| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №72. (2004) › Горбатый Е.Я. Символика двенадцати колен Израилевых | ||||||
Горбатый Е.Я.
Символика двенадцати колен Израилевых// Гербовед. №72. (2004)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 6 (72). С. 124-131, цв. вкладка 24 Аннотация: Выражение «колена Израилевы» знакомо каждому человеку, хотя бы раз в жизни бравшему в руки священную книгу христиан - Библию или Тору - пятикнижие Моисеева - святую книгу иудаизма. Но, как это не парадоксально звучит, оно (выражение) неправильное. На иврите «колена Израилевы» - «шивтей Исраэль» - племена Израиля. Племена, а не колена. Откуда же взялось это слово? Об авторе публикации/статьи: Горбатый Ефим Яковлевич (Хмельницкий) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Горбатого Е.Я.
в библиотеке найдено еще 9 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 38808 знаков (с пробелами)
В Горбатый, Хмельницкий GИМ.ЕОЛИКЛ Д.Е6ПЛДЦЛТИ КОЛ6П ИЗРЛИЛ6.ЕЫХ см. рис. на 24 й стр. цв. вкладки Выражение колена Израилевы знакомо каждому человеку, хотя бы раз в жизни бравшему в руки священную книгу христиан Библию или Тору пятикнижие Моисеева святую книгу иудаизма. Но, как это не парадоксально звучит, оно выражение неправильное. На иврите колена Израилевы шивтей Исраэль племена Израиля. Племена, а не колена. Откуда же взялось это слово Еще в середине в. до н по требованию египетского царя Птолемея 72 евреями был сделан перевод Торы на греческий язык, называемый Септуагинта. Затем в него были внесены многочисленные украшения в духе греческой литературы того периода. Тогда то и вкралась описка. Греческие слова племя и колено часть ноги отличаются всего лишь одной буквой. Переписчик просто ошибся. Но ошибка стала традицией. Но это полбеды. Например, в переводе Торы на латынь известная всем католикам Вульгата были допущены еще более грубые ошибки. Переводчик монах Иероним, живший в IV в., изучал иврит совсем недолго. Самая знаменитая его ошибка перевод слова керен означающее сияла как слово рог в результате чего одна из самых известных скульптур великого Микеланджело изображает пророка Моисея с рогами на голове А слово керен означает в иврите еще и угол и фонд Итак, колена Израилевы это родственные племена потомков праотца Иакова, образовавшие согласно традиции, израильский народ. Как все человечество согласно Библии произошло от Адама и Евы, так и евреи кроме новообращенных в иудаизм произошли от патриархов. Если считать, что Адам родился в 1году сотворения мира, то всемирный потоп произошел в 1656 г. Спасся лишь Ной и его дети Сим, Хам и Иафет. Согласно преданиям все существующие сейчас на Земле народы произошли от детей Ноя. От Сима произошли народы западной Азии семиты ассирийцы, арабы, евреи, арамейцы, эламиты и др. От Хама произошли египтяне, кушиты и др. народы Азии и Африки. Европейцы же потомки Иафета. Спустя 300 лет после потопа, потомок Сима Терах переселился из Вавилонии на север в Харан. Один из сыновей Тераха, Авраам со своей женой Сарой, племянником Лотом и др. родственниками переселился из Харана в соседний Ханаан Палестину Авраам и считается первым евреем. По одной из версий слово еврей обозначает заречный пришедший из за далекой реки. Жена Авраама Сара Сарра считается первой праматерью еврейского народа. 