| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №75. (2004) › Симонов Р.А. Символизм и реальность астрологической "окраски" древнерусского времени | ||||||
Симонов Р.А.
Символизм и реальность астрологической "окраски" древнерусского времени// Гербовед. №75. (2004)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 9 (75). С. 12-37 Аннотация: В современной астрологии каждый час имеет свою «окраску» в соответствии с качеством «управляющего» им (часом) светила: «доброго», «злого» или «среднего» (нейтрального). Эта система представлений с делением светил на благотворные и вредоносные, восходя к вавилонской (халдейской) астрологии, в эллинистической науке приобрела классический облик в «Тетрабиблосе» выдающегося ученого античности II в. от РХ Клавдия Птолемея. Об авторе публикации/статьи: Симонов Р.А. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Симонов Р.А.
в библиотеке найдено еще 23 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 100530 знаков (с пробелами)
Р Симонов, д н., Москва GИМ.GОЛИЗМ И Р6t ЛЬПОGТЬ 4GТРОЛОГИЧ6GКОЙ ОКР GКИ Д.P6.GH6PVGGKOГO GР6М6ПИ Введение В современной астрологии каждый час имеет свою окраску в соответствии с качеством управляющего им часом светила доброго злого или среднего нейтрального 1С. 60 Эта система представлений с делением светил на благотворные и вредоносные, восходя к вавилонской халдейской астрологии, в эллинистической науке приобрела классический облик в Тетрабиблосе выдающегося ученого античности в. от РХ Клавдия Птолемея 2. С. 84 3. С. 383 Птолемеевские качества светил до сих пор по традиции используются в астрологии. Хотя ряд астрологов считает, что они качества зависят не только от характеристик светил хронократоров управителей часов, но и от взаимоде ствий между светилами. Прогностичес 1ие гадания, основанные на счете времени год, месяц, день, час известны с античности под названием хрономантии от сhronos время и manteia гадание Чтобы понять суть соответствующих предсказаний, нужно отвлечься от мысли, что час всегда был только постоянным, равным 60 мин. В Древнем Вавилоне где зародилась хрономантия час имел переменную длительность. Вавилонский дневной час равнялся 12 части светового дня, ночной час соответственно 12 части темного времени суток. В зависимости от времени года и географичес 1ой широты величина такого переменного 1осого часа от дня 10 дню менялась, равняясь современному часу в 60 мин два раза в год во время весенних и осенних равноденствий. Каждый вавилонс 1ий час управлялся одним из светил септенера Сатурном, Юпитером, Марсом, Солнцем, Венерой, Меркурием или Луной, которые наделялись свойством добрых и злых Считалось, что любое дело надо совершать в добрый день и час, если же оно начиналось в злой день и час, то было обречено на неудачу. На Руси власти преимущественно, цер 1ов ые боролись с разного рода магическими гаданиями, колдовством. В Стоглаве 155 1г. осуждались люди, обращавшиеся к волхвам и чародеям, которые 1удес бьют и во Аристотелевы врата и в Рафли смотрят и по звездам и по планитам гадают и смотрят дней и часов и теми дьяволскими действы мир прельщают и от Бога отлучают 4. С. 18 82 В связи с этим составлялись списки индексы отвергаемых церковью, запрещенных для христиан отреченных книг, занятий, знаний. Так, в постановлениях Стоглава 155 1г. перечислены следующие запретные книги рафли, шестокрыл, воронограй, астрономии, зодеи, алманах, звездочетьи, аристотель, аристотелевы врата и иные составы мудрости еретичес 1ия 4. С. 188 189 12 Сходный перечень имеется в Домострое чарование и волхвование и наузы, звездотечье, рафли, алманахи, чернокнижье, воронограй, шестоI рыл, стрелки громовн Iе, топорки, усовниI и, днокамение, кости волшебные 5. С. 22 В од нам из индексов по списку ХV в. указываются следующие отреченные книги отреченыя же книгы сут астрономия, звездочьтиа, сънник, влъхвовник, птични чарове, землемерие, часомерие, стегнень, знамениа луннаа и слнчьнаа зелеиник, колядник, громник цит. по 6. С. 349 Борьба властей с инакомыслием привела к тому, что о некоторых отреченных сочинениях и знаниях сейчас можно судить только по названиям. Например, неизвестно содержание Чаровника, Волхвовника и Часомерия. Лишь совсем недавно ученые раскрыли, что собой представляли Рафли. Как установили А Турилов и А Чернецов, Рафлями назывался трактат по геомантии от geo земля и manteia гадание В нем было изложено гацание с помощью нанесения точек и черточек, которые по определенным правилам преобразовывались в фигуры им придавалоGь определенное прогностическое значение 7. С. 260 344 Древнерусские Рафли сохранились в трактовке псковского I нижника второй половины XVI в. Ивана Рыкова 8 В его время геомантические гадания. производились на бумаге, но восходили к древним правилам, когда гадательные операции делались на земле песке что отразилось в названии данного предсказательного метода геомантия. Представляет несомненный интерес упоминание в Стоглаве прогностичесI 0го гадания по дням и часам, что допускает предположение о существовании на Руси I акого то варианта хрономантии. lч О возможном хрономантическом часомерном назначении часника Московского Кремля 1404 г. Хрономантия не представлена в древнерусской письменности в виде отдельного произведения. Однако существует набор текстов, сумма которых раскрывает, как будет показано ниже, что его содержанием была ча совая хрономантия. Наиболее рано хрономантия в русском названии часомерие упоминается в летописи под 1404 г. Подробное описание зафи 1сировано в Симеоновской летописи кон. XV в. Въ лето 69 12, Индикта 12, Князь Великий замысли часникъ и постави е на своем дворе за церковью за Св. Благовещениемъ. Сий же часникъ наречеться часомерье на всякий же часъ ударяетъ молотом въ колоI 0лъ, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя не бо человекъ ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищренно. Мастеръ же и художникъ сему беяше некоторый Чернецъ, иже отъ Святыя горы пришедый, родомъ Сербинъ, именемъ Лазарь цена же сему беяше вящьше полувтораста рублевъ 9. С. 28 3 Более кратко эти сведения даны в Московском великокняжеском летописном своде кон. XV в. Того же лета князь великы на своем дворе за Благовещеньемъ часы постави чюдны велми и с луною, мастеръ же бе им чернець Лазарь Сербинъ, цена же их ста боле полутораста рублевъ 1О. С. 232 233 Аналогично изложение в Никоновской летописи XVI в. Того же лета часы поставлены на Москве, на великого князя дворе, за церковию Благовещениемъ а делалъ ихъ Лазарь чернець Сербинъ, иже ново пришелъ изъ Сербьскиа земли С. 190 Информация Симеоновской летописи отличается от других источников не только большим размером, но и терминологией. Только здесь встречаются слова часомерье, часник дается описание часов Лазаря Сербина, который называется выходцем с Афона. В Московском летописном своде говорится, что часы были с луною Данными других летописей это не