С Червяков, Пермь
СИМ.GОЛЫ,
КОТОРЫ6 ОСТ 1ЛИСЬ П 1БVМ 1Г6 ПолнТНЧ СКАЯ СНМ ОЛ Кd Комн ОКр ГА
Введение
В античности символ означал намеренно небрежно обломленную половину
черепка, которую при расставании оставляли при себе, а другую
оставляли партнеру. Это было первоначальное значение символа. Символ,
таким образом, служил выражению возможности при предъявлении
узнать нечто другое по целому. Следовательно, смысл символа погречески быть разделением единого и единением двойственности.
В современном философском словаре дается следующее определение Символ греч. бросание, метание совместно несколькими лицами
чего либо знак, опознавательная примета знак, в понятие которого входят,
не поглощая его, художественный образ, или аллегория, или сравнение
Великий русский философ А Лосев насчитывал около 60 определений
символа. По Лосеву символ идейная, образная структура, содержащая
в себе указания на те или иные, отличные от неё предметы, для
которого она является обобщением и неразвернутым знаком. Как идеальная
конструкция вещи символ в скрытой форме содержит в себе возможные
проявления вещи и создает перспективу для её бесконечного развертывания
в мысли, переход от обобщенно смысловой характеристики
предмета к его отдельным конкретным единичностям. Символ является,
таким образом, не просто знаком тех или иных предметов, но он заключает
в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания свернутого в
нем смыслового содержания 1
Из всего разнообразия пониманий символа, остановимся на социокультурном
подходе символ это материальный и идеальный культурный
объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе
как знак, значение которого является конвенциональным аналогом значения
иного объекта2.
На наш взгляд символ это знак, обозначающий объект нечто или кого
то При таком определении символом могут быть люди, вещи, явления.
Это важно для рассмотрения политической символики в частности.
Под политической символикой мы понимаем знаки, существующие и
используемые в политической жизни. Более ёмкое определение дается в
словаре Политология политическая символика это совокупность выразительных
средств, придающих политической жизни, политическому
действию, различным формам материализации политики явный, особенно
очевидный, подчеркнутый либо скрытый смысл 3 87
В сфере политики символ соединяет идеальные понятия власти и общественной
деятельности с материальными вещами, создаваемые человеком.
Тема политической символики достаточно разработана в западной политической
науке, стоит назвать лишь такие громкие имена как Арнольд и
Моррис. В русской политологии исследования в этой парадигме ведет Д
Мисюров4.
Индивидуальный вклад этих исследователей в политическую науку
это попытки теоретического обоснования необходимости и неизбежности
существования политической символики. Но нам более интересным представляется
рассмотреть, как символика создается и функционирует. Сразу
оговоримся, что мы рассматриваем первый тип5 политической символики
национально государственные символы флаг, герб, гимн Тем более что
эта тема сегодня по своей актуальности может посоревноваться с реформированием
федерализма или электоральными циклами.
На самом деле проблема актуальная, и мы будем её рассматривать в
контексте объединительного процесса, начавшегося в Пермской области и
Коми Пермяцком автономном округе. Мы планируем создать единую для
пространства Коми округа систему политических символов, отражающих
национально культурную целостность региона. Подобных символических
систем в России не существует, от сюда и проблемы с региональной и
национальной идентичностью. Утверждение легко доказуемо, если мы
будем исходить из понимания человека как символического животного,
привыкшего упрощать видимые объекты, действия, системы через аналогию
с символом. Таким образом, получается, что если человек видит флаг
или герб своего народа, государства, он идентифицирует себя с этим народом,
государством. Если человек не видит символ, у него не вырабатывается
аналогии и у него возникают трудности при самоидентификации. По
этому важно, что бы каждый регион, каждый субрегион имел свои символы.
За границей эта тема достаточно разработана. Западные ученые постоянно
систематизируют и корректируют системы символов государства,
региона, мегарегиона. Изданы тома работ, посвященные проблемам политической
символики.
В России последнее время политическая символика попала под пристальное
внимание ученых. В девяностые годы каждый символ той или
иной части государства рассматривался в отдельности. Так вышла серия
статей о государственных символах республик в составе России в журнале Наука и жизнь Статья за статьей рассказывалось о гербе и флаге республик.