124 Первый сын Авраама Ишмаэль Исмаил родившийся от наложницы Агарь, считается праотцом арабов. Лишь тогда, когда Аврааму было 100 лет, т в 2048 г., а его жене Саре 9 1у них родился сын Ицхак Исаак что в переводе означает будет смеяться поскольку Сара рассмеялась, услышав, что у нее будет ребенок в ее возрасте. Исаак был женат на Ривке и у них были сыновья Эсав Исав и Яаков Яков Сын Исаака Иаков стал вождем следующего поколения. Исав продал ему первородство за чечевичную похлебку. Иаков был дважды женат на Лие Лее и Рахили Рахели Также у него были две наложницы служанки Зильпа Зелфа и Бильга Валла Эти 4 женщины родили Иакову 12 сы овей и дочь. Сыновья Иакова и являются родоначальниками племен Израиля. Иаков 7 лет работал на своего дядю Лавана, чтобы жениться на его младшей дочери Рахили, но Лаван выдал замуж за Иа 1tва свою старшую дочь Лию а также дал свою прислугу Зелфу Лее в служанки. Через неделю после свадьбы Иа 10в женился и на Рахили, которой Лаван дал в служанки свою прислугу Валлу. За это Иаков работал на Лавана еще 7 лет. Иаков любил Рахиль, но та была бесплодна. Дети же рождались у нелюбимой Лии. Первым родился Рувим Реувен от ивр. реу бен видеть сына или раа бэоньи Бог увидел мое горе Вторым родился Симон Шимон Лия сказала Бог услышал шма что я нелюбима, и дал мне этого сына Третьим родился Левий Леви потому что Лия сказала Будет муж 10 мне привязан лава ибо я родила ему трех сыновей Четвертым сыном Иакова был Иуда Иегуда Лия сказала Теперь восхвалю одэ я Бога Пятый сын Иакова родился у служанки Рахили Валлы. Рахиль же стала приемной матерью. Рахиль сказала Бог меня судил дан и услышал мой голос и дал мне сына Поэтому ему дали имя Дан. Второго сына Валлы и шестого Иакова назвали Невфалим Нафтали потому что Рахиль сказала Я боролась с моей сестрой по всем окольным дорогам нафтулей и победила Следующий, седьмой сын Гад родился у служанки Лии Зелфы. Лия воскликнула Пришла удача гад Восьмым сыном Иакова стал второй сын Зелфы Асир Ашер потому что Лия сказала Это мое счастье ашер После того, как Рувим принес своей матери Лие дикую мандрагору, а Лия отдала ее Рахили, у Лии родился ее пятый сын Иссахар. Лия сказала Бог мне воздал сахар за то, что я отдала свою служанку своему мужу Десятым сыном Иакова стал шестой сын Лии Завулон Звулун потому что Лия сказала Теперь пусть муж сделает постоянный дом звуль со мною Затем у Лии родилась дочь Дина. Одиннадцатым сыном Иакова стал сын Рахили Иосиф Йосеф потому что Рахиль сказала Да дарует мне Бог еще йосеф сына 125 После этого Иаков убежал со своей семьей от Лавана к своему брату Исаву. Перейдя через реку Ябок, Иаков победил в единоборстве ангела, который благословил его и дал Иакову новое имя Израиль Исраэль поскольку он стал великим сар перед Богом и человеком. Считается, что именно это единоборство символизирует борьбу со злом, которую отныне предстоит вести ему и его потомкам. Последним, двенадцатым сыном Иакова, был Вениамин Биньямин Его родила Рахиль и умерла при родах. Она его назвала Бен Они сын печали моей Спустя много лет, когда Иосиф стал правителем Египта, а Иаков со всем семейством переселился к нему в Египет, то семья Иакова составляла уже 70 человек, включая сыновей Иосифа, рожденных в Египте Манассия Менаше и Ефрем Эфраим Два сына Иосифа стали родоначальниками двух колен Израилевых. Сам Иосиф предком отдельного колена не считается. Перед своей смертью Иаков благословил всех своих сыновей и сравнил многих из них с животными Иуду со львом, Иссахара с могучим, сильным ослом, Дана с рогатой змеей, Невфалима с прекрасным оленем, Вениамина с хищным волком. Впоследствии, эти животные стали символами соответствующих колен. Завулон был назван Иаковом кораблем морским, и его символом стал корабль. Асир был назван хлебом, и его символом стало оливковое дерево. Эмблемой Гада стали воинские отряды, таюке в соответствии с пророчеством Иакова. Иосифа Иаков сравнил с виноградной лозой. Эмблемой Рувима стала мандрагора. Эмблемы Симона, Леви, Манассии и