подтверждается, также как и изображающей часы миниатюрой Лицевого летописного свода. Летописи говорят, что замысел установки часов принадлежал великому князю Московскому в соответствующее время им был Василий 1сын Дмитрия Донского и что они были поставлены на его дворе то есть в Кремле за церковью Св. Благовещения. Этим фактом устанавливался общественный характер башенных часов. Все источники сходятся на монашеском статусе Лазаря, его сербском происхождении, отразившимся и в прозвании Сербин. Летописные записи о часах Лазаря Сербина дополняет упомянутая миниатюра из Лицевого свода XVI в. 12. С. 86 В левом верхнем углу рисунка воспроизводится часник с циферблатом, тремя гирями, колоколом и ударным устройством в окружении арок и куполов кремлевских построек. В правом нижнем углу рядом с крепостной стеной сидит на подушке человек в княжеской шапке. Одной рукой он держит длинный поGох, а другая его рука с отставленным указательным пальцем направлена в сторону часов. За спиной сидящего расположены два внимательно слушающих и смотрящих человека также в княжеских шапках несколько иного покроя, чем у главного лица. Между часами и группой людей стоит человек, предположительно в монашеской одежде. Одной рукой с отставленным указательным пальцем он показывает на часы, а раскрытую ладонь другой руки обращает в сторону людей. Можн6 предположить, что а миниатюре изображен Лазарь Сербин, дающий пояснения о свойствах часов великому князю Московскому Василию Дмитриевичу и его ближайшим родственникам и придворным. Чтобы понять смысл миниатюры, необходимо учесть, что измерение времени часами на Руси к началу XV в. не являлось откровением. Так, в Густынской летописи время солнечного затмения 29 июня 1033 г. очень точно в sIражено в косых часах 13. С. 242 245 В знаменитом Учении Кирика Новгородца 36 г. косой час используется в качестве единицы счета времени 14. С. 178 179, 186 187 В часах дневных и ночных выражены отдельные события в некоторых ранних летописях, примеры чего были выявлены еще Н Степановым 15 14 Как недавно установлено, существовал русский народный антропометрический способ определения косого часа по тени человека, измеряемой его ступнями 16 Соответствующий метод был известен в Древней Греции. В Пипуныров, характеризуя различные приемы счета времени часами, отмечал, что подобный метод использовался в античном быту. Например, у Аристофана ок. 445 ок. 386 гг. до РХ в комедии Женщины в народном собрании действующие лица определяют время по измеряемой ступнями тени, отбрасываемой человеческим телом. То же самое описывает древнегреческий писатель Менандр 342 34 1293 290 гг. до РХ 17. С. 36 Возможно, антропометрический прием счета времени часами попал на Русь через Византию, унаследовавшую многие элементы античной культуры. В свете сказанного, на миниатюре вероятно, нужно видеть не простой факт открытия презентации часов, а демонстрацию каких то уникальных результатов, которые получаются с помощью часника Изображенный на миниатюре стоящий человек Лазарь Сербин возможно, демонстрирует не столько построенные часы, сколько знакомит с принципами получения с их помощью сокровенной информации, из за которой часомерие была отнесено в разряд отреченных знаний. О том, какой со 1ровенный смысл имело часомери частично проясняется в одном из посланий знаменитого духовного публициста старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея, который одним из первых сформулировал идею о богоизбранности Руси выраженной в формуле Москва третий Рим Это Послание против звездочетцев было написано и адресовано ок. 1524 г. просвещенному и видному административному деятелю Пскова дьяку М Мисюрю Мунехину. Послание Филофея было направлено против Николая Булева врача и астролога Василия отца Ивана Грозного. Текст известен под несколькими названиями, например, Послание к Иоанну Акиндеевичу о злых днях и часах 18. С. 47 1 473 Нередко в названии послания имя указанного адресата бывает опущено. Критикуя астрологию и сокровенную окраску часов, Филофей писал А о седми планитах. и о двунадесят зодеях. и о прочих звездах. и о злых часех. и о нарождении члчьстем в которую звезду. или час зол, или добр и получаа счаст,юм. и богатству и нищете. и в нарожении добродетелем. и злобам и долголетству жития. и сокращениа смртию. сия вся кощуны сут и басни 19. Прилож. С. 39 Обосновывая далее несовместимость веры в Бога с верой в злые дни и часы, он опирался на логику Аще бо злыа дни и часы сътворил Бог, по что грешных мучити ему. Бог имать винин быти яко зла члка народил 19. Прилож. С. 40 Филофей перечисляет, но не раскрывает типичные астрологические представления о светилах септенера Солнце, Луна и пять видимых планет 12 знаках зодиака и пр. Более подробно он разбирает сведения о злых и добрых часах если человек родится в час добр то будет счастливым и богатым, проживет долгую добродетельную жизнь. 15 Если же он родится в час зол то будет жить в нищете, злобе и жизнь его будет сокращена смертью. Веру в добрые и злые часы и другие астрологические суждения Филофей считал баснями, оскверняющими религию. Для доказательства несоответствия веры в злые дни и чась 1Филафей использует логический прием приведения 1противоречию. Его рассуждение напоминает доказательство от противного, и может быть представлено следующей условной схемой. Допустим, что бог сотворил злые дни и часы, тогда человек, родившийся в та 10й день и час, заранее предназначен для злодейства. При этом Бог, наказывая его, поступал бы несправедливо, так как сам повинен в его зле. Получилось противоречие. Бог не мог быть одновременно и справедливым, и несправедливым наказывающим за зло, которое породил сам. Следовательно, предположение, что Бог создал злые дни и часы, неверно. Поэтому вера в Бога несовместима с верой в злые дни и часы. Обычно изложение духовных посланий строилось на авторитете Священного Писания и богословских сочинений Отцов Церкви, а не на законах логики. Поэтому Филофей использовал логику, скорее всего, не для просвещения христиан, а, возможно, для убеждения сторонников хрономантии. Вера в добрые и злые часы на Руси восходит к 1й половине XV в. Еще в 1863 г. Н Тихонравов опубликовал 20. С. 382 384 текст Часы на седмь дни добры и средни и злы из рукописного сборника XV в. библиотеки Кирилла Белозерского монастыря, сейчас РНБ, 22 1099. Сборник Кир Бел 22 1099, в котором находится это произведение, переписан известным древнерусским книжником и датируется 1450 1470 гг. 2 1С. 7 Судя по заголовку, кроме добрых и злых часов, о которых писал Филофей, были средние нейтральные часы. Начинается текст так В нед еле то есть в воскресенье Р час 1й добр, час 2 й добр, час 3 й зол, час 4 й с редни, час 5 й добр, час 6 й зол, час 7 й средни, час 8 й добр 20. С. 382 Последовательно характеристика часов воскресных суток доводится до 24 го часа. Затем даются качества часов понедельника, далее вторника, среды, четверга, пятницы