Вторую жизнь подобная работа обрела в 2002 году в журнале Российская
Федерация сегодня В рубрике государственная символика Российской
Федерации дается описание и изображение флагов и гербов республик,
краев, областей, автономных округов. Работа, в которой была
сделана попытка систематизировать все флаги Российской империи, 88
Советского Союза это двухтомник В Соколова Вексиллологический
справочник 6. В работе дается не только описание и черно белые рисунки
флагов, но и полные тексты документов, упоминающих принятие флагов.
Достаточно любопытная работа. Она пользуется большим спросом в
Европе. Рецензия на неё напечатана в периодическом издании Флагинститута
Англии Флагмастер Трудность всех работ по символике в России
состоит в том, что нет четких систем символов не на уровне регионов, не
на уровне федерации. Каждый регион представляет собой лоскутное
одеяло на котором символика появляется постепенно, подобно загрузке
картинки в компьютере. А полный список принятых символов имеется
только у двух людей это государственный герольдмейстер, как человек,
принимающий заявки на регистрацию, и председатель Всероссийского
Геральдического Общества, как человек, создающий символы и отслеживающий
их появление. Следовательно, за неимением информации о политической
символике у других лиц нет и исследований на эту тему. Тем
труднее переоценить предлагаемую работу в плане создания некой системы
символов на примере одного региона.
Цель работы создать единую национальную систему политической
символики для народа коми пермяков и Коми Пермяцкого автономного
округа.
Главной задачей является показать национально культурные особенности
коми пермяцкого народа в контексте объединения Коми округа с
Пермской областью. Другими словами, создать базу, которая будет способствовать
удержанию и воспроизведению идентичности народа комипермяков.
Делается это с целью опровержения мнений финно угорских
народов венгров и финнов о растворении коми пермяцкого этноса в русском
этносе. Ещё одна задача, встающая перед исследователем, это
создать, а главное объяснить значение символов. Для этого создается
первая глава Историческая справка о Коми округе культура, быт, политика,
демография, география В исследовании будет использован исторический
метод дискринтивный и метод построения символа и его
обоснования.
Первый, исторический метод, поможет нам при описании округа найти
те особенности, те изюминки в истории районов, которые затем будут
применены в создании символики.
Источниками для первой части работы послужили исследования культуры,
быта, политики, географии округа это Коми Пермяцкий автономный
округ на рубеже веков в работе сделаны следующие тематические блоки
а Откуда пошло название народа
б Из истории изучения происхождения народа
в История народа коми
г Расселение, внутреннее подразделение коми пермяков в XVII XX вв.
д Административно территориальная характеристика автономного ок
руга. 89
Таюке это Коми Пермяцкий автономный округ проблемы социальноэкономического
развития Коми Пермяцкой округ и Урал исторические
очерки
Отметим, что большое внимание было уделено изучению коми языка.
Это необходимо для понимания географических названий и возможности
применения этого элемента в разработке символики.
Для второй части использована обширная литература, в основном
справочная, по геральдике и вексиллологии
7 Это периодические издания
Вексиллологических ассоциаций Англии, Испании, Франции, Нидерландов
и вексиллологические справочники на английском, голландском, итальянском,
финском языках. В сети Интернет использованы сайты Международной
Федерации Вексиллологических Ассоциаций8, Бретонского Общества
Вексиллологов Франция
9 а также английского Флагинститут голландского Центра документов о флагах чешского Вексиллологического
Клуба 1Историческая справка.
Бесспорно, принятие флага Пермской области 17 апреля 2003 года
стало закономерным этапом в развитии области и народов, населяющих
её. Особенное место в системе межэтнических отношений в Пермской
области занимает коми пермяцкий этнос, некогда коренное население
территории Прикамья. Во многом процессе объединения Коми округа и
области, бывшими некогда единым целым, сыграл свою роль в дизайне
флага и в процессе его принятия 10 Насколько дизайн флага отражает
межэтнические отношения это отдельный вопрос. Давайте обратимся к
отражению истории в символике Коми округа и области.
Флаг области был принят в апреле, референдум за объединение
предполагается провести в декабре. Что же послужило причиной преждевременно
принятого флага Многие аналитики считают, что это было сделано
для повышения политико правового статуса региона. Пусть так. Давайте
рассмотрим механизм принятия флага. Во первых, готовится историческая
справка. Это неотъемлемая часть работы разработчика символики.