Ефрема появились позже. После смерти Иакова, еврейский народ еще 190 лет находился в египетском плену. Исход же из Египта произошел в 2448 году, под предводительством пророка Моисея Маше Ко времени Исхода из Египта численность еврейского народа составляла уже 603550 человек. Колено Леви в эти цифры не входило. Левиты стали стражниками, певцами хора, носильщиками Ковчега Завета, духовными лидерами, учителями. Из колена Леви вышла особая часть людей, называвшиеся каганы священники, отвечающие за жертвоприношения животных в Иерусалимском Храме. Во время Исхода из Египта Моисей поднялся на гору Синай и пробыл там 40 дней и 40 ночей. Одно из поручений, данных Богом Моисею на горе Синай, было сделать одежду для первосвященника Аарона, брата Моисея, и его сыновей для служения Господу. На плечах эфода короткой одежды, должны были находится два камня сардоникса оникса на каждом из них были вырезаны по 6 имен сынов Израиля. Существует множество версий, в каком порядке эти имена были выгравированы. Среди них версия, что имена были расположены по порядку рождения от Рувима до Вениамина, по другой версии, по порядку рождения были записаны имена лишь на втором камне, а начинался счет с Иуды и т 126 На нагруднике первосвященника находились 12 драгоценных камней, 4 ряда по 3 камня. Каждому колену соответствовал определенный камень. В первом ряду были сердолик, изумруд и топаз. Сердолик на иврите одем Иосиф Флавий называет его сардионом. В Библии просто рубин, но так как в древности названия камням давались по цвету, то рубином назывался любой камень ярко красного цвета. Он был камнем Рувима. Изумруд на иврите питда зеленый камень. Многие переводят слово питда как топаз, но есть указания, что топаз древних это зеленый камень. Изумруд был камнем Симона. Топаз на иврите барекет Многочисленные источники сообщают, что это был желтый камень или цвета шафрана. Согласно некоторым древним источникам, это мог быть и пирит золотая обманка. По другим источникам, в этом камне были красные, желтые и черные полоски. Это был камен колена Леви. Второй ряд карбун 1ул, сапфир, берилл. Карбункул на иврите нофех Септуагинта и Иосиф Флавий считают, что нофех переводится словом антракс уголь. Иногда считают, что у минерала был красный цвет горящего угля, но некоторые переводят слово уголь буквально и считают, что нофех это черный камень. Но большинство источников считают, что камень был синим, хотя голубой 1арбункул очень редок. Он был камнем Иуды. Сапфир на иврите сапир На греческий переведено сапфейрос синий камень, так что это могла быть и ляпис лазурь. Многие считают, что это был бесцветный хрусталь. Сапфир был камнем Иссахара. Берилл на иврите яхалом В Библии назван алмазом. Многие считают жемчугом или халцедоном. Был камнем Завулона. Третий ряд гиацинт, агат, аметист. Гиацинт на иврите лешем В Библии назван яхонтом. Греческие источники считают, что это был яркий оранжевый камень, возможно янтарь или топаз. Гиацинт был камнем Дана. Агат на иврите шва на греческом ахатис серый камень. Многие считают, что это был полосатый или пестрый халцедон. Агат был камнем Невфалима. Аметист на иврите ахлама фиолетовый или пурпурный камень, помогал против опьянения Плиний Когда аметист нагревают, он становится желтым. Некоторые источники считают, что это был желтый камень. Аметист был камнем Гада. Четвертый ряд хризолит, оникс, яшма. Хризолит на иврите тариши Его описывают как желтоватый камень цвета янтаря или чистого оливкового масла. Некоторые считают, что тариши это аквамарин, блестящий сине зеленый камень. Хризолит был камнем Асира. Оникс на иврите шахам камень, в котором встречаются черный, желтый, красный и др. цвета. Иосиф Флавий называет его сардониксом. 