Вашингтон рисунок Гуго ван дер Гуса там же картины Ганса
Мемлинга ок. 1480 1490 гг., Мюнхенский диптих, Старая Пина
котека в Мюнхене 1484 г., правая наружная створка триптиха
Виллема Мореля, Грунингемузей в Брюгге миниатюру Ливена
ван Латема ок. 147 1г., Музей Гетти, Лос Анджелес Все эти дра
коны отличаются от итальянских. Они, как правило, четырехла
пые за исключением дракона ван дер Вейдена имеют маленькие
круглые уши, сравнительно короткие морды, лишены шерсти,
а их перепончатые крылья обычно тоже небольшие лишены
283
круглых пятен. Нет у них и крючкообразного завершения морды,
а морда дракона Гуго ван дер Гуса и вовсе выглядит по собачьи.
В немецком изобразительном искусстве XV в. обратим вни
мание на драконов святого Георгия и даже святой Маргариты на
панели Фридриха Херлина 1475 1480 гг., Музей Метрополитен,
Нью Йорк на створках Кильхбергского алтаря работы Бартоло
меуса Цайтблома ок. 1490 г., Государственная галерея Штуттгар
та на гравюрах Мартина Шонгауэра кон. XV в. и Альбрехта
Дюрера нач. XVI в Эти драконы ближе к итальянским, но все
они четырехлапые, лишенные шерсти, с характерными рваны
ми крыльями без всяких пятен, но зато, как правило, с удлинен
ными ушами иногда также рваными и крючком когтем на
конце морды.
В древнерусской иконописи изображения драконов весьма
разнообразны иногда они представлены даже в виде змей но
у них нет ни характерного клювообразного завершения морды а как правило, напротив, конец морды загнут вверх ни шерсти
на лапах и голове, ни пятен на крыльях зачастую крылья изобра
жаются птичьими ни кольцеобразных завитков хвоста. Наиболее
близко к дракону печати 1497 г. изображение дракона на извест
ной иконе Чудо Георгия о змие новгородской школы второй
половины XV в. Государственный Русский музей См. Вилин
бахов, Вилинбахова, 1995, 5 Здесь же и другие примеры но
и здесь совпадают только наличие двух лап и, как кажется, длин
ных ушей в задней части головы змия.
Как видим, несмотря на индивидуальную художественную
манеру каждого мастера, драконы в западноевропейском искус
стве в рамках различных художественных школ имеют характер
ные, повторяющиеся черты. Их анализ показывает, что ближе все
го к дракону печати 1497 года стоят драконы флорентийской
и венецианской живописи XV в. Стилистически можно исклю
чить влияние немецкого, а тем более нидерландского изобрази
тельного искусства. Разумеется, дракон печати никак не связан
и с древнерусской изобразительной традицией. Обзор итальян
ских драконов показывает, что вероятными прототипами можно
считать скорее драконов флорентийских, прежде всего, работы
Паоло Уччелло.
Здесь важно обратить внимание на два произведения другого
флорентийского художника Антонио Поллайоло ок. 143 498
Ему принадлежит небольшая картина Геркулес и гидра
284 ок. 1475 г., Уффици входящая в цикл подвигов Геркулеса. Гид
ра, с которой сражается античный герой, хоть и многоглавая, но
имеет две мохнатые лапы, сравнительно длинные уши на головах
и шерсть на морде, в том числе в ее нижней части. Еще более по
казательна картина с изображением архангела Михаила, поража
ющего дьявола в образе дракона Музей Бардини, Флоренция
Она очень напоминает картину с Геркулесом и гидрой как самой
композицией, так и характерными чертами чудовищ. Здесь дракон
также имеет две мохнатые лапы, тело, покрытое чешуей, загиба
ющийся кольцом длинный хвост, длинные уши и покрытую шер
стью морду, в том числе в нижней части наподобие бороды На
перепончатых крыльях дракона видны круглые пятна. Эти приме
ры показывают стабильность характерных деталей в живописи
Флоренции.
Однако, среди возможных мастеров печати 1497 года не было
флорентийцев. По летописным сведениям, известно, что в 1490 г.
в Москву вместе с братом Софьи Палеолог, Андреем, приехали
многие мастера, в том числе серебряных дел мастер Христофор
сдвумя учениками из Рима, немчин Альберт из Любека, Карл с
учеником из Милана, венецианский грек Пётр Ранка. По предпо
ложению В Кучкина, наиболее вероятными создателями печати
могли быть римлянин Христофор или немецкий мастер Альберт Кучкин, 1999, с. 16 17, 20 Как кажется, последний вариант
можно отвести. Но римский мастер вполне мог воспринять изоб
разительную стилистику флорентийцев. Известно, например, что
тот же Антонио Поллайоло, который был не только великолепным
живописцем и графиком, но и скульптором, в т мастером баре
льефов, после смерти папы Сикста IV в 1484 г. был приглашен
в Рим, где плодотворно трудился вместе со своим братом Пьеро
и оставил многих учеников Вазари, 1993, с. 655 Возможно, сре
ди них и был мастер Христофор, который, тем самым, становится
наиболее вероятным автором печати 1497 года. Разумеется, это
лишь предварительные предположения, основанные на анализе
одного, хотя и значимого изобразительного элемента печати. Для
более детального исследования необходимо также проанализиро
вать и другие части этой композиции самого всадника, его одея
ние и вооружение, коня. Но важно все же отметить тот очевидный
факт, что мастером печати, кем бы он ни был, изображение на ней
понималось именно как противоборство Георгия с драконом, о
285
чем красноречиво свидетельствуют те детали изображения, о ко
торых говорилось выше.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агоштон 2005 Агоштон М. Великокняжеская печать 1497 г. К исто
рии формирования русской государственной символики. М., 2005.
Белова 200 1Белова О Славянский бестиарий. Словарь названий
и символики. М., 200 1
Вазари 1993 Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых жи
вописцев, ваятелей и зодчих. Т. 2. М., 1993.
Вилинбахов, Вилинбахова 1995 Вилинбахов Г Вилинбахова Т
Святой Георгий Победоносец. Образ святого Георгия Победоносца в России.
СПб., 1995. 5.
Королёв 1998 Королёв Г Змий или дракон Гербовед. 27. М., 1998. С. 64 68.
Кучкин 1999 Кучкин В Происхождение русского двуглавого орла.
М., 1999.
Соболева 2004 Соболева Н Драконоборец из Ломбардии Родина.
2004. 3. С. 42 46.
Соболева 2006 Соболева Н Очерки истории российской символики.
От тамги до символов государственного суверенитета. М., 2006. С. 4 8.
Эрши 1984 Эрши А. Живопись интернациональной готики. Будапешт, 1984. 48.
Юрганов 1998 Юрганов А Категории русской средневековой куль
туры. М., 1998.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Дракон Московского царства: о происхождении визуального образа (2023)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|