Очень важно найти в истории отдельные моменты, которые будут
характерны именно для этой территории и будут переведены на язык символов.
Только после этого исследователь задумывается над дизайном,
цветовой гаммой и интерпретацией т обратный перевод с языка символов.
Далее разрабатываются несколько вариантов, которые представляются
на обсуждение органам власти.
Именно этим механизмом мы хотели бы воспользоваться в настоящей
работе, за исключением последнего. Поэтому мы и решили начать с исторической
справки. Одновременно мы будем выделять моменты, связанные
с историей разных районов, которые сможем использовать в создании
символики, т герба и флага. 90
Коми пермяки являются одним из самых древних народов Урала. В
составе финно угорской языковой семьи их язык наравне с комизырянским
и удмуртским входит в пермскую группу. В основе трех этих
языков имеется много общего. Существование их совершенно очевидный
факт, поскольку народы сложились из родственных племен, распад
которых произошел, по мнению археологов и лингвистов, около 2 тысяч
лет назад. Племена, говорившие на прапермском языке, населяли Камско
Вятского поречья.
Самоназванием коми пермяков до образования автономного округа являлся
зтноним пермяк пермянин от слова Пермь. Высказано много теорий
и догадок о его происхождении. С точки зрения языка убедительным
является этимологический анализ Д.Бубриха. по его мнению, новгородцы
заимствовали слово Пермь у финно язычных вепсов в районе Ладожского
озера и принесли на земли северного Приуралья не позднее XI века.
Произошло оно от раннего названия пермаа которое означает землю
окраинную, заднюю, зарубежную. Вероятно, новгородцы первыми из
русских осваивавшие северные земли, лучше всего познакомились с финне
язычными племенами бассейна Вычегды и верхней Камы. Впоследствии
верхнекамье получило официальное название Пермь Великая.
Слово Коми, которое служит зтнонимом двух народов, в ранних письменных
памятниках не встречается. Впервые оно попадает в публикации
в XVIII веке. Однако, как считают лингвисты, слово является настоящим
этническим самоназванием. Оно возникло в языках самих народов и восходит
к понятиям человек, человек своего племени, народа. Национальный
язык зто очень важный компонент культуры и характера народа
Все особенности языка влияют на сущность нации. Коми пермяцкий язык
может помочь в определении характера народа, т через анализ структуры
языка можно выделить черты, характерные для коми пермяков.
Например, интересной особенностью морфологии языка является рост
падежей в его говорах. Литературный язык располагает семнадцатью
падежами, а в диалектах северного наречия Кочевском и КосинскоКамском
до девятнадцати. Как можно объяснить рост падежей по отношению
и характеру народа В основе падежа лежат отношения между
предметами и явлениями действительности. Поэтому, если растет количество
падежей, значит, у народа есть потребность шире, глубже и подробнее
отразить многообразие мира со всеми его внешне и внутри местными
связями.
По мнению исследователей, национальный образ мира представления
об окружающем мире у каждого народа связан с теми природноклиматическими
и географическими условиями, в которых он живет. Национальный
образ отражается в материальной и духовной культуре, языке,
поведении, образе жизни народа.
С этим явлением также связано самосознание. С появлением первых
элементов самосознания представители больших и малых этносов начинают
осознавать себя как часть народа или нации. Национальное самосо 9 1
знание является одной из основ образования. Национальных государств,
или иных форм территориального устройства. А когда встает вопрос об
образовании любой из форм национально территориального устройства,
появляется интерес к истокам национальной культуры, образа жизни, к
истокам зарождения народа.
Существует несколько точек зрения на время зарождения комипермяцкого
относа. В конце XIX века считалось, что коми пермяки пришли
вместе с русскими в XV XVI веках и вытеснили древнее угорское население.
А Шмидт отнес миграцию предков коми пермяков на более раннее
время XI век.
Смирнов предложил более углубленное представление о верхнекамском
населении теории проживания, социальной организации, погребального
обряда, зарождения пашенного земледелия. Обобщение накопленного
материала привели к выводу о преемственности археологических
культур. Существенный вклад в изучение народа внес М Талицкий, выделявший
Родановскую культуру Х XIV веков, по названию Родановского
городища, которое находится на берегу Камы в Юсьвенском районе. Талицкий
доказывал, что этническое ядро коми пермяцкого народа сложилось
в верхнем Прикамье. Скорее всего, это случилось в дородановскую
культуру. На верхней Каме в результате взаимодействия гляденовских и
угорских племен сформировалась ломоватовская культура IV IX веков.
Ломоватовское и неволинское население стали ядром формирования
пра коми пермяцкой этнической общности.
В Родановскую культуру расширилась территория проживания комипермяков
на север, северо восток, запад, хотя прекратили существование
поселения в бассейне Сылвы, по рекам Чусовой и Косьве.
На позднем этапе родановской культуры завершилось формирование
соседских племенных коллективов, взамен родовых. Власть вождей рода
распространилась на более крупные общности людей. Например в мифологии
у иньвенских коми пермяков это представлено, как Кудым Ош становится
главой не только рода, но и союза племен, центром которого оставалось
укрепленные поселения, названное его именем Кудымкар. Отметим
фигуру медведя Кудым Оша для символики Кудамкарского района.
Культурное влияние на коми пермяков со стороны близко живущего населения
прослеживается с Х века. Наиболее важными для коми пермяков
были связи с севером, где в Вычегодско Вымском бассейне шло формирование
родственного коми зырянского населения. Сильное влияние на коми
пермяков в X XIII веках оказали Волжские Булгары. Они завладели
водным путем по Каме, вели торговлю и жили в некоторых поселениях
коми пермяков.
В XI XIV веках коми пермяки попадают под влияние славянского населения,
которое шло со стороны новгородских и ростово суздальских земель.
В 1383 году Стефан Пермский основал Пермскую епархию с центром в
городке Усть Вымь. Первое крещение коми пермяков произошло в Чердыни. 92
В 1462 году в Чердыни был построен первый в Перми Великой ИоанноБогословский
монастырь. Первый приходский храм на коми пермяцкой
земле появился в погосте Гайны в 1579 году. Отметим этот факт для символики
Гайнского района. Христианизация коми пермяков создавала благоприятные
условия для присоединения Перми Великой к Москве. В целях
укрепления восточных рубежей Русского государства Иван IV передал коми
пермяцкие земли по Каме Строгановым. Русская колонизация Верхнего
Прикамья положила начало утрате территориальной целостности комипермяков.
К концу XVII века этническая территория коми пермяков не была
уже столь компактной и обширной как раньше.
Северные коми пермяки, проживавшие по Каме и Косе, вошли в Чердынский
уезд, а южные, расселявшиеся в бассейне Иновы и верховьях
Обвы в Соликамский. Между ними в верхнем течении Камы сложился
Юрлинский район с русским населением. Отметим этот факт для символики
Юрлинского района.
Большинство коми пермяков стали крепостными во владениях Строгановых.
В XVIII веке происходит стабилизация границ расселения коми пермяков,
в том числе этнических групп, что в значительной степени ускорило
процесс формирования коми пермяцкого народа. Проекты гербов и флагов районов Коми пермяцкого округа.
Идея создания политической символики для районов Коми округа это
попытка установить в символах особенную культуру и национальную идентичность
коми пермяков, отличную от культуры русского, татарского и других
народов, которые в недалеком будущем моrут обрести одну родину
под названием Пермский край или Пермь Великая
Таким образом, процесс объединения округа с областью стал толчком
для начала работы. И опираясь на полученный опыт из прошлой работы Политическая символика Пермской области мы надеемся как можно
убедительнее обозначить необходимость принятия районами округа своей
символики. 1Предложение к проектам флага и герба Кудымкарского района.
Мы считаем, что в основу символики Кудымкарского района Комипермяцкого
округа может быть заложена символическая фиrура медведя Кудым Оша из мифологии народа. В первой главе мы отмечали, что Кудым Ош был главой союза племен коми пермяков. Ош по комипермяцки
означает медведь. И мы предлагаем красного медведя ош как
главную геральдическую фиrуру для герба района В белом чочком поле изображен стоящий на задних лапах медведь Ош красного горд цвета повернутый вправо. В первой четверти помещен
щит национального герба Коми Пермяцкого автономного округа 93 Флаг представляет собой полотнище белого чочком цвета, с изображением
по центру стоящего на задних лапах медведя Ош красного горд
цвета повернутого вправо. У древка, в правом верхнем углу, располагается
каптон, повторяющий цвета национального флага Коми Пер мяцкого автономного
округа
Символика Кудымкарского района может означать, что на всей территории
проживает древнее население, в мифологии которого медведь обозначает
силу и предусмотрительность. В XVIII XIX веках медведь являлся символом предусмотрительности,
что объяснялось его умением заранее предвидеть изменение погоды
и в нужный момент подготавливать себе берлогу на зиму
В отношении коми пермяков медведь символизирует следующее Медведь играл определенную роль в христианской символике. Согласно
христианскому мифу, детеныши медведя рождаются бесформенными, и
мать облизывает их в течение продолжительного времени, чтобы придать
им форму настоящих медведей. Этот акт символизирует христианизацию
обращенных язычников 12.
2. Предложение к проектам флага и герба Гайнского района.
Для символики Гайнского района мы выделили в первой главе храм,
построенный в 1579 году в погосте Гайны. Дополнительно мы выбрали
символ снежинка в форме национального узора коми пермяков перна
Таким образом, герб представляет собой щит, поделенный на две равные
части вертикально, правая красного горд и левая синего лоз цвета. На
красном поле помещен храм серебряного чочком цвета с золотыми зарки
куполами, над храмом дата 1579 золотого зарки цвета. В синем лоз поле помещены три перны в шахматном порядке белого чочком
цвета
Храм символизирует христианизацию края, снежинка в виде перны
символизируют принадлежность территории к северным землям комипермяков. Флаг Гайнского района представляет собой полотнище, поделенное
вертикально на две равные части. Поле у древка красного горд цвета, а
противоположное синего лоз цвета. В красном горд поле помещена фигура
христианского храма серебряного чочком цвета с золотыми зарки
куполами. Над храмом дата 1579 золотого зарки цвета. В синем лоз
поле помещены три снежинки в шахматном порядке белого чочком цвета
в форме национального узора перны
3. Предложение к проектам флага и герба Косинского района.
Для символики Косинского района мы предлагаем геральдическую фигуру восходящую диагональ символ рек и прогресса, перну национальный
символ коми пермяков и зеленый цвет символ леса и природы.
Так как Косинский район лесной край. 94 Герб Косинского района представляет собой щит зеленого том цвета,
рассеченный широкой восходящей диагональю белого чочком цвета,
несущий национальный символ перна красного горд цвета. Диагональ
символизирует реку Коса, по которой был назван район Флаг Косинского района представляет собой полотнище зеленого том цвета пересеченное широкой восходящей диагональю белого чочком
цвета, несущей национальный символ перна красного горд цвета
Символику флага можно объяснить следующим образом белая диагональ
символизирует реку Коса, перна на диагонали символизирует народ,
черпающий жизненные силы из реки. Зеленое поле символизирует
леса, которыми богат район.
Дополнительно треугольники зеленого цвета символизируют треугольник
вершиной вверх символизирует созидательную мужскую силу,
иначе выражаемую как творческая сила божества. И наоборот, треугольник,
вершина которого обращена вниз знак женского начала, плодородного
лона земли 13.
4. Предложение к проектам флага и герба Кочевского района Для символики Кочевского района мы взяли из коми пермяцкого языка
слово коч означающее зайца.
Именно от слова коч образовано название района. Дополнительно
мы взяли национальный узор из соединенных символов перна
Таким образом, герб Кочевского района представляет собой щит зеленого том цвета с изображением зайца коч в прыжке белого чочком
цвета. У верхней оконечности щита расположен национальный узор в виде
соединенных символов перна Флаг Кочевского района представляет собой полотнище зеленого том цвета. У верхней кромки расположен узор красного горд цвета на
белом чочком На зеленом поле помещен заяц коч белого чочком цвета
Символика флага означает
Заяц символ воспроизводства жизни. Заяц в прыжке символизирует
устремленность в будущее, прогресс. Зеленый цвет природы, наделен
силой возрождения, т он накапливает солнечную энергию и трансфор
мирует её в энергию жизни 14.
5. Предложение к проектам флага и герба Юрлинского района.
Для символики Юрлинского района нами была выбрана фигура головы
медведя. С коми пермяцкого юр означает голова. А медведь главное
божество в мифологии коми пермяков. Герб Юрлинского района представляет
собой щит желтого зарки цвета. 95
В центре помещена голова медведя в профиль красного лорд цвета.
В первой четверти помещен щит национального герба Таким образом,
отсутствие национального символа перны в главном поле щита означает,
что район образовывался с преимущественно русским населением. Флаг Юрлинского района представляет собой полотнище желтого зарки цвета. В центре помещена голова юр медведя ош в профиль
красного горд цвета. В верхнем правом углу у древки помещен кантон,
повторяющий цвета национального флага
Символика флага означает медвежья голова символ христианского
населения района. Согласно христианскому мифу, детеныши медведя
рождаются бесформенными, и мать облизывает их в течение продолжительного
времени, чтобы придать им форму настоящих медведей что
символизирует крещение язычников.
6. Предложение к проектам флага и герба Юсьвенского района.
Для символики Юсьвенского района мы взяли из коми пермяцкого языка
слово юсы означающее лебедя. Дополнительно мы использовали
национальный символ перну
Таким образом, герб Юсьвенского района представляет собой щит
синего лоз цвета. В центре помещен лебедь юсь белого чочком цвета,
повернутый вправо, и несущий на спине национальный символ перна
красного горд цвета Флаг представляет собой полотнище синего лоз цвета. В центре помещен
лебедь юсь белого чочком цвета, повернутый вправо, и несущий
на спине национальный символ перна красного горд цвета
Символика флага означает лебедь символ верности, незапятнанной
белизны. Лебеди в легендах образуют пару только один раз в жизни. Считается,
что если один лебедь погибает, второй уже никогда не совьет
гнезда. Синий цвет символ реки времени, истины, преданности, веры.
Рассматривается как символ всего духовного, воздействует на сознание и
заставляет задумываться. Связан с душевной освобожденностью, мягким,
легким, обдуманным устройством жизни.
Заключение.
В заключение хотелось бы отметить, что правительства Венгрии и
Финляндии совершенно напрасно сетуют на потерю идентичности комипермяцкого
народа. Всегда есть способы эту идентичность уловить и закрепить,
в символике, либо в другой форме. Мы в своей работе предложили
всего лишь один способ воспроизводства идентичности народа. И этот
способ принят во всем мире как исторически сложившийся и зарекомендовавший
себя с лучшей стороны. Здесь можно вспомнить о почитании и
поклонении флагу в Соединенных Штатах Америки, здесь можно вспомнить
пестроту улиц городов и деревень Швейцарских кантонов. 96
Здесь и День флага Швеции, возведенный в государственный праздник
и многие другие примеры, показывающие отношение народов к своим
символам. Это и показатель политической культуры и показатель лояльности
или оппозиционности режиму и многое многое другое. Вот почему
важно знать и изучать, а ещё важнее создавать и прививать чувства патриотизма
и единства, которые выражаются через отношение к символике.
Подводя итог проделанной работы, мы констатируем, что создание
системы символов в пределах региона возможно и принятие подобных
систем зависит лишь от политической воли властей того или иного региона.
А создавать, знать и почитать символы своего народа должно быть не
только политически модно, но и закономерно.
Процесс объединения двух народов в один регион влечет за собой
массу проблем. Ими обуславливается и постепенное решение вопроса.
Принятие флага области в этом ключе можно считать попыткой привлечь
больше сторонников объединения, т выбраны привлекательные цвета
для коми пермяцкого народа. Будет ли меняться символика уже в новом
регионе, покажет время.
ЧЕРВЯКОВ Сергей Владимирович, член корреспондент
Всероссийского геральдического общества, студент IV курса
Историко политологического факультета Пермского государственного
университета, г. Пермь.
ПРИМЕЧАНИЯ 1
Философская энциклопедия. М., 1965. Т. 5. С. 10.
2 Культурология ХХ век. Словарь Под ред. Ж Прутюнова, В Басилова и др.
СПб., 1997. С. 406.
3 Политология Энциклопедический словарь. М., 1993.
4 Мисюров Д Политическая символика структура и функции Вестник московского
университета. Сер. 12, политические науки. 1999. 1
5 Подробнее см. Мисюров Д Политическая символика структуры и функции
Вестник московского университета. Сер. 12, политические науки. 1999. 1
6 Соколов В Вексиллологический справочник по флагам Российской Империи
и СССР. М. 2002.
7 Вексиллология наука о флагах лат. Vexillum знамя
8 www.fiav.net.
9 www.sbvex.org. 10
Жители Прикамья храбрые медведи с чистыми помыслами Новый компаньон. 15 апреля 2003 года.
Грачев Г. Национальный космо психо логос Вопросы философии. 1994. 12. 12
Турскова Т. Новый справочник символов и знаков. М., 2003. 13
Там же. 14
Жюльен Н. Словарь символов. Перевод с французского Каюмова, Устьянцевой.
Челябинск, 1999. 97
ЛИТЕРАТУРА 1Грачев Г. Национальный космо психо логос Вопросы философии. 1994. 12.
2. Глигич Золотарева М. Укрупнение субъектов федерации рго et сontra Полис.
3. Зубов А Унитаризм или федерализм Федерализм. 2000. 1
4. Жюльен Н. Словарь символов Перевод с французского Клюмова, Устьянце
вой. Челябинск, 1999.
5. Интересы моего народа прежде всего Звезда. 23 апреля 2002.
6. Идеология объединения Деловое прикамье. 18 февраля 2003.
7. Каспэ С Конструктировать федерацию Полис. 2000. 5.
8. Коми Пермяцкий автономный округ на рубеже веков. Кудымкар, 2000.
9. Коми Пермяцкий автономный округ проблемы социально экономического и
национального развития. Кудымкар, 2000. 10. Коми Пермяцкий автономный округ Страницы истории. Кудымкар, 1988. Коми Пермяцкий национальный округ. Исторические очерки. Пермь, 1977. 12. Коми Пермяцкий округ ХХ век. Кудымкар, 2000. 13. Коми Пермяцкий округ и Урал история и современность. Кудымкар, 2000. 14. Коми Пермяцкий округ Русский. Русский Коми пермяцкий словарь. Кудымкар,
2000. 15. Мисюров Д Политическая символика структура и функции Вестник московского
университета. Сер. 12, политические науки. 1999. 6. Мамаев К. Флаги рассказывают. Л., 1972. 17. Нешатаев Н Природа Коми Пермяцкого национального округа. Кудымкар, 1965. 18. Николаев Ю Основы геральдики. Пермь, 2002. 19. Памятники истории и культуры Коми Пермяцкого национального 0 1руга. Кудымкар, 1970.
20. Память. Историко документальная хроника Юрлинского района. Кудымкар, 1999.
2 1Политическая символика Политическая наука. Ред. К Гаджиев. М., 1996.
22. Политическая символика Пермской области курсовая работа С Червяков.
Пермь, 2002.
23. Самков П 40 лет Коми Пермяцкому Национальному округу. Пермь, 1965.
24. Соколов В Вексиллологический справочник по флагам Российской импе
рии и СССР. М., 2002.
25. Турскова Т. Новый справочник символов и знаков. М., 2003.
26. Ульянов А Русская символика. М., 200 1
27. Шабаев Ю Коми пермяки этнический иденфитет и стабильность этноса.
Пермь, 1997.
28. сostantino М. The ustated Flag нandbook Devon England. 200 1
29. lnglefield Е. Vlaggen. Milan. taly. 1979.
30. Маге Russian RespuЫiсs Flagmaster. 1992. 72.
3 1New Government and Regional Designs Flagmaster. 1999. 95.
32. Russisсhe Federatie Vlaggen lnfo. 1999. 98.
33. Ta oссi М. Bandieve di Tutto il Mondo. Roma. ltaly. 1994.
34. Sierksma К Nederlands vlaggenboek Utreсht Antwerpen. Netherlands. 1962.
35. The Flag parade сontinnes Flagmaster. 1998. 9 1
36. The hatest news from the former USSR Flagmaster. 1993 73. 98
k jfj f ч с сft 0 7 АХ о к
k к Jс o J о С. оКС 1S Ъ J v 1С. Uf сJсO Z O 4р t t f rL
k иf JLu Z o око t
с7e S rf q
юp t Kс La 7 Q си о wo.,
7 7 г
ю С6 f7 и zo 99