127 Другие источники считают, что это был черный камень или дающий от блески белый камень. Оникс был камнем Иосифа. Яшма на иврите яшфэ многоцветный камень, полосатый. Возможно, это мог быть один из видов опала. Это был камень Вениамина. На всех этих камнях также были имена 12 сыновей Израиля, по одному на каждом. Цвета камней были использованы в цветах знамен племен. Знамена дгалим дарованные израильтянам в пустыне, обладали глубочайшим духовным значением. После посчета численности населения, евреи стали в пустыне станом вокруг Ковчега Завета. Ковчег окружали левиты, а с четырех сторон стали лагерем все 12 колен, по 3 с каждой стороны. На востоке стали колена Иуды, Иссахара, Завулона. На юге Рувима, Гада, Симона. На западе Ефрема, Вениамина, Манассии. На севере Дана, Асира, Невфалима. У каждого колена было свое знамя. Таюке знамя было и у колена Леви. Среди каждых трех знамен одно было главным, под ним шли другие два колена. Главными были знамена Иуды, Ефрема, Рувима и Дана. Эти знамена были большего размера, чем остальные 8. На всех знаменах были вышиты эмблемы. На четырех главных были еще и надписи. На главном знамени Иуды первые буквы имен трех праотцов патриархов Авраама, Ицхака и Иакова. На знамени Рувима были вторые буквы имен праотцов, составлявшие слово беца выгода напоминая всем, что надо быть честным в денежных делах, подобно Рувиму, сторонившемуся воровства. На знамени Ефрема были написаны третьи буквы имен патриархов, составлявшие слово рахак отдаление показывающее, что еврей должен избегать идолопоклонства. Царь Иеровам, установивший в еврейс 1 0м царстве идолов, происходил именно из колена Ефрема. На знамени Дана были последние буквы имен патриархов. Они образовали слово ма 1аВ молот означающее, что еврей должен уничтожать идолов. Колено Дана не воспротивилось, когда Иеровам установил на его земле идола. Кроме того, изображения на главных знаменах совпадали с четырьмя земными созданиями, окружающих престол Небесной Славы. Человеческому образу соответствует знамя Рувима с вышитым кустом мандрагоры, напоминающим внешне человека. Образу льва соответствовало знамя Иуды со львом. Образу быка соответствовал флаг Ефрема с быком. Лику же орла соответствовал орел со змеей на знамени Дана. Правда, большинство исследователей считают, что на знамени Дана изображалась просто змея. Все знамена были сделаны из шелка. На флагах была эмблема колена. Флаг Рувима был красным. Эмблемой были растения дудаим мандрагора Рувим был настолько честным, что собирал для своей матери только дикорастущие бесхозные растения дудаим. Все его колено тоже сторонилось воровства. 128 Знамя Симона было зеленым. Изображен на нем был вид города Шхема Шехема Завоевания Шхема Симоном знаменовало начало покорения Ханаана. Эта эмблема вдохновляла сынов Израиля, готовившихся войти в святую землю. У колена Леви также был собственный флаг, хотя его и не включают в число 12 знамен. Флаг был на треть белым, на треть черным и на треть красным. Белый показывал на безгрешность левитов и в Египте, и в пустыне они были чисты от греха. Черный означал, что со стороны левиты казались черными, как вороны они были настолько поглощены изучением Торы, что не обнаруживали никаких мирских совершенств. Красный напоминал о крови жертв, которые каганы возносили на жертвенник. Эмблемой колена был нагрудник первосвященника с 12 драгоценными камнями, символизировавший, что это колено было коленом священников. Флаг Иуды был синег D цвета с изображением льва. Синий цвет связывается с Престолом Небесной Славы, а Иуда являл собой на земле царское величие Господа. Лев напоминал о последнем благославении Иакова, в котором тот сравнивал Иуду со львом, царем зверей. Знамя Иссахара было черным с изображением солнца и луны. Колено Иссахара славилось познаниями в Торе и цвет знамени был черным см. выше флаг Леви Солнце и луна означали, что это колено было сведуще в астрономии и могло поэтому делать вычисления еврейского календаря. На белом флаге Завулона плыл корабль. Своими доходами от морских плаваний люди этого колена поддерживали колено Иссахара, изучавшее Тору. Белый цвет символизировал их счастье и чистоту побуждений, влекущих их 1торговле. Знамя Дана было цвета сапфира, на нем был вышит змей. Его в своем последнем благословении упоминал Иаков. Из колена Дана произошел в будущем судья Самсон, креп 1ий как сапфир и нападавший на филистимлян подобно змею. Знамя Гада было соткано из черных и белых нитей. На нем изображались воинские отряды, в соответствии с пророчеством Иакова о том, что из этого колена произойдут могучие воины. Черный цвет символизировал то, что хотя люди этого колена все время подвергались опасности в битвах но безмятежное спокойствие их не покидало, ибо они уповали на Господа. Это символизирует белый цвет. Флаг Невфалима был рыжевато пурпурным, цвета разбавленного вина. Этот цвет намекает на Тору, сравниваемую с вином. Эмблемой был олень, с которым Иаков сравнивал Невфалима в своем благословении. Флаг Асира был бледного, голубовато серого цвета жемчуга, на нем было оливковое дерево. Дочери Асира выходили замуж за царей и праведни,шв. Они носили жемчужные ожерелья, как знатные жены. Оливковое дерево символизировало удел Асира в земле Ханаана, благословенной оливами. 129 Флаг Ефрема был черным, и на нем был изображен бык, символизировавший Иисуса Навина, который произойдет из этого колена и силу которого уподобят силе быка. Флаг Манассии был таюке черным. На нем был изображен ДИl ИЙ буйвол, намекавший на происходившего из этого Олена судью Гедеона, добрые дела которого уподоблялись великолепным рогам буйвола. На знамени Вениамина были цвета всех знамен. Изображен был на флаге вол Город Иерусалим, где находился жертвенник храма, располагался в уделе Вениамина. Благодаря приносимым на нем жертвам, он даровал благословение всему народу Израиля, о чем и говорит сочетание во флаге цветов всех Олен. С хищным волком Вениамина сравнивал в своем благословении Иаков. Изображение волка таюке намекает на жертвоприношения, которые Небесный Огонь на жертвенниl е рвал на части поглощал Под этими знаменами израильтяне, ведаемые Моисеем, а позднее Иисусом Навином, завоевали Святую Землю и разделили ее между собой. В Заиорданье поселились племена Рувима и Гада, и половина колена Манассии. Остальные Олена поселились в Святой Земле. Колено Ефрема, к которому принадлежал Иисус Навин, получило, естественно, одну из самых больших территорий в средней полосе Ханаана. Между Иорданом и Средиземным морем. Полу 1шлено Манассии утверждалось к северо западу от колена Ефрема, до горы Кармель. Колено Иуды заняло юг страны, от Иерусалима. Там же поселилось и малочисленное колено Симона. Между Оленами Иуды и Ефрема заняли землю Вениамин и Дан. На севере Ханаана поселились четыре колена. Иссахар занял равнину Изреель с горами Гильбоа и Тавором. Завулон поселился ближе морю и владениям финикийцев. Севернее жили асириты. Колено Невфалима заняло северо восток Хана ана. Колено Леви землю не получило. Левитам все 12 колен отдали для жительства 48 городов, раскиданных по всей стране. Как священники и духовные наставНИl И, левиты жили по всей стране. При царе Соломоне территория Израиля достигла максимальных размеров, в нее входили теперешние Ливан, Сирия, Иордания, части Турции, Ираl а, Египта. Но после смерти Соломона царем стал Ровоам. Он обладал качествами, присущими, увы, многим современным государственным мужам, он был жаден, нахален и глуп. Это убийственное сочетание привело расколу еврейсl ого царства на две части. 1О северных колен отказались подчиняться Ровоаму, избрали царем Иеравама и образовали государство Израиль. Колена Иуды и Вениамина остались верны дому царя Давида, из которого происходил Ровоам и стали называться Иудеей. Израиль просуществовал с момента расl ола 930 г. до н до 722 г. до н когда был разбит и уничтожен Ассирией. Иудея продержалась до вавилонского вторжения в 586 г. до н 130 Согласно Библии 1О северных колен были уведены ассирийцами в рабство за реку Самбатион Саббатион которую невозможно перейти, так как 6 дней она бушует, а в субботу утихает. Но при попытке ее пересечь, она начинает бурлить. 1О потерянных колен искали во всех странах мира и пытались отождествить с ними какие либо существующие народы. Евреи Эфиопии считают себя потомками Дана. Потерянные колена отождествляли с японцами, афганцами, армянами, эскимосами и даже англичанами. Путешественник Антонио де Монтезинос сообщал, что в 1644 г. за Кордильерами он встретил индейцев, приветствовавших его словами шма начало известнейшей молитвы Шма Исраэль, Адонаи, Элохейну, Адонаи эхад Слушай, Израиль, Господь Б.ог наш, Господь один На самом деле, конечно же, уведенные 1О колен ассимилировались с местным населением и не оставили никаких следов от себя. Поэтому все современные евреи считаются потомками колен Леви и Иуды. Евреи, носящие фами r 1ии Коган Каг, лан, Кац, Раппопорт и т потомки первосвященниI 0в каганов. Коганы считаются духовной аристократией, они потомки первосвященника Аарона, брата Моисея. Хотя принадлежность к еврейству определяется по матери, племенная принадлежность прослеживается по отцу. Сын кагана тоже каган. Евреи с фамилиями Леви, Левин, Левинский и т потомки левитов, священников, помощников каганов. Все остальные евреи считаются иудеями, потомками Иуды. Такова краткая история колен Израиля, их символов и знамен, под которыми Израиль начал свое существование. Во времена изгнания, рассеяния, уничтожения евреи помнили о своих знаменах и истории, и это помогло сохраниться народу. 14 мая 1948 г. 5 и яра 5708 г. по евр. календарю над Тель Авивом взвился новый флаг, ставший достойным преемником прежних белоголубой с 6 конечной звездой Давида. Остальное слишком известно ЛИТЕРАТУРА 1Краткая еврейская энциклопедия. Тель Авив, 1988. 2. Библия. Ветхий и Новый Завет. Изд. Б. Геце. 1939. 3. Пятикнижие Моисеева или Тора. Под. ред. Г. Брановера. Иерусалим 1993. 4. Живая Тора. Пятикнижие Моисея. Иерусалим, 1998. 5. Телушкин Й. Еврейский мир. Иерусалим Москва, 1998. 6. Дубнов С Краткая история евреев. СПб., 19 12. 7. Сесиль Рот. История евреев. Иерусалим. 8. Флавий Иосиф. Иудейская война. Минск. 199 1 9. Флавий Иосиф. О древности иудейского народа. Против Апиона. СПб., 1895. репр. Москва, 1990 1О Вейсман Маше. Мидраш рассказывает. Бемидбар. Иерусалим, 1990. Государство Израиль. Иерусалим, 1988. 12. Маше Даян. Жить с библией. Иерусалим. 1986. 13. Еврейская традиция. Под ред. Г. Брановера. Иерусалим, 1998. 14. История Израиля от эпохи патриархов до восстания Бар Кохбы. Иерусалим, 1996. 13 1 24 GИМ.G ЛИК4 Д.G6П4ДЦ4 ТИ К Л6И ИЗР4ИЛ6.GЫХ см. стр. 124 симон ЛЕВИ ИССАХАР ЗАВУЛОН НЕВФАЛИМ АСИР МАНАССИЯ ВЕНИАМИН РУВИМ ИУДА ДАН f п ЕФРЕМ Художник Ю. Адамчук Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Горбатый Е.Я. Символика двенадцати колен Израилевых (2004)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |