Ражнёв Г.В.
Устранить перекос в отечественной геральдике (христианские святые покровители)
// Гербовед. №74. (2004)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 7 (74). С. 70-71
Аннотация: Налицо явный перекос российской геральдики в сторону использования языческой символики, несправедливое невнимание не только к старым, но и к современным христианским символам, которые за последнее столетие пополнились длинным рядом как католических, так и православных покровителей самых разных профессий.
Об авторе публикации/статьи:
Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) кандидат философских наук, доцент военного университета в Смоленске
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 8531 знаков (с пробелами)
Г Ражнев, к н., Смоленск
VGТР ПИТЬ П6Р6КОG G Г6Р ЛЬДИК6 ХРИGТИ ПGКИ6 GflЯTЫ6 ПОКРОflИТ6ЛИ
Бурное развитие практической геральдики в современной России несколько
отстает от развития ее теоретических исследований. Одной из
причин этого является усложнение самой геральдики, необходимость выхода
ее на более высокий уровень, предполагающий обогащение ее изобразительным
искусством, мифологией, мировыми религиями, философией
и особенно новыми достижениями символики.
Заметно вопиющее отставание теоретической геральдики от достижений
символики в христианстве, которое долгие годы в нашей атеистической
стране запрещалось не только исследовать, но и вводить в практическую
геральдику.
Эта тенденция, как это не удивительно, продолжается и сегодня. Простой
пример. В новых 150 гербах, помещенных в Гербовом Матрикуле Русской
геральдической коллегии См. Гербовед 35 использованы только
два христианских символа крест и безымянный ангел. Зато широко
представлены персонажи древнегреческой и римской мифологии Эрато,
Клио, Диана, Марс, Меркурий, Аполлон, Фортуна, кентавр и др.
Налицо явный перекос российской геральдики в сторону использования
языческой символики, несправедливое невнимание не только к старым, но
и к современным христианским символам, которые за последнее столетие
пополнились длинным рядом как католических, так и православных покровителей
самых разных профессий от космонавтов до пользователей интернета.
К сожалению, мы, геральдисты, мало изучаем, а поэтому плохо
знаем и почти совсем не применяем в практической геральдике христианских
покровителей. Но ведь когда то, в эпоху Возрожде ия и вплоть до XIX
века включительно, многие христианские покровители были хорошо известны,
а общественное сознание того времени включало в себя целую
нишу знаний о них.
Достаточно напомнить о том, что многие великие художники Джотто,
Боттичелли, Рафаэль, Фра Анджелико, Тициан, Беллини, Эль Греко, Мемлинг,
Веласкес, Леонардо да Винчи, Рубенс и другие часто брали яркие
эпизоды из жизни христианских святых для сюжетов своих гениальных
картин.
Разумеется, простое знакомство с этими картинами требует определенных
знаний о христианских покровителях. Но сведения о них еще более
нужны сегодня специалистам по геральдике, занимающихся разработкой
не только территориальных, но и корпоративных и фамильных гербов,
ибо покровители соответствующих профессий могут фигурировать
не только в качестве гербовых фигур, но и в качестве щитодержателей и
клейнодов. 70
Сегодня основных христианских покровителей насчитывается далеко
за сотню. Так, например, христианские покровители есть практически у
врачей всех специальностей, а покровителем пасечников считается
св. Амвросий, кожевенников св. Варфоломей, барменов, пивоваров и
виноградарей св. Аманд, фотографов св. Вероника филателистов,
работников почты и дипломатов св. Гавриил, астрономов св. Доминик,
сотрудников пресс служб и рекламных агенств св. Бернардин Сиенский,
археологов св. Елена, хлебопеков св. Елизавета Венгерская, юристов
св. Ивот Кирмантерийский, журналистов св. Иоанн Богослов, космонавтов св. Иосиф из Купертина, телевидения св. Клара Ассизская, деловых
женщин св. Маргарет Клитероу, политиков св. Томас Мор и т
Сегодня почти каждая профессия имеет своего христианского покровителя.
Разумеется, каждый из них изображается в соответствующей одежде,
а многие из них имеют по несколько атрибутов.
Возможно, что найдутся скептики, которые зададут вопрос а можем ли
мы без разрешения церкви использовать в гербах христианских покровителей
Безусловно, можем. Так было, есть и будет всегда. Простой пример
правомерно ли наши студенты считают своим покровителем св. Татьяну, а
влюбленные св. Валентина Скептик заметит, что это не геральдика. А
ведь во многих гербах российских городов изображены Архангел Михаил,
Георгий Победоносец, да и в гербе России есть христианские символы. В
современных российских наградах восстановлены ордена Андрея Первозванного
и Георгия Победоносца. Что же касается фамильных гербов, разработанных
во Всероссийской геральдическом обществе, то христианские
святые Николай Можайский и Алексей изображены в качестве щитодержателей
в гербе генерала Н Фролова. Но, к сожалению, это только единичный
пример.
Более широкое использование христианских покровителей в отечественной
геральдике обогатит ее арсенал изобразительных и символических
средств, намного расширит ее содержание и эстетические возможности,
разнообразит спектр персонажей, а истинным художникам даст широкое
поле для настоящего творчества. 7 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ражнёв Г.В. Устранить перекос в отечественной геральдике (христианские святые покровители) (2004)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|