и субботы, то есть полностью всех сутоI недели, чему отвечает начало названия Часы на седмь дни По этому сокровенному пособию мо кн9 5ыло проrноз рqвать не только жизнь родившегося в соответствующий час ребенка о чем писал Филофей но многие другие житейские события. Понятно, что одним пособием без способа определения времени по часам нельзя было прорицать. Поэтому важное значение для этого имела возможность обращения к общественным часам, каковым стал в 1404 г. московский часник Лазаря Сербина. Из изложенного следует, что идейные основы сокровенного часомерия возможно, были связаны с рецепцией античных астрологических представлений. Для доказательства был необходим источник, с достоверностью свидетельствующий об этом. 16 Уникальный источник Вологод 14 о хрономантическом часомерном прогнозировании по сокровенной окраске часов С учетом сказанного будет понятна важность недавно найденного памятника, приоткрывающего завесу тайны над часомерием Текст, имеющий название По сему часы разумети дневные и ночные представляет собой набор календарных и астрологических таблиц, предназначенных для определения сокровенного качества любого косого часа дня и ночи как доброго злого или среднего Результаты исследования этих таблиц были опубликованы в России в 1995 г. 22. С. 54 69 Изложение с публикацией источника издано в США в 1996 г. 23. С. 29 1297 Комплекс таблиц По сему часы разум ти помещенный в конце рукописной Псалтыри с восследованием кон. XV нач. XVI вв. РГБ, фонд 354 Вологодское собрание 14. Л. 663 до этого не привлекал внимания исследователей далее Вологод 14 О времени происхождения текста можно с удить по использованию здесь календарного понятия вруцелето применявшегося на Руси не позже конца XIV в. Следовательно, эта граница появления протографа Вологод 14 позволяет считать, что ко времени постройки часника 1404 г. комплекс таблиц По сему часы разумети мог уже существовать. Рассматриваемое произведение по своему содержанию и назначению существенно отличается от текстов сокровенно астрологического характера, использовавшихся на Руси. Они представляли собой своды данных рекомендательного характера в какие дни и часы можно или нельзя заниматься отдельными видами деятельности например, строить дома, кроить одежду, сажать растения и пр. гигиены стричь волосы, заниматься сексом и т употреблять ту или иную еду и питье, лечиться делать крово пускание, собирать лечебные травы и др Встречались перечни дней, неблагоприятных реже благоприятных для человеI а. Имелись таюке таблицы Лунного течения I 0торые по мнению А Пентковского, отражали древнюю традицию медикоастрологического и прогностического содержания Лунное течение было известно на Руси уже в XII в., о чем свидетельствует его использование Кириком Новгородцем 24. С. 17 1Примерно спустя столетие после возведения в Москве в 1404 г. общественных часов, на Руси познакомились с Шестокрылом предназначавшимся для предсказания затмений, что также входило в прерогативу средневековой астрологии. Примерно в то же время появились астрологические фрагменты о времени вхождения Солнца и Луны в знаки зодиака элементы соответствующих сведений уже имелись в Изборнике Святослава 1073 г Все указанные произведения отличались тем, что приводимые в них сведения не позволяли осуществлять проверку данных на основе календарно пасхальных таблиц, которые использовались на Руси для определения дней недели любой юлианской даты. Так, на эту особенность таблиц Лунного течения возможно, применявшихся в астролога прогностических 17 целях, обратил внимание А Пентковский, констатируя Лунное течение к пасхальным и календарным расчетам отношения не имеет 24. С. 170 Охарактеризованные выше астрологические тексты, получившие распространение на Руси, в основном, переводного происхождения. Текст По сему часы разумети совершенно иной. Он соединяет в себе таблицы из трехтабличного комплекса пасхального вечного календаря с астрологичесI ими данными качеств светил септенера, расположенных в порядке так называемого халдейского ряда, то есть по возрастанию их средней скорости Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Вечный календарь использовавшийся на Руси для определения Пасхи, представлял собой три таблицы солнечных эпакт, регуляров и пасхальных полнолуний. В тексте По сему часы разумети использовались две из них эпакт точнее конкуррент, то есть вруцелет и солнечных регуляров. Третья таблица пасхальных полнолуний вынесена за пределы текста По сему часы разумети Она расположена снизу от него и имеет форму руки то есть обычную для древнерусской календарной практики. Указанные две таблицы предназначены для определения дня недели любой юлианской даты. Остальные таблицы в совокупности с таблицей астрологических данных позволяли найти управителя хронократора отдельно дня и отдельно ночи данной даты. Иначе говоря, устанавливался управитель первого косого часа дня и отдельно управитель первого косого часа ночи соответствующей даты. Зная дневного и ночного управителя даты, можно было найти управителя любого косого часа дня и ночи. В соответствии с идеями хрономантии, уходящими корнями в античность, для управителей дней и часов в астрологической та5лице источника указывалось качество доброго злого или среднего В современной астрологии управление часами продолжает опираться на соответствующие представления о хронократорах и хрономантии 1С. 57 6 1 Комплекс таблиц Вологод 14 По сему часы разумети очевидно, является результатом творческой календарно математической работы кон. XIV XV вв., генетически связанной с традицией, существовавшей на Руси с XI XII вв. и наиболее четко выраженной в Учении Кирика Новгородца 36 г. По с му часы разумети можно рассмаiривать в качестве научного текста ренессансного типа, соединяющего в себе рационалистические календарно математические знания с сокровенно астрологическими представлениями. Развитие гуманистических взглядов в Западной Европе происходило в рамках Ренессанса Возрождения главной идеей которого было избавление от диктата церкви и провозглашение человека равновеликим Богу. На Руси примерно с конца XIV в. стали распространяться аналогичные представления. Однако они не переросли в настоящее Возрождение, а остались на уровне Предвозрождения. Последнее, по мнению акад. Д Лихачева, не смогло окончательно порвать с религией Русское Предвозрождение 18 перешло в настоящее Возрождение. Предвозрождение тем и отличаетя от Возрождения, что оно еще тесно связано с религией Освобождению 1ультуры от богословия хараl Терной черты Возрождения могло спообствовать обращение к античности 25. С. 9 120 В Западной Европе одним из фа 1Торов преодоления церковной идеологии были эзотерические верования астрология, магия, мантика и пр. восходящие к античности. Усиление интереса на Руси, особенно с XV в., 1сочинениям и деятельности колдовского и предсказательного характера отражает аналогичные ренессансные тенденции русского Предвозрождения. Текст Вологод 14 позволяет свести воедино появление в Москве в 1404 г. городского часника с прогнозированием событий по добрым злым и средним часам. Эта традиция сохранялась в 1й половине XVI в., подвергаясь осуждению духовенства Филофей ок. 1524 г. и церковному запрету Стоглавый собор 155 1г Рассматриваемую уникальную особенность сокровенного восприятия времени М Левин, как говорилось выше, называет 0 1раской часов У 1аждого часа есть своя окраска в соответствии с планетой часа 1С. 60 Таким окрашенным астрологи воспринимают время до сих пор. Поэтому важно подчеркнуть, что на Руси XV в. было дано ему своеобразное календарно математическое обоснование в виде комплекса таблиц По сему часы разумети Причем появление часника Лазаря Сербина в 1404 г., по видимому, служило цели превращения сокровенной окрашенности времени в своего рода общественное достояние. Тем самым великий 1нязь Московский Василий I Дмитриевич, заказавший и оплативший городс 1 ие часы, возможно, пытался сделать жизнь своих подданных более независимой от божественной воли, как предопределявшей все сущее. В этом проявлялась ренессансная тенденция русского Предвозрождения, освобождавшая человека от чрезмерной зависимости от ди 1Тата церкви. Поэтому церковь оказалась главным противником распространения в русском обществе представления о сокровенной оt раске времени. Как соотносятся между собой тексты Часы на седмь дни добры и средни и злы и По сему часы разумети дневные и ночные В тексте Часы на седмь дни сокровенные хара 1Теристики по качествам добрых злых и средних придаются часам всех суток недели казалось бы в хаотическом порядке. Но в действительности это не так он порядок строго обусловлен календарно астрологическими зависимостями. Это следует из второго произведения По сему часы разумети где содержится в явном виде информация о светиле управителе каждого дня недели, с указанием сокровенного качества добрый злой средний Ка 1указывалось, здесь светила септенера следуют в порядке халдейского ряда. В качестве наглядного средства распределения светил в таком порядке в астрологии используется так называемая Звезда магов семилучевая звезда, устанавливающая соответствие между светилами септенера и днями недели. В астрологической таблице комплекса Вологод 14 для 19 каждого дня недели указано светило септенера, которое им управляет По этой же таблице также устанавливаются управители часов, соответствующие данным Звезды магов. Чтобы показать, что окраска часов в тексте Часы на седмь дни не хаотична, а действительно соответствует календарно астрологическим зависимостям, можно поступить следующим образом. Данные текста Часы на седмь дни например, для восI ресенья о добрых злых и средних часах следует расположить в виде круга, где первые 12 часов будут соответствовать дню, а часы с 13 по 24 ночи. Далее по Звезде магов каждому часу надо приписать соответствующий символ управителя светила. Затем выявить, каким светилам септенера отвечают характеристики добрый злой и средний При этом выясняется, что добрыми оказываются часы Солнца, Сатурна и Венеры, злыми часы Меркурия и Юпитера, а средними Луны и Марса. В астрологической таблице I 0мплекса По сему часы разумети характеристики несколько отличаются добрые качества имеют те же часы Солнца, Сатурна и Венеры, злые теперь у Меркурия и Марса, а средние у Луны и Юпитера. Разница состоит в инверсии качеств Юпитера и Марса злой Юпитер приобрел окраску среднего а средний Марс окраску злого Перестановка могла произойти случайно в Вологод 14 по недосмотру переписчика, так как указанные характеристики светил в таблице источника находятся рядом. Возникает вопрос имеется ли генетичесI ая связь между рассматриваемыми произведениями М Левин ссылается на список рукописи из сербского монастыря Я хочу сослаться на мало известную работу раннего средневековья, найденную в одном из сербских монастырей. Там каждому часу дня приписано качество добрые часы, злые, нейтральные. Связав эти качества с планетами часа, можно видеть, что все плохие часы часы Меркурия и Юпитера, все добрые часы Солнца, Сатурна и Венеры, а нейтральные Луны и Марса 1С. 60 6 1 Указанная информация важна, в частности, тем, что вводит в оборот еще один третий источник, в котором качества часов, исходя из даваемого М Левиным описания, совпадают с данными окраски часов теI ста Часы на седмь дни Причем каждому часу в обоих случаях качества доброго злого или среднего нейтрал 1нщр. приписа ы одним и тем же светилам септенера. Сравнивая между собой все три произведения, можно заключить, что в протографе свода таблиц По сему часы разумети характеристики хронократоров, по видимому, были такими же, как в тексте Часы на седмь дни и материалах М Левина. В каком то промежуточном списке текста По сему часы разумети могла произойти указанная выше инверсия сокровенных качеств Юпитера и Марса. Появление такой перестановки косвенно может свидетельствовать о том, что, по видимому, между сохранившимся списоком источника I 0н. XV нач. XVI вв. и его протографом было несколько промежуточных копий. Тогда протограф комплекса таблиц 20 ологод 14 мог возниI нуть в кон. XIV нач. XV вв. и даже находиться в 1уI ах Лазаря Сербина в 1404 г. или его русских последователей гадателей по сокровенной окраске часов то есть по часомерию В этой связи интерес представляет вопрос о природе качеств хроно 1раторов. Он восходит, как говорилось выше, к творчеству Клавдия Птоломея. В обобщающем труде по астрологии типа энциклопедии Тетрабиблосе он разделил светила на благотворные добрые Юпитер и Венера, вредоносные злые Сатурн и Марс Солнце и Меркурий наделены той и другой силой Луна в исходном тексте не упоминалась 3. С. 383 В историографии относят к благоприятным светилам также Луну 26. С. 16 62 Бируни 973 1048 указывает те же в принципе качества семи светил, сообщая при этом, что у неких индийцев существовала несколько иная шкала оценки 1злым причислялось Солнце 27. С. 180 В средневековой астрологии традиционно принималась классическая птолемеевская трактовка качеств хроно 1раторов наиболее благоприятным считался Юпитер Большое счастье менее благоприятной была Венера Малое счастье наиболее неблагоприятным был Сатурн Большое несчастье менее неблагоприятным Марс Малое несчастье 2. С. 88, 264 Часть современных астрологов отрицает такое деление светил септенера, утверждая, что качества доброго злого и среднего определяются взвимодействиями между светилами. Интересно, что трактов 1а соответствующих качеств в разбираемых древнерусских текстах и варианте М Левина фактически примыкает к последней позиции, таI I ак в этих произведениях характеристики светил септенера отличаются от типично средневековых, восходящих к античным птолемеевским. Так, в них Сатурн выступает добрым тогда как по средневековым меркам он нес Большое несчастье Светила Сатурн Юпитер Марс Солнце Венера Меркур Луна Источники Птолемей з д з с д с с Индийцы з д з з д с с Вологод 14 д с з д д з с l ир. Бел 22 1099 д з с д д з с М Левин д з с д д з с Понять отклонение славяне русской традиции от типично средневеково европейской птоломеевс,шй можно на основе разъяснения М Левина о следующей особенности влияния светил септенера на управление часами Лунные дела лучше делаются в лунные часы, сатурновы дела 2 1 в сатурновы часы, меркурианские в меркурианские часы и т 1С. 60 Развивая этот подход, можно сказать, что например, для сатурновых дел именно сатурновы часы будут благоприятными добрыми Следовательно, трактовка Сатурна как доброго могла появиться в условиях управления этим светилом некими событиями или явлениями в сответствующих периоде и районе земли. В указанной связи важное значение имеет введение в научный оборот акад. А Соболевским ряда однотипных источников XVI и последующих столетий, в которых говорилось, что Москва, Великое княжество Литовское и Новгород находятся под управлением Сатурна и Козерога 28. С. 14 43 Так как Новгород здесь выступает самостоятельным, то данные в источниках относятся ко времени до его присоединения в Москве в 1478 г. В свете концепции М Левина, Сатурн автоматически становится добрым на указанных территориях пока длилось его управление ими. Следовательно, трактовка хронократоров в славяно русской традиции Вологод 14, Кил Бел 22 1099 и сведениях М Левина с добрым Сатурном а не злым как принято в классической астрологии очевидно, отвечает историческим условиям Москвы XV в. Это усиливает вывод о том, что установка часника в Московском Кремле в 1404 г., по видимому, преследовала прогностические цели. Причем принципиальное значение имела новая шкала сокровенной окраски часов как добрых злых и средних территориально и хронологически пригодной для Москвы и отличной от общеевропейской традиции, восходящей к птолемеевской. Новая окраска часов обеспечивала научный смысл часомерным прорицаниям для широких слоев московского населения, так как предполагало использование обществе ного часника что соответствовало ренессансным устремлениям русского Предвозрождения. Идея о Сатурне и Козероге как управителях земель и народов, входивших до ордынского рабства в древнерусское государство, вероятно, была использована на государственном уровне во 2 й половине XV в. при Иване Его политической целью было распространение влияния Москвы на территории, временно присоединенные к Польше и др. странам. Поэтому Иван настойчиво хотел и ено ваться государем всея Руси а не императором и не королем чему упорно противился Запад, особенно король Польши. В этой связи на золотой представительской монете Ивана корабельнике наряду с вожделенным титулом, были отчеканены единороги, использовавшиеся на Руси в качестве изображения зодиакального знака Козерога. Они единороги астрологичесt и как бы подтверждали право великого князя Московского на все русские земли, имевшие управителями Козерога и его главную планету Сатурн 29 22 Сl азание о Мамаевом побоище и сокровенная окраска времени В начале XVI в. 30 в промежутке между выпуском корабельника на и филофеевской 1ритикой прогнозирования по сокровенной окраске ч сов было написано знаменитое Сказание о Мамаевом побоище В нем релом Куликовского сражения в пользу русских воинов связывается с наступлением счастливого 8 го часа. Кажется, первым объяснил его появление в С 1азании верой в добрые и злые часы В Рудаков 3 1 С. 135 157 При этом он рассматривал 8 й час Сказания в контексте некоего символического или художественного времени. В действительности, как это следует из изложенных выше данных, автор Сказания мог опираться на существовавшее на Руси понимание времени в хронократорной окраске Сказание о Мамаевом побоище литературный памятник, посвященный судьбоносной Куликовской битве 1380 г., в которой русская рать, руководимая великим князем Московским Дмитрием Ивановичем впоследствии прозванным Донским победила войс,ю ордынского воеводы темника Мамая. Основными источниками, освещающими это историчес, юе событие, являются летописи и другие исторические материалы. Автор Сказания о Мамаевом побоище введя добрый 8 й час как переломный момент Куликовского сражения, также и время боя мог согласовать с сокровенной окраской часов. Об этом каI будто бы свидетельствует его сообщение о том, что Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 г. не в субботу как было в действительности а в пятницу. Только в одном случае из ок. 150 списков Сказания Основной редакции Печатный вариант по рукописи XVIII в. РНБ, O.IV. 228 указан еще один неверный день недели боя воскресенье. По видимому, это описка или результат недоразумения. Чтобы проверить гипотезу о сознательном введении в текст Сказания пятницы под влиянием сокровенной окраски часов, сравним по дням недели свойства часов, в которые происходила Куликовская битва. По Сказанию ориентирующемся в этом на Летописную повесть, бой начался в 6 й час 32. С. 2 15 2 16 а практически закончился вскоре после наступления 8 го часа. В силу указанного обстоятельства должны быть учтены 6, 7, 8 и 9 для контроля часы. Полноту и чистоту проверки обеспечивает учет обоих вариантов окраски часов 1славяно русского, представленного текстами уточненным Вологод 14 и Кир Бел 22 1099, а также материалом М Левина 2. Птолемеевского варианта в западноевропейской традиции с доброй Луной Дни нед Пон. Втор. Среда Четв. Пятн. Суб. Воск. Часы сл р п сл р п сл р п сл р п сл р п сл р п сл р п 6 д д д з д с с д с з з с з д 7 з с з д д д д з д с с д с з 8 с д с з з с з д д д д з д с 9 д з д с с д с з з с з д д д 23 Объяснение сокращений сл р славяно русская традиция п птолемеевская, з злой д добрь. 1й с средний Исходя из соответствующих данных, сведенных в таблицу, можно заключить следующее. В славяно русской традиции сокровенной окраски часов Куликовский бой мог состояться только в пятницу, так как среди часов, в которые он проходил, нет ни одного злого 6 й час являлся средним 7 й и 8 й добрыми Во все остальные дни недели какой то из часов 6 й, 7 й или 8 й был злым что исключало возможность битвы. В западноевропейской птолемеевской традиции Куликовскому сражению по тем же критериям благоприятствовали понедельник и среда. В С 1азании достаточно отчетливо представлена приверженность автора 1славяно русс 1ой сокровенной 0 1рас 1е часов, ярким зна 1ом чего является введение в памятник новой информации о пятнице Куликовского боя, вместо летописной хронологически верной субботы. В историографии нет другого объяснения, почему автор Сказания указал днем Куликовского сражения именно пятницу, а не верную субботу. О времени функционирования Часомерия на Руси Начало древнерусского Часомерия определяется установкой в Мос 1овском Кремле в 1404 г. часов, 1оторые по летописному свидетельству предназначались для часомерья. Конец функционирования Часомерия ка 1будто бы обусловлен его запретом Стоглавым собором 155 1г. в форме осуждения тех, кто смотрят дней и часов наряду с другими отреченными знаниями и книгами. Однако точно неизвестно, когда произошел действительный закат Часомерия. Например, Рафли, таю 1е осужденные Стоглавым, продолжали использоваться и во 2 й половине XVI в. Более того, именно версия Рафлей, скомпилированная Иваном Рыковым в указанное время, донесла до нас облик этой отреченной книги. Поэтому для судьбы того или иного сокровенного знания важно знать не толь 10 формальное время его запрещения, но и реальный выход в тираж Для древнерусского Часомерия соответствующим критерием может быть распространение альт.ернативной системы, каковой являлась птолемеевс 1 ая версия хрономантии. В у 1азанной св5 1з,и интерес пр щ тавляет любопытный источник, представляющей собой круговую диаграмму, основанную на рецепции данных о благотворных и вредоносных планетах изложенных в Первой книге Тетрабиблоса Клавдия Птолемея. Встречается эта диаграмма в ру 1описи XVI в. из собрания Хиландарского монастыря на Афоне Х 527, лист 102 Вечный календарь По описанию сербского ученого Ненада Янковича, опубликовавшего диаграмму 33. Фото 79 указанная рукописная книга была написана для практических потребностей священни 1ов и монахов. Она содержала не 1оторые сведения астрономического характера о солнечном и лунам годе, их различии, а также о равноденствии. Имелась астрологическая информация о перемещении Солнца 24 знакам зодиака, о предсказании погоды в зависимости от положения лнца в тqм или ином знаке зодиака. О названиях планет и их порядке в 1шисимости от удаленности. Встречающиеся здесь граду9ные характери тиI и от.вечают Петрограду 33. С. 25 Последнее наблюдение Янковича может свидетельствовать о том, что текст является поздним по происхождеIIию списком с русского, и окончательная его редакция произошла не раньше появления реального С. Петербурга в начале XVIII в. Круговая диаграмма источника состоит из четырех колец, разделенных радиально на семь усеченных секторов. Каждый из этих секторов посвящен одному из светил септенера. Если обход секторов начать с Сатурна и двигаться по часовой стрелке, то последовательность светил будет соответствовать халдейскому ряду Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Мер 1урий, Луна. В каждом секторе сообщаются следующие однотипные ведения в направлении от центра диаграммы 1кириллическая буква, овпадающая с началом славянизированого греческого названия светила 2 кириллическа буква, обозначающая день недели 3 астрономический астрологический знак светила 4 славянизированное греческое название светила, с указанием преимущественно двух характеристик из числа четы рех качеств горячее, холодное, влажное и сухое. Текст диаграммы содержит некоторые неточности, 1по видимому, возниI шие в результате его составления или копирвания переписчиками. Так, в секторе Луны в первом кольце стоит буква Е есть которая не согласуется с названием светила в четвертом кольце Луна Понять причину этого несоответствия помогает комплекс таблиц Вологод 14. В комплекс входит прямоугольная таблица, содержащая сведения пунктов 2 4 круговой диаграммы без астрологических качеств светил В Вологод 14 даются преимущественно такие же славянизированные гречесI ие названия светил, как в диаграмме. Луна здесь названа по гречески Селени Появление в Х 527 графически сходной округлой буквы Е на месте С можно обусловить тем, что в исходных материалах для диаграммы Луна таюке называлась Селени Во втором кольце даются обозначения дней недели по первой букве согласной и следующей согласной, если первая буква уже использована С суббота, Н неделя воскресенье П понедельник, В вторник, Р сРеда обозначенk 1е среды по второй букве говорит о том, что первая буква С была занята а это могло произойти в случае, если счет дней недели начинался с субботы Ч четверг, Т пятница первая согласная буква занята для обозначения понедельника Почти все буквенные символы соответствуют указанным кроме одного случая. В секторе Луны вместо П понедельник стоит буква К. Понять причину этого сбоя таюке помогает Вологод 14, Здесь все буквенные обозначения дней недели приведены верно, в том числе Луне соответствует П. Однако верхняя перекладина у этого П очень тонкая, слабо заметная. Исходя из такого начертания П, можно предположить, что покой с незаметной верхней перекладиной мог преобразоваться в две параллельных 25 черты. Если правая из них, прогнувшись в середине, приблизилась средней частью к левой черте, то получилось бы начертание, похожее на К. Аналогичное превращение П в К могло произойти в круговой диаграмме Х 537 в процессе ее копирования. Круговая диаграмма содержит в третьем кольце дополнительные буквы справа от четырех из семи астрономических астрологических знаков Д добро у знаков светил Юпитера и Венеры S зело у знаков светил Сатурна и Марса. Смысл этих знаков выясняется на основе Тетрабиблоса Птолемея. В 5 й главе О благотворных и вредоносных планетах Первой книги указанного произведения среди светил септенера выделены благотворные Юпитер и Венера вредоносные Сатурн и Марс и безымянная группа Солнце и Меркурий Седьмое светило Луна в древнегреческом варианте 5 й главы не упоминается 3. С. 383 Сравнив трактовку светил Птолемея с текстом диаграммы Х 527, обнаруживаем между ними следующие совпадения. Благотворные светила Юпитер и Венера обозначены в Х 527 буквой Д добро вредоносные Сатурн и Марс буквой S зело Светила третьей группы Солнце, Меркурий и Луна которой Птолемей не дает названя, в диаграмме Х 527 никаI не обозначаются. Можно предположить, что в Х 527 буква Д добро выражает добро Юпитера и Венеры в смысле птолемеевской благотворности а буква S зело знаменует зло Сатурна и Марса в смысле птолемеевской вредоносности В развитие идеи Птолемея о трех группах светил его комментаторами было введено третье название, дополняющее два, указанных в Тетрабиблосе средние нейтральные светила. В славяно русской традиции использовались следующие наименования групп светил добрые злые и средние Так, в Вологод 14 светила разделяюп я на три группы, которые обозначаются буквами Д добро 3 земля и С слово Эти буквы являются началами слов Д добрый 3 злой С средний В Х 527 зло передается буквой S зело а не 3 земля Это, вероятно, обусловлено тем, что здесь Д и S обозначали не первые буквы слов добро и зло а выражали заключенный в них смысл добра и зла. Для Д указанный смысл задавало название буквы добро а для S существовавшее мнение XVII в. что буква зелщ nередает злое 2 34 Обозначения. светил диаграммы имеют сравнительно позднее происхождение, по видимому, они не древнее XVII в., о чем позволяет судить их сравнение со сводкой знаков светил А Чернецова. Более всего этим обозначениям из Х 527 соответствуют начертания, встречающие ся в рукописях XVII нач. XVIII вв. 35. С. 5 В четвертом кольце Х 527 кроме названий светил указываются их качества. О Сатурне Кронос студенъ о Юпитере Зевесъ теплъ и мокры о Марсе Аррис теплъ и сухъ о Солнце С о лнце тепло i сухо о Венере Афродит тепло i мокро о Меркурии Ермис i 1юрен iмат о Луне Луна студена i мокры 26 Цель включения качеств в диаграмму проясняется на основе все той ж 5 й главы Первой книги Тетрабиблоса Птолемей здесь разъясняет, в илу каких причин светило отнесено к категории благоприятных или вредоносных а таюке к третьей не имеющей названия группе остальных ветил. Он поясняет, что из четырех качеств гоячее, холодное, влажное и ухое два плодотворны и активны горячее и влажное, ибо от них все в мире сближается и прирастает, а два других разрушительны и пассивны сухое и холодное Поэтому древние считали две планеты, Юпитер и Венеру, благотворными из за их умеренной природы, а таюке потому, что они обильны влагой и теплом, а Сатурн и Марс 0 1азывающими действия противоположной природы одного за его чрезмерный холод, другого за его чрезмерную сухость 3. С. 383 Действительно, в диаграмме для Юпитера и Венеры указаны качества теплъ и мокры тепло i мокро и характеристика благотворности в виде буквы Д добро Для Сатурна и Марса в ней приводятся качества студень и теплъ и сухъ и указывается буква зело знаменующая зло вредоносность Из остальных светил Птолемей, не упоминая о Луне, писал, что Солнце и Меркурий наделены той и другой силой, поскольку они имеют общую природу и присовокупляют свое влияние к влияниям других планет, с какой бы из них они ни соединялись 3. С. 383 В диаграмме качества Солнца выражены словами тепло i сухо Луны студена i мокръ Меркурия непонятно iкорен iмат Как отмечалось, в секторах Солнца, Меркурия и Луны отсутствуют какие либо дополнительные значки. Тогда как Юпитер и Венера помечены буквой добро а Сатурн и Марс зело Каково научное значение диаграммы Х 527 Отражение в источнике идей Первой главы Тетрабиблоса Птолемея несомненно заслуживает внимания само по себе. Но в диаграмме помимо них содержится дополнительная информация, то есть диаграмма не есть сгусток лишь данных Птолемея. Скорее, они служат некоей цели, которую преследовал автор диаграммы, опираясь на Птолемея. В чем же указанная цель за 1nючалась Чтобы разобраться в этом, надо проанализировать дополнительную информацию диаграммы, которая в ней содержалась сверх птолемеевской. Использование в диаграмме халдейского ряда в следовании светил начиная с Сатурна может служить отличительным признаком. Хотя Птолемею был известен этот порядок, но он его не использует в 5 й главе Первой книги Тетрабиблоса Нет в этой главе и буквенных обозначений дней недели, представленных в диаграмме С суббота, Н неделя воскресенье П понедельник в диаграмме ошибочно стоит К В вторник, Р сРеда, Ч четверг, Т пятница. Нет в ней и буквенных обозначений светил К Кронос Сатурн 3 Зевесъ Юпитер А Аррис Марс С Солнце, А Афродит Венера Е Ермис Меркурий С Селени в диаграмме указано название Луна а вместо С стоит округлое Е 27 Как упоминалось выше, многие из перечисленных дополнительных факторов сверх птолемеевской информации были представлены в прямоугольной таблице Вологод 14. Можно предположить, что автор диаграммы имел ее или аналогичный источник перед глазами. Об этом косвенно свидетельствуют аналогичные сведения, приводящиеся в обоих источниках. Прямо об использовании автором диаграммы текста, аналогичного Вологод 14, как будто бы говорит указание в диаграмме для Луны обозначения в виде округлого Е вместо верного С, которое в Вологод 14 соответствует названию Селени Луна Автор Х 527 ввел в своей диаграмме название Луна вместо Селени Вологод 14 Обозначение же было дано по первой букве старого названия С в процессе последующего копирования диаграммы этот зна 1приобрел сходное начертание 0 1руглого Е Что нового автор 1руговой диаграммы внес по сравнению с Вологод 14 1роме информации о качествах светил по Птолемею Существенным отличием является характеристика светил ка 1добрых и злых В отличие от птолемеевских характеристик диаграммы Юпитер, Венера добрые светила, Сатурн, Марс злые в Вологод 14, 1а 1уже известно из предыдущего изложения, давались существенно иные оцен 1и Сатурн, Солнце, Венера добрые Марс, Мер 1урий злые Юпитер, Луна средние Если бы характеристики светил Вологод 14 были случайным отклонением от распространенной птолемеевс 1ой традиции, то создавать особый памятни 1диаграмму Х 573 было бы расточительно. И действительно, известны еще два источника, в которых характеристи 1и планет соответствуют тем, 1оторые указаны в Вологод 14, это те 1ст Кир. Бел. 22 1099 и материал М Левина. Круговая диаграмма Х 527, по видимому, отражает процесс замены древнерусского часомерия с оригинальными свойствами светил общеевропейскими птолемеевскими характеристи 1ами. Диаграмма свидетельствует о том, что древнерусская традиция, очевидно, и после Стоглавого Собора 155 1г. сохраняла в обществе определенные позиции. Автор диаграммы 0Т 1азался от названий трех групп светил, существовавших в средневе 1овой традиции, в том числе и славяно русс 1ой добрые злые и средние Он использоваr обозначения только для двух групп светил, в соответствии с птолемеевс 1ой тра 1пов 1ой, именовавшей толь 10 две группы светил, а третью оставлявшей без названия. В круговой диаграмме нет Луны среди добрых светил она появилась в та 1ом 1ачестве в позднейших тра 1пов 1ах Тетрабиблоса Птолемей именует светила по их общей природе благоприятные и вредоносные Ка 1бы в развитие этого принципа автор диаграммы использует обозначения светил, выражающие определенным образом общие понятия добра и зла а не первые бу 1вы соответствующих слов, 1а 1в Вологод 14. 28 Источников, отражающих общественное отношение к оригинальному 1онерусскому отреченному часомерию часовой хрономантии XV 1й J 1XVI в., известно мало. Круговая диаграмма из Х 527 расширяет их круг и азывает, что в XVII XVIII вв. еще не исчезла память о былой сокро 1ной окраске дней и часов. Причем она заменялась не эападноевроп йс,юй средневековой традицией, а наиболее архаичной трактовкой кач ств светил септенера по одному из исходных текстов Тетрабиблоса Птолемея. Появление, по видимому, в XVII в. архаичесI 0го варианта птолемевс 1 0й трактовки хронократоров в России может рассматриваться как 0I азатель затухания традиции древнерусского оригинального Часомерия. Заключение Сокровенное Часомерие появилось на Руси в начале XIV в., было запрещено Стоглавым собором в 155 1г., но продолжало существовать до XVII в., выйдя из употребления к началу XVIII в. Часомерие, внесенное в состав отреченных знаний, возможно, не было оформлено в виде книги, как соI ровенные Рафли. Это затрудняло идентификацию Часомерия. Однако с учетом выявленных и проанализированных в настоящей работе источников можно заключить с достаточной степенью вероятности, что под отреченным Часомерием нужно понимать вариант часовой хрономантии. Феномен древнерусского Часомерия 1ак будто бы заключается в том, что оно действительно входило в обыденную жизнь людей в большей степени, чем другие сокровенные знания. Об этом свидетельствуют сохранившиеся источники типа пособий для определения качеств часов как добрых злых и средних Эти пособия работали в сочетании с общественными часами, каковые были поставлены в Московском Кремле в 1404 г. именно для Часомерия что доI ументально зафиксировано летописью. Сведения об отреченных книгах и знаниях сохранились в виде осудительных перечней индексов и постановлений, цитат из духовной литературы и анонимных статей переводного характера. По поводу же Часомерия имеется специальное послание Филофея ок. 1524 г. О злых днях и часах направленное против хрономантического гадания на рождение детей. Все это позволяет предположить, что в XV XVI вв., а, может быть, и в XVII в. время для русских людей было как бы живым несущим добро или зло в зависимости от часа. Прогностическая 0 1раска часов использовалась с целью оптимизации быта. Повседневные события жизни сельс 1 охозяйственная деятельность отправление в путь, купля продажа, строительство дома, шитье одежды, стрижка волос, собирание лекарственных трав, лечебное кровопускание и другие дела люди приурочивали к добрым дням и часам, избегая злых 29 Древнерусским человеком астрологическая окраска времени могла восприниматься вполне реальной. Современным же исследователям, не ведающим об этой сокровенной особенности времени, оно кажется символическим и художественным Возможно, и другие случаи оценок современной наукой явлений Древности и Средневековью, как якобы имеющих символическую природу, в действительности имели вполне реальный смысл, который не понят адекватно учеными. ПРИМЕЧАНИЯ 1Левин М Лекции по астрологии Начальный курс. М., 1992. Часть 3. 2. Саплин А Астрологический энциклопедический словарь Общ. ред. Г Куртика. М. 1994. 3. Тетрабиблос или Математический трактат в четырех книгах Клавдия Птолемея фрагмент астрологической энциклопедии в. н. э. пер. с древнегреческого и комментарии Ю Данилова Историко астрономические исследования. М., 1994 1992 Вып. 24. 4. Стоглав Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах. М., 1890. 5. Домострой по Коншинскому списку и подобным. М., 1908 6. Мильков В Древнерусские апокрифы. СПб., 1999. 7. Турилов А.А, Чернецов А Отреченная книга Рафли ТОДРЛ. Л., 1985. Том 40. 8. Симонов Р Турилов А Чернецов А Древнерусская книжность Естественнонаучные и сокровенные знания в России XVI в., связанные с Иваном Рыковым М., 1994. 9. Полное собрание русских летописей ПСРЛ СПб., 19 13. Том 18. 10. ПСРЛ. М. Л., 1949. Том 25. ПСРЛ. СПб., 1897. Том 2. Арциховский А Древнерусские миниатюры как исторический источник. м., 1944. 13 Журавель А Симонов Р Исследование летописного свидетельства 1033 г. о косом часе с помощью компьютера Информационная свобода и информационная безопасность Материалы междунар. научн. конф. Краснодар, 200 4. Кирик Новгородец. Учение им же ведати человеку числа всех лет Историко математические исследования, 1953. Вып. 6. 15. Степанов Н Единицы счета времени до XIII в. по Лаврентьевской и 1й Новгородской летописям Чтения в Обществе ист0рии и древ остей российских. М., 1909, кн. 4. С. 20 22 Степанов Н Заметка о хронологической статье Кирика XII век Известия Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук ОРЯС СПб., 19 10. Т. 15, кн. 3. С. 135 Степанов Н Календарнохронологические факторы Ипатьевской летописи до Xl 1в. Изв. ОРЯС. Пг., 19 15. Т. 20, кн. 2. С. 6 7 и др. 16. Симонов Р Текст XV в. об измерении времени часами на Руси Вспомогательные исторические дисциплины специальные функции и гуманитарные перспективы Тез. докл. и сообщ. XIII научн. конф. В честь Е Каменцевой ИАИ РГГУ. М., 200 1С. 2 4 Симонов Р Сведения XV в. о древнерусском способе измерения часов Вестник Общества исследователей Древней Руси за 2000 г. ИМЛИ РАН. М., 2002. С. 48 50. 30 17. Пипуныров В История часов с древнейших времен до наших дней. М., 1О 1юрректурные листы 18. Гольдберг А Дмитриева Р Филофей Словарь книжников и книжно 1I и Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2, часть 2. 19. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его, послания. Ки 190 1 20. Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. М., 1863. Т. 2. 2 1Каган М Понырко Н Рождественская М Описание сборников Х 1в. I IIигописца Ефросина ТОДРЛ, 1980. Т. 35. 22. Симонов Р Астрологический вечный календарь в русской рукописи 1нца XV начала XVI вв. Букинистическая торговля и история книги. М., 1995. Вып. 4. 23. Simonov R Russian Astrology А New Monument of the Late Fifteenth and Ealy ixteenth сeturies Aсts X 1th lnternational сongress of Byzantine Studies. Seltсted 1pers Vol. IV. Shepherdstown USA 1996. 24. Пентковский А Календарные таблицы в русских рукописях XIV X вв. Методические рекомендации по описанию славяно русских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Часть 1 25. Лихачев Д Развитие русской литературы Х Х веков. Л., 1973. 26. Леманн А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. М., 190 1 27. Бируни Абу Рейхан. Избранные произведения. Ташкент, 1975. Т. 6. 28. Соболевский А Переводная литература Московской Руси XIV X вв. СПб., 1903. 29. Симонов Р О причине появления единорогов на золотой монете корабельнике Ивана Гербовед. 1997, 3 15 С. 75 79 Симонов Р Единорог как изображение и наименование зодиакального знака в древнерусской традиции Проблемы истории Московского края Тез. докл. 3 й региональной научн. конфер. МПУ. М., 2002. С. 10 12. 30. Кучкин В Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 3 4 Класс Б Об авторе и времени создания Сказания о Мамаевом побоище IN MEMORIAM Сборник памяти Я Лурье. СПб., 1997. С. 253 262 Памятники КулиI 0вского цикла. СПб., 1998. С. 134 Симонов Р Уточнение датировки Сказания о Мамаевом побоище Вестник Литературного института. М., 2000, 2. С. 23 1234. Б Клосс на основе новых данных уточнил дату написания Сказания 152 1г. Клосс Б Избранные труды. Том 2 Очерки по истории русской агиографии XIVXVI вв. М., 200 1С. 345 3 1Рудаков В Духъ южны и осьмый час в Сказании о Мамаевом побоище Герменевтика древнерусской литературы. М., 1998. Сб. 9. 32. Памятники Куликовского цикла Гл. ред. Б Рыбаков, ред. В Кучкин. СПб., 1998. 33. Jанковип Н. Астрономиjа у старим српским рукописима. Београд, 1989. 34. Злобу всяку и злое, и злых пиши зеломъ Срезневский И Словарь древнерусского языка. Репринтное издание. М., 1989. Т. 1ч. 2. Стб. 89 1Словарь русского языка XI XVII вв. М., 1978. Вып. 5. С. 37 1Лудольф Генрих Вильгельм. Русская гр амматика. Оксфорд, 1696 Переиз., перевод, вступ. статья и примеч. Б Ларина. Л., 1937. С. 6. 35. Чернецов А Древнерусские знаки небесных светил Краткие сообщения Института археологии АН СССР. М., 1985. Вып. 187. 3 1 Рис. 1Часник Лазаря Сербина, Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Симонов Р.А. Символизм и реальность астрологической "окраски" древнерусского времени (